ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Акты комплексного характера о внесении изменений и дополнений / Законы и постановления ОМ РУз / 2010 г. /

Закон Республики Узбекистан от 01.06.2010 г. N ЗРУ-250 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием Закона Республики Узбекистан "О судебной экспертизе" (Принят Законодательной палатой 18.11.2009 г., одобрен Сенатом 07.05.2010 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

01.06.2010 г.

N ЗРУ-250




О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

РЕСПУБЛИКИ   УЗБЕКИСТАН   В   СВЯЗИ

С ПРИНЯТИЕМ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ

УЗБЕКИСТАН "О СУДЕБНОЙ

ЭКСПЕРТИЗЕ"


Принят Законодательной палатой 18 ноября 2009 года

Одобрен Сенатом 7 мая 2010 года


Статья 1. Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан, утвержденный Законом Республики Узбекистан от 22 сентября 1994 года N 2013-XII (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1995 г., N 2, ст. 5; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1995 г., N 12, ст. 269; 1997 г., N 2, ст. 56, N 9, ст. 241; 1998 г., N 5-6, ст. 102, N 9, ст. 181; 1999 г., N 1, ст. 20, N 5, ст. 124, N 9, ст. 229; 2000 г., N 5-6, ст. 153, N 7-8, ст. 217; 2001 г., N 1-2, ст.ст. 11, 23, N 9-10, ст.ст. 165, 182; 2002 г., N 9, ст. 165; 2003 г., N 5, ст. 67; 2004 г., N 1-2, ст. 18, N 9, ст. 171; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2005 г., N 12, ст. 418; 2006 г., N 6, ст. 261; 2007 г., N 4, ст. 166, N 6, ст.ст. 248, 249, N 9, ст. 422, N 12, ст.ст. 594, 595,607; 2008 г., N 4, ст.ст. 177,187, N 9, ст.ст. 482,484, 487, N 12, ст.ст. 636, 641; 2009 г., N 1, ст. 1, N 4, ст. 136, N 9, ст. 335, N 12, ст.ст. 469, 470), следующие изменения и дополнения:


1) часть первую статьи 67 изложить в следующей редакции:

"В качестве эксперта может быть вызвано любое физическое лицо, обладающее специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, необходимыми для дачи заключения";


2) текст статьи 68 изложить в следующей редакции:

"Эксперт имеет право: знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы, выписывать из них необходимые сведения или снимать копии; заявлять ходатайства о представлении дополнительных материалов и объектов исследования, необходимых для производства экспертизы; с разрешения дознавателя, следователя, прокурора присутствовать при производстве следственных действий и задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицам, участвующим в этих следственных действиях; участвовать в судебном разбирательстве в исследовании доказательств, относящихся к предмету экспертизы, и с разрешения суда задавать вопросы допрашиваемым лицам; осматривать вещественные доказательства и документы; излагать в своем заключении выводы не только по вопросам, которые перед ним были поставлены, но и по иным вопросам, относящимся к предмету экспертизы и имеющим значение для дела; делать заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний, подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания; представлять заключение и давать показания на родном языке, если он не владеет или недостаточно владеет языком, на котором ведется производство по делу, и пользоваться в этом случае услугами переводчика; приносить жалобы на решения, действия (бездействие) дознавателя, следователя, прокурора и суда, в производстве которых находится дело, если эти решения, действия (бездействие) нарушают его права и свободы.

Эксперт обязан: при наличии оснований, предусмотренных статьями 76 и 78 настоящего Кодекса, немедленно заявить самоотвод; провести всестороннее и полное исследование представленных ему объектов исследования, дать обоснованное и объективное письменное заключение по поставленным перед ним вопросам; явиться по вызову дознавателя, следователя, прокурора или суда для личного участия в дознании, предварительном следствии или судебном заседании; дать показания по поводу проведенной им экспертизы и ответить на дополнительные вопросы для разъяснения данного им заключения; не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством экспертизы; обеспечить сохранность представленных объектов исследования и материалов дела; соблюдать порядок при расследовании дела и во время судебного заседания.

При неявке эксперта без уважительных причин он может быть привлечен к ответственности, предусмотренной законом.

Эксперт несет уголовную ответственность за дачу заведомо ложного заключения, разглашение данных дознания или предварительного следствия без разрешения дознавателя, следователя либо прокурора, а также за отказ или уклонение от дачи заключения без уважительных причин";


3) текст статьи 174 изложить в следующей редакции:

"В качестве эксперта может выступать эксперт государственного судебно-экспертного учреждения, работник иного предприятия, учреждения, организации или другое физическое лицо.

Не могут привлекаться в качестве эксперта лица, признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, а также лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленных преступлений.

Судебно-медицинскую, судебно-психиатрическую, судебно-психологическую, судебно-автотехническую, судебно-экономическую, криминалистическую экспертизу производят только специалисты государственных судебно-экспертных учреждений, а в исключительных случаях - иных предприятий, учреждений, организаций. Исключительность случая должна быть обоснована в постановлении или определении о назначении экспертизы.

Требование дознавателя, следователя, суда о вызове лица, назначенного экспертом, и производстве им экспертизы обязательно для руководителя предприятия, учреждения или организации, где работает это лицо";


4) статьи 175 и 176 изложить в следующей редакции:


"Статья 175. Объекты исследования


Объектами исследования могут быть вещественные доказательства, образцы для экспертного исследования, другие материальные объекты, трупы и их части, документы, а также материалы дела, по которому проводится экспертиза. Экспертные исследования проводятся также в отношении живого человека.

При производстве экспертизы объекты исследования (кроме живого человека) могут быть повреждены или израсходованы лишь в той мере, в какой это необходимо для проведения экспертного исследования. При этом необходимо получить письменное разрешение органа (лица), назначившего экспертизу, на частичное повреждение или расходование объекта исследования, за исключением случаев, когда особенности назначенной экспертизы предполагают повреждение (порчу) или расходование объекта.

Повреждение или расходование объектов исследования, произведенное с письменного разрешения органа (лица), назначившего экспертизу, либо связанное с особенностями назначенной экспертизы, не влечет за собой возмещения ущерба собственнику этих объектов государственным судебно-экспертным учреждением, иным предприятием, учреждением, организацией или экспертом.

Объекты исследования, если их габариты и свойства позволяют, должны быть переданы эксперту в упакованном и опечатанном виде.

При невозможности доставки объекта исследования к месту работы эксперта орган (лицо), назначивший экспертизу, обеспечивает ему беспрепятственный доступ к данному объекту и возможность его исследования.

Объекты исследования хранятся в государственных судебно-экспертных учреждениях, органах дознания, предварительного следствия, прокуратуры и судах по правилам хранения вещественных доказательств.

После завершения экспертизы объекты исследования, если они израсходованы не полностью, возвращаются органу (лицу), назначившему экспертизу.


Статья 176. Дополнительная и повторная экспертизы


Дополнительная экспертиза назначается для восполнения имеющихся в заключении эксперта (комиссии экспертов) пробелов и производится тем же или другим экспертом (комиссией экспертов).

Повторная экспертиза назначается, когда заключение эксперта (комиссии экспертов) необоснованно или его правильность вызывает сомнения либо признаны недостоверными доказательства, положенные в его основу, или были существенно нарушены процессуальные правила производства экспертизы.

При назначении повторной экспертизы перед экспертом (комиссией экспертов) может быть поставлен вопрос о научной обоснованности ранее примененных методов экспертного исследования.

В постановлении или определении о назначении повторной экспертизы должны быть приведены мотивы несогласия органа (лица), назначившего повторную экспертизу, с заключением первой (предыдущей) экспертизы.

Производство повторной экспертизы поручается другому эксперту (комиссии экспертов). Эксперт (комиссия экспертов), производивший первую (предыдущую) экспертизу, может присутствовать при производстве повторной экспертизы и давать пояснения, но в экспертном исследовании и составлении заключения он не участвует";


5) дополнить статьей 176-1 следующего содержания:


"Статья 176-1. Производство экспертизы комиссией экспертов


Экспертиза может проводиться несколькими экспертами одной (комиссионная экспертиза) или разных судебно-экспертных специальностей (комплексная экспертиза).

Производство экспертизы комиссией экспертов определяется органом (лицом), назначившим экспертизу, или организующим производство данной экспертизы руководителем государственного судебно-экспертного учреждения либо иного предприятия, учреждения, организации.

Комиссия экспертов, которой поручено производство экспертизы, согласует цели, последовательность и объем предстоящих экспертных исследований исходя из необходимости решения поставленных перед ней вопросов.

В составе комиссии экспертов, которой поручено производство экспертизы, каждый эксперт независимо и самостоятельно проводит экспертные исследования, оценивает полученные им лично и другими членами комиссии результаты и формирует выводы по поставленным вопросам в пределах своих специальных знаний.

Не допускается проведение экспертных исследований полностью или частично лицами, не включенными в состав комиссии экспертов";


6) статьи 177 и 178 изложить в следующей редакции:


"Статья 177. Комиссионная экспертиза


При проведении комиссионной экспертизы каждый из экспертов проводит экспертные исследования в полном объеме, и они совместно анализируют полученные результаты.

Придя к общему мнению, эксперты составляют и подписывают совместное заключение или акт о невозможности дачи заключения.

В случае возникновения разногласий между экспертами каждый из них дает отдельное заключение по всем или некоторым вопросам, вызвавшим разногласия.


Статья 178. Комплексная экспертиза


Комплексная экспертиза назначается в случаях, когда установление обстоятельств, имеющих значение для дела, возможно лишь путем проведения нескольких экспертных исследований с использованием разных отраслей знаний.

При проведении комплексной экспертизы каждый из экспертов проводит экспертные исследования в пределах своей компетенции. В заключении комплексной экспертизы указывается, какие экспертные исследования и в каком объеме провел каждый из экспертов, какие факты он лично установил и к каким выводам пришел. Каждый из экспертов подписывает ту часть заключения, в которой содержатся эти экспертные исследования, и несет за них ответственность.

Общий вывод (выводы) делают эксперты, компетентные в оценке полученных результатов и формулировании этого вывода (выводов). Если основанием окончательного вывода комиссии экспертов или его части являются факты, установленные одним из экспертов (отдельными экспертами), то об этом должно быть указано в заключении.

В случае возникновения разногласий между экспертами каждый из них дает отдельное заключение по всем или некоторым вопросам, вызвавшим разногласия.

Если производство комплексной экспертизы поручено государственному судебно-экспертному учреждению, то организация данной экспертизы возлагается на его руководителя";


7) статью 182 изложить в следующей редакции:


"Статья 182. Производство экспертизы в государственном

судебно-экспертном учреждении или ином предприятии,

учреждении, организации


Дознаватель, следователь или суд направляет вынесенное им постановление или определение о назначении экспертизы, объекты исследования, а при необходимости и уголовное дело руководителю государственного судебно-экспертного учреждения или иного предприятия, учреждения, организации. Если эксперт в постановлении или определении не указан, то руководитель организации должен распорядиться, кто из работников этой организации будет производить экспертизу. Об этом он сообщает органу (лицу), назначившему экспертизу.

Руководитель государственного судебно-экспертного учреждения или иного предприятия, учреждения, организации организует производство экспертизы, обеспечивает сохранность объектов исследования, определяет сроки производства экспертизы, направляет по окончании экспертного исследования заключение, объекты исследования и материалы дела органу (лицу), назначившему экспертизу.

Руководитель государственного судебно-экспертного учреждения или иного предприятия, учреждения, организации имеет право в трехдневный срок возвратить без исполнения постановление или определение о назначении экспертизы и представленные для производства экспертизы объекты исследования и материалы дела, если в данной организации отсутствуют соответствующие специалисты либо необходимая материально-техническая база или специальные условия для проведения экспертных исследований; ходатайствовать перед органом (лицом), назначившим экспертизу, о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в этой организации, в том числе специалистов из других государств, если их специальные знания необходимы для производства экспертизы.

Руководитель государственного судебно-экспертного учреждения или иного предприятия, учреждения, организации не вправе привлекать к производству экспертизы специалистов, не работающих в данной организации, без согласия органа (лица), назначившего экспертизу; истребовать без постановления или определения органа (лица), назначившего экспертизу, дополнительные объекты исследования, необходимые для производства экспертизы";


8) в части второй статьи 183 слова "об ответственности за уклонение от дачи заключения, а также за дачу заведомо ложного заключения" заменить словами "об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, разглашение данных дознания или предварительного следствия без разрешения дознавателя, следователя либо прокурора, а также за отказ или уклонение от дачи заключения";


9) статьи 184 и 185 изложить в следующей редакции:


"Статья 184. Заключение эксперта или комиссии экспертов


После проведения экспертных исследований эксперт или комиссия экспертов составляет заключение, которое удостоверяется подписью соответственно эксперта либо каждого эксперта, входящего в состав комиссии экспертов.

В заключении должны быть отражены: дата и место производства экспертизы; основание производства экспертизы; сведения об органе (лице), назначившем экспертизу; сведения об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень, ученое звание, занимаемая должность) и организации, которой поручено производство экспертизы; предупреждение эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, разглашение данных дознания или предварительного следствия без разрешения дознавателя, следователя либо прокурора, а также за отказ или уклонение от дачи заключения; вопросы, поставленные перед экспертом; объекты исследования и материалы дела, представленные эксперту; сведения о лицах, присутствовавших при производстве экспертизы; содержание и результаты экспертных исследований с указанием примененных методов, а также кем эти экспертные исследования проводились, если работала комиссия экспертов; оценка результатов экспертного исследования, обоснованные ответы на поставленные вопросы; обстоятельства, имеющие значение для дела и установленные по инициативе эксперта.

В заключении могут быть указаны причины правонарушения и условия, способствовавшие его совершению, а также организационно-технические рекомендации по их устранению.

Материалы, иллюстрирующие заключение и его результаты, прилагаются к данному заключению и служат его составной частью. Материалы, документирующие ход, условия и результаты экспертного исследования, сохраняются в государственном судебно-экспертном учреждении или ином предприятии, учреждении, организации в установленные законодательством сроки. По требованию органа (лица), назначившего экспертизу, они представляются для приобщения к делу.

Заключение должно содержать обоснование отказа ответить на некоторые поставленные вопросы, если недостаточность представленных объектов исследования, материалов или специальных знаний эксперта выявлена в ходе экспертного исследования.

По окончании экспертного исследования заключение, объекты исследования и материалы дела направляются в орган (лицу), назначивший экспертизу.


Статья 185. Акт о невозможности дачи заключения


Если эксперт убеждается, что поставленные вопросы не могут быть разрешены на основе его специальных знаний или представленные ему объекты исследования либо материалы непригодны или недостаточны для дачи заключения и не могут быть восполнены либо состояние науки и судебно-экспертной практики не позволяет ответить на поставленные вопросы, он составляет мотивированный акт о невозможности дачи заключения и направляет его в орган (лицу), назначивший экспертизу";


10) статью 186 дополнить частями второй и третьей следующего содержания:

"Эксперт может быть допрошен только по данному им заключению и лично проведенным экспертным исследованиям.

Запрещается допрос эксперта до дачи им заключения";


11) часть первую статьи 188 изложить в следующей редакции:

"Дознаватель, следователь или суд вправе получить образцы, отображающие свойства живого человека, трупа, животного, растения, предмета, материала или вещества, если их экспертное исследование необходимо для разрешения поставленных перед экспертом вопросов".



Статья 2. Внести в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, утвержденный Законом Республики Узбекистан от 22 сентября 1994 года N 2015-ХII (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1995 г., N 3, ст. 6; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1995 г., N 9, ст. 193, N 12, ст. 269; 1996 г., N 5-6, ст. 69, N 9, ст. 144; 1997 г., N 2, ст. 56, N 4-5, ст. 126, N 9, ст. 241; 1998 г., N 3, ст. 38, N 5-6, ст. 102, N 9, ст. 181; 1999 г., N 1, ст. 20, N 5, ст. 124, N 9, ст. 229; 2000 г., N 5-6, ст. 153, N 7-8, ст. 217; 2001 г., N 1-2, ст. 23, N 9-10, ст.ст. 165,182; 2002 г., N 1, ст. 20, N 9, ст. 165; 2003 г., N 1, ст. 8, N 5, ст. 67, N 9-10, ст. 149; 2004 г., N 1-2, ст. 18, N 5, ст. 90, N 9, ст. 171; 2005 г., N 1, ст. 18; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2005 г., N 9, ст. 312, N 12, ст.ст. 413,417,418; 2006 г., N 6, ст. 261, N 9, ст. 498, N 10, ст. 536, N 12, ст.ст. 656, 659; 2007 г., N 4, ст.ст. 158, 159, 164, 165, N 9, ст.ст. 416, 421, N 12, ст.ст. 596, 604, 607; 2008 г., N 4, ст.ст. 181, 189,192, N 9, ст.ст. 486,488, N 12, ст.ст. 640, 641; 2009 г., N 1, ст. 1, N 9, ст.ст. 334, 335, 337, N 10, ст. 380, N 12, ст.ст. 462, 468, 470, 472, 474), следующие изменение и дополнение:


1) текст статьи 299 изложить в следующей редакции:

"В качестве эксперта может быть назначено физическое лицо, обладающее специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, необходимыми для дачи заключения.

В качестве эксперта может выступать эксперт государственного судебно-экспертного учреждения, работник иного предприятия, учреждения, организации или другое физическое лицо.

Эксперт назначается органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в случаях, когда возникнет необходимость в специальных знаниях.

Не могут привлекаться в качестве эксперта лица, признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, а также лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленных преступлений.

Эксперт имеет право: знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, выписывать из них необходимые сведения или снимать копии; заявлять ходатайства о представлении дополнительных материалов и объектов исследования, необходимых для производства экспертизы; с разрешения органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, присутствовать при рассмотрении дела, задавать лицу, привлекаемому к ответственности, потерпевшему, свидетелям вопросы, относящиеся к предмету экспертизы; осматривать вещественные доказательства и документы; излагать в своем заключении выводы не только по вопросам, которые перед ним были поставлены, но и по иным вопросам, относящимся к предмету экспертизы и имеющим значение для дела; делать заявления по поводу неправильного истолкования лицами, участвующими в производстве по делу об административном правонарушении, его заключения или показаний, подлежащие занесению в протокол рассмотрения дела об административном правонарушении; представлять заключение и давать показания на родном языке, если он не владеет или недостаточно владеет языком, на котором ведется производство по делу об административном правонарушении, и пользоваться в этом случае услугами переводчика; обжаловать решения, действия (бездействие) органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, если эти решения, действия (бездействие) нарушают его права и свободы.

Эксперт обязан: провести всестороннее и полное исследование представленных ему объектов исследования, дать обоснованное и объективное письменное заключение по поставленным перед ним вопросам; явиться по вызову органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении; дать показания по поводу проведенной им экспертизы и ответить на дополнительные вопросы для разъяснения данного им заключения; не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством экспертизы; обеспечить сохранность представленных объектов исследования и материалов дела; соблюдать порядок при рассмотрении дела об административном правонарушении";


2) дополнить статьей 299-1 следующего содержания:


"Статья 299-1. Заключение эксперта или комиссии экспертов


После проведения экспертных исследований эксперт или комиссия экспертов составляет заключение, которое удостоверяется подписью соответственно эксперта либо каждого эксперта, входящего в состав комиссии экспертов.

В заключении должны быть отражены: дата и место производства экспертизы; основание производства экспертизы; сведения об органе (должностном лице), назначившем экспертизу; сведения об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень, ученое звание, занимаемая должность) и организации, которой поручено производство экспертизы; предупреждение эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, отказ или уклонение от дачи заключения; вопросы, поставленные перед экспертом; объекты исследования и материалы дела, представленные эксперту; сведения о лицах, присутствовавших при производстве экспертизы; содержание и результаты экспертных исследований с указанием примененных методов, а также кем эти экспертные исследования проводились, если работала комиссия экспертов; оценка результатов экспертного исследования, обоснованные ответы на поставленные вопросы; обстоятельства, имеющие значение для дела и установленные по инициативе эксперта.

В заключении могут быть указаны причины правонарушения и условия, способствовавшие его совершению, а также организационно-технические рекомендации по их устранению.

Материалы, иллюстрирующие заключение и его результаты, прилагаются к данному заключению и служат его составной частью. Материалы, документирующие ход, условия и результаты экспертного исследования, сохраняются в государственном судебно-экспертном учреждении или ином предприятии, учреждении, организации в установленные законодательством сроки. По требованию органа (должностного лица), назначившего экспертизу, они представляются для приобщения к делу об административном правонарушении.

Заключение должно содержать обоснование отказа ответить на некоторые поставленные вопросы, если недостаточность представленных объектов исследования, материалов или специальных знаний эксперта выявлена в ходе экспертного исследования.

По окончании экспертного исследования заключение, объекты исследования и материалы дела направляются в орган (должностному лицу), назначивший экспертизу.

Заключение не является обязательным для органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, однако его несогласие с заключением должно быть мотивировано.

Если эксперт убеждается, что поставленные вопросы не могут быть разрешены на основе его специальных знаний или представленные ему объекты исследования либо материалы непригодны или недостаточны для дачи заключения и не могут быть восполнены либо состояние науки и судебно-экспертной практики не позволяет ответить на поставленные вопросы, он составляет мотивированный акт о невозможности дачи заключения и направляет его в орган (должностному лицу), назначивший экспертизу".



Статья 5. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Президент

Республики Узбекистан                                                          И. Каримов



“Народное слово”, 2 июня 2010 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2010 г., N 22, ст. 174


"Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан",

2010 г., N 6, ст. 231






















Время: 0.1658
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск