ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Земля и иные природные ресурсы. Охрана окружающей среды / Охрана окружающей природной среды / Охраняемые природные территории и объекты. Красная книга /Положение о Нижне-Амударьинском государственном биосферном резервате (Приложение N 3 к Постановлению КМ РУз от 26.08.2011 г. N 243)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
к Постановлению КМ РУз
от 26.08.2011 г. N 243
ПОЛОЖЕНИЕ
о Нижне-Амударьинском государственном
биосферном резервате
1. Нижне-Амударьинский государственный биосферный резерват (далее - биосферный резерват) является охраняемой природной территорией, включающей в себя наземные и водные экологические системы, предназначенные для обеспечения сохранности биологического разнообразия тугайных лесов дельты реки Амударья, устойчивого природопользования и социально-экономического развития, охраны культурных ценностей.
2. Название биосферного резервата на государственном языке - "Қуйи Амударё давлат биосфера резервати", на русском языке - "Нижне-Амударьинский государственный биосферный резерват", на английском языке - "Lower Amudarya State Biosphere Reserve".
3. Территория биосферного резервата располагается на земельных участках, предоставленных биосферному резервату в постоянное пользование, а также на находящихся в пределах границ биосферного резервата земельных участках других юридических и физических лиц.
4. На территории биосферного резервата устанавливается различный режим использования и охраны природных объектов и комплексов в соответствии с зонированием.
Для организации водопользования соседних с заповедной зоной землевладельцев, землепользователей и арендаторов в установленном порядке на земельных участках биосферного резервата устанавливаются сервитуты для обеспечения функционирования оросительных каналов.
5. Территория биосферного резервата учитывается при разработке планов и программ, схем землеустройства и районной планировки, других планов по охране и использованию природных ресурсов.
6. Биосферный резерват осуществляет свою деятельность и взаимодействует с другими землевладельцами, землепользователями и арендаторами, расположенными на его территории, в соответствии с законодательством Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан о земле, об охраняемых природных территориях, об охране природы, о лесе, об охране и использовании растительного мира, об охране и использовании животного мира и другими нормативно-правовыми актами, а также настоящим Положением.
7. Биосферный резерват в установленном порядке может быть включен в международную сеть биосферных резерватов и участвовать в глобальном мониторинге окружающей природной среды.
8. Почтовый адрес биосферного резервата: 230206, Республика Каракалпакстан, Берунийский район, ССГ Олтинсай.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БИОСФЕРНОГО РЕЗЕРВАТА
9. Биосферный резерват создан с целью сохранения, восстановления ландшафтов, видов растительного и животного мира тугайных лесов, в том числе редких и исчезающих, других природных объектов и комплексов, характерных для территории биосферного резервата, и улучшения экологической обстановки, обеспечения устойчивого использования природных ресурсов и социального благополучия населения, изучения природных процессов, содействия развитию экологического образования, обучения, просвещения, воспитания.
10. В соответствии с целями на территории биосферного резервата решаются следующие задачи:
сохранение природного и культурного наследия региона;
сохранение и восстановление биологического разнообразия;
охрана и восстановление ландшафтов;
создание механизмов экологически ориентированного устойчивого использования природных ресурсов;
проведение фундаментальных и прикладных научных исследований;
ведение мониторинга окружающей природной среды, экономического и социального развития территории биосферного резервата;
вовлечение местного населения, негосударственных некоммерческих организаций в управление биосферным резерватом;
экологическое просвещение и образование;
повышение уровня информированности и экологического сознания населения;
организация экологического туризма.
III. ПРАВОВОЙ СТАТУС БИОСФЕРНОГО РЕЗЕРВАТА
11. Биосферный резерват в качестве юридического лица образуется в форме государственного научно-исследовательского природоохранного учреждения и непосредственно подчиняется Государственному комитету Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды.
12. В соответствии с указанными задачами основными функциями биосферного резервата являются:
организация работ по сохранению и воспроизводству биоразнообразия тугайных лесов, в том числе редких и исчезающих видов растений и животных;
содействие хозяйствующим субъектам в обеспечении режимов использования, охраны, воспроизводства и восстановления природных ресурсов тугайных лесов;
осуществление демонстрационных проектов по устойчивому развитию;
осуществление научной деятельности в области охраны, сохранения природных ландшафтных структур и целостности экосистем, видов биологического и генетического разнообразия тугайных лесов;
ведение мониторинга окружающей природной среды, экономического и социального развития территории биосферного резервата с привлечением природопользователей, негосударственных некоммерческих и научных организаций;
разработка механизмов и привлечение местного населения к принятию экологически значимых решений по вопросам природопользования и социально-экономического развития территории;
осуществление экологического просвещения, содействие в экологическом образовании и экологическом воспитании населения;
распространение информации о деятельности биосферного резервата и его опыта по сохранению биоразнообразия и устойчивому социально-экономическому развитию;
осуществление иных функций в соответствии с законодательством.
13. Биосферный резерват имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан, штамп с обозначением своего наименования, а также счета в банках, в том числе и в иностранной валюте.
14. Биосферный резерват вправе иметь собственную символику - флаги, вымпелы, эмблемы и другие.
Производство печатной и другой продукции, товаров народного потребления с использованием изображений природных и историко-культурных комплексов и объектов, находящихся на территории биосферного резервата, а также их названий и символики другими организациями осуществляется только на основе договоров с биосферным резерватом.
IV. УПРАВЛЕНИЕ БИОСФЕРНЫМ РЕЗЕРВАТОМ
15. Управление биосферным резерватом осуществляется Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, который:
наделяет биосферный резерват имуществом, необходимым для осуществления его задач и функций;
утверждает смету доходов и расходов, а также отчет о финансово-хозяйственной деятельности биосферного резервата;
утверждает перечень услуг, предоставляемых биосферным резерватом, и их стоимость;
утверждает смету доходов и расходов внебюджетного фонда биосферного резервата;
при необходимости в установленном порядке вносит изменения в штатное расписание в пределах установленной общей численности;
утверждает символику биосферного резервата;
утверждает планы научно-исследовательской и иной деятельности биосферного резервата и отчеты по ним;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством и настоящим Положением.
16. Непосредственное руководство биосферным резерватом осуществляют директор и его заместители, которые несут ответственность за организацию деятельности биосферного резервата.
17. Директор биосферного резервата назначается Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды по представлению Совета Министров Республики Каракалпакстан.
Заместители директора и главный бухгалтер назначаются и освобождаются от должности приказами директора биосферного резервата по согласованию с Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды.
18. Директор биосферного резервата, действуя на основании законодательства и настоящего Положения, ведет работу по руководству деятельностью биосферного резервата. Директор биосферного резервата:
распоряжается средствами и имуществом биосферного резервата;
заключает и прекращает трудовые договоры с работниками биосферного резервата;
организует охрану оборудования и другого имущества биосферного резервата;
заключает хозяйственные договоры и организует их исполнение;
совершает от имени биосферного резервата финансовые операции в учреждениях банка;
без доверенности представляет интересы биосферного резервата в государственных органах и других организациях.
Директор биосферного резервата несет ответственность за обеспечение режима заповедной зоны биосферного резервата, сохранность имущества, своевременное представление государственной статистической и иной отчетности, соблюдение финансовой, договорной и трудовой дисциплины.
19. Заместитель директора по науке и экологическому просвещению несет ответственность за:
организацию и проведение научно-исследовательской деятельности, мониторинга окружающей природной среды;
экономическое и социальное развитие территории биосферного резервата;
организацию планирования устойчивого развития;
обеспечение рекреационной деятельности биосферного резервата;
организацию и проведение экологического просвещения и образования.
20. Заместитель директора биосферного резервата по охране несет ответственность за:
организацию охраны заповедной зоны биосферного резервата, в том числе и пожарную безопасность;
обеспечение сохранности оружия, боеприпасов и правильного их ношения, применения и сохранности форменного обмундирования, средств связи, специального снаряжения и иной техники;
проверку, оформление и передачу соответствующим органам в установленном порядке материалов по фактам нарушения действующих требований для привлечения виновных к ответственности;
правильное применение мер административной ответственности работниками охраны биосферного резервата.
21. Координационный совет создается для рассмотрения и выработки рекомендаций по:
изменению границ и размеров зон биосферного резервата;
установлению или снятию ограничений по природопользованию и другой деятельности на территории буферной и переходных зон биосферного резервата;
проектам планов и программ, схем землеустройства и районной планировки, других планов по охране и использованию природных ресурсов касательно территории биосферного резервата;
финансированию проектов по охране, воспроизводству природных объектов и комплексов биосферного резервата;
другим наиболее важным вопросам функционирования биосферного резервата.
По вышеуказанным вопросам решение принимается после их рассмотрения Координационным советом.
В состав Координационного совета входят представители Жогаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Совета Министров Республики Каракалпакстан, Комитета по экологии и охране окружающей среды, Комитета по лесному хозяйству, Министерства сельского хозяйства и Министерства водного хозяйства, Управления по земельным ресурсам и государственному кадастру Республики Каракалпакстан, органов государственной власти на местах, на территории которых расположен биосферный резерват, а также научных и иных организаций, учреждений.
Персональный состав Координационного совета, а также Положение о нем утверждаются Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды по представлению Совета Министров Республики Каракалпакстан.
22. Основные сведения о биосферном резервате содержатся в паспорте биосферного резервата. Перечень сведений, включаемых в паспорт, и порядок его ведения определяются законодательством.
23. Функционирование биосферного резервата обеспечивается на основе планов управления. Содержание, порядок разработки планов управления и их утверждение определяются в установленном порядке.
24. Биосферный резерват бесплатно, в порядке, установленном законодательством, представляет в органы по экологии и охране окружающей среды данные, необходимые для ведения мониторинга окружающей природной среды и государственного кадастра охраняемых природных территорий.
25. В биосферном резервате создается Научный совет, а также иные совещательные органы для коллегиального принятия решений, действующие на общественных началах.
26. Государственный контроль за соблюдением режима зон биосферного резервата осуществляется Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды.
V. ЗОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ БИОСФЕРНОГО РЕЗЕРВАТА
27. Территория биосферного резервата составляет 68717,8 гектара и расположена на земельных участках, предоставленных биосферному резервату в постоянное пользование, а также на находящихся в пределах границ государственного биосферного резервата земельных участках других юридических и физических лиц.
Для осуществления целей и задач на территории биосферного резервата выделяются заповедная, буферная и переходная зоны.
28. Заповедная зона составляет 11568,3 га и является зоной со строгим режимом охраны. Зона предназначена для полного сохранения природных объектов и комплексов, ведения научных исследований и мониторинга. Земли заповедной зоны предоставляются биосферному резервату в постоянное пользование.
На территории заповедной зоны биосферного резервата в соответствии с законодательством устанавливается режим государственных заповедников.
29. Буферная зона составляет 6731,4 га и предназначена для сохранения, воспроизводства и восстановления природных объектов и комплексов. В буферной зоне устанавливается режим в соответствии с законодательством. Земли буферной зоны находятся во владении или пользовании иных землепользователей, землевладельцев и арендаторов.
30. Переходная зона составляет 50418,1 га и предназначена для осуществления хозяйственной и иной деятельности, не причиняющей вреда природным объектам и комплексам биосферного резервата. Земли переходной зоны находятся во владении или пользовании иных землепользователей, землевладельцев и арендаторов.
31. Изменение размера и границ территории или зон биосферного резервата может быть осуществлено решением Кабинета Министров Республики Узбекистан в порядке, установленном законодательством.
VI. РЕЖИМ ЗОН БИОСФЕРНОГО РЕЗЕРВАТА
32. В заповедной зоне запрещается любая хозяйственная и иная деятельность, за исключением научных исследований и мониторинга окружающей природной среды. Пребывание лиц, не являющихся работниками биосферного резервата, допускается только по разрешению руководителя биосферного резервата или Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды.
33. В буферной зоне разрешается:
традиционное природопользование, не оказывающее отрицательное влияние на сохранение биоразнообразия в заповедной зоне;
экстенсивное и сезонное сельскохозяйственное пользование - посев сельскохозяйственных культур в установленном порядке, выпас скота и сенокос;
строительство зданий и сооружений облегченного типа;
строительство служебных и жилых помещений в порядке, установленном законодательством, для работников биосферного резервата, подготовки и переподготовки специалистов;
рекреационное пользование, экологический туризм;
сбор лекарственных и пищевых растений;
мониторинг окружающей природной среды и контроль за изменениями экосистем;
проведение научных исследований, обучение и подготовка специалистов;
деятельность по воспроизводству и охране объектов биоразнообразия, включая устройство питомников, демонстрационных вольер и т.п.;
лесохозяйственная деятельность, направленная на охрану, воспроизводство и защиту леса;
санитарные рубки, рубки ухода;
использование минеральных вод и лечебных ресурсов;
экологическое просвещение, организация демонстрационных участков, центров новых технологий и проведение обучающих программ по управлению природопользованием;
проведение противопожарных мероприятий;
проведение ветеринарных и санитарных профилактических мероприятий.
34. В буферной зоне хозяйственная деятельность осуществляется в соответствии с законодательством.
35. В переходной зоне допускаются различные виды производственной деятельности, не наносящие вреда охраняемым объектам и комплексам. В переходной зоне располагаются сельскохозяйственные и иные производственные объекты, а также экспериментальные участки для отработки экологически ориентированных технологий.
36. В целях воспроизводства, сохранения, восстановления и охраны объектов растительного и животного мира в буферной и переходной зоне могут создаваться природные питомники.
VII. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
БИОСФЕРНОГО РЕЗЕРВАТА И МОНИТОРИНГ
37. Научно-исследовательская деятельность биосферного резервата направлена на фундаментальное изучение природных процессов и явлений, а также социально-экономического развития территории.
38. На территории биосферного резервата осуществляется постоянный мониторинг за окружающей природной средой, а также мониторинг по экономическим и социальным параметрам. Результаты мониторинга используются для составления планов управления биосферным резерватом, составления прогнозов социально-экономического развития ее территории, ведения глобального мониторинга в международной сети биосферных резерватов.
39. Задачами научных исследований и мониторинга являются:
проведение фундаментальных и прикладных исследований, в том числе направленных на решение локальных проблем, междисциплинарных исследований, объединяющих социальные и естественные науки, а также исследований, направленных на реабилитацию подвергшихся деградации экосистем, сохранение почвы и воды, устойчивое использование природных ресурсов;
проведение учета объектов растительного и животного мира, метеорологических и гидрологических наблюдений, сбор данных экологического и социально-экономического характера, изучение воздействия загрязнений;
разработка и тестирование методов и подходов в области оценки и мониторинга биоразнообразия;
создание функциональной системы управления данными в целях рационального использования результатов научных исследований и мониторинга.
40. К научной деятельности и мониторингу привлекаются научные учреждения, в том числе и зарубежных стран, а также отдельные ученые. Научные учреждения и отдельные специалисты по согласованию с биосферным резерватом могут осуществлять научную деятельность по своим программам.
41. Результаты научно-исследовательской деятельности биосферного резервата, полученные за счет средств государственного бюджета Республики Узбекистан, являются собственностью государства. Право собственности на результаты научно-исследовательской деятельности, полученные за счет средств юридических и физических лиц, устанавливаются договорами между биосферным резерватом и указанными лицами. Биосферный резерват пользуется результатами научно-исследовательской деятельности безвозмездно.
42. Для проведения научно-исследовательских работ биосферный резерват должен иметь хранилище научных фондов, полевые базы и кордоны на территории биосферного резервата. Научные фонды биосферного резервата подлежат бессрочному хранению.
43. Методическое руководство и координацию научных исследований в биосферном резервате осуществляет Каракалпакское отделение Академии наук Республики Узбекистан.
44. В биосферном резервате создается Научный совет. Положение о Научном совете и его персональный состав утверждаются Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды по представлению Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан.
45. Биосферный резерват обеспечивает публикацию своих научных трудов и может иметь собственные печатные издания.
VIII. ИНФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ И ЕЕ УЧАСТИЕ
В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ ПО БИОСФЕРНОМУ РЕЗЕРВАТУ
46. Биосферный резерват обеспечивает информирование общественности и ее участие в принятии решений по биосферному резервату.
В целях привлечения населения к управлению биосферным резерватом из числа представителей органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций, а также граждан решением органов государственной власти на местах создается консультативная комиссия. Решения по биосферному резервату, затрагивающие интересы населения, проживающего на этих территориях, принимаются с учетом заключений консультативной комиссии.
47. Для информирования общественности в биосферном резервате организуются информационные (визит) центры, в которых проводятся мероприятия по экологическому просвещению и образованию населения. В этих центрах хранится общая информация о биосферном резервате, его природных характеристиках, зонировании.
Работа в информационных (визит) центрах проводится сотрудниками биосферного резервата, а также негосударственными некоммерческими организациями.
IX. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОХРАНЫ БИОСФЕРНОГО РЕЗЕРВАТА
48. Охрана заповедной зоны биосферного резервата осуществляется работниками охраны биосферного резервата.
49. Работники охраны биосферного резервата имеют право:
проводить проверку документов, дающих право на пребывание на территории заповедной зоны;
проводить досмотр вещей и транспортных средств;
составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административные задержания, изъятие вещей и документов, а также продукции незаконного природопользования при обнаружении фактов нарушений, применять меры административного взыскания;
направлять материалы в соответствующие органы для привлечения виновных лиц к ответственности;
сообщать в соответствующие инстанции о природопользовании, хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением режима биосферного резервата;
осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.
50. Работникам охраны биосферного резервата разрешается ношение в установленном порядке служебного оружия при исполнении служебных обязанностей. Работники охраны биосферного резервата при исполнении своих служебных обязанностей имеют право применять, в установленном порядке, служебное оружие и специальные средства (наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспортных средств), а также использовать служебных собак.
Получение разрешения на ношение, хранение и применение служебного оружия и специальных средств, а также их выдача, ношение, хранение, применение осуществляются в порядке, установленном законодательством.
51. Работники охраны биосферного резервата пользуются всеми правами и льготами государственных инспекторов органов по экологии и охране окружающей среды.
Директор и заместитель директора по охране приравниваются к старшим государственным инспекторам, а работники охраны - к государственным инспекторам по экологии и охране окружающей среды.
52. Работники охраны биосферного резервата обеспечиваются форменной одеждой установленного образца и знаками различия по установленным нормативам.
Работники охраны для предотвращения и борьбы с правонарушениями в порядке, установленном законодательством, проводят мероприятия во взаимодействии с правоохранительными органами.
53. Работники охраны подлежат обязательному страхованию в порядке, установленном законодательством.
54. К охране территории биосферного резервата могут привлекаться общественные инспектора по экологии и охране окружающей среды.
55. Имуществом биосферного резервата являются здания, сооружения, оборудование, денежные средства, переданные ему на праве оперативного управления Главлесхозом.
56. Биосферный резерват финансируется за счет средств:
республиканского бюджета Республики Узбекистан;
благотворительных пожертвований юридических и физических лиц;
взыскиваемых с юридических и физических лиц в порядке возмещения ущерба, нанесенного природным ресурсам биосферного резервата;
штрафов, взыскиваемых с должностных лиц и граждан в порядке исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, совершенных в заповедной зоне биосферного резервата;
доходов, полученных от научно-исследовательской, рекреационной, туристско-экскурсионной, природоохранной, рекламно-издательской и просветительской деятельности;
других не запрещенных законодательством источников.
Биосферный резерват самостоятельно распоряжается собственными средствами в соответствии со сметами доходов и расходов, утверждаемыми Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды.
57. В биосферном резервате создается фонд развития биосферного резервата в соответствии с законодательством.
58. Биосферный резерват ведет учет и отчетность по осуществляемой деятельности согласно законодательству.
59. Прием на работу и освобождение от должности работников биосферного резервата осуществляются в соответствии со штатным расписанием и законодательством.
60. Контроль за деятельностью биосферного резервата осуществляют уполномоченные государственные органы в соответствии с законодательством.
61. Лица, виновные в нарушении режима биосферного резервата, привлекаются в установленном порядке к ответственности в соответствии с законодательством.
62. С виновных лиц взыскиваются средства на возмещение ущерба, нанесенного охраняемым природным объектам и комплексам биосферного резервата, в порядке и размерах, установленных законодательством.
63. Ликвидация и реорганизация биосферного резервата осуществляются в порядке, установленном законодательством.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
2011 г., N 34-35, ст. 351