Внимание!

Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Постановления Пленума Высшего хозяйственного суда / Утратившие силу документы, документы прошлых лет /

Постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 19.11.2010 г. N 221 "О некоторых вопросах применения хозяйственными судами актов законодательства о ликвидации предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и не сформировавших свои уставные фонды в установленные законодательством сроки"

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЫСШЕГО

ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

19.11.2010 г.

N 221




О НЕКОТОРЫХ

ВОПРОСАХ СУДЕБНОЙ

ПРАКТИКИ ПО ДЕЛАМ О ЛИКВИДАЦИИ

ПРЕДПРИЯТИЙ, НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

И НЕ СФОРМИРОВАВШИХ СВОИ УСТАВНЫЕ ФОНДЫ

В УСТАНОВЛЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ СРОКИ

В целях обеспечения правильного и единообразного применения экономическими судами актов законодательства при рассмотрении дел о ликвидации предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и не сформировавших свои уставные фонды в установленные законодательством сроки, руководствуясь статьей 47 Закона Республики Узбекистан "О судах", Пленум Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Обратить внимание экономических судов, что акты законодательства о ликвидации предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и не сформировавших свои уставные фонды в установленные законодательством сроки, состоят из Гражданского кодекса Республики Узбекистан (далее - ГК), Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан (далее - ЭПК), Закона Республики Узбекистан "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности", Указа Президента Республики Узбекистан N УП-2331 от 28 июня 1999 года "О мерах по упрощению порядка ликвидации предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и не сформировавших свои уставные фонды в установленные законодательством сроки", постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан N 327 от 3 июля 1999 года "О порядке ликвидации предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и не сформировавших свои уставные фонды в установленные законодательством сроки" и иных нормативно-правовых актов.

2. Судам следует иметь в виду, что основания ликвидации юридических лиц предусмотрены в статье 53 ГК и в иных актах законодательства, а в данном постановлении Пленума даются разъяснения только по применению правовых норм, связанных с ликвидацией предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и не сформировавших свои уставные фонды в установленные законодательством сроки.


3. В соответствии с частью второй статьи 53 ГК, пунктом 1.3 Положения "О порядке ликвидации предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и не сформировавших свои уставные фонды в установленные законодательством сроки", утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан N 327 от 3 июля 1999 года (далее - Положение), основанием для ликвидации предприятий являются решение учредителей (участников) предприятия (добровольная ликвидация) или решение экономического суда либо, если в семейном предприятии остается единственный участник.

Исходя из смысла части второй статьи 53 ГК, правила, установленные в Положении, не применяются в отношении индивидуальных предпринимателей, а также дехканских и фермерских хозяйств, негосударственных некоммерческих организаций, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность в течение срока, установленного законом.

4. Разъяснить экономическим судам, что независимо от неуплаты налогов и других обязательных платежей, непредставления отчетов, наличия или отсутствия дебиторско-кредиторских задолженностей, денежных средств, имущества, других обстоятельств, предусмотренных в актах законодательства, необходимым условием для ликвидации предприятия является неосуществление финансово-хозяйственной деятельности с проведением денежных операций по депозитным счетам до востребования в течение шести месяцев (в отношении торгового и торгово-посреднического предприятия - в течение трех месяцев) или несформирование своего уставного фонда в установленные законодательством сроки.

4.1. Под финансово-хозяйственной деятельностью понимается деятельность предприятия по выпуску продукции, выполнению работ и оказанию услуг со связанным с ними ведением бухгалтерско-финансовой, расчетной и товаросопроводительной документации.


4.2. Под установленным законодательством сроком понимается годичный срок с момента государственной регистрации предприятия для формирования уставного фонда в размере, предусмотренном учредительными документами, указанный в абзаце третьем части второй статьи 53 ГК. Исключение составляют случаи, когда актами законодательства предусмотрены иные сроки.


5. В соответствии с абзацем вторым пункта 3.1 Положения в экономический суд с заявлением о ликвидации предприятия, не осуществляющего финансово-хозяйственную деятельность и не сформировавшего свой уставный фонд в установленный законодательством срок, вправе обратиться регистрирующий орган.

6. Разъяснить экономическим судам, что в соответствии с пунктом 9 Положения об Агентстве государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31 января 2018 года N 70, районные (городские) Центры государственных услуг Агентства государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан и не является юридическим лицом.

Специальная комиссия по ликвидации предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и не сформировавших свои уставные фонды в установленные законодательством сроки, при хокимияте района (города) (далее - специальная комиссия) является постоянно действующим органом хокимията, осуществляющим деятельность на общественных началах и не имеет статуса юридического лица. В связи с этим, при обращении районного (городского) Центра государственных услуг или специальной комиссии в суд с заявлением о ликвидации предприятия, такое заявление подлежит отказу в принятии применительно к пункту 1 части первой статьи 154 ЭПК, а если заявление принято к производству, то производство по делу прекращается применительно к пункту 1 статьи 110 ЭПК.

Если с заявлением о ликвидации предприятия обратится соответствующее территориальное управление Агентства государственных услуг или от его имени районный (городской) Центр государственных услуг на основании доверенности, заявление принимается к производству.

7. Экономическим судам следует обратить внимание, что к заявлению о ликвидации предприятия кроме документов, предусмотренных в части первой статьи 151 ЭПК (за исключением пункта 1), должны быть приложены, если оно:

а) подано в связи с неосуществлением финансово-хозяйственной деятельности:

- копии учредительных документов, утвержденных в установленном порядке;

- копия свидетельства о государственной регистрации;

- копия информации банка, предоставленная государственному органу налоговой службы, о неосуществлении финансово-хозяйственной деятельности в течение шести месяцев (в отношении торгового и торгово-посреднического предприятия - в течение трех месяцев);

- в случае отсутствия имущества предприятия, не осуществляющего финансово-хозяйственную деятельность, и (или) отсутствия учредителей (участников) - представление органа государственной налоговой службы в регистрирующий орган о ликвидации такого предприятия, а по другим предприятиям, не осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность, - запрос органа государственной налоговой службы, направленный специальной комиссии о нецелесообразности дальнейшего продолжения их деятельности;

- заключение (решение) специальной комиссии о нецелесообразности дальнейшего продолжения деятельности предприятия;

- доказательство направления регистрирующим органом письменного предложения учредителям (участникам) осуществить добровольную ликвидацию предприятия;

- доказательство письменного отказа учредителей (участников) предприятия (при наличии такового) от осуществления добровольной ликвидации либо невозможности установления учредителей (участников);

б) подано в связи с несформированием уставного фонда:

- копии учредительных документов, утвержденных в установленном порядке;

- копия свидетельства о государственной регистрации;

- запрос регистрирующего органа о целесообразности дальнейшего продолжения деятельности предприятия, не сформировавшего свой уставный фонд в установленный законодательством срок;

- заключение (решение) специальной комиссии о нецелесообразности дальнейшего продолжения деятельности предприятия;

- доказательство направления регистрирующим органом письменного предложения учредителям (участникам) осуществить добровольную ликвидацию предприятия;

- доказательство письменного отказа учредителей (участников) предприятия (при наличии такового) от осуществления добровольной ликвидации либо невозможности установления учредителей (участников).

В случае отсутствия учредителей (участников) предприятия помимо вышеуказанных документов к заявлению должно быть приложено доказательство, подтверждающее объявление регистрирующим органом в печати о начале процесса ликвидации, кроме того, акт или справка, выданная органом самоуправления граждан, товариществом собственников жилья, представителем собственника жилого и нежилого помещения об отсутствии лица по месту прописки, либо справка, выданная адресным бюро о выписке и выезде лица за пределы региона, либо документы, подтверждающие смерть или нахождение лица в местах лишения свободы.

При неприложении документов, указанных в абзацах седьмом, восьмом подпункта "а" и в абзацах шестом, седьмом подпункта "б" части первой настоящего пункта, то есть доказательств, подтверждающих направление регистрирующим органом письменного предложения учредителям (участникам) осуществить добровольную ликвидацию предприятия, и доказательств письменного отказа учредителей (участников) предприятия (при наличии такового) от осуществления добровольной ликвидации либо невозможности установления учредителей (участников), заявление возвращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 155 ЭПК, а если заявление принято к производству - заявление в соответствии с пунктом 5 статьи 107 ЭПК оставляется без рассмотрения.

При неприложении документов, указанных в абзацах втором-шестом подпункта "а" и в абзацах втором-пятом подпункта "б" части первой настоящего пункта, заявление возвращается в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 155 ЭПК.

8. В соответствии с пунктом 3.1 Положения регистрирующий орган в недельный срок со дня получения представления налогового органа или заключения специальной комиссии о нецелесообразности дальнейшего продолжения деятельности предприятия, не осуществляющего финансово-хозяйственную деятельность и (или) не сформировавшего свой уставный фонд в установленный законодательством срок, письменно с указанием оснований предлагает учредителям (участникам) осуществить добровольную ликвидацию предприятия.

В случае если предприятие в двухнедельный срок (акционерное общество - в месячный срок) не приступило к добровольной ликвидации, либо отказа учредителей (участников) предприятия от осуществления добровольной ликвидации, а также невозможности установления указанных лиц регистрирующий орган в недельный срок направляет в установленном порядке в экономический суд заявление о ликвидации предприятия.

Согласно пункту 5.2 Положения, если через три месяца со дня публикации объявления в печати о начале процесса ликвидации предприятия, учредители которого отсутствуют, учредители (участники) не объявятся или не будут найдены, регистрирующий орган в недельный срок обращается в экономический суд с заявлением о ликвидации предприятия.

При несоблюдении порядка, указанного в абзаце третьем настоящего пункта, заявление возвращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 155 ЭПК, а если это обстоятельство выяснится при рассмотрении дела - заявление оставляется без рассмотрения в соответствии с пунктом 5 статьи 107 ЭПК.

9. Дела о ликвидации предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и (или) не сформировавших свои уставные фонды в установленные законодательством сроки, рассматриваются по правилам, предусмотренным ЭПК, с учетом особенностей, установленных законодательными актами о ликвидации предприятий.

10. В соответствии с пунктом 4 статьи 330 Налогового кодекса Республики Узбекистан от уплаты государственной пошлины в экономических судах освобождаются заявитель и ответчик по делам о ликвидации предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и (или) не сформировавших свой уставный фонд (уставный капитал) в установленный законодательством срок.

Экономическим судам следует учитывать, что в соответствии с пунктом 5 Указа Президента Республики Узбекистан N УП-2331 от 28 июня 1999 года "О мерах по упрощению порядка ликвидации предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и не сформировавших свои уставные фонды в установленные законодательством сроки" заявитель и ответчик по делам данной категории также освобождены от судебных расходов, в том числе от уплаты почтовых расходов.

11. Разъяснить экономическим судам, что выявление в процессе рассмотрения дела факта возобновления деятельности предприятия не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования. В этом случае, если заявитель заявит, что не возражает против дальнейшего осуществления деятельности предприятия и представит экономическому суду заявление об отказе от иска в соответствии со статьей 157 ЭПК, отказ от иска может быть принят и производство по делу прекращено в соответствии с пунктом 6 статьи 110 ЭПК.

12. В случае подачи заявления о ликвидации предприятия, не осуществляющего финансово-хозяйственную деятельность в течение шести месяцев (в отношении торгового и торгово-посреднического предприятия - в течение трех месяцев), до истечения указанного срока, в удовлетворении заявленного требования отказывается. Если заявление подано вновь после истечения указанного срока, в этом случае изменяется основание заявления, оно должно быть рассмотрено по существу и производство по делу не может быть прекращено на основании пункта 2 статьи 110 ЭПК.

13. Следует иметь в виду, что если до принятия решения по делу учредителями (участниками) принято решение о добровольной ликвидации предприятия, но предприятие не исключено из единого государственного реестра, в заявленном требовании должно быть отказано, а если исключено из единого государственного реестра, производство по делу должно быть прекращено на основании пункта 4 статьи 110 ЭПК.

14. В соответствии с пунктом 3.2 Положения экономический суд, принявший решение о ликвидации предприятия, обязан письменно сообщить об этом органу, осуществившему государственную регистрацию предприятия, специальной комиссии, а также уполномоченному государственному органу по регулированию рынка ценных бумаг (в случае, если предприятие является акционерным обществом).

Экономическим судам следует иметь в виду, что направление копии решения данным органам заказным письмом или вручение им под расписку, а при наличии у них электронных адресов направление в электронной форме через информационную систему означает их письменное извещение.

15. В соответствии с абзацем третьим пункта 3.1 Положения при принятии экономическим судом решения о ликвидации предприятия ликвидационное производство по его поручению осуществляется специальной комиссией.

Разъяснить судам, что во исполнение решения, постановления экономического суда о ликвидации предприятия исполнительный лист не выдается.

16. В соответствии с частью одиннадцатой статьи 55 ГК, абзацем вторым пункта 3.12 Положения ликвидация предприятия считается завершенной, а предприятие - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.


17. Если предприятие, ликвидированное решением экономического суда, исключено из единого государственного реестра, в принятии поданной на решение суда жалобы (протеста) отказывается в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 154 ЭПК, а если жалоба (протест) принята к производству, производство по ней прекращается в соответствии с пунктом 4 статьи 110 ЭПК.

18. Если предприятие ликвидировано и исключено из единого государственного реестра, лица (в том числе кредиторы), которые считают, что их права и охраняемые законом интересы нарушены, могут обжаловать решение регистрирующего органа об исключении предприятия из единого государственного реестра в вышестоящий орган или подать в соответствующий суд исковое заявление о признании данного решения недействительным.


19. Обратить внимание экономических судов, что при рассмотрении дел о ликвидации предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и не сформировавших свои уставные фонды в установленные законодательством сроки, необходимо проверять соблюдение коммерческими банками, органами государственной налоговой службы, регистрирующими органами, специальными комиссиями порядка и сроков выявления и учета ликвидируемых предприятий, по каждому факту нарушения требований законодательства ставить вопрос об ответственности должностных лиц, тщательно изучать причины и условия, способствовавшие совершению правонарушений, принимать меры по их устранению путем вынесения частных определений.


Председатель

Высшего хозяйственного суда

      

Д. Мирзакаримов

Секретарь Пленума, судья

Высшего хозяйственного суда

           

С. Нуманова
















Время: 0.2270
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск