ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебная власть. Правосудие / Судебная система / Конституционный суд / Решения Конституционного суда /

Решение Конституционного суда Республики Узбекистан от 10.10.2001 г. "О толковании статьи 59 Налогового кодекса Республики Узбекистан"

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

РЕШЕНИЕ

КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

10.10.2001 г.



О ТОЛКОВАНИИ

СТАТЬИ 59 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН



Конституционный суд Республики Узбекистан в составе: Председателя Б.Эшонова, судей Б.Мирбобоева, У.Базарова, Г.Пиржанова и С.Хакимовой, руководствуясь пунктом третьим статьи 109 Конституции Республики Узбекистан и статьей 1 Закона “О Конституционном суде Республики Узбекистан”, рассмотрел на открытом заседании дело о толковании статьи 59 Налогового кодекса Республики Узбекистан.

Основанием к рассмотрению дела явилась, проявленная в соответствии со статьей 19 Закона “О Конституционном суде Республики Узбекистан” инициатива судей: У.Базарова, Г.Пиржанова, С.Хакимовой, обнаруживших неоднозначное понимание и применение правоприменительными органами положений статьи 59 Налогового кодекса Республики Узбекистан. Поводом к рассмотрению явилось обращение гражданина С.Муратходжаева на нарушение его конституционного права на льготу, предусмотренную частью второй статьи 59 Налогового кодекса Республики Узбекистан.

Заслушав сообщение судьи-докладчика С.Хакимовой, объяснения представителей Министерства финансов Республики Узбекистан Жураева Т., Государственного налогового комитета Гадоева Э., Узжилсбербанка Бахромова Р., Акционерно-коммерческого банка “Авиабанк” Холматова Ф., Специализированного акционерно-коммерческого банка “Алокабанк” Камолиддиновой З., Частного акционерно-коммерческого банка “ХИФБанк” Абдуллаева А., выступления приглашенных на заседание представителей Олий Мажлиса Республики Узбекистан Панаева Б., Прокуратуры Республики Узбекистан Бабаджанова П., Верховного суда Республики Узбекистан Кадырова С., Высшего хозяйственного суда Азимова М., исследовав предоставленные документы и иные материалы, Конституционный суд УСТАНОВИЛ:


В Конституционный суд Республики Узбекистан обратился гражданин С.Муратходжаев о нарушении его права на льготу, предусмотренную частью второй статьи 59 Налогового кодекса Республики Узбекистан. Являясь акционером С.Муратходжаев получал дивиденды в различных банках республики: в Узжилсбербанке, АКБ “Авиабанк”, САК “Алокабанк”, ЧАКБ “ХИФБанк” и других.

В соответствии с пунктом "б" части второй статьи 59 Налогового кодекса С.Муратходжаев имеет право на льготу по уплате налога на доходы физических лиц в размере четырехкратной минимальной заработной платы за каждый полный месяц.

Удержание же налога при выплате дивидендов С.Муратходжаеву банками производилось на основании писем-разъяснений Государственного налогового комитета Республики Узбекистан за N 11/1-1-2188 от 17 марта 1999 года и N 11/1-1-2743 от 6 апреля 1999 года в размере 15% от суммы получаемых дивидендов. При этом, в разъяснениях указывалось, что льготы, предусмотренные статьей 59 Налогового кодекса Республики Узбекистан на доходы, полученные в виде дивидендов и процентов, не распространяются.

Совместным письмом-разъяснением Министерства финансов и Государственного налогового комитета за NN 17-12/548, 15/1-5316 от 30 августа 2000 года С.Муратхожаеву сообщалось, что льготы, предусмотренные частью второй статьи 59 Налогового кодекса, распространяются на дивиденды и проценты.

Аналогичное письмо за N 15/1-398 от 19 января 2001 года с разъяснением о распространении льготы, предусмотренной частью второй статьи 59 Налогового кодекса на дивиденды и проценты Государственный налоговый комитет направил в Олий Мажлис Республики Узбекистан.

Однако вышеуказанные банки продолжают на практике руководствоваться письмами Государственного налогового комитета за N 11/1-1-2188 от 17 марта 1999 года и N 11/1-1-2743 от 6 апреля 1999 года, содержащими противоречащую закону позицию. В результате нарушаются права налогоплательщиков, предусмотренные пунктом вторым статьи 11 Налогового кодекса Республики Узбекистан.

Конституционный суд особо отмечает, что направление Государственным налоговым комитетом разъяснений, содержащих различную правовую позицию по одному и тому же вопросу, стало причиной нарушений прав граждан и противозаконной деятельности государственных органов. Конституционный суд Республики Узбекистан, руководствуясь принципом верховенства закона, отмечает, что подмена правового регулирования общественных отношений, являющихся предметом закона (в данном случае Налогового кодекса Республики Узбекистан) письмами-разъяснениями, являющимися актами иного уровня и выполняющими в данном случае роль закона недопустима.

В соответствии со статьей второй Закона Республики Узбекистан “О нормативно-правовых актах”, нормативно-правовым актом является официальный документ, принятый в определенной указанным законом форме, направленный на установление, изменение или отмену норм законодательства, как общеобязательных государственных предписаний. Статья 5 этого же закона перечисляет акты, которые являются нормативно-правовыми.

В соответствии с этим, Конституционный суд отмечает, что письма-разъяснения Государственного налогового комитета Республики Узбекистан за N 11/1-1-2188 от 17 марта 1999 года и N 11/1-1-2743 от 6 апреля 1999 года не являются нормативно-правовыми актами.

В связи с этим содержащиеся в них, а также в аналогичных письмах разъяснения по применению статьи 59 Налогового кодекса Республики Узбекистан являются неконституционными.

Поскольку неправильное понимание и применение положений статьи 59 Налогового кодекса повлекло наступление определенных правовых последствий не только для С. Муратхожаева, но и для других акционеров, имеющих право на соответствующие льготы, Конституционный суд пришел к выводу о необходимости дачи толкования статьи 59 Налогового кодекса Республики Узбекистан.

При анализе действующих норм законов Конституционный суд Республики Узбекистан исходит из следующего:

1. В соответствии с частью второй статьи 18 Конституции Республики Узбекистан: “Льготы могут быть установлены только законом и должны соответствовать принципам социальной справедливости”.

Согласно статье 51 Конституции Республики Узбекистан “Граждане обязаны платить установленные законом налоги и местные сборы”.


2. В соответствии с пунктом вторым статьи 11 Налогового кодекса: “Налогоплательщики имеют право: пользоваться налоговыми льготами в порядке и на основаниях, установленных настоящим кодексом и иными актами законодательства”.


3. Статья 50 этого же кодекса к имущественному доходу физических лиц относит доходы по полученным процентам, дивидендам, от сдачи имущества в аренду. Согласно статье 56 Налогового кодекса “Дивиденды и проценты, выплачиваемые физическим лицам, облагаются налогом у источника выплаты по ставкам, определяемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан”. Согласно приложению N 6 к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31 декабря 1998 года N541 доходы по дивидендам физических лиц облагаются налогом в размере 15%.


4. Статья 59 Налогового кодекса Республики Узбекистан регламентирует порядок освобождения от уплаты налога на доходы физических лиц. В соответствии с частью второй статьи 59 от уплаты налога на доходы освобождаются физические лица частично, в четырехкратном размере минимальной заработной платы за каждый полный месяц.

Статья 63 Налогового кодекса предусматривает порядок удержания налога на доходы физических лиц у источника выплаты. В соответствии с частью первой статьи 63 удержание налога на доходы физических лиц у источника выплаты обязаны производить юридические лица, выплачивающие дивиденды и проценты.

В соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан, Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан издана Инструкция о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на доходы физических лиц, зарегистрированная Министерством юстиции Республики Узбекистан 11 июня 1998 года N 444 (с изменениями и дополнениями N 444-1, N 444-2, N 444-3). Однако данная Инструкция не содержит ответа на вопрос о том, как следует удерживать налог у источника выплаты с дивидендов и процентов, если налогоплательщик пользуется льготами на доходы, установленные частью второй статьи 59 Налогового кодекса Республики Узбекистан, то есть отсутствует четкий механизм налогообложения для акционеров, пользующихся льготами.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 1, 19, 25, 26, 27 Закона Республики Узбекистан “О Конституционном суде Республики Узбекистан”, Конституционный суд, констатируя указанную неоднозначность в понимании и применении анализируемых норм в связи с толкованием статьи 59 Налогового кодекса Республики Узбекистан РЕШИЛ:


1. Разъяснить, что льготы, предусмотренные статьей 59 Налогового кодекса Республики Узбекистан, распространяются также и на доходы, полученные по дивидендам и процентам.


2. Министерству финансов Республики Узбекистан, Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан привести свои ведомственные акты по применению статьи 59 Налогового кодекса Республики Узбекистан в соответствие с настоящим решением.


3. Настоящее решение опубликовать в средствах массовой информации.


4. Настоящее решение вступает в силу с момента его опубликования, является окончательным и обжалованию не подлежит.
































Время: 0.2077
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск