Внимание!

Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Ценные бумаги. Рынок ценных бумаг / Утратившие силу акты / Общие положения /

Закон Республики Узбекистан от 22.07.2008 г. N ЗРУ-163 "О рынке ценных бумаг" (Принят Законодательной палатой 13.02.2008 г., одобрен Сенатом 27.06.2008 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

22.07.2008 г.

N ЗРУ-163



О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ


Принят Законодательной палатой 13 февраля 2008 года

Одобрен Сенатом 27 июня 2008 года


(Старая редакция)



ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель и сфера применения настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области рынка ценных бумаг.

Действие настоящего Закона распространяется на следующие ценные бумаги: акции, облигации, казначейские обязательства, депозитные сертификаты, производные ценных бумаг и векселя.



Статья 2. Законодательство о рынке ценных бумаг

Законодательство о рынке ценных бумаг состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о рынке ценных бумаг, то применяются правила международного договора.



Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:


акция - именная эмиссионная ценная бумага без установленного срока действия, удостоверяющая право ее владельца на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации;


раскрытие информации - обеспечение доступности информации на рынке ценных бумаг заинтересованным лицам независимо от целей получения данной информации в формах, гарантирующих ее нахождение и получение;


вексель - неэмиссионная ценная бумага, удостоверяющая безусловное обязательство векселедателя либо иного указанного в векселе плательщика выплатить при наступлении предусмотренного векселем срока определенную сумму владельцу векселя;


государственные ценные бумаги - казначейские обязательства Республики Узбекистан и облигации, выпущенные уполномоченным Кабинетом Министров Республики Узбекистан органом, а также облигации Центрального банка Республики Узбекистан;


счет депо - совокупность записей в учетных регистрах депозитария, предназначенных для хранения ценных бумаг депонента и учета прав на ценные бумаги;


выписка со счета депо - документ, удостоверяющий права депонента на ценные бумаги, выдаваемый депозитарием;


депозитарные операции - операции, проводимые депозитариями в учетных регистрах в соответствии со стандартами депозитарных операций;


депозитный сертификат - неэмиссионная ценная бумага, удостоверяющая сумму вклада, внесенного в банк, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных в сертификате процентов в банке, выдавшем сертификат, или любом филиале этого банка;


учетные регистры депозитария - установленная стандартами депозитарных операций система записей по хранению ценных бумаг и учету прав на ценные бумаги в депозитарии;


депонент - лицо, имеющее счет депо в депозитарии;


инвестиционные активы - ценные бумаги, денежные средства и иное имущество, признаваемое инвестиционными активами в соответствии с законодательством;


инвестор - юридическое или физическое лицо, приобретающее ценные бумаги от своего имени и за свой счет;


корпоративные облигации - облигации, выпускаемые акционерными обществами и коммерческими банками независимо от их организационно-правовой формы;

неэмиссионные ценные бумаги - ценные бумаги, не подпадающие под понятие эмиссионных ценных бумаг в соответствии с настоящим Законом;


облигация - эмиссионная ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента, получение фиксированного процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права;


фондовая биржа - юридическое лицо, создающее условия для торговли исключительно ценными бумагами путем организации и проведения публичных и гласных биржевых торгов на основе установленных правил в заранее определенном месте и в определенное время;


именные ценные бумаги - ценные бумаги, реализация имущественных прав по которым требует регистрации их владельца;


эмиссионные ценные бумаги - ценные бумаги, обладающие в пределах одного выпуска однородными признаками и реквизитами, размещаемые и обращаемые на основании единых для данного выпуска условий;


Единый государственный реестр выпусков эмиссионных ценных бумаг - список зарегистрированных выпусков эмиссионных ценных бумаг;


эмитент - юридическое лицо, выпускающее эмиссионные ценные бумаги и несущее обязательства по ним перед их владельцами;


опцион эмитента - эмиссионная ценная бумага, удостоверяющая право на покупку в предусмотренный в ней срок определенного количества ценных бумаг ее эмитента по фиксированной цене;


казначейские обязательства Республики Узбекистан - эмиссионные ценные бумаги, удостоверяющие внесение их владельцами денежных средств в Государственный бюджет Республики Узбекистан и дающие право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими ценными бумагами;


ценные бумаги - документы, удостоверяющие имущественные права или отношения займа между выпустившим эти документы юридическим лицом и их владельцем, предусматривающие выплату дохода в виде дивидендов или процентов и возможность передачи прав, вытекающих из этих документов, другим лицам. Стоимость ценных бумаг выражается в национальной валюте Республики Узбекистан;


рынок ценных бумаг - система отношений юридических и физических лиц, связанных с выпуском, размещением и обращением ценных бумаг;


участники рынка ценных бумаг - эмитенты ценных бумаг, владельцы ценных бумаг, инвесторы, профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также биржи в порядке, установленном законодательством;


профессиональный участник рынка ценных бумаг - юридическое лицо, которое осуществляет профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;


клиент профессионального участника рынка ценных бумаг (клиент) - депонент или иное лицо, пользующееся услугами профессионального участника рынка ценных бумаг;


профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг - лицензируемый вид деятельности по предоставлению услуг, связанных с выпуском, размещением и обращением ценных бумаг;


сделки с ценными бумагами - купля-продажа, дарение, наследование ценных бумаг, внесение их в уставный фонд и другие акты, влекущие за собой смену владельца ценных бумаг, а также залог ценных бумаг;


фьючерс на ценные бумаги - эмиссионная ценная бумага, удостоверяющая обязательство по покупке или продаже в предусмотренный в ней срок определенного количества ценных бумаг по фиксированной цене;


размещение ценных бумаг - отчуждение ценных бумаг их первым владельцам;

Центральный депозитарий ценных бумаг - государственный депозитарий, который обеспечивает единую систему хранения, учета прав и движения эмиссионных ценных бумаг по счетам депо в депозитариях;


обращение ценных бумаг - купля и продажа ценных бумаг, а также другие действия, предусмотренные законодательством, приводящие к смене владельца ценных бумаг;


номинальный держатель ценных бумаг - зарегистрированный в реестре владельцев ценных бумаг депозитарий, осуществляющий по поручению другого лица (владельца ценных бумаг или уполномоченного им лица) хранение ценных бумаг, учет и удостоверение прав на них, не являясь их владельцем;


выпуск ценных бумаг - действия юридического лица, направленные на возникновение ценных бумаг в качестве объекта гражданских прав;


владелец ценных бумаг - юридическое или физическое лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве;


реестр владельцев ценных бумаг - сформированный на определенную дату список зарегистрированных владельцев ценных бумаг с указанием наименования, количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг, а также сведений, позволяющих направлять информацию зарегистрированным в реестре лицам;


эмиссия ценных бумаг - выпуск и размещение эмиссионных ценных бумаг;


проспект эмиссии ценных бумаг - документ, содержащий сведения об эмитенте и выпускаемых им ценных бумагах, а также другую информацию, которая может повлиять на решение инвестора о приобретении ценных бумаг;


производные ценных бумаг - ценные бумаги, удостоверяющие права или обязательства их владельцев по отношению к другим ценным бумагам и выпускаемые юридическими лицами в виде опционов эмитента, фьючерсов на ценные бумаги и иных финансовых инструментов.



ГЛАВА 2. ВЫПУСК ЦЕННЫХ БУМАГ

Статья 4. Форма выпуска ценных бумаг

По форме выпуска ценные бумаги могут быть документарными, в виде бланков, и бездокументарными, в виде записей в учетных регистрах депозитария.

Форма выпуска ценных бумаг определяется в решении о выпуске ценных бумаг в соответствии с законодательством.

Акции выпускаются в бездокументарной форме.

Облигации выпускаются для юридических и (или) физических лиц.


Статья 5. Решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг

Решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг должно содержать:

полное наименование эмитента, его местонахождение (почтовый адрес);

дату утверждения решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;

наименование органа управления эмитента, утвердившего решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг;

наименование эмиссионных ценных бумаг и форму их выпуска;

права владельца эмиссионных ценных бумаг;

условия размещения эмиссионных ценных бумаг;

количество эмиссионных ценных бумаг в выпуске;

количество ранее размещенных эмиссионных ценных бумаг;

номинальную стоимость эмиссионных ценных бумаг.

Решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг может содержать и иные положения в соответствии с законодательством.

Решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг утверждается органом управления эмитента в соответствии с законодательством и уставом эмитента.

Решение о выпуске облигаций, исполнение обязательств эмитента по которым дополнительно обеспечивается залогом, банковской гарантией или иными способами, предусмотренными законом, должно также содержать сведения о лице, предоставившем дополнительное обеспечение, и об условиях обеспечения. В этом случае решение о выпуске облигаций должно быть также подписано лицом, предоставляющим дополнительное обеспечение.

Решением о выпуске акций при преобразовании государственной организации в акционерное общество является проспект эмиссии акций, утвержденный Государственным комитетом Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции.

После государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг один экземпляр решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг остается в уполномоченном государственном органе по регулированию рынка ценных бумаг, один экземпляр выдается эмитенту и один экземпляр с приложением документов, подтверждающих выпуск эмиссионных ценных бумаг, передается в Центральный депозитарий ценных бумаг.

Внесение изменений и дополнений, а также признание утратившим силу зарегистрированного решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг осуществляются в порядке, установленном законодательством.


Статья 6. Государственная регистрация

выпуска эмиссионных ценных бумаг

Государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг осуществляется уполномоченным государственным органом по регулированию рынка ценных бумаг на основании заявления эмитента. К заявлению эмитента прилагаются:

решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг;

проспект эмиссии ценных бумаг;

образец бланка (в случае выпуска эмиссионных ценных бумаг в документарной форме);

иные документы, перечень которых устанавливается законодательством.

Уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг обязан осуществить государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг в течение тридцати дней с даты получения документов, представленных для регистрации.

При государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг на каждом экземпляре решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг делается отметка о государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и указывается регистрационный номер, присвоенный выпуску эмиссионных ценных бумаг.

Ответственность за достоверность документов, представляемых для государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, несет эмитент.



Статья 7. Отказ в государственной регистрации

выпуска эмиссионных ценных бумаг

Основанием для отказа в государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг является:

несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, и содержащихся в них сведений требованиям законодательства о рынке ценных бумаг;

несоблюдение эмитентом порядка принятия решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;

неуплата сборов, предусмотренных законодательством о рынке ценных бумаг;

отсутствие у юридического лица, осуществляющего выпуск эмиссионных ценных бумаг, права на их выпуск.

Решение об отказе в государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг может быть обжаловано в суд.


Статья 8. Сбор за государственную регистрацию выпуска

эмиссионных ценных бумаг

При государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг эмитент уплачивает в республиканский бюджет сбор в размере 0,01 процента от номинальной стоимости эмиссионных ценных бумаг данного выпуска.

В случае увеличения номинальной стоимости эмиссионных ценных бумаг ранее зарегистрированного выпуска эмитент уплачивает в республиканский бюджет сбор в размере 0,01 процента от суммы, на которую увеличивается номинальная стоимость эмиссионных ценных бумаг данного выпуска.

Сбор за государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг не взимается:

в случае выпуска акций на основании проспекта эмиссии, утвержденного Государственным комитетом Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции;

в случае внесения изменений в ранее зарегистрированный выпуск эмиссионных ценных бумаг;

в случаях, предусмотренных решениями Президента Республики Узбекистан или Кабинета Министров Республики Узбекистан.



Статья 9. Единый государственный реестр

выпусков эмиссионных ценных бумаг

Единый государственный реестр выпусков эмиссионных ценных бумаг должен содержать сведения о наименовании, количестве ценных бумаг и их эмитенте, а также иную информацию в соответствии с законодательством.

Порядок ведения Единого государственного реестра выпусков эмиссионных ценных бумаг устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 10. Приостановление выпуска эмиссионных

ценных бумаг, признание выпуска эмиссионных ценных бумаг

несостоявшимся или недействительным

Выпуск эмиссионных ценных бумаг:

приостанавливается при обнаружении нарушения эмитентом в ходе эмиссии требований законодательства о рынке ценных бумаг, а также в случае обнаружения недостоверных данных в опубликованной информации о выпуске эмиссионных ценных бумаг до момента их устранения;

признается несостоявшимся в случае неустранения эмитентом нарушений, повлекших приостановление выпуска, а также размещения в установленный решением о выпуске срок менее 60 процентов ценных бумаг данного выпуска, за исключением случая размещения не менее 30 процентов ценных бумаг данного выпуска на биржевом и организованном внебиржевом рынке ценных бумаг;

признается недействительным при наличии соответствующего решения суда.

В случае признания выпуска эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, все ценные бумаги данного выпуска подлежат изъятию из обращения, а средства, полученные эмитентом от размещения выпуска эмиссионных ценных бумаг, признанного несостоявшимся или недействительным, должны быть возвращены их владельцам в порядке, установленном законодательством.

Издержки, связанные с признанием выпуска эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся или недействительным и возвратом средств их владельцам, относятся на счет эмитента.


Статья 11. Выпуск государственных ценных бумаг

Выпуск государственных ценных бумаг осуществляется без проспекта эмиссии и государственной регистрации выпуска государственных ценных бумаг в порядке, установленном законодательством.

Государственные ценные бумаги могут выпускаться краткосрочными (на срок до одного года), среднесрочными (на срок от одного года до пяти лет) и долгосрочными (на срок от пяти и более лет).


Статья 12. Выпуск депозитных сертификатов и векселей

Выпуск депозитных сертификатов осуществляется в порядке, установленном Центральным банком Республики Узбекистан по согласованию с уполномоченным государственным органом по регулированию рынка ценных бумаг.

Выпуск векселей осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Республики Узбекистан и Центральным банком Республики Узбекистан по согласованию с уполномоченным государственным органом по регулированию рынка ценных бумаг.



ГЛАВА 3. РАЗМЕЩЕНИЕ И ОБРАЩЕНИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

Статья 13. Условия размещения и обращения ценных бумаг

Ценные бумаги допускаются к размещению и обращению на территории Республики Узбекистан после их государственной регистрации, если иное не установлено законом.

Кабинет Министров Республики Узбекистан устанавливает квоты и порядок допуска к обращению:

на территории Республики Узбекистан ценных бумаг, выпущенных нерезидентами Республики Узбекистан;

вне территории Республики Узбекистан ценных бумаг, выпущенных резидентами Республики Узбекистан.



Статья 14. Размещение ценных бумаг

Эмитенты имеют право размещать ценные бумаги самостоятельно, а также через банки и инвестиционных посредников.

Размещение ценных бумаг может осуществляться в следующих видах:

частного размещения ценных бумаг (закрытая подписка среди заранее известного ограниченного числа инвесторов без публичного объявления и проведения рекламной кампании);

публичного размещения ценных бумаг (открытая подписка среди неограниченного числа инвесторов с использованием рекламы).

Для каждого из случаев, перечисленных в части второй настоящей статьи, законодательством устанавливается минимальный или максимальный объем выпуска ценных бумаг.

Открытая подписка на акции проводится исключительно на биржевом и организованном внебиржевом рынке ценных бумаг.

Банки и инвестиционные посредники могут заключать договоры с эмитентами о продаже эмиссионных ценных бумаг от имени эмитента без принятия на себя обязательств по выкупу неразмещенной части выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Количество размещаемых ценных бумаг не должно превышать количества, указанного в решении о выпуске эмиссионных ценных бумаг.

Фактическое количество размещенных эмиссионных ценных бумаг указывается эмитентом в письменном уведомлении об итогах их выпуска. Порядок предоставления уведомления об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг устанавливается законодательством.

Эмитент обязан завершить размещение выпускаемых эмиссионных ценных бумаг в течение одного года со дня государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Публичное размещение эмиссионных ценных бумаг осуществляется не ранее чем через две недели после опубликования сообщения о государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Эмитент выпуска эмиссионных ценных бумаг, а также банки и инвестиционные посредники, осуществляющие по договору с эмитентом размещение эмиссионных ценных бумаг, обязаны обеспечить инвестору возможность ознакомления с проспектом эмиссии ценных бумаг и условиями размещения эмиссионных ценных бумаг до их приобретения.



Статья 15. Обращение ценных бумаг

Обращение ценных бумаг осуществляется путем совершения юридическими и физическими лицами сделок на рынке ценных бумаг.

Совершение и регистрация сделок с ценными бумагами на биржевом и организованном внебиржевом рынке ценных бумаг осуществляются в электронной форме без необходимости их письменного (бумажного) оформления. Иные сделки с ценными бумагами совершаются в письменной форме и подлежат регистрации в порядке, установленном законодательством.

При заключении сделок купли-продажи на организованных рынках сроки расчетов по ним устанавливаются правилами организатора торгов ценными бумагами, а в иных случаях - договорами купли-продажи. В случае нарушения установленных сроков сделка считается недействительной.


Статья 16. Организаторы торгов ценными бумагами

Организаторами торгов ценными бумагами являются:

фондовая биржа, а также другие биржи, создавшие фондовые отделы, соответствующие требованиям законодательства о рынке ценных бумаг;

организатор внебиржевых торгов ценными бумагами;

собственник ценных бумаг или обладатель имущественного права на ценные бумаги.

Организаторы торгов ценными бумагами, указанные:

в абзаце втором части первой настоящей статьи, устанавливают правила организации торгов ценными бумагами;

в абзацах третьем и четвертом части первой настоящей статьи, организуют торги в порядке, установленном законодательством.

Фондовая биржа, а также другие биржи, создавшие фондовые отделы, соответствующие требованиям законодательства о рынке ценных бумаг, и организатор внебиржевых торгов ценными бумагами осуществляют деятельность на основании соответствующей лицензии.

Допуск членов фондовой биржи, а также других бирж, создавших фондовые отделы, соответствующие требованиям законодательства о рынке ценных бумаг, к торгам ценными бумагами осуществляется только при наличии у них лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в качестве инвестиционного посредника или доверительного управляющего инвестиционными активами.



Статья 17. Размещение и обращение государственных

ценных бумаг

Размещение и обращение государственных ценных бумаг осуществляются в порядке, установленном законодательством.


Статья 18. Размещение и обращение

депозитных сертификатов и векселей

Размещение и обращение депозитных сертификатов осуществляются в порядке, установленном Центральным банком Республики Узбекистан по согласованию с уполномоченным государственным органом по регулированию рынка ценных бумаг.

Размещение и обращение векселей осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов Республики Узбекистан и Центральным банком Республики Узбекистан по согласованию с уполномоченным государственным органом по регулированию рынка ценных бумаг.



ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

Статья 19. Осуществление профессиональной деятельности

на рынке ценных бумаг

Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг осуществляется на основании лицензии, выдаваемой уполномоченным государственным органом по регулированию рынка ценных бумаг, за исключением случаев, установленных законодательством.

На рынке ценных бумаг осуществляется профессиональная деятельность в качестве:

инвестиционного посредника (брокера, дилера);

инвестиционного консультанта;

инвестиционного фонда;

доверительного управляющего инвестиционными активами;

депозитария;

расчетно-клиринговой палаты;

трансфер-агента;

организатора внебиржевых торгов ценными бумагами.

Соискателю лицензии по его заявлению может быть выдана лицензия на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг или части данного вида деятельности. Лицензия на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг выдается с учетом установленных ограничений на совмещение профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Профессиональными участниками рынка ценных бумаг могут быть только юридические лица, имеющие не менее двух работников (кроме инвестиционного фонда) с квалификационным аттестатом специалиста рынка ценных бумаг. Квалификационный аттестат специалиста рынка ценных бумаг выдается сроком на три года.

Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации юридических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, устанавливается законодательством.


Статья 20. Ограничения на совмещение

профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

Деятельность инвестиционного фонда не может совмещаться с иными видами деятельности.

Трансфер-агент, совмещающий профессиональную деятельность депозитария, не вправе осуществлять профессиональную деятельность инвестиционного посредника.

Дополнительные ограничения на совмещение профессиональной деятельности и проведение операций с ценными бумагами устанавливаются уполномоченным государственным органом по регулированию рынка ценных бумаг.


Статья 21. Деятельность инвестиционного посредника

(брокера, дилера)

Юридическое лицо, действующее на основании договора комиссии или поручения либо доверенности на совершение сделок с ценными бумагами в качестве комиссионера или поверенного клиента, является брокером.

Ценные бумаги и денежные средства клиентов, переданные брокеру для совершения сделок, а также ценные бумаги и денежные средства, полученные по сделкам, совершенным брокером на основании договоров, заключенных с клиентами, должны находиться на отдельном счете (счетах), открываемом (открываемых) брокером в Центральном депозитарии ценных бумаг и банке соответственно.

Брокер вправе использовать в своих интересах денежные средства, переданные ему клиентом, если это предусмотрено договором, заключенным с клиентом, гарантируя клиенту исполнение его поручений за счет указанных денежных средств или их возврат по требованию клиента.

Денежные средства клиентов, предоставивших право их использования брокеру в его интересах, должны находиться на счете (счетах), отдельном от счета (счетов), на котором (которых) находятся денежные средства клиентов, не предоставивших брокеру такого права. Брокер не вправе зачислять собственные денежные средства на этот счет (счета), за исключением случаев их возврата клиентам и (или) предоставления займа клиентам в порядке, установленном законодательством.

Брокер обязан вести учет денежных средств каждого клиента, осуществлять сделки и операции с ценными бумагами исключительно по поручению клиента и в соответствии с заключенным с ним договором, отчитываться перед ним о совершенных сделках и операциях.

Юридическое лицо, совершающее сделки купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цены покупки и (или) продажи ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих ценных бумаг по объявленным им ценам, является дилером. Кроме цены, дилер имеет право публично объявить иные существенные условия договора купли-продажи ценных бумаг: минимальное и максимальное количество покупаемых и (или) продаваемых ценных бумаг, а также срок, в течение которого действуют объявленные цены. При отсутствии в данном объявлении указания на иные существенные условия договора купли-продажи ценных бумаг дилер обязан заключить договор на существенных условиях, предложенных его клиентом. В случае уклонения дилера от заключения договора купли-продажи ценных бумаг к нему может быть предъявлен иск о принудительном заключении такого договора и (или) о возмещении причиненных клиенту убытков.

Ликвидация юридического лица - инвестиционного посредника может осуществляться только после письменного подтверждения уполномоченного государственного органа по регулированию рынка ценных бумаг о возврате инвестиционным посредником причитающихся ценных бумаг своим клиентам.


Статья 22. Деятельность инвестиционного консультанта

Юридическое лицо, оказывающее консультационные услуги по вопросам выпуска, размещения и обращения ценных бумаг, по анализу и прогнозу состояния рынка ценных бумаг и его участников, а также осуществляющее переподготовку специалистов рынка ценных бумаг, является инвестиционным консультантом.

Статья 23. Деятельность инвестиционного фонда

Юридическое лицо - акционерное общество, осуществляющее выпуск акций с целью привлечения денежных средств инвесторов и их вложения в ценные бумаги, иные инвестиционные активы в соответствии с законодательством, а также на банковские счета и во вклады, является инвестиционным фондом.

Инвестиционный фонд не вправе преобразовываться в иные организационно-правовые формы юридического лица. Слияние, присоединение, разделение, выделение инвестиционного фонда осуществляются в порядке, установленном законодательством.

Прекращение действия лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, выданной инвестиционному фонду, или ее аннулирование влечет ликвидацию инвестиционного фонда в установленном порядке.


Статья 24. Деятельность доверительного

управляющего инвестиционными активами

Деятельностью по управлению инвестиционными активами является осуществление юридическим лицом - доверительным управляющим от своего имени в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанного им лица:

ценными бумагами, в том числе получаемыми в процессе управления инвестиционными активами;

денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги и получаемыми в процессе управления инвестиционными активами.


Статья 25. Деятельность депозитария

Юридическое лицо, оказывающее услуги по хранению ценных бумаг, учету и удостоверению прав на ценные бумаги, является депозитарием.

Система депозитариев на территории Республики Узбекистан включает в себя Центральный депозитарий ценных бумаг и депозитарии, открывшие корреспондентские счета в Центральном депозитарии ценных бумаг.

Движение ценных бумаг в системе депозитариев осуществляется в соответствии со стандартами депозитарных операций, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством.

Депозитарии обязаны:

обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц с правилами хранения и учета ценных бумаг в депозитарии;

обеспечить сохранность принятых на хранение ценных бумаг;

вести учет количества и номинальной стоимости принадлежащих каждому из депонентов ценных бумаг;

вести учет фактов обременения ценных бумаг обязательствами, а также их прекращения;

хранить в своем архиве первичные документы, являющиеся основанием для внесения изменений в состояние счетов депо, и документы по депозитарным операциям;

осуществлять операции по счетам депо на основании письменных поручений депонентов или уполномоченных ими лиц, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

подтверждать право собственности и иные вещные права депонента на ценные бумаги с выдачей соответствующей выписки со счета депо;

обеспечить конфиденциальность информации о наличии и движении эмиссионных ценных бумаг по счетам депо, их состоянии, кроме случаев, предусмотренных законодательством;

прекратить операции по счету депо на основании решений уполномоченного государственного органа по регулированию рынка ценных бумаг, государственного антимонопольного органа, а также суда, органов дознания и следствия в порядке, установленном законодательством;

предоставлять по требованиям уполномоченного государственного органа по регулированию рынка ценных бумаг, органа государственной налоговой службы, государственного антимонопольного органа, а также суда, органов дознания и следствия в пределах и порядке, определенных законодательством, сведения, относящиеся к их деятельности;

предусмотреть возможность возмещения причиненных ими убытков путем страхования, создания специальных фондов или иным способом в соответствии с законодательством.

При выполнении функций номинального держателя ценных бумаг депозитарий наряду с обязанностями, предусмотренными частью четвертой настоящей статьи, обязан:

предоставлять по требованию Центрального депозитария ценных бумаг сведения о владельцах ценных бумаг, необходимые для формирования реестра владельцев ценных бумаг;

вносить изменения в реквизиты учитываемых у него ценных бумаг и их эмитентов на основании данных, полученных от Центрального депозитария ценных бумаг.

Депозитарии могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.

Депозитарии не вправе:

пользоваться ценными бумагами, переданными ему на хранение;

вести учет прав на эмитированные им самим ценные бумаги;

совершать сделки с ценными бумагами от своего имени и за свой счет, за исключением сделок с ценными бумагами, эмитированными им самим.

Если иное не предусмотрено законодательством, Центральный депозитарий ценных бумаг, кроме случаев, указанных в части седьмой настоящей статьи, также не вправе:

оказывать финансовую помощь другим юридическим и физическим лицам;

участвовать в уставном фонде других юридических лиц.

В случае принятия решения о прекращении деятельности в качестве депозитария или ликвидации депозитария, соответствующая информация в десятидневный срок публикуется в средствах массовой информации. По решению депонента ценные бумаги и учетные регистры, хранящиеся в прекращающем свою деятельность или ликвидируемом депозитарии, в недельный срок передаются в другой депозитарий, а при отсутствии указанного решения - в Центральный депозитарий ценных бумаг для последующего перевода в депозитарии, выбранные депонентами, в сроки, установленные уполномоченным государственным органом по регулированию рынка ценных бумаг.

Ликвидация депозитария осуществляется после письменного подтверждения Центрального депозитария ценных бумаг о завершении процедуры, указанной в части девятой настоящей статьи.



Статья 26. Деятельность расчетно-клиринговой палаты

Юридическое лицо, осуществляющее деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетов по ним, является расчетно-клиринговой палатой.

Расчетно-клиринговые палаты принимают к исполнению подготовленные при определении взаимных обязательств ценные бумаги, денежные средства и бухгалтерские документы на основании договоров, заключенных с участниками рынка ценных бумаг, для которых производятся расчеты.


Статья 27. Деятельность трансфер-агента

Юридическое лицо, оказывающее услуги по приему, обработке и передаче документов, относящихся к системе учета прав на ценные бумаги, является трансфер-агентом.

Клиентами трансфер-агента являются эмитент, а также лица, совершающие сделки с ценными бумагами.

Трансфер-агент вправе оказывать эмитенту услуги по организации и проведению общего собрания акционеров.


Статья 28. Деятельность организатора

внебиржевых торгов ценными бумагами

Юридическое лицо (за исключением собственника либо обладателя имущественного права на ценные бумаги, самостоятельно реализующего свои ценные бумаги путем организации внебиржевых торгов), осуществляющее деятельность по организации торгов ценными бумагами с использованием пунктов приема заявок, специальных компьютерных торговых систем, с возможностью доступа инвесторов к торгам без привлечения посредников, является организатором внебиржевых торгов ценными бумагами.

Порядок осуществления деятельности организатора внебиржевых торгов ценными бумагами устанавливается законодательством.


Статья 29. Учет операций и сделок на рынке ценных бумаг

Профессиональный участник рынка ценных бумаг ведет учет всех совершаемых им операций и сделок на рынке ценных бумаг, обеспечивает хранение документов по их учету в порядке, установленном законодательством.


Статья 30. Отношения профессионального участника

рынка ценных бумаг и его клиента

Отношения профессионального участника рынка ценных бумаг и его клиента регулируются законодательством и договором.

Сделки за счет клиентов могут совершаться только брокерами и доверительными управляющими инвестиционными активами на основе заключенных с клиентами договоров.



ГЛАВА 5. УЧЕТ ПРАВ НА ЦЕННЫЕ БУМАГИ

Статья 31. Организация учета прав на ценные бумаги

Учет прав на ценные бумаги осуществляют депозитарии, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Депозитарии ведут учет прав на бездокументарные ценные бумаги на счетах своих депонентов, суммарно учитываемых на их корреспондентских счетах в Центральном депозитарии ценных бумаг, а также осуществляют хранение документарных ценных бумаг и учет прав на них.



Статья 32. Переход прав на ценные бумаги

Права на бездокументарную ценную бумагу переходят к приобретателю с момента внесения в установленном порядке соответствующей приходной записи по счету депо приобретателя и подтверждаются выпиской со счета депо, выдаваемой депозитарием, в порядке, установленном законодательством.

Право собственности на документарную именную ценную бумагу переходит к приобретателю с момента внесения в установленном порядке соответствующей записи на бланке ценной бумаги.

Права, удостоверяемые ценной бумагой, переходят к приобретателю с момента перехода прав на эту ценную бумагу.



Статья 33. Центральный депозитарий ценных бумаг

Центральный депозитарий ценных бумаг создается в форме государственного унитарного предприятия и осуществляет деятельность за счет доходов, полученных от оказания услуг, и иных поступлений.

Размеры тарифов за услуги Центрального депозитария ценных бумаг утверждаются уполномоченным государственным органом по регулированию рынка ценных бумаг по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан.



Статья 34. Исключительные функции

Центрального депозитария ценных бумаг

Исключительными функциями Центрального депозитария ценных бумаг являются:

постановка на учет эмиссионных ценных бумаг, кроме государственных;

хранение эмиссионных бездокументарных ценных бумаг, кроме государственных;

ведение реестров владельцев акций и реестров владельцев корпоративных облигаций в качестве центрального регистратора;

учет прав государства на переданные ему на хранение ценные бумаги, а также прав на ценные бумаги уполномоченных государством лиц по управлению ценными бумагами;

ведение корреспондентских счетов депозитариев;

подтверждение наличия и подлинности находящихся у него на хранении ценных бумаг участников биржевых и внебиржевых торгов перед выставлением их на торги;

обеспечение поставки находящихся у него на хранении ценных бумаг участникам биржевых и внебиржевых торгов по заключенным на торгах сделкам;

хранение документов, подтверждающих выпуск эмиссионных ценных бумаг, кроме государственных;

учет допущенных к обращению на территории Республики Узбекистан ценных бумаг, выпущенных нерезидентами Республики Узбекистан;

учет допущенных к обращению вне территории Республики Узбекистан ценных бумаг, выпущенных резидентами Республики Узбекистан;

учет прав на ценные бумаги, выпущенные и принадлежащие инвестиционным фондам;

ведение Единой базы депонентов депозитариев;

сбор и систематизация информации о движении эмиссионных ценных бумаг (кроме государственных) по счетам депо в депозитариях.


Статья 35. Права и обязанности Центрального

депозитария ценных бумаг при выполнении функций

центрального регистратора

Центральный депозитарий ценных бумаг при выполнении функций центрального регистратора имеет право запрашивать и получать от номинальных держателей ценных бумаг сведения, необходимые для формирования реестров владельцев акций и реестров владельцев корпоративных облигаций.

Центральный депозитарий ценных бумаг при выполнении функций центрального регистратора может иметь и иные права в соответствии с законодательством.

Центральный депозитарий ценных бумаг при выполнении функций центрального регистратора обязан:

хранить сформированные по состоянию на определенную дату реестры владельцев акций и реестры владельцев корпоративных облигаций;

предоставлять информацию, содержащуюся в реестрах владельцев акций и реестрах владельцев корпоративных облигаций, в соответствии с настоящим Законом;

обеспечивать конфиденциальность информации, содержащейся в реестрах владельцев акций и реестрах владельцев корпоративных облигаций.

Центральный депозитарий ценных бумаг при выполнении функций центрального регистратора может нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.


Статья 36. Права и обязанности депонента

Депонент имеет право:

распоряжаться ценными бумагами, находящимися на его счете депо в депозитарии, в пределах и порядке, установленных законодательством;

давать депозитарию поручения по выполнению операций по его счету депо (кроме распоряжения на перевод ценных бумаг, обремененных обязательствами перед третьими лицами без представления документов, подтверждающих окончание обременения ценных бумаг обязательствами), делать запросы, требовать отчет о выполнении поручений;

хранить принадлежащие ему документарные ценные бумаги и поручать учет прав собственности и иных вещных прав на документарные и бездокументарные ценные бумаги депозитарию;

получать выписки о состоянии своего счета депо и отчет о проведенных депозитарием операциях по его счету депо в соответствии с условиями договора.

Депонент может иметь и иные права в соответствии с законодательством.

Депонент обязан:

извещать депозитарий о прекращении или изменении полномочий своего уполномоченного лица;

уведомлять депозитарий обо всех изменениях своих реквизитов;

проверять правильность и полноту письменных сообщений депозитария и своевременно уведомлять депозитарий об обнаруженных неточностях.

Депонент может нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.



Статья 37. Гарантии сохранности ценных бумаг

в депозитариях

Сохранность ценных бумаг в депозитариях обеспечивается в хранилищах ценных бумаг, отвечающих требованиям, предъявляемым к хранению ценных бумаг, и ведением учетных регистров в соответствии со стандартами депозитарных операций. Сохранность ценных бумаг, хранящихся и учитываемых в Центральном депозитарии ценных бумаг, обеспечивается также системой дублирования информационного банка данных Центрального депозитария ценных бумаг, оперативного восстановления банка данных Центрального депозитария ценных бумаг при возникновении сбоев в технической системе и в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.

Обеспечение гарантий сохранности ценных бумаг в депозитариях осуществляется в порядке, установленном уполномоченным государственным органом по регулированию рынка ценных бумаг.


ГЛАВА 6. РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ

НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

Статья 38. Общие положения о раскрытии информации

на рынке ценных бумаг

Информация на рынке ценных бумаг является открытой и гласной, за исключением конфиденциальной информации, раскрытие которой осуществляется в случаях, установленных законом.

В случаях, предусмотренных законодательством, уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг, участники рынка ценных бумаг, в том числе микрофирмы и малые предприятия, раскрывают информацию путем:

опубликования информации в средствах массовой информации;

предоставления отчетов, сведений и иной информации.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, эмитент, фондовая биржа за предоставление инвесторам и владельцам ценных бумаг предусмотренной настоящим Законом информации на бумажном носителе может взимать плату в размере, не превышающем затрат на ее копирование.


Статья 39. Раскрытие информации эмитентом

Эмитент, за исключением эмитента государственных ценных бумаг, раскрывает информацию:

в проспекте эмиссии ценных бумаг;

в ежеквартальном и годовом отчете эмитента;

в сообщениях о существенных фактах в деятельности эмитента.

Проспект эмиссии ценных бумаг должен содержать:

полное и сокращенное наименование эмитента, его местонахождение (почтовый адрес), банковские реквизиты, регистрационные и идентификационные номера, присвоенные органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц (далее - регистрирующий орган), органами государственной статистики и налоговой службы;

бухгалтерские балансы и отчеты о финансовых результатах за последние три года или за каждый завершенный год, если эмитент осуществляет деятельность менее трех лет;

основные направления деятельности и виды производимой продукции (услуг);

независимую рейтинговую оценку с соответствующими пояснениями - при ее наличии;

список лиц, входящих в наблюдательный совет и исполнительный орган эмитента, сведения о принадлежащем им количестве акций (размере долей в уставном фонде) эмитента;

перечень филиалов и представительств эмитента, его дочерних и зависимых обществ с указанием их местонахождения (почтового адреса);

список аффилированных лиц эмитента с указанием количества и типа принадлежащих им акций;

среднегодовую численность работников за последние три года;

сведения о выпущенных в обращение за последние три года ценных бумагах, объеме и целях их выпуска, начисленных и выплаченных эмитентом дивидендах (процентах) по ним;

сведения о примененных санкциях в отношении эмитента за последние три года и о делах, в которых эмитент выступает в суде ответчиком или истцом;

условия выпуска и размещения ценных бумаг в соответствии с решением о выпуске ценных бумаг.

Ежеквартальный отчет эмитента должен содержать:

полное и сокращенное наименование эмитента, его местонахождение (почтовый адрес), банковские реквизиты, регистрационные и идентификационные номера, присвоенные регистрирующим органом, органами государственной статистики и налоговой службы;

бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах за соответствующий квартал.

Годовой отчет эмитента должен содержать:

полное и сокращенное наименование эмитента, его местонахождение (почтовый адрес), банковские реквизиты, регистрационные и идентификационные номера, присвоенные регистрирующим органом, органами государственной статистики и налоговой службы;

информацию о результатах хозяйственной деятельности за предыдущий год;

обоснование изменений в персональном составе должностных лиц;

бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах за соответствующий год;

копию заключения аудиторской организации;

основные сведения о дополнительно выпущенных ценных бумагах;

существенные факты в деятельности эмитента за отчетный год.

Существенными фактами в деятельности эмитента являются:

изменение наименования или местонахождения (почтового адреса) эмитента;

реорганизация, приостановление или прекращение деятельности эмитента;

решения, принятые высшим органом управления эмитента;

изменение прав на ценные бумаги;

изменение в персональном составе должностных лиц;

изменения в перечне филиалов и представительств эмитента, его дочерних и зависимых обществ;

наложение ареста на имущество, банковские счета эмитента, предъявление иска к эмитенту в размере, превышающем 10 процентов стоимости активов эмитента;

получение кредита в размере, превышающем 50 процентов уставного фонда или суммы стоимости основных и оборотных средств эмитента;

разовое увеличение или уменьшение стоимости активов более чем на 10 процентов;

разовые сделки эмитента, размер которых либо стоимость имущества по которым составляет более 10 процентов от активов эмитента по состоянию на дату сделки;

заключение эмитентом крупных сделок и сделок с заинтересованными лицами;

получение или аннулирование лицензии, приостановление или прекращение действия лицензии эмитента на осуществление отдельных видов деятельности;

выпуск ценных бумаг, приостановление и возобновление их выпуска, признание выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным;

изменения в списке юридических лиц, в которых эмитент обладает 10 и более процентами акций (долей, паев) каждого такого юридического лица;

наступление сроков исполнения обязательств эмитента перед владельцами его ценных бумаг;

начисление доходов по ценным бумагам, начало и окончание выплаты доходов по ценным бумагам эмитента;

введение процедуры банкротства в отношении эмитента;

изменения во владении членов наблюдательного совета и исполнительного органа акциями (долями, паями) эмитента в отчетном году;

изменения в списке аффилированных лиц общества с указанием количества и наименования принадлежащих им ценных бумаг.

Эмитент обязан:

а) предоставлять проспект эмиссии ценных бумаг и годовой отчет эмитента для ознакомления всем заинтересованным лицам;

б) раскрывать путем размещения на официальном веб-сайте уполномоченного государственного органа по регулированию рынка ценных бумаг:

сведения о месте и порядке ознакомления с текстом проспекта эмиссии ценных бумаг, а также информацию, указанную в абзацах втором, четвертом, пятом и двенадцатом части второй настоящей статьи, не менее чем за две недели до начала размещения ценных бумаг, за исключением частного размещения ценных бумаг;

годовой отчет эмитента в течение двух недель после проведения годового общего собрания акционеров или иного высшего органа управления эмитента;

отчет эмитента по итогам первого квартала, первого полугодия и девяти месяцев в течение месяца, следующего за отчетным;

сообщение о существенном факте в деятельности эмитента в течение двух рабочих дней с даты его наступления.

Эмитент может предоставить инвесторам и иную информацию в соответствии с законодательством.

В случае, если ценные бумаги эмитента включены в листинг фондовой биржи, обязательное раскрытие информации, предусмотренной настоящей статьей, осуществляется только на официальном веб-сайте фондовой биржи.

Фондовая биржа не вправе взимать плату за опубликование эмитентом на ее официальном веб-сайте информации, предусмотренной настоящей статьей.


Статья 40. Раскрытие информации

профессиональным участником рынка ценных бумаг

По требованию инвестора профессиональный участник рынка ценных бумаг предоставляет:

копию документа о государственной регистрации;

копию лицензии на право осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

сведения об уставном фонде, размере собственных средств профессионального участника рынка ценных бумаг и его резервном фонде;

сведения о государственной регистрации выпуска приобретаемых инвестором ценных бумаг;

сведения, содержащиеся в проспекте эмиссии ценных бумаг, приобретаемых инвестором, а также о ценах на эти ценные бумаги в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации;

отчетность по результатам сделок с ценными бумагами в сроки, оговоренные в договоре.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан уведомить инвесторов об их правах на получение информации, предусмотренной настоящей статьей.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг в течение двух рабочих дней в письменной форме информирует уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг о совершении:

в течение одного квартала операций исключительно с ценными бумагами одного эмитента;

разовой операции с ценными бумагами одного эмитента, если количество ценных бумаг по этой операции составило не менее 15 процентов от общего количества указанных ценных бумаг.


Статья 41. Раскрытие информации

организатором торгов ценными бумагами

Организатор торгов ценными бумагами, кроме собственника ценных бумаг или обладателя имущественного права на ценные бумаги, раскрывает:

правила совершения сделок на торгах;

список ценных бумаг, допущенных к торгам;

иную информацию в соответствии с законодательством.

Организатор торгов по требованию уполномоченного государственного органа по регулированию рынка ценных бумаг предоставляет информацию об итогах рассмотрения заявлений, предложений и жалоб инвесторов.

Статья 42. Раскрытие информации владельцем

ценных бумаг

Владелец ценных бумаг в течение пяти дней с даты совершения сделки, в результате которой он вступил во владение 35 или более процентами любого вида ценных бумаг эмитента, обязан осуществить раскрытие данной информации в порядке, установленном законодательством.


Статья 43. Раскрытие информации инвестором

Инвестор обязан в порядке, установленном законодательством, раскрывать информацию о приобретении самостоятельно и (или) совместно с аффилированными лицами в результате одной или нескольких сделок пакета акций акционерного общества, составляющего в совокупности двадцать и более процентов от уставного фонда данного акционерного общества.


Статья 44. Раскрытие информации

уполномоченным государственным органом

по регулированию рынка ценных бумаг

Уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг обязан информировать инвесторов через средства массовой информации и (или) созданные им электронные информационно-справочные системы:

о зарегистрированных выпусках ценных бумаг и о выпусках ценных бумаг, выпуск, размещение и обращение которых приостановлены и возобновлены, признаны несостоявшимися или недействительными;

о выдаче, приостановлении или прекращении действия, аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

об эмитентах, профессиональных участниках рынка ценных бумаг, должностных лицах, в отношении которых им были применены меры ответственности в связи с допущенными правонарушениями на рынке ценных бумаг, и о видах примененных мер ответственности;

о решениях суда, вынесенных по его искам.

Уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг за предоставление инвесторам и владельцам ценных бумаг информации в соответствии с настоящим Законом может взимать плату в пределах затрат на ее копирование.



Статья 45. Конфиденциальность информации

на рынке ценных бумаг

Сведения о клиентах профессиональных участников рынка ценных бумаг, состоянии их счетов и проведенных операциях, а также содержании сделок с ценными бумагами (за исключением наименования ценных бумаг, количества, цены, даты, времени заключения, а в случаях проведения биржевых торгов - лиц, участвовавших в торгах) являются конфиденциальной информацией.

Лица, располагающие конфиденциальной информацией, не вправе использовать эту информацию для заключения сделок, а также передавать ее для совершения сделок другим лицам.

За разглашение конфиденциальной информации лица, имеющие доступ к такой информации, несут ответственность в установленном порядке.



Статья 46. Раскрытие конфиденциальной информации

на рынке ценных бумаг

Раскрытие конфиденциальной информации осуществляется в случаях и порядке, предусмотренных законом.

Справки по счетам клиентов выдаются им или их представителям, государственному антимонопольному органу, органам государственной налоговой службы, Департаменту по исполнению судебных решений, материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов при Министерстве юстиции Республики Узбекистан, судам по вопросам, отнесенным к их компетенции, а органам следствия и дознания - при наличии возбужденного уголовного дела.

Справки по счетам клиентов - физических лиц в случае смерти их владельца выдаются наследникам или лицам, указанным владельцем счета, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам, а в отношении иностранных граждан - консульским учреждениям иностранного государства.

Информация о содержании биржевой сделки предоставляется судам, а органам следствия и дознания - при наличии возбужденного уголовного дела.

Конфиденциальная информация раскрывается уполномоченному государственному органу по регулированию рынка ценных бумаг в случаях рассмотрения им фактов нарушения законодательства о рынке ценных бумаг.

Конфиденциальная информация, связанная с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, предоставляется в специально уполномоченный государственный орган в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.


Статья 47. Раскрытие информации

о государственных ценных бумагах

Раскрытие информации о государственных ценных бумагах осуществляется в порядке, установленном законодательством.


ГЛАВА 7. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Статья 48. Основы государственного регулирования

рынка ценных бумаг

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем:

лицензирования и (или) установления обязательных требований к профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и биржевой деятельности;

регистрации выпусков ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в решениях о выпуске;

обеспечения раскрытия информации о ценных бумагах в соответствии с законодательством;

аттестации специалистов профессиональных участников рынка ценных бумаг;

контроля за деятельностью участников рынка ценных бумаг в порядке, установленном законодательством.



Статья 49. Ограничения на рынке ценных бумаг

в целях защиты прав участников рынка ценных бумаг

На рынке ценных бумаг запрещается:

эмиссия ценных бумаг без раскрытия информации, относящейся к эмитенту или к ценным бумагам;

размещение, обращение, реклама и предложение ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию в случаях, предусмотренных настоящим Законом, либо приостановлен;

совершение владельцем ценных бумаг сделок с ценными бумагами, находящимися на его счете депо, до их полной оплаты;

манипулирование на рынке ценных бумаг;

выпуск корпоративных облигаций до формирования уставного фонда (за исключением случаев формирования уставного фонда коммерческих банков), а также для его пополнения или покрытия убытков, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью эмитента;

внесение эмитентом изменений в решение о выпуске облигаций в части объема прав по облигациям, установленных этим решением, после регистрации выпуска облигаций;

взыскание ценных бумаг и денежных средств клиента по обязательствам профессионального участника рынка ценных бумаг;

установление преимущества одного инвестора перед другим при публичном размещении и (или) обращении эмиссионных ценных бумаг, за исключением случаев:

а) эмиссии государственных ценных бумаг;

б) предоставления в установленном порядке акционерам акционерных обществ преимущественного права приобретения ценных бумаг в количестве, пропорциональном числу принадлежащих им акций;

в) введения законодательством ограничений на приобретение ценных бумаг нерезидентами Республики Узбекистан.

Корпоративные облигации могут выпускаться акционерными обществами и коммерческими банками независимо от их организационно-правовой формы с соблюдением следующих условий:

в пределах размера собственного капитала на дату принятия решения об их выпуске, подтвержденного заключением аудиторской организации;

имеющими за последние три года положительные показатели рентабельности, платежеспособности, финансовой устойчивости и ликвидности, подтвержденные заключениями аудиторской организации, а также получившими независимую рейтинговую оценку в порядке, установленном законодательством;

при участии коммерческих банков, выполняющих функции платежных агентов по выплате эмитентами причитающихся инвесторам средств.

Корпоративные облигации не дают их владельцам права на участие в управлении эмитентом.

Приобретение в результате одной или нескольких сделок юридическим или физическим лицом либо группой юридических и физических лиц, связанных между собой соглашением или контролирующих имущество друг друга, более 5 процентов акций банка требует уведомления, а более 20 процентов - предварительного согласия Центрального банка Республики Узбекистан. Порядок получения предварительного согласия Центрального банка Республики Узбекистан определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Эмитент не вправе совершать сделки с выпущенными им акциями с условием их обратного выкупа, а также передавать выпущенные им акции в доверительное управление.



Статья 50. Уполномоченный государственный орган

по регулированию рынка ценных бумаг

Уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг определяется Президентом Республики Узбекистан.

Уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг:

реализует государственную политику в области формирования, развития, контроля и регулирования рынка ценных бумаг;

лицензирует профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;

обеспечивает защиту прав и законных интересов инвесторов и владельцев ценных бумаг;

разрабатывает нормативно-правовые акты в области формирования и регулирования рынка ценных бумаг и деятельности его участников;

устанавливает требования к осуществлению профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, квалификационные требования к специалистам профессиональных участников рынка ценных бумаг, проводит их аттестацию и выдает квалификационные аттестаты;

утверждает правила выпуска в обращение эмиссионных ценных бумаг (кроме государственных), правила регистрации сделок с ценными бумагами, стандарты учета и отчетности проведения операций с ценными бумагами, порядок ведения реестров владельцев ценных бумаг и учетного регистра сделок с ценными бумагами;

осуществляет контроль за исполнением законодательства о рынке ценных бумаг органами государственного управления, участниками рынка ценных бумаг и, в случаях выявления нарушений законодательства о рынке ценных бумаг, выносит по ним заключения и предписания, являющиеся обязательными для исполнения, применяет к нарушителям санкции в соответствии с законодательством;

устанавливает обязательные нормативы достаточности собственных средств и иные показатели, ограничивающие риски по операциям с ценными бумагами, а также сроки хранения документов по операциям с ценными бумагами, кроме государственных.



Статья 51. Права уполномоченного государственного органа

по регулированию рынка ценных бумаг

Уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг вправе:

предъявлять иски в суд в интересах инвесторов, владельцев ценных бумаг, государства без уплаты государственной пошлины;

в случае выявления нарушений законодательства о рынке ценных бумаг в пределах своих полномочий приостановить отдельные операции участника рынка ценных бумаг, не влекущие за собой приостановление его деятельности;

запрашивать и получать от органов государственного управления, участников рынка ценных бумаг информацию и документы в пределах своих полномочий;

устанавливать порядок совмещения профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг может иметь и иные права в соответствии с законодательством.



Статья 52. Обязанности уполномоченного государственного

органа по регулированию рынка ценных бумаг

Уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг обязан:

рассматривать обращения участников рынка ценных бумаг и при выявлении фактов нарушения прав инвесторов проводить проверки и принимать меры, предусмотренные законодательством;

соблюдать конфиденциальность информации, полученной от органов государственного управления и участников рынка ценных бумаг, по вопросам защиты прав инвесторов, кроме случаев, когда раскрытие информации третьим лицам предусмотрено законодательством;

вести Единый государственный реестр выпусков эмиссионных ценных бумаг и реестр профессиональных участников рынка ценных бумаг;

предоставить в течение тридцати дней мотивированный ответ на запросы юридических и физических лиц по вопросам, относящимся к его полномочиям;

информировать общественность о состоянии рынка ценных бумаг и его участниках.

Уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг может нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.



ГЛАВА 8. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Статья 53. Права и обязанности

участников рынка ценных бумаг

Участники рынка ценных бумаг имеют право:

страховать свои риски на рынке ценных бумаг;

получать от уполномоченного государственного органа по регулированию рынка ценных бумаг информацию о профессиональных участниках рынка ценных бумаг, обо всех случаях приостановления эмиссии ценных бумаг, приостановления, прекращения действия и аннулирования лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, о совершенных профессиональными участниками рынка ценных бумаг и эмитентами правонарушениях, а также о решениях суда, вынесенных по его искам в отношении эмитентов или профессиональных участников рынка ценных бумаг;

обращаться в государственные органы с заявлениями, предложениями и жалобами;

обращаться с исковым заявлением в суд о нарушении их прав на рынке ценных бумаг и о возмещении понесенных убытков.

Инвесторы и владельцы ценных бумаг, кроме прав, предусмотренных частью первой настоящей статьи, также вправе:

требовать у эмитента предоставления информации о регистрации выпуска ценных бумаг, о текущем финансовом состоянии эмитента и перспективах его развития;

осуществлять инвестиции в ценные бумаги в установленном законодательством и учредительными документами эмитента порядке денежными и иными средствами платежа, имуществом, а также правами (в том числе имущественными), имеющими денежную оценку;

требовать у профессиональных участников рынка ценных бумаг, предлагающих свои услуги на рынке ценных бумаг, информацию о них в соответствии с настоящим Законом.

Участники рынка ценных бумаг обязаны соблюдать требования законодательства о рынке ценных бумаг и условия договоров, заключенных ими на рынке ценных бумаг.

Участники рынка ценных бумаг могут иметь иные права и нести иные обязанности в соответствии с законодательством.



Статья 54. Ответственность профессиональных участников

рынка ценных бумаг и эмитентов

Профессиональные участники рынка ценных бумаг и эмитенты в соответствии с законодательством несут перед инвестором имущественную ответственность в пределах причиненных убытков:

за непредоставление по требованию инвестора информации, предусмотренной законодательством о рынке ценных бумаг, либо предоставление недостоверной информации;

за нарушение установленного порядка эмиссии ценных бумаг;

за осуществление недобросовестной рекламы ценных бумаг, рекламу незарегистрированных в установленном законодательством порядке выпусков ценных бумаг, а также рекламу ценных бумаг, обращение которых запрещено законом;

за заключение ими с инвесторами договоров, ограничивающих права инвесторов и ответственность эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг, установленные законодательством о рынке ценных бумаг;

за установленные факты манипулирования ценами, а также побуждение инвестора к покупке или продаже ценных бумаг путем предоставления умышленно искаженной информации о ценных бумагах, эмитентах ценных бумаг, ценах на ценные бумаги, включая информацию, предоставленную в рекламе. Признаки манипулирования ценами на рынке ценных бумаг устанавливаются законодательством. Факт манипулирования ценами на рынке ценных бумаг признается в судебном порядке;

за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий заключенных с инвесторами договоров, а также заключение сделки на условиях, отличающихся от оговоренных в договоре с инвестором.

Депозитарий, кроме случаев, указанных в части первой настоящей статьи, несет также ответственность перед своими депонентами при:

утере или порче документарных ценных бумаг, записей о владельцах ценных бумаг и принадлежащих им ценных бумагах, документов, подтверждающих выпуск ценных бумаг и записей в учетных регистрах депозитария. Депозитарий возмещает расходы на изготовление утерянных документарных ценных бумаг или изготавливает за свой счет новые, восстанавливает утерянные записи, документы, подтверждающие выпуск ценных бумаг и записи в учетных регистрах депозитария;

совершении им действия (бездействия), которое привело к невозможности осуществления депонентом прав, связанных с принадлежащими ему ценными бумагами. Депозитарий возмещает депоненту причиненные убытки.

Ответственность по обязательствам эмитентов ценных бумаг несут сами эмитенты.



Статья 57. Обжалование решений государственных органов,

действий (бездействия) их должностных лиц

Решения государственных органов, действия (бездействие) их должностных лиц, регулируемые настоящим Законом, могут быть обжалованы в судебном порядке.


ГЛАВА 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 58. Риск инвестора

Выбор ценных бумаг в качестве объекта инвестирования и соответственно последствия этого выбора являются риском инвестора.



Статья 59. Сроки исковой давности по ценным бумагам

Срок исковой давности для признания недействительными принятых эмитентом и уполномоченным государственным органом по регулированию рынка ценных бумаг решений, связанных с выпуском эмиссионных ценных бумаг, признания недействительными выпуска эмиссионных ценных бумаг, сделок, совершенных в процессе размещения эмиссионных ценных бумаг, составляет один год с момента окончания срока размещения выпуска эмиссионных ценных бумаг.

По требованиям векселедержателя против индоссантов и против векселедателя срок исковой давности составляет один год со дня протеста, совершенного в установленный срок, или со дня срока платежа в случае оговорки об обороте без издержек.

По требованиям индоссантов друг к другу и к векселедателю срок исковой давности составляет шесть месяцев со дня, в который индоссант оплатил вексель, или со дня предъявления к нему иска.

В иных случаях, не предусмотренных частями первой - третьей настоящей статьи, а также по другим ценным бумагам сроки исковой давности устанавливаются в соответствии с законом.



Статья 60. Разрешение споров

Споры в области рынка ценных бумаг разрешаются в порядке, установленном законодательством.



Статья 61. Ответственность за нарушение законодательства

о рынке ценных бумаг

Лица, виновные в нарушении законодательства о рынке ценных бумаг, несут ответственность в установленном порядке.


Статья 62. Признание утратившими силу

некоторых законодательных актов

Признать утратившими силу:


1) Закон Республики Узбекистан от 2 сентября 1993 года N 918-XII "О ценных бумагах и фондовой бирже" (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1993 г., N 9, ст. 325);


2) Постановление Верховного Совета Республики Узбекистан от 2 сентября 1993 года N 919-XII "О порядке введения в действие Закона Республики Узбекистан "О ценных бумагах и фондовой бирже" (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1993 г., N 9, ст. 326);


3) раздел XXI Закона Республики Узбекистан от 23 сентября 1994 года N 2022-XII "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1994 г., N 11-12, ст. 285);


4) раздел I Закона Республики Узбекистан от 22 декабря 1995 года N 179-I "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1995 г., N 12, ст. 269);


5) Закон Республики Узбекистан от 25 апреля 1996 года N 218-I "О механизме функционирования рынка ценных бумаг" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г., N 5-6, ст. 56);


6) Постановление Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 25 апреля 1996 года N 219-I "О введении в действие Закона Республики Узбекистан "О механизме функционирования рынка ценных бумаг" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г., N 5-6, ст. 57);


7) раздел V Закона Республики Узбекистан от 26 апреля 1996 года N 231-I "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г., N 5-6, ст. 69);


8) раздел V Закона Республики Узбекистан от 30 августа 1996 года N 281-I "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г., N 9, ст. 144);


9) раздел VII Закона Республики Узбекистан от 27 декабря 1996 года N 357-I "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., N 2, ст. 56);


10) Закон Республики Узбекистан от 29 августа 1998 года N 672-I "О деятельности депозитариев на рынке ценных бумаг" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1998 г., N 9, ст. 172);


11) Постановление Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 29 августа 1998 года N 673-I "О введении в действие Закона Республики Узбекистан "О деятельности депозитариев на рынке ценных бумаг" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1998 г., N 9, ст. 173);


12) раздел IX Закона Республики Узбекистан от 20 августа 1999 года N 832-I "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., N 9, ст. 229);


13) Закон Республики Узбекистан от 30 августа 2001 года N 262-II "О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001 г., N 9-10, ст. 173);


14) Постановление Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 30 августа 2001 года N 263-II "О введении в действие Закона Республики Узбекистан "О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001 г., N 9-10, ст. 174);


15) разделы IV, X и XX Закона Республики Узбекистан от 13 декабря 2002 года N 447-II "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2003 г., N 1, ст. 8);


16) раздел III Закона Республики Узбекистан от 27 августа 2004 года N 671-II "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2004 г., N 9, ст. 171);


17) статья 2 Закона Республики Узбекистан от 22 сентября 2005 года N ЗРУ-7 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с упорядочением деятельности субъектов предпринимательства" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2005 г., N 9, ст. 311);


18) статья 2 Закона Республики Узбекистан от 19 декабря 2005 года N ЗРУ-14 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с реорганизацией отдельных органов государственного управления" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2005 г., N 12, ст. 413);


19) статьи 10 и 30 Закона Республики Узбекистан от 10 октября 2006 года N ЗРУ-59 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием системы правовой защиты и либерализацией финансовой ответственности субъектов предпринимательства" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2006 г., N 10, ст. 536);


20) статья 1 Закона Республики Узбекистан от 23 июля 2007 года N ЗРУ-104 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в экономической сфере" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2007 г., N 7, ст. 325).



Статья 63. Приведение законодательства

в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.



Статья 64. Порядок вступления в силу

настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Акции и корпоративные облигации, выпущенные в виде бланков и сертификатов и находящиеся в обращении на дату вступления в силу настоящего Закона, подлежат сдаче в депозитарий и переводу в бездокументарную форму в порядке, установленном законодательством.

Сделки с акциями и корпоративными облигациями, выпущенными в виде бланков и сертификатов и находящимися в обращении на дату вступления в силу настоящего Закона, осуществляются только после их сдачи в депозитарий.

В период до перевода акций и корпоративных облигаций, выпущенных в виде бланков и сертификатов, в бездокументарную форму формирование реестров их владельцев осуществляется Центральным депозитарием ценных бумаг в порядке, устанавливаемом уполномоченным государственным органом по регулированию рынка ценных бумаг.



Президент

Республики Узбекистан                                      И. Каримов



"Народное слово", 23 июля 2008 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2008 г., N 29-30, ст. 278


"Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан",

2008, N 7, ст. 354






























Время: 0.2303
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск