Внимание!

Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Налоги. Обязательные платежи / Утратившие силу акты налогового законодательства с 1991 по 1997 гг. / Иные вопросы /

Порядок проведения проверок и осуществления государственного контроля налоговыми органами деятельности предприятий торговли, сферы услуг (Зарегистрирован МЮ 21.04.1997 г. N 331, утвержден ГНК 10.04.1997 г. N 97-30)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАРЕГИСТРИРОВАН

МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

21.04.1997 г.

N 331



УТВЕРЖДЕН


ГОСУДАРСТВЕННЫМ

НАЛОГОВЫМ КОМИТЕТОМ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

10.04.1997 г.

N 97-30



ПОРЯДОК

проведения проверок и осуществления

государственного контроля налоговыми

органами деятельности предприятий

торговли, сферы услуг


Налоговые органы в соответствии с "Положением о государственных налоговых органах"  утвержденным постановлением Верховного Совета Республики Узбекистан от 14 июня  1991 года и  "Положением о Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан" утвержденным Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 марта 1994 года  N 114  "О вопросах  организации  и деятельности Государственного налогового комитета  Республики Узбекистан" и другими  законодательными актами осуществляют проверки и контроль деятельности предприятий торговли, сферы услуг.



I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1.  Настоящий  Порядок  применяется  при проверках предприятий торговли и сферы услуг,  независимо от их ведомственной подчиненности  и формы собственности.


1.2.  Порядок   регламентирует  единый   принцип   осуществления контроля Государственных  налоговых органов  в деятельности  предприятий торговли и сферы услуг.


1.3.  При  проверках  деятельности  предприятий торговли и сферы услуг   изучаются    и    рассматриваются,   в    целях    осуществления государственного   контроля    по   вопросам    соблюдения    требований законодательства  о  налогах  и  других  обязательных  платеж  в бюджет, правил  торговли,  формирования  и  установления цен, наценок, надбавок, правил   отпуска   товаров,   а   также   оказания  услуг  предприятиям, учреждениям, организациям и населению.


1.4. Государственные налоговые органы Республики Узбекистан  при необходимости в проверках  предприятий торговли и  сферы услуг, а  также проведения  анализа,  исследований,  экспертиз  привлекает  специалистов торговли,  сферы  услуг,  здравоохранения,  стандартизации, метрологии и других служб, по согласованию с руководителями соответствующих  органов, управлений и ведомств.


1.5.  Проверки  заявлений  и  жалоб  граждан,  не  связанных   с финансово-хозяйственной  деятельностью,  осуществляются  (без  разрешения координационного совета) в соответствии с Законом Республики  Узбекистан "Об обращениях граждан".



II. ЗАДАЧИ РАБОТНИКОВ ГОСНАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

В ХОДЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОВЕРКИ ПРЕДПРИЯТИЙ

ТОРГОВЛИ И СФЕРЫ УСЛУГ


Основными  задачами  при  проверке  предприятий торговли и сферы услуг являются:


2.1.  Осуществление   контроля  за   правильностью   исчисления, полнотой  и  своевременностью  уплаты  налогов,  сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.


2.2. Выявление участков,  где возникают условия,  способствующие нарушениям законодательства о торговле и сферы услуг.


2.3. Проведение контрольных и  предупредительно-профилактических мероприятий, направленных на ликвидацию этих причин и условий.


2.4.  Контроль  соблюдения  установленных  нормативными  актами, положениями правил работы предприятий торговли и с сферы услуг.


2.5. Выявление возможных фактов обмана покупателей и  заказчиков работниками  предприятий  торговли  и   сферы  услуг,  а  также   фактов реализации некондиционных, недоброкачественных  и запрещенных к  продаже товаров (услуг).


2.6.  Контроль  обоснованности  расходования  наличных  денежных средств,  проверка  законности  списания товарно-материальных ценностей, формирования цен, наценок, надбавок  на товары, изделий, блюд  и тарифов на оказываемые услуги предприятиями торговли и сферы услуг независимо от форм собственности.


2.7. Выявление фактов реализации  товаров и оказания услуг,  без надлежащего документального оформления.


2.8.   Проверка   соблюдения   законности   торговых   операций, состояния   финансовой   дисциплины  на  предприятиях  торговли  и сферы услуг,  независимо  от  форм  собственности  и  принадлежности,  с целью определения налогооблагаемой базы.


2.9.  Выявление фактов  сокрытия  товаров  и  услуг,  незаконной торговли  со  складов,  баз,  подсобных  помещений предприятий торговли, общественного питания.



III. УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ПО СОБЛЮДЕНИЮ

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК


Проверки  деятельности  предприятий   торговли  и  сферы   услуг осуществляются   в   соответствии   с   планами   работ,   утвержденными Председателем Совета по координации деятельности контролирующих  органов при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан.


3.1.  Проверки  на  предприятиях   торговли  и  сферы  услуг   в соответствии  с  данным  Порядком  осуществляются  работниками налоговых органов  на  основании  приказа  (распоряжений), направлений с указанием конкретного объекта, срока проведения проверки, подписанных  начальником или   заместителем   начальника   налогового   органа   с  предъявлением удостоверения личности.


3.2. Проверка предприятий торговли и сферы услуг производится  в присутствии  руководителя,  бухгалтера  или  иного  ответственного лица, являющегося  представителем  администрации  проверяемого  объекта (кроме проверок  контрольно-оперативного  характера),  при  необходимости   с участием понятых.


3.3. Порядок составления акта предусмотрен Инструкцией ”О порядке оформления и применения  финансовых санкций, административных штрафов за нарушение   налогового   и   таможенного   законодательства   Республики Узбекистан”,   утвержденной   Председателем   ГНК   и  зарегистрированной Министерством юстиции Республики Узбекистан  от 25 октября 1995  года за N 185.


3.4.  Исправления,  помарки  и  подчистки,  а  также   изменения содержания акта после  их заполнения не  допускаются. В случае  внесения неправильной записи,  наличия арифметических  ошибок и  других упущений, исправление   вносится   отдельной   записью   в   присутствии   лиц   и дополнительно заверяются, подписывающими данный акт.


3.5.  По  завершении  проверки  акт  должен быть представлен для ознакомления  и   подписания  руководителю   или  иному   ответственному должностному лицу проверяемого предприятия.

В случае несогласия с  фактами, изложенными в акте,  проверяемые субъекты вправе представить письменные пояснения мотивов несогласия.


3.6.  В   случае  категорического   отказа  от   подписи   акта, проверяющий  отмечает  в  акте,  что  руководитель  (иное  ответственное должностное лицо,  принимавшее участие  в проверке)  ознакомлено с актом проверки, но  подписать его  отказалось, о  чем делается соответствующая запись,   которая   удостоверяется   его   подписью   и  подписями  лиц, участвующими в проверке.


3.7. Отказ  от подписи  акта руководителем  данного  предприятия или  иным  ответственным  лицом,  принимавшим  участие  в  проверке,  не является причиной неисполнения данного акта проверки.

Требования налоговых органов по устранению выявленных  нарушений законодательства  о  налогах  обязательно  к  исполнению  руководителями хозяйствующих субъектов.


3.8.   Работник   государственного   налогового   органа  вправе потребовать  у  лиц,  допустивших  нарушения,  письменные  объяснения по зафиксированным в акте фактам нарушений.

В случае  отказа от  дачи объяснения,  работник государственного налогового органа должен сделать об  этом запись в акте, удостоверив  ее своей подписью и подписью лиц, участвующих в проверке.


3.9. По окончании проверки  работник налогового органа обязан  в течение  суток  зарегистрировать  материалы  проверки  в соответствующем налоговом органе.

Один экземпляр акта проверки  вручается под роспись о  получении руководителю   предприятия   или   иному   ответственному  лицу  данного предприятия.


3.10.  При  отсутствии   нарушений  результаты  проверки   также оформляются актом.


3.11.  При  выявлении  излишков (недостачи) товарно-материальных ценностей,  по  итогам  проверки   излишки  оприходуются,  а   недостача возмещается материально ответственным лицом.


3.12.    При    обнаружении    непригодных    к     употреблению продовольственных  товаров  (в  т.ч.  с  просроченным  сроком  годности) налоговые органы  обязаны составить  акт о  временном отстранении  их от торговли, при необходимости  изъять товары с  последующей передачей их в СЭС для определения  годности или для  уничтожения при невозможности  их употребления.



IV. ПРОВЕРКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

ТОРГОВЛИ И СФЕРЫ УСЛУГ


4.1. Проверки  деятельности предприятий  торговли и  сферы услуг осуществляются путем:

-  документальной  проверки   отчетов,  балансов,   правильности исчисления налогов и платежей в бюджет и во внебюджетные фонды;

-  контрольного  закупа  с  целью  установления  фактов   обмана покупателей  и  заказчиков  (обсчет,  обвес, обмер, незаконное получение вознаграждения за услуги);

-  проведения  инвентаризации  товарно-материальных   ценностей, составлением  фактического   наличия  товаров   и  денежной   выручки  с соответствующими  документами,  в   целях  выявления  фактов   сокрытия, занижения  налогооблагаемой  базы,  уклонения  от  уплаты налогов и иных платежей;

- ревизии финансово-хозяйственной деятельности в соответствии  с действующими нормативными актами;

-  проверки   обоснованности  цен   и  наценок    осуществляемых предприятиями торговли и сферы услуг;

-  установления   наличия  сертификатов   качества  товаров    и документов на происхождение реализуемых товаров и  услуг, разрешительных свидетельств на право торговли и оказания услуг;

-  установления  наличия  необходимого  инвентаря, оборудования, контрольно-кассовых  аппаратов,  весоизмерительных  приборов  (клеймение их), ценников, меню, на предприятиях торговли и сферы услуг;

- установления наличия форм учета товаров, услуг и отчетности;

-  установления  принадлежности  предприятий  торговли  (наличие вывесок  с   соответствующими  реквизитами),   режима  работы,   наличие нормативных документов и т.д.;

-   визуальным   обнаружением   фальсифицированных   или    явно недоброкачественных товаров (вздутие консервных банок, испорченное мясо, с  просроченным  сроком  годности  к  употреблению и т.д.) с последующей передачей санитарно-эпидемиологической  станции (СЭС)  для  снятия  их с реализации.



V. ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

МЕР  ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ ПРИ ПРОВОДИМЫХ

ПРОВЕРКАХ


При  проверках  предприятий  торговли  и сферы  услуг необходимо руководствоваться  правилами   торговли,  оказания   услуг  и    другими нормативными документами.


5.1.  Проверка  правильности  предоставленных   услуг,   отпуска товаров (блюд, сырья, материалов, горюче-смазочных материалов и т.д.), а также правильности расчетов  с покупателями (потребителями, заказчиками) начинается с контрольной покупки (заказа).


5.2.  Проверка  правильности   предоставленных  услуг,   отпуска товаров  и   расчетов  с   покупателями  (потребителями,    заказчиками) проводится после получения продавцом кассового чека или наличных денег и передачи товара покупателю  (потребителю, заказчику), а  на предприятиях самообслуживания - после  получения денег кассиром-контролером  и выдачи чека покупателю.


5.3. Товары  (приготовленные блюда,  сырье, материалы, топливо и т.д.),  купленные   покупателями  (потребителями,   заказчиками)   после заявления  о  проведении  контрольной  проверкой,  не должны уноситься с прилавка, узла раздачи, буфета и т.д.

В   необходимых   случаях   при   перевешивании  (перемеривании) купленные  товары  могут  быть  перенесены  в  другое  место  и только в присутствии продавца, официанта, раздатчика, оператора или представителя администрации, в присутствии двух понятых и покупателя.


5.4.  Контрольная  проверка   (перевешивание  и   перемеривание) проводится на исправных весах и приборах в присутствии лиц,  отпустивших товары, двух понятых и покупателя.

Перед  этим   работник  налогового   органа  обязан    проверить исправность  весоизмерительных  и  других  приборов,  с  помощью которых отпускался товар покупателю (потребителю, заказчику).


5.5.  Перевешивание  товара  производится  вместе  с упаковочной бумагой или пакетом, в которых  товар был отпущен, при этом  на площадку для гирь помещается такого же формата и веса бумага или пакет. Некоторые продовольственные товары (колбаса, копчености,  рыба холодного копчения, сыр и т.д.) можно перевешивать без применения бумаги, пакетов.


5.6. Для определения чистого веса масла растительного,  сметаны, меда и других  аналогичных по консистенции  товаров, они взвешиваются  с посудой (брутто) покупателя, а после освобождения посуды от  содержимого и взвешивания ее отдельно, вес ее вычитается из веса брутто.


5.7. Для определения веса квашенной капусты, солено-маринованных грибов и аналогичных продуктов взвешивание производится вместе с  соком, рассолом и маринадом. Соленые овощи и фрукты, например: огурцы, помидоры и моченые яблоки, арбузы и т.п. продукты взвешиваются без жидкости.


5.8. В  случае отпуска  отдельных продовольственных  товаров без удаления предусмотренных отходов  (в некоторых видах  свинокопченостей - костей  и  шкурки,  в  колбасных  изделиях  - шпагата и  концов кишечной оболочки, в некоторых видах  рыбы горячего копчения -  плавников, голов, внутренностей, в птице -  тампонов, оберточной бумаги и  т.д.), работник налогового  органа  взвешивает  покупку  вместе  с отходами, после этого предлагает продавцу или представителю администрации предприятия отделить эти отходы, а затем устанавливает чистый вес товара.


5.9. Правильность отмеривания при продаже покупателям  шерстяных тканей, ватина, тюли и т.п. тканей проверяется путем наложения  жесткого стандартного  метра  на  свободно  лежащую  на прилавке (столе) ткань, а шелковых, хлопчатобумажных и льняных и т.п. тканей - метром в откладку.

Правильность   отмеривания   кружев,   тесьмы,   ленты   и  т.п. проверяется путем наложения на метр.


5.10.  Проверка  правильности  отпуска  швейных  изделий, обуви, штучных  галантерейных,  парфюмерных  товаров, товаров культурно-бытового назначения   и   хозяйственного   обихода   сводиться   к   установлению обоснованности и правильности цен, качества изделий.


5.11. Проверка предприятий  общественного питания независимо  от формы собственности проводится путем:

- сопоставления калькуляции и меню на приготавливаемые блюда;

-   определения   соблюдения   установленного   веса    основных компонентов,   органолептических   показателей,   стоимости   блюда    в соответствии с калькуляционной карточкой и технологическими требованиями на данное блюдо;

- определения при оценке качества блюд и продукции  собственного производства,  соблюдения  норм  использованных  сырья и полуфабрикатов, работник  налогового  органа   отбирает  из  числа   блюд  и   продукции собственного  производства  для  контрольного  закупа или заказа образец (пробу) для лабораторного анализа;

-  налива  вина,  водки,  пива  и  другой измеряемой жидкости из рюмки,  стакана,  графина,  кружки  в  другую  емкость в мензурку, колбу (мерный  цилиндр). При  этом мензурка, колба,  а также лейка,  с помощью которых   производится   перемеривание,   предварительно  ополаскивается однородной  жидкостью  и  по   показанию  деления  на  мензурке,   колбе относительно нижнего края мениска определяется объем жидкости.

Все   эти   приборы   должны   соответствовать   государственным стандартам.

При  проверке  соблюдения  норм  выхода готовой продукции помимо взятия  проб  на  анализ  проверяется  вес подготовленных к раздаче блюд (котлет, порций рыб и т.д.), а также вес бутербродов, пирожков и  других изделий:

-  проверка  бутербродов  с  колбасой,  сыром,  рыбой  и другими продуктами  производится  путем  взвешивания  отдельно  хлеба и отдельно гастрономических продуктов, сначала одной порции, а затем 10 порций  для определения  среднего  веса,  а   если  такое  количество   отсутствует, проверяется все имеющееся (наличные) порции.

Таким  же  способом  проверяются  и  вторые обеденные блюда, для которых раздельно готовят основной продукт и гарнир.

При проверке  правильности веса  тортов проверяется  вес каждого изделия (штуки).

При  проверке   правильности  отпуска   всех  других   нештучных полуфабрикатов, кулинарных и  кондитерских изделий определяется  в общем порядке  путем   проверки  веса   фактически  отпущенных   продуктов   и правильности их оплаты.

При проверке  правильности отпущенного  покупателю (потребителю) хлебобулочных изделий проверяется вес каждой отпущенной булки по  десять штук 3 раза и определяется средний вес одной булки.


5.12.   Отобранные   образцы    упаковываются   в    присутствии представителя  предприятия   и  всех   лиц,  участвующих   в   проверке, опечатываются  и  направляются   для  соответствующего  исследования   в лабораторию.

Отбор проб  оформляется отдельным  актом. Минимальное количество товаров  (изделий  и  т.д.),   отбираемых  для  проверки,   определяется стандартами и другой нормативно-технической документацией (НТД).

Стоимость  отработанных   образцов  (проб),   направляемых   для соответствующего исследования в лаборатории, возмещается  предприятиями, где они изъяты, доставка  возлагается на предприятие, у  которого изъяты образцы (пробы).


5.13.  Проверка  предприятий  бытового  обслуживания   населения осуществляется в соответствии  с правилами, утвержденными Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 октября 1995 года N 399.

Оплата за оказанные услуги производится заказчиком по действующим и утвержденным на предприятии  ценам и тарифам, которые  составляется на основании калькуляций, разработанных на каждый вид услуг.

Контрольная проверка на предприятиях сферы услуг  осуществляется после оказания услуг и после проведения взаиморасчета с заказчиком.


5.14. Проверка работы  автозаправочных станций осуществляется  в соответствии   с   правилами,   утвержденными  Постановлениями  Кабинета Министров Республики  Узбекистан от  6 мая  1994 года  N 240,  от 9 июня 1994 г. N 290.


5.15.  Проверка  дехканских  рынков,  базаров  осуществляется  в соответствии с правилами утвержденными Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 марта 1996 года N 82.



VI. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ


О всех обнаруженных  при проверке нарушениях  и злоупотреблениях составляется акт в трех экземплярах, при этом первый и второй экземпляры остаются у работника налогового органа и передаются им вместе с  другими материалами проверки начальнику отдела ГНК, ГНУ, ГНИ, а третий экземпляр акта  работник  налогового  органа  оставляет  под роспись в проверенном предприятии.


6.1.  При   обнаружении  фактов   обмера,  обвеса    покупателей (потребителей)   в   акте   указываются,   на   каких   весах  (система, грузоподъемность), какой  мерой (метр,  мерная кружка,  мензурка и т.д.) произведено  измерение  и  взвешивание  товаров  при  отпуске покупателю (потребителю) или контрольной покупке (заказа).

При установлении нарушений к акту проверки в необходимых случаях прилагаются:

- по фактам обмера, обвеса, обсчета покупателей (потребителей) - акты   контрольного   закупа,   контрольного   взвешивания,  подписанные инспектором, продавцом и двумя понятыми, акты о снятии остатков товаров, сырья,  материалов  и  денежных  сумм  в  кассе  (если  снятие  остатков производилось), ярлыки цен, кассовые  чеки и письменные объяснения  лиц, допустивших данное нарушение;

- по фактам завышения цен - подлинники или копии счетов, фактур, калькуляций, кассовые чеки, ценники, ярлыки цен;

-  по  фактам  незаконной  продажи  товаров,  сырья, материалов, предоставления услуг  - подлинники  или копии  приказов, распоряжений  и другие документы, послужившие  основанием для незаконной продажи товаров и предоставления услуг;

-  по  фактам  фальсификации  продуктов  или  подмены  сортности товаров, сырья, материалов - акты и заключения лабораторий о результатах исследования.


6.2. При изъятии подлинных документов работник налогового органа взамен их оставляет копии, о чем делает отметку в акте.

Когда нестандартные приборы  служат вещественным доказательством допущенного нарушения,  эти весоизмерительные  приборы подлежат  изъятию или опечатыванию и прилагаются к материалам проверки.

По  результатам   выявления  фактов   обмера,  обвеса,   обсчета составляется  протокол, который отражается в акте  и прилагается к нему.



VII. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАЛОГОВЫХ

ОРГАНОВ ПРИ ПРОВЕРКАХ ПРЕДПРИЯТИЙ

ТОРГОВЛИ И СФЕРЫ УСЛУГ


7.1.   Права,   обязанности    и   ответственность    работников Государственных   налоговых   органов   определены   в   соответствии  с "Положением   о   государственных   налоговых   органах"    утвержденным Постановлением Верховного Совета Республики  Узбекистан от 14 июня  1991 года,  "Положением  о  государственном  налоговом  комитете   Республики Узбекистан"  утвержденным  Постановлением  Кабинета Министров Республики Узбекистан  от  4  марта  1994  года  N  114  "О  вопросах организации и деятельности Государственного налогового комитета Республики Узбекистан" и Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23  февраля 1996 г. N 73 и другими законодательными актами.



Председатель Государственного

налогового комитета

Республики Узбекистан                                                  Ш. К. Гатаулин




















Время: 0.2161
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск