Внимание!

Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности / Утратившие силу акты / Антимонопольная политика. Естественные монополии /

Инструкция о порядке контроля за приобретением более 35 процентов акций хозяйствующего субъекта (в новой редакции) (Утверждена Постановлением от 24.09.2001 г. Госкомдемонополизации N 5 и Центра по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг N 2001-12, зарегистрированной МЮ 06.11.2001 г. N 1079)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

УТВЕРЖДЕНА

Постановлением от 24.09 2001 г.

Госкомдемонополизации N 5

и ЦККФРЦБ N 2001-12,

зарегистрированным МЮ

06.11.2001 г. N 1079



ИНСТРУКЦИЯ

о порядке контроля за приобретением

более 35 процентов акций хозяйствующего

субъекта


Настоящая Инструкция разработана в соответствии с законами Республики Узбекистан “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” (Ведомости Олий Мажлиса РУз, 1996 г., N 2, ст.54), “О ценных бумагах и фондовой бирже” (Ведомости Олий Мажлиса РУз, 1993 г., N 9, ст.325) и определяет порядок контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении инвестором более 35 процентов акций хозяйствующего субъекта.



§ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. В целях настоящей Инструкции используются следующие понятия:


а) инвестор - юридическое лицо всех организационно правовых форм или физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, либо группа лиц, приобретших либо приобретающих акции хозяйствующего субъекта;

б) приобретение более 35 процентов акций - заключение сделок (договоров либо соглашений) купли-продажи, мены, дарения, доверительного управления и иных, предоставляющих возможность инвестору владеть, пользоваться и распоряжаться в совокупности более 35 процентами акций хозяйствующего субъекта;

в) хозяйствующий субъект - юридическое лицо в форме акционерного общества;

г) доминирующее положение - исключительное положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке товара, не имеющего заменителя, либо на рынке взаимозаменяемых товаров, дающее ему (ей) возможность оказывать решающее влияние на ограничение конкуренции, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц), доля которого (которой) на рынке составляет 65 процентов и более.

Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляет в диапазоне от 35 до 65 процентов, если это установлено государственным антимонопольным органом на основании:

- стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке;

- относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам;

- возможности вхождения на этот рынок новых конкурентов;

- других критериев, характеризующих определенный товарный рынок.

д) группа лиц - совокупность лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько следующих условий:

- лицо или несколько лиц совместно в результате соглашения или согласованных действий имеют право прямо или косвенно распоряжаться, в том числе на основании договоров купли-продажи, доверительного управления имуществом, совместной деятельности, поручения, аренды или иных сделок, контрольным пакетом акций или таким количеством голосов, которое достаточно для оказания решающего влияния. При этом под косвенным распоряжением голосами юридического лица понимается возможность фактического распоряжения ими через третьих лиц, по отношению к которым первое лицо обладает вышеперечисленным правом или полномочием;

- между двумя или более лицами заключен договор, в силу которого получено право определять условия ведения предпринимательской деятельности одного или нескольких участников договора или иных лиц либо осуществлять функции их исполнительного органа;

- лицо имеет право назначения более 50 процентов состава исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица;

- одни и те же физические лица представляют собой более 50 процентов состава исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) двух и более юридических лиц.


2. Действие Инструкции не распространяется:


а) на приобретение привилегированных акций, если по Уставу хозяйствующего субъекта они не имеют права голоса;

б) на учредителей хозяйствующего субъекта при его образовании, за исключением случаев создания финансово-промышленных групп, холдинговых компаний;

в) на хозяйствующих субъектов, выкупающих собственные акции, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан;

г) на приобретение более 35 процентов акций хозяйствующего субъекта инвестором, в случаях, если сумма балансовой стоимости активов, участвующих в соответствующей сделке лиц, не превышает четырехтысячекратный размер минимальной заработной платы, кроме случаев, когда одним из участников сделки является хозяйствующий субъект, внесенный в реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность указанного хозяйствующего субъекта;

д) на приобретение более 35 процентов акций хозяйствующего субъекта физическими лицами, не занимающимися предпринимательской деятельностью.



§ 2. ПОРЯДОК КОНТРОЛЯ ЗА ПРИОБРЕТЕНИЕМ

БОЛЕЕ 35 ПРОЦЕНТОВ АКЦИЙ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО

СУБЪЕКТА


3. Приобретение инвестором более 35 процентов акций хозяйствующего субъекта осуществляется путем получения предварительного согласия Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции или его территориальных органов (далее - государственный антимонопольный орган), в противном случае инвестор несет установленную законодательством ответственность.

Приобретение физическими лицами более 35 процентов акций хозяйствующего субъекта подлежит согласованию с государственным антимонопольным органом только в случае, если физическое лицо приобретает эти акции в качестве лица, занимающегося предпринимательской деятельностью, без образования юридического лица.


4. При приобретении инвестором более 35 процентов акций какого-либо хозяйствующего субъекта учитывается совокупность количества акций данного хозяйствующего субъекта, приобретенная инвестором ранее.


5. Дополнительное приобретение акций одного хозяйствующего субъекта инвестором, владеющим с согласия государственного антимонопольного органа уже более 35 процентами акций, рассматривается как отдельный факт приобретения и осуществляется с предварительного согласия.

Приобретение учредителем дополнительных акций свыше 35 процентов осуществляется также с согласия государственного антимонопольного органа.

При  увеличении уставного фонда акционерного общества акционер для восстановления своей доли до размера, на который имеется соответствующее согласие государственного антимонопольного органа, может приобретать акции без получения дополнительного согласия.

При преобразовании акционерного общества в иную организационно-правовую форму перераспределение пакетов акций (долей) осуществляется без согласия антимонопольного органа.

В случае изменения типа акционерного общества (из открытого в закрытое акционерное общество или наоборот) перераспределение пакетов акций среди акционеров осуществляется с согласия антимонопольного органа.

6. Инвестиционные институты и иные лица, осуществляющие регистрацию сделок с ценными бумагами, при регистрации сделок по приобретению инвестором акций хозяйствующего субъекта обязаны информировать инвестора о необходимости получения согласия государственного антимонопольного органа на совершение инвестором сделок по приобретению более 35 процентов акций хозяйствующего субъекта.


7. Инвестиционные институты и иные лица, осуществляющие регистрацию сделок с ценными бумагами, обязаны известить в трехдневный срок с момента обнаружения нарушения государственный антимонопольный орган о наличии сделки, противоречащей статье 15 Закона Республики Узбекистан “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” (Ведомости Олий Мажлиса РУз, 1996 г., N 2, ст.54), и статье 9 Закона Республики Узбекистан “О ценных бумагах и фондовой бирже” (Ведомости Олий Мажлиса РУз, 1993 г., N 9, ст.325), если иное не установлено законодательством.


8. Центр по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг обязан в трехдневный срок известить государственный антимонопольный орган в случае обнаружения им в ходе проверок либо на основании поступающей отчетной информации о факте приобретения инвестором более 35 процентов акций хозяйствующего субъекта без согласия государственного антимонопольного органа.


9. Уполномоченные лица хозяйствующего субъекта (эмитента) вправе требовать у инвестора, приобретшего более 35 процентов акций хозяйствующего субъекта, представить решение о согласии государственного антимонопольного органа на приобретение инвестором указанных акций.

При непредставлении инвестором, владеющим более 35 процентов акций хозяйствующего субъекта, решения о согласии государственного антимонопольного органа на приобретение инвестором указанных акций должностные лица хозяйствующего субъекта обязаны в трехдневный срок известить государственный антимонопольный орган о наличии сделки, противоречащей статье 15 Закона Республики Узбекистан “ О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” (Ведомости Олий Мажлиса РУз, 1996 г., N 2, ст.54), и статье 9 Закона Республики Узбекистан “О ценных бумагах и фондовой бирже” (Ведомости Олий Мажлиса РУз, 1993 г., N 9, ст.325).


10. Реестродержатели обязаны в трехдневный срок известить государственный антимонопольный орган о факте приобретения инвестором более 35 процентов акций хозяйствующего субъекта.

11. Реестродержатели по официальному запросу государственного антимонопольного органа предоставляют:


а) информацию о количестве ранее приобретенных инвестором акций хозяйствующего субъекта;

б) иную информацию, предоставление которой не противоречит законодательству.



§ 3. ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ СОГЛАСИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО

ОРГАНА


13. Предварительное согласие государственного антимонопольного органа на приобретение инвестором более 35 процентов акций какого-либо хозяйствующего субъекта должно быть получено до момента регистрации сделки с ценными бумагами. В противном случае сделка может быть признана недействительной в соответствии с законодательством.


14. Возможность приобретения более 35 процентов акций хозяйствующего субъекта инвестором рассматривается:


а) Государственным комитетом Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции:

- при приобретении акций акционерных обществ, включенных им в Государственный реестр объединений (предприятий) - монополистов, субъектов естественной монополии, а также хозяйствующих субъектов, товары которого обращаются приоритетно на республиканском товарном рынке;

- при приобретении акций в случае, если хозяйствующий субъект и инвестор или инвесторы, являющиеся группой лиц расположены в разных областях;

б) территориальными органами Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции:

- при приобретении акций акционерных обществ, включенных ими в Государственный реестр объединений (предприятий) - монополистов, субъектов естественной монополии, а также хозяйствующих субъектов, товары которого обращаются приоритетно на местных товарных рынках.


15. Определение доли хозяйствующего субъекта и инвестора на товарных рынках, а также принадлежность их к естественной монополии осуществляется в порядке, установленном антимонопольным законодательством Республики Узбекистан.


16. При приобретении более 35 процентов акций хозяйствующего субъекта инвестор представляет в государственный антимонопольный орган заявление, к которому прилагаются следующие документы и сведения, необходимые для принятия решения:


а) копии учредительных документов (учредительный договор или устав) инвестора и хозяйствующего субъекта;

б) копии бухгалтерских балансов инвестора, хозяйствующего субъекта;

в) списки лиц, входящих в состав исполнительных и выборных органов управления инвестора и хозяйствующего субъекта. В числе лиц, входящих в исполнительные органы, указываются также главные бухгалтеры либо исполняющие их обязанности лица.

В необходимых случаях государственный антимонопольный орган может запрашивать открытую информацию, непосредственно касающуюся рассматриваемой сделки, у лиц, владеющих ею.


17. При наличии претензий к документам или неполному представлению Государственный антимонопольный орган возвращает их на доработку с указанием конкретных недостатков и неточностей в письменной форме не позднее 5 рабочих дней со дня получения документов.


18. Основаниями для отказа в выдаче согласия на приобретение более 35 процентов акций какого-либо хозяйствующего субъекта инвестором могут быть:


а) если хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на рынке товара и удовлетворение ходатайства может привести к усилению доминирующего положения хозяйствующего субъекта, группы лиц или ограничению конкуренции;

б) если инвестор занимает доминирующее положение на том же рынке определенного товара, что и хозяйствующий субъект;

в) если приобретение акций приводит хозяйствующего субъекта и инвестора в совокупности к доминирующему положению на рынке определенного товара;

г) в случае представления ложной или недостоверной информации, имеющей значение для принятия решения.


19. Государственный антимонопольный орган вправе удовлетворить ходатайство даже при возможности ограничения конкуренции в случае, если участники сделки докажут, что положительный эффект от их действий, способствующий улучшению условий торговли на рынке, повышению конкурентоспособности товара, представляющий ощутимые выгоды покупателям, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.


20. Государственный антимонопольный орган не позднее 10 дней с момента получения заявления направляет заявителю копию вынесенного решения по выдаче согласия (отказа) на приобретение более 35 процентов акций хозяйствующего субъекта (приложение N 1 к настоящей Инструкции).


21. Мотивированный отказ государственного антимонопольного органа на приобретение более 35 процентов акций является основанием для отказа в регистрации сделки с акциями, а в случае ее регистрации - признания сделки недействительной в установленном законодательством порядке.

Если в даче согласия будет отказано по мотивам, которые заявитель сочтет необоснованными, он вправе в течение месяца со дня вынесения решения обратиться в соответствующий суд с заявлением о признании отказа необоснованным.



§ 4. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О НАРУШЕНИИ

ПОРЯДКА ПРИОБРЕТЕНИЯ БОЛЕЕ 35 ПРОЦЕНТОВ

АКЦИЙ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА


22. При установлении факта владения инвестором более 35 процентов акций одного хозяйствующего субъекта без предварительного согласия антимонопольного органа в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 25 июня 1997 года N 321 “ Об утверждении Порядка возбуждения и рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства” (СП РУз, 1997 г., N 6) возбуждается дело о нарушении статьи 15 Закона Республики Узбекистан “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”.


23. Государственный антимонопольный орган в месячный срок с момента вынесения определения о возбуждении дела рассматривает представленные материалы и принимает одно из следующих решений:


а) об отказе на сохранение акций за инвестором, при этом в его адрес направляется предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и восстановлении первоначального положения;

б) о даче согласия на сохранение акций.

При принятии решения государственный антимонопольный орган вправе вынести постановление о наложении штрафа за непредставление информации о приобретении более 35 процентов акций хозяйствующего субъекта.


24. Решение (предписание) государственного антимонопольного органа по результатам рассмотрения дела направляется заинтересованным сторонам не позднее пяти дней со дня его принятия и подлежит исполнению в установленные в нем сроки.


25. О принятом решении государственный антимонопольный орган информирует Центр по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг и его территориальные отделы, лиц, зарегистрировавших сделку, осуществленную в нарушение антимонопольного законодательства, а также лиц, известивших государственный антимонопольный орган о факте владения инвестором более 35 процентов акций хозяйствующего субъекта (приложение N 2 к настоящей Инструкции).





ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Инструкции



РЕШЕНИЕ N ___

по выдаче согласия (отказа) на приобретение

более 35 процентов акций хозяйствующего субъекта

“___”_______ 200__ г.

___________________________

(место рассмотрения)

___________________________________________________________

(ф.и.о. должностного лица государственного антимонопольного органа,

вынесшего решение)

рассмотрев представленные материалы от “___”_______ 200__ г. по вопросу выдачи согласия государственного антимонопольного органа

___________________________________________________________

(наименование инвестора)

_______________ процентов голосующих акций АО

___________________________________________________________

(наименование хозяйствующего субъекта)

___________________________________________________________

(адрес)

и в соответствии с Законом Республики Узбекистан “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” определил:


1. К настоящему моменту

___________________________________________________________

(наименование инвестора)

владеет _______________ процентами голосующих акций АО

___________________________________________________________

(наименование хозяйствующего субъекта)


2. В случае согласия государственного антимонопольного органа

___________________________________________________________

(наименование инвестора)

будет владеть ___ процентами голосующих акций, что приведет к:

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________


Учитывая вышеизложенное, Государственный комитет Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции (территориальный антимонопольный орган)


РЕШИЛ:


дать согласие на приобретение (отказать в приобретении)

___________________________________________________________

(наименование инвестора)

_____ процентов и в совокупности владеть _____ процентами голосующих акций АО

___________________________________________________________

(наименование хозяйствующего субъекта)

Руководитель государственного

антимонопольного органа

______________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Инструкции

УВЕДОМЛЕНИЕ

“___”_______ 200__ г.

__________________________________

(наименование организации)

Государственный комитет Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции, рассмотрев вопрос о приобретении

_________________________________________________________

(количество приобретенных акций инвестором у эмитента)

установил: данная сделка осуществлена без согласования с антимонопольным органом, что является нарушением статьи 15 Закона Республики Узбекистан “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”.


В связи с вышеизложенным, ставлю Вас в известность, что для приведения сделок в первоначальное положение в соответствии с законодательством  направлено в адрес

_________________________________________________________

(наименование инвестора)

предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

Руководитель государственного

антимонопольного органа

______________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Исполнитель ________________________тел.__________


Получил ____________________________тел.__________



“Бюллетень нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан”, 2001 г., N 21.




















Время: 0.2342
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск