Внимание!

Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Отдельные отрасли экономики / Утратившие силу акты / Промышленность / Общие положения /

Закон Республики Узбекистан от 23.04.2009 г. N ЗРУ-213 "О техническом регулировании" (Принят Законодательной палатой 11.11.2008 г., одобрен Сенатом 27.03.2009 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

23.04.2009 г.

N ЗРУ-213



О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ


Принят Законодательной палатой 11 ноября 2008 года

Одобрен Сенатом 27 марта 2009 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к безопасности продукции, работ и услуг.



Статья 2. Законодательство о техническом регулировании

Законодательство о техническом регулировании состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о техническом регулировании, то применяются правила международного договора.



Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:


техническое регулирование - установление, применение и исполнение обязательных требований к безопасности продукции, работ и услуг;


безопасность продукции, работ и услуг - состояние продукции, процессов ее проектирования, производства, эксплуатации (использования), монтажа, наладки, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполняемых работ, оказываемых услуг, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с вероятностью причинения вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде, имуществу юридических, физических лиц и государства;

нормативные документы в области технического регулирования - технические регламенты, нормативные документы по стандартизации, санитарные, ветеринарные, ветеринарно-санитарные, фитосанитарные правила и нормы, градостроительные, экологические нормы и правила и другие документы в области технического регулирования;

технический регламент - нормативный документ в области технического регулирования, устанавливающий обязательные требования к безопасности продукции и услуг;

общий технический регламент - нормативный документ в области технического регулирования, устанавливающий обязательные требования к безопасности группы однородной продукции и услуг;

специальный технический регламент - нормативный документ в области технического регулирования, устанавливающий обязательные требования к безопасности отдельного вида продукции и услуг, которые не предусмотрены общим техническим регламентом;

технические барьеры в торговле - препятствия в торговле, возникающие вследствие различия или изменения обязательных требований к безопасности продукции и услуг, содержащихся в нормативных документах в области технического регулирования.


Статья 4. Основные задачи технического регулирования

Основными задачами технического регулирования являются:

обеспечение безопасности жизни и здоровья человека, имущества юридических, физических лиц и государства;

обеспечение охраны окружающей среды, а также рационального использования природных ресурсов;

устранение технических барьеров в торговле;

предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей в отношении безопасности продукции, работ и услуг.



Статья 5. Основные принципы технического регулирования

Основными принципами технического регулирования являются:

обязательность применения технических регламентов;

единство применения технических регламентов;

соответствие технических регламентов национальным и международным нормативным документам в области технического регулирования;

доступность технических регламентов, информации о порядке их разработки, принятия и опубликования.



Статья 6. Государственная система технического

регулирования

Государственную систему технического регулирования составляют:

Кабинет Министров Республики Узбекистан;

уполномоченные государственные органы в области технического регулирования - Узбекское агентство стандартизации, метрологии и сертификации, Министерство здравоохранения Республики Узбекистан, Министерство строительства Республики Узбекистан, Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды;

органы государственного и хозяйственного управления, осуществляющие деятельность в пределах своей компетенции в области технического регулирования.


ГЛАВА 2. ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

И ИНЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ

ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Статья 7. Полномочия Кабинета Министров Республики

Узбекистан в области технического регулирования

Кабинет Министров Республики Узбекистан:

определяет основные направления деятельности органов, входящих в государственную систему технического регулирования;

обеспечивает функционирование органов, входящих в государственную систему технического регулирования;

утверждает программы разработки технических регламентов;

утверждает общие технические регламенты, вносит в них изменения и дополнения, а также отменяет указанные регламенты.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 8. Полномочия Узбекского агентства стандартизации,

метрологии и сертификации в области технического регулирования

Узбекское агентство стандартизации, метрологии и сертификации:

вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан обобщенные предложения по проектам программ разработки технических регламентов, внесенным уполномоченными государственными органами в области технического регулирования и органами государственного и хозяйственного управления;

в пределах своей компетенции координирует и организует деятельность органов государственного и хозяйственного управления по разработке общих и специальных технических регламентов;

вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об утверждении общих технических регламентов, о внесении в них изменений и дополнений, а также об отмене указанных регламентов;

создает экспертную комиссию в области технического регулирования;

в пределах своей компетенции проводит экспертизу общих и специальных технических регламентов, разработанных органами государственного и хозяйственного управления;

в пределах своей компетенции утверждает специальные технические регламенты, разработанные органами хозяйственного управления, вносит в них изменения и дополнения, а также отменяет указанные регламенты;

утверждает перечень нормативных документов в области технического регулирования, определяющие методы отбора образцов, испытаний и измерений продукции, необходимых для оценки соответствия продукции и услуг требованиям, установленным в технических регламентах;

в пределах своей компетенции осуществляет государственный контроль за соблюдением общих и специальных технических регламентов;

формирует государственный фонд нормативных документов в области технического регулирования;

в пределах своей компетенции осуществляет международное сотрудничество в области технического регулирования.

Узбекское агентство стандартизации, метрологии и сертификации может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.


Статья 9. Полномочия Министерства здравоохранения

Республики Узбекистан, Министерства строительства

Республики Узбекистан, Государственного комитета

Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей

среды в области технического регулирования

Министерство здравоохранения Республики Узбекистан организует и обеспечивает выполнение работ в области технического регулирования, касающихся обязательных требований к безопасности продукции, работ и услуг, по содержанию в них вредных для жизни и здоровья человека веществ, болезнетворных организмов, предупреждению проникновения или распространения переносчиков болезней, производству и применению изделий медицинского назначения, медицинской техники и лекарственных средств.

Министерство строительства Республики Узбекистан организует и обеспечивает выполнение работ в области технического регулирования, касающихся обязательных требований к безопасности продукции, работ и услуг при градостроительной деятельности.

Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды организует и обеспечивает выполнение работ в области технического регулирования, касающихся обязательных требований к безопасности продукции, работ и услуг при использовании природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения и других вредных воздействий.

Уполномоченные государственные органы в области технического регулирования, указанные в частях первой - третьей настоящей статьи, в пределах своей компетенции:

вносят предложения в Узбекское агентство стандартизации, метрологии и сертификации по проектам программ разработки технических регламентов и по утверждению общих технических регламентов;

осуществляют разработку общих и специальных технических регламентов и проводят их экспертизу;

создают экспертные комиссии в области технического регулирования;

проводят экспертизу общих и специальных технических регламентов, разработанных органами государственного и хозяйственного управления;

подготавливают предложения по внесению в общие технические регламенты изменений и дополнений, а также по отмене указанных регламентов;

утверждают специальные технические регламенты, вносят в них изменения и дополнения, а также отменяют указанные регламенты;

осуществляют государственный контроль за соблюдением общих и специальных технических регламентов;

формируют государственный фонд нормативных документов в области технического регулирования;

осуществляют международное сотрудничество в области технического регулирования.

Уполномоченные государственные органы в области технического регулирования могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 10. Полномочия органов государственного и хозяйственного

управления в области технического регулирования

Органы государственного и хозяйственного управления в пределах своей компетенции:

вносят предложения в Узбекское агентство стандартизации, метрологии и сертификации по проектам программ разработки технических регламентов;

осуществляют разработку общих и специальных технических регламентов;

подготавливают предложения по внесению в общие и специальные технические регламенты изменений и дополнений, а также по отмене указанных регламентов;

создают экспертные советы в области технического регулирования;

участвуют в формировании государственного фонда нормативных документов в области технического регулирования;

осуществляют контроль за соблюдением общих и специальных технических регламентов в порядке, установленном законодательством.

Органы государственного и хозяйственного управления могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Органы государственного управления в пределах своей компетенции утверждают специальные технические регламенты, вносят в них изменения и дополнения, а также отменяют указанные регламенты.



Статья 10-1. Правовая экспертиза нормативных документов

в области технического регулирования

Нормативные документы в области технического регулирования органов государственного управления подлежат обязательной правовой экспертизе в Министерстве юстиции Республики Узбекистан и постановке на учет после получения положительного заключения, за исключением общих технических регламентов.

Не допускается включение правовых норм в нормативные документы в области технического регулирования, за исключением общих технических регламентов.



Статья 11. Экспертные комиссии в области технического регулирования

Экспертные комиссии в области технического регулирования создаются при уполномоченных государственных органах в области технического регулирования для экспертизы разработанных общих и специальных технических регламентов, изменений и дополнений в технические регламенты, а также для подготовки предложений по отмене указанных регламентов и заключений по ним.

Деятельность экспертных комиссий в области технического регулирования осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 12. Экспертные советы в области технического регулирования

Экспертные советы в области технического регулирования создаются при органах государственного и хозяйственного управления для разработки общих и специальных технических регламентов, изменений и дополнений в технические регламенты, а также предложений по отмене указанных регламентов.

Деятельность экспертных советов в области технического регулирования осуществляется в порядке, установленном Узбекским агентством стандартизации, метрологии и сертификации.


Статья 13. Государственный фонд нормативных документов

в области технического регулирования

Государственный фонд нормативных документов в области технического регулирования формируется Узбекским агентством стандартизации, метрологии и сертификации и в пределах своей компетенции другими уполномоченными государственными органами в области технического регулирования.

Государственный фонд нормативных документов в области технического регулирования включает в себя данные об общих и специальных технических регламентах.

Уполномоченные государственные органы в области технического регулирования, органы государственного управления в установленном порядке предоставляют в государственный фонд нормативных документов в области технического регулирования утвержденные ими специальные технические регламенты.

Порядок формирования и ведения государственного фонда нормативных документов в области технического регулирования устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 14. Информация о технических регламентах

Информация о действующих, разрабатываемых и принятых технических регламентах должна быть доступна юридическим и физическим лицам. Не подлежат распространению сведения, составляющие государственные секреты и иную охраняемую законом тайну.

Узбекское агентство стандартизации, метрологии и сертификации по запросам юридических и физических лиц предоставляет сведения:

о действующих, разрабатываемых и принятых технических регламентах;

о процедуре оценки соответствия продукции и услуг требованиям нормативных документов в области технического регулирования;

о членстве Республики Узбекистан в международных организациях и об участии в международных договорах в области технического регулирования;

об официальных источниках опубликования разрабатываемых, принятых технических регламентов и других нормативных документов в области технического регулирования.


ГЛАВА 3. ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ

Статья 15. Виды технических регламентов

В Республике Узбекистан применяются следующие виды технических регламентов:

общие технические регламенты;

специальные технические регламенты.



Статья 16. Требования к обеспечению безопасности продукции

и услуг в технических регламентах

Требования к обеспечению безопасности продукции и услуг в технических регламентах могут устанавливаться по:

биологической безопасности;

механической безопасности;

химической безопасности;

ядерной и радиационной безопасности;

пожарной безопасности;

электрической безопасности;

безопасности эксплуатации (использования) и утилизации машин и оборудования;

электромагнитной совместимости;

безопасности строительной деятельности;

безопасности эксплуатации зданий, сооружений и использования прилегающей к ним территории;

экологической безопасности;

ветеринарной безопасности;

промышленной и производственной безопасности;

взрывобезопасности;

информационной безопасности;

обеспечению единства измерений и методов испытаний.

В технических регламентах могут устанавливаться и другие требования к обеспечению безопасности продукции и услуг.


Статья 17. Содержание технических регламентов

В технических регламентах должны содержаться:

характеристики безопасности продукции и услуг;

полный перечень продукции и услуг, в отношении которых устанавливаются требования безопасности;

требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения и идентификации продукции;

порядок проведения государственного контроля;

правила, необходимые для оценки соответствия продукции и услуг требованиям нормативных документов в области технического регулирования.

В технических регламентах с учетом степени риска причинения вреда жизни и здоровью человека, окружающей среде и предотвращения ущерба, возникающих в связи с проникновением или распространением вредных микроорганизмов и добавок, заболеваний, переносчиков болезней, загрязняющих веществ, токсинов, вредителей и сорных растений, должны также содержаться санитарные, ветеринарные, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры.

В санитарных, ветеринарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных правилах и нормах устанавливаются:

обязательные требования к продукции, процедуре ее испытания, инспектирования, порядку выдачи санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного заключения;

карантинные и ветеринарно-санитарные правила, в том числе требования, связанные с перевозкой животных и растений;

методы и процедура отбора проб, методы исследования и оценки риска причинения вреда жизни и здоровью человека, окружающей среде, а также содержащиеся в технических регламентах другие требования.

В технических регламентах не должны содержаться требования к конструкции продукции и ее исполнению, за исключением случаев, когда из-за отсутствия требований к ее конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда жизни и здоровью человека не обеспечивается безопасность продукции.

В технических регламентах не должны содержаться требования к продукции и услугам, причиняющим вред жизни и здоровью человека, имуществу юридических, физических лиц и государства вследствие длительного использования этой продукции и услуг и (или) по причине воздействия других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. При этом в технических регламентах могут содержаться требования, касающиеся информирования потребителей о возможном вреде и о факторах, от которых зависит риск причинения вреда жизни и здоровью человека, окружающей среде.

В технических регламентах могут содержаться специальные требования к безопасности продукции и услуг:

обеспечивающие защиту жизни и здоровья отдельных категорий граждан, определенных законодательством;

в отношении трансграничных опасных производственных объектов, которые в случае чрезвычайных ситуаций техногенного характера представляют угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, имуществу юридических, физических лиц и государства.

Технические регламенты, содержащие сведения, составляющие государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, разрабатываются и принимаются в порядке, установленном законодательством.

Технические регламенты являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории Республики Узбекистан и могут быть изменены только путем внесения в них изменений и дополнений в установленном порядке.



Статья 18. Формирование программ разработки технических регламентов

Формирование программ разработки технических регламентов осуществляется Узбекским агентством стандартизации, метрологии и сертификации с учетом предложений других уполномоченных государственных органов в области технического регулирования и органов государственного и хозяйственного управления в пределах их компетенции.

Программы разработки технических регламентов утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан и публикуются в установленном порядке.


Статья 19. Порядок разработки технических регламентов

Технические регламенты разрабатываются в соответствии с утверждаемыми программами разработки технических регламентов.

Разработчики технических регламентов в установленном порядке:

публикуют сообщения о разработке технических регламентов;

определяют группы и виды продукции и услуг, подлежащие техническому регулированию;

определяют методы оценки соответствия продукции и услуг требованиям, устанавливаемым в технических регламентах;

согласовывают разработанные технические регламенты;

обеспечивают доступность разработанных технических регламентов.

Разработчики технических регламентов обеспечивают обсуждение разработанных технических регламентов в течение двух месяцев со дня их официальной публикации.



Статья 20. Порядок принятия технических регламентов

Общие технические регламенты, разработанные органами государственного и хозяйственного управления, передаются уполномоченным государственным органам в области технического регулирования по направлениям их деятельности для проведения экспертизы.

Узбекское агентство стандартизации, метрологии и сертификации после получения заключения соответствующей экспертной комиссии в области технического регулирования в установленном порядке направляет общие технические регламенты в Кабинет Министров Республики Узбекистан для утверждения.

Специальные технические регламенты, разработанные органами государственного и хозяйственного управления, передаются уполномоченным государственным органам в области технического регулирования по направлениям их деятельности для проведения экспертизы.

Уполномоченные государственные органы в области технического регулирования, органы государственного управления по направлениям своей деятельности на основании заключения соответствующей экспертной комиссии в области технического регулирования утверждают специальные технические регламенты.

Утвержденные общие и специальные технические регламенты вводятся в действие не ранее чем через шесть месяцев с момента их официального опубликования.

Опубликование общих и специальных технических регламентов осуществляется в порядке, установленном законодательством.



Статья 21. Применение нормативных документов в области

технического регулирования для разработки технических регламентов

При разработке технических регламентов используются национальные и международные нормативные документы в области технического регулирования, устанавливающие критерии безопасности продукции и услуг.

В технических регламентах в качестве доказательной базы приводятся полностью или частично тексты нормативных документов в области технического регулирования.


Статья 22. Соблюдение технических регламентов

Соблюдение технических регламентов является обязательным для всех юридических и физических лиц.

С введением в действие технических регламентов принятые ранее соответствующие нормативные документы по стандартизации на указанную в них продукцию и услуги утрачивают обязательный характер и приобретают добровольность применения в установленном порядке.


Статья 23. Государственный контроль за соблюдением

технических регламентов

Государственный контроль за соблюдением технических регламентов осуществляется должностными лицами уполномоченных государственных органов в области технического регулирования и органов государственного управления в порядке, установленном законодательством.


ГЛАВА 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 24. Финансирование работ в области

технического регулирования

Финансирование работ в области технического регулирования осуществляется за счет средств республиканского бюджета и юридических лиц.

За счет средств республиканского бюджета финансируются:

разработка общих технических регламентов;

проведение экспертизы общих и специальных технических регламентов;

ведение государственного фонда нормативных документов в области технического регулирования;

осуществление государственного контроля за соблюдением технических регламентов;

расходы, связанные с членством Республики Узбекистан в международных организациях по техническому регулированию.



Статья 25. Разрешение споров

Споры в области технического регулирования разрешаются в порядке, установленном законодательством.



Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства

о техническом регулировании

Лица, виновные в нарушении законодательства о техническом регулировании, несут ответственность в установленном порядке.


Статья 27. Приведение законодательства в соответствие

с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.



Статья 28. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Президент

Республики Узбекистан                                                     И. Каримов



"Народное слово", 24 апреля 2009 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2009 г., N 17, ст. 211


"Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан",

2009 г., N 4, ст. 140


























Время: 0.2205
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск