ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Земля и иные природные ресурсы. Охрана окружающей среды / Акты о внесении изменений и дополнений / Вода, водопользование и водное хозяйство /

Закон Республики Узбекистан от 25.12.2009 г. N ЗРУ-240 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с углублением экономических реформ в сельском и водном хозяйстве" (Принят Законодательной палатой 24.11.2009 г., одобрен Сенатом 04.12.2009 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

25.12.2009 г.

N ЗРУ-240



О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

РЕСПУБЛИКИ  УЗБЕКИСТАН  В  СВЯЗИ

С УГЛУБЛЕНИЕМ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

РЕФОРМ В СЕЛЬСКОМ И ВОДНОМ

ХОЗЯЙСТВЕ


Принят Законодательной палатой 24 ноября 2009 года

Одобрен Сенатом 4 декабря 2009 года

Статья 1. Внести в Закон Республики Узбекистан от 6 мая 1993 года N 837-XII "О воде и водопользовании" (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1993 г., N 5, ст. 221; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., N 4-5, ст. 126; 1998 г., N 9, ст. 181; 2000 г., N 7-8, ст. 217; 2001 г., N 1-2, ст. 23; 2004 г., N 1-2, ст. 18; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2007 г., N 12, ст. 604) следующие изменения и дополнения:


1) статью 1 изложить в следующей редакции:


"Статья 1. Цель и основные задачи настоящего Закона


Целью настоящего Закона является регулирование водных отношений.

Основными задачами настоящего Закона являются обеспечение рационального использования вод для нужд населения и отраслей экономики, охрана вод от загрязнения, засорения и истощения, предупреждение и ликвидация вредного воздействия вод, улучшение состояния водных объектов, а также защита прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций, фермерских, дехканских хозяйств и граждан в области водных отношений";


2) дополнить статьей 2-1 следующего содержания:


"Статья 2-1. Основные понятия


В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

подземные воды - воды, находящиеся ниже уровня земной поверхности в толщах горных пород земной коры;

поверхностные воды - воды, расположенные на поверхности земной коры;

мелиоративные объекты - водохозяйственные объекты, способствующие сбору коллекторно-дренажных и поверхностных сбросных вод и их транспортировке за пределы орошаемых земель, включающие в себя коллекторы и коллекторно-дренажную сеть, скважины вертикального дренажа, мелиоративные насосные станции (агрегаты) и наблюдательную сеть;

воды - совокупность всех вод, сосредоточенных в водных объектах;

водопотребление - использование водных ресурсов юридическими и физическими лицами с изъятием их из водного объекта в установленном порядке для удовлетворения собственных нужд;

ассоциация водопотребителей - негосударственная некоммерческая организация, создаваемая водопотребителями - юридическими лицами на добровольной основе для координации их деятельности в области водных отношений, а также представления и защиты их общих интересов;

водопотребитель - юридическое или физическое лицо, получающее в установленном порядке водные ресурсы с изъятием их из водного объекта для удовлетворения собственных нужд;

водный объект - естественные (ручьи, саи, реки и др.) и искусственные (открытые и закрытые каналы, а также коллекторно-дренажные сети) водотоки, естественные (озера, моря, подземные водоносные горизонты) и искусственные (водохранилища, селехранилища, пруды и др.) водоемы, а также родники и иные объекты, в которых постоянно или временно сосредоточиваются воды и имеются характерные формы и признаки водного режима;

охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов;

водный режим - изменение во времени уровней, скорости, расходов и объемов воды в водных объектах и почвогрунтах;

водные ресурсы - воды водных объектов, доступные или подлежащие к использованию;

водное хозяйство - отрасль экономики, охватывающая изучение, учет, управление, использование, охрану водных ресурсов и водных объектов, а также борьбу с вредным воздействием вод;

водохозяйственный объект - водный объект, на котором осуществляется водохозяйственная деятельность в целях накопления, управления, транспортировки, использования, потребления, отвода и охраны водных ресурсов;

водопользование - использование водных ресурсов юридическими и физическими лицами без изъятия их из водного объекта для собственных нужд;

водопользователь - юридическое или физическое лицо, использующее водные ресурсы без изъятия их из водного объекта для собственных нужд;

вредное воздействие вод - размыв, разрушение, заиление, заболачивание, засоление и другие негативные явления отдельных природно-хозяйственных объектов и территорий в результате наводнений, затоплений, подтоплений и иных воздействий вод;

трансграничные водные объекты - водные объекты, пересекающие границы двух и более государств или расположенные на таких границах;

трансграничные воды - любые поверхностные или подземные воды, пересекающие границы двух и более государств или расположенные на таких границах";


3) текст статьи 4 изложить в следующей редакции:

"Единый государственный водный фонд включает:

ручьи, саи, реки, водохранилища, озера, моря, воды каналов, коллекторно-дренажных сетей, родников, прудов и другие поверхностные воды;

подземные воды, снежные запасы и ледники.

Право на пользование водами из трансграничных водных объектов (рек Амударьи, Сырдарьи, Зарафшан, Аральского моря и других трансграничных водных объектов) устанавливается международными договорами Республики Узбекистан";


4) абзацы второй-четвертый статьи 6 изложить в следующей редакции:

"проведение единой государственной политики в области комплексного и рационального использования, управления и охраны водных ресурсов;

координация деятельности министерств, государственных комитетов, ведомств, других юридических лиц в области комплексного и рационального использования, управления и охраны водных ресурсов, а также предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод;

установление порядка образования и использования водного фонда, порядка утверждения нормативов водопользования, водопотребления и лимитов водозабора из водного объекта (далее - лимиты водозабора)";


5) в статье 7:

в наименовании и абзаце первом слова "местных органов власти и управления" заменить словами "органов государственной власти на местах";

в абзаце четвертом слово "водопотребления" заменить словом "водозабора";


6) в статье 8:

в части первой слова "местными органами власти и управления, а также специально уполномоченными на то государственными органами" заменить словами "органами государственной власти на местах, а также специально уполномоченными органами государственного управления";

в части второй слова "государственными органами управления в области регулирования и использования" заменить словами "органами государственного управления в области регулирования использования";


7) в статье 9:

из части первой слова "всех форм собственности" исключить;

в части второй слова "местные органы власти и управления" заменить словами "органы государственной власти на местах";


8) статью 10, наименование главы IV и статью 11 изложить в следующей редакции:


"Статья 10. Участие ассоциаций водопотребителей,

других негосударственных некоммерческих организаций,

а также граждан в осуществлении мероприятий по

рациональному использованию, охране

вод и водных объектов


Ассоциации водопотребителей, другие негосударственные некоммерческие организации в соответствии со своими уставами и граждане оказывают содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по рациональному использованию, охране вод и водных объектов. Государственные органы при проведении этих мероприятий могут учитывать предложения ассоциаций водопотребителей, других негосударственных некоммерческих организаций, а также граждан.



ГЛАВА IV. РАЗМЕЩЕНИЕ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ,

СТРОИТЕЛЬСТВО, РЕКОНСТРУКЦИЯ, РЕМОНТ,

ВОССТАНОВЛЕНИЕ И ВВОД В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

ПРЕДПРИЯТИЙ, СООРУЖЕНИЙ И ДРУГИХ

ОБЪЕКТОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СОСТОЯНИЕ

ВОД И ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ


Статья 11. Условия размещения, проектирования,

строительства, реконструкции, ремонта, восстановления

и ввода в эксплуатацию предприятий, сооружений и

других объектов, влияющих на состояние

вод и водных объектов


При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте, восстановлении и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и других объектов, при внедрении новых технологических процессов, влияющих на состояние вод и водных объектов, должны обеспечиваться рациональное использование вод с соблюдением требований охраны здоровья и первоочередного удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, а также благоприятный режим отвода коллекторно-дренажных и сточных вод. При этом предусматриваются мероприятия, обеспечивающие учет забираемой из водных объектов и возвращаемой в них воды, охрану вод от загрязнения, засорения и истощения, предупреждение вредного воздействия вод, ограничение затопления земель до минимально необходимых размеров, охрану земель от засоления, подтопления или иссушения, а также сохранение благоприятных природных условий и ландшафтов.

Проекты строительства и реконструкции предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод и водных объектов, должны составляться с учетом возможностей пользования водными объектами для отдыха и спорта";


9) статью 12 после слов "строительства" и "строительстве" дополнить словом "реконструкции";


10) статьи 13 и 14 изложить в следующей редакции:


"Статья 13. Определение мест строительства, реконструкции,

ремонта и восстановления предприятий, сооружений и других

объектов, влияющих на состояние вод и водных объектов


Определение мест строительства, реконструкции, ремонта и восстановления предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод и водных объектов, согласовывается с организациями, эксплуатирующими эти водные объекты, а также с другими заинтересованными организациями в соответствии с законодательством.


Статья 14. Согласование и государственная экспертиза

проектов строительства, реконструкции, ремонта и

восстановления предприятий, сооружений и других

объектов, влияющих на состояние

вод и водных объектов


Проекты строительства и реконструкции предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод и водных объектов, подлежат согласованию с органами сельского и водного хозяйства, санитарного надзора, по охране природы, по геологии и минеральным ресурсам и другими органами, а также проходят государственную экспертизу в соответствии с законодательством.

Проекты по ремонту и восстановлению мелиоративных объектов проходят государственную экспертизу в установленном законодательством порядке.

Не допускается проектирование, строительство и реконструкция прямоточных систем водоснабжения промышленных предприятий, которые по условиям производства не могут быть переведены на оборотное водоснабжение и безотходную технологию";


11) наименование и часть первую статьи 15 изложить в следующей редакции:


"Статья 15. Запрещение ввода в эксплуатацию предприятий,

сооружений и других объектов, влияющих на состояние

вод и водных объектов


Запрещается ввод в эксплуатацию:

новых и реконструированных предприятий, цехов, агрегатов, коммунальных и других объектов, не обеспеченных устройствами, предотвращающими загрязнение и засорение вод, а также оказывающих отрицательное воздействие на состояние вод и водных объектов;

оросительных и обводнительных систем, водохранилищ и каналов до проведения предусмотренных проектами мероприятий, предотвращающих затопление, подтопление, заболачивание, засоление земель и эрозию почв;

осушительных систем до готовности водоприемников и других сооружений в соответствии с утвержденными проектами;

водозаборных сооружений без рыбозащитных устройств в соответствии с утвержденными проектами;

гидротехнических сооружений до готовности устройств для пропуска паводковых вод и рыбы в соответствии с утвержденными проектами;

групповых водозаборов без утвержденных запасов подземных вод;

буровых скважин на воду без оборудования их водорегулирующими устройствами и установления в соответствующих случаях зон санитарной охраны";


12) статью 16, наименование главы V и статью 17 изложить в следующей редакции:


"Статья 16. Согласование проектов строительства,

реконструкции, ремонта и восстановления мостов,

переходов и других транспортных коммуникаций

через водные объекты


Проекты строительства и реконструкции мостов, переходов и других транспортных коммуникаций через водные объекты подлежат согласованию с органами сельского и водного хозяйства, по охране природы, по контролю и надзору за техническим состоянием и безопасностью работы крупных и особо важных водохозяйственных объектов и в необходимых случаях с органами энергетики, по архитектуре и строительству, Узбекским агентством автомобильного и речного транспорта (в части определения судоходства) и должны предусматривать проведение мероприятий, обеспечивающих пропуск паводковых вод, режим эксплуатации водных объектов, предотвращение загрязнения, засорения и истощения вод, предупреждение их вредного воздействия.

Проекты по ремонту и восстановлению мостов, переходов и других транспортных коммуникаций через водные объекты, влияющих на состояние вод и водных объектов, подлежат согласованию с органами сельского и водного хозяйства, а также с другими органами в соответствии с законодательством и должны предусматривать проведение мероприятий, обеспечивающих пропуск паводковых вод, режим эксплуатации водных объектов, предотвращение загрязнения и засорения вод.



ГЛАВА V. ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ,

В ВОДООХРАННЫХ ЗОНАХ,     ПРИБРЕЖНЫХ ПОЛОСАХ

И ЗОНАХ САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ


Статья 17. Порядок производства работ на водных

объектах, в водоохранных зонах, прибрежных полосах

и зонах санитарной охраны водных объектов


Строительные, ремонтные, восстановительные, дноуглубительные и взрывные работы, добыча полезных ископаемых и водных растений, прокладка кабелей, трубопроводов и других коммуникаций, рубка леса, буровые, сельскохозяйственные и иные работы на водных объектах, в водоохранных зонах, прибрежных полосах и зонах санитарной охраны водных объектов, в зонах формирования подземных вод, влияющие на состояние вод и водных объектов, производятся по согласованию с органами государственной власти на местах, органами по охране природы, сельского и водного хозяйства, по геологии и минеральным ресурсам и другими органами в соответствии с законодательством.

Работы, влияющие на состояние вод и водных объектов, проводятся в соответствии с требованиями настоящего Закона на основе научно обоснованных норм и правил с учетом интересов сельского и водного, энергетического, рыбного, лесного, бытового и коммунального хозяйств";


13) наименование главы VI изложить в следующей редакции:


"ГЛАВА VI. ВОДОПОЛЬЗОВАТЕЛИ, ВОДОПОТРЕБИТЕЛИ

И ОБЪЕКТЫ ИХ ПОЛЬЗОВАНИЯ";


14) статью 18 изложить в следующей редакции:


"Статья 18. Водопользователи


Водопользователями могут быть эксплуатационные организации водного хозяйства, ассоциации водопотребителей, предприятия коммунально-бытовой сферы, гидроэнергетики, иные предприятия, учреждения, организации, граждане Республики Узбекистан, граждане других государств и лица без гражданства";


15) дополнить статьями 18-1 и 18-2 следующего содержания:


"Статья 18-1. Водопотребители


Водопотребителями могут быть предприятия, учреждения, организации, фермерские и дехканские хозяйства, а также граждане Республики Узбекистан, граждане других государств и лица без гражданства.


Статья 18-2. Ассоциации водопотребителей


Ассоциации водопотребителей создаются преимущественно по гидрографическому принципу или иным условиям, обеспечивающим рациональное управление и использование водных ресурсов.

Учредителями ассоциаций водопотребителей могут быть фермерские хозяйства, дехканские хозяйства с образованием юридического лица, а также другие водопотребители - юридические лица.

Членами ассоциаций водопотребителей могут быть фермерские и дехканские хозяйства, органы самоуправления граждан, а также другие водопотребители.

Водные отношения между ассоциацией водопотребителей и ее членами, находящимися в зоне ее обслуживания, а также другими органами сельского и водного хозяйства и иными юридическими и физическими лицами регулируются на договорной основе";


16) текст статьи 19 изложить в следующей редакции:

"Водные объекты или их части могут быть объектами водопользования и предоставляться в пользование в установленном законодательством порядке";


17) дополнить статьей 19-1 следующего содержания:


"Статья 19-1. Источники водопотребления


Водные объекты или их части могут быть источниками водопотребления и предоставляться для водопотребления в установленном законодательством порядке";


18) наименование главы VII изложить в следующей редакции:


"ГЛАВА VII. ВИДЫ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

И ВОДОПОТРЕБЛЕНИЯ ";


19) статью 21 изложить в следующей редакции:


"Статья 21. Виды водопользования


В зависимости от способа забора воды из водного объекта, влияния на состояние вод и водных объектов водопользование подразделяется на общее и специальное водопользование.

Общим водопользованием является использование воды физическими лицами в целях удовлетворения собственных нужд и других потребностей без применения специальных сооружений и устройств, оказывающих влияние на состояние вод и водных объектов.

Специальным водопользованием является водопользование, осуществляемое юридическими и физическими лицами с применением специальных сооружений и устройств, оказывающих влияние на состояние вод и водных объектов. К специальному водопользованию в отдельных случаях может быть также отнесено водопользование без применения специальных сооружений и устройств, но оказывающее влияние на состояние вод и водных объектов.

Перечень видов общего и специального водопользования устанавливается Министерством сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан, Министерством здравоохранения Республики Узбекистан, Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы, Государственным комитетом Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам, Государственной инспекцией Республики Узбекистан по надзору за безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе в соответствии с законодательством.

Водные объекты могут состоять в обособленном или совместном пользовании.

Водным объектом обособленного пользования является водный объект, полностью или частично переданный в пользование юридическим или физическим лицам в установленном законодательством порядке.

Водным объектом совместного пользования является водный объект, не предоставленный в обособленное пользование.

Водные объекты предоставляются в пользование по согласованию с органами сельского и водного хозяйства, санитарного надзора, по охране природы, по геологии и минеральным ресурсам в установленном законодательством порядке.

Водные объекты предоставляются водопользователям в пользование для удовлетворения сельскохозяйственных, питьевых, лечебных и бытовых нужд водопотребителей, курортных, рекреационных и других нужд населения, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных государственных или общественных надобностей при соблюдении предусмотренных законодательством требований и условий.

Использование водных объектов для сброса сточных вод может допускаться лишь в случаях и при соблюдении специальных требований и условий, предусмотренных законодательством.

Водные объекты могут предоставляться в пользование для одной или одновременно нескольких целей";


20) дополнить статьей 21-1 следующего содержания:


"Статья 21-1. Виды водопотребления


По целевому использованию водопотребление подразделяется на питьевое, коммунально-бытовое, лечебное, курортное, рекреационное, рыбохозяйственное, промышленное, энергетическое, сельскохозяйственное и другие. В зависимости от количества забираемой воды из водного объекта водопотребление подразделяется на общее и специальное водопотребление.

Общим водопотреблением является водопотребление физическими лицами в целях удовлетворения их личных питьевых, бытовых, рекреационных, лечебных нужд, водопоя животных и других потребностей без применения специальных сооружений и устройств, оказывающих влияние на состояние вод и водных объектов.

Специальным водопотреблением является водопотребление, осуществляемое юридическими и физическими лицами с применением специальных сооружений и устройств, оказывающих влияние на состояние вод и водных объектов. К специальному водопотреблению в отдельных случаях может быть также отнесено водопотребление без применения специальных сооружений и устройств, но оказывающее влияние на состояние вод и водных объектов.

Водные ресурсы предоставляются для потребления при соблюдении предусмотренных законодательством требований и условий";


21) статьи 22, 23 и 24 исключить;


22) часть вторую статьи 26 дополнить словами "или водопотребление";


23) статью 27 изложить в следующей редакции:


"Статья 27. Порядок выдачи разрешения на специальное

водопользование или водопотребление


Специальное водопользование или водопотребление осуществляется на основании разрешения.

Разрешение на специальное водопользование или водопотребление из естественных водных объектов выдается органами по охране природы на основе предложений органов сельского и водного хозяйства - по поверхностным водам, органов по геологии и минеральным ресурсам - по подземным водам, органов по надзору за безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе - по минеральным и термальным водам.

Разрешение на специальное водопользование или водопотребление из искусственных водных объектов выдается:

Министерством сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан бассейновым управлениям ирригационных систем, управлениям магистральных каналов (систем), управлениям эксплуатации водохранилищ, организациям, эксплуатирующим трансграничные водные объекты, водные объекты межобластного значения, крупные и особо важные водохозяйственные объекты, управлениям насосных станций, энергетики и связи, мелиоративным экспедициям, а также другим водопользователям и водопотребителям - из водных объектов республиканского или межобластного значения;

бассейновыми управлениями ирригационных систем управлениям ирригационных систем, а также другим водопользователям и водопотребителям - из водных объектов областного или межрайонного значения;

управлениями ирригационных систем ассоциациям водопотребителей, а также другим водопользователям и водопотребителям - из водных объектов районного значения;

ассоциациями водопотребителей фермерским и дехканским хозяйствам, органам самоуправления граждан и другим водопотребителям, находящимся в зоне их обслуживания, - из водных объектов для сельскохозяйственных нужд по согласованию с районным отделом сельского и водного хозяйства.

Порядок выдачи разрешения на специальное водопользование или водопотребление устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан";


24) в статье 28 текста на русском языке слова "законодательными актами" заменить словами "актами законодательства";


25) статьи 29 и 30 изложить в следующей редакции:


"Статья 29. Общее водопользование и водопотребление

на водных объектах, предоставленных

в обособленное пользование


На водных объектах, предоставленных в обособленное пользование, общее водопользование и водопотребление допускается на условиях, установленных организациями, эксплуатирующими эти водные объекты, по согласованию с органами сельского и водного хозяйства, по охране природы, а при необходимости может быть запрещено в соответствии с законодательством.


Статья 30. Лимиты водозабора


Лимиты водозабора устанавливаются всем водопользователям и водопотребителям.

Лимиты водозабора (за исключением случаев, предусмотренных частями третьей и четвертой настоящей статьи) устанавливаются органами сельского и водного хозяйства по водным источникам, бассейновым ирригационным системам, магистральным каналам (системам), ирригационным системам, отраслям экономики, территориям, по водопользователям и водопотребителям, а в части подземных вод - по согласованию с органами по геологии и минеральным ресурсам и по надзору за безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе.

Лимиты водозабора для фермерских и дехканских хозяйств и других водопотребителей устанавливаются обслуживающими их ассоциациями водопотребителей.

Лимиты водозабора коммунального и бытового хозяйств устанавливаются соответствующими эксплуатирующими организациями.

Лимиты водозабора устанавливаются для водопользователей и водопотребителей с учетом прогноза и фактической водности источников два раза в год для нужд сельского хозяйства и один раз в год для других нужд и являются обязательными для них.

Услуги водопользователей по доставке воды, а также другие оказанные водохозяйственные услуги оплачиваются на договорной основе";


26) наименование главы IX изложить в следующей редакции:


"ГЛАВА IX. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ВОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

И ВОДОПОТРЕБИТЕЛЕЙ";


27) в статье 32:

абзацы третий-шестой заменить абзацами третьим-восьмым следующего содержания:

"строить и реконструировать сооружения, устройства и другие объекты для осуществления водопользования в установленном законодательством порядке;

проверять количество и качество предоставляемой воды;

требовать компенсацию недополученной воды по договору о водопользовании, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

участвовать в принятии решений по управлению водными ресурсами;

вносить предложения по изменению лимитов водозабора исходя из прогноза и фактической водности источника;

требовать возмещения вреда, причиненного нарушениями их прав и законных интересов, в том числе права на получение воды в соответствии с установленными лимитами водозабора и режимом подачи воды в порядке, установленном законодательством";

дополнить частью второй следующего содержания:

"Водопользователи могут иметь и иные права в соответствии с законодательством";


28) дополнить статьей 32-1 следующего содержания:


"Статья 32-1. Права водопотребителей


Водопотребители имеют право:

проверять количество и качество предоставляемой воды;

требовать компенсацию недополученной воды по договору о водопотреблении, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

участвовать в принятии решений по управлению водными ресурсами;

вносить предложения по изменению лимитов водозабора исходя из собственных потребностей;

объединяться в ассоциации (союзы) и иные объединения для координации их деятельности в области водных отношений, а также представления и защиты их общих интересов;

требовать возмещения вреда, причиненного нарушениями их прав и законных интересов, в том числе права на получение воды в соответствии с установленными лимитами водозабора и режимом подачи воды в порядке, установленном законодательством.

Водопотребители могут иметь и иные права в соответствии с законодательством";


29) статьи 33, 34 и 35 изложить в следующей редакции:


"Статья 33. Охрана прав водопользователей

и водопотребителей


Права водопользователей и водопотребителей охраняются законом.

Нарушенные права водопользователей и водопотребителей подлежат восстановлению в порядке, предусмотренном законодательством.


Статья 34. Ограничение прав водопользователей

и водопотребителей


В случаях, предусмотренных законодательством, права водопользователей и водопотребителей могут быть ограничены в целях охраны здоровья населения, в иных государственных интересах, а также в интересах других водопользователей и водопотребителей. При этом не должны ухудшаться условия пользования водными объектами для питьевых и бытовых нужд населения.


Статья 35. Обязанности водопользователей


Водопользователи обязаны:

рационально использовать водные объекты, заботиться об экономном расходовании воды, восстановлении и улучшении качества вод;

соблюдать установленные лимиты водозабора и правила водопользования;

при специальном водопользовании оформить разрешение в порядке, установленном законодательством;

принимать меры к полному прекращению сброса в водные объекты сточных вод, содержащих загрязняющие вещества;

не допускать нарушения прав и законных интересов других водопользователей и водопотребителей, а также нанесения ущерба водным, хозяйственным объектам и природным ресурсам (землям, лесам, животному миру, полезным ископаемым и другим);

содержать в технически исправном состоянии водные объекты, водоохранные и другие сооружения, технические устройства, улучшать их эксплуатационные качества и соблюдать установленные правила их эксплуатации;

вести учет количества вод при заборе и подаче воды, а также предоставлять отчетность в порядке, установленном законодательством;

своевременно вносить платежи за пользование водными ресурсами, а также за услуги по доставке воды и другие оказанные водохозяйственные услуги на договорной основе;

принимать меры по водосбережению;

содействовать водопотребителям в рациональном использовании водных ресурсов;

принимать меры по предупреждению и предотвращению загрязнения, засорения и истощения вод, ликвидации вредных воздействий вод на водные объекты, а также не допускать загрязнения площади водосбора поверхностных и подземных вод;

соблюдать установленный режим содержания водоохранных зон, прибрежных полос и зон санитарной охраны водных объектов;

в установленном порядке допускать на свои водохозяйственные объекты представителей органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной вод, и предоставлять им необходимую информацию;

своевременно информировать органы государственной власти на местах о возникновении аварий и других чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, влияющих на состояние вод и водных объектов, и участвовать в осуществлении работ по ликвидации их последствий, а также в ремонтно-восстановительных работах на водных объектах в порядке, установленном законодательством;

осуществлять мероприятия по охране рыбы, другой водной флоры и фауны.

Водопользователи могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством";


30) дополнить статьей 35-1 следующего содержания:


"Статья 35-1. Обязанности водопотребителей


Водопотребители обязаны:

рационально использовать водные ресурсы, не допускать нецелевого водопотребления, заботиться об экономном расходовании воды, восстановлении и улучшении качества вод;

соблюдать установленные лимиты водозабора и правила водопотребления;

при специальном водопотреблении оформить разрешение в порядке, установленном законодательством;

принимать меры к полному прекращению сброса в водные объекты сточных вод, содержащих загрязняющие вещества;

не допускать нарушения прав и законных интересов других водопотребителей и водопользователей, а также нанесения ущерба водным, хозяйственным объектам и природным ресурсам (землям, лесам, животному миру, полезным ископаемым и другим);

оснащать места забора воды средствами регулирования и учета воды, содержать в технически исправном состоянии внутренние водные объекты и сооружения, соблюдать установленные правила их эксплуатации;

вести учет количества забираемой воды и предоставлять необходимую информацию органам, выдавшим разрешение на специальное водопотребление;

своевременно вносить платежи за пользование водными ресурсами, а также за услуги по доставке воды и другие оказанные водохозяйственные услуги на договорной основе;

принимать меры по водосбережению;

осуществлять согласованные в установленном порядке технологические, лесомелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия по охране вод;

по требованию обслуживающих их водопользователей, органов государственной власти на местах участвовать в осуществлении мер по предупреждению и предотвращению загрязнения, засорения и истощения вод, а также не допускать загрязнения площади водосбора поверхностных и подземных вод;

соблюдать порядок и условия охраны и использования водоохранных зон, прибрежных полос и зон санитарной охраны водных объектов;

в установленном порядке допускать на свои водохозяйственные объекты представителей органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной вод, и предоставлять им необходимую информацию;

своевременно информировать обслуживающих их водопользователей, органы государственной власти на местах о возникновении аварий и других чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, влияющих на состояние вод и водных объектов, а также участвовать в осуществлении работ по ликвидации их последствий;

осуществлять мероприятия по охране рыбы, другой водной флоры и фауны.

Водопотребители могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством";


31) наименование главы X изложить в следующей редакции:


"ГЛАВА X. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

И ВОДОПОТРЕБЛЕНИЯ";


32) статьи 36 и 37 изложить в следующей редакции:


"Статья 36. Основания прекращения права

водопользования или водопотребления


Право водопользования или водопотребления подлежит прекращению в случаях:

минования надобности в водопользовании, водопотреблении или отказа от них;

истечения срока водопользования или водопотребления;

ликвидации предприятия, учреждения, организации, фермерского хозяйства, ликвидации (прекращения деятельности) дехканского хозяйства;

передачи водохозяйственных сооружений другим водопользователям;

возникновения необходимости изъятия водных объектов из обособленного пользования.

Право водопользования или водопотребления (кроме права пользования водами для питьевых и бытовых нужд) может быть прекращено также в случае нарушения правил водопользования или водопотребления и охраны вод либо нецелевого водопользования или водопотребления и сверхлимитного водозабора, при неуплате платежей за пользование водными ресурсами, услуги по доставке воды и другие оказанные водохозяйственные услуги.

Законодательством могут быть предусмотрены и иные основания прекращения права водопользования или водопотребления.


Статья 37. Порядок прекращения права

водопользования или водопотребления


Право водопользования или водопотребления прекращается путем:

аннулирования разрешения на специальное водопользование или водопотребление;

изъятия водных объектов, предоставленных в обособленное пользование.

Прекращение специального водопользования или водопотребления осуществляется в установленном законодательством порядке по решению органа, выдавшего разрешение на него";


33) статью 39 изложить в следующей редакции:


"Статья 39. Возмещение убытков, причиненных проведением

водохозяйственных мероприятий, прекращением или изменением

условий водопользования и водопотребления


Убытки, причиненные предприятиям, учреждениям, организациям, фермерским, дехканским хозяйствам и гражданам проведением водохозяйственных мероприятий (строительство, реконструкция и ремонтно-восстановительные работы водных объектов и др.), нерациональным использованием, загрязнением, засорением, истощением вод, а также незаконным прекращением или изменением условий водопользования и водопотребления, подлежат возмещению в случаях и порядке, установленных законодательством.

Не подлежит возмещению убыток, причиненный при проведении водохозяйственных мероприятий на незаконно построенных объектах и незаконно освоенных земельных участках в прибрежных полосах и зонах санитарной охраны водных объектов";


34) в тексте статьи 40 слово "санитарным" заменить словами "санитарно-гигиеническим";


35) часть вторую статьи 41 изложить в следующей редакции:

"Предприятия, учреждения и организации, указанные в части первой настоящей статьи, организуют учет забираемой воды, ведут регулярные наблюдения за состоянием качества воды в источниках водоснабжения и передают органам по охране природы, по геологии и минеральным ресурсам, по надзору за безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе, санитарного надзора и органам государственной власти на местах сведения об изменении качества воды в источниках и количестве использованной воды";


36) текст статьи 42 изложить в следующей редакции:

"При пользовании водными объектами для питьевых, бытовых и иных нужд населения в порядке нецентрализованного водоснабжения предприятия, учреждения, организации, фермерские, дехканские хозяйства и граждане вправе забирать воду непосредственно из поверхностных или подземных водных объектов в порядке общего или специального водопользования либо водопотребления. При необходимости такой забор воды должен быть предусмотрен при проектировании, строительстве и реконструкции каналов, коллекторов, водохранилищ и нормирован. Пользование водозаборными сооружениями, предназначенными для этих целей, производится в соответствии с решениями органов государственной власти на местах и по согласованию с организациями, эксплуатирующими водные объекты, а также органами по охране природы, санитарного надзора, органами самоуправления граждан. Водопользователи и водопотребители обязаны обеспечить надлежащее санитарно-техническое состояние указанных водозаборных сооружений";


37) в части второй статьи 44 слова "органами государственного горного надзора" заменить словами "органами по надзору за безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе";


38) статьи 47, 48, 49 и 50 изложить в следующей редакции:


"Статья 47. Водопользование и водопотребление

для нужд сельского хозяйства


Водопользование и водопотребление для нужд сельского хозяйства осуществляются в целях создания благоприятного водного режима на орошаемых землях сельскохозяйственных предприятий, учреждений, организаций, фермерских и дехканских хозяйств, а также граждан.

Пользование водными объектами для нужд сельского хозяйства осуществляется в порядке общего и специального водопользования или водопотребления с соблюдением установленного порядка лимитированного водопользования или водопотребления. Лимиты водозабора для фермерских и дехканских хозяйств, за исключением случаев понижения водности источников, не могут быть изменены без их согласия.

Разрешение на специальное водопользование или водопотребление для нужд сельского хозяйства выдается в соответствии со статьей 27 настоящего Закона.


Статья 48. Планирование водопользования и

водопотребления для нужд сельского хозяйства


Водопользование и водопотребление осуществляются на основе планов водопользования и водопотребления с учетом ежегодной фактической водообеспеченности.

Планирование водопользования и водопотребления на коллекторно-дренажной сети осуществляется с учетом состояния мелиорируемых земель, качества коллекторно-дренажной воды.

Планы водопотребления составляются и утверждаются ассоциациями водопотребителей. Ассоциации водопотребителей обобщают планы водопотребления и составляют планы водопользования ассоциаций.

Планы водопользования ассоциаций водопотребителей обобщаются управлениями ирригационных систем и бассейновыми управлениями ирригационных систем.

Составленные и обобщенные планы водопользования утверждаются:

по ассоциациям водопотребителей - управлением ирригационной системы по согласованию с районным отделом сельского и водного хозяйства;

по ирригационной системе - бассейновым управлением ирригационных систем по согласованию с соответствующими территориальными органами Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан;

по бассейновой ирригационной системе, по крупным и особо важным водохозяйственным объектам - Главным управлением водного хозяйства Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан.


Статья 49. Особенности водопользования

и водопотребления на орошаемых землях


Особенностью орошаемых земель является обустройство их каналами, сложными инженерными сооружениями, мелиоративной сетью.

Земли водного фонда, водные объекты, водохозяйственные объекты и сооружения эксплуатационных организаций водного хозяйства, находящиеся в контурах орошаемых земель, эксплуатируются как единая водохозяйственная система, являются государственной собственностью и не подлежат приватизации.

Прибрежные полосы водных объектов, I и II пояса зон санитарной охраны водозабора подземных вод хозяйственно-питьевого назначения могут изыматься у землевладельцев и землепользователей для природоохранных нужд.

Пользование водными объектами для нужд орошаемого земледелия осуществляется с соблюдением установленного порядка лимитированного водопользования или водопотребления.

Забор воды разрешается только на зарегистрированных точках выдела воды (водозаборное сооружение каналов, скважина, насосная станция (агрегат) и другие водозаборные сооружения), оснащенных средствами регулирования и учета воды, на договорной основе.


Статья 50. Обязанности водопользователей, пользующихся

водными объектами для нужд сельского хозяйства


Водопользователи, пользующиеся водными объектами для нужд сельского хозяйства, кроме обязанностей, предусмотренных в статье 35 настоящего Закона, обязаны:

эффективно управлять водными ресурсами, не допускать сверхлимитного водозабора и нецелевого использования воды;

организовывать осуществление в установленном порядке строительства новых и реконструкции действующих водных объектов, а также комплексной реконструкции орошаемых земель;

содействовать водопотребителям в совершенствовании способов и методов орошения путем внедрения водосберегающих технологий и прогрессивной техники полива;

устранять причины и последствия негативных процессов на основе мониторинга вод, используемых для нужд сельского хозяйства";


39) дополнить статьей 50-1 следующего содержания:


"Статья 50-1. Обязанности водопотребителей, пользующихся

водными ресурсами для нужд сельского хозяйства


Водопотребители, пользующиеся водными ресурсами для нужд сельского хозяйства, кроме обязанностей, предусмотренных в статье 35-1 настоящего Закона, обязаны:

поддерживать благоприятный режим орошения сельскохозяйственных культур и насаждений, а также обводнения пастбищ;

совершенствовать способы и методы орошения путем внедрения водосберегающих технологий и прогрессивной техники полива;

осуществлять агротехнические мероприятия, способствующие экономии воды;

осуществлять мелиоративные мероприятия, способствующие поддержанию плодородия почв;

не допускать сброса вод, предоставленных для полива, в коллекторно-дренажную сеть и другие водные объекты;

участвовать в строительстве, реконструкции, ремонте и восстановлении водохозяйственных объектов в порядке, установленном законодательством";


40) в части второй статьи 51 слова "предприятиям и организациям" заменить словами "предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам";


41) статьи 53 и 54 изложить в следующей редакции:


"Статья 53. Пользование водными объектами для орошения

коллективных садов, виноградников, огородов и

приусадебных земельных участков


Обеспечение водой коллективных садов, виноградников, огородов и приусадебных земельных участков осуществляется ассоциациями водопотребителей на основании договора о водопотреблении в установленном порядке.

Выделение водных ресурсов для орошения огородов и приусадебных земельных участков граждан предусматривается в лимитах водозабора органов самоуправления граждан, устанавливаемых ассоциациями водопотребителей. Органы самоуправления граждан обобщают потребности граждан на воду для орошения огородов и приусадебных земельных участков, заключают договоры о водопотреблении и устанавливают порядок водопотребления между ними, а также организовывают ремонтно-восстановительные работы на оросительных сетях.


Статья 54. Запрещение водопотребителям

регулирования подачи воды из водных объектов


Водопотребителям запрещается самовольно производить регулировку гидротехнических сооружений на водных объектах с целью увеличения или уменьшения расхода воды, а также устройство на них временных перемычек, насосных станций (агрегатов) и других водоподъемных и водозаборных сооружений без согласования с ассоциациями водопотребителей и эксплуатационными организациями водного хозяйства в установленном порядке.

Запрещается самовольный забор воды из незарегистрированных точек выделов воды";


42) в статье 55 слова "каналы и иные" заменить словами "водные объекты и";


43) наименование и часть первую статьи 56 изложить в следующей редакции:


"Статья 56. Обязанности водопотребителей, пользующихся

водными объектами для промышленных целей

и нужд теплоэнергетики


Водопотребители, пользующиеся водными объектами для промышленных целей и нужд теплоэнергетики, кроме обязанностей, предусмотренных в статье 35-1 настоящего Закона, обязаны принимать меры к сокращению расхода воды и прекращению сброса сточных вод путем совершенствования технологии производства, внедрения оборотных и повторных систем водоснабжения";


44) в тексте статьи 57 слова "Местные органы власти и управления" и "перерасходе предприятием установленного лимита потребления воды" заменить соответственно словами "Органы государственной власти на местах" и "сверхлимитном водозаборе предприятием";


45) в статье 59:

часть первую изложить в следующей редакции:

"Пользование водными объектами для нужд гидроэнергетики осуществляется по согласованию с органами сельского и водного хозяйства с учетом интересов других отраслей экономики, а также с соблюдением требований комплексного и рационального использования вод, если иное не предусмотрено решением Кабинета Министров Республики Узбекистан, а в соответствующих случаях - решением органов сельского и водного хозяйства и по охране природы";

часть третью изложить в следующей редакции;

"Предприятия гидроэнергетики, кроме обязанностей, предусмотренных в статье 35 настоящего Закона, обязаны:

соблюдать установленный правилами эксплуатации режим работы водных объектов, включая режим наполнения и сработки водохранилищ, попусков из них и колебаний уровня воды в верхнем и нижнем бьефах;

обеспечивать санитарные и природоохранные попуски";


46) статью 62 изложить в следующей редакции:


"Статья 62. Обязанности предприятий, учреждений

и организаций, пользующихся рыбохозяйственными

водоемами или промысловыми участками


Предприятия, учреждения и организации, которым предоставлены в пользование рыбохозяйственные водоемы или промысловые участки, кроме обязанностей, предусмотренных в статьях 35 и 35-1 настоящего Закона, обязаны:

обеспечивать условия для воспроизводства рыбных запасов;

осуществлять строительство, реконструкцию, ремонт и восстановление ирригационно-мелиоративных сетей, искусственных прудов и других рыбохозяйственных сооружений, а также содержать их в технически исправном состоянии;

проводить необходимые мелиоративные работы и содержать в надлежащем санитарном состоянии береговые участки в местах расположения этих предприятий, учреждений и организаций";


47) в части первой статьи 64 слова "местными органами власти и управления" заменить словами "органами государственной власти на местах";


48) наименование главы XVII изложить в следующей редакции:


"ГЛАВА XVII. ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ,

НАХОДЯЩИМИСЯ В ОХРАНЯЕМЫХ

ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ";


49) статью 70 дополнить частью второй следующего содержания:

"Пользование водными объектами для судоходства осуществляется по согласованию с органами сельского и водного хозяйства, по охране природы и Узбекским агентством автомобильного и речного транспорта";


50) в части первой статьи 73 слова "государственного горного надзора" заменить словами "по надзору за безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе";


51) часть первую статьи 74 после слова "водопользователем" дополнить словами "и водопотребителем";


52) в статье 78:

часть первую изложить в следующей редакции:

"Предприятия, учреждения и организации, эксплуатирующие плотины, дамбы, водопропускные и водозаборные сооружения, гидроэнергетические комплексы и другие сооружения на водохранилищах, обязаны соблюдать режим наполнения и сработки водохранилищ, установленный с учетом правил эксплуатации и интересов водопользователей, водопотребителей, собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей, находящихся в зонах влияния водохранилищ";

часть вторую после слова "водопользователей" дополнить словами "и водопотребителей";


53) текст статьи 79 после слова "природы" дополнить словами "Государственной инспекцией по контролю и надзору за техническим состоянием и безопасностью работы крупных и особо важных водохозяйственных объектов при Кабинете Министров Республики Узбекистан";


54) текст статьи 80 дополнить словами "и органами по контролю и надзору за техническим состоянием и безопасностью работы крупных и особо важных водохозяйственных объектов";


55) статьи 82, 83 и 84 изложить в следующей редакции:


"Статья 82. Порядок эксплуатации гидроузлов

и других гидротехнических сооружений


Гидроузлы и другие гидротехнические сооружения на реках, саях, каналах и коллекторах, используемые органами сельского и водного хозяйства, находятся в государственной собственности и эксплуатируются в установленном порядке.

Гидротехнические сооружения на гидромелиоративной сети ассоциаций водопотребителей, а также других водопользователей, включая оросительные каналы и коллекторно-дренажные сети, эксплуатируются водопользователями по принадлежности.

Органы сельского и водного хозяйства на договорной основе с ассоциациями водопотребителей и с другими водопользователями могут принять на техническое обслуживание гидромелиоративную сеть и сооружения на ней.


Статья 83. Регулирование пользования трансграничными

водными объектами, расположенными на территории

Республики Узбекистан и других государств

в бассейне Аральского моря


Регулирование пользования трансграничными водными объектами (рек Амударьи, Сырдарьи, Зарафшан, Аральского моря и других трансграничных водных объектов), расположенными на территории Республики Узбекистан и других государств в бассейне Аральского моря, осуществляется в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан.


Статья 84. Водопользование и водопотребление

на трансграничных водных объектах


Водопользование и водопотребление, проведение водохозяйственных и водоохранных мероприятий на трансграничных водных объектах осуществляется в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан.

В той мере, в какой водопользование или водопотребление в части трансграничных водных объектов Республики Узбекистан не урегулировано международными договорами Республики Узбекистан, оно осуществляется в соответствии с законодательством Республики Узбекистан";


56) наименование главы XXIII изложить в следующей редакции:


"ГЛАВА XXIII. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

О ВОДОПОЛЬЗОВАНИИ И ВОДОПОТРЕБЛЕНИИ";


57) статьи 85, 86 и 87 изложить в следующей редакции:


"Статья 85. Органы, разрешающие споры

о водопользовании и водопотреблении


Споры о водопользовании и водопотреблении разрешаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан, органами государственной власти на местах, органами самоуправления граждан, а также органами сельского и водного хозяйства, по охране природы, по геологии и минеральным ресурсам, иными уполномоченными на то органами и судами в порядке, установленном законодательством.


Статья 86. Компетенция органов самоуправления граждан

по разрешению споров о водопользовании и водопотреблении


К ведению органов самоуправления граждан относится разрешение споров о водопользовании и водопотреблении между гражданами по вопросам пользования водными объектами, находящимися на их территории, за исключением споров, разрешение которых отнесено к компетенции органов сельского и водного хозяйства, по охране природы и иных уполномоченных на то государственных органов.


Статья 87. Компетенция органов государственной

власти на местах по разрешению споров о

водопользовании и водопотреблении


К ведению органов государственной власти на местах относится разрешение на соответствующей территории споров о водопользовании и водопотреблении между предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами по вопросам пользования водными объектами, за исключением споров, разрешение которых отнесено к компетенции органов сельского и водного хозяйства, по охране природы и иных уполномоченных на то органов";


58) статьи 88 и 89 исключить;


59) статьи 90, 91 и 92 изложить в следующей редакции:


"Статья 90. Компетенция Кабинета Министров Республики

Узбекистан по разрешению споров о водопользовании

и водопотреблении


К ведению Кабинета Министров Республики Узбекистан относится разрешение споров о водопользовании и водопотреблении между предприятиями, учреждениями, организациями, расположенными в разных областях либо в одной области и Республике Каракалпакстан, за исключением споров, разрешение которых отнесено к компетенции органов сельского и водного хозяйства, по охране природы, по геологии и минеральным ресурсам и иных уполномоченных на то государственных органов.


Статья 91. Разрешение международных споров

о водопользовании и водопотреблении


Споры о водопользовании и водопотреблении из трансграничных вод и трансграничных водных объектов между Республикой Узбекистан и другими государствами разрешаются в порядке, определяемом международными договорами Республики Узбекистан.


Статья 92. Рассмотрение споров о водопользовании

и водопотреблении


Споры о водопользовании и водопотреблении рассматриваются по заявлению одной из сторон. К заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о нарушении права водопользования и водопотребления";


60) статьи 93, 94 и 95 после слова "водопользовании" дополнить словами "и водопотреблении";


61) наименование главы XXIV изложить в следующей редакции:


"ГЛАВА XXIV. ОХРАНА ВОД И ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ";


62) в статье 98:

в наименовании слова "вод, а также улучшение состояния и режима вод" заменить словами "вод и водных объектов, а также улучшение водного режима и состояния вод";

в тексте слова "состояние вод, обязаны проводить согласованные с местными органами власти" заменить словами "состояние вод и водных объектов, обязаны проводить согласованные с органами государственной власти на местах";


63) в статье 99:

наименование после слова "вод" дополнить словами "и водных объектов";

в части первой:

абзац третий после слова "вод" дополнить словами "и водных объектов";

абзац пятый изложить в следующей редакции:

"загрязнение вод удобрениями, ядохимикатами и другими вредными веществами";


64) статью 100 изложить в следующей редакции:


"Статья 100. Водоохранные зоны, прибрежные полосы

и зоны санитарной охраны водных объектов


В целях предупреждения и предотвращения загрязнения, засорения, истощения и заиления водных объектов продуктами эрозии почв, а также для поддержания благоприятного водного режима, создания нормальных условий для эксплуатации и проведения ремонтно-восстановительных работ устанавливаются водоохранные зоны и прибрежные полосы водных объектов в соответствии с законодательством.

В целях охраны вод, используемых для питьевых, бытовых и лечебно-оздоровительных нужд населения, устанавливаются зоны санитарной охраны водных объектов в соответствии с законодательством.

Исходя из назначения, месторасположения и технических параметров водных объектов в водоохранных зонах, прибрежных полосах и зонах санитарной охраны водных объектов устанавливается специальный режим хозяйственной деятельности.

Порядок и условия охраны и использования водоохранных зон, прибрежных полос и зон санитарной охраны водных объектов устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан";


65) статью 103 изложить в следующей редакции:


"Статья 103. Обязанности предприятий, учреждений

и организаций по предупреждению и ликвидации

вредного воздействия вод


Предприятия, учреждения и организации по согласованию с органами по охране природы, сельского и водного хозяйства, по геологии и минеральным ресурсам, органами государственной власти на местах, другими заинтересованными органами или по предписаниям уполномоченных на то государственных органов обязаны проводить мероприятия по предупреждению и ликвидации:

наводнений, затоплений и подтоплений;

разрушения берегов, защитных дамб и других сооружений;

заболачивания и засоления земель;

эрозии почв, образования оврагов, оползней, селевых потоков и других вредных воздействий вод";


66) в статье 104:

в части второй слова "органы власти" заменить словами "органы государственной власти";

в части третьей слова "органами власти" заменить словами "органами государственной власти";


67) текст статьи 105 изложить в следующей редакции:

"Мероприятия по охране, предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод проводятся за счет средств водопользователей, водопотребителей и местного бюджета, а по республиканским и региональным программам - за счет республиканского бюджета";


68) статью 106 изложить в следующей редакции:


"Статья 106. Экономические меры рационального

водопользования, водопотребления и охраны вод


Экономические меры обеспечения рационального водопользования, водопотребления и охраны вод предусматривают:

взимание платы за пользование водными ресурсами, услуги по доставке воды и другие оказанные водохозяйственные услуги, за загрязнение водных объектов и иные виды вредного воздействия на них;

налоговые, кредитные и иные льготы, предоставляемые юридическим и физическим лицам при внедрении водосберегающих технологий, осуществлении деятельности, дающей водоохранный и водосберегающий эффект;

применение системы эффективных мер правового, экономического, социального, организационного, экологического и иного стимулирования.

Негосударственные некоммерческие организации в соответствии с их уставами могут стимулировать и поощрять внедрение эффективных мер по рациональному водопользованию, водопотреблению и охране вод в порядке, установленном законодательством";


69) в тексте статьи 107 слова "народного хозяйства" заменить словами "отраслей экономики";


70) статью 110 дополнить частью второй следующего содержания:

"Водохозяйственные балансы составляются специально уполномоченными органами государственного управления в области регулирования использования вод, предусмотренными в части второй статьи 8 настоящего Закона, в пределах их компетенции и обобщаются Министерством сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан";


71) в тексте статьи 111 слова "народного хозяйства" заменить словами "отраслей экономики";


72) наименование главы XXVII текста на узбекском языке изложить в следующей редакции:


"XXVII БОБ. СУВ ТЎҒРИСИДАГИ ҚОНУН

ҲУЖЖАТЛАРИНИ БУЗГАНЛИК

УЧУН ЖАВОБГАРЛИК";


73) текст статьи 115 изложить в следующей редакции:

"Лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут ответственность в установленном порядке";


74) наименование главы XXVIII текста на узбекском языке изложить в следующей редакции:


"XXVIII БОБ. СУВ ТЎҒРИСИДАГИ ҚОНУН

ҲУЖЖАТЛАРИНИ БУЗИШ НАТИЖАСИДА

ЕТКАЗИЛГАН ЗАРАРЛАРНИ ҚОПЛАШ";


75) в наименовании и части второй статьи 2, абзаце девятом статьи 6, абзаце шестом статьи 7, части первой статьи 9, тексте статьи 20, части первой статьи 26, текстах статей 38, 46, 63, 66, 67 и 71, части первой статьи 73, текстах статей 75 и 96, части четвертой статьи 101, части второй статьи 102, части первой статьи 104, наименовании статьи 115 и статье 117 текста на узбекском языке слово "қонун" в соответствующем числе и падеже заменить словами "қонун ҳужжати" в соответствующем числе и падеже.



Статья 2. В абзаце втором статьи 8 Закона Республики Узбекистан от 3 сентября 1993 года N 935-ХII "О ветеринарии" (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1993 г., N 9, ст. 335; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1995 г., N 6, ст. 118; 1997 г., N 4-5, ст. 126) слова "колхозам, совхозам" заменить словами "фермерским и дехканским хозяйствам".



Статья 3. Статью 74 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности, утвержденного Законом Республики Узбекистан от 22 сентября 1994 года N 2015-XII (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1995 г., N 3, ст. 6; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1995 г., N 9, ст. 193, N 12, ст. 269; 1996 г., N 5-6, ст. 69, N 9, ст. 144; 1997 г., N 2, ст. 56, N 4-5, ст. 126, N 9, ст. 241; 1998 г., N 3, ст. 38, N 5-6, ст. 102, N 9, ст. 181; 1999 г., N 1, ст. 20, N 5, ст. 124, N 9, ст. 229; 2000 г., N 5-6, ст. 153, N 7-8, ст. 217; 2001 г., N 1-2, ст. 23, N 9-10, ст.ст. 165, 182; 2002 г., N 1, ст. 20, N 9, ст. 165; 2003 г., N 1, ст. 8, N 5, ст. 67, N 9-10, ст. 149; 2004 г., N 1-2, ст. 18, N 5, ст. 90, N 9, ст. 171; 2005 г., N 1, ст. 18; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2005 г., N 9, ст. 312, N 12, ст.ст. 413, 417, 418; 2006 г., N 6, ст. 261, N 9, ст. 498, N 10, ст. 536, N 12, ст.ст. 656, 659; 2007 г., N 4, ст.ст. 158, 159, 164, 165, N 9, ст.ст. 416, 421, N 12, ст.ст. 596, 604, 607; 2008 г., N 4, ст.ст. 181, 189, 192, N 9, ст.ст. 486, 488, N 12, ст.ст. 640, 641; 2009 г., N 1, ст. 1, N 9, ст.ст. 334, 335, 337, N 10, ст. 380), изложить в следующей редакции:


"Статья 74. Нарушение правил водопользования

и водопотребления


Нарушение правил водопользования и водопотребления, лимитов водозабора из естественных водотоков (ручьи, саи, реки и др.), водоемов (озера, моря, подземные водоносные горизонты) и других естественных водных объектов, а также осуществление забора воды из них без рыбозащитных сооружений и устройств, предусмотренных проектом, -

влечет наложение штрафа на граждан от одного до двух, а на должностных лиц - от двух до шести минимальных размеров заработной платы.

Нарушение правил водопользования и водопотребления из искусственных водотоков (открытые и закрытые каналы, коллекторно-дренажные сети), водоемов (водохранилища, селехранилища, пруды и др.) и других искусственных водных объектов, то есть бесхозяйственное использование воды, самовольное производство гидротехнических и иных работ, влияющих на состояние вод и водных объектов, нарушение установленных лимитов водозабора из водных объектов, планов водопользования и водопотребления -

влечет наложение штрафа на граждан от двух третьих до одного, а на должностных лиц - от одного до четырех минимальных размеров заработной платы.

Совершение правонарушения, предусмотренного частями первой и второй настоящей статьи, повторно в течение года после применения административного взыскания -

влечет наложение штрафа на граждан от двух до шести, а на должностных лиц - от шести до четырнадцати минимальных размеров заработной платы".



Статья 4. Внести в Закон Республики Узбекистан от 31 августа 1995 года N 113-I "О карантине растений" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1995 г., N 9, ст. 188; 1996 г., N 9, ст. 144; 1997 г., N 4-5, ст. 126) следующие изменения:


1) в абзаце седьмом статьи 6 слова "колхозам, дехканским (фермерским) хозяйствам и другим" заменить словами "фермерским и дехканским хозяйствам, другим";


2) в абзаце втором части пятой статьи 8 слова "колхозов, дехканских (фермерских) хозяйств" заменить словами "фермерских и дехканских хозяйств";


3) в части первой статьи 10 слова "колхозы, дехканские (фермерские) хозяйства" заменить словами "фермерские и дехканские хозяйства".



Статья 5. Текст статьи 32 Закона Республики Узбекистан от 26 декабря 1997 года N 545-I "Об охране и использовании животного мира" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1998 г., N 1, ст.14; 2000 г., N 5-6, ст. 153) после слова "водопользователей" дополнить словом "водопотребителей".



Статья 6. Внести в Земельный кодекс Республики Узбекистан, утвержденный Законом Республики Узбекистан от 30 апреля 1998 года N 598-I (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1998 г., N 5-6, ст. 82; 2003 г., N 9-10, ст. 149; 2004 г., N 5, ст. 90; 2005 г., N 1, ст. 18; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2007 г., N 12, ст. 608; 2009 г., N 1, ст. 1), следующие изменения и дополнение:


1) текст статьи 34 изложить в следующей редакции:

"Для рассмотрения вопросов предоставления (реализации) земельных участков во владение, пользование, аренду и в собственность при Кабинете Министров Республики Узбекистан, органах государственной власти на местах создаются комиссии по рассмотрению вопросов предоставления (реализации) земельных участков. В состав комиссий включаются представители органов по земельным ресурсам и государственному кадастру (секретарь комиссии), сельского и водного хозяйства, по охране природы, по архитектуре и строительству, по геологии и минеральным ресурсам, по управлению государственным имуществом, санитарно-эпидемиологической службы, органов самоуправления граждан и другие лица.

Комиссии по рассмотрению вопросов предоставления (реализации) земельных участков осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством";


2) в части пятой статьи 43 слова "и водопользования" заменить словами "водопользования и водопотребления";


3) часть четвертую статьи 53 после слов "на основе" дополнить словом "открытого";


4) статью 55 изложить в следующей редакции:


"Статья 55. Предоставление гражданам земельных

участков для ведения дехканского хозяйства


Гражданам, имеющим семью и проживающим в сельской местности в течение не менее трех лет, предоставляется в пожизненное наследуемое владение приусадебный земельный участок для ведения дехканского хозяйства в размере не более 0,35 гектара на орошаемых и не более 0,5 гектара на неорошаемых (богарных) землях, а в степной и пустынной зоне не более 1 гектара неорошаемых пастбищ. Для массивов земель нового орошения требование о проживании в сельской местности не менее трех лет не применяется. При этом размер земельного участка, предоставляемого для ведения дехканского хозяйства, определяется с учетом ранее предоставленного или предоставляемого земельного участка в пожизненное наследуемое владение для индивидуального жилищного строительства.

Земельные участки для ведения дехканского хозяйства предоставляются без права строительства строений и сооружений. Данное правило не распространяется на земельные участки, ранее предоставленные или предоставляемые в пожизненное наследуемое владение для индивидуального жилищного строительства.

Конкретные размеры земельных участков, предоставляемых для ведения дехканского хозяйства, определяются исходя из наличия земельных ресурсов, густоты населения. Решение о предоставлении земельного участка для ведения дехканского хозяйства принимается хокимом района (города) на основании положительного заключения комиссии по рассмотрению вопросов предоставления (реализации) земельных участков в порядке, установленном законодательством.

Гражданам для ведения дехканского хозяйства право пожизненного наследуемого владения на приусадебные земельные участки в пределах 0,06 гектара может реализовываться на аукционной основе.

Граждане, нуждающиеся в получении земельного участка для ведения дехканского хозяйства, подают хокиму района (города) по месту жительства заявление с указанием состава семьи и предполагаемого расположения земельного участка.

Хоким района (города) на основании заключения комиссии по рассмотрению вопросов предоставления (реализации) земельных участков принимает решение о предоставлении гражданам земельных участков для ведения дехканского хозяйства или направляет заявителю обоснованный отказ в предоставлении земельного участка.

Гражданам, проживающим в сельской местности и имеющим скот в собственности, могут предоставляться во временное пользование земельные участки для сенокошения и выпаса скота.

Порядок предоставления гражданам земельных участков для ведения дехканского хозяйства устанавливается законодательством".



Статья 7. Внести в Закон Республики Узбекистан от 30 апреля 1998 года N 600 I "О сельскохозяйственном кооперативе (ширкате)" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1998 г., N 5-6, ст. 84; 2003 г., N 9-10, ст. 149; 2004 г., N 1-2, ст. 18; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2008 г., N 12, ст. 640) следующие изменения:


1) в части первой статьи 11:

абзац девятый исключить;

абзац десятый считать абзацем девятым;


2) в части первой статьи 12:

абзац восьмой исключить;

абзац девятый считать абзацем восьмым;


3) наименование главы 4 изложить в следующей редакции:


"ГЛАВА 4. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМУ КООПЕРАТИВУ (ШИРКАТУ).

ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ И ВОДОПОТРЕБЛЕНИЕ";


4) в статье 16:

наименование изложить в следующей редакции:


"Статья 16. Водопотребление";


в части первой слово "водопотребления" заменить словами "водозабора из водных объектов".



Статья 8. Внести в Закон Республики Узбекистан от 30 апреля 1998 года N 602-I "О фермерском хозяйстве" (в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 августа 2004 года N 662-II) (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2004 г., N 9, ст. 162; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2006 г., N 3, ст. 119; 2007 г., N 12, ст. 608; 2008 г., N 12, ст. 640) следующие изменения и дополнения:


1) статью 3 дополнить частью второй следующего содержания:

"Фермерское хозяйство является основным субъектом сельскохозяйственного производства в Республике Узбекистан";


2) в статье 4:

в части первой слова "лицо, достигшее восемнадцатилетнего возраста, имеющее" заменить словами "гражданин Республики Узбекистан, достигший восемнадцатилетнего возраста, имеющий";

часть вторую дополнить предложением следующего содержания:

"Передача прав и обязанностей главы фермерского хозяйства другому лицу запрещается, за исключением случаев, предусмотренных законом";


3) в статье 5:

часть первую изложить в следующей редакции:

"Фермерское хозяйство создается на землях сельскохозяйственного назначения и на землях запаса";

в части третьей цифры "10" и "1" заменить соответственно цифрами "30" и "5";


4) наименование раздела III изложить в следующей редакции:


"III. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

ДЛЯ ВЕДЕНИЯ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ.

ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ И ВОДОПОТРЕБЛЕНИЕ";


5) в статье 11:

в части первой слова "на конкурсной основе" заменить словами "на основе открытого конкурса";

часть четвертую после слова "участки" дополнить словом "функционирующих";

части пятую-одиннадцатую заменить частями пятой -десятой следующего содержания:

"Решение хокима района о предоставлении земельного участка для ведения фермерского хозяйства вступает в силу после его утверждения областной комиссией по рассмотрению вопросов предоставления (реализации) земельных участков, возглавляемой хокимом области.

Общее собрание сельскохозяйственного кооператива (ширката) и уполномоченный орган иного сельскохозяйственного предприятия, учреждения и организации могут определить земельные участки, подлежащие предоставлению фермерским хозяйствам, без определения арендатора. В этом случае земельный участок предоставляется фермерскому хозяйству в порядке, предусмотренном частью третьей настоящей статьи.

Договор об аренде земельного участка подписывается главой фермерского хозяйства и хокимом района.

Решение хокима района об отказе в предоставлении земельного участка для ведения фермерского хозяйства, а также решение областной комиссии по рассмотрению вопросов предоставления (реализации) земельных участков об отказе в утверждении решения хокима района могут быть обжалованы в суд или вышестоящему в порядке подчиненности органу, должностному лицу.

За лицами, получившими земельные участки для ведения фермерского хозяйства и имеющими жилой дом в сельском населенном пункте, сохраняется приусадебный земельный участок.

Границы земельного участка фермерского хозяйства устанавливаются в натуре (на местности) органами землеустроительной службы за счет средств местного бюджета";


6) текст статьи 12 изложить в следующей редакции:

"Члены сельскохозяйственных кооперативов (ширкатов), пожелавшие выйти из их состава и вести самостоятельно фермерское хозяйство, имеют право на получение земельного участка в аренду в соответствии со статьей 11 настоящего Закона";


7) в статье 13:

дополнить частью седьмой следующего содержания:

"При достижении пенсионного возраста или потере трудоспособности глава фермерского хозяйства может передать право аренды земельного участка одному из членов его семьи, отвечающему требованиям части первой статьи 4 настоящего Закона, в соответствии с законодательством на срок действия договора аренды";

части седьмую, восьмую и девятую считать соответственно частями восьмой, девятой и десятой;


8) статью 15 изложить в следующей редакции:


"Статья 15. Водопотребление


Водопотребление фермерских хозяйств осуществляется на основе лимитов водозабора из водных объектов, устанавливаемых обслуживающими их ассоциациями водопотребителей в установленном порядке";


9) абзац седьмой части первой статьи 16 изложить в следующей редакции:

"заключать договоры на поставку электроэнергии, горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений, химических и биологических средств защиты растений, оказание водохозяйственных, технических и других услуг";


10) абзацы восьмой-четырнадцатый части первой статьи 17 заменить абзацами восьмым- пятнадцатым следующего содержания:

"использовать водные ресурсы согласно договору о водопотреблении, принимать меры по водосбережению, целевому и рациональному использованию водных ресурсов;

в установленном порядке принимать участие в очистке и ремонте оросительной и коллекторно-дренажной сетей, находящихся на балансе ассоциации водопотребителей, членом которой является данное фермерское хозяйство, а также содержать их в технически исправном состоянии, соблюдать установленные правила эксплуатации;

соблюдать порядок и условия охраны и использования водоохранных зон, прибрежных полос, зон санитарной охраны водных объектов;

соблюдать условия обременения земельного участка и сервитуты;

обеспечивать соблюдение требований трудового законодательства, безопасные условия труда для своих работников;

своевременно платить налоги и другие обязательные платежи, а также платежи за оказанные услуги в установленном порядке;

соблюдать агротехнические требования при производстве сельскохозяйственной продукции;

обеспечивать защиту сельскохозяйственных растений от вредителей, болезней и сорняков";


11) в статье 19:

в части четвертой слова "приобретать, арендовать или брать" заменить словами "приобретать, продавать, арендовать или получать";

дополнить частью пятой следующего содержания:

"При ликвидации фермерское хозяйство в порядке, установленном законодательством, может свободно распоряжаться имуществом, созданным в период осуществления деятельности за счет собственных средств".



Статья 11. Статью 29 Закона Республики Узбекистан от 25 мая 2000 года N 69-II "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2000 г., N 5-6, ст. 140; 2001 г., N 5, ст. 89; 2003 г., N 5, ст. 67; 2004 г., N 1-2, ст. 18, N 5, ст. 90; 2005 г., N 1, ст. 18; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2006 г., N 3, ст. 119, N 9, ст. 494, N 10, ст. 536; 2007 г., N 12, ст. 608; 2008 г., N 12, ст. 640) изложить в следующей редакции:


"Статья 29. Гарантии осуществления водопотребления

фермерскими и дехканскими хозяйствами


Фермерские и дехканские хозяйства осуществляют водопотребление на равных правах с другими сельскохозяйственными предприятиями на основе ежегодных лимитов водозабора из водных объектов, устанавливаемых обслуживающими их ассоциациями водопотребителей.

Лимиты водозабора из водных объектов для фермерских и дехканских хозяйств, за исключением случаев понижения водности источников, не могут быть изменены без их согласия.

Ограничение права водопотребления фермерских и дехканских хозяйств органами государственного управления и органами государственной власти на местах допускается только в случаях, установленных законом".


Статья 13. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Президент

Республики Узбекистан                                                         И. Каримов



“Народное слово”, 26 декабря 2009 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2009 г., N 52, ст. 555









































Время: 0.2164
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск