ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Постановления Пленума Верховного суда / По гражданским делам / Постановления по отдельным категориям гражданских дел /

Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14.09.2001 г. N 22 "О судебной практике по жилищным спорам"

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

14.09.2001 г.

N 22



О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

ПО ЖИЛИЩНЫМ СПОРАМ


Принятие Закона Республики Узбекистан "Об основах государственной жилищной политики" и Жилищного кодекса Республики Узбекистан конкретно определило права и обязанности граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, вытекающие из жилищных отношений.

Учитывая возникшую необходимость применения в судебной практике норм данного Кодекса, дачи разъяснений в целях правильного и справедливого разрешения жилищных споров и устранения возникающих проблем, на основании статьи 17 Закона Республики Узбекистан "О судах" Пленум Верховного суда Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. В связи с тем, что статьей 47 Конституции Республики Узбекистан установлено, что каждый имеет право на жилище, никто не может быть лишен своего жилища иначе как по решению суда и в соответствии с законом, в случаях и порядке, предусмотренных законом, собственнику, лишенному своего жилища, обеспечивается предварительное и равноценное возмещение стоимости жилья и понесенных им убытков, соблюдение норм жилищного законодательства является одним из важных условий защиты жилищных прав и интересов граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, на которых возложены полномочия учета, сохранения, использования и ремонта жилищного фонда. Поэтому суды должны повысить ответственность при разрешении такой категории дел, полностью обеспечить законное рассмотрение споров.

2. Суды при приеме исковых заявлений по спорам, вытекающим из жилищных отношений, прежде всего должны решить вопрос подведомственности суду, проверить полномочия лица, возбуждающего иск. В частности, суды вправе решить следующие жилищные споры:

вытекающие из жилищных отношений между наймодателем и нанимателем жилых помещений частного и государственного жилищного фонда;

вытекающие из отношений между жилищно-строительным или жилищным кооперативом и гражданами;

о признании недействительным документа (ордера) на жилое помещение государственного жилищного фонда;

об изменении и прекращении договора найма;

связанные с выселением из жилого помещения по основаниям, указанным в статьях 71-74, 79, 85 Жилищного кодекса;

вытекающие из гражданских прав и обязанностей;

возникающие в связи с изъятием земельных участков для государственных или общественных нужд.

Разъяснить судам, что поскольку решение вопросов об улучшении жилищных условий граждан, изменении и перестройке подсобных помещений входит в компетенцию местного органа государственной власти и наймодателя, иски по данным вопросам судам не подведомственны. Однако при несогласии граждан с действиями органов местной государственной власти и наймодателей по решению указанных вопросов они могут обратиться с соответствующей жалобой в суд в порядке, определенном Кодексом Республики Узбекистан об административном судопроизводстве.

3. Суды при разрешении жилищных споров должны определить правовой статус жилья, его принадлежность частному или государственному жилищному фонду.


В частный жилищный фонд входят:


жилищный фонд, находящийся в собственности граждан (индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома, квартиры в домах жилищно-строительных и жилищных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом, квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на основании договоров дарения, мены, а также на основании наследственного права и ст. 187 ГК Республики Узбекистан);

жилищный фонд, находящийся в собственности хозяйственных товариществ и обществ, кооперативов, общественных фондов и других негосударственных юридических лиц, построенный или приобретенный за счет их средств на аукционе или на других основаниях, предусмотренных законодательством (договора купли-продажи, наследство и др.).


В государственный жилищный фонд входят:


муниципальный жилищный фонд, находящийся в ведении органов государственной власти на местах, созданный за счет налогов, сборов и других платежей в местный бюджет, а также за счет иных поступлений по основаниям, предусмотренным законодательством;

коммунальный жилищный фонд целевого назначения, находящийся в ведении органов государственной власти на местах, созданный за счет средств местного бюджета, переданный на их баланс из частного, муниципального, жилищного фонда, используемый на основании договоров найма для социально незащищенных, малообеспеченных категорий граждан без права приватизации;

ведомственный жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий, учреждений и организаций;


4. При выселении из зданий, не входящих в состав жилищного фонда (производственные здания, цеха, сборные сооружения, палатки, шалаши, домики-вагоны и т. п.), или при их освобождении суды должны применять нормы Гражданского кодекса, регулирующие договора имущественного найма.


Споры, связанные с пользованием, распоряжением,

владением частным жилищным фондом


5. Собственник жилого помещения вправе с согласия совершеннолетних членов семьи сдавать в установленном порядке жилое помещение в аренду физическим и юридическим лицам.

Споры между собственником и членами его семьи по вопросам пользования жилым помещением (вселение, признание утратившим право пользования жилым помещением, выселение, а также другие споры, вытекающие из указанных правоотношений), разрешаются в судебном порядке.

Обратить внимание судов, что не может быть удовлетворен иск о признании собственника утратившим право пользования жилым помещением.

Разъяснить, что бывший собственник и члены его семьи при отчуждении жилого помещения по договору купли-продажи считаются утратившими право пользования этим жилым помещением со дня указанного в договоре, а если срок их выписки в договоре не оговорен, со дня заключения договора.

6. Раздел жилых помещений, находящихся в долевой собственности, производится в судебном порядке лишь в случае не достижения согласия между собственниками.

При разделе жилых помещений, находящихся в долевой или общей собственности, суды должны учитывать заключение соответствующей экспертизы о наличии возможности раздела жилых помещений с учетом комнат и общей площади, находящейся в пользовании, - равного пропорционально вкладу, или с небольшим увеличением, уменьшением вклада, либо возможности раздела дома с последующей перестройкой отдельных комнат. Суд при разделе жилых помещений такой собственности должен в своем решении точно указать все выделенные сторонам комнаты, а также дополнительные и подсобные строения.

Выплата собственникам жилого помещения, находящегося в долевой собственности, компенсации вместо выдела их доли в натуре допускается с их согласия. В случаях, когда доля собственника в жилом помещении значительно меньше долей других собственников и нет возможности раздела, равного долям, собственник не проживает в спорном доме, обеспечен другим жильем, не имеет существенного интереса в использовании собственности, суд может и при отсутствии согласия этого собственника обязать остальных участников долевой собственности выплатить ему компенсацию.

При разделе жилого помещения общего пользования между участниками, пропорционально их вкладу, иск подлежит удовлетворению лишь в том случае, когда, кроме отдельной жилой комнаты, имеются подсобные помещения и отдельные входы либо имеется возможность превратить часть жилого дома в изолированную путем соответствующего переоборудования. В случае отсутствия такой возможности суд по просьбе истца должен определить сторонам порядок пользования жилым помещением или разъяснить их право обмена данного жилого помещения в соответствующем порядке либо приобретения второй стороне другого жилого помещения, равного его вкладу.


7. В соответствии с требованием статьи 107 Жилищного кодекса Республики Узбекистан, если между собственником жилого помещения и совершеннолетними членами его семьи, нанимателем и совершеннолетними членами его семьи и гражданами, постоянно с ним проживающими, членом жилищно-строительного или жилищного кооператива и членами его семьи, имеющими право на часть паенакопления, не достигнуто соглашение об обмене жилого помещения, то любой из них вправе требовать в судебном порядке принудительного обмена занимаемого жилого помещения на помещения в разных домах, квартирах.

При рассмотрении дел по искам о признании недействительным обмена жилых помещений необходимо привлекать к участию в деле всех совершеннолетних лиц, проживающих в обмениваемом жилом помещении, всесторонне проверять, совершен ли обмен с соблюдением правил обмена, имеются ли установленные статьей 109 Жилищного кодекса Республики Узбекистан условия, при которых обмен жилыми помещениями не допускается, соблюдены ли при оформлении обмена требования статьи 112 Жилищного кодекса Республики Узбекистан. Несоблюдение указанных правил может явиться основанием для признания договора обмена недействительным.

Разъяснить судам, что при признании недействительным обмена жилых помещений необходимо возложить на стороны обязательство переселения в ранее занимаемые жилые помещения.

Требование о признании недействительным обмена жилых помещений может быть заявлено в течение шести месяцев со дня совершения обмена (ст. 114 Жилищного кодекса Республики Узбекистан).


8. В случае сноса находящихся в собственности граждан жилых домов (квартир) в связи с изъятием земельных участков для государственных или общественных нужд собственникам по их выбору и по соглашению сторон предоставляется в собственность другое равноценное благоустроенное жилое помещение площадью не ниже социальной нормы площади жилья и выплачивается рыночная стоимость насаждений либо выплачивается рыночная стоимость сносимых жилого дома (квартиры), иных строений, сооружений и насаждений, а также рыночная стоимость права на земельный участок в полном объеме. В случае превышения рыночной стоимости сносимого дома (квартиры) или права на земельный участок рыночной стоимости предоставляемого жилья или права на земельный участок, разница подлежит компенсации собственнику, а в случае превышения рыночной стоимости предоставляемого жилья или права на земельный участок рыночной стоимости сносимого дома (квартиры) или права на земельный участок, возврата настоящей разницы собственником не требуется.

Споры, связанные с использованием

государственного жилищного фонда


11. При приеме искового заявления о выселении граждан из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения по основаниям, предусмотренным в законе (статьями 71 - 73 Жилищного кодекса), судья должен проверить, указан ли точный адрес предоставляемого выселяемым гражданам жилого помещения. Если адрес в исковом заявлении не указан, это обстоятельство в соответствии с пунктом 4 части первой статьи 195 ГПК является основанием для вынесения определения о возвращении искового заявления.

12. Суд при рассмотрении дела в целях всестороннего, полного и объективного выяснения истинных обстоятельств, прав и обязанностей сторон должен производить действия, изложенные в соответствующих статьях Гражданского процессуального кодекса Республики Узбекистан, в частности, приглашать стороны или их представителей для беседы, выяснять все имеющиеся у них по данному исковому требованию доказательства и возражения и возможность разрешения дела заключением мирового соглашения, в необходимых случаях предлагать сторонам как в процессе подготовки дела к судебному разбирательству, так и в процессе судебного разбирательства прекратить производство по делу путем заключения мирового соглашения.


13. Разъяснить судам, что жилые помещения в домах муниципального, ведомственного жилищного фонда и коммунального жилищного фонда целевого назначения выделяются гражданам в пределах социальной нормы площади жилья.

В соответствии со статьей 42 Жилищного кодекса Республики Узбекистан социальная норма площади жилья устанавливается Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента, но не ниже шестнадцати квадратных метров общей площади на одного человека, а для инвалидов на креслах-колясках - не менее двадцати трех квадратных метров. Жилое помещение в домах государственного жилищного фонда предоставляется с превышением социальной нормы площади жилья в целях недопущения заселения лиц разного пола, кроме супругов, в одну комнату или однокомнатную квартиру.

Гражданам, имеющим право получения дополнительной жилой площади, дополнительная жилая площадь сверх социальной нормы площади жилья должна предоставляться в виде комнаты или в размере восемнадцати квадратных метров общей площади.


14. Обратить внимание судов, что в соответствии с требованием статьи 43 Жилищного кодекса Республики Узбекистан жилые помещения, освобождающиеся в домах муниципального и ведомственного жилищного фонда, переданные предприятиями, учреждениями, организациями органам государственной власти на местах, а также жилые помещения, освобождающиеся в домах, построенных с привлечением, в порядке долевого участия, средств этих ведомств, заселяются в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий работниками этих предприятий, учреждений, организаций.

Ордер, выданный без соблюдения этих требований закона, признается недействительным по иску хокимиятов, предприятий, организаций и учреждений.


15. При рассмотрении дел, связанных с исками о признании документа (ордера) недействительным ввиду нарушения очереди предоставления жилого помещения, суд должен выяснять следующие обстоятельства: действительно ли нарушена очередь предоставления жилого помещения; право ответчика на внеочередное или первоочередное получение жилого помещения по основаниям, которые могли быть предусмотрены при заключении трудового договора; граждане, стоящие в установленном порядке в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий до ответчика, не претендуют на дом, указанный в документе (ордере) (например, они выражали желание получить дом побольше, пошире), или обстоятельства, препятствующие предоставлению жилого помещения ответчику, к моменту рассмотрения дела отпали (например, граждане, стоявшие в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий до ответчика, отказались от иска в связи с получением жилого помещения).


16. Согласно статье 50 Жилищного кодекса Республики Узбекистан, члены семьи нанимателя и граждане, постоянно проживающие с ним, имеют равные с нанимателем права по пользованию жилым помещением и несут ответственность перед наймодателем по обязательствам договора аренды.

При решении вопроса о признании других лиц членами семьи (кроме жены, мужа, детей, родителей) суд должен выяснить их отношения с нанимателем и членами его семьи, ведение общего хозяйства и обстоятельства, свидетельствующие о наличии взаимопомощи семейных отношений.


18. В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Республики Узбекистан при временном отсутствии нанимателя, членов его семьи или граждан, постоянно проживающих с нанимателем в домах муниципального, ведомственного жилищного фонда и коммунального жилищного фонда целевого назначения (если не указан длительный срок сохранения жилого помещения), за ними сохраняется жилое помещение в течение шести месяцев, за исключением обстоятельств, указанных в части второй данной статьи.

Признание лица утратившим право пользования жилым помещением вследствие его отсутствия в доме сверх установленных сроков производится в судебном порядке по иску заинтересованных лиц. Если суд придет к выводу, что лицо отсутствовало сверх установленных сроков по уважительным причинам, он может отказать в удовлетворении иска.


19. По требованию нанимателя и членов его семьи домов муниципального, ведомственного жилищного фонда и коммунального жилищного фонда целевого назначения договор найма жилого помещения (раздел жилого помещения) может быть изменен. При рассмотрении таких споров изменение договора найма допускается лишь при соблюдении требований статьи 9 Жилищного кодекса Республики Узбекистан.


20. Наймодатель обязан участвовать в качестве стороны по спорам, вытекающим из условий договора найма жилого помещения (квартплата, о возмещении ущерба, нанесенного повреждением комнат и объектов благоустройства, и т. д.).

А органы, занимающиеся управлением государственным жилищным фондом, должны участвовать в качестве стороны по спорам, вытекающим из отношений по предоставлению, обмену, бронированию жилого помещения.


21. При рассмотрении дел о выселении граждан с предоставлением жилого помещения в связи с капитальным ремонтом жилого помещения государственного жилищного фонда суд должен принимать во внимание возможность проведения ремонта без выселения граждан, отвечает ли жилое помещение, предоставляемое на время капитального ремонта, санитарным, техническим, противопожарным требованиям, его расположение в границах данного населенного пункта, возраст, здоровье граждан и другие заслуживающие внимания обстоятельства, а также срок капитального ремонта.

Если наниматели выселяются в связи с капитальным ремонтом из дома, принадлежащего гражданам на праве собственности, суд, учитывая необходимость в капитальном ремонте, возможность собственника осуществить ремонт (например, наличие средств, строительных материалов), а также время, в течение которого можно провести строительные работы, обязан указать в решении, что наниматель и члены его семьи выселяются на определенный срок.


22. Разъяснить судам, что при разрешении споров, связанных с переустройством, перепланировкой жилого помещения и подсобных комнат муниципального и ведомственного жилищного фонда, необходимо выяснить, получено ли согласие нанимателя, совершеннолетних членов его семьи, граждан, постоянно проживающих с ним, на осуществление этих работ. Если будет установлено, что работы осуществлены самовольно, без разрешения наймодателя, эти постройки подлежат сносу за счет нанимателя.

Не допускается переустройство и перепланировка жилых помещений и подсобных комнат в домах коммунального жилищного фонда целевого назначения.

В случае, когда такой спор возникает между нанимателями, живущими в жилом помещении, принадлежащем гражданам на праве собственности, суд должен учесть согласие не только местной власти, но и собственника, обладающего правом владения, пользования и распоряжения домом.


23. К участию в деле в качестве ответчика по искам о взыскании оплаты коммунальных услуг за жилое помещение государственного жилищного фонда привлекается только наниматель.

Обратить внимание судов на то, что по спорам, возникающим по расходам на обслуживание жилых помещений частного жилищного фонда, все совершеннолетние собственники данного жилого помещения должны привлекаться в качестве ответчиков по делу, в случае удовлетворения такого рода исков оплата может быть взыскана с них в солидарном порядке.


24. При выселении нанимателей, дома (квартиры) которых подлежат сносу в связи с изъятием земельного участка для государственных или общественных нужд, суд должен проверить наличие соответствующего решения хокима об изъятии земельного участка для государственных или общественных нужд. Отсутствие такого решения является основанием для отказа в иске.

Обратить внимание судов, что в случае сноса жилого помещения государственного жилищного фонда в связи с отводом земельного участка для государственных или общественных нужд гражданам, выселяемым из него, предоставляется другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее требованиям, предусмотренным в частях четвертой - шестой статьи 71 Жилищного кодекса Республики Узбекистан.

25. При рассмотрении дел о выселении из служебного жилого помещения суд прежде всего должен определить, имеет ли спорное жилое помещение статус служебного. При этом необходимо иметь в виду, что иск следует разрешать с учетом того, что такими жилыми помещениями являются помещения, находящиеся в домах частного, муниципального, ведомственного жилищного фонда или коммунального жилищного фонда целевого назначения, предназначенные для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать в непосредственной близости от места работы, и гражданин, подлежащий выселению, получил его в связи с выполнением служебных обязанностей, во время предоставления жилого помещения по занимаемой должности относился к установленному Кабинетом Министров перечню категорий работников, имеющих право на получение служебных жилых помещений.

Если в жилом помещении муниципального, ведомственного жилищного фонда или коммунального жилищного фонда целевого назначения, на основании выданного документа (ордера) размещено лицо, не входящее в перечень работников, имеющих право на получение служебного жилого помещения, этот документ (ордер) признается недействительным, и ответчик в соответствии с требованием статьи 47 Жилищного кодекса Республики Узбекистан выселяется.


26. Исходя из того, что в соответствии с требованием статьи 80 Жилищного кодекса Республики Узбекистан некоторые категории граждан, проживающие в служебных жилых помещениях, не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения, суд должен выяснить, распространяются ли на этих граждан льготы, предусмотренные указанной статьей. Граждане, имеющие такие льготы, могут быть выселены из служебных квартир только с предоставлением другого жилого помещения, отвечающего санитарным, противопожарным, техническим требованиям и находящегося в пределах границ данного населенного пункта,


27. При разрешении споров о выселении из общежитий суд должен проверить наличие у занимаемой ответчиком комнаты статуса общежития.

При выселении из общежития, предоставленного в связи со служебной должностью, необходимо выяснять, какой трудовой договор заключен между истцом и ответчиком и на каких основаниях он прекращен. При этом суды должны иметь в виду, что в соответствии со статьей 85 Жилищного кодекса Республики Узбекистан сезонные работники, работники по срочному трудовому договору, прекратившие трудовые отношения, а также работники, с которыми трудовой договор прекращен без уважительных причин по собственному желанию, ввиду нарушения трудовой дисциплины или совершения преступления, и лица, закончившие обучение в учебном заведении, исключенные из числа студентов учебного заведения, должны выселяться без предоставления другого жилого помещения.

Лица, прекратившие трудовые отношения по другим основаниям, а также лица, перечисленные в статье 80 Жилищного кодекса Республики Узбекистан, могут быть выселены из общежития только с предоставлением другого жилого помещения, отвечающего требованиям статьи 9 Жилищного кодекса.

Если гражданам, которым нельзя выделять место в общежитии, предоставлено жилое помещение, то при предъявлении иска о выселении такого лица, в соответствии со статьей 46 Жилищного кодекса Республики Узбекистан, должен быть решен вопрос о признании документа (ордера) о предоставлении места в общежитии недействительным. При этом суды должны принимать во внимание применение правил статьи 47 Жилищного кодекса Республики Узбекистан.


28. Суды, обнаружив при разрешении споров, вытекающих из жилищных отношений, случаев нарушения закона государственными и негосударственными организациями, согласно статье 275 ГПК, должны выразить соответствующее отношение к ним путем вынесения частного определения.

29. В связи с принятием данного постановления считать утратившими силу постановление Пленума Верховного суда Узбекской ССР от 30 октября 1984 года "О практике применения судами Жилищного кодекса Узбекской ССР" N 11 и постановления от 25 апреля 1986 года, 27 декабря 1988 года о внесении изменений и дополнений в данное постановление.






























Время: 0.2023
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск