язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Судебные акты/ Постановления Пленума Высшего хозяйственного суда / По вопросам применения хозяйственными судами некоторых актов законодательства/ Постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 18.06.2010 г. N 210 "О некоторых вопросах применения хозяйственными судами общей части Налогового кодекса Республики Узбекистан"

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЫСШЕГО

ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

18.06.2010 г.

N 210



О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СУДАМИ ОБЩЕЙ

ЧАСТИ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

В связи с возникающими в судебной практике некоторыми вопросами и в целях обеспечения правильного и единообразного применения общей части Налогового кодекса Республики Узбекистан при рассмотрении дел экономическими судами, руководствуясь статьей 47 Закона Республики Узбекистан "О судах", Пленум Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Обратить внимание экономических судов на то, что налоговое законодательство в Республике Узбекистан состоит из Налогового кодекса Республики Узбекистан (далее - Налоговый кодекс) и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены налоговым законодательством Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора.


1.1. В случае обнаружения несоответствия нормативно-правовых актов налогового законодательства установленным положениям Налогового кодекса при рассмотрении дел, связанных с неисполнением налоговых обязательств, в том числе с применением мер ответственности за налоговые правонарушения юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, и физических лиц, утративших статус индивидуального предпринимателя, (далее - налогоплательщики), в соответствии с частью третьей статьи 2 Налогового кодекса и частью третьей статьи 16 Закона Республики Узбекистан "О нормативно-правовых актах" применяются положения, установленные Налоговым кодексом.

1.2. В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса, все неустранимые противоречия и неясности налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика. При этом экономическим судам следует иметь в виду, что данное правило применяется во-первых, когда противоречия и неясности имеются только в налоговом законодательстве; во-вторых, когда соотношение актов законодательства нельзя устранить на основании установленных в статье 16 Закона Республики Узбекистан "О нормативно-правовых актах" положений.

2. В соответствии с частью шестой статьи 2 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, к налоговым и другим административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами налогового законодательства.


3. Исковые заявления (заявления) уполномоченного органа, связанные с неисполнением налоговых обязательств, в том числе с применением к ним мер ответственности за налоговые правонарушения, оцениваются как поданные в экономический суд в интересах государственного бюджета или государственных целевых фондов либо внебюджетных фондов.

Если отказ уполномоченного органа противоречит законодательству или нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, экономический суд в соответствии с частью третьей статьи 157 Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан (далее - ЭПК) не принимает отказ от иска и рассматривает дело по существу.

4. В связи с тем, что споры, связанные с неисполнением налогоплательщиками налоговых обязательств, в том числе с применением к ним мер ответственности за налоговые правонарушения, вытекают из административно-правовых отношений, заключение по ним мировых соглашений не допускается.


5. Экономическим судам следует иметь в виду, что в соответствии с частью первой статьи 3 Налогового кодекса налогообложение производится в соответствии с законодательством, действующим на момент возникновения налоговых обязательств.

В соответствии с частью второй статьи 3 Налогового кодекса, акты налогового законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Акты налогового законодательства, предусматривающие отмену налогов и других обязательных платежей, снижение их ставок, отмену обязанностей или смягчение иным образом положения налогоплательщиков, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 3 Налогового кодекса, могут иметь обратную силу, если это прямо предусмотрено в актах налогового законодательства.

Если в налоговом законодательстве прямо не указано время введения их в действие, то акты налогового законодательства, предусматривающие установление новых налогов и других обязательных платежей, полную либо частичную отмену льгот, увеличение налогооблагаемой базы, вводятся в действие не ранее трех месяцев с момента их официального опубликования, а акты налогового законодательства, предусматривающие изменение ставок налогов и других обязательных платежей, вводятся в действие с первого дня месяца, следующего за месяцем их официального опубликования, если в них не указан более поздний срок.

В соответствии с частью третьей статьи 3 Налогового кодекса, акты налогового законодательства, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства, имеют обратную силу. В связи с этим, экономическим судам при рассмотрении дел, связанных с применением мер правового воздействия к налогоплательщикам, следует применять акты налогового законодательства, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства, сравнив акты налогового законодательства, действовавшими во время совершения правонарушения, с актами налогового законодательства, действующими на момент рассмотрения дела.

Если санкция, предусмотренная актами налогового законодательства, действовавшими во время совершения налогового правонарушения, с актами налогового законодательства, действующими на момент рассмотрения дела, окажется одинаковой, то в этом случае применяются акты налогового законодательства, действующие на момент рассмотрения дела.

Экономическим судам следует иметь в виду, что при применении финансовой санкции, исчисляемой минимальным размером заработной платы, финансовая санкция применяется, исходя из минимального размера заработной платы, установленного на день обнаружения правонарушения.

6. На территории Республики Узбекистан действуют налоговые и другие обязательные платежи, предусмотренные Налоговым кодексом. Как предусмотрено в статье 30 Налогового кодекса, льготы по налогам и другим обязательным платежам могут предоставляться Налоговым кодексом, иными законами и решениями Президента Республики Узбекистан. Предоставление льгот по налогу на имущество, земельному налогу, единому земельному налогу может осуществляться органами государственной власти на местах в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Следует обратить внимание, что льготы по налогам и другим обязательным платежам экономическими судами не предоставляются.

7. В соответствии со статьей 38 Налогового кодекса, орган государственной налоговой службы может начислить или пересмотреть начисленную сумму налогов и других обязательных платежей в течение пяти лет после окончания налогового периода. Налогоплательщик вправе потребовать зачет или возврат излишне уплаченных сумм налогов и других обязательных платежей в течение пяти лет после окончания налогового периода.

В соответствии с абзацем третьим части второй статьи 110 Налогового кодекса, истечение сроков исковой давности по налоговому обязательству признается обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения и привлечение его к ответственности. В связи с этим, срок исковой давности по требованию органа государственной налоговой службы о применении мер ответственности за налоговые правонарушения составляет пять лет посте окончания налогового периода, в котором совершено правонарушение.

Применение исковой давности по налогам и другим обязательным платежам отличается от исковой давности, применяемой в гражданско-правовых отношениях. Поэтому для применения исковой давности по налогам и другим обязательным платежам не требуется соответствующего заявления стороны. Однако, согласно части третьей статьи 38 Налогового кодекса течение срока исковой давности по налоговому обязательству может приостанавливаться, прерываться и восстанавливаться в соответствии с гражданским законодательством.


8. При рассмотрении дел, связанных с обращением взыскания налоговой задолженности на имущество налогоплательщика, экономическим судам следует иметь в виду, что в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 54 Налогового кодекса, налоговые каникулы добросовестным налогоплательщикам, а также отсрочка и (или) рассрочка уплаты налоговой задолженности предоставляются Кабинетом Министров Республики Узбекистан или уполномоченным им органом в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан на срок от одного до двадцати четырех месяцев. При этом отсрочка и (или) рассрочка уплаты налоговой задолженности может производиться в отношении всей или части налоговой задолженности.

9. Экономическим судам следует разъяснить, что в соответствии с положениями, установленными в статьях 56-58 Налогового кодекса, при отсутствии спора об излишне уплаченных налогах и других обязательных платежах, возврат или зачет в счет предстоящих платежей данных сумм производится уполномоченным органом самостоятельно. Если между уполномоченным органом и налогоплательщиком по данному вопросу возникнет спор, налогоплательщик может обратиться в экономический суд с исковым заявлением о зачете в счет предстоящих платежей или взыскании излишне уплаченных, либо взысканных сумм налогов и других обязательных платежей.

9.1. Если налогоплательщик до подачи искового заявления в экономический суд не обратился в орган государственной налоговой службы с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налога или зачете их в счет предстоящих платежей по другим видам налогов, то данное обстоятельство расценивается как несоблюдение досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора.

9.2. Экономическим судом иск о возврате излишне уплаченных или взысканных сумм налогов подлежит удовлетворению при отсутствии пени и штрафов по данному виду налога, задолженности, пени и штрафов по другим видам налогов.

10. В соответствии с частью первой статьи 69 Налогового кодекса, органы государственной налоговой службы, таможенные органы и другие государственные органы и организации, на которые возложены функции по взиманию налогов и других обязательных платежей, должны вести учет поступлений в бюджет и государственные целевые фонды. В связи с этим, при подаче исков налогоплательщиками о взыскании с уполномоченных органов излишне уплаченных или необоснованно взысканных денежных средств (налогов, обязательных платежей, штрафов и пени), экономическим судам следует в соответствии со статьей 48 ЭПК привлекать к участию в деле Министерство финансов Республики Узбекистан, его внебюджетные фонды и (или) их территориальные органы и другие уполномоченные организации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, на стороне ответчика.

11. Экономическим судам разъяснить, что налоги и другие обязательные платежи поступают не в органы государственной налоговой службы, а в Государственный бюджет Республики Узбекистан и в государственные целевые фонды. В связи с этим, при удовлетворении искового заявления налогоплательщика о взыскании указанных платежей штрафы, пени и проценты не взыскиваются.

В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Республики Узбекистан N УП-3619 от 14 июня 2005 года "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы правовой защиты субъектов предпринимательства", вред, причиненный субъекту предпринимательства в результате незаконных решений государственных органов, либо незаконных действий (бездействия) их должностных лиц, подлежит возмещению в полном объеме на основании решения суда непосредственно этими государственными органами, в первую очередь, за счет средств их внебюджетных фондов.


12. При рассмотрении дел об обращении взыскания на имущество налогоплательщика экономическим судам следует обратить внимание на соблюдение органом государственной налоговой службы досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора. Исковое заявление, поданное без соблюдения указанного порядка, в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 155 ЭПК, подлежит возврату, а если данное обстоятельство обнаружено после принятия искового заявления к производству, то в соответствии с пунктом 5 статьи 107 ЭПК иск оставляется без рассмотрения.

12.1. В соответствии с частями второй и третьей статьи 60 Налогового кодекса требование о погашении налоговой задолженности должно быть вручено налогоплательщику или его представителю способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования налогоплательщиком. При наличии у налогоплательщика персонального кабинета налогоплательщика требование о погашении налоговой задолженности может быть направлено ему через его персональный кабинет налогоплательщика. В случае, когда требование о погашении налоговой задолженности направляется по почте заказным письмом, оно считается полученным на дату получения заказного письма, указанную в бланке уведомления о вручении почтового отправления.

Если налогоплательщик является филиалом или представительством юридического лица, требование может быть направлено филиалу или представительству.

13.

В соответствии с частью первой статьи 62 Налогового кодекса, к мерам принудительного взыскания налоговой задолженности относятся:

бесспорное взыскание налоговой задолженности с банковских счетов налогоплательщика;

обращение взыскания на суммы, причитающиеся налогоплательщику от его дебиторов;

обращение взыскания на имущество налогоплательщика.

Исковое заявление органа государственной налоговой службы об обращении взыскания на имущество налогоплательщика, поданное без соблюдения мер по бесспорному взысканию ее с банковских счетов налогоплательщика, в соответствии с пунктом 9 части первой статьи 155 ЭПК, подлежит возврату, а если данное обстоятельство обнаружено после принятия искового заявления к производству, в соответствии с пунктом 4 статьи 107 ЭПК, иск подлежит оставлению без рассмотрения, за исключением случаев, когда у налогоплательщика нет банковских счетов или налогоплательщик выставил на свой банковский счет платежное поручение для уплаты налоговой задолженности.

13.1. При обращении органа государственной налоговой службы с исковым заявлением об обращении взыскания на имущество налогоплательщика размер налоговой задолженности не должен быть менее размера, установленного законодательными актами.

Если сумма задолженности менее установленного размера, исковое заявление подлежит отказу в принятии применительно к пункту 1 части первой статьи 154 ЭПК, а при установлении данного обстоятельства после принятия заявления к производству, производство по делу подлежит прекращению в соответствии с пунктом 1 статьи 110 ЭПК.

Судам следует иметь в виду, что правила, установленные абзацем вторым настоящего пункта, не применяются в случаях, если сумма налоговой задолженности составляет меньше установленного законодательством минимального размера для обращения взыскания на имущество, но не погашена в течение года после истечения срока уплаты.

14. В соответствии с частью первой статьи 63 Налогового кодекса, бесспорное взыскание налоговой задолженности с банковских счетов налогоплательщика осуществляется путем выставления в банк, обслуживающий его депозитный счет до востребования, инкассового поручения органа государственной налоговой службы о перечислении суммы налоговой задолженности в соответствующий бюджет или государственный целевой фонд, если иное не предусмотрено частью третьей статьи 62 Налогового кодекса.

Статья 63 Налогового кодекса устанавливает порядок бесспорного взыскания налоговой задолженности налогоплательщика органом государственной налоговой службы. В связи с этим, экономическим судам следует иметь в виду, что исковые заявления (заявления) о взыскании налоговой задолженности с банковских счетов налогоплательщика не подведомственны экономическим судам, за исключением случая, предусмотренного частью седьмой статьи 70 Налогового кодекса.

15. Если орган государственной налоговой службы до подачи искового заявления в экономический суд не принял мер по обращению взыскания на суммы, причитающиеся налогоплательщику от его дебиторов, то это обстоятельство не является препятствием для рассмотрения иска по существу.

17. Экономические суды при принятии искового заявления об обращении взыскания на имущество налогоплательщика должны проверять наличие следующих документов, которые в соответствии с частью второй статьи 65 Налогового кодекса прилагаются к исковому заявлению:

выписка из имеющихся лицевых карточек налогоплательщика о наличии налоговой задолженности;

справка о наличии платежных поручений, платежных требований и инкассовых поручений.

Исходя из требований пункта 8 части второй статьи 149 ЭПК, а также статей 59 и 60 Налогового кодекса к исковому заявлению об обращении взыскания на имущество налогоплательщика также должен быть приложен документ, подверждающий направление налогоплательщику требования о погашении налоговой задолженности.

Не приложение к исковому заявлению органа государственной налоговой службы об обращении взыскания на имущество налогоплательщика вышеуказанных документов является основанием для возврата искового заявления в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 155 ЭПК.

18. При разрешении споров, связанных с обращением взыскания на имущество налогоплательщика, экономическим судам следует иметь в виду, что согласно статье 120 Налогового кодекса, нарушение сроков уплаты налогов и других обязательных платежей влечет начисление пени в размере 0,033 процента за каждый день просрочки, но размер пени не может превышать суммы задолженности по соответствующим налогам и другим обязательным платежам.

Экономические суды не вправе освобождать налогоплательщика от уплаты начисленных в соответствии со статьей 120 Налогового кодекса сумм пени или уменьшать ее размер, за исключением случаев, когда размер пени превышает сумму задолженности по соответствующим налогам и другим обязательным платежам.

19. К делам, связанным с применением мер ответственности за налоговые правонарушения налогоплательщика, относятся также требования о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках и о применении финансовых санкций.


20. При рассмотрении дел, связанных с обращением взыскания на имущество налогоплательщика, применением финансовой санкции к налогоплательщику, приостановлением операций по счетам в банках, признанием инкассового поручения не подлежащим исполнению, обязанность доказывания возлагается на уполномоченный орган применительно к части первой статьи 68 ЭПК.

Исходя из смысла части четвертой статьи 73 ЭПК приговор по уголовному делу в отношении руководителя или работника налогоплательщика, обязателен для экономического суда по вопросам о том, имели ли место определенные действия и кем они совершены. При этом, уполномоченный орган освобождается от обязанности доказывания факта не нарушения порядка и правил проведения проверки и совершения налогового правонарушения налогоплательщиком, за исключением приговора, вынесенного по реабилитирующим основаниям, предусмотренным статьей 83 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан.

Судам следует иметь в виду, что определение (постановление) о прекращении уголовного дела без разрешения вопроса о виновности либо постановление о привлечении лица к административной ответственности может быть принято судом в качестве доказательства при даче правовой оценки указанным обстоятельствам.

20.1. Исходя из смысла части второй статьи 66 ЭПК и в соответствии с частью четвертой статьи 67 Налогового кодекса доказательства (документы или иная информация о налогоплательщике), полученные в нарушение требований законодательства, не могут служить основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства.

21. При проведении действий в рамках налоговой проверки для подтверждения совершенного какого-либо факта в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, привлекаются понятые.

Не допускается участие в качестве понятых заинтересованных лиц, несовершеннолетних лиц и работников органов государственной налоговой службы. Доказательства, полученные в нарушение данного правила, не могут быть приняты во внимание экономическим судом.

22. Если к исковому заявлению (заявлению) уполномоченного органа не приложены документы, подтверждающие уплату почтовых расходов в установленном порядке и размере, в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 155 ЭПК, исковое заявление (заявление) и приложенные к нему документы возвращаются определением суда.

23. В соответствии с частью первой статьи 70 Налогового кодекса камеральный контроль это контроль, проводимый на основе изучения и анализа представленной в установленном порядке налогоплательщиком финансовой и налоговой отчетности, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся в органе государственной налоговой службы, согласно части восьмой статьи 71 настоящего Кодекса результаты хронометража поступления наличной денежной выручки используются исключительно для анализа достоверности представляемой налоговой отчетности, а также для ведения базы данных об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением. Результат камерального контроля или хронометража не может являться основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности.

24. В соответствии с частью второй статьи 108 Налогового кодекса, никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

Разъяснить экономическим судам, что в случае выявления совершенных налогоплательщиком нескольких одинаковых правонарушений, он привлекается к ответственности один раз, за исключением совершения правонарушений после привлечения к ответственности.

25. В соответствии с частью четвертой статьи 108 Налогового кодекса, финансовые санкции за налоговое правонарушение, совершенное индивидуальным предпринимателем, применяются в порядке, предусмотренном для юридических лиц.

Привлечение лица, занимающегося индивидуальной предпринимательской деятельностью, за совершение им общественно опасного деяния к уголовной ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом Республики Узбекистан, не освобождает его от привлечения к ответственности, предусмотренной Налоговым кодексом, в качестве индивидуального предпринимателя за совершенное налоговое правонарушение.


25.1. Разъяснить судам, что в случае совершения налогоплательщиком нескольких налоговых правонарушений штраф назначается за каждое правонарушение в отдельности, затем на основании части восьмой статьи 108 Налогового кодекса финансовые санкции в виде штрафа применяются по совокупности налоговых правонарушений путем поглощения менее строгого более строгим либо путем полного или частичного сложения назначенных штрафов.

25.2. При применении финансовых санкций за совершение нескольких правонарушений, более строгим штрафом считается наибольший размер из штрафов, о применении которых указано в заявлении органа государственной налоговой службы.

Судам следует иметь в виду, что при поглощении менее строгого более строгим штрафом, применяется более строгий штраф.

При этом окончательный размер штрафа не должен превышать максимальный размер штрафа, предусмотренный за правонарушение, за которое предусмотрен больший размер штрафа.

25.3. Судам следует иметь в виду, что при совершении налогоплательщиком нескольких правонарушений окончательный размер штрафа определяется путем полного или частичного сложения назначенных штрафов при условии, что налогоплательщиком наряду с другими правонарушениями совершено правонарушение, ответственность за которое предусмотрено в частях первой и второй статьи 119 Налогового кодекса, и размер финансовой санкции за это правонарушение превышает размеры санкций, предусмотренных за другие правонарушения.

При этом окончательный размер штрафа не должен превышать максимальный размер штрафа, предусмотренный в соответствующей части статьи 119 Налогового кодекса, а при частичном сложении окончательный размер штрафа не должен быть менее минимального размера штрафа, предусмотренного в соответствующей части статьи 119 Налогового кодекса.

25.4. Разъяснить судам, что если после принятия решения по делу будет установлено, что налогоплательщик совершил еще и другие налоговые правонарушения, совершенные им до принятия решения по первому делу, штраф применяется по правилам, предусмотренным частью восьмой статьи 108 Налогового кодекса. В этом случае в размер штрафа, назначенного судом по совокупности налоговых правонарушений, засчитывается сумма штрафа, выплаченная по первому решению, о чем указывается в решении суда.

Если за второе правонарушение предусмотрен более строгий штраф, чем примененный по первому делу, суд по второму делу применяет финансовую санкцию в размере, равной разнице двух санкций.

Если за второе правонарушение предусмотрен менее строгий штраф, чем примененный по первому делу, суд по второму делу применяет финансовую санкцию, однако, в связи с тем, что штраф, примененный по первому делу, поглощает штраф, предусмотренный за второе правонарушение, примененный штраф не взыскивается, о чем указывается в решении суда.

26. В соответствии с частью первой статьи 109 Налогового кодекса, лицо не может быть привлечено к ответственности за налоговое правонарушение при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

отсутствия факта совершения налогового правонарушения;

отсутствия вины лица в совершении налогового правонарушения.

Обстоятельства, установленные в статье 110 Налогового кодекса, являются обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения и привлечение его к ответственности, и если имеется хотя бы одно из этих обстоятельств - налогоплательщик не привлекается к ответственности.


27. В соответствии с частью второй статьи 96 Налогового кодекса орган государственной налоговой службы вправе обратиться в суд с заявлением о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках в следующих случаях:

воспрепятствования налогоплательщиком проведению налоговой проверки или отказа в допуске должностных лиц органа государственной налоговой службы для обследования территорий, помещений, в том числе мест, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объекта налогообложения;

отсутствия налогоплательщика - юридического лица по заявленному адресу;

непредставления налогоплательщиком налоговой и (или) финансовой отчетности, обоснования выявленных в ходе камерального контроля расхождений либо уточненной налоговой отчетности.

28. Согласно части первой статьи 101 Налогового кодекса, по результатам налоговой проверки должностными лицами органа государственной налоговой службы составляется акт налоговой проверки.

В соответствии с частью четвертой данной статьи, все экземпляры акта налоговой проверки подписываются должностными лицами органа государственной налоговой службы, проводящими налоговую проверку. Один экземпляр акта налоговой проверки вручается налогоплательщику. Налогоплательщик обязан расписаться в получении акта налоговой проверки на всех экземплярах акта с указанием даты его получения. Оставшиеся в органе государственной налоговой службы экземпляры акта налоговой проверки приобщаются к материалам налоговой проверки.

Подпись налогоплательщика в акте налоговой проверки не означает его согласия с результатами налоговой проверки.

При уклонении налогоплательщика от получения акта налоговой проверки должностное лицо органа государственной налоговой службы вносит об этом соответствующую запись в акт налоговой проверки. В данном случае один экземпляр акта налоговой проверки отправляется налогоплательщику по почте заказным письмом и с этого момента налоговая проверка считается завершенной.

28.1. В случаях не составления акта налоговой проверки при проведении налоговой проверки, проверка считается не проведенной и налоговое правонарушение неустановленным. Поэтому, если решение органа государственной налоговой службы о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершенное налоговое правонарушение, выявленное в результате налоговой проверки, не основано на акте налоговой проверки, это обстоятельство является основанием для отказа в применении финансовой санкции. Исключением из этого являются правонарушения, указанные в статьях 113, 118, 120 Налогового кодекса, а также другие правонарушения, предусмотренные законодательством.

28.2. Пунктом 2 Указа Президента Республики Узбекистан от 22 января 2018 года N УП-5308 "О Государственной программе по реализации стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в "Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий" объявлено сроком на два года мораторий на проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства, за исключением проверок, проводимых в рамках уголовных дел и в связи с ликвидацией юридического лица.

Обратить внимание судов, что указанный в абзаце первом настоящего пункта мораторий действует по 22 января 2020 года. В связи с этим, если орган государственной налоговой службы обратится в суд с заявлением о применении к субъекту предпринимательства меры правового воздействия за совершенное налоговое правонарушение, выявленное в результате проверки финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательства в указанный период, это обстоятельство является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования, за исключением проверок проведенных в рамках уголовных дел и в связи с ликвидацией юридического лица, а также краткосрочных проверок.

31. Орган государственной налоговой службы принимает меры по принудительному взысканию налогов, других обязательных платежей и пени в соответствии со статьями 62-65 Налогового кодекса, если в течение тридцати дней со дня получения копии решения органа государственной налоговой службы налогоплательщиком не уплачены указанные в решении суммы налогов, других обязательных платежей и пени, либо получено, письменное уведомление об отказе в уплате начисленных сумм налогов, других обязательных платежей и пени.


32. В соответствии с частью второй статьи 104 Налогового кодекса, в случае устранения налоговых правонарушений и уплаты начисленных сумм налогов, других обязательных платежей и пени в течение тридцати дней со дня получения копии решения органа государственной налоговой службы, решение органа государственной налоговой службы в части применения к налогоплательщику штрафа считается отмененным. Данная норма не распространяется на случаи, указанные в статьях 114, 119 Налогового кодекса.

33. Если в течение пяти рабочих дней со дня получения копии решения органа государственной налоговой службы налогоплательщик не представит письменное уведомление о признании вины в совершенных налоговых правонарушениях и о добровольной уплате штрафа или об отказе в этом, либо представит письменное уведомление об отказе, а также в случае неуплаты штрафа в течение срока, предоставленного в соответствии с частью пятой статьи 104 Налогового кодекса, орган государственной налоговой службы обращается в экономический суд с заявлением о применении штрафа в отношении налогоплательщика.

Экономическим судам следует разрешать споры в пределах требований, предъявленных в исковых заявлениях (заявлениях) органов государственной налоговой службы и указанных в решениях правонарушений.

35. В соответствии с частью второй статьи 112 Налогового кодекса, финансовые санкции к налогоплательщикам применяются в судебном порядке, за исключением случаев начисления пени за просрочку уплаты налогов и других обязательных платежей, а также признания налогоплательщиком вины в совершенном налоговом правонарушении и добровольной уплаты штрафа.

Если органом государственной налоговой службы предоставлена рассрочка уплаты финансовой санкции на основании части третьей статьи 54 Налогового кодекса и в случае несоблюдения налогоплательщиком срока предоставленной рассрочки, орган государственной налоговой службы может обратиться с заявлением о применении финансового штрафа в судебном порядке.

35.1. Согласно части четвертой статьи 112 Налогового кодекса в случае несоразмерности применяемой финансовой санкции последствиям правонарушения, установления обстоятельств, смягчающих ответственность, а также с учетом материального положения правонарушителя, суд вправе применить финансовую санкцию ниже низшего предела, предусмотренного главой 17 Налогового кодекса, но не ниже 25 процентов от минимального предела установленной санкции с обязательным указанием мотивов и оснований.

При этом обратить внимание судов, что применение финансовой санкции ниже низшего предела является правом суда. В случае реализации данного права суду следует оценивать соразмерность применяемой финансовой санкции последствиям правонарушения, устанавливать наличие обстоятельств, смягчающих ответственность, учитывать финансовое состояние налогоплательщика. При этом следует учитывать, что наличие смягчающих обстоятельств доказывается налогоплательщиком.

Принимая во внимание, что перечень обстоятельств, смягчающие ответственность, указанный в абзаце четвертом части первой статьи 111 Налогового кодекса, не является исчерпывающим, суд может признать смягчающими ответственность обстоятельствами регулярную уплату налогоплательщиком налогов и других обязательных платежей, совершение налогового правонарушения впервые, тяжелое финансовое положение налогоплательщика, возможность наступления экономической несостоятельности (банкротства) в результате применения финансовой санкции и другие обстоятельства, положительно характеризующие налогоплательщика.

Разъяснить судам, что если налогоплательщиком совершено несколько налоговых правонарушений и имеются основания для применения финансовой санкции ниже низшего предела, правила части четвертой статьи 112 Налогового кодекса могут быть применены по каждой статье или каждой части статьи в отдельности либо по некоторым из них. При этом окончательный размер штрафа определяется путем полного сложения назначенных штрафов и он не может превышать наибольший размер штрафа, о применении которого указано в заявлении органа государственной налоговой службы.

В мотивировочной части решения о применении финансовой санкции должны быть указаны мотивы и основания для применения финансовой санкции ниже низшего предела.

В резолютивной части решения в отдельности указываются соответствующие статьи Налогового кодекса, предусматривающие ответственность за каждое правонарушение, применение по каждому правонарушению части четвертой статьи 112 Налогового кодекса и окончательный размер штрафа, определенный по правилам, предусмотренным в абзаце четвертом настоящего пункта.

35.2. Разъяснить судам, что правила, предусмотренные частями восьмой и девятой статьи 108, частью четвертой статьи 112 Налогового кодекса применяются только к налоговым правонарушениям и финансовым, предусмотренным в главе 17 Налогового кодекса.

Судам следует иметь в виду, что правила, предусмотренные частью девятой статьи 108 и частью четвертой статьи 112 Налогового кодекса, применяются только судами.

При рассмотрении дел, связанных с применением финансовых санкций, предусмотренных пунктом 3 Постановления Президента Республики Узбекистан от 16 марта 2007 года N ПП-605 "О мерах по дальнейшему упорядочению розничной торговли алкогольной продукцией", пунктом 4 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 июня 2000 года N 245 "О мерах по дальнейшему развитию и укреплению внебиржевого валютного рынка", пунктом 49 Положения о порядке формирования, декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и государственного контроля за их применением, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 октября 2010 года, частью шестой статьи 53 Налогового кодекса и другими актами законодательства, эти правила не применяются.

36. Разъяснить экономическим судам, что с введением в действие Налогового кодекса, начиная с 1 января 2008 года, меры правового воздействия за совершенные налоговые правонарушения применяются в судебном порядке не только к субъектам предпринимательства, но и ко всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, за исключением случаев начисления пени за просрочку уплаты налогов и других обязательных платежей, а также признания налогоплательщиком вины в совершенном налоговом правонарушении и добровольной уплаты штрафа.

37. В соответствии с частью первой статьи 53 Налогового кодекса, банки обязаны исполнять платежные поручения налогоплательщика на перечисление налога и (или) другого обязательного платежа, а также инкассовые поручения соответствующего уполномоченного органа о взыскании налогов и других обязательных платежей в порядке очередности, установленной в Инструкции "О порядке списания денежных средств с банковских счетов хозяйствующих субъектов" (зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Узбекистан 15 марта 2012 года N 2342) и Положении "О безналичных расчетах в Республике Узбекистан" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Узбекистан 3 июня 2013 года N 2465), а также Инструкции "О кассовом исполнении Государственного бюджета Республики Узбекистан" (зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Узбекистан 1 февраля 2012 года N 2320).

37.1. Обратить внимание экономических судов, что в соответствии с частью четвертой статьи 63 Налогового кодекса взыскание суммы налоговой задолженности производится из денежных средств, находящихся на всех банковских счетах налогоплательщика, за исключением тех, на которые в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание.

37.2. В соответствии с частью шестой статьи 53 Налогового кодекса, в случае неисполнения (задержки исполнения) по вине банка поручения налогоплательщика на перечисление сумм налогов и других обязательных платежей, инкассового поручения соответствующего уполномоченного органа об их взыскании, с банка взыскивается в установленном порядке пеня в размере 0,5 процента за каждый день просрочки от неперечисленной суммы налогов и других обязательных платежей.

При этом, в виду того, что применяемая пеня является мерой правового воздействия по отношению к банку не за просрочку исполнения своих налоговых обязательств, а за просрочку исполнения налоговых обязательств клиента, она по своей правовой природе является финансовой санкцией и применяется в судебном порядке, за исключением случаев признания банком вины в совершенном налоговом правонарушении и добровольной уплаты пени.


37.3. В случае предъявления органом государственной налоговой службы заявления о применении финансовой санкции в отношении филиала банка, вопрос привлечения банка к участию в деле в качестве ответчика разрешается экономическим судом в соответствии со статьей 45 ЭПК. При удовлетворении заявления органа государственной налоговой службы финансовая санкция применяется не к филиалу банка, а к самому банку.

38. В соответствии с частью первой статьи 114 Налогового кодекса хранение неоприходованных товаров, за исключением случаев подтверждения их законного происхождения, - влечет наложение штрафа в размере 20 процентов стоимости неоприходованного товара, а в соответствии с частью третьей настоящей статьи сокрытие (занижение) выручки от реализации товаров (работ, услуг) - влечет наложение штрафа в размере 20 процентов от суммы сокрытой (заниженной) выручки от реализации товаров (работ, услуг).

В случае обращения неоприходованных товаров в доход государства в рамках возбужденного дела об административном правонарушении или уголовного дела, финансовая санкция, предусмотренная частью первой статьи 114 Налогового кодекса, не применяется.

Санкция, предусмотренная частью первой статьи 114 Налогового кодекса, подлежит применению, если неоприходованные товары уничтожены на основании приговора, определения, постановления или решения суда или постановления государственного органа (должностных лиц).

В связи с этим при применении финансовой санкции на основании части первой статьи 114 Налогового кодекса судам следует выяснять наличие связи экономического дела с административным или уголовным делом и основываться на обстоятельства, изложенные в судебных актах.

38.1. Под хранением неоприходованных товаров понимается хранение, выпуск для реализации и реализация неотраженных в бухгалтерских документах товаров.

Для частных предпринимателей, занимающихся розничной торговой деятельностью, регистрами учета доходов и товарных операций считается книга учета доходов и товарных операций и книжка чеков товара частного предпринимателя, занимающихся розничной торговой деятельностью. Регистры учета доходов и товарных операций регистрируются органами государственной налоговой службы по месту регистрации частного предпринимателя.

В случае возникновения спора по стоимости неоприходованных товаров, она определяется на основании заключения специалиста (эксперта), который назначается экономическим судом по ходатайству заинтересованной стороны.

38.2. В соответствии с частью пятой статьи 114 Налогового кодекса, сокрытием (занижением) выручки от реализации товаров (работ, услуг) признается:

неотражение в регистрах учета суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) при документальном подтверждении факта реализации товаров (работ, услуг);

подмена, подделка или уничтожение документов, свидетельствующих о факте реализации товаров (работ, услуг);

отсутствие на складе или в месте реализации товаров, числящихся в учете как нереализованные.

В соответствии с абзацем пятым пункта 3 Указа Президента Республики Узбекистан "О мерах по повышению ответственности хозяйствующих субъектов за расчеты с бюджетом" N УП-1504 от 9 августа 1996 года, невнесение ежедневно вырученных наличных средств в учреждения банков всеми предприятиями розничной торговли, а также оказывающими услуги населению, также квалифицируется как сокрытие выручки.

Данный перечень является законченным и расширительному толкованию не подлежит.


38.3. В соответствии с частью третьей статьи 114 Налогового кодекса, на сумму сокрытой (заниженной) выручки от реализации товаров (работ, услуг) производится начисление налогов и других обязательных платежей в соответствии с законодательством.

40. За осуществление торговли и оказание услуг без применения (без установления) контрольно-кассовых машин с фискальной памятью и (или) расчетных терминалов по приему платежей по пластиковым карточкам, когда их применение является обязательным, а равно реализация товаров и оказание услуг без выписки покупателю квитанции, выдачи талонов, чека или других приравненных к ним документов, когда выписка или выдача таких документов является обязательной, влечет наложение штрафа в размере, предусмотренном частью первой статьи 119 Налогового кодекса, за использование контрольно-кассовых машин, не соответствующих техническим требованиям или с нарушением программы обслуживания фискальной памяти, а также отказ от приема платежей по пластиковым карточкам, влечет наложение штрафа, в размере, предусмотренном частью третьей статьи 119 Налогового кодекса.


40.1. Совершение действий, предусмотренных в части первой статьи 119 Налогового кодекса, в течение одного года после применения штрафа влечет наложение штрафа, предусмотренного в части второй настоящей статьи, а совершение действий, предусмотренных в части третьей настоящей статьи, в течение одного года после применения штрафа влечет наложение штрафа, предусмотренного в части четвертой настоящей статьи.

При этом, под налоговым правонарушением, совершенным в течение одного года, понимается правонарушение, совершенное в течение двенадцати месяцев со дня принятия органом государственной налоговой службы решения о предоставлении срока для добровольной уплаты штрафа или применения штрафа судом.

40.2. Если у налогоплательщика имеются несколько торговых точек и в случае обнаружения в ходе налоговой проверки в каждой из них одинакового правонарушения, предусмотренного статьей 119 Налогового кодекса, финансовая санкция к налогоплательщику применяется один раз.


40.3. При разрешении данной категории споров экономическим судам следует обратить внимание на необходимость регистрации контрольно-кассовых машин с фискальной памятью и выписываемых одноразовых квитанций в органах государственной налоговой службы. Использование не прошедших в надлежащем порядке регистрацию контрольно-кассовых машин и квитанций является основанием для применения к налогоплательщику штрафа, предусмотренного частью первой статьи 119 Налогового кодекса.

40.4. Использование контрольно-кассовых машин, не прошедших в обязательном порядке сертификацию в аккредитированных органах по сертификации рассматривается как использование контрольно-кассовых машин, не соответствующих техническим требованиям, и данное обстоятельство является основанием для применения штрафа, предусмотренного частью третьей статьи 119 Налогового кодекса.

40.5. Факт использования контрольно-кассовых машин, не соответствующих техническим требованиям, или с нарушением программы обслуживания фискальной памяти, должен быть подтвержден полученным в ходе налоговой проверки заключением независимой организации, правомочным для дачи такого заключения.

41. При уплате налогоплательщиком налоговой задолженности и финансовой санкции до принятия решения по спору, экономический суд отказывает в удовлетворении иска в виду устранения спора.

Если налогоплательщиком указанная в исковом требовании сумма уплачена частично, экономический суд обращает взыскание на имущество налогоплательщика на оставшуюся сумму налоговой задолженности, применяет финансовую санкцию на оставшуюся сумму. В решении суда указывается точный размер суммы, подлежащей обращению взыскания на имущество или наложению.

42. Экономическим судам следует иметь в виду, что если налогоплательщик - юридическое лицо, совершивший налоговое правонарушение, ликвидирован, то к нему мера правового воздействия не применяется.

В соответствии с частью второй статьи 51 Налогового кодекса, исполнение налогового обязательства по уплате налогов и других обязательных платежей реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были известны или нет до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения налогового обязательства реорганизованным юридическим лицом.

Отсутствие в передаточном акте сведений о передаче налоговой задолженности правопреемнику, не освобождает правопреемника от ответственности по данной налоговой задолженности.


42.1. Решения Республиканской комиссии по сокращению просроченной дебиторской и кредиторской задолженности и укреплению дисциплины платежей в бюджет о списании пени и штрафных санкций хозяйствующих субъектов по платежам в бюджет и государственные целевые фонды, об отсрочке по уплате задолженности (основной суммы, пени, штрафных санкций) является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления (заявления) органа государственной налоговой службы.

Окончание срока, предусмотренного в решении комиссии об отсрочке по уплате задолженности, не препятствует органу государственной налоговой службы для предъявления в общем порядке в экономический суд искового заявления (заявления) по новым основаниям.

42.2. При предъявлении органом государственной налоговой службы, после выдачи судебного приказа, иска о том же предмете и по тем же основаниям, исковое заявление подлежит отказу в принятии на основании пункта 2 части первой статьи 154 ЭПК, а если исковое заявление принято к производству, то производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 статьи 110 ЭПК.

43. При применении финансовой санкции экономическим судам следует учитывать, что установленный в статье 111 Налогового кодекса перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за налоговое правонарушение, не является исчерпывающим, а обстоятельство, отягчающее ответственность, является исчерпывающим.

44. По каждому факту нарушения законодательства экономическим судам следует разрешать вопросы ответственности должностных лиц, тщательно изучать причины и условия возникновения правонарушений, принимать меры по их устранению путем вынесения частных определений.

Председатель

Высшего хозяйственного суда

      

Д. Мирзакаримов

Секретарь Пленума, судья

Высшего хозяйственного суда

           

С. Нуманова