ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Земля и иные природные ресурсы. Охрана окружающей среды / Охрана окружающей природной среды / Управление в области охраны окружающей природной среды /

Положение о порядке государственного учета и контроля за оборотом ядерных материалов (Приложение N 2 к Постановлению КМ РУз от 13.08.2009 г. N 231)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Постановлению КМ РУз

от 13.08.2009 г. N 231



ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке государственного учета и контроля

за оборотом ядерных материалов


           

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение определяет порядок организации системы государственного учета и контроля за оборотом ядерных материалов.


2. В настоящем Положении применяются следующие понятия:


субъекты оборота ядерных материалов - юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере оборота ядерных материалов по добыче, производству, выработке, переработке, использованию, хранению, обслуживанию, транспортировке, включая перемещение через таможенную границу Республики Узбекистан, утилизации, обезвреживанию и захоронению ядерных материалов на территории Республики Узбекистан в установленном законодательством порядке;


аномалия в учете и контроле ядерных материалов - недостача (излишек) ядерных материалов, ошибки в учетных и отчетных документах, повреждения, отказы средств контроля доступа к ядерным материалам, нарушения порядка использования, передач ядерных материалов;


атрибуты - характеристики предметов, допускающие проверку их наличия средствами визуального и инструментального контроля (например, идентификатор предмета, местоположение предмета, состояние устройства индикации вмешательства, которым снабжен предмет, геометрические размеры, нетто и брутто массы предмета и т. п.);


атрибутивные признаки - признаки, однозначно подтверждающие наличие или отсутствие какого-либо атрибута предмета;


баланс ядерных материалов - сравнительный итог документально зарегистрированного и имеющегося в наличии количества ядерных материалов в зоне балансового материала за межбалансовый период;


вид ядерных материалов - ядерные материалы, изотопный состав которых находится в некоторой заданной области. Виды ядерных материалов устанавливаются регламентирующими документами Государственного комитета промышленной безопасности Республики Узбекистан, осуществляющей государственный учет и контроль ядерных материалов на республиканском уровне;

высокообогащенный уран (ВОУ) - уран с обогащением не менее 20% по изотопу урана-235;


низкообогащенный уран (НОУ) - уран с обогащением менее 20% по изотопу урана-235;


зона баланса материалов (ЗБМ) - территориально и административно установленная в пределах ядерной установки или пункта хранения ядерных материалов зона для учета и контроля ядерных материалов, в которой на основании измерений определяется количество ядерных материалов при каждом их перемещении в зону и из нее и подводится баланс ядерных материалов за установленный период времени;


инвентаризационная разница - разница между фактически наличным и документально зарегистрированным количеством ядерных материалов;


физическая инвентаризация - определение фактического количества ядерных материалов, имеющихся в наличии в ЗБМ;


категория ядерных материалов - количественная характеристика значимости ядерных материалов с точки зрения учета и контроля ядерных материалов;


ключевая точка измерений - место, где ядерные материалы могут быть измерены для определения их потока или наличного количества;


контроль ядерных материалов - административный контроль за наличием и перемещением ядерных материалов, включающий контроль доступа к ядерным материалам, оборудованию и информации, наблюдение за ядерными материалами, проверку санкционированного размещения и перемещения ядерных материалов;


контрольные проверки ядерных материалов - проверки наличия ядерных материалов в форме учетных единиц по атрибутивным признакам;


материально-балансовый отчет - составленный по установленной форме отчет о наличии и балансе ядерных материалов за межбалансовый период;


межбалансовый период - период времени между двумя последовательными физическими инвентаризациями;


ядерные материалы - материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества, а также не содержащие или не способные воспроизвести ядерные материалы, но которые могут быть использованы в устройствах, предназначенных для осуществления взрывного выделения внутриядерной энергии (ядерного взрыва).



II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ

И КОНТРОЛЬ ЯДЕРНЫХ  МАТЕРИАЛОВ


3. Государственному учету и контролю подлежат все ядерные материалы (уран, плутоний, торий) независимо от его количества, физического состояния и химического состава, за исключением ядерных материалов, содержащихся в руде, при его добыче или обработке.

4. Ядерные материалы классифицируются по категориям в целях обеспечения дифференцированного подхода к определению процедур, методов государственного учета и контроля.


5. Субъекты оборота ядерных материалов устанавливают ЗБМ в пределах ядерной установки или пункта хранения ядерных материалов.


6. В каждой ЗБМ определяются ключевые точки измерений ядерных материалов.


7. К ядерным материалам применяются средства контроля доступа, подтверждающие достоверность предыдущих измерений количественных характеристик и атрибутивных признаков ядерных материалов.


8. Учет ядерных материалов основывается на результатах измерений их количественных характеристик.

Допускается:

использование результатов предыдущих измерений количественных характеристик ядерных материалов, если их достоверность подтверждена надлежащим состоянием примененных средств контроля доступа, соответствующими подтверждающими измерениями;

применение расчетных методов (методик), основанных на результатах предварительных измерений, экспериментальных исследований.


9. Массы ядерных материалов в продуктах, находящихся в ядерном реакторе, в целях учета принимаются неизменными с момента загрузки в реактор до момента выгрузки облученных продуктов из реактора.


10. Для определения фактически наличного количества ядерных материалов в ЗБМ проводятся физические инвентаризации. В процессе физических инвентаризаций ядерных материалов выполняются проверки данных учета, атрибутивных признаков, измерения их количественных характеристик. По завершении физической инвентаризации подводится баланс ядерных материалов, определяется инвентаризационная разница и их погрешности в ЗБМ для каждого ядерного материала.

Инвентаризационная разница конкретного ядерного материала в ЗБМ определяется с помощью уравнения:


ИР = КК - ДК = КК - УВ + УМ - НК, где,


КК - фактически наличное количество ядерных материалов в ЗБМ, определенное в результате данной физической инвентаризации;

ДК - документально зарегистрированное количество ядерных материалов в ЗБМ на начало инвентаризации;

УВ - определенное и документально зарегистрированное увеличение количества ядерных материалов в ЗБМ за данный межбалансовый период в результате всех поступлений, наработок и т. д.;

УМ - определенное и документально зарегистрированное уменьшение количества ядерных материалов в ЗБМ за данный межбалансовый период в результате всех отправок из ЗБМ, ядерных превращений, потерь и т. д.;

НК - наличное количество ядерных материалов в ЗБМ, определенное и документально зарегистрированное на начало данного межбалансового периода.


11. На основании результатов определения фактически наличного количества ядерных материалов, а также путем сравнения полученной величины инвентаризационной разницы с ее допустимой величиной для каждой ЗБМ делаются выводы о недостаче (излишке) ядерных материалов или об отсутствии аномалий в государственном учете и контроле ядерных материалов.


12. Устанавливается единая система отчетности для всех уровней государственного учета и контроля ядерных материалов.


13. Исправление учетных данных допускается только путем внесения новой записи в учетные документы с сохранением ошибочно сделанной записи.


14. Исправление отчетных данных допускается только путем представления новых отчетных документов.


15. Государственный комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан, осуществляющий государственный учет и контроль ядерных материалов на республиканском уровне, субъекты оборота ядерных материалов обеспечивают сохранность и защиту информации в системе государственного учета и контроля источников ионизирующих излучений, в т. ч. в ЗБМ.


III. ЯДЕРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ,

ПОДЛЕЖАЩИЕ КОНТРОЛЮ


§ 1. Постановка на государственный учет

и снятие  с государственного учета


16. Постановка ядерных материалов на учет в ЗБМ осуществляется после их производства или поступления из другой ЗБМ того же субъекта оборота ядерных материалов, или ЗБМ другого субъекта оборота ядерных материалов.


17. Ядерные материалы снимаются с учета в ЗБМ после их отправления в другую ЗБМ того же субъекта оборота ядерных материалов, или в ЗБМ другого субъекта оборота ядерных материалов.


18. Внесение ядерных материалов в национальный реестр ядерных материалов, радиоактивных веществ, источников ионизирующего излучения и радиоактивных отходов (далее - национальный реестр) и исключение их из национального реестра производится с разрешения Государственного комитета промышленной безопасности Республики Узбекистан, на основе отчетных документов, представленных субъектом оборота ядерных материалов.

19. Категории ядерных материалов в ЗБМ устанавливаются в соответствии с приложением N 2 к настоящему Положению.


20. Если в данной ЗБМ находятся различные продукты, содержащие ядерные материалы, то при определении категории ядерного материала исходят из суммарной массы ядерных материалов, содержащихся во всех продуктах, и указанных в приложении N 2 к настоящему Положению количественных пределов масс ядерных материалов тех продуктов, которые попадают в категорию с меньшим номером.



§ 2. Зоны баланса материалов и ключевые точки  измерений


21. Количество и границы ЗБМ устанавливаются субъектом оборота ядерных материалов исходя из требований обеспечения их государственного учета и контроля в каждой ЗБМ и перемещений между ЗБМ.


22. ЗБМ организуется с учетом следующих требований:

масса ядерного материала, поступающего в ЗБМ и отправляемого из ЗБМ, определяется на основе измеренных их характеристик (кроме случаев, когда допускается применение расчетных методик), результатов полного пересчета и идентификации учетных единиц, тары, в которой находится ядерный материал, по данным сопроводительной документации, паспортным данным ядерных материалов;

структурные подразделения субъекта оборота ядерных материалов, такие как заводские лаборатории, зоны перевалки и склады, а также участки с ядерными материалами, требующие специальной защиты информации, выделяются в отдельные ЗБМ.


23. В ЗБМ устанавливаются ключевые точки измерений, в которых с помощью аттестованных для применения методик и средств измеряются содержание, масса, изотопный состав, другие количественные характеристики ядерных материалов или проверяются их атрибутивные признаки.

Выбор ключевой точки измерений в ЗБМ осуществляется таким образом, чтобы обеспечить измерение потока и фактически наличного количества ядерных материалов в ЗБМ.



IV. СИСТЕМА ИЗМЕРЕНИЯ

ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ПРОГРАММА КОНТРОЛЯ

КАЧЕСТВА ИЗМЕРЕНИЙ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ


24. Для каждой ЗБМ разрабатывается программа измерений, включающая в себя перечень ключевых точек измерений, методик выполнения измерений, технических средств, процедур отбора проб, сведения о периодичности проведения измерений, требуемой точности измерений, сроках и форме представления результатов измерений. Программа утверждается руководителями субъектов оборота ядерных материалов и пересматривается не реже одного раза в пять лет.


25. Методики выполнения измерений оформляются в виде отдельных нормативных документов, которые составляются в соответствии с требованиями действующих нормативных документов по обеспечению единства измерений.

26. Методики выполнения измерений должны пройти метрологическую аттестацию в соответствии с требованиями действующих нормативных документов по обеспечению единства измерений. Показатели точности методик выполнения измерений в системе измерения ядерных материалов должны быть максимально приближены к рекомендованным международным целевым значениям.

27. Образцы для градуировки средств измерений и проверки правильности результатов измерений должны пройти метрологическую аттестацию в соответствии с требованиями действующих нормативных документов по обеспечению единства измерений и иметь свидетельство об аттестации с указанием их наименования, типа, аттестуемой величины и ее погрешности.

28. Перечень средств измерений, используемых в системе измерения ядерных материалов, должен содержать наименование средства, его тип, марку, заводской номер.


29. Средства измерений должны поверяться в соответствии с действующими нормативными документами.


30. В каждом субъекте оборота ядерных материалов разрабатывается и внедряется программа контроля качества измерений в рамках системы измерения ядерных материалов.



V. ПРОЦЕДУРЫ ПЕРЕДАЧИ ЯДЕРНЫХ

МАТЕРИАЛОВ


§ 1. Общие требования


31. Получение и передача ядерных материалов субъектами оборота ядерных материалов разрешается в установленном порядке Государственным комитетом промышленной безопасности Республики Узбекистан при наличии заключения соответствующего территориального органа санитарно-эпидемиологической службы о санитарно-гигиеническом состоянии объектов субъекта оборота ядерных материалов, связанных с оборотом ядерных материалов.

32. Передача ядерных материалов сопровождается оформлением:

предварительных уведомлений, подписанных руководителями субъектов оборота ядерных материалов;

приходно-расходной и сопроводительной документации.


33. В сопроводительных документах указываются данные о контейнерах с ядерными материалами (типы и идентификаторы печатей (пломб), брутто-массы контейнеров и другие необходимые данные). Сведения о характеристиках перемещаемых ядерных материалов (паспортные данные) приводятся в документах, отправляемых специальной почтой или вместе с грузом.


34. При передачах ядерных материалов выполняются следующие процедуры:

внешний осмотр и проверка количества учетных единиц (контейнеров), проверка устройств индикации вмешательств, примененных к транспортному средству и (или) контейнерам с ядерными материалами (включающая проверку контейнеров, печатей (пломб), соответствия идентификаторов контейнеров, печатей (пломб) и мест размещения данным сопроводительных документов);

подтверждающие измерения брутто-массы контейнеров с ядерными материалами, их параметров.


35. Вид и объем подтверждающих измерений определяются документацией субъекта оборота ядерных материалов, выполняющих эти измерения, исходя из:

вида передачи (между ЗБМ одного субъекта оборота ядерных материалов, между субъектами оборота ядерных материалов, экспорт-импорт);

видов ядерных материалов;

количества ядерных материалов;

видов продуктов;

типа тары и устройства индикации вмешательства;

погрешностей измерений.


36. Данные, полученные в результате измерений в процессе входного (выходного) контроля, оформляются документально. Должны приводиться сведения о средствах и методах измерений, результаты измерений, погрешности измерений, ключевая точка измерений, в которой выполнялись измерения, типы и идентификаторы устройства индикации вмешательства, дата выполнения измерений и фамилии лиц, выполнявших измерения.



§ 2. Документирование получения

и отправления  ядерных материалов


37. При получении ядерных материалов субъектом оборота ядерных материалов в течение трех рабочих дней проверяются атрибутивные признаки тары с ядерными материалами и выполняются подтверждающие измерения. При отсутствии замечаний производится предварительная приемка и постановка на учет ядерных материалов.

Окончательная приемка и постановка на учет ядерных материалов производится не позднее 10 суток после получения ядерных материалов и паспортов (формуляров, сертификатов) на них, если иное не оговорено международным или межправительственным соглашением или договором.


38. При отправлении ядерных материалов субъект оборота ядерных материалов в течение одного рабочего дня снимает их с учета и отправляет паспорта (формуляры, сертификаты) на них получающему субъекту оборота ядерных материалов в течение трех рабочих дней, если иное не оговорено международным или межправительственным соглашением или договором.


39. Данные о полученных ядерных материалах вносятся получающим его субъектом оборота ядерных материалов в учетные документы. Данные об отправленных ядерных материалах вносятся в учетные документы отправившего их субъекта оборота ядерных материалов.



§ 3. Действия при обнаружении аномалий

в учете и  контроле ядерных материалов


40. При обнаружении статистически значимого расхождения, исходя из доверительной вероятности 0,99 в данных отправляющего субъекта оборота ядерных материалов и получающего субъекта оборота ядерных материалов, принимаются меры по выявлению причин расхождения.


41. Если наличие статистически значимого расхождения данных отправляющего субъекта оборота ядерных материалов и получающего субъекта оборота ядерных материалов подтвердилось, то получающий субъект оборота ядерных материалов обязан составить специальный отчет и направить его в Государственный комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан.


VI. ФИЗИЧЕСКАЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ,

ПОДВЕДЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО БАЛАНСА

И ОЦЕНКА ИНВЕНТАРИЗАЦИОННОЙ

РАЗНИЦЫ


§ 1. Общие требования


42. Физические инвентаризации проводятся в целях:

определения фактически наличного количества ядерных материалов в ЗБМ;

установления соответствия фактических параметров учетных единиц существующим учетным данным;

подведения баланса ядерных материалов, определения инвентаризационной разницы и ее погрешности;

установления недостатков и нарушений в государственном учете и контроле ядерных материалов.


43. Процедуры физических инвентаризаций осуществляются в соответствии с методиками и инструкциями, действующими в субъектах оборота ядерных материалов.


44. Процедуры физических инвентаризаций основываются на:

подготовке к физической инвентаризации в ЗБМ;

составлении списка наличного количества ядерных материалов и списка фактически наличного количества ядерных материалов и проверке учетных документов;

проверке соответствия списка наличного количества ядерных материалов учетным данным;

проверке состояния средств контроля доступа;

учетных и подтверждающих измерениях фактически наличного количества ядерных материалов с учетом погрешностей измерений;

оценке величины неизмеренных потерь и ее погрешности;

определении инвентаризационной разницы и ее погрешности для каждого ядерного материала.


45. Количество ядерных материалов, находящихся в каждой ЗБМ, определяется путем измерения их количества и состава в ключевой точке измерений, контролируется путем оперативно-технического учета и контрольных проверок, периодических сверок учетных и отчетных документов и проверяется путем проведения физической инвентаризации. Физическая инвентаризация завершается подведением баланса для каждого ядерного материала в ЗБМ за межбалансовый период.


46. При проведении физической инвентаризации определяется масса каждого ядерного материала. Значение массы ядерного материала, а также значения погрешности измерения для доверительной вероятности, равной 0,95 регистрируются документально.


47. Ранее определенные значения массы ядерных материалов могут использоваться при выполнении учетных процедур (физических инвентаризаций, передач ядерных материалов и т. д.) только в тех случаях, когда их достоверность с момента их определения до момента использования может быть подтверждена надлежащим состоянием примененных средств контроля доступа и (или) подтверждена в процессе выполнения учетной процедуры измерениями количественных параметров ядерных материалов и (или) их атрибутивных признаков.


48. Объем применения подтверждающих измерений определяется в зависимости от объема применения и результатов проверки средств контроля доступа, исходя из вероятностей обнаружения недостачи (излишка) порогового количества для каждого ядерного материала.


49. В случае установления статистически значимой разницы между результатами учетных и подтверждающих измерений об этом сообщается руководству субъекта оборота ядерных материалов, а также выясняются причины возникновения разницы. При необходимости выполняются новые учетные измерения и вносятся изменения в учетные документы.



§ 2. Частота физических инвентаризаций


50. Физические инвентаризации для каждой ЗБМ выполняются периодически, а межбалансовый период устанавливается в зависимости от категории ядерных материалов в ЗБМ, технологических и других особенностей субъекта оборота ядерных материалов.

Физические инвентаризации в ЗБМ планируются, организуются и проводятся не реже следующих временных пределов:

для ЗБМ с ядерными материалами категории 1 - один календарный месяц;

для ЗБМ с ядерными материалами категории 2 - три календарных месяца;

для ЗБМ с ядерными материалами категории 3 - шесть календарных месяцев;

для ЗБМ с ядерными материалами категории 4 - 12 календарных месяцев;

по всем ЗБМ субъекта оборота ядерных материалов - 12 календарных месяцев.


51. Частота физических инвентаризаций в ЗБМ может быть изменена Государственным комитетом промышленной безопасности Республики Узбекистан на основании представленного субъектом оборота ядерных материалов обоснования с обязательным условием принятия дополнительных мер контроля доступа к ядерным материалам.


§ 3. Учетные, отчетные документы и предварительные

уведомления о передаче ядерных материалов


52. Учетные документы должны вестись для каждой ЗБМ и содержать данные о каждом виде ядерного материала, включая их количество в ЗБМ и изменения количества в ЗБМ.


53. В учетных документах отражаются все изменения количества ядерных материалов для каждой партии, характеристики партии и исходные данные для формирования партии, указываются даты изменения количества ядерных материалов, ЗБМ отправляющего субъекта оборота ядерных материалов и ЗБМ получающего субъекта оборота ядерных материалов.


54. Данные, используемые для определения количественных и качественных изменений ядерных материалов в ЗБМ, включая результаты калибровки, проверки и поверки всех средств измерений, данные об отборе проб и результатах их анализа, результаты контроля качества измерений, случайные и систематические погрешности измерений отражаются в соответствующих документах.


55. В каждом субъекте оборота ядерных материалов, в рамках единой системы форм отчетности создаются и действуют основанные на учетных документах следующие отчетные документы:

отчет об изменении инвентарного количества;

материально-балансовый отчет;

список наличного количества ядерных материалов;

список фактически наличного количества ядерных материалов;

специальный отчет.


56. Отчетные документы субъекта оборота ядерных материалов направляются на регулярной основе в Государственный комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан.

57. Отчет об изменении инвентарного количества, списки наличного количества ядерных материалов, списки фактически наличного количества ядерных материалов составляются по ЗБМ и по субъекту оборота ядерных материалов. Эти отчеты содержат информацию о наличном количестве ядерных материалов и их перемещениях между ЗБМ или между субъектами оборота ядерных материалов.


58. Отчет об изменении инвентарного количества, список наличного количества ядерных материалов по ЗБМ направляются в службу, осуществляющую на регулярной основе учет ядерных материалов в субъекте оборота ядерных материалов, непосредственно после события, связанного с каждым изменением количества ядерных материалов, или ежемесячно по имевшимся в этот период изменениям количества ядерных материалов, но не позднее чем через 15 дней после последнего дня месяца, в котором произошли указанные изменения.


59. Отчет об изменении инвентарного количества субъекта оборота ядерных материалов направляется ежеквартально и содержит данные об имевшихся в этот период изменениях инвентарного количества ядерных материалов.


60. За отчетные периоды, в течение которых не было изменений инвентарного количества ядерных материалов, субъект оборота ядерных материалов и ЗБМ направляют форму отчета, заполненную в установленном порядке, с указанием, что за отчетный период инвентарное количество ядерных материалов не изменилось.


61. По результатам физической инвентаризации в ЗБМ подготавливается материально-балансовый отчет.


62. В материально-балансовом отчете ЗБМ в виде отдельных записей по каждому ядерному материалу отражаются:

начальное зарегистрированное количество ядерных материалов;

увеличение и (или) уменьшение количества ядерных материалов за отчетный межбалансовый период;

конечное фактически наличное количество ядерных материалов, установленное по результатам физической инвентаризации;

значение инвентаризационной разницы и погрешности ее определения.


63. В материально-балансовом отчете субъекта оборота ядерных материалов отражается баланс ядерных материалов, основанный на фактически наличном количестве ядерных материалов, определенном в ходе физической инвентаризации.


64. В материально-балансовом отчете субъекта оборота ядерных материалов в виде отдельных записей по каждому виду ядерных материалов отражаются:

начальное зарегистрированное количество ядерных материалов;

конечное зарегистрированное и фактически наличное количество ядерных материалов, установленное по результатам физической инвентаризации.


65. Если при сравнении фактически наличного количества ядерных материалов с конечным, зарегистрированным в списке наличного количества ядерных материалов, была выявлена аномалия, то к материально-балансовому отчету прилагаются необходимые документы, подтверждающие обоснованность принятия наличного количества ядерных материалов в качестве начального для следующего межбалансового периода.


66. Одновременно с материально-балансовым отчетом составляется список фактически наличного количества ядерных материалов на конец межбалансового периода.


67. Список фактически наличного количества ядерных материалов ЗБМ составляется на дату физической инвентаризации в виде последовательных записей для каждого вида и партии материала с указанием идентификационных и других характеристик для каждой партии и вида ядерных материалов отдельно.


68. Материально-балансовый отчет и список фактически наличного количества ядерных материалов ЗБМ направляются ответственным за учет и контроль в ЗБМ в службу учета ядерных материалов субъекта оборота ядерных материалов в срок не более 15 дней после определения наличного количества ядерных материалов.


69. Специальный отчет составляется субъектом оборота ядерных материалов в случае выявления утраты, хищения, несанкционированного использования, обнаружения недостачи (излишка) ядерных материалов, а также в случае превышения установленного предела для значения инвентаризационной разницы или статистически значимых расхождений данных отправляющего и получающего субъектов оборота ядерных материалов.

Специальный отчет представляется в Государственный комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан в течение 24 часов с момента установления вышеуказанных фактов.

70. Специальный отчет содержит:

описание обстоятельств, события и (или) серии событий, связанных с ядерными материалами, в отношении которых имело место несанкционированное действие;

идентификацию и определение вида ядерных материалов;

исходные данные для определения количественных характеристик ядерных материалов;

принятые меры и программу последующих действий для решения возникших проблем.


71. Отчетные документы субъекта оборота ядерных материалов по ЗБМ представляются в Государственный комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан по запросу.

72. При передаче ядерных материалов другому субъекту оборота ядерных материалов не менее чем за семь дней до их отправления отправляющий субъект оборота ядерных материалов направляет в Государственный комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан предварительное уведомление об этом.

73. При проведении экспортно-импортных операций, а также передаче ядерных материалов другим субъектом оборота ядерных материалов разных ведомств отправляющий и получающий субъекты оборота ядерных материалов не менее чем за 15 дней до даты предполагаемого отправления (получения) направляют предварительные уведомления в Государственный комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан.

В случае внеплановых отправлений по специальному распоряжению уполномоченных государственных органов системы государственного учета и контроля ИИИ республиканского, ведомственного и регионального уровней предварительные уведомления направляются не позднее трех дней после определения сроков отправления.


74. После получения и постановки на учет ядерных материалов в случаях, указанных в пунктах 78 и 79 настоящего Положения, получающий субъект оборота ядерных материалов направляет в Государственный комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан подтверждение факта его получения, используя форму предварительных уведомлений, в которой заполняются соответствующие позиции.


§ 4. Государственный учет и контроль ядерных  материалов

в субъектах оборота ядерных материалов


75. Государственный учет и контроль ядерных материалов в субъектах оборота ядерных материалов включает нормативную и техническую документацию, систему измерений ядерных материалов, учетные и отчетные документы.


76. Руководителем субъекта оборота ядерных материалов разрабатывается и утверждается положение (инструкция) об учете и контроле ядерных материалов, в котором определяются:

организация работ по учету и контролю ядерных материалов в субъекте оборота ядерных материалов и в ЗБМ, структура и состав работников (персонала), занятых учетом и контролем ядерных материалов. Права и обязанности этих работников (персонала) определяются положениями о подразделениях, должностными и рабочими инструкциями;

количество ЗБМ, их границы и структура;

применяемые в субъектах оборота ядерных материалов методики и средства измерений для учета и контроля ядерных материалов;

средства контроля доступа к ядерным материалам;

перечень и формы учетных и отчетных документов;

порядок контроля состояния учета и контроля ядерных материалов в ЗБМ;

порядок расследования аномалий в учете и контроле ядерных материалов;

порядок подготовки и допуска работников (персонала) к работам по учету и контролю ядерных материалов;

сроки составления списка наличного количества ядерных материалов в ЗБМ и в целом в субъекте оборота ядерных материалов;

порядок проведения физических инвентаризаций.


77. Достоверность представления в системе государственного учета и контроля ядерных материалов в ЗБМ данных об идентификаторах учетных единиц, идентификаторах устройства индикации вмешательства и местоположении учетных единиц должна быть не менее 99%.


78. Для каждой ЗБМ разрабатываются и утверждаются руководителем субъекта оборота ядерных материалов инструкции по учету и контролю ядерных материалов, в которых определяются:

ключевые точки измерений, а также применяемые в них методики и средства измерений;

средства контроля доступа к ядерным материалам;

процедуры учета и контроля ядерных материалов, применяемые в данной ЗБМ;

процедуры оценки технологических потерь ядерных материалов.


79. Любые технологические потери ядерных материалов определяются с помощью измерений или расчетных методик, основанных на результатах предварительных измерений или экспериментальных исследований. Максимальные допустимые величины технологических потерь ядерных материалов согласовываются с Государственным комитетом промышленной безопасности Республики Узбекистан.

80. Приказом руководителя субъекта оборота ядерных материалов для каждой ЗБМ назначаются лица, материально-ответственные за ядерные материалы, находящиеся в данной ЗБМ (кладовщики, ответственные хранители и т.д.), с которыми заключаются договоры о материальной ответственности.


81. Передача ядерных материалов от материально ответственного лица другим лицам, с одной технологической операции на другую или между сменами оформляются документально.



VII. ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТНИКАМ (ПЕРСОНАЛУ),

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ УЧЕТ И КОНТРОЛЬ

ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ


82. Работники (персонал), осуществляющие учет и контроль ядерных материалов, проходят обучение по выполнению соответствующих процедур, а также периодическую проверку знаний согласно установленному в субъектах оборота ядерных материалов порядку.


83. Периодичность проведения проверок знаний процедур учета и контроля ядерных материалов для различных категорий работников (персонала) устанавливается руководителем субъекта оборота ядерных материалов. Проверки проводятся не реже одного раза в три года.



VIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

НАСТОЯЩЕГО  ПОЛОЖЕНИЯ


84. Лица, виновные в нарушении настоящего Положения, несут ответственность в соответствии с законодательством.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Положению


 

              

Продукты

      

Ядерный материал

Масса ядерного

материала,

кг, не менее

    

Ядерные материалы категории 1

   

Металлические продукты:

- металлические изделия, заготовки;

- слитки, крупка, их сплавы и смеси;

- топливные элементы и сборки, содержащие металлическое и интерметаллидное топливо;

- бракованные изделия и отходы, перерабатываемые путем переплавки без растворения.

Pu, U-233

2 по сумме масс

Pu и U-233

ВОУ

5 по изотопу U-235

Смесь, совокупность

Pu, U-233, ВОУ и других ядерных материалов

   

2 по сумме масс

Pu, U-233, U-235,

Np-237, Am, Cf

Продукты с высоким содержанием ядерных материалов:

- карбиды, оксиды, хлориды, нитриды, фториды, их сплавы и смеси;

- топливные элементы и сборки, содержащие топливо из вышеупомянутых соединений,

- а также другие продукты с концентрацией (содержанием) ядерных материалов не менее 25 г/л (25 г/кг).

Pu, U-233

6 по сумме масс

Pu и U-233

ВОУ

20 по изотопу U-235

Смесь, совокупность

Pu, U-233, ВОУ и других ядерных материалов

   

6 по сумме масс

Pu, U-233, U-235,

Np-237, Am, Cf

     

Ядерные материалы категории 2

    

Металлические продукты:

- металлические изделия, заготовки;

- слитки, крупка, их сплавы и смеси;

- топливные элементы и сборки, содержащие металлическое и интерметаллидное топливо;

- бракованные изделия и отходы, перерабатываемые путем переплавки без растворения.

Pu, U-233

> 0,5, но < 2

по сумме масс

Pu и U-233

ВОУ

> 1, но < 5

по изотопу U-235

Смесь, совокупность

Pu, U-233, ВОУ и других ядерных материалов

> 0,5, но < 2

по сумме масс

Pu, U-233, U-235,

Np-237, Am, Cf

Продукты с высоким содержанием ядерных материалов:

- карбиды, оксиды, хлориды, нитриды, фториды, их сплавы и смеси;

- топливные элементы и сборки, содержащие топливо из вышеупомянутых соединений,

- а также другие продукты с концентрацией (содержанием) ядерных материалов не менее  25 г/л (25 г/кг).

Pu , U-233

> 2 ,но < 6

по сумме масс

Pu и U-233

ВОУ

> 6 , но < 20

по изотопу U-235

Смесь, совокупность

Pu, U-233, ВОУ и других ядерных материалов

> 2 , но < 6 по сумме

масс Pu,U-233, U-235,

Np-237, Am, Cf

Продукты с низким содержанием ядерных материалов:

- продукты, требующие сложной обработки;

- продукты с концентрацией (содержанием) ядерных материалов от 1 до 25 г/л (от 1 до 25 г/кг)

Pu, U-233

> 16 по сумме масс

Pu и U-233

     

ВОУ

> 50 по изотопу U-235

Смесь, совокупность

Pu, U-233, ВОУ и других ядерных материалов

>16 по сумме масс

Pu, U-233, U-235,

Np-237, Am, Cf

      

Ядерные материалы категории 3

   

Металлические продукты:

- металлические изделия, заготовки;

- слитки, крупка, их сплавы и смеси;

- топливные элементы и сборки, содержащие металлическое и интерметаллидное топливо;

- бракованные изделия и отходы, перерабатываемые путем переплавки без растворения.

Pu, U-233

> 0,2, но < 0,5 по сумме

масс Pu и U-233

ВОУ

>= 0,5, но < 1

по изотопу U-235

Смесь, совокупность

Pu, U-233, ВОУ и других ядерных материалов

> 0,2, но < 0,5 по сумме

масс Pu, U-233, U-235,

Np-237, Am, Cf

Продукты с высоким содержанием ядерных материалов:

- карбиды, оксиды, хлориды, нитриды, фториды, их сплавы и смеси;

- топливные элементы и сборки, содержащие топливо из вышеупомянутых соединений,

- а также другие продукты с концентрацией (содержанием) ядерных материалов не менее  25 г/л (25 г/кг).

Pu , U-233

> 0,5, но < 2

по сумме масс

Pu и U-233

     

ВОУ

> 2, но < 6

по изотопу  U-235

      

Смесь, совокупность

Pu, U-233, ВОУ и других ядерных материалов

     

> 0,5, но < 2

по сумме масс

Pu, U-233, U-235,

Np-237, Am, Cf

      

Продукты с низким содержанием ядерных материалов:

- продукты, требующие сложной обработки;

- продукты с концентрацией (содержанием) ядерных материалов от 1 до 25 г/л (от 1 до  25 г/кг)

Pu, U-233

> 3, но  <16

по сумме масс

Pu и U-233

ВОУ

> 8, но < 50

по изотопу  U-235

     

Смесь, совокупность

Pu, U-233, ВОУ и других ядерных материалов

>= 3, но < 16 по сумме

масс Pu, U-233, U-235,

Np-237, Am, Cf

      

Ядерные материалы категории 4*

     

Металлические продукты:

- металлические изделия, заготовки;

- слитки, крупка, их сплавы и смеси;

- топливные элементы и сборки, содержащие металлическое и интерметаллидное топливо;

- бракованные изделия и отходы, перерабатываемые путем переплавки без растворения.

Pu, U-233

0,2 по сумме масс

Pu и U-233

      

ВОУ

0,5 по изотопу U-235

      

Смесь, совокупность

Pu, U-233, ВОУ и других ядерных материалов

0,2 по сумме масс

Pu, U-233, U-235,

Np-237, Am, Cf

     

Продукты с высоким содержанием ядерных материалов:

- карбиды, оксиды, хлориды, нитриды, фториды, их сплавы и смеси;

- топливные элементы и сборки, содержащие топливо из вышеупомянутых соединений,

- а также другие продукты с концентрацией (содержанием) ядерных материалов не менее  25 г/л (25 г/кг).

Pu, U-233

0,5 по сумме масс

Pu и U-233

ВОУ

2 по изотопу U-235

Смесь, совокупность

Pu, U-233, ВОУ и других ядерных материалов

      

0,5 по сумме масс

Pu, U-233, U-235,

Np-237, Am, Cf

   

Продукты с низким содержанием ядерных материалов:

- продукты, требующие сложной обработки;

- продукты с концентрацией (содержанием) ядерных материалов от 1 до 25 г/л (от 1 до  25 г/кг)

Pu, U-233

3 по сумме масс

Pu и U-233

ВОУ

8 по изотопу U-235

    

Смесь, совокупность

Pu, U-233, ВОУ и других ядерных материалов

      

3 по сумме масс

Pu, U-233, U-235,

Np-237, Am, Cf

           


Примечания:

*) все другие продукты, включая:

а) продукты, содержащие Pu, U-233, ВОУ с концентрацией (содержанием) менее 1 г/л (1 г/кг);

б) любые соединения урана с содержанием U-235 в уране менее 20%;

в) любые продукты с мощностью поглощенной дозы на расстоянии 1 м без защиты не менее 1 Гр/ч = 100 рад/ч;

г) любые соединения: плутония с содержанием изотопа плутония-238 более 80%; тория; нептуния-237; америция-241; америция-243 и калифорния-252;

д) специальные неядерные материалы и любые их соединения.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2009 г., N 32-33, ст. 364


"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",

2009 г., N 8, ст. 60






































Время: 0.2425
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск