ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Основы государственно-правового устройства / Утратившие силу акты / Министерства, государственные комитеты, ведомства /Положение о Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 08.05.2007 г. N 95)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Постановлению КМ РУз
от 08.05.2007 г. N 95
ПОЛОЖЕНИЕ
о Министерстве труда и социальной защиты
населения Республики Узбекистан
1. Министерство труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан (далее - Министерство) является республиканским органом государственного управления, осуществляющим реализацию политики в области труда, занятости, социальной защиты и социального обеспечения населения.
Министерство в своей деятельности подчиняется Кабинету Министров Республики Узбекистан.
2. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также настоящим Положением.
3. В систему Министерства входят:
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Каракалпакстан;
главные управления по труду и социальной защите населения областей и г. Ташкента;
районные (городские) центры содействия занятости;
районные (городские) отделы социального обеспечения;
региональные реабилитационные центры;
дома "Мурувват" и "Саховат" для инвалидов и престарелых;
санатории и пансионаты для ветеранов войны и труда;
Учебный центр по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных в г. Ташкенте;
Республиканская инспекция медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
службы врачебно-трудовой экспертизы;
Национальный центр реабилитации и протезирования инвалидов;
республиканские специализированные профессиональные колледжи для инвалидов в г. Ташкенте и г. Фергане;
юридический колледж N 2;
республиканские курсы повышения квалификации работников системы Министерства труда и социальной защиты населения;
Агентство по вопросам внешней трудовой миграции;
региональные хозрасчетные бюро по трудоустройству граждан за рубежом;
Центр предвыездной адаптации и обучения;
Информационно-компьютерный центр;
Республиканский научный центр занятости, охраны труда и социальной защиты населения.
4. Решения Министерства, принятые в пределах его компетенции, являются обязательными для исполнения органами государственного управления, органами государственной власти на местах, организациями и гражданами.
5. Министерство решает возложенные на него задачи и функции непосредственно, а также через территориальные подразделения, иные подведомственные ему организации.
6. Министерство при осуществлении своих задач и функций взаимодействует с другими органами государственного управления, органами государственной власти на местах и иными организациями.
7. Материально-техническое обеспечение Министерства и его подразделений, а также оплата труда работников системы Министерства осуществляются за счет средств государственного бюджета в пределах выделяемых ассигнований и Государственного фонда содействия занятости, Фонда стимулирования труда работников и укрепления материально-технической базы органов по труду и социальной защите населения, а также других источников, не запрещенных законодательством.
8. Министерство является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, депозитные и иные счета, в том числе валютный и специальные, в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием, а также соответствующие печати и штампы.
МИНИСТЕРСТВА
9. Основными задачами Министерства являются:
реализация эффективной политики по формированию в региональном разрезе рынка труда, обеспечению роста занятости населения за счет широкого внедрения новых форм трудовой занятости с учетом демографических факторов, перспективных направлений развития отраслей и структурных преобразований экономики;
разработка и внесение предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства в области труда, занятости и социальной поддержки населения с учетом меняющихся требований, связанных с демографическими изменениями и профессиональной подготовкой кадров;
предоставление незанятому населению, нуждающемуся в трудоустройстве, качественных услуг по профессиональной переподготовке и трудоустройству;
обеспечение реализации действенных мер по социальной защите уязвимых категорий населения, организация и управление социальным и государственным пенсионным обеспечением, усилению дифференцированного и адресного подхода при оказании помощи нуждающимся семьям, инвалидам и одиноким престарелым;
осуществление строгого контроля за соблюдением требований законодательства в области труда, занятости и социальной защиты населения, разработка мер по совершенствованию трудовых отношений, механизмов материального стимулирования и охраны труда.
10. В соответствии с возложенными задачами Министерство осуществляет следующие функции:
10.1. В области формирования рынка труда и обеспечения роста занятости населения:
совместно с Министерством экономики осуществляет прогнозы демографического развития республики и территорий, разрабатывает прогнозные балансы трудовых ресурсов с обоснованием комплекса мер по обеспечению эффективной занятости населения;
изучает численность и структуру трудовых ресурсов республики и территорий и разрабатывает предложения по ее совершенствованию;
организует мониторинг состояния рынка труда в целях обеспечения наиболее полной и объективной оценки уровня и структуры занятости населения, определения лиц, нуждающихся в трудоустройстве;
разрабатывает на основе прогнозов демографического развития территорий предложения по обеспечению занятости населения;
анализирует миграционные процессы, разрабатывает предложения по организации внешней трудовой миграции и трудовой деятельности иностранных граждан на территории Республики Узбекистан;
организует учет безработных;
проводит совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами исследования занятости выпускников средних специальных, профессиональных образовательных учреждений и на основе их результатов разрабатывает предложения по совершенствованию направлений профессиональной подготовки рабочих кадров и специалистов в образовательных учреждениях;
организует формирование и анализ информации по занятости населения, трудоустройству молодежи, высвобожденных работников и других категорий населения, а также по вакантным рабочим местам;
осуществляет учет лиц, занятых выращиванием крупного рогатого скота в личных подсобных и дехканских хозяйствах;
организует проведение социологических исследований для выявления профессиональных предпочтений и трудовой ориентации молодежи и незанятого населения;
участвует совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, органами государственной власти на местах в разработке, координации и реализации программ создания рабочих мест;
оказывает методическую и практическую помощь хокимиятам в разработке территориальных программ занятости и создания рабочих мест;
координирует разработку целевых региональных программ обеспечения занятости и социальной защиты работников, высвобождаемых в ходе реформирования и структурной реорганизации экономики, а также в результате банкротства и ликвидации хозяйствующих субъектов;
подготавливает предложения по стимулированию и поддержке самозанятости населения;
оказывает содействие органам государственного и хозяйственного управления, органам государственной власти на местах и организациям в вопросах расширения организации надомного труда на основе кооперации между предприятиями и гражданами;
обеспечивает совершенствование функционирования инфраструктуры рынка труда;
обеспечивает организацию оплачиваемых общественных работ для безработных;
организует профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации безработных.
10.2. В области социальной защиты и социального обеспечения населения:
участвует в подготовке предложений по совершенствованию механизмов осуществления социальной политики, направленной на усиление дифференцированности и адресности оказываемой социальной поддержки нуждающихся семей, пенсионеров, инвалидов, одиноких престарелых граждан;
участвует в разработке проектов нормативно-правовых актов по реализации государственной социальной политики и функционированию механизма социальной защиты;
участвует совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами, организациями и учреждениями в предоставлении установленных законодательством льгот, путевок на санаторно-курортное лечение и специальных средств передвижения пенсионерам, инвалидам и одиноким престарелым гражданам;
определяет совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами перечень и координирует разработку важнейших социально-трудовых норм и нормативов;
проводит совместно с Министерством экономики и другими министерствами и ведомствами исследования уровня жизни и благосостояния населения, вырабатывает предложения по его повышению;
разрабатывает, с участием заинтересованных министерств и ведомств, органами государственной власти на местах, предложения по социальной защите пенсионеров, инвалидов, многодетных и малообеспеченных семей, других социально уязвимых групп населения, нуждающихся в государственной поддержке;
в установленном порядке распоряжается средствами Государственного фонда содействия занятости;
организует обеспечение социальной поддержки безработных и членов их семей за счет средств Государственного фонда содействия занятости;
организует работу по обеспечению контроля за целевым использованием средств Государственного фонда содействия занятости;
изучает и анализирует вопросы выделения минимального количества рабочих мест и укомплектования их лицами, нуждающимися в социальной защите;
организует реализацию установленных социальных гарантий и мер социальной защиты граждан, занятых в дехканских и фермерских хозяйствах, а также предпринимателей;
участвует совместно с Министерством экономики, Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом в подготовке предложений по совершенствованию механизма государственного регулирования доходов населения;
совместно с Министерством экономики, Министерством финансов и другими заинтересованными министерствами и ведомствами подготавливает предложения по установлению минимального размера заработной платы, пенсий, пособий, стипендий.
10.3. В области регулирования трудовых отношений, совершенствования организации, условий оплаты и охраны труда:
участвует в разработке мер по совершенствованию механизмов материального стимулирования труда и методов регулирования оплаты труда;
координирует работу министерств, ведомств и организаций по вопросам нормирования труда и разработки тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих и должностей специалистов и служащих;
разрабатывает предложения по совершенствованию системы оплаты труда, единой тарифной сетки, районному регулированию заработной платы;
оказывает методическую и практическую помощь органам хозяйственного управления и организациям в вопросах организации оплаты труда, отнесения к соответствующим разрядам тарифной сетки должностей и работ, не отраженных в тарифно-квалификационных справочниках работ и профессий, должностей;
участвует по предложению соответствующих профсоюзных органов (иных представительных органов работников) и работодателей (их объединений) в заключении отраслевых соглашений;
организует совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработку и пересмотр нормативных документов по охране труда, согласование и утверждение их в целях создания нормативной базы для оценки условий и обеспечения безопасности труда, осуществляет методическую помощь в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда;
проводит аккредитацию юридических лиц в области осуществления аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования, а также обучение и аттестацию их специалистов;
осуществляет, в установленном порядке, государственный надзор и контроль за соблюдением нормативно-правовых актов по труду, охране труда, занятости и социальной защите населения;
дает заключения по предложениям министерств и ведомств об изменениях в списках производств, работ и профессий, должностей и показателей на льготное пенсионное обеспечение, дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день;
дает разъяснения о порядке применения списков производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту на льготных условиях, а также вносит дополнения и изменения в эти списки;
подготавливает предложения в Кабинет Министров по внесению изменений в действующие списки льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда;
разрабатывает с участием заинтересованных министерств и ведомств проекты нормативно-правовых и нормативно-методических актов в области труда, занятости и социальной защиты населения;
координирует научные исследования по вопросам труда, его условий и оплаты, занятости и социальной защиты престарелых, пенсионеров, инвалидов и семей, потерявших кормильца, нуждающихся в государственной поддержке.
10.4. В области пенсионного обслуживания и обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию:
осуществляет своевременное назначение и выплату пенсий, пособий и компенсационных выплат (по компенсационным выплатам - кроме бюджетных организаций);
проводит начисление и выплату пособий по беременности и родам, при рождении ребенка и на погребение лицам, занятым предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также членам дехканских хозяйств, в случае уплаты последними взносов по социальному страхованию;
проводит взыскание, в установленном порядке, с виновных юридических и физических лиц по регрессным искам средств на выплату пенсий, назначенных по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания в соответствии со статьей 15 Закона Республики Узбекистан "О государственном пенсионном обеспечении граждан";
осуществляет ведение и хранение трудовых книжек лиц, занятых предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также членов личных подсобных и дехканских хозяйств, занятых выращиванием крупного рогатого скота и другими видами сельскохозяйственной деятельности;
осуществляет мониторинг за целевым расходованием средств внебюджетного Пенсионного фонда;
осуществляет тесную взаимосвязь с органами государственной власти на местах по своевременной выплате пенсий, пособий и компенсаций;
проводит проверку достоверности документов, дающих право на получение пособий по социальному страхованию лицам, в том числе занятым предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и членам дехканских хозяйств;
осуществляет контроль за правильностью назначения и выплаты пенсий, пособий и компенсационных выплат;
принимает участие в разработке проекта бюджета внебюджетного Пенсионного фонда;
осуществляет и организует контрольно-ревизионную работу по проверке правильности назначения и выплаты пенсий и пособий по социальному страхованию отделами социального обеспечения;
определяет объем потребности в средствах для выплаты пенсий, пособий и компенсационных выплат неработающим и работающим гражданам и ежемесячно в установленные сроки представляет заявку исполнительной дирекции внебюджетного Пенсионного фонда;
представляет Министерству финансов Республики Узбекистан в установленном порядке сводные отчеты об исполнении бюджета внебюджетного Пенсионного фонда;
осуществляет организацию и методическое руководство работой по назначению и выплате пенсий, пособий и других социальных выплат;
организует разработку предложений об упорядочении льготных пенсий;
взаимодействует с органами государственного и хозяйственного управления по вопросам применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, подготавливает согласованные предложения по их совершенствованию;
участвует совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в разработке мер по созданию и развитию негосударственной системы пенсионного обеспечения.
10.5. В области социального обслуживания:
с участием республиканских, областных, районных, городских органов исполнительной власти организует социально-бытовое обслуживание одиноких престарелых граждан, инвалидов и других групп населения, нуждающихся в государственной поддержке;
организует бытовое, медицинское и культурное обслуживание престарелых граждан и инвалидов, проживающих в учреждениях социального обеспечения (в домах "Мурувват" и "Саховат", пансионатах, санаториях), обеспечивает укрепление материально-технической базы этих учреждений;
создает комплексные сети служб социальной помощи одиноким престарелым гражданам и осуществляет контроль за их работой;
обеспечивает взаимодействие негосударственных некоммерческих и других организаций в работе по привлечению средств для финансирования программ социальной помощи населению;
содействует созданию негосударственных служб социальной помощи одиноким престарелым гражданам, пенсионерам и инвалидам и обеспечивает контроль за их работой;
координирует работу подведомственных организаций, в том числе их коммерческую деятельность, осуществляемую исходя из нужд финансирования программ социальной помощи населению.
10.6. В области медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов:
осуществляет руководство службой медико-социальной экспертизы и работой по реабилитации инвалидов;
руководит ведомственными образовательными учреждениями по профессионально-техническому обучению и переобучению инвалидов;
участвует в формировании государственной политики в области градостроительства, обеспечивающей доступность объектов инфраструктуры для инвалидов и престарелых граждан;
оказывает помощь негосударственным и другим организациям инвалидов в создании рабочих мест для инвалидов и их трудоустройстве;
содействует созданию и развитию специализированных предприятий по использованию труда инвалидов, развитию надомных видов труда и других форм занятости;
способствует развитию физической культуры и спортивного движения инвалидов как этапа их социальной реабилитации;
определяет потребность и осуществляет заказы на производство специальных средств передвижения, приспособлений производственного и бытового характера, других технических средств реабилитации инвалидов и ухода за ними;
обеспечивает организацию протезно-ортопедической помощи населению, проведение совместно с другими органами государственного управления, органами государственной власти на местах и организациями работы по увеличению производства и совершенствованию технологии изготовления протезно-ортопедических изделий и средств жизнеобеспечения инвалидов, по производству новых их видов;
устанавливает порядок снабжения инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и средствами передвижения.
10.7. В области финансово-хозяйственной деятельности:
организует в установленном порядке планово-финансовую работу в системе Министерства, финансирование мероприятий, проводимых подведомственными организациями, а также научных исследований в этой области;
подготавливает экономическое обоснование по организации различных видов социальной помощи населению;
осуществляет в пределах своей компетенции мероприятия по совершенствованию организации нормирования труда работников системы Министерства;
рассматривает балансы и отчеты по финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций;
обеспечивает эффективное использование подведомственными организациями государственных централизованных капитальных вложений, организует разработку перспективных программ по строительству и реконструкции объектов системы Министерства.
МИНИСТЕРСТВА
11. Для выполнения возложенных на него задач и функций Министерство имеет право:
координировать в установленном порядке деятельность органов государственного управления, органов государственной власти на местах в вопросах реализации государственной политики в области занятости и социальной защиты населения;
вносить в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по совершенствованию управления и развитию системы оплаты труда и социальной защиты населения, укреплению материально-технической базы и подготовке квалифицированных кадров для органов по труду и социальному обеспечению;
запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственного управления и органов государственной власти на местах информацию для решения вопросов, входящих в его компетенцию;
заслушивать на заседаниях коллегии ответственных работников министерств и ведомств, органов государственной власти и управления на местах, предприятий, учреждений и организаций по вопросам, относящимся к компетенции Министерства;
налагать административные взыскания на руководителей предприятий, учреждений, организаций за нарушение законодательства о труде и занятости населения в установленном законодательством порядке;
осуществлять в установленном порядке издательскую деятельность;
привлекать на договорной основе научные учреждения, ученых и специалистов, в том числе зарубежных, к решению вопросов, относящихся к его компетенции;
в установленном порядке вносить предложения об отмене приказов и других актов органов государственного и хозяйственного управления и организаций, принятых в нарушение действующего законодательства о труде, занятости, охране труда, пенсионном обеспечении, социальной защите инвалидов;
осуществлять международное сотрудничество с соответствующими иностранными государствами и международными организациями по вопросам, входящим в компетенцию Министерства.
Министерство может иметь и иные права в соответствии с законодательством.
12. Министерство в пределах своих полномочий вправе утверждать нормативно-правовые акты, являющиеся обязательными для органов государственного управления, органов государственной власти на местах, организаций, должностных лиц и граждан.
Министерство вправе, в необходимых случаях, издавать с другими органами государственного управления в установленном порядке совместные постановления и иные акты.
13. Министерство несет ответственность за эффективное выполнение возложенных на него задач и функций, объективность и комплексность представляемых аналитических документов.
МИНИСТЕРСТВА
14. Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в порядке, установленном законодательством.
Министр имеет трех заместителей, в том числе одного первого, назначаемых на должность и освобождаемых от должности в порядке, установленном законодательством.
15. Министр:
руководит деятельностью Министерства и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций;
определяет полномочия своих заместителей, распределяет обязанности между ними, устанавливает полномочия других должностных лиц системы Министерства, степень персональной ответственности своих заместителей и других должностных лиц за руководство отдельными направлениями и участками деятельности Министерства и работу подведомственных органов и организаций;
в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения работниками системы Министерства;
вносит в установленном порядке на рассмотрение Кабинета Министров проекты нормативных актов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
вносит при необходимости изменения в структуру, утверждает штатное расписание центрального аппарата Министерства в пределах установленной общей численности, а также смету расходов центрального аппарата Министерства, подведомственных организаций;
утверждает в установленном порядке положения о структурных и территориальных подразделениях Министерства, положения (уставы) иных подведомственных организаций, входящих в систему Министерства;
назначает и освобождает от должности работников центрального аппарата Министерства и руководителей подведомственных организаций и территориальных подразделений в установленном Министерством порядке;
осуществляет иные полномочия в пределах компетенции, установленной законодательством.
16. В Министерстве образуется коллегия из 9 человек в составе министра - председатель коллегии, заместителей министра по должности, а также других руководящих работников Министерства и его системы.
Члены коллегии, за исключением министра и его заместителей, утверждаются Кабинетом Министров.
Коллегия Министерства на своих регулярно проводимых заседаниях рассматривает основные вопросы деятельности Министерства, заслушивает отчеты руководителей структурных и территориальных подразделений Министерства, иных подведомственных органов и организаций, обсуждает проекты важнейших приказов и других актов Министерства.
Решения коллегии реализуются приказами министра.
В случае разногласий между министром и членами коллегии министр самостоятельно принимает решение, докладывая в Кабинет Министров о возникших разногласиях. Члены коллегии также могут сообщить свое мнение в Кабинет Министров.
17. Министерство труда и социальной защиты населения Республики Каракалпакстан, главные территориальные управления по труду и социальной защите населения областей и г. Ташкента, а также районные (городские) отделы социального обеспечения и районные (городские) центры содействия занятости подчиняются и подотчетны соответственно Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей, городов и районов и Министерству.
18. Назначение руководителей главных управлений по труду и социальной защите населения областей и г. Ташкента осуществляется министром труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан по согласованию с хокимами областей и г. Ташкента. Министр дает согласие на назначение руководителей районных (городских) отделов социального обеспечения и центров содействия занятости, ВТЭКов, а также медико-социальных и лечебно-профилактических учреждений, подведомственных главным территориальным управлениям.
19. Положения о главных управлениях по труду и социальной защите населения областей и г. Ташкента утверждаются Министерством труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан по согласованию с соответствующими хокимами областей и г. Ташкента.
Положения о районных (городских) отделах социального обеспечения и центрах содействия занятости утверждаются главными управлениями по труду и социальной защите населения областей и г. Ташкента по согласованию с соответствующими хокимами районов (городов).
V. МЕРЫ МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ
20. Материальное стимулирование работников Министерства осуществляется в соответствии с законодательством.
21. Заработная плата работников Министерства состоит из должностного оклада, премий, доплат, надбавок и поощрительных выплат, предусмотренных законодательством.
22. Источником для выплаты заработной платы и осуществления материального стимулирования работников Министерства являются средства фонда оплаты труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований и государственного внебюджетного фонда содействия занятости, выделяемых в установленном порядке, а также средства Фонда стимулирования труда работников и укрепления материально-технической базы органов по труду и социальной защите населения.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
2007 г., N 19-20, ст. 195