ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Основы государственно-правового устройства / Разработка, принятие и систематизация нормативно-правовых актов /

Положение о правовой экспертизе и государственной регистрации нормативно-правовых актов, принятых министерствами, государственными комитетами и ведомствами (Приложение к Постановлению КМ РУз от 09.10.1997 г N 469)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Постановлению КМ РУз

от 09.10.1997 г N 469



ПОЛОЖЕНИЕ

о правовой экспертизе и государственной регистрации

нормативно-правовых актов, принятых министерствами,

государственными комитетами и ведомствами

Настоящее Положение определяет порядок проведения правовой экспертизы и государственной регистрации нормативно-правовых актов, принятых министерствами, государственными комитетами, ведомствами (далее - министерства и ведомства), а также основные требования, предъявляемые к ним.


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Правовую экспертизу и государственную регистрацию нормативно-правовых актов, принятых министерствами и ведомствами (далее - нормативные акты), независимо от срока их действия (постоянные или временные) и характер содержащихся в них сведении, проводит Министерство юстиции Республики Узбекистан.

Для целей настоящего Положения под ведомствами понимаются республиканские органы государственного управления либо органы управления специальной компетенции, не являющиеся министерствами или государственными комитетами, наделенные исполнительными и (или) распорядительными функциями, а также правом принятия нормативных актов (агентства, комиссии, центры, управления и т. д.).

2. Правовой экспертизе и государственной регистрации подлежат следующие правовые акты, принимаемые министерствами и ведомствами, имеющие общеобязательный характер:

затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан;

имеющие межведомственный характер;

имеющие обязательную силу для организаций вне системы данного органа управления.

2-1. Не подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции в соответствии с настоящим Положением:

технические регламенты;

нормативные документы в области  стандартизации;

санитарные, ветеринарные, ветеринарно-санитарные, фитосанитарные правила и нормы;

градостроительные нормы и правила;

экологические нормы и правила;

другие документы в области технического регулирования.

Отнесение документов, предусмотренных в абзаце седьмом настоящего пункта, к нормативным документам в области технического регулирования осуществляется Министерством юстиции.

Нормативные документы в области технического регулирования, принимаемые министерствами и ведомствами, представляются в Министерство юстиции для проведения обязательной правовой экспертизы, в случае получения положительного заключения осуществляется постановка их на учет.

Порядок подготовки, проведения правовой экспертизы и постановки на учет документов в области технического регулирования устанавливается Министерством юстиции.

3. Министерства и ведомства при принятии ими нормативных актов в течение десяти дней представляют их для проведения правовой экспертизы и государственной регистрации в Министерство юстиции Республики Узбекистан.

При выявлении применения нормативных актов, не прошедших государственную регистрацию, Министерство юстиции вносит представления в соответствующее министерство или ведомство об отмене и отзыве с исполнения данного акта. Министерства и ведомства обязаны в десятидневный срок выполнить требования Министерства юстиции. Министерство юстиции вправе объявить в газетах "Халк сузи" - "Народное слово" и в других средствах массовой информации о незаконности данного нормативного акта.

4. Представление на государственную регистрации нормативного акта, принятого совместно несколькими министерствами и ведомствами, возлагается на орган, который в числе утвердивших акт указан первым.



II. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К

НОРМАТИВНЫМ АКТАМ


5. Нормативные акты должны соответствовать Конституции, законодательству Республики Узбекистан, целям и задачам проводимых в стране реформ, а также правилам законодательной техники.

В нормативных актах запрещается включение положений и норм:

создающих условия для коррупции, совершения других правонарушений в системе органов государственной власти и управления;

устанавливающих меры ответственности, дополнительные платежи и сборы для физических и юридических лиц, предусматривающих излишние административные и иные ограничения, приводящих к возникновению необоснованных затрат для них, а также имеющих разрешительный характер;

Нормативные акты должны быть подготовлены и приняты в соответствии с требованиями Правил подготовки и принятия ведомственных нормативных актов.

6. Министерства и ведомства в пределах своей компетенции принимают нормативные акты в виде приказов и постановлений. Приказами и постановлениями могут утверждаться положения, правила, инструкции и другие документы, которые являются составной частью этих актов.

Не допускается включение правовых норм в документы, не являющиеся правовыми актами (нормативные акты в области технического регулирования, письма, телефонограммы, разъяснения по частным вопросам и др.), а также в акты, имеющие индивидуальный характер.

Министерства и ведомства при возникновении вопросов, требующих правового урегулирования, должны своевременно принимать соответствующие нормативные акты, если нормативное регулирование данных вопросов входит в их компетенцию. Министерство юстиции вправе вносить представления в министерства и ведомства о необходимости принятия соответствующего нормативного акта, с указанием срока его разработки.

Срок принятия нормативного акта во исполнение законов, постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, решений Кабинета Министров Республики Узбекистан, как правило, не должен превышать одного месяца, если не установлен другой срок.

7. В нормативном акте в обязательном порядке указывается, во исполнение или на основании какого Закона Республики Узбекистан, постановления палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указа, постановления или распоряжения Президента Республики Узбекистан, решения Кабинета Министров Республики Узбекистан (их статьи или пункта) он издается.

8. Структура нормативного акта должна обеспечивать последовательное развитие темы правового регулирования, а также единообразное понимание и применение будущего акта.

Нормативный акт должен иметь соответствующее его содержанию краткое наименование.

Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного акта, в него включается вводная часть - преамбула. Положения, имеющие правовые нормы, в преамбулу не включаются.

Положения нормативного акта должны быть изложены лаконично, простым и ясным языком. Используемые понятия и термины применяются единообразно в соответствии с их значением, принятым в действующем законодательстве, с тем, чтобы исключить возможность различного толкования. В необходимых случаях даются краткие определения специальных терминов и понятий, применяются общепринятые сокращения и даются пояснения других сокращений. Не допускается употребление устаревших и многозначных слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор.

В случае необходимости в нормативном акте воспроизводятся отдельные положения из нормативно-правового акта более высокой юридической силы со ссылкой на такой акт.

В нормативном акте, как правило, не воспроизводятся повторно правовые нормы, содержащиеся в нормативных актах, ранее принятых министерствами и ведомствами.

Включение в текст нормативных актов отсылок к актам законодательства допускается лишь в исключительных случаях.

Ссылки на другие пункты данного нормативного акта, а также на ранее принятые министерствами и ведомствами нормативные акты употребляются лишь в тех случаях, когда необходимо показать их взаимную связь или избежать повторений.

Каждый пункт нормативного акта должен содержать одну правовую норму. Каждый самостоятельный пункт акта, должен иметь полное и законченное содержание.

Если в нормативном акте приводятся перечни, таблицы, графики, формулы, методики, карты, схемы, образцы документов, бланков, они, как правило, должны помещаться в приложениях. В соответствующих пунктах нормативного акта на эти приложения делаются ссылки.

По вопросам, которые можно решить путем внесения изменений и дополнений в действующие нормативные акты, принимаются акты в форме изменений и дополнений.

9. Нормативный акт должен содержать следующие реквизиты:

- обозначение вида акта;

- наименование, обозначающее предмет регулирования;

- номер, дату и место принятия акта;

- должность, электронная цифровая подпись, заглавная буква имени и фамилия руководителя министерства или ведомства либо лица, исполняющего его обязанности.

10. Если принятие нормативного акта требует признания утратившими силу ранее принятых данным органом нормативных актов или внесение в них соответствующих изменений и дополнений, то эти положения должны быть отражены в представленном нормативном акте либо в другом акте.


11. К нормативному акту прилагается справка, содержащая:

основания для принятия нормативного акта (компетенция министерства и ведомства, решение вышестоящего органа, которым поручено или предоставлено право решать вопросы, вошедшие в нормативный акт, иные, послужившие основанием для принятия акта);

обстоятельства, сведения о ранее принятых данным органом нормативных актах по данному вопросу;

сведения о ранее принятых другими органами нормативных актах по данному вопросу и подготовке предложений об их изменении или признании утратившими силу в связи с принятием акта, представленного на государственную регистрацию.


12. Подготовленный нормативный акт до его подписания руководителем министерства или ведомства подлежит правовой экспертизе, проводимой юридической службой этого министерства или ведомства.

Представленный нормативный акт должен быть завизирован, а прилагаемая справка подписана руководителем юридической службы данного органа.



III. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ


13. Министерство юстиции Республики Узбекистан проводит правовую экспертизу представленного нормативного акта в течение 30 дней со дня его получения.

В случаях, если представленный документ требует дополнительного изучения, в том числе путем привлечения квалифицированных специалистов, срок рассмотрения документа может быть продлен до 15 дней.

14. В случае необходимости при проведении правовой экспертизы Министерство юстиции обладает правом затребовать дополнительные документы, а также привлекать специалистов и научных работников в качестве нештатных экспертов для дачи заключений по нормативным актам.

15. В случае, если представленный нормативный акт соответствует действующему законодательству Республики Узбекистан и отвечает требованиям, указанным в Разделе II настоящего Положения, Министерство юстиции осуществляет его государственную регистрацию.

Государственная регистрация нормативного акта осуществляется с присвоением ему уникального номера в государственном реестре на основании заключения, утверждаемого министром юстиции.

Нормативный акт вступает в силу и подлежит исполнению со дня его официального опубликования, если в самом акте не указан более поздний срок.

В нормативном акте, предусматривающем усложнение процедуры осуществления предпринимательской деятельности и возложение на субъектов предпринимательства новых обязанностей, должен быть указан срок вступления его (или его частей) в силу. При этом срок вступления в силу нормативного акта не может быть менее трех месяцев со дня его официального опубликования.

16. В регистрации нормативного акта может быть отказано, если он противоречит действующему законодательству Республики Узбекистан, не отвечает требованиям Раздела II настоящего Положения, либо не согласован с заинтересованными органами, когда такое согласование является обязательным.

Нормативные акты, в государственной регистрации которых отказано, возвращаются Министерством юстиции представившим их органам с соответствующим заключением.

Нормативные акты, в государственной регистрации которых отказано, могут быть представлены для государственной регистрации повторно, в случае их доработки с учетом заключений Министерства юстиции. При этом срок доработки и представления на государственную регистрацию повторно нормативных актов, принятых во исполнение законов, постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, решений Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также по представлению Министерства юстиции Республики Узбекистан, не должен превышать одного месяца.

17. После государственной регистрации министерства и ведомства могут загрузить электронную форму нормативно-правового акта из Национальной базы данных законодательства Республики Узбекистан.


IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


18. При изменении законодательства министерства и ведомства обязаны привести принятые ими нормативные акты, прошедшие государственную регистрацию, в соответствие с актами законодательства и представить соответствующие изменения и дополнения в Министерство юстиции Республики Узбекистан для правовой экспертизы и государственной регистрации. Министерство юстиции Республики Узбекистан вправе требовать от министерств и ведомств приведения принятых ими нормативных актов, прошедших государственную регистрацию, в соответствие с законодательством.

Министерства и ведомства обязаны в этом случае в десятидневный срок представить в Министерство юстиции изменения и дополнения в принятые ими нормативные акты для проведения правовой экспертизы и государственной регистрации. При невыполнении данного правила Министерство юстиции вправе исключить нормативный акт из государственного реестра, что является основанием признания нормативного акта не имеющим юридическую силу.

Внесение изменении и дополнений в нормативный акт осуществляется органом, принявшим этот акт, либо иным управомоченным на то органом в том же порядке, в каком был принят данный акт.

В случае возникновения спорных вопросов, а также выявления новых обстоятельств, связанных с применением нормативного акта Министерство юстиции вправе приостановить действие нормативного акта (или его соответствующей части) до решения вопроса в установленном порядке. Приостановление и возобновление действия нормативного акта оформляется приказом министра юстиции, копия которого направляется соответствующему органу.

19. В случае реорганизации, упразднении или переименовании министерства и ведомства, правопреемство в отношении принятых ими нормативно-правовых актов определяется законом.

20. Прошедшие государственную регистрацию нормативные акты направляются Министерством юстиции Республики Узбекистан в государственные органы и организации в день их государственной регистрации по Перечню государственных органов и других организаций, которым рассылаются тексты нормативно-правовых актов и при необходимости информационно-аналитические материалы к ним в электронной форме, утвержденному Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Министерства и ведомства в пределах своих полномочий обязаны обеспечивать распространение текстов принятых ими нормативных актов.

Министерства и ведомства обязаны размещать на своих официальных веб-сайтах принятые ими нормативные акты не позднее чем через день после их официального опубликования (при необходимости вместе с информационно-аналитическими материалами).

Сведения о состоянии государственной регистрации нормативных актов, принятых министерствами, государственными комитетами и ведомствами, подлежат обязательному опубликованию в газетах "Халқ сўзи" - "Народное слово".

21. Министерство юстиции Республики Узбекистан вправе вносить представления соответствующим органам о необходимости официального толкования принятых ими нормативных актов.

Приказ или постановление об официальном толковании направляется на исполнение только после его согласования с Министерством юстиции Республики Узбекистан.

















































Время: 0.2238
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск