Проверки от А до Я

Нормативно-правовые акты / Деятельность судов /

Закон Республики Узбекистан от 29.08.2001 г. N 258-II "Об исполнении судебных актов и актов иных органов"

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

29.08.2001 г.

N 258-II



ОБ ИСПОЛНЕНИИ СУДЕБНЫХ АКТОВ

И АКТОВ ИНЫХ ОРГАНОВ


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при принудительном исполнении судебных актов, а также актов иных органов (должностных лиц), которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на физических или юридических лиц обязанности по передаче другим лицам денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.



Статья 2. Законодательство об исполнении

судебных актов и актов иных органов

Законодательство об исполнении судебных актов и актов иных органов состоит из настоящего Закона и других актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об исполнении судебных актов и актов иных органов, то применяются правила международного договора.



Статья 3. Органы исполнения

Принудительное исполнение судебных актов и актов иных органов возлагается на государственных исполнителей органов Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан (далее - Бюро принудительного исполнения), полномочия которых устанавливаются настоящим Законом и другими актами законодательства.

В случаях, предусмотренных законом, исполнение требований судебных актов и актов иных органов о взыскании денежных средств осуществляется налоговыми органами, банками и другими кредитными организациями.

В случаях, предусмотренных законом, требования судебных актов и актов иных органов могут исполняться и иными физическими или юридическими лицами.

Органы и лица, указанные в частях второй и третьей настоящей статьи, не являются органами принудительного исполнения.



Статья 4. Обеспечение исполнительных действий банками

и иными кредитными организациями

Исполнительный документ, в котором содержатся требования судебных актов и актов иных органов о взыскании денежных средств, может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника.

Банк или иная кредитная организация, осуществляющая обслуживание счетов должника, не позднее следующего рабочего дня со дня получения исполнительного документа исполняет содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств либо делает отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения взыскателя.

Невыполнение требований, указанных в части второй настоящей статьи, является основанием для наложения судом на банк или иную кредитную организацию штрафа в порядке и размере, предусмотренных законодательством.


Статья 5. Судебные акты и акты иных органов,

подлежащие исполнению

По правилам, установленным настоящим Законом, исполнению подлежат:

1) решения, определения и постановления судов по гражданским делам, экономических и административных судов;

2) приговоры, определения и постановления судов по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также предусматривающие наказание в виде штрафа;

3) постановления судов в части имущественных взысканий по делам об административных правонарушениях;

4) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;

5) исполнительные надписи нотариусов;

6) решения комиссий по трудовым спорам;

7) постановления, вынесенные органами (должностными лицами), уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях;

8) решения третейских судов;

9) решения иностранных судов и арбитражей в случаях, предусмотренных законодательством или международным договором Республики Узбекистан;

10) постановления прокуроров о выселении в административном порядке лиц, самоуправно занявших жилое помещение или проживающих в домах, признанных аварийными;

11) постановления государственных исполнителей в случаях, предусмотренных настоящим Законом;

12) акты иных органов в случаях, предусмотренных законом.


Статья 6. Исполнение решений иностранных судов и арбитражей

Порядок исполнения решений иностранных судов и арбитражей определяется законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.

Исполнительный лист, выданный судом Республики Узбекистан на основании решения иностранного суда или арбитража, может быть предъявлен к принудительному исполнению в течение трех лет с момента вступления решения в законную силу, если иное не предусмотрено международным договором Республики Узбекистан.



Статья 7. Исполнительные документы

Исполнительными документами являются:

1) исполнительные листы, выдаваемые судами на основании принимаемых ими судебных актов;

2) исполнительные листы, выдаваемые судами на принудительное исполнение решений третейских судов;

3) исполнительные листы, выдаваемые судами Республики Узбекистан на основании решений иностранных судов и арбитражей;

4) судебные приказы;

5) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;

6) исполнительные надписи нотариусов;

7) удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам на основании их решений;

8) постановления, вынесенные органами (должностными лицами), уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях;

9) постановления прокуроров о выселении в административном порядке лиц, самоуправно занявших жилое помещение или проживающих в домах, признанных аварийными;

10) постановления государственных исполнителей;

11) акты иных органов в случаях, предусмотренных законом.

Исполнительный лист, судебный приказ может быть представлен в виде электронного документа, подтвержденного электронной цифровой подписью судьи, через информационную систему.

В случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для взыскания является его дубликат, выдаваемый в порядке, предусмотренном законодательством.


Статья 8. Содержание исполнительных документов

В исполнительном документе должны быть указаны:

1) наименование суда или иного органа, выдавшего исполнительный документ;

2) дело, по которому выдан исполнительный документ, и его номер;

3) дата принятия судебного акта или акта иного органа, подлежащего исполнению;

4) наименование взыскателя и должника, их адреса; для физических лиц - дата и место рождения должника, его место работы, персональный идентификационный номер должника - физического лица (реквизиты иных документов, удостоверяющих личность физических лиц, не являющихся гражданами Республики Узбекистан), а также идентификационный номер налогоплательщика должника - юридического лица;

5) резолютивная часть судебного акта или акта иного органа;

6) дата вступления в силу судебного акта или акта иного органа;

7) дата выдачи исполнительного документа и срок предъявления его к исполнению.

Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта, подписывается судьей и заверяется гербовой печатью суда.

Исполнительный документ, выданный на основании акта иного органа, подписывается уполномоченным должностным лицом органа, принявшего акт, и заверяется печатью соответствующего органа.

Содержание судебного приказа и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, а также исполнительной надписи нотариуса определяется законодательством.


Статья 8-1. Подведомственность исполнительных

документов органам Бюро принудительного исполнения

Принудительное исполнение исполнительных документов осуществляется отделами районов (городов) Бюро принудительного исполнения, за исключением исполнительных документов, подведомственных территориальным управлениям и центральному аппарату Бюро принудительного исполнения.

Территориальные управления Бюро принудительного исполнения исполняют:

исполнительные документы, выданные в отношении нескольких должников, находящихся в разных районах (городах), в том числе должников с солидарной ответственностью;

исполнительные документы, предусматривающие взыскание суммы в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч размеров базовой расчетной величины на день представления данных исполнительных документов;

исполнительные документы в отношении должника - юридического лица, являющегося резидентом иностранного государства.

Главные государственные исполнители Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента либо их заместители, в зависимости от особых обстоятельств, вправе изъять любое исполнительное дело из районных (городских) отделов Бюро принудительного исполнения и принять его к своему производству.

Центральный аппарат Бюро принудительного исполнения исполняет:

исполнительные документы, выданные в отношении нескольких должников, находящихся в разных областях, в том числе должников с солидарной ответственностью;

исполнительные документы, предусматривающие взыскание суммы, составляющей сто тысяч и более размеров базовой расчетной величины на день представления данных исполнительных документов;

исполнительные документы, выданные в отношении иностранных государств, их государственных органов, дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, аккредитованных в Республике Узбекистан, международных правительственных организаций и их представительств, а также их работников, обладающих дипломатическим иммунитетом.

Главный государственный исполнитель Республики Узбекистан либо его заместитель, в зависимости от особых обстоятельств, вправе изъять любое исполнительное дело из органа Бюро принудительного исполнения и принять его к своему производству, передать исполнительное дело из одного органа Бюро принудительного исполнения в другой его орган.



Статья 8-2. Обеспечение исполнения отдельной

категории исполнительных документов до представления

их органам Бюро принудительного исполнения

Взыскателем предъявляются в соответствующий государственный орган, организацию или его должностному лицу для обеспечения исполнения следующие исполнительные документы до представления их органам Бюро принудительного исполнения:

исполнительные документы о взыскании денежных средств с юридического лица - в банковское учреждение, обслуживающее должника - юридическое лицо по счетам, или в иную кредитную организацию (за исключением исполнительных документов, предусматривающих взыскание в Государственный бюджет Республики Узбекистан);

исполнительные документы об установлении имущественных прав, возникающих после государственной регистрации, или об их государственной регистрации - в государственные органы и организации, осуществляющие государственную регистрацию соответствующих имущественных прав;

исполнительные документы об установлении права собственности на ценные бумаги или установлении доли в уставном фонде (уставном капитале) юридических лиц, определяющие по количеству и виду ценные бумаги, либо предусматривающие возложение обязательства по учету права собственности на ценные бумаги - в уполномоченный орган (организацию) в целях постановки на учет права собственности на ценные бумаги на имя лица, указанного в исполнительном документе;

исполнительные документы о восстановлении на работе - работодателю, наделенному полномочием по восстановлению на работе;

исполнительные документы, предусматривающие взыскание заработной платы и приравненных к ней платежей, - соответствующему работодателю (организации), обязанному произвести выплату заработной платы и приравненных к ней платежей;

исполнительные документы о должнике - государственном органе, организации или его должностных лицах либо предусматривающие возложение на них обязательств - должнику - государственному органу, организации или его должностному лицу либо государственному органу, организации или его должностному лицу, на которых исполнительным документом возложены обязательства;

исполнительные документы о наложении административного штрафа - в организации, осуществляющие выплату заработной платы или иного заработка, пенсии или стипендии (за исключением случаев, когда правонарушитель не работает или место его работы неизвестно). Настоящий порядок не применяется в отношении исполнительных документов суда о наложении административного штрафа.

Исполнительные документы, предусмотренные частью первой настоящей статьи, исполняются государственным органом, организацией и должностными лицами, которым они представлены, если в исполнительных документах не указан иной срок, в течение пятнадцати дней со дня их представления, а исполнительные документы о взыскании денежных средств с юридического лица, представленные в банки, - не позднее следующего рабочего дня со дня их представления.

Исполнительные документы о восстановлении на работе после представления взыскателем исполнительного документа для обеспечения исполнения работодателю, наделенному полномочием по восстановлению на работе, исполняются немедленно.

В случае неисполнения государственным органом, организацией или его должностным лицом отдельной категории исполнительных документов без уважительных причин в сроки, указанные в частях второй и третьей настоящей статьи, исполнительный документ представляется взыскателем органам Бюро принудительного исполнения и виновные лица привлекаются к установленной законом ответственности за нарушение законодательства об исполнении судебных актов и актов иных органов.



Статья 8-3. Документы, прилагаемые к исполнительным

документам при представлении их органам Бюро

принудительного исполнения

К исполнительным документам должны прилагаться следующие документы при представлении их органам Бюро принудительного исполнения:

1) документы, подтверждающие представление в соответствующий государственный орган, организацию или его должностному лицу отдельной категории исполнительных документов, указанных в статье 8-2 настоящего Закона;

2) документы, подтверждающие отключение должника - юридического лица (за исключением потребителей, отключение которых от сетей не допускается согласно законодательству) от сетей энергоресурсов и водоснабжения до подачи заявления о взыскании обязательных платежей за потребленные энергоресурсы и питьевую воду компетентному органу или должностному лицу;

3) договор о залоге по исполнительным документам об обращении взыскания на имущество, обеспеченное залогом;

4) сведения о дате, номере и сумме инкассовых поручений (платежных документов) по исполнительным документам по взысканию налоговой задолженности, а также постановление и протокол об аресте имущества в случае ареста этого имущества.

Документы, которые должны прилагаться к исполнительным документам, предусматривающим обращение имущества в доход государства, определяются в соответствии с законодательством.



ГЛАВА 2. ЛИЦА, УЧАСТВУЮЩИЕ

В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Статья 9. Стороны в исполнительном производстве

Сторонами в исполнительном производстве являются взыскатель и должник.

Взыскателем является лицо, в пользу или в интересах которого выдан исполнительный документ.

Должником является лицо, обязанное передать взыскателю денежные средства или иное имущество либо совершить определенные действия, предусмотренные исполнительным документом, или воздержаться от их совершения.

В исполнительном производстве могут участвовать несколько взыскателей или должников. Каждый из них по отношению к другой стороне участвует в исполнительном производстве самостоятельно или может поручить участие в исполнительных действиях одному из соучастников.


Статья 10. Участие несовершеннолетних в исполнительном производстве

Права несовершеннолетних в исполнительном производстве осуществляются их законными представителями - родителями, усыновителями, опекунами или попечителями.

В случаях, предусмотренных законом, при исполнении исполнительных документов, выданных на основании судебных актов и актов иных органов по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, административных правоотношений и из сделок, связанных с распоряжением полученным заработком или иным доходом, несовершеннолетние могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в исполнительном производстве.

Несовершеннолетний, достигший возраста шестнадцати лет, может самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в исполнительном производстве в случае объявления его полностью дееспособным (эмансипация).


Статья 11. Права и обязанности сторон

в исполнительном производстве

Стороны при совершении исполнительных действий имеют право знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе исполнительных действий, высказывать свои доводы и соображения по вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать действия (бездействие) государственного исполнителя.

Стороны при совершении исполнительных действий обязаны выполнять требования законодательства об исполнении судебных актов и актов иных органов.


Статья 12. Правопреемство в исполнительном производстве

В случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть взыскателя или должника, реорганизация юридического лица, уступка требований, перевод долга и т.п.) государственный исполнитель обязан своим постановлением произвести замену этой стороны ее правопреемником в установленном законом порядке. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были бы обязательны для стороны, которую правопреемник заменил.


Статья 13. Участие в исполнительном производстве

представителей сторон

Физические лица могут участвовать в исполнительном производстве самостоятельно или через представителей. Личное участие физического лица в исполнительном производстве не лишает его права иметь представителя. Если по исполнительному документу на должника возложены обязанности, которые он может исполнить только лично, а также в случаях, когда характер исполнительного документа требует личного участия взыскателя, то при их исполнении должник или взыскатель не вправе действовать через своего представителя.

Юридические лица участвуют в исполнительном производстве через свои органы или должностных лиц, которые действуют в пределах полномочий, предоставленных им законодательством или учредительными документами, либо через представителей указанных органов и должностных лиц.

Лица, представляющие юридическое лицо, обязаны иметь документы, подтверждающие их полномочия.


Статья 14. Полномочия представителя

Полномочия представителя должны быть подтверждены доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с законом.

Представитель, участвующий в исполнительном производстве, имеет право на совершение от имени представляемого всех действий, связанных с исполнительным производством.

В доверенности, выдаваемой представляемым, должны быть специально оговорены полномочия представителя на совершение следующих действий:

- предъявление исполнительного документа к исполнению и его отзыв;

- отказ от взыскания;

- передача полномочий другому лицу (передоверие);

- обжалование действий (бездействия) государственного исполнителя и его отвод;

- получение присужденного имущества (в том числе денег);

- заключение мирового соглашения или медиативного соглашения.


Статья 15. Лица, которые не могут быть представителями

Представителями в исполнительном производстве не могут быть лица, не достигшие совершеннолетия или состоящие под опекой или попечительством.

Судьи, прокуроры, следователи, дознаватели, должностные лица органов, осуществляющих доследственную проверку, государственные исполнители и работники аппарата суда не могут быть представителями в исполнительном производстве. Данное правило не распространяется на случаи, когда указанные лица участвуют в исполнительном производстве в качестве уполномоченных соответствующего суда, органа прокуратуры, следствия, дознания и органа, осуществляющего доследственную проверку, или как законные представители.


Статья 16. Законные представители

Права и охраняемые законом интересы недееспособных или ограниченно дееспособных физических лиц в исполнительном производстве защищают их законные представители  родители, усыновители, опекуны или попечители, которые представляют документы, удостоверяющие их полномочия.

Законные представители совершают от имени представляемых все действия, право на совершение которых принадлежит представляемым, с ограничениями, предусмотренными законом.

По исполнительному производству, в котором должно участвовать физическое лицо, признанное в установленном порядке безвестно отсутствующим, в качестве его представителя выступают лица, которым передано в доверительное управление имущество безвестно отсутствующего и которые назначены в порядке, установленном законодательством.

По исполнительному производству, в котором должен участвовать наследник лица, умершего или объявленного в установленном порядке умершим, если наследство еще никем не принято, в качестве представителя наследника выступает опекун или хранитель, назначенный для охраны и управления наследственным имуществом.

Законные представители имеют право поручить участие в исполнительном производстве другому лицу, избранному ими в качестве представителя.


Статья 17. Участие в исполнительном производстве переводчика

При совершении исполнительных действий лицам, не владеющим языком, на котором ведется исполнительное производство, обеспечивается право пользоваться услугами переводчика.

Переводчиком может быть любое совершеннолетнее дееспособное физическое лицо, владеющее языками, знание которых необходимо для перевода. Переводчик назначается постановлением государственного исполнителя.

Переводчик имеет право на вознаграждение за свой труд, которое относится к расходам по совершению исполнительных действий.

В случае заведомо неправильного перевода переводчик несет ответственность, установленную законом, о чем он письменно предупреждается государственным исполнителем.


Статья 18. Участие понятых в исполнительном производстве

Участие понятых обязательно при производстве исполнительных действий, связанных со вскрытием помещений и хранилищ, осмотром, арестом, изъятием и передачей имущества должника. В других случаях понятые вызываются по усмотрению государственного исполнителя.

В качестве понятых могут быть приглашены любые совершеннолетние дееспособные физические лица, не заинтересованные в совершении исполнительных действий и не состоящие между собой или с участниками исполнительного производства в родстве, подчиненности или подконтрольности. Количество понятых не может быть менее двух человек.


Статья 19. Права и обязанности понятых

Понятой своей подписью удостоверяет в акте соответствующего исполнительного действия факт, содержание и результаты исполнительных действий, при исполнении которых он присутствовал. Понятой вправе знать, для производства каких исполнительных действий он приглашен, на основании каких исполнительных документов они совершаются, делать замечания по поводу совершенных исполнительных действий. Замечания понятого подлежат занесению в акт соответствующего исполнительного действия. По желанию понятого указанные замечания могут им заноситься собственноручно.

Перед началом исполнительных действий, в которых участвуют понятые, государственный исполнитель разъясняет им их права и обязанности.

Понятые имеют право на возмещение расходов, понесенных ими в связи с исполнением обязанностей понятых. Указанные расходы относятся к расходам по совершению исполнительных действий.


Статья 20. Участие специалистов в исполнительном производстве

Для разъяснения возникающих при совершении исполнительных действий вопросов, требующих специальных знаний, государственный исполнитель по собственной инициативе или по просьбе сторон может своим постановлением назначить специалиста.

В качестве специалиста может быть назначено лицо, обладающее необходимыми знаниями. Специалист дает заключение в письменной форме. Письменное заключение специалиста должно быть предоставлено в течение пятнадцати рабочих дней со дня его ознакомления с постановлением государственного исполнителя.

Специалист обязан явиться по вызову государственного исполнителя, дать объективное заключение по поставленным вопросам, давать пояснения по поводу выполняемых им действий. Специалист имеет право на вознаграждение за выполненную работу, проводимую в связи с совершением исполнительных действий. Это вознаграждение относится к расходам по совершению исполнительных действий.


Статья 21. Взаимодействие государственных исполнителей

с государственными органами, кредитными и иными организациями

Государственные исполнители исполняют возложенные на них задачи во взаимодействии с государственными органами, кредитными и иными организациями. Указанные органы и организации обязаны оказывать содействие государственным исполнителям в обеспечении принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов.

В целях обеспечения принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов:

1) органы внутренних дел:

осуществляют на основании постановления государственного исполнителя розыск должника - физического лица, ребенка, подлежащего отобранию, а также автомототранспортных средств;

обеспечивают в установленном порядке принудительный привод лиц, уклоняющихся от явки к государственному исполнителю;

обеспечивают охрану общественного порядка при производстве исполнительных действий, в том числе при наличии каких-либо препятствий к совершению государственным исполнителем исполнительных действий;

обеспечивают на основании поручения государственного исполнителя принудительную остановку автомототранспортного средства для совершения установленных законом мер принудительного исполнения, в том числе для обращения взыскания на это автомототранспортное средство;

предоставляют по письменному запросу государственного исполнителя в трехдневный срок информацию о владельце автомототранспортного средства, об автомототранспортных средствах, зарегистрированных за соответствующими должниками, а также иную информацию о государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на автомототранспортные средства, исполняют установленные государственными исполнителями запреты на их регистрацию или перерегистрацию;

участвуют в случаях, установленных законодательством, в осмотре автомототранспортных средств, описанных в ходе совершения исполнительных действий;

обеспечивают исполнение решения суда или постановления государственного исполнителя о временном ограничении на выезд должника - физического лица из Республики Узбекистан;

2) органы Агентства по кадастру при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан:

предоставляют по письменному запросу государственного исполнителя в трехдневный срок сведения о государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, в том числе земельный участок, о правообладателях, а также иную кадастровую информацию; (Абзац в редакции Закона РУз от 30.07.2019 г. N ЗРУ-551)

осуществляют на основании решения суда или постановления государственного исполнителя либо акта передачи недвижимого имущества между взыскателем и должником, утвержденного государственным исполнителем, государственную регистрацию права собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, в том числе земельный участок; (Абзац в редакции Закона РУз от 30.07.2019 г. N ЗРУ-551)

осуществляют по письменному поручению государственного исполнителя формирование кадастрового дела и государственную регистрацию права собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, в том числе земельный участок, в порядке, установленном законодательством; (Абзац в редакции Закона РУз от 30.07.2019 г. N ЗРУ-551)

исполняют установленные государственным исполнителем запреты на отчуждение недвижимого имущества и права на земельный участок; (Абзац в редакции Закона РУз от 30.07.2019 г. N ЗРУ-551)

участвуют при совершении исполнительных действий об изъятии и передаче земельного участка, а в случаях, установленных законодательством, - в осмотре иного недвижимого имущества, описанного в ходе совершения исполнительных действий;


3) Центральный банк Республики Узбекистан совместно с Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан определяет порядок использования Национальной информационной базы банковских депозиторов для установления банковских счетов должников;

4) банки и иные кредитные организации:

...
Время: 0.0629
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск