Внимание!

Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Бухгалтерский учет. Аудит. Оценочная деятельность / Утратившие силу акты / Бухгалтерский учет /

Методика определения состава затрат для формирования ставок и тарифов на коммунальные услуги (Зарегистрирована МЮ 16.06.1999 г. N 749, утверждена Минкомобслуживания 16.04.1999 г. N 63)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАРЕГИСТРИРОВАНА

МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

16.06.1999 г.

N 749



УТВЕРЖДЕНА


МИНИСТЕРСТВОМ

КОММУНАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

16.04 1999 г.

N 63


СОГЛАСОВАНА

ГОСУДАРСТВЕННЫМ

НАЛОГОВЫМ КОМИТЕТОМ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

03.05.1999 г.

N 99-57

МИНИСТЕРСТВОМ ФИНАНСОВ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


КОМИТЕТОМ

ПО ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ

И РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ

ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ФИНАНСОВ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

01.06.1999 г.

МЕТОДИКА

определения состава затрат для формирования

ставок и тарифов на коммунальные услуги

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Настоящая Методика определения состава затрат для формирования ставок и тарифов на коммунальные услуги разработана во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 ноября 1998 года N 461 "Об утверждении Концепции углубления экономических реформ в системе коммунального обслуживания населения".


1.2. Методика выполнена в соответствии с:

постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 7 февраля 1994 года N 54 "О поэтапном переходе на самоокупаемость коммунальных услуг";

постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 июля 1996 года N 271 "Об утверждении нормативных актов в связи с переходом на самоокупаемость коммунальных услуг";

постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 ноября 1998 года N 461 "Об утверждении Концепции углубления экономических реформ в системе коммунального обслуживания населения";

"Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов", утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 февраля 1999 года N 54.


1.3. В сфере коммунального обслуживания действует следующая система цен (тарифов) на коммунальные услуги:


1. Свободные (договорные) цены (тарифы) на коммунальные услуги, реализуемые оптовым потребителям, утверждаются руководителем хозрасчетного предприятия по согласованию с потребителями услуг на основании сложившегося спроса и предложения (конъюнктуры рынка) и формируются исходя из себестоимости производства и валовой прибыли от реализации услуг, с учетом налога на добавленную стоимость.

Валовая прибыль - это разница между чистой выручкой от реализации коммунальных услуг и производственной себестоимостью реализованных услуг, определенной разделом II настоящей методики.

Рентабельность основной деятельности предприятий коммунального обслуживания рассчитывается соотношением прибыли от реализации коммунальных услуг к затратам на производство и сбыт коммунальных, услуг.


2. Регулируемые предельные цены (тарифы) на коммунальные услуги:


а) на услуги предприятий-монополистов, включенных в Государственные реестры объединений, предприятий - монополистов на местных товарных рынках.

Предельные тарифы на коммунальные услуги, оказываемые, оптовым потребителям предприятиями, включенными в Государственный реестр предприятий-монополистов, подлежат декларированию в Министерстве финансов Республики Каракалпакстан, управлениях финансов хокимиятов областей и Главном управлении финансов хокимията города Ташкента. Предприятия-монополисты при декларировании повышения действующих договорных (свободных) тарифов представляют следующие материалы:

- сопроводительное письмо;

- объяснительная записка;

- отчетные плановые (прогнозные) калькуляционные материалы с расшифровкой прямых затрат на труд, прямых затрат на материалы, накладных расходов;

- справка о расходах периода, расходы по финансовой деятельности и необходимой прибыли;

справка об основных показателях деятельности от основной и производственной деятельности.


б) на услуги предприятий коммунального обслуживания, относящихся к субъектам естественных монополий, на услуги и продукцию которых постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31 марта 1997 года N 165 предусмотрено государственное регулирование цен и тарифов.

В соответствии с Законом Республики Узбекистан "О естественных монополиях" от 24 апреля 1997 г., постановлением Кабинета Министров от 31 марта 1997г. N 165 "О мерах по реализации Закона Республики Узбекистан "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", предприятия Министерства коммунального обслуживания, оказывающие коммунальные услуги по производству и транспортировке тепловой энергии, услуги водопроводного и канализационного хозяйства, относятся к субъектам естественной монополии.

Согласно Методическим указаниям Министерства финансов Республики Узбекистан от 8 июня 1998 года N 33 "О порядке согласования регулируемых цен (тарифов) на продукцию и услуги естественных монополий", зарегистрированными Министерством юстиции за N 451 от 3.07.98, предприятия водопроводно-канализационного хозяйства, по производству и транспортировке тепловой энергии (включая горячее водоснабжение) разрабатывают проекты цен (тарифов), согласовывают их с Министерством финансов Республики Каракалпакстан, финансовыми управлениями хокимиятов областей и г. Ташкента и представляют на утверждение в Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента.

Проекты цен (тарифов) представляются на согласование (утверждение) аналогично материалам по декларированию цен на монопольные виды услуг.

При непредставлении в полном объеме расчетных материалов Министерство финансов Республики Каракалпакстан, финансовые управления хокимиятов областей и г. Ташкента в течение трех дней сообщают об этом соответствующему органу или хозяйствующему субъекту, которые в течение 5 дней обязаны представить необходимую дополнительную информацию.

По материалам субъектов естественных монополий, представленных в полном объеме, Министерство финансов Республики Каракалпакстан, финансовые управления хокимиятов областей и г. Ташкента принимают решение в недельный срок.

Вышеуказанным порядком рекомендовано органам государственного управления, органам государственной власти на местах после согласования с Министерством финансов Республики Каракалпакстан, финансовыми управлениями хокимиятов областей и г. Ташкента в трехдневный срок утверждать уровень цен (тарифов) соответствующим документом (приказом, постановлением, решением и т.д.).

Формирование цен (тарифов) на услуги предприятий - естественных монополистов производится путем расчета производственной себестоимости и необходимой прибыли в соответствии с вышеизложенными нормативными документами аналогично формированию тарифов на услуги предприятий-монополистов.


в) договорные цены (тарифы) на природный и сжиженный газ, отпускаемый населению, природный газ, отпускаемый прочим  оптовым потребителям газоснабжающими предприятиями системы   Министерства коммунального обслуживания, утверждаются Министерством коммунального обслуживания Республики Узбекистан по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан.


г) тарифы на коммунальные услуги, оказываемые населению, право утверждения которых в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики от 7 февраля 1994 года N 54 "О поэтапном переходе на самоокупаемость коммунальных услуг" предоставлено Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента.

В соответствии с указанным постановлением ежегодно доля платежей населения за оказываемые коммунальные услуги увеличивается на 10 процентов до полного перехода на самоокупаемость услуг населением.

Возмещение из бюджета предприятиям теплоснабжения Министерства коммунального обслуживания разницы в тарифах между договорным тарифом на тепловую энергию, отпускаемую оптовым потребителям, и утвержденным фиксированным тарифом для населения, определенным условиями постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 7 февраля 1994 года N 54, производится в порядке, установленном постановлением Кабинетом Министров Республики Узбекистан от 30 июля 1996 года N 271 (приложение N 4).

Также возмещению из бюджета подлежат выпадающие доходы предприятий теплоснабжения от предоставления в соответствии с законодательством Республики Узбекистан отдельным категориям граждан льгот по оплате этих услуг.

По услугам водопроводно-канализационного хозяйства, газоснабжения, санитарной очистки и других коммунальных услуг выпадающие доходы от применения утвержденных фиксированных тарифов для населения, а также от предоставления в соответствии с законодательством Республики Узбекистан отдельным категориям граждан льгот по оплате коммунальных услуг учитываются при формировании тарифов для оптовых потребителей услуг.


1.4. При калькулировании затрат на коммунальные услуги учитывается весь технологический цикл работ, включающий производство и реализацию услуги непосредственно потребителю.

Так, например, себестоимость услуг водоснабжения включает затраты по обслуживанию и ремонту водозаборных сооружений, насосных станций, очистных сооружений, инженерных сетей, включая внутридомовые.

В то же время отдельные виды работ, такие как техническое обслуживание внутридомовых сетей, могут быть по договору субподряда переданы другим предприятиям, но затраты на выполнение этих работ включаются в себестоимость услуг водоснабжения.

В состав услуг по производству и транспортировке тепловой энергии входят расходы по выработке тепловой энергии и обслуживанию тепловых сетей, включая внутридомовые, контроль за работой абонентских вводов, автоматических устройств по регулированию температуры, давления и расхода воды.


1.5. В соответствии с действующей инструкцией "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость по производимым и реализуемым товарам (работам, услугам), зарегистрированной Министерством юстиции Республики Узбекистан за N 383 от 29 декабря 1997 года, услуги жилищно-коммунального хозяйства, оказываемые населению, освобождаются от налога на добавленную стоимость, к ним относятся услуги водопроводно-канализационного, теплового хозяйства, оплачиваемые непосредственно населением. Таким  образом, предприятия коммунального обслуживания имеют облагаемые обороты и необлагаемые, освобожденные от налога на добавленную стоимость.

Предприятия коммунального обслуживания, независимо от того, оказывают они услуги населению или предприятиям - оптовым потребителям, уплату налога на добавленную стоимость производят только при положительном сальдо, т.е. в случае превышения поступлений налога на добавленную стоимость за оказанные услуги над суммой уплаченного поставщикам налога за использованные материальные ресурсы в целом по всей деятельности. При этом предприятия сумму налога на добавленную стоимость, уплаченную поставщикам за материальные ресурсы, использованные при оказании услуг населению, на издержки производства не относят, а принимают к зачету.

В случае образования в целом по предприятию отрицательного сальдо по налогу на добавленную стоимость (то есть в случае превышения суммы уплаченного поставщикам налога за использованные материальные ресурсы над поступившей суммой такого же налога за оказанные услуги), оно относится на расходы периода коммунальных услуг следующего отчетного периода.



П. СОСТАВ ЗАТРАТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ

И РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ


В соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов", утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 февраля 1999 года N 54, все затраты группируются на:

- затраты, включаемые в производственную себестоимость продукции;

- затраты, включаемые в расходы периода, которые учитываются в прибыли от основной деятельности;

- расходы по финансовой деятельности предприятия, учитываемые при расчете прибыли или убытка от его общехозяйственной деятельности;

- чрезвычайные убытки, которые учитываются при расчете прибыли или убытка до уплаты налогов на доходы (прибыль).

В производственную себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг), обусловленные технологией и организацией производства. К ним относятся прямые и косвенные материальные затраты, прямые и косвенные затраты на труд, включая накладные расходы производственного назначения.

Затраты на воспроизводство основных производственных фондов включаются в себестоимость в виде амортизации (износа) в процентах от балансовой стоимости основных фондов в зависимости от срока их службы.

Себестоимость услуг должна определяться на единицу материального носителя услуги:

- по водоснабжению - на 1 куб.м отпущенной воды;

- по канализации - на 1 куб.м отведении сточной жидкости;

- по теплоснабжению - на 1 Гкал отпущенной тепловой энергии. Затраты, образующие производственную себестоимость услуг, группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:

- производственные материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

- затраты на оплату труда производственного характера;

- отчисления на социальное страхование, относящиеся к производству;

- амортизация основных фондов и нематериальных активов производственного назначения;

- прочие затраты производственного назначения.



2.1. Производственные материальные затраты


К "Производственным материальным затратам" относятся:

- Приобретаемые со стороны сырье и материалы, которые входят в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являются необходимым компонентом при изготовлении продукции (выполнении работ, оказании услуг).

При прогнозном калькулировании себестоимости материальные затраты учитываются по нормам расхода материалов, согласно действующим нормативным документам.

- Покупные материалы, используемые в процессе производства продукции (работ, услуг) для обеспечения нормального технологического процесса и для упаковки продукции, расходуемые на другие производственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, ремонт и эксплуатация оборудования, зданий, сооружений и других основных фондов), а также запасные части для ремонта оборудования, износ инструментов, приспособлений, инвентаря и других средств труда, не относимых к основным фондам, износ спецодежды и других малоценных предметов.

- Потери: порча и недостача в пределах норм естественной убыли материальных ценностей в сфере производства.

- Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, подвергающиеся в дальнейшем монтажу или дополнительной обработке на данном хозяйствующем объекте.

- Приобретаемое со стороны топливо всех видов, расходуемое на технологические цели (уголь, газ, нефть, мазут, бензин и др.).

- Выработку всех видов энергии, отопление зданий, транспортные работы по обслуживанию производства, выполняемые транспортом хозяйствующих субъектов.

- Покупная энергия всех видов (электрическая, тепловая, сжатый воздух), расходуемая на технологические, транспортные и другие производственные и хозяйственные нужды предприятия (затраты на производство электрической и других видов энергии, вырабатываемых самим предприятием, а также на трансформацию и передачу покупной энергии до места ее потребления включаются в соответствующие элементы затрат).

- Работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними юридическими и физическими лицами, а также внутренними структурными подразделениями хозяйствующего субъекта, не относящимися к основному виду деятельности.

К работам и услугам производственного характера относятся выполнение отдельных операций по изготовлению продукции, обработке сырья и материалов, проведение испытаний для определения качества потребляемых сырья и материалов, контроля за соблюдением установленных технологических процессов, ремонта основных производственных фондов и прочее.

- Расходы, связанные с техническим обслуживанием и содержанием внутридомовых инженерных сетей и оборудования жилых домов.

- Транспортные услуги сторонних юридических лиц по перевозкам грузов внутри хозяйствующего субъекта (перемещение сырья, материалов, инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного склада в цеха и доставка готовой продукции на склады хранения) также относятся к услугам производственного характера.

- Стоимость материальных ресурсов, отражаемая по элементу "Материальные затраты", формируется, исходя из цен приобретения, в том числе при бартерных сделках, наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческим, внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин, платы за транспортировку, хранение и доставку, осуществляемых сторонними юридическими лицами.

- Затраты, связанные с доставкой (включая погрузочные и разгрузочные работы) материальных ресурсов транспортом и персоналом хозяйствующего субъекта, подлежат включению соответствующие элементы затрат на производство (затраты на оплату труда, амортизация основных средств, материальные затраты и другие).

- В стоимость материальных ресурсов включаются также затраты хозяйствующих субъектов на приобретение тары и упаковки, полученной от поставщиков материальных ресурсов.

- Из затрат на материальные ресурсы, включаемых в себестоимость продукции, исключается стоимость возвратных отходов и стоимость тары и упаковки по цене их фактической реализации, использования или оприходования на склад.



2.2. Затраты на оплату труда производственного характера


В состав затрат на оплату труда производственного характера включаются следующие статьи:

- Начисление заработной платы производственного характера за фактически выполненную работу производится исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов в соответствии с принятыми на предприятии формами и системами оплаты труда, включая выплаты стимулирующего характера, предусмотренные первичными документами по учету выработки.

- Надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, наставничество.

- Выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе:


1. Надбавки и доплаты к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, сверхурочную работу, за работу в выходные и праздничные (нерабочие) дни, предусмотренные графиком технологического процесса.


2. Надбавки за работу в многосменном режиме, за совмещение профессий и расширение зон обслуживания.


3. Надбавки за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда и природно-климатических условиях, включая надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы в этих условиях, по списку профессий и перечню работ, утвержденному Правительством.


4. Выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе по районным коэффициентам за работу в пустынных, безводных и высокогорных местностях, производимые в соответствии с действующим законодательством.


5. Оплата за неотработанное время:

- Оплата в соответствии с действующим законодательством очередных (ежегодных) и дополнительных отпусков, компенсации за неиспользованные очередные (ежегодные) и дополнительные отпуска, льготных часов подростков, перерывов в работе матерей для кормления ребенка, а также времени, связанного с прохождением медицинских осмотров.

- Выплаты работникам, находящимся в вынужденном отпуске, с частичным сохранением заработной платы.

- Оплата труда работников, не состоящих в штате хозяйствующего субъекта, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера, включая договор подряда, если расчеты с работниками за выполненную работу производятся непосредственно самим хозяйствующим субъектом.

- Плата работникам-донорам за дни обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемого после каждого дня сдачи крови.

- Оплата труда за выполнение государственных обязанностей (военные сборы, сборы по чрезвычайным ситуациям и т.п.).


6. Выплаты стимулирующего характера по системным положениям, включаемые в соответствии с установленным порядком в фонд оплаты труда работников, участвующих в производственном процессе.



2.3. Отчисления на социальное страхование,

относящиеся к производству


- Обязательные отчисления социального характера по установленным законодательством нормам к фонду оплаты труда.

- Отчисления в негосударственные пенсионные фонды, на добровольное медицинское страхование и на другие виды добровольного страхования.



2.4. Амортизация основных средств и нематериальных

активов производственного назначения


- Суммы амортизационных отчислений (начисленного износа), исчисленных исходя из первоначальной (восстановительной) стоимости производственных основных средств, в том числе приобретенных по лизингу, и утвержденных в установленном порядке норм, включая и ускоренную амортизацию, производимую в соответствии с законодательством.     

- Износ (амортизация) нематериальных активов производственного назначения относится на себестоимость продукции (работ, услуг) ежемесячно по нормам, рассчитанным хозяйствующим субъектом, исходя из первоначальной стоимости и срока их полезного использования (но не более срока деятельности хозяйствующего субъекта). По нематериальным активам, если невозможно определить срок полезного использования нематериального актива, нормы износа устанавливаются в расчете на пять лет, но не более срока деятельности хозяйствующего субъекта.



2.5. Прочие затраты производственного назначения


Следующие комплексные статьи учета прочих затрат производственного характера в учете выделяются по элементам, приведенным в п.п. 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 настоящей Методики.

- Затраты по обслуживанию производственного процесса:


1. Затраты по обеспечению производства сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментом, приспособлениями, другими средствами и предметами труда.


2. Затраты по поддержанию производственных основных средств в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и уход, на проведение среднего, текущего и капитального ремонтов). Проведение всех видов ремонтов (текущих, средних, капитальных) производственных основных средств силами самого хозяйствующего субъекта, включается в себестоимость продукции (работ, услуг) по соответствующим элементам производственных затрат (материальным затратам, затратам на оплату труда и другим).

Хозяйствующие субъекты отдельных отраслей с разрешения Министерства финансов Республики Узбекистан могут создавать резерв средств (для проведения ремонтных работ); отчисления в этот фонд отражаются в составе элемента "Прочие затраты производственного характера" и определяются исходя из предполагаемой стоимости затрат и периодичности проведения капитального ремонта каждого объекта основных средств. Норма отчислений, в резерв пересматривается в конце каждого отчетного года и в случае необходимости на новый финансовый год размеры отчислений могут быть увеличены или уменьшены.


3. Затраты на обеспечение противопожарной сторожевой охраны и других специальных требований, предусмотренных правилами технической эксплуатации хозяйствующих субъектов, надзора и контроля за их деятельностью.

Затраты по вневедомственной охране могут быть отнесены в производственную себестоимость продукции (работ, услуг) только в случае наличия специальных требований к данному производству, обуславливающих наличие такой охраны.


4. Затраты, связанные с текущей арендой производственных основных средств, относящихся к производственной деятельности.


5. Текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения (очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных мероприятий и расходы по захоронению экологически опасных отходов, оплата услуг сторонних организаций за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов, очистку сточных вод, другие виды текущих природоохранных затрат), включая в платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах допустимых норм.


6. Затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности (устройство и содержание ограждений, прочих видов устройств некапитального характера, обеспечивающих технику безопасности, устройство и содержание дезинфекционных камер, умывальников, душей, бань и прачечных на производстве (где предоставление этих услуг работающим связано с особенностями рабочих мест специальными устройствами (некапитального характера), обеспечение специальной одеждой, обувью, защитными приспособлениями и в случаях, предусмотренных законодательством, специальным питанием, содержание и ремонт кипятильников, бань, раздевалок шкафчиков для спецодежды, сушилок, комнаты отдыха), связанные с особенностями производства и предусмотренные законодательством.


7. Стоимость выдаваемых бесплатно в соответствии с действующим законодательством предметов (включая форменную одежду, обмундирование, специальное питание), остающихся в личном постоянном пользовании (или сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам).


8. Затраты на содержание и обслуживание технических средств управления, узлов связи, средств сигнализации, других технических средств управления, вычислительных центров, относящихся к производственному процессу.


9. Затраты на командировки производственного персонала, относящиеся к производственному процессу в пределах установленных норм.


10. Пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм, выплачиваемые на основании и без решений соответствующих компетентных органов. Выплаты пособий в связи с профзаболеваниями.


11. Мероприятия по охране здоровья, связанные непосредственное участием работников в производственном процессе.


12. Расходы по обязательной сертификации продукции (услуг), кроме капитализируемых.


13. Расходы, связанные с перевозкой работников к месту работы и обратно в направлениях, не обслуживаемых пассажирским транспортом общего пользования.


14. Затраты по обязательному страхованию производственнных рабочих и производственных активов.


15. Затраты на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание изделий, на которые установлен гарантийный срок службы.


16. Плата медицинским учреждениям за медицинский осмотр работников, занятых на производстве в соответствии с законодательством.



III. РАСХОДЫ ПЕРИОДА


К расходам периода относятся затраты и расходы, не связанные непосредственно с производственным процессом: затраты по управлению, расходы по реализации продукции и прочие расходы общехозяйственного назначения. Эти расходы суммируются и списываются в том отчетном периоде, в котором они возникли.

Предприятия естественных монополий, а также предприятия, включенные в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Узбекистан, при определении необходимой прибыли учитывают следующие статьи "Расходов периода":



3.1. Расходы по реализации услуги


1. Издержки по ведению кассового хозяйства и инкассации выручки.



3.2. Административные расходы


К административным расходам относятся:


1. Расходы на оплату труда, перечисленные в пункте 2.2, относящиеся к работникам управленческого персонала.


2. Отчисления на социальное страхование, перечисленные в пункте 2.3, относящиеся к работникам управленческого персонала.


3. Затраты на содержание, найм и аренду служебного легкового автотранспорта и служебного микроавтобуса.


4. Затраты по организации и управлению хозяйствующим субъектом и его структурными подразделениями.


5. Затраты на содержание и обслуживание технических средств управления, узлов связи, средств сигнализации, вычислительных центров и других технических средств управления, не относящихся к производству.


6. Плата узлам связи за аренду, предоставление услуг (АТС).


7. Оплата междугородных и международных телефонных переговоров в пределах установленных нормативов, связанных с производственной деятельностью.


8. Плата за аренду зданий и помещений для административно-управленческих нужд.


9. Затраты на содержание и ремонт, а также износ (амортизация) основных средств административного назначения.


10. Отчисления на  содержание вышестоящих организаций и объединений юридических лиц, в фонд стабилизации министерства, ведомств и т.п.


11. Затраты на командировки управленческого персонала в пределах установленных норм.


12. Представительские расходы в пределах установленных норм.


13. Текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения, не относящиеся непосредственно к производственному процессу, включая платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах допустимых норм.



3.3. Прочие операционные расходы


Прочие операционные расходы включают в себя:


1. Расходы на подготовку и переподготовку кадров, за исключением кадров для работы на вновь вводимом хозяйствующем субъекте в пределах норм.


2. Оплата консультационных и информационных услуг.


3. Оплата аудиторских услуг, включая проводимые по инициативе одного из участников (собственников) хозяйствующего субъекта.


4. Затраты на выполнение хозяйствующими субъектами работ (услуг), не связанных с производством продукции (работ по благоустройству городов и поселков, оказание помощи сельскому хозяйству, отчисления на стимулирование органов самоуправления граждан за обеспечение полноты оплаты населением жилищно-коммунальных услуг, а также решение задач по социальной защите населения и другие виды работ).


5. Мероприятия по охране здоровья и организации отдыха, не связанные непосредственно с участием работников в производственном процессе.


6. Выплаты компенсирующего и стимулирующего характера:

- компенсационные выплаты по решениям Правительства Республики Узбекистан;

- единовременные премии, вознаграждения и выплаты за выслугу лет, а также суммы, начисленные по ним в социальные фонды;

- оплата за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы в соответствии с законодательством или по решению самого хозяйствующего субъекта;

- доплаты в случае временной утраты трудоспособности до фактического заработка, установленные законодательством;

- заработная плата рабочим по основному месту работы, рабочим и специалистам хозяйствующего субъекта во время их обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации и переподготовки кадров;

- оплата дополнительного отпуска женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 12 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет в соответствии с законодательством;

- возмещение расходов работников за питание, проезд к месту работы транспортом общего пользования, специальными маршрутами и ведомственным транспортом, за путевки на лечение и отдых.


7. Выплаты и расходы, не учитываемые при начислении заработной платы:

- расходы по выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им 2-х летнего возраста в соответствии с законодательством;

- надбавки к пенсиям, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда;

- выплаты работникам, высвобождаемым хозяйствующими субъектами в связи с их реорганизацией, сокращением численности работников и штатов в соответствии с законодательством;

- материальная помощь, выплачиваемая работникам.


8. Затраты на содержание объектов здравоохранения, домов престарелых и инвалидов, детских дошкольных учреждений, оздоровительных лагерей, а также объектов жилищного фонда (включая амортизационные отчисления и затраты на проведение всех видов ремонта) в пределах нормативов, установленных органами государственной власти на местах.


9. Затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов (кроме затрат, возмещаемых за счет других источников).


10. Оплата услуг банка и депозитария.


11. Обязательные платежи в бюджет, налоги, сборы, отчисления в специальные внебюджетные фонды, производимые в соответствии с действующим законодательством и относимые к расходам хозяйствующего субъекта.


12. Расходы, направляемые на строительство новых и реконструкцию действующих предприятий, производств, осуществляемых за счет необходимой прибыли.


13. Затраты на подготовку, освоение и развитие производства в той мере, в какой они не подлежат капитализации в качестве основных фондов:

затраты на подготовку и освоение производства продукции, не предназначенной для серийного или массового производства;

затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства, а также с улучшением качества продукции, повышением ее надежности, долговечности и других эксплуатационных свойств, осуществляемые в ходе производственного процесса;

затраты на изобретательство и рационализацию производственного характера, связанные с проведением опытно-экспериментальных работ, изготовлением и испытанием моделей и образцов по изобретениям и рационализаторским предложениям, организацией выставок и смотров, конкурсов, сертификации и других мероприятий по изобретательству и рационализаторству, выплатой авторских вознаграждений и другие затраты.


14. Образовавшееся отрицательное сальдо по налогу на добавленную стоимость, в случае превышения суммы уплаченного поставщикам налога за использованные материальные ресурсы над поступившей суммой такого же налога за оказанные услуги.



IV. РАСХОДЫ ПО ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


4.1. Платежи по обслуживанию краткосрочных и долгосрочных банковских кредитов в пределах учетных ставок, установленных Центральным банком Республики Узбекистан, включая платежи по обслуживанию просроченных и отсроченных ссуд.


4.2. Расходы по выплате процентов по долгосрочной аренде (лизингу) имущества.


4.3. Расходы, связанные с выпуском и распространением собственных ценных бумаг.


4.4. Отрицательные курсовые разницы и убытки по операциям с иностранной валютой.


4.5. Прочие расходы по финансовой деятельности.



V. ПОРЯДОК РАСЧЕТА СТАВОК И ТАРИФОВ

НА КОММУНАЛЬНЫЕ  УСЛУГИ ПО ВОДОПРОВОДНО-

КАНАЛИЗАЦИОННОМУ ХОЗЯЙСТВУ, ПРОИЗВОДСТВУ

И ТРАНСПОРТИРОВКЕ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ


5.1. Экономически обоснованные тарифы и цены отражают общественно-необходимые затраты на производство и реализацию услуг, а также создают возможность рентабельной работы предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, по производству и транспортировке тепловой энергии при достижении требуемых потребителем результатов (параметров качества обслуживания).

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 7 февраля 1994 года N 54 предусмотрен переход на новую систему расчетов между населением и поставщиками коммунальных услуг.

Переход на новую систему расчетов предусматривает покрытие затрат на коммунальные услуги за счет собственника и квартиросъемщика жилья и осуществляется поэтапно с 1 апреля 1994 года с ежегодным сокращением уровня государственных дотаций в среднем на 10% по экономически обоснованным ставкам и тарифам.


5.2. В этих условиях на переходный период должна быть сохранена практика установления двух групп тарифов:

первая группа - тарифы, по которым коммунальные предприятия оказывают услуги другим предприятиям и организациям (оптовые потребители);

вторая группа - фиксированные ставки и тарифы на коммунальные услуги для населения.



Водоснабжение и водоотведение


5.3. Расчеты тарифов по водопроводно-канализационному  хозяйству производятся отдельно по услугам водопровода и по услугам канализации.

В качестве исходной базы для определения тарифов на отпущенную воду и услуги канализации принимается:


а) Отчетная калькуляция себестоимости отпущенной (потребленной) воды (приложение N 1);


б)  Отчетная  калькуляция  себестоимости  отвода  сточной  жидкости (приложение N 2).


5.4.  При  составлении  калькуляции  на  услуги  водоснабжения и

канализации  расходы  периода  и  расходы  по  финансовой   деятельности

распределяются по этим  видам услуг пропорционально  основной заработной

плате производственного персонала.


5.5. Для определения размера среднего экономически обоснованного тарифа необходимо  определить доходы  предприятии по  объемам отпущенной воды (отведенной  сточной жидкости)  с учетом  всех потребителей  услуг, которые  складываются   из  производственной   себестоимости  услуг   за конкретный отчетный период (квартал) с учетом перспектив развития данной отрасли на ближайший период (квартал) и предполагаемого влияния  внешних факторов  (изменение  цен  на   энергоресурсы,  материалы,  тарифов   на перевозки, тарифных  ставок и  должностных окладов)  и необходимой суммы прибыли на единицу услуги.


Т ср.тариф = S + П (сум),

где

T ср. тариф  - средний экономически  обоснованный тариф 1  куб.м воды (1 куб.м стока);

S  -  производственная  себестоимость  1  куб.м  воды  ( 1 куб.м стока);

П  -  необходимая  прибыль,  обеспечивающая  рентабельную работу предприятий   водопроводно-канализационного  хозяйства  в  расчете  на 1 куб.м воды (1 куб.м стока).


5.6. Тариф для  населения определяется путем  умножения среднего экономически обоснованного тарифа за  единицу услуги на долю  возмещения им в процентах прогнозируемых затрат.


Т населения = Т ср.тариф* q ( сум),

где:

Т  ср.тариф -  средний экономически  обоснованный тариф  (с учетом необходимой прибыли) за 1 куб.м воды (1 куб.м стока);

q - доля возмещения  населением затрат по услугам  водоснабжения и канализации в процентах, установленная согласно постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 7.02.94 N 54 на момент расчета.


Пример: Средний экономически обоснованный тариф 1 м3  отпущенной воды  сложился  2  сум  60  тийин.  Доля возмещения населением затрат на 1.04.98 составляет - 50%.

Тариф для населения составит:


Т населения = 2.60 * 0.5 = 1.30 сум


5.7.  При  расчете  тарифа   для  прочих  оптовых   потребителей учитываются  не  покрываемые   фиксированными  тарифами  для   населения затраты и льготы на услуги водоснабжения и канализации,  предоставляемые отдельным   категориям   граждан    Республики   Узбекистан,    согласно действующему законодательству Республики Узбекистан.

Потери (превышение  затрат на  услуги над  полученными доходами) коммунальных предприятий от оказания населению услуг по питьевой воде  и канализации  покрываются  за  счет  доходов,  поступающих  им  от других потребителей, путем установления для них регулируемых тарифов.


Т = Тcр.тариф + (Тcр.тариф - Т населения) + N (сум),

где

Т - тариф для прочих оптовых потребителей

(Тср. тариф   -   Т населения)   -   затраты,   не  покрываемые фиксированными тарифами для населения.

N  -   размер  предоставляемых   льгот  по   оплате  за   услуги водоснабжения  и  канализации  в  сум  на ед. объема услуг водоснабжения (канализации), оказываемых для прочих оптовых потребителей.


5.8.   Ставки   оплаты   услуг   водоснабжения   и   канализации рассчитываются на 1 человека в месяц исходя из утвержденных тарифов  для населения и норм  потребления воды (канализации),  установленных Советом Министров  Республики  Каракалпакстан,  хокимиятами  областей  и  города Ташкента в зависимости от степени благоустройства жилищного фонда.

Производство и транспортировка тепловой энергии

(включая горячее водоснабжение)


5.9.  Тариф   для  населения   по  предприятиям   теплоснабжения устанавливается:

по услугам отопления - на 1 м2 отапливаемой площади в месяц;

по горячему водоснабжению - на 1 человека в месяц.

Расчет   тарифа   на    отопление   и   горячее    водоснабжение осуществляется, исходя из фактически сложившихся среднегодовых  расходов на производство и  подачу тепла, с  учетом прогнозируемого роста  цен на энергоресурсы,  материалы,  тарифов  на  перевозки,  заработной   платы, нормативного срока продолжительности отопительного сезона и  необходимой прибыли.


5.10.   Тарифы    на   отопление    и   горячее    водоснабжение рассчитываются, исходя из:

себестоимости затрат на 1 Гкал тепла;

расчетной тепловой   энергии, затраченной   на обогрев    1 кв.м. жилой площади   и   на   нагрев   1   литра   воды  в Гкал, рассчитанной поставщиком  тепловой   энергии    по   "Временной   методике    расчета тепловых нагрузок и  норм  расхода   топлива,  электроэнергии   и   воды на   выработку тепловой  энергии отопительными   котельными в    системе Министерства    коммунального   обслуживания   Республики   Узбекистан", утвержденной приказом   Министерства   коммунального обслуживания  N  29 от 31.03.97;

доли  возмещения  населением  затрат  на центральное отопление и горячее водоснабжение в процентах, установленной согласно  постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 7.02.94 г. N 54.


Например: Среднегодовые расходы  на выработку и  транспортировку 1 Гкал сложились  в размере 1300  сум за 1  Гкал. Согласно постановлению Кабинета Министров  Республики Узбекистан  N 54  на 1.04.98  доля оплаты (возмещения) населением затрат составляет 50%.

Тариф на  отопление для  населения 1  кв.м отапливаемой  площади составит:

Т = 1300* 0.02* 0.5 = 13 сум,

где

0.02  Гкал  -  это  расчетный  расход  тепла  на  обогрев 1 кв.м отапливаемой площади в месяц.


5.11.  Возмещение  разницы  в   тарифах  на  тепловую   энергию, отпускаемую населению    предприятиями    теплоснабжения    Министерства коммунального   обслуживания         Республики          Каракалпакстан, территориальных    коммунально-эксплуатационных  объединений  областей и г. Ташкента  для   центрального  отопления   и  горячего    водоснабжения производится в следующем порядке:

а)  возмещение  из  бюджета  производится  независимо  от  того, выработана  ли  энергия  самим  предприятием  или получена со стороны по свободным отпускаемым ценам;

б)  в  состав  возмещаемой  из  бюджета  разницы  в  тарифах, не покрываемой средствами граждан, входят:

-  разница  между  договорным   тарифом  на  тепловую   энергию, отпускаемую оптовым потребителям,  и утвержденным фиксированным  тарифом для  населения   в  размерах,   определенных  постановлением    Кабинета Министров Республики Узбекистан от 7 февраля 1994 года N 54;

-  потери   предприятий  теплоснабжения   от  предоставления   в соответствии  с   законодательством  республики   отдельным   категориям граждан льгот по оплате услуг поставщиков тепловой энергии.

Себестоимость  объема  химочищенной  воды  в части, потребляемой населением, возмещается бюджетом только  в той доле, которая  определена в   соответствии   с   постановлением   Кабинета   Министров  Республики Узбекистан от 7 февраля 1994 года N 54.

Затраты по химочищенной воде покрываются за счет потребителей  и отражаются  в  производственной  себестоимости  и  в доходах предприятия теплоснабжения по цене приобретения химочищенной воды.

























Время: 0.2207
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск