язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности/ Антимонопольная политика. Естественные монополии/ Естественные монополии/ Закон Республики Узбекистан от 24.04.1997 г. N 398-I "О естественных монополиях" (Новая редакция. Утверждена Законом РУз от 19.08.1999 г. N 815-I)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

24.04.1997 г.

N 398-I



О ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЯХ

(Новая редакция)


Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений, связанных с деятельностью субъектов естественных монополий на товарных рынках Республики Узбекистан, а также обеспечение баланса интересов потребителей, государства и субъектов естественных монополий.



Статья 2. Законодательство о естественных монополиях

Законодательство о естественных монополиях состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о естественных монополиях, то применяются правила международного договора.



Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:


естественная монополия - состояние товарного рынка, на котором в силу технологических особенностей невозможно или экономически нецелесообразно создание конкурентных условий удовлетворения спроса на определенный вид товаров (работ, услуг) - (далее - товаров);


субъект естественной монополии - хозяйствующий  субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии;


потребитель - физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый субъектом естественной монополии.


Статья 4. Государственное регулирование деятельности

субъектов естественных монополий

Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий устанавливается в сфере:

транспортировки нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводу;

производства и транспортировки электрической и тепловой энергии;

железнодорожных перевозок с учетом использования инфраструктуры железных дорог;

услуг общедоступной почтовой связи;

водопроводного и канализационного обслуживания;

услуг аэронавигации, портов и аэропортов.

Органами государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий являются:

Кабинет Министров Республики Узбекистан;

уполномоченный Кабинетом Министров Республики Узбекистан орган (далее - уполномоченный орган).

Перечень товаров (работ, услуг), производство (реализация) которых осуществляется в условиях естественной монополии, определяется уполномоченным органом.


Статья 5.  Методы регулирования деятельности

субъектов естественных монополий

Регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется следующими методами:

ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребителей в товаре, реализуемом субъектами естественных монополий.

Для регулирования деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с законодательством могут применяться и другие методы.



Статья 6. Основания для принятия органом государственного

регулирования деятельности субъектов естественных

монополий решений о применении методов регулирования

Соответствующий орган государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий принимает решение о применении методов регулирования, предусмотренных настоящим Законом и иными актами законодательства, применительно к конкретному субъекту естественной монополии на основе анализа его деятельности с учетом стимулирующей роли в повышении качества производимых (реализуемых) товаров и в удовлетворении спроса на них. При этом оценивается обоснованность затрат и принимаются во внимание:

издержки производства (реализации) товаров, в том числе заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы;

налоги и другие обязательные платежи;

стоимость основных производственных средств, потребность в инвестициях, необходимых для их воспроизводства, и амортизационные отчисления;

прогнозируемая прибыль от возможной реализации товаров по различным ценам (тарифам);

удаленность различных групп потребителей от места производства товаров;

соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу потребителей;

государственные дотации и другие меры государственной поддержки.

При принятии решения о применении методов регулирования деятельности конкретного субъекта естественной монополии орган государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий рассматривает также информацию, предоставленную потребителями товаров субъекта естественной монополии.



Статья 7.  Ценовое регулирование

Ценовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется уполномоченным органом.

Для установления цен (тарифов) на товары субъекты естественных монополий представляют в уполномоченный орган проекты цен (тарифов) и расчеты по ним в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Проекты цен (тарифов) на товары субъектов естественных монополий рассматриваются уполномоченным органом в месячный срок с учетом их влияния на цены продукции потребителя.

Решение уполномоченного органа по ценам (тарифам) публикуется субъектами естественных монополий в средствах массовой информации не позднее, чем за пятнадцать дней до вступления их в силу.


Статья 8.  Определение потребителей, подлежащих

обязательному обслуживанию

Определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию субъектами естественных монополий, осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 9. Государственный контроль за деятельностью

субъектов естественных монополий

Государственный контроль за деятельностью субъектов естественных монополий осуществляется государственным антимонопольным органом.

Государственный антимонопольный орган осуществляет контроль за:

соблюдением договоров по объемам товаров, реализуемым потребителям;

соблюдением порядка ценообразования и применения цен (тарифов) на товары;

созданием, реорганизацией и ликвидацией субъектов естественных монополий.



Статья 10. Полномочия государственного антимонопольного

органа в сфере деятельности субъектов естественных монополий

Государственный антимонопольный орган:

формирует и ведет Государственный реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль;

разрабатывает и осуществляет программы реструктуризации отраслей естественных монополий;

контролирует соблюдение настоящего Закона в пределах своей компетенции;

принимает в пределах своей компетенции решения по фактам нарушения законодательства;

направляет субъектам естественных монополий обязательные для исполнения предписания;

направляет органам государственной власти на местах обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении принятых ими актов, противоречащих настоящему Закону;

обращается в суд с иском и заявлением, а также участвует в рассмотрении в суде дел, связанных с применением или нарушением настоящего Закона.



Статья 11. Рассмотрение дел о нарушении законодательства

о естественных монополиях

Государственный антимонопольный орган в пределах своей компетенции рассматривает дела о нарушениях законодательства о естественных монополиях юридическими лицами, в том числе иностранными, органами государственного управления и органами государственной власти на местах.

Основанием для рассмотрения дел о нарушении законодательства о естественных монополиях являются материалы, полученные в ходе осуществления контрольных функций антимонопольным органом, в том числе материалы проверок и анализа деятельности субъектов естественной монополии, а также обращения юридических и физических лиц, органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах и представления органов прокуратуры.

Дела о нарушении законодательства о естественных монополиях рассматриваются в месячный срок.

Решение по рассматриваемым делам принимается в присутствии представителей хозяйствующего субъекта или органа управления, а также с участием заинтересованных лиц.

Решение (предписание) государственного антимонопольного органа по результатам рассмотрения дела направляется заинтересованным сторонам не позднее пяти дней со дня его принятия и подлежит исполнению в установленные в нем сроки.



Статья 12. Право доступа к информации о деятельности

субъектов естественных монополий

В целях исполнения функций, возложенных на государственный антимонопольный орган, его должностные лица наделяются правом беспрепятственного доступа к информации о деятельности субъектов естественных монополий, имеющейся у органов государственной власти на местах, а также у субъектов естественных монополий.

Субъекты естественных монополий, органы государственной власти на местах обязаны по требованию государственного антимонопольного органа представлять документы, объяснения в письменной или устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления государственным антимонопольным органом функций, предусмотренных настоящим Законом.

Сведения, которые составляют коммерческую тайну, полученные государственным антимонопольным органом на основании настоящей статьи, разглашению не подлежат.



Статья 13. Принятие решения о введении, изменении или

прекращении государственного регулирования деятельности

субъектов естественных монополий

Решения по вопросам введения, изменения или прекращения государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также методов регулирования принимаются в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Вопросы введения, изменения или прекращения государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий могут быть рассмотрены на основании предложений государственных органов, общественных объединений потребителей и хозяйствующих субъектов.



Статья 14. Права субъектов естественных монополий

Субъекты естественных монополий имеют право:

отказывать в обслуживании потребителям, не обеспечивающим оплату за реализованные товары, в порядке, установленном законодательством;

снижать цены (тарифы) на реализуемые в условиях естественной монополии товары одновременно для всех потребителей, информируя при этом уполномоченный орган.

Субъекты естественных монополий могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.



Статья 15. Обязанности субъектов естественных монополий

Субъекты естественных монополий обязаны:

представлять государственному антимонопольному органу отчет о своей деятельности в порядке, установленном законодательством;

предоставлять равные условия для потребителей на приобретение своих товаров. В случае недостаточности мощностей для обслуживания всех потребителей регулировать распределение товаров среди потребителей в соответствии с решениями Кабинета Министров Республики Узбекистан;

вносить изменения в договоры по представлениям государственного антимонопольного органа в порядке, установленном законодательством;

не допускать ущемления прав потребителей в части получения товара в необходимых объемах и надлежащего качества;

предоставлять уполномоченному органу достоверную информацию для установления цен (тарифов);

на конкурсной основе, в порядке, установленном законодательством, производить закупку основных средств, которые учитываются при утверждении цен (тарифов) или их предельных уровней;

вести раздельный учет прямых затрат на производство (реализацию) товаров, осуществляемых в условиях естественной монополии.

Субъекты естественных монополий могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.



Статья 16. Ограничение деятельности субъектов

естественных монополий

Субъектам естественных монополий запрещается:

отказывать в заключении договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары;

взимать плату за товары, превышающую размер, установленный уполномоченным органом;

навязывать условия доступа к товарам субъектов естественных монополий или совершать иные действия, ведущие к дискриминации потребителей товаров субъектов естественных монополий либо получению доходов за счет взимания с потребителей платы, не учтенной в установленных ценах (тарифах);

использовать положение естественной монополии для ограничения конкуренции на рынках товаров (работ, услуг), не отнесенных к сфере естественной монополии.


Статья 17. Права потребителей товаров субъектов

естественных монополий

Потребители товаров субъектов естественных монополий имеют право:

покупать товары субъектов естественных монополий по ценам (тарифам), установленным уполномоченным органом;

требовать возмещения в полном объеме материальных убытков и компенсации морального вреда, причиненных товаром с недостатками, опасными для жизни, здоровья и имущества, а также неправомерными действиями (бездействием) субъектов естественных монополий.

Потребители могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.


Статья 18. Защита прав потребителей

Защита прав потребителей товаров субъектов естественных монополий осуществляется органами государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий, государственным антимонопольным и иными специально уполномоченными органами в соответствии с законодательством.


Статья 19. Ответственность за нарушение законодательства

о естественных монополиях

Лица, виновные в нарушении законодательства о естественных монополиях, несут ответственность в установленном законом порядке.


Статья 20. Обжалование решений (предписаний)

государственного антимонопольного органа

Субъекты естественных монополий, государственные органы, потребители, общественные объединения потребителей вправе обжаловать решения (предписания) государственного антимонопольного органа непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган либо должностному лицу.

Обжалование решений (предписаний) государственного антимонопольного органа в вышестоящий в порядке подчиненности орган либо должностному лицу не исключает права обжалования в суд.

Обжалование в суд решений (предписаний) государственного антимонопольного органа приостанавливает их исполнение, за исключением решений (предписаний), связанных с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения, до вступления в законную силу решения суда.


"Народное слово", 8 декабря 2007  г.


"Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан",

1999 г., N 9, ст. 212