ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2012 год /

Собрание законодательства РУз N 1

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


N 1



Законом от 3.01.2012 г. N ЗРУ-315 внесены изменения и дополнения в Закон "О государственной статистике" (от 12.12.2002 г. N 441-II), которыми уточняются полномочия уполномоченного органа госстатистики - им является Госкомитет по статистике (ранее такой нормы не предусматривалось); разграничиваются права статорганов и хозяйствующих субъектов при внесении изменений в статданные. Принимать нормативно-правовые акты в области государственной статистики, заключать соглашения о сотрудничестве с органами статистики других государств, разрабатывать и осуществлять единую политику в этой области имеет право только уполномоченный орган, а местные органы по статистике, помимо прочего, могут в случае выявления нарушений в госстатданных давать указания об их устранении, проводить статистические наблюдения деятельности юридических и физических лиц и имеют другие права.

В новой редакции приведена норма, регулирующая проведение госстатнаблюдений. Существенных изменений не введено. Как и ранее, при проведении статистических наблюдений юридические лица обязаны обеспечить доступ к служебным помещениям, а согласно изменениям - и к земельным участкам. К одному из видов статнаблюдений отнесен опрос домашних хозяйств.

Статистические данные по формам государственных статистических наблюдений могут представляться в бумажном или электронном виде в соответствии с законодательством.

Закон вступил в силу со дня его официального опубликования в газете "Народное слово" - 4 января 2012 года.


* * *



Законом от 4.01.2012 г. N ЗРУ-316 внесены изменения и дополнения в Закон "О налоговом консультировании" (от 21.09.2006 г. N ЗРУ-55), согласно которым не являются налоговым консультированием (соответственно, не требуют получения квалификационного сертификата налогового консультанта): разъяснение налогового законодательства государственными органами, в том числе налоговой службой, в рамках осуществления ими своих полномочий; оказание юридической помощи по вопросам налогообложения адвокатами; консалтинговые и другие услуги аудиторских и иных организаций по налогообложению.

Теперь услуги по налоговому консультированию включают в себя также помощь клиенту (доверителю) при составлении налоговой отчетности, определение и ведение учета объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением.

Более подробно урегулированы заключение и содержание договора об оказании услуг по налоговому консультированию. Так, организация налоговых консультантов вправе заключать договор с клиентом (доверителем) независимо от места его жительства и местонахождения (почтового адреса). В число существенных условий договора введены сведения о наличии полиса страхования гражданской ответственности.

Установлено, что организации налоговых консультантов имеют право привлекать к участию в налоговом консультировании других специалистов только с согласия клиента (доверителя) на договорной основе. Также они уполномочены: выступать в качестве представителя участников регулируемых налоговым законодательством отношений в налоговых органах, а также в ходе досудебного урегулирования налогового спора и в суде; оказывать услуги по налоговому консультированию во время налоговых проверок. Теперь они должны представлять клиенту отчет в порядке, установленном национальными стандартами (ранее требования к нему не устанавливались).

Определено, что претендентом на получение квалификационного сертификата может быть лицо, имеющее стаж работы не менее 5 лет после окончания высшего образовательного учреждения, в том числе по экономической или юридической специальности - не менее 2 лет.

Закон вступил в силу со дня его официального опубликования в газете "Народное слово" - 5 января 2012 года.


* * *



Законом от 5.01.2012 г. N ЗРУ-317 внесены изменение и дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК). Согласно им, теперь уголовные дела о преступлениях, предусмотренных не только частью первой статьи 118 (изнасилование без отягчающих обстоятельств) и частью первой статьи 119 (насильственное удовлетворение половой потребности в противоестественной форме) Уголовного кодекса, но и уголовные дела о преступлениях, предусмотренных частью первой статьи 105 (умышленное телесное повреждение средней тяжести без отягчающих обстоятельств), статьей 109 (умышленное легкое телесное повреждение), частью первой статьи 110 (истязание без отягчающих обстоятельств), статьей 111 (причинение по неосторожности средней тяжести или тяжкого телесного повреждения), частью первой статьи 121 (понуждение женщины к вступлению в половую связь), статьей 136 (принуждение женщины к вступлению в брак или воспрепятствование к вступлению в брак), частями первой и второй статьи 139 (клевета, в том числе в печатном или иным способом размноженном тексте либо в СМИ), частями первой и второй статьи 140 (оскорбление, в том числе в печатном или иным способом размноженном тексте либо в СМИ), статьей 149 (нарушение авторских или изобретательских прав) Уголовного кодекса, возбуждаются только по жалобе потерпевшего с просьбой о привлечении к ответственности виновного. При этом не исключается обязанность прокурора в возбуждении уголовного дела без жалобы потерпевшего в случаях, когда потерпевший ввиду беспомощного состояния, зависимости от обвиняемого или по иным причинам не способен сам защищать свои права и законные интересы.

Также теперь при отказе в возбуждении уголовного дела дознаватель, следователь либо суд должны направить прокурору копию постановления или определения об отказе в возбуждении уголовного дела.

Органы Государственной таможенной службы теперь также наделены правом принимать оперативно-розыскные меры в целях дознания.

Закон вступил в силу со дня его опубликования в газете "Народное слово" - 6 января 2012 года.


* * *



Законом от 5.01.2012 г. N ЗРУ-318 внесены изменения в Закон "О государственном пенсионном обеспечении граждан" (от 3.09.1993 г. N 938-XII).

Так, постоянно проживающие в Узбекистане иностранные граждане и лица без гражданства имеют право получать пенсию наравне с гражданами Узбекистана (ранее межгосударственными соглашениями (договорами) могли быть предусмотрены исключения).

Порядок определения среднемесячного заработка для исчисления пенсии приведен в соответствие с последними изменениями в законодательстве. Напомним, что при начислении пенсии заработки прошлых лет приводятся с помощью коэффициентов к уровню заработков на день ее назначения.

Исключена норма, согласно которой при исчислении пенсии лицам, направленным на работу за границу, учитывалась заработная плата, которую они получали до направления. Теперь их заработок определяется исходя из суммы страховых взносов, уплаченных во внебюджетный Пенсионный фонд.

Также теперь в случае смерти пенсионера его семье или лицу, осуществившему его похороны, выплачивается пособие на погребение в размере 2-месячной пенсии, но не менее 3 МРЗП (ранее - не менее 2 МРЗП).

Закон вступил в силу со дня его официального опубликования в газете "Народное слово" - 6 января 2012 года.


* * *



Парламентом страны принят Закон "О конкуренции" от 6.01.2012 г. N ЗРУ-319, направленный на регулирование отношений в области конкуренции на товарных и финансовых рынках. Он не распространяется на отношения, связанные с исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, за исключением случаев недобросовестной конкуренции.

Закон дает определения терминам "конкуренция", "недобросовестная конкуренция", "группа лиц", "доминирующее положение", "монопольно высокая или монопольно низкая цена товара", "антиконкурентные действия".

Запрещены согласованные действия и сделки, ограничивающие конкуренцию между хозяйствующими субъектами, конкурирующими на товарном или финансовом рынке, в том числе являющимися потенциальными конкурентами; порядок их выявления устанавливается Кабинетом Министров.

Органам государственного управления и органам государственной власти на местах установлен перечень действий, которые им запрещается осуществлять. Также не допускаются действия, препятствующие нормальному функционированию товарного или финансового рынка, развитию конкуренции и ущемляющие права и законные интересы потребителей, в том числе согласованные действия и сделки, приводящие к: повышению, снижению, поддержанию цен или тарифов; разделу соответствующего рынка по территориальному принципу, по объему реализации или закупок, по ассортименту товаров либо по кругу продавцов товаров или их покупателей, заказчиков; ограничению доступа на рынок или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Под запретом находится и недобросовестная конкуренция.

Законом регламентированы вопросы антимонопольного регулирования торгов и экономической концентрации. Так, запрещается нарушать порядок проведения торгов, координировать деятельность их участников, необоснованно отказывать в принятии документов, производить для участия в торгах и ряд других действий. Нарушение этих требований является основанием для признания решений конкурсных (тендерных) торгов и договоров, заключенных по их результатам, недействительными.

Документ довольно четко устанавливает антимонопольные требования к созданию, слиянию и присоединению хозяйствующих субъектов, а также приобретению акций (долей) и иных имущественных прав. Теперь антимонопольный орган уполномочен выдавать предварительное согласие лицам или группе лиц на осуществление действий по созданию объединений хозяйствующих субъектов, слиянию, присоединению хозяйствующих субъектов и при совершении сделок по приобретению акций (долей) в уставном фонде (уставном капитале) до их совершения.

Как и ранее, законодатель предусматривает штрафные санкции за нарушение законодательства о конкуренции при слиянии, присоединении хозяйствующих субъектов и совершении сделок по приобретению акций (долей) в уставном фонде (уставном капитале) и иных имущественных прав в размерах:

для хозяйствующих субъектов - юридических лиц - от 70 до 100 МРЗП (ранее - от 70 до 100 МРЗП и 5% от размера причиненного ущерба, но не более 200 МРЗП);

для хозяйствующих субъектов - физических лиц - от 5 до 7 МРЗП (как и ранее).

Антимонопольный орган уполномочен налагать штрафы и за другие нарушения законодательства о конкуренции, перечень которых установлен Законом.

Закон предусматривает принудительное разделение или выделение хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, при неэффективности ранее примененных к ним мер по устранению нарушения законодательства о конкуренции. Установлен перечень условий, при которых оно может производиться.

В связи с его принятием признан утратившим силу Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (от 27.12.1996 г. N 355-I).

Закон вступил в силу со дня его опубликования в газете "Народное слово" - 7 января 2012 года.


См. также экспертный материал.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 5.01.2012 г. N 2 утверждено Типовое положение о служебном удостоверении работников органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах. Оно определяет единые требования к изготовлению, выдаче, замене, учету и хранению служебных удостоверений работников органов государственного и хозяйственного управления и госвласти на местах, порядок пользования ими, а также ответственность за их утрату, порчу и небрежное хранение. Действие Типового положения не распространяется на служебные удостоверения руководителей органов государственного управления, выдаваемые аппаратом Президента и палатами Олий Мажлиса.


* * *



Постановлением Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли, Министерства финансов, Государственного таможенного комитета (зарегистрировано МЮ 4.01.2012 г. N 428-5) в Перечень документов, представляемых таможенным органам при оформлении экспортно-импортных грузов (рег. N 428 от 8.04.1998 г.), добавлена таможенная декларация страны экспорта при ввозе товаров, включенных в Перечень технологического оборудования, комплектующих изделий и запасных частей, освобождаемых при ввозе в Узбекистан от уплаты импортной таможенной пошлины и НДС (рег. N 1802 от 3.05.2008 г.). При ее представлении таможенное оформление осуществляется таможенными органами в течение 1 рабочего дня. В случае непредставления оно осуществляется в общеустановленном порядке.

Вступило в силу с 14 января 2012 года.


* * *



Постановлением Комитета по координации развития науки и технологий при Кабинете Министров, Министерства труда и социальной защиты населения, Министерства финансов (зарегистрировано МЮ 4.01.2012 г. N 2308) изменены базовые должностные оклады научных и руководящих работников научно-исследовательских учреждений, участвующих в реализации научно-технических программ фундаментальных, прикладных исследований и инновационных работ за счет бюджетных средств, утвержденных постановлением Кабинета Министров от 18.08.2009 г. N 233.

Пересчет и выплата заработной платы научных и руководящих работников будут произведены с учетом изменения их размеров с 1 декабря 2011 года.

Вступило в силу с 14 января 2012 года.


* * *



Постановлением правления Центрального банка (зарегистрировано МЮ 5.01.2012 г. N 1457-1) внесено изменение в Положение о порядке проведения отдельных валютных операций, связанных с движением капитала. Согласно ему, из перечня документов, подтверждающих информацию о фактическом привлечении средств (товаров) согласно договору о внешнем заимствовании, исключен паспорт импортной сделки.

Вступило в силу с 15 января 2012 года.


* * *



Постановлением Государственной инспекции по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе, Узбекской государственной инспекции по контролю за использованием нефтепродуктов и газа, Государственного комитета по геологии и минеральным ресурсам (зарегистрировано МЮ 6.01.2012 г. N 1285-1) внесены изменения в Положение о контроле за соблюдением технологических процессов при ведении поисково-разведочных, буровых работ на нефть и газ, испытании скважин, их подготовке к эксплуатации.

Согласно им, теперь Госкомгеологии больше не является уполномоченным органом, осуществляющим госконтроль за соблюдением технологических процессов. Осуществлять его имеют право лишь ГИ "Саноатгеоконтехназорат" и Узгоснефтегазинспекция. Соответственно, пересмотрены основные задачи и функции ГИ "Саноатгеоконтехназорат" и Узгоснефтегазинспекции.

Вступило в силу с 16 января 2012 года.










Время: 0.0264
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск