Проверки от А до Я

Нормативно-правовые акты / Энергетика /

Правила проведения энергетических обследований и экспертиз потребителей топливно-энергетических ресурсов (Приложение к Постановлению КМ РУз от 07.08.2006 г. N 164)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Постановлению КМ РУз

от 07.08.2006 г. N 164



ПРАВИЛА

проведения энергетических обследований

и экспертиз потребителей топливно-

энергетических ресурсов


        

I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ


1. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия и термины:


энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов;


топливно-энергетический ресурс (ТЭР) - носитель энергии, который используется в настоящее время или может быть использован в перспективе;


эффективное использование энергетических ресурсов - достижение экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдения требований к охране окружающей среды;


вторичный энергетический ресурс - энергетический потенциал основного, промежуточного, побочного продукта и отходов производства, не используемый в основном процессе, но достаточный для использования в иных;


непроизводительный расход энергетических ресурсов - потери энергоресурсов, вызванные нарушением стандартов, норм и регламентов;


потребитель ТЭР - юридическое лицо, использующее ТЭР для производства продукции, оказания услуг, в том числе при переработке, транспортировке и хранении, а также на собственные нужды;


энергетическое обследование - обследование потребителей ТЭР с целью установления показателей эффективности использования ТЭР и выработки экономически обоснованных мер по их повышению;


энергетическая экспертиза - экспертиза, проводимая в области энергоэффективности проектов и схем энергоснабжения, энергопроизводящего и энергопотребляющего оборудования на действующих, вновь вводимых и реконструируемых объектах и на соответствие нормативно-правовым актам;


органы государственного надзора - Инспекция по контролю в электроэнергетике при Министерстве энергетики Республики Узбекистан, осуществляющая контроль за потреблением электрической, тепловой энергии и использованием угля, и Инспекция по контролю за использованием нефтепродуктов и газа при Министерстве энергетики Республики Узбекистан, осуществляющая контроль за использованием нефтепродуктов и газа;

энергоаудитор - юридическое лицо, осуществляющее энергетические обследования и экспертизы потребителей ТЭР.


II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


2. Настоящие Правила регулируют порядок проведения энергоаудиторами энергетических обследований и экспертиз потребителей ТЭР в целях оценки эффективности использования ими ТЭР и определения возможности снижения затрат на топливо и энергообеспечение.


3. Перечень потребителей ТЭР, подлежащих обязательному первичному энергетическому обследованию, составляется органами государственного надзора по согласованию с Министерством экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан и утверждается Республиканской комиссией по вопросам энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии.

4. Энергетическая экспертиза проектной документации новых и реконструируемых объектов, технологий и оборудования является обязательной.



III. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ОБСЛЕДОВАНИЙ

И ЭКСПЕРТИЗ


5. Организацию, общее руководство и координацию работ по проведению энергетических обследований и экспертиз потребителей ТЭР в республике осуществляют органы государственного надзора.


6. Энергетические обследования и экспертизы потребителей ТЭР осуществляются только энергоаудиторами.


7. Перед проведением обследований и экспертиз составляются программы проведения энергетических обследований и экспертиз (типовые программы проведения энергетических обследований и экспертиз приведены в приложениях NN 1 и 3 к настоящим Правилам) энергоаудиторами, которые согласовываются с обследуемым потребителем ТЭР и утверждаются в органах государственного надзора. Программы проведения энергетических обследований и экспертиз должны разрабатываться на основе существующих или новых прогрессивных методов оценки эффективности использования ТЭР в отраслях экономики.


8. Содержание обследований и экспертиз должно соответствовать:

принятым республиканским и международным нормам;

оценке экономической ситуации;

обеспечению энергетической и экологической безопасности;

оценке влияния на конкурентоспособность продукции, работ и услуг;

программам проведения энергетических обследований и экспертиз.



IV. ВИДЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ОБСЛЕДОВАНИЙ


9. Обязательным энергетическим обследованиям подлежат потребители ТЭР, в которых суммарное потребление ТЭР или каждого из их видов составляет более двух тысяч тонн условного топлива или более одной тысячи тонн моторного топлива в год.

10. Энергетические обследования потребителей ТЭР, годовое потребление ТЭР которых составляет менее двух тысяч тонн условного топлива или менее одной тысячи тонн моторного топлива, проводятся по обращению потребителей ТЭР или решению органов государственного надзора при нерациональном использовании ТЭР потребителем, выявленном в ходе координационных проверок.

11. Энергетические обследования подразделяются на: первичные, периодические (повторные), внеочередные, экспресс-обследования (локальные).


12. При первичном обследовании производится оценка эффективности использования ТЭР (проверяется эффективность работы оборудования, использующего ТЭР; состояние учета используемых ТЭР; отчетность по их использованию; анализ затрат на топливо- и энергообеспечение).

Оценка эффективности использования ТЭР производится за предшествующий обследованию период.

Результаты обследования заносятся в энергетический паспорт потребителя ТЭР установленного образца (приложение N 2 к настоящим Правилам).

По результатам обследования ТЭР выдаются рекомендации по устранению нарушений в использовании ТЭР и перечень организационно-технических мероприятий по повышению эффективности их использования, при технической возможности, с использованием вторичных энергетических ресурсов.


13. При периодическом (повторном) обследовании проверяется выполнение ранее выданных рекомендаций, оценивается динамика потребления ТЭР и их удельных затрат на выпуск продукции (энергоемкость, стоимость энергоресурсов в общих материальных затратах производства).

По результатам обследования вносятся изменения в энергетический паспорт потребителя ТЭР, а также выдаются рекомендации, аналогичные указанным в пункте 12 настоящих Правил. Периодическое (повторное) обследование потребителей ТЭР проводится не реже одного раза в 5 лет.


14. Внеочередные (внеплановые) обследования проводятся:

по инициативе органа государственного надзора в случаях, если по ряду косвенных признаков (рост общего и удельного потребления энергоресурсов, себестоимости продукции и топливной составляющей в ней, выбросов в атмосферу и др.) у них возникли предположения о резком снижении эффективности использования ТЭР; если результаты обследования, проведенного энергоаудитором, вызывают сомнения в их достоверности;

по инициативе потребителя - при обращении с просьбой о проведении обследования его деятельности по использованию ТЭР;

в случае, когда срочное вмешательство вызвано необходимостью принятия незамедлительных мер по предотвращению нарушений, создающих угрозу жизни и здоровью людей, а также в случаях обнаружения нарушений непосредственно в момент их совершения.


15. Экспресс-обследования (локальные) носят ограниченный по объему и времени проведения характер. При этом производится оценка эффективности использования либо одного из видов ТЭР (электрическая или тепловая энергия, твердое, жидкое или газообразное топливо, вторичные энергоресурсы), либо по отдельной группе агрегатов (отдельным агрегатам), либо по отдельным показателям эффективности.



V. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ОБСЛЕДОВАНИЙ,

ЭКСПЕРТИЗ И ИХ ОФОРМЛЕНИЯ


16. Энергоаудиторы проводят энергетические обследования и экспертизы по типовым программам.


17. Энергоаудиторы по завершении энергетического обследования оформляют следующую документацию:

отчет о проведенном энергетическом обследовании установленной формы;

инструментально подтвержденный топливно-энергетический баланс. Косвенная оценка параметров эффективности использования ТЭР не допускается;

энергетический паспорт потребителя ТЭР (приложение N 2 к настоящим Правилам);

рекомендации (по согласованию с руководством обследуемого потребителя ТЭР - программу) по повышению эффективности использования ТЭР и снижению затрат на топливо- и энергообеспечение. По рекомендациям должен быть подготовлен план потребителя ТЭР по оценке энергетической эффективности, конкретно определяющий экономическое состояние объекта.


18. В результатах энергетического обследования должна быть указана оценка эффективности использования ТЭР потребителем ТЭР, раскрыты причины нарушений в их использовании, выявлены имеющиеся резервы экономии, предложены технические и организационные энергосберегающие решения с указанием прогнозируемой экономии в физическом и денежном выражениях, а также стоимость их реализации. При технической возможности рекомендованы организационно-технические мероприятия по использованию вторичных энергетических ресурсов, возобновляемых источников энергии.

Рекомендации по энергосбережению и рациональному использованию ТЭР не должны снижать экологические характеристики работающего оборудования и технологических процессов, уровень безопасности и комфортности работы персонала, качество продукции.


19. Отчеты проведенных энергетических обследований подписываются руководством организации, проводившей энергетическое обследование, и потребителем ТЭР.

В случае его отказа от подписи в отчете энергетического обследования делается соответствующая запись.

После подписания отчета в него запрещается вносить изменения и дополнения.

Уполномоченный представитель потребителя ТЭР, не согласный с указанным решением, вправе изложить свое собственное мнение, которое прилагается к отчету.


20. Энергоаудитор передает полный отчет о проведенном энергетическом обследовании потребителю ТЭР, а также в десятидневный срок после подписания отчета о проведенном обследовании передает энергетический паспорт потребителя ТЭР в территориальные органы государственного надзора, которые в свою очередь выполняют следующее:

анализируют отчет о результатах проведенного обследования;

обобщают результаты проведенных энергетических обследований (с учетом деятельности энергоаудиторов) по поднадзорной территории;

передают обобщенные результаты, оформленные соответствующим образом, в органы государственного надзора;

выдают предписание потребителю об устранении нарушений в использовании ТЭР;

вносят в информационную базу данных органов государственного надзора энергетические показатели из энергетического паспорта потребителя ТЭР.


21. По результатам проведенной энергетической экспертизы составляется экспертное заключение, которое должно содержать мотивированные, обоснованные и полные выводы экспертов энергоаудитора.


22. Экспертное заключение подготавливается на фирменном бланке энергоаудитора в трех экземплярах, подписывается руководителем энергоаудитора.

23. Один экземпляр экспертного заключения передается в соответствующий орган государственного надзора.



VI. ТРЕБОВАНИЯ К ОБСЛЕДУЕМЫМ

ПОТРЕБИТЕЛЯМ ТЭР


24. Обследуемый потребитель ТЭР обязан оказывать содействие в проведении энергетического обследования, а именно:

обеспечивать доступ персонала организации, проводящей обследование, к обследуемым объектам;

предоставлять представителя для сопровождения и помощи в проведении обследования;

устанавливать режимы работы оборудования, необходимые для проведения измерений, если это не противоречит требованиям технологии и безопасности.


25. При проведении энергетического обследования потребитель ТЭР обязан назначить лицо, ответственное за его проведение, и предоставить:

необходимую техническую и технологическую документацию (исполнительные схемы энергетических коммуникаций, данные о топливо- и энергоиспользующем оборудовании, средствах измерений учета ТЭР, режимные, технологические карты и т. д.);

данные о цеховом выпуске продукции и потреблении ТЭР;

документы по хозяйственной деятельности (отраслевые и межотраслевые нормы и нормативы, тарифы, договоры на поставку ТЭР, учет складских запасов топлива, данные потребления ТЭР и ТЭР, отпущенных другим потребителям, их потери и т. д.);

статистическую отчетность потребителя ТЭР о выпуске продукции и использовании ТЭР в натуральном и стоимостном выражениях;

при повторном и внеочередном обследованиях - энергетический паспорт потребителя.



VII. ФИНАНСИРОВАНИЕ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ОБСЛЕДОВАНИЙ


26. Финансирование работ по проведению энергетических обследований потребителей ТЭР может производиться из следующих источников:

собственных средств потребителей ТЭР;

кредита банка;

инвестиций;

специального республиканского межотраслевого счета энергоснабжения;

иных поступлений.


27. Финансирование энергетических обследований и экспертиз потребителей ТЭР производится за счет организаций, выступивших инициатором обследования.


28. Энергоаудиторы, при наличии технической и финансовой возможности, по договору могут инвестировать или выполнять физический объем согласно плану, при этом возврат инвестиций и оплата выполненных работ производится за счет прибылей, полученных от повышения энергоэффективности производства.


29. Потребители ТЭР, своевременно проводящие энергетические обследования, имеют право на льготное финансирование из бюджетных и внебюджетных источников для реализации мероприятий по энергосбережению в порядке, установленном законодательством.


30. В случае подтверждения недостоверности результатов энергетических обследований, проведенных энергоаудиторами, последние обязаны возместить потребителям ТЭР ранее понесенные ими затраты или затраты по проведению энергетических обследований.



VIII. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

ПО  ПРОВЕДЕНИЮ  ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО

ОБСЛЕДОВАНИЯ И ЭКСПЕРТИЗЫ


31. Органы государственного надзора и энергоаудиторы обязаны не превышать установленных законодательством полномочий, не препятствовать в ходе обследования выполнению хозяйственной деятельности потребителя ТЭР, обеспечивать соблюдение государственных секретов и коммерческих тайн.


32. В случае нарушения потребителем ТЭР установленного настоящими Правилами порядка проведения энергетического обследования органы государственного надзора имеют право назначать новое проведение энергетического обследования.


33. Потребители ТЭР вправе самостоятельно определять время проведения энергетического обследования, поставив в известность органы государственного надзора.


34. Потребители ТЭР несут ответственность за несвоевременное проведение энергетических обследований в порядке, установленном законодательством.


35. Споры в области проведения энергетических обследований и экспертиз разрешаются в порядке, установленном законодательством.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Правилам



ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

проведения энергетических обследований


Для всех потребителей ТЭР при проведении энергетических обследований изучаются:

характеристика структуры потребителя ТЭР и энергопотребление его подразделений;

частные энергобалансы по видам энергоресурсов;

состояние энергопотребления на технологических производствах (фактического потребления ТЭР на производственные нужды, нормативные характеристики энергопотребления технологических объектов);

характер распределения всей потребляемой энергии по отдельным видам энергоресурсов и энергоносителей (для этого данные по энергопотреблению приводятся к единой системе измерения);

режим энергопотребления (суточный, месячный, годовой);

для каждого объекта факторы, влияющие на потребление энергии (например, наружной температуры для системы отопления, коэффициент мощности (cos ϕ) для электроприводов и т. д.);

удельное энергопотребление по отдельным видам ресурсов и объектам, являющееся отношением энергопотребления к влияющему фактору (например, производительности, температуре наружного воздуха и т. д.);

прямые потери энергии за счет утечек энергоносителей, нарушение изоляции, нерациональные проектные решения, неправильная эксплуатация, некачественное выполнение строительных и монтажных работ;

база данных о расходе энергоносителей (электроэнергии, технической воды, сжатого воздуха, пара, технических газов), используемых непосредственно в технологическом процессе (агрегат, цех) и объем выработанной продукции;

эффективность потребления энергоресурсов путем сопоставления динамики изменения удельных показателей при идентичности технологических параметров и сезонных характеристик;

технологическая схема производства продукции (основное и вспомогательное производство, потоки сырья, материалов, энергии);

схема энергоснабжения с существующей расстановкой приборов расчетного и технического учета энергии, а также счетчиков, учитывающих отпуск на сторону;

договорная документация;

действующие статистические отчеты (квартальные, годовые) предыдущего года и за истекший период текущего года, а также другие необходимые отчеты;

планы организационно-технических мероприятий по экономии энергии и состояние их выполнения, наличие задания по снижению энергопотребления;

методы учета выпускаемой продукции;

осуществление контроля за фактическим расходом энергии и выполнение норм ее расхода;

отчеты о выполнении план-графиков предупредительных ремонтов энергоустановок;

составление баланса энергопотребления как в целом по потребителю ТЭР, так и по крупным технологическим агрегатам;

состояние расчетного и технического учета;

состояние нормированного энергопотребления и соответствие норм действующему Положению. Уточняется схема энергоснабжения потребителя ТЭР на период проведения оценки фактических удельных расходов энергии. Рассматривается наличие отраслевых инструкций и методических указаний по нормированию, структура норм расхода энергоносителей, порядок расчета и утверждения норм. Оценивается соответствие ведения отчетности по использованию энергоресурсов требованиям статотчетности, техническое состояние технологического оборудования, соответствие его работы технологическим регламентам, загруженность технологического и энергетического оборудования, соблюдение требований к качеству продукции.

На основе экспериментальных и статистически полученных данных по энергопотреблению и сведениям по выпуску продукции проводится сравнительный анализ нормативного удельного расхода энергии на единицу выпускаемой продукции с фактическим за установленный период.

При обследовании изучаются соответствующие вопросы, характеризующие энергообъект:


Тепловые электрические станции:

наличие балансов энергии по каждой станции, отражающих их фактическую производительность и возможность покрытия

...
Время: 0.0363
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск