Внимание!

Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности / Утратившие силу акты / Антимонопольная политика. Естественные монополии /

Закон Республики Узбекистан от 27.12.1996 г. N 355-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

27.12.1996 г.

N 355-I



О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ

МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель закона

Настоящий Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения, пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, направлен на обеспечение условий для формирования и эффективного функционирования конкурентных отношений на товарных рынках.



Статья 2. Сфера применения закона

Настоящий Закон распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Республике Узбекистан, в которых участвуют юридические и физические лица, в том числе иностранные, государственные органы управления и органы государственной власти на местах. Закон применяется и в тех случаях, когда действия и соглашения, соответственно, совершаемые либо заключаемые указанными лицами и органами за пределами Республики Узбекистан, приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут за собой другие отрицательные последствия на товарных рынках Республики Узбекистан.

Настоящий Закон не распространяется на отношения, регулируемые нормами правовой охраны изобретений, промышленных образцов, товарных знаков, селекционных достижений и авторских прав, за исключением случаев, когда умышленное использование соответствующих прав приводит к ограничению конкуренции.

Отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках труда, ценных бумаг и финансовых услуг, за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках, регулируются иными актами законодательства Республики Узбекистан.

Законодательством может быть предусмотрено дополнительное государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий.

Положения настоящего Закона применяются к субъектам естественных монополий в той части, когда их применение не ограничивает выполнение специфических функций этих субъектов.


Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

Товар - продукт деятельности, включая работы и услуги, предназначенный для продажи (обмена);

Взаимозаменяемые товары - группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам;

Товарный рынок - сфера обращения товара на территории республики Узбекистан или ее части, которая может совпадать и не совпадать с ее административно-территориальным делением;

Хозяйствующие субъекты - юридические лица всех организационно - правовых форм, в том числе иностранные, занимающиеся деятельностью по производству, реализации, приобретению товаров и оказанию услуг, их объединения, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

Конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

Недобросовестная конкуренция - действия хозяйствующих субъектов, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству и обычаям делового оборота, исключающие состязательность между ними и дающие возможность хозяйствующим субъектам, осуществляющим такие действия, воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

Доминирующее положение - исключительное положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке товара, не имеющего заменителя либо на рынке взаимозаменяемых товаров, дающее ему (ей) возможность оказывать решающее влияние на ограничение конкуренции, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц), доля которого (которой) на рынке составляет шестьдесят пять процентов и более.

Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляет в диапазоне от тридцати пяти до шестидесяти пяти процентов, если это установлено государственным антимонопольным органом на основании:

стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке;

относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам;

возможности вхождения на этот рынок новых конкурентов;

других критериев, характеризующих определенный товарный рынок;

Абсолютная монополия - ситуация, в которой хозяйствующий субъект является единственным продавцом или покупателем на товарном рынке;

Монополистическая деятельность - противоречащие антимонопольному законодательству действия или бездействия хозяйствующих субъектов, государственных органов управления и органов государственной власти на местах, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции;

Ценовая дискриминация - когда поставщик при прочих равных условиях продает свою продукцию определенному покупателю по более высокой или более низкой цене, чем другим покупателям;

Дискриминирующие условия - навязывание предприятием - изготовителем различного рода условий потребителям, не относящихся к предмету договора;

некорректное сравнение - сравнение или высказывание, порочащее отдельного конкурента либо конкурентов в целом, а также производимые и (или) реализуемые товары относительно товаров других хозяйствующих субъектов;

Монопольно высокая цена - цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей или получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара;

Монопольно низкая цена - цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли или компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка;

Группа лиц - совокупность лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько следующих условий:

лицо или несколько лиц совместно в результате соглашения или согласованных действий имеют право прямо или косвенно распоряжаться, в том числе на основании договоров купли-продажи, доверительного управления имуществом, совместной деятельности, поручения, аренды или иных сделок, контрольным пакетом акций или таким количеством голосов, которое достаточно для оказания решающего влияния. При этом под косвенным распоряжением голосами юридического лица понимается возможность фактического распоряжения ими через третьих лиц, по отношению к которым первое лицо обладает вышеперечисленным правом или полномочием;

между двумя или более лицами заключен договор, в силу которого получено право определять условия ведения предпринимательской деятельности одного или нескольких участников договора или иных лиц либо осуществлять функции их исполнительного органа;

лицо имеет право назначения более пятидесяти процентов состава исполнительского органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица;

одни и те же физические лица представляют собой более пятидесяти процентов состава исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) двух и более юридических лиц.

Для целей настоящего Закона группа лиц рассматривается как единый хозяйствующий субъект.



Статья 4. Международные договоры

Если международными договорами Республики Узбекистан установлены иные положения, чем предусмотренные законодательством о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, то применяются правила международного договора.



II. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья 5. Злоупотребление хозяйствующим субъектом

доминирующим положением

Запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, такие, как:

изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

установление монопольно высоких или монопольно низких цен;

навязывание контрагенту условий, не относящихся к предмету договора, включая необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав;

включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;

согласие заключить договор лишь при условии приобретения или продажи контрагентом других товаров либо воздержания контрагента от приобретения товаров у других хозяйствующих субъектов или продажи товаров другим хозяйствующим субъектам;

необоснованный отказ от заключения договора при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара;

создание препятствий для доступа на рынок других хозяйствующих субъектов.

В исключительных случаях действия хозяйствующего субъекта, указанные в части первой настоящей статьи, могут быть признаны государственным антимонопольным органом правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект от его действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.



Статья 6. Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих

субъектов, ограничивающие конкуренцию

Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов либо потенциальных конкурентов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара тридцать пять и более процента, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения (согласованные действия), направленные на:

установление или поддержание фиксированных цен, тарифов, скидок, надбавок, доплат или наценок;

воспрепятствование установлению свободных рыночных цен, искусственно вызывая их рост или падение;

установление контроля над производством, рынками сбыта и капиталовложениями;

согласование объемов производства с целью искусственного изменения объема предложения;

повышение, снижение или поддержание цен на аукционах, биржах и иных торгах;

установление ценовой дискриминации;

раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту товаров, по кругу продавцов или покупателей, заказчиков;

ограничение доступа на рынок или устранение с рынка других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей, заказчиков.

Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично соглашения (согласованные действия) неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения (согласованные действия), которые:

ограничивают территорию или круг покупателей;

устанавливают ценовые ограничения на перепродажу товаров, приобретенных у него покупателем;

запрещают хозяйствующим субъектам реализацию товаров, производимых конкурентами.

В исключительных случаях соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, предусмотренные настоящей статьей, могут быть признаны государственным антимонопольным органом правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий, способствующий улучшению условий торговли на рынке, повышению конкурентоспособности товара, предоставляющий ощутимые выгоды покупателям, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.

Запрещается объединениям юридических лиц (союзам, ассоциациям), хозяйственным товариществам и обществам вмешательство в хозяйственную деятельность ассоциированных хозяйствующих субъектов, которое имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции. Нарушение указанного требования может быть основанием для ликвидации в судебном порядке объединения юридических лиц (союза, ассоциации), хозяйственного товарищества или общества по иску государственного антимонопольного органа (территориального органа в пределах его компетенции).



Статья 7. Акты и действия Государственных органов

управления и органов Государственной

власти на местах

Государственным органам управления и органам государственной власти на местах запрещается:

вводить ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также устанавливать запреты на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных товаров, за исключением случаев, установленных законодательством;

давать указания хозяйствующему субъекту о приоритетном заключении договоров, первоочередной поставке товаров определенному кругу потребителей;

необоснованно предоставлять отдельным хозяйствующим субъектам налоговые или иные льготы, права по лицензированию, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на том же товарном рынке;

приобретать акции (доли) хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

устанавливать иные дискриминирующие или привилегированные условия для деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.

В исключительных случаях государственные органы управления и органы государственной власти на местах могут принимать указанные в части первой настоящей статьи решения в целях ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и предотвращения эпидемий.

Не допускаются и признаются в установленном порядке недействительными полностью или частично соглашения (согласованные действия) органа управления с другим органом управления либо с хозяйствующим субъектом, препятствующие нормальному функционированию рынка, развитию конкуренции и ущемляющие законные интересы потребителей, в том числе соглашения (согласованные действия), направленные на:

повышение, снижение, поддержание цен или тарифов;

раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту товаров либо по кругу продавцов или покупателей, заказчиков;

ограничение доступа на рынок или устранение с него хозяйствующих субъектов.

Запрещается объединение юридических лиц и органов управления с целью монополизации производства или реализации товаров, наделение существующих органов государственного управления полномочиями, осуществление которых может иметь своим результатом ограничение конкуренции, а также совмещение функций органов управления с функциями хозяйствующих субъектов, наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами государственных органов управления.



Статья 8. Запрещение недобросовестной конкуренции

Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения услуг;

введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

некорректное сравнение хозяйствующим субъектом, в том числе и в процессе его рекламной деятельности, производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия его владельца;

блокирование доступа на рынок товаров и услуг новому хозяйствующему субъекту.



III. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ ОРГАН

Статья 9. Основные задачи и направления деятельности

Государственного антимонопольного органа

Проведение государственной политики по содействию развития конкуренции на товарных рынках, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов, государственных органов управления и органов государственной власти на местах осуществляется государственным антимонопольным органом.

Государственный антимонопольный орган в своей деятельности независим от других органов управления, его решения могут быть обжалованы в суд.

Основными задачами и направлениями деятельности государственного антимонопольного органа являются:

государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о защите прав потребителей;

обеспечение совместно с государственным органом по управлению государственным имуществом единого методологического подхода к созданию конкурентной среды на товарных рынках, координации, разработки и реализации отраслевых и региональных программ демонополизации;

содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

предупреждение и недопущение монополистической деятельности, злоупотреблений хозяйствующими субъектами доминирующим положением на товарных рынках, принятие мер по пресечению недобросовестной конкуренции и ущемлению интересов потребителей;

введение Государственного реестра Республики Узбекистан объединений (предприятий) - монополистов (далее реестр);

обеспечение гласности в работе, информирование граждан через средства массовой информации, в том числе через специальные периодические издания, о ходе реализации мер по демонополизации экономики, развитию конкуренции и защите прав потребителей;

проведение анализа зарубежного опыта антимонопольного регулирования и защиты прав потребителей.



Статья 10. Полномочия государственного

антимонопольного органа

Государственный антимонопольный орган вправе:

устанавливать наличие доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;

давать органам государственного и хозяйственного управления, органам государственной власти на местах, хозяйствующим субъектам и их должностным лицам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства или об устранении их последствий, о восстановлении первоначального положения, о расторжении или об изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, отмене или изменении принятых ими решений, актов, нарушающих антимонопольное законодательство, и контролировать исполнение выданных предписаний;

давать государственным органам управления и органам государственной власти на местах требования об отмене или изменении принятых ими актов, противоречащих антимонопольному законодательству;

принимать в установленном законодательством порядке решение об изъятии у хозяйствующих субъектов дохода (прибыли), необоснованно полученного в результате монополистической деятельности, и наложении штрафа;

обращаться в суд с заявлениями о нарушениях антимонопольного законодательства, в том числе о признании недействительными полностью или частично договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, а также участвовать в рассмотрении судом дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства;

направлять в соответствующие органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства;

вносить в соответствующие органы предложения о введении или отмене лицензирования, об изменении таможенных тарифов, о введении или отмене квот, а также о предоставлении или отмене налоговых льгот, льготных кредитов и иных видов государственной поддержки;

давать разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства;

определять порядок формирования реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;

осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством.



Статья 11. Право доступа к информации

Должностные лица государственного антимонопольного органа имеют право доступа на территорию хозяйствующего субъекта и на основании запроса пользоваться необходимыми документами и информацией.



Статья 12. Предоставление информации

государственному антимонопольному органу

Хозяйствующие субъекты, органы государственного управления, органы государственной власти на местах и другие организации, их руководители, а также должностные лица обязаны по требованию государственного антимонопольного органа в установленном законодательством порядке представлять ему необходимые документы и иную информацию.


Статья 13. Обязанности Государственного антимонопольного

органа по соблюдению коммерческой тайны

Сведения, составляющие коммерческую тайну, которые получены государственным антимонопольным органом при осуществлении полномочий, предоставленных ему в соответствии с настоящим Законом, не подлежат разглашению.

В случае разглашения сотрудниками государственного антимонопольного органа сведений, составляющих коммерческую тайну, причиненный ими ущерб подлежит возмещению в соответствии с законодательством.



IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА КОНКУРЕНЦИЕЙ

Статья 14. Государственный контроль за созданием,

реорганизацией, ликвидацией хозяйствующих субъектов

Государственный антимонопольный орган осуществляет контроль за:

созданием, слиянием и присоединением объединений юридических лиц;

слиянием и присоединением хозяйствующих субъектов с образованием финансово-промышленных групп, холдинговых компаний;

ликвидацией и разделением предприятий, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, за исключением случаев, когда ликвидация осуществляется по вступившему в законную силу решению суда.

В случаях, предусмотренных абзацами третьим и четвертым части первой настоящей статьи, лица или органы, принимающие решения о слиянии, присоединении и ликвидации хозяйствующих субъектов, предоставляют в государственный антимонопольный орган:

ходатайство о даче согласия на создание, реорганизацию, ликвидацию хозяйствующих субъектов;

сведения об основных видах деятельности каждого из объединяющихся хозяйствующих субъектов, их доле на соответствующем товарном рынке и согласии на вхождение в объединение.

Государственный антимонопольный орган вправе запросить иную информацию, необходимую для вынесения решения. Требования относительно характера и формы предоставления указанных сведений определяются правилами, утверждаемыми государственным антимонопольным органом.

Государственный антимонопольный орган не позднее тридцати дней с момента получения необходимых документов сообщает заявителю в письменной форме о принятом решении.

Государственный антимонопольный орган вправе отклонить ходатайство, если его удовлетворение может привести к возникновению или усилению доминирующего положения соответствующего хозяйствующего субъекта и (или) ограничению конкуренции, если при рассмотрении предоставленных документов обнаружено, что содержащаяся в них информация, имеющая значение для принятия решения, является недостоверной.

Государственный антимонопольный орган вправе удовлетворение ходатайства поставить в зависимость от выполнения требований, направленных на обеспечение конкуренции. При этом указанные требования, а также сроки их исполнения должны содержаться в решении государственного антимонопольного органа о согласии на осуществление действий, предусмотренных абзацами третьим и четвертым части первой настоящей статьи.

Государственный антимонопольный орган праве удовлетворить ходатайство даже при возможности наступления указанных неблагоприятных последствий в случае, если лица или органы, принимающие решение о создании, реорганизации, ликвидации хозяйствующих субъектов, докажут, что их действия способствуют улучшению условий торговли на рынке, предоставляют ощутимые выгоды покупателям.

В случаях, если создание, слияние, присоединение хозяйствующего субъекта может привести к возникновению или усилению доминирующего положения соответствующего хозяйствующего субъекта либо ограничению конкуренции, учредители хозяйствующего субъекта, лица или органы, принявшие решение о слиянии, присоединении, обязаны по требованию государственного антимонопольного органа принять меры по восстановлению необходимых условий конкуренции.

В случаях, предусмотренных абзацами третьим и четвертым части первой настоящей статьи, государственная регистрация хозяйствующих субъектов, а также внесение записи об исключении из реестра хозяйствующих субъектов в связи с их ликвидацией осуществляется регистрирующим органом только с предварительного согласия государственного антимонопольного органа.

Создание, слияние или присоединение юридических лиц, слияние и присоединение хозяйствующих субъектов, с образованием финансово-промышленных групп, холдинговых компаний в нарушение порядка, установленного настоящей статьей, а также неисполнение требований государственного антимонопольного органа, предъявленных в соответствии с частью второй настоящей статьи, являются основанием для признания государственной регистрации недействительной в судебном порядке по иску государственного антимонопольного органа.

При слиянии, присоединении хозяйствующих субъектов учредители хозяйствующего субъекта, лица или органы, принявшие решение о слиянии, присоединении, должны в пятнадцатидневный срок уведомить об этом государственный антимонопольный орган с указанием вида деятельности, объемов производства и реализации продукции.


Статья 15. Государственный контроль за соблюдением

антимонопольного законодательства при приобретении

акций, долей и иных имущественных прав

С предварительного согласия государственного антимонопольного органа на основании ходатайства хозяйствующего субъекта осуществляются:

приобретение лицом, группой лиц акций, долей с правом голоса в уставном капитале хозяйствующего субъекта, при котором такое лицо, группа лиц получает право распоряжаться более чем тридцатью пятью процентами указанных акций, долей. Данное требование не распространяется на учредителей хозяйствующего субъекта при его образовании, за исключением случаев создания финансово-промышленных групп, холдинговых компаний;

приобретение лицом, группой лиц прав, в том числе посредством соглашений, договоров, поручений, контрактов или иным способом, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа.

Предварительное согласие на совершение сделок, указанных в части первой настоящей статьи, необходимо в случаях, если суммарная балансовая стоимость активов, участвующих в соответствующей сделке лиц, превышает четырехтысячекратный размер минимальной заработной платы или одним из участников сделки является хозяйствующий субъект, внесенный в реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность указанного хозяйствующего субъекта.

Для совершения сделок, указанных в части первой настоящей статьи, лица обязаны предоставить в государственный антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на их совершение и сообщить необходимую информацию для вынесения решения.

Государственный антимонопольный орган вправе удовлетворить ходатайство даже при возможности ограничения конкуренции в случае, если участники сделки докажут, что положительный эффект от их действий, способствующий улучшению условий торговли на рынке, повышению конкурентоспособности товара, предоставляющий ощутимые выгоды покупателям, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.

В случае участия физического лица в исполнительных органах, советах директоров или наблюдательных советах двух и более хозяйствующих субъектов, суммарная балансовая стоимость активов которых превышает двухтысячекратный размер минимальной заработной платы, или хозяйствующих субъектов, внесенных в реестр по одной и той же товарной группе либо внесенных в реестр по группам товаров различных стадий одного и того же производственно-сбытового процесса, необходимо уведомление государственного антимонопольного органа этим лицом в пятнадцатидневный срок после вхождения или избрания в указанные органы или советы. При уведомлении государственного антимонопольного органа заявитель предоставляет ему наряду с заявлением информацию, предусмотренную частью третьей настоящей статьи.

Сделки или действия, совершенные в нарушение порядка, установленного настоящей статьей, приводящие к возникновению или усилению доминирующего положения или ограничению конкуренции, могут быть признаны недействительными.



Статья 16. Принудительное разделение хозяйствующих

субъектов

В случае, когда хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение, совершил нарушения антимонопольного законодательства, государственный антимонопольный орган вправе подать иск в суд о его принудительном разделении или выделении из его состава одного или нескольких юридических лиц на базе структурных подразделений с целью развития конкуренции.

Принудительное разделение хозяйствующего субъекта может производиться при совокупности следующих условий:

возможности организационного и территориального обособления разделяемых структурных подразделений;

отсутствия между его структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи;

возможности структурных подразделений в результате разделения самостоятельно работать на рынке определенного товара.



V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Статья 17. Последствия нарушения

антимонопольного законодательства

При нарушении антимонопольного законодательства хозяйствующие субъекты, государственные органы управления и органы государственной власти на местах обязаны:

выполнить предписания государственного антимонопольного органа в установленный срок;

возместить причиненный ущерб;

уплатить штраф, пеню.

Лица, виновные в нарушении антимонопольного законодательства, могут быть привлечены в соответствии с законодательством к административной, уголовной и иной ответственности.


Статья 18. Штрафы за нарушение

антимонопольного законодательства

Государственный антимонопольный орган в порядке, установленном законодательством, вправе налагать на хозяйствующие субъекты штрафы за следующие нарушения:


1) уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, восстановлении первоначального положения, о расторжении или изменении договоров, а также осуществление действий или совершение сделок, предусмотренных частями первой и второй статьи 15 настоящего Закона, без предварительного согласия государственного антимонопольного органа - в размерах:

на органы государственного и хозяйственного управления, органы государственной власти на местах и хозяйствующие субъекты - юридические лица - от семидесяти- до стократного размера минимальной заработной платы и пяти процентов от размера причиненного ущерба, но не более двухсоткратного размера минимальной заработной платы;

на хозяйствующие субъекты - физические лица - от пяти- до семикратного размера минимальной заработной платы;


2) непредоставление государственному антимонопольному органу информации или предоставление заведомо недостоверных сведений - в размерах:

на органы государственного и хозяйственного управления, органы государственной власти на местах и хозяйствующие субъекты - юридические лица - от десяти- до двадцатикратного размера минимальной заработной платы;

на хозяйствующие субъекты - физические лица - от трех- до пятикратного размера минимальной заработной платы;


3) соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, приведшие к ограничению конкуренции, - в размерах:

на хозяйствующие субъекты - юридические лица - от шестидесяти- до восьмидесятикратного размера минимальной заработной платы и пяти процентов от размера причиненного ущерба, но не более стопятидесятикратного размера минимальной заработной платы;

на хозяйствующие субъекты - физические лица - от пяти- до семикратного размера минимальной заработной платы.


Наложение штрафа осуществляется судом, а в случае признания вины органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах или хозяйствующим субъектом в совершенном правонарушении и добровольной уплаты штрафа - государственным антимонопольным органом.

Штраф уплачивается органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах или хозяйствующим субъектом в тридцатидневный срок с момента получения решения государственного антимонопольного органа о наложении штрафа и зачисляется в бюджет.

Взыскание штрафа, превышающего в совокупности двадцать процентов от суммы текущих активов хозяйствующего субъекта на последнюю отчетную дату, осуществляется с предоставлением ему рассрочки уплаты взыскиваемой суммы ежемесячными платежами в течение шести месяцев со дня принятия решения о взыскании.

Уплата штрафа не освобождает от обязанности исполнить решение или предписание государственного антимонопольного органа или совершить иные действия, предусмотренные антимонопольным законодательством.



Статья 19. Возмещение ущерба, причиненного

хозяйствующему субъекту

В случае, если принятым в нарушение антимонопольного законодательства нормативным актом государственного органа управления или органа государственной власти на местах, в том числе государственного антимонопольного органа, причинен ущерб хозяйствующему субъекту либо иному лицу, он подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством.

Если действиями или бездействием хозяйствующего субъекта, нарушающими антимонопольное законодательство, причинен ущерб другому хозяйствующему субъекту либо иному лицу, этот ущерб подлежит возмещению причинившим его хозяйствующим субъектом в соответствии с законодательством.



VI. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ, ОБЖАЛОВАНИЯ

И ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА

Статья 20. Основания для возбуждения и рассмотрения

дел Государственным антимонопольным органом о

нарушениях антимонопольного законодательства

Государственный антимонопольный орган рассматривает факты нарушения антимонопольного законодательства и принимает по ним решения и предписания в пределах своей компетенции.

Основаниями для возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства являются материалы собственных проверок, заявления хозяйствующих субъектов, государственных органов управления, органов государственной власти на местах и представления прокуратуры.



Статья 21. Возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях

антимонопольного законодательства

Порядок возбуждения и рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Решение, принятое государственным антимонопольным органом по результатам рассмотрения дела, направляется заинтересованным сторонам в письменной форме не позднее пяти дней со дня его принятия. Предписание, выдаваемое на основании принятого решения, направляется в тот же срок.



Статья 22. Исполнение решения Государственного

антимонопольного органа

Решение (предписание) государственного антимонопольного органа подлежит исполнению в установленный в нем срок. Неисполнение в срок решения (предписания) влечет за собой последствия, предусмотренные законодательством.



Статья 23. Порядок и основания обжалования решений

Государственного антимонопольного органа

Органы управления, хозяйствующие субъекты, должностные лица в случае несогласия с решением государственного антимонопольного органа вправе обратиться в суд с заявлением о признании такого решения недействительным полностью или частично либо об отмене или изменении решения по применению экономических санкций.

Решение (предписание) государственного антимонопольного органа может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения.



Статья 24. Общественный контроль за соблюдением

антимонопольного законодательства

Общественные объединения, которые в соответствии с их уставами имеют целью содействие развитию конкуренции и защиту интересов потребителей от монополистической деятельности, вправе совместно с соответствующими органами осуществлять общественный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.



Президент

Республики Узбекистан                                                              И. Каримов



Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан,

1997, N 2, ст. 54



















































Время: 0.1726
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск