Внимание!

Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.


Проверки от А до Я

Нормативно-правовые акты / Энергетика /

Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Республики Узбекистан (Утверждены Приказом начальника Узгосэнергонадзора от 02.09.2004 г. N 295, зарегистрированным МЮ 10.09.2004 г. N 1405)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

УТВЕРЖДЕНЫ

Приказом начальника

Узгосэнергонадзора

от 02.09.2004 г. N 295,

зарегистрированным МЮ

10.09.2004 г. N 1405



ПРАВИЛА

технической эксплуатации электрических

станций и сетей Республики Узбекистан


РАЗДЕЛ I

Настоящие Правила переработаны во исполнение Закона Республики Узбекистан "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2009 г., N 40, ст. 431) постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 апреля 1992 года N 210 "Об организации работы по пересмотру подзаконных актов бывшего союза ССР" и от 1 марта 2004 года N 96 "О преобразовании Государственного агентства по надзору в электроэнергетике в Государственную инспекцию по надзору в электроэнергетике" на основании "Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей" (14-е издание), вновь вышедших законодательных и подзаконных актов Республики Узбекистан с учетом опыта эксплуатации оборудования, производственных зданий и коммуникаций (далее - энергетических объектов). Учтены изменения в структуре административного и хозяйственного управления, а также форм собственности в энергетике.

В Правилах изложены организационные требования к эксплуатации энергетических объектов, независимо от форм собственности.

Требования к проектированию, строительству, монтажу, ремонту и устройству энергоустановок и оснащению их средствами контроля, автоматики и защиты изложены в настоящих Правилах кратко, поскольку они рассматриваются в соответствующих правилах и нормативно-технических документах.



ГЛАВА I. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ

ЭКСПЛУАТАЦИИ


§ 1. Порядок применения правил,

задачи и организационная структура


1. Настоящие Правила являются обязательными для всех тепловых и гидроэлектростанций, котельных, электрических и тепловых сетей, научно-исследовательских и проектных институтов, строительно-монтажных, ремонтных и наладочных организаций, выполняющих работы применительно к энергообъектам, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Все действующие отраслевые нормативные документы (далее - НД) должны быть приведены в соответствие с настоящими Правилами.


2. Все вновь смонтированные, реконструированные и модернизированные энергоустановки и энергооборудование должны выполняться в соответствии с действующими Правилами устройства электроустановок (далее - ПУЭ), действующими государственными стандартами.

Обязательная сертификация энергопроизводящего оборудования осуществляется в порядке, установленном законодательством.


3. Техническая эксплуатация энергооборудования и установок, не предусмотренных настоящими Правилами, может производиться по правилам, разработанным в отрасли и согласованным с инспекцией "Узгосэнергонадзор". Отраслевые правила не должны противоречить и ослаблять требования настоящих Правил.


4. Настоящие Правила не распространяются на стационарные и передвижные дизельные электростанции.


5. Введение специальных правил технической эксплуатации осуществляется уполномоченными на это органами только по согласованию с инспекцией "Узгосэнергонадзор".


6. Основной задачей электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей является производство, передача, распределение и отпуск электрической и тепловой энергии потребителям (далее - энергопроизводство).

7. Основным технологическим звеном энергопроизводства является энергосистема, представляющая собой комплекс электростанций, электрических и тепловых сетей (далее - энергообъекты), связанных общностью режима работы и имеющих централизованное оперативно-диспетчерское управление.


8. Техническое и оперативное руководство работой энергосистемы, независимо от форм собственности, осуществляется соответствующими структурными подразделениями ГАК “Узбекэнерго”.

9. На каждом энергообъекте между структурными подразделениями должны быть распределены функции по обслуживанию оборудования, зданий, сооружений и коммуникаций.


10. Каждый энергообъект вне зависимости от организационно-правового статуса должен обеспечивать выполнение целей и условий деятельности, изложенных в его Уставе.


11. ГАК “Узбекэнерго” в качестве специально уполномоченного органа в области электроэнергетики и его структурные подразделения:

обеспечивают безопасное и надежное функционирование единой электроэнергетической системы и удовлетворение нужд потребителей в электрической энергии;

разрабатывают программы развития электроэнергетики;

участвуют в формировании баланса производства и потребления электрической энергии и вносят предложения по тарифам на электрическую энергию;

устанавливают режим функционирования единой электроэнергетической системы;

управляют магистральными электрическими сетями;

осуществляют мероприятия по реконструкции, модернизации, развитию генерирующих мощностей и электрических сетей;

осуществляют контроль над деятельностью системного оператора единой электроэнергетической системы, единого закупщика электрической энергии, предприятия магистральных электрических сетей;

разрабатывают и утверждают нормативные документы в области электроэнергетики;

осуществляют технический и технологический контроль за организацией юридическими лицами эксплуатации объектов электроэнергетики;

координируют работу по техническому регулированию, стандартизации, метрологии и сертификации в области электроэнергетики;

организуют работу испытательных лабораторий в области электроэнергетики;

координируют научно-исследовательские, наладочные, ремонтные и инженерно-проектные работы на объектах электроэнергетики;

организуют разработку и реализацию мер по рациональному использованию электрической энергии и топливно-энергетических ресурсов, а также по использованию возобновляемых источников энергии;

осуществляют координацию работ по охране труда и технике безопасности в области электроэнергетики.

12. Основные обязанности работников отрасли:

соблюдение договорных условий энергоснабжения потребителей;

поддержание нормального качества отпускаемой энергии - нормированных частоты и напряжения электрического тока, давления и температуры теплоносителя;

соблюдение оперативно-диспетчерской дисциплины;

содержание оборудования, зданий и сооружений в состоянии эксплуатационной готовности;

обеспечение максимальной экономичности и надежности энергопроизводства;

соблюдение требований промышленной и пожарной безопасности в процессе эксплуатации оборудования и сооружений;

выполнение требований охраны труда;

выполнение требований природоохранного законодательства;

снижение вредного влияния производства на людей и окружающую среду;

использование достижений научно-технического прогресса в целях повышения экономичности, надежности, безопасности, улучшения экологического состояния энергообъектов.


13. Каждый работник отрасли должен ясно представлять себе особенности энергопроизводства, строго соблюдать трудовую и технологическую дисциплину, правила трудового распорядка, содержать в чистоте и порядке свое рабочее место.



§ 2. Приемка в эксплуатацию оборудования и сооружений


14. Полностью законченные строительством тепловые электростанции (далее - ТЭС), гидравлические электростанции (далее - ГЭС), объекты электрических и тепловых сетей, а также в зависимости от сложности энергообъекта их очереди и пусковые комплексы должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, установленном законодательными актами Республики Узбекистан. Данное требование распространяется также на приемку в эксплуатацию энергообъектов после расширения, реконструкции, технического перевооружения.


15. Пусковой комплекс должен включать в себя обеспечивающую нормальную эксплуатацию при заданных параметрах часть полного проектного объема энергообъекта, состоящую из совокупности сооружений и объектов, отнесенных к определенным энергоустановкам либо к энергообъекту в целом на завершающем этапе строительства (без привязки к конкретным энергоустановкам). В него должны входить: оборудование, сооружения, здания (или их части) основного производственного, подсобно-производственного, вспомогательного, бытового, транспортного, ремонтного и складского назначений, благоустроенная территория, пункты общественного питания, здравпункты, средства диспетчерского и технологического управления (далее - СДТУ), средства связи, инженерные коммуникации, очистные сооружения, обеспечивающие производство, передачу и отпуск потребителям электрической энергии и тепла, пропуск судов или рыбы через судопропускные или рыбопропускные устройства. В объеме, предусмотренном проектом для данного пускового комплекса, должны быть обеспечены нормативные санитарно-бытовые условия и безопасность для работающих, защита от загрязнения водоемов и атмосферного воздуха, пожарная безопасность.

Пусковой комплекс должен быть разработан и представлен генеральным проектировщиком в установленные сроки, согласован с заказчиком и генподрядчиком, а пусковой комплекс межсистемного значения должен быть согласован с координационно-диспетчерским центром “Энергия” (далее - КДЦ “Энергия”) и утвержден в установленном порядке.

16. Перед приемкой в эксплуатацию энергообъекта (пускового комплекса) должны быть проведены:

индивидуальные испытания оборудования и функциональные испытания отдельных систем, завершающиеся для энергоблоков пробным пуском основного и вспомогательного оборудования;

комплексное опробование оборудования.

Во время строительства и монтажа зданий и сооружений должны быть проведены промежуточные приемки узлов оборудования и сооружений, в том числе скрытых работ.


17. Индивидуальные и функциональные испытания оборудования и отдельных систем проводятся генподрядчиком с привлечением персонала заказчика по проектным схемам после окончания всех строительных и монтажных работ по данному узлу. Перед индивидуальным и функциональным испытаниями проверяется выполнение: настоящих Правил, строительных норм и правил, стандартов, включая стандарты безопасности труда, норм технологического проектирования, правил, норм и требований Государственной инспекции “Саноатгеоконтехназорат”, Государственного комитета по охране природы Республики Узбекистан и других органов государственного надзора, "Правил устройства электроустановок", утвержденных приказом инспекции "Узгосэнергонадзор" от 13 февраля 2004 года N 84, правил охраны труда, правил взрыво- и пожаробезопасности, указаний заводов-изготовителей, инструкций по монтажу оборудования.

18. Дефекты и недоделки, допущенные в ходе строительства и монтажа, а также дефекты оборудования, выявленные в процессе индивидуальных и функциональных испытаний, должны быть устранены строительными, монтажными организациями и заводами-изготовителями до начала комплексного опробования.


19. Пробные пуски энергоблоков до комплексного опробования должны быть проведены заказчиком. При пробном пуске должна быть проверена работоспособность оборудования и технологических схем, безопасность их эксплуатации; проведены проверка и настройка всех систем контроля и управления, в том числе автоматических регуляторов, устройств защиты и блокировок, устройств сигнализации и контрольно-измерительных приборов; проверена готовность оборудования к комплексному опробованию.

Перед пробным пуском должны быть подготовлены условия для надежной и безопасной эксплуатации энергообъекта:

укомплектован, обучен (с проверкой знаний) эксплуатационный и ремонтный персонал, разработаны и утверждены эксплуатационные инструкции, инструкции по охране труда, оперативные схемы и техническая документация по учету и отчетности;

подготовлены запасы топлива, материалов, инструмента и запасных частей;

введены в действие СДТУ с линиями связи, системы пожарной сигнализации и пожаротушения, аварийного освещения, вентиляции;

смонтированы и налажены системы контроля и управления;

получены разрешения на эксплуатацию энергообъекта от надзорных органов.


20. Комплексное опробование должен проводить заказчик. При комплексном опробовании должна быть проверена совместная работа основных агрегатов и всего вспомогательного оборудования под нагрузкой.

Началом комплексного опробования энергоустановки считается момент включения ее в сеть или под нагрузку.

Комплексное опробование оборудования по схемам, не предусмотренным проектом, запрещается.

Комплексное опробование оборудования электростанций считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы основного оборудования в течение 72 часов на основном топливе с номинальной нагрузкой и проектными параметрами пара (для газотурбинных установок (далее - ГТУ) - газа) для тепловой электростанции, напором и расходом воды для гидроэлектростанции, предусмотренными в пусковом комплексе, и при постоянной или поочередной работе всего вспомогательного оборудования, входящего в пусковой комплекс.

В электрических сетях комплексное опробование считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы под нагрузкой оборудования подстанций в течение 72 часов, а линий электропередачи - в течение 24 часов.

В тепловых сетях комплексное опробование считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы оборудования под нагрузкой в течение 24 часов с номинальным давлением, предусмотренным в пусковом комплексе.

Для ГТУ обязательным условием комплексного опробования является, кроме того, успешное проведение 10, а для гидроагрегатов ГЭС - 3-х автоматических пусков.

При комплексном опробовании должны быть включены предусмотренные проектом контрольно-измерительные приборы, блокировки, устройства сигнализации и дистанционного управления, защиты и автоматического регулирования, не требующие режимной наладки.

Если комплексное опробование не может быть проведено на основном топливе или номинальная нагрузка и проектные параметры пара (для ГТУ - газа) для тепловой электростанции, напор и расход воды для гидроэлектростанции, нагрузка для подстанции, линии электропередачи при совместном или раздельном опробовании, параметры теплоносителя для тепловых сетей не могут быть достигнуты по каким-либо причинам, не связанным с невыполнением работ, предусмотренных пусковым комплексом, решение провести комплексное опробование на резервном топливе, а также предельные параметры и нагрузки устанавливаются приемочной комиссией и оговариваются в акте приемки в эксплуатацию пускового комплекса.


21. Для подготовки энергообъекта (пускового комплекса) к предъявлению приемочной комиссии заказчиком назначается рабочая комиссия, которая принимает по акту оборудование после проведения его индивидуальных испытаний для комплексного опробования. С момента подписания этого акта заказчик несет ответственность за сохранность оборудования.

Рабочая комиссия принимает по акту оборудование после комплексного опробования и устранения выявленных дефектов и недоделок, а также составляет акт о готовности законченных строительством зданий и сооружений для предъявления его приемочной комиссии.

В случае необходимости рабочие комиссии должны образовывать специализированные подкомиссии (строительную, турбинную, котельную, гидротехническую, электротехническую, по системам контроля и управления и др.).

Подкомиссии должны составить заключения о состоянии соответствующей их профилю части объекта и готовности ее к комплексному опробованию оборудования и приемке в эксплуатацию, которые должны быть утверждены рабочей комиссией.


22. При приемке оборудования, зданий и сооружений рабочей комиссией генеральная подрядная строительная организация должна представить заказчику документацию в объеме, предусмотренном действующими строительными нормами и правилами (далее - КМК) и отраслевыми правилами приемки.


23. Контроль за устранением дефектов и недоделок, выявленных рабочей комиссией, осуществляет заказчик, который предъявляет энергообъекты к приемке.


...
Время: 0.0036
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск