Внимание!

Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности / Утратившие силу акты / Антимонопольная политика. Естественные монополии /

Положение о порядке определения границ товарных рынков и признания хозяйствующего субъекта монополистом (Зарегистрировано МЮ 29.01.1996 г. N 219, утверждено МФ 08.01.1996 г. N 5, Госкомпрогнозстатом 05.01.1996 г. N 03-5-1)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАРЕГИСТРИРОВАНО

МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

29.01.1996 г.

N 219




УТВЕРЖДЕНО


МИНИСТЕРСТВОМ ФИНАНСОВ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

08.01.1996 г.

N 5


ГОСУДАРСТВЕННЫМ КОМИТЕТОМ

РЕСПУБЛИКИ     УЗБЕКИСТАН

ПО ПРОГНОЗИРОВАНИЮ И

СТАТИСТИКЕ

05.01.1996 г.

N 03-5-1


ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке определения границ товарных

рынков и признания хозяйствующего

субъекта монополистом

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Положение  о порядке  определения границ  товарных рынков и признания хозяйствующего субъекта монополистом (в дальнейшем  Положение) распространяется  на  хозяйствующие  субъекты,  занимающие  доминирующее положение на  рынке (местном  или республиканском)  определенного товара (продукции), включая  услуги, дающие  им возможность  оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим  хозяйствующим субъектам.

Действие положения не  распространяется на отношения,  связанные с деятельностью:

предприятий энергетической отрасли;

предприятий, производящих продукцию оборонного назначения;

магистральных железных дорог;

трубопроводного транспорта;

систем  связи   общегосударственного  значения,   а  также    на отношения,   регулируемые   нормами    правовой   охраны    изобретений, промышленных образцов, товарных знаков  и авторских прав за  исключением случаев,  когда   соответствующие  права   умышленно  используются    их обладателями в целях ограничения конкуренции.


1.2. Основные понятия, применяемые в настоящем положении:


"Товар"  -  продукт   деятельности  (включая  работы,   услуги), предназначенный для продажи или обмена;

"Взаимозаменяемые товары" -  группа товаров, которые  могут быть сравнимы по  их функциональному  назначению, применению,  качественным и техническим  характеристикам,  цене  и  другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг  другом в процессе потребления (производства);

"Товарный  рынок"   -  сфера   обращения  товара,   не  имеющего заменителей,  или  взаимозаменяемых  товаров  на  территории  республики (республиканский  товарный  рынок)  или  ее  областей  (местный товарный рынок),  определяемая  исходя  из  экономической возможности покупателя приобрести  товар  на  соответствующей  территории  и  отсутствие   этой возможности за ее пределами;

"Хозяйствующие субъекты" - узбекские и иностранные  коммерческие и   некоммерческие    организации,   занимающиеся    предпринимательской деятельностью, и индивидуальные предприниматели;

"Конкуренция" - состязательность хозяйствующих субъектов,  когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности  каждого из них  односторонне воздействовать  на общие  условия обращения товаров на  соответствующем  рынке  и  стимулируют  производство  тех   товаров, которые требуются потребителю;

онополистическая      деятельность"      -      противоречащие антимонопольному  законодательству  действия  хозяйствующих   субъектов, государственных и иных  органов управления, направленные  на недопущение, ограничение  или  устранение  конкуренции,  а  также  ущемляющие интересы потребителей;

"Доминирующее  положение  на  рынке"  - исключительное положение хозяйствующего  субъекта,  доля  которого  на рынке определенного товара превышает предельную  величину, устанавливаемую  органом, уполномоченным осуществлять    антимонопольную    деятельность,    и    позволяет   ему самостоятельно  или   действуя  совместно   с  другими    хозяйствующими субъектами,  оказывать  решающее  влияние  на условия обращения товаров, затрудняя  доступ  на  рынок  другим  хозяйствующим субъектам, причиняет ущерб законным интересам потребителей и общества.

"Рыночная доля" -  показатель участия хозяйствующего  субъекта в объеме продаж  (в натуральном  выражении) на  республиканском и  местном товарном   рынках   товара   данного    вида,   а   также    аналогичных взаимозаменяемых товаров (работ, услуг) с учетом их ввоза и вывоза.

Рыночная доля определяется соотношением объемов реализации  либо поставки хозяйствующим  субъектам данного  вида товара  (работ, услуг) к объему республиканского либо местного товарных рынков.

"Объем  продаж  на   рынке"  или  "объем   товарного  рынка"   - показатель  объема  реализации  (в  натуральном и стоимостном выражении) либо  объема  поставки (в  натуральном  и  стоимостном выражении) товара данного  вида,  а  также  аналогичных,  взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), с учетом  их ввоза и  вывоза (поставок для  государственных нужд по  межправительственным  соглашениям,  по  бартеру,  на  экспорт, через биржу и прочих поставок за пределы республики, области).



2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАНИЦ ТОВАРНОГО РЫНКА


2.1. Министерство  финансов Республики  Узбекистан, Министерство финансов  Республики  Каракалпакстан,  финансовые  управления хокимиятов областей и  Главное управление  финансов аппарата  хокима г.Ташкента  на основании   статистических    данных    Госкомпрогнозстата    Республики Узбекистан  о  реализации,  поставках,  ввоза-вывоза  и остатков товаров (работ,  услуг)  определяют  в  пределах  границ  республиканского   или местного   товарных   рынков   доминирующее   положение   хозяйствующих субъектов  на  соответствующем  товарном  рынке,  согласно  приложению  к настоящему положению.

При необходимости  по запросу  Министерство финансов  Республики Узбекистан   и   его   местных   органов   министерствами,  ведомствами, ассоциациями,   корпорациями,    хозяйствующими   субъектами  и др. представляются аналогичные статистические данные.


2.2. Министерство финансов  Республики Узбекистан, на  основании ходатайства Министерства  финансов Республики  Каракалпакстан финансовых управлений хокимиятов областей  и Главного управления  финансов аппарата хокима г.Ташкента и проведенных  ими исследований местных рынков,  имеет право устанавливать  границы местных  товарных рынков  путем объединения двух или более местных товарных рынков в один (или другим методом).  При этом  изменение  границ  рынка  должно  осуществляться  только  по рынку конкретного товара или группе товаров.


2.3. Границы межреспубликанских товарных рынков  устанавливаются с  учетом   межправительственных  соглашений   о   торгово-экономическом сотрудничестве и других межправительственных договоров и соглашений.


2.4.  Границы  республиканского   и  местного  товарных   рынков определяются  по  принципу  доступности  приобретения  для   потребителя товаров (работ, услуг). Доступность приобретения товаров (работ,  услуг) обеспечивается в случаях:

-  возможности   приобретения  конкретного   товара  на   данной территории;

-   обоснованности   и    оправданности   транспортных    затрат относительно стоимости товара (работ, услуг);

-  сохранения  качества,  надежности  и  других  потребительских свойств товара (работ, услуг);

- соответствия цены товара (работ, услуг) его качеству;

- отсутствия  ограничений (запретов)  купли-продажи ввоза-вывоза товаров (работ, услуг);

- наличия равных условий  конкуренции на территории, в  пределах которой  осуществляется   производство,  реализация,   поставка   товара (работ, услуг).


2.5.  При  наличии  необходимой  информации определяются границы товарных рынков  по группе  товаров (продуктовые  границы рынка),  когда реализация  каждой  группы  товаров  рассматривается  как  один товарный рынок.



3. ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО

СУБЪЕКТА МОНОПОЛИСТОМ


3.1.  Определение  границ  и  объемов  соответствующих  товарных рынков  является  основанием  для  установления  и анализа доминирующего положения  хозяйствующих  субъектов  (согласно  приложению  к настоящему Положению), признание хозяйствующего субъекта монополистом.

Доминирующее     положение     хозяйствующего     субъекта    на республиканском  и  местном  товарных  рынках определяется Министерством финансов Республики  Узбекистан (его  местными органами)  в случае, если доля  хозяйствующего  субъекта  на  рынке  определенного  товара (работ, услуг)   превышает   предельную   величину,   устанавливаемую   ежегодно Министерством  финансов   Республики  Узбекистан,   за  исключением   тех случаев,  когда   хозяйствующий  субъект   докажет,  что   несмотря   на превышение   рыночной   доли,   его   положение   на   рынке  не является доминирующим.


3.2.   Хозяйствующие   субъекты,   рыночная   доля   которых  на республиканском  и  местном   товарных  рынках  является   доминирующей, включается в Государственный реестр хозяйствующих субъектов,  занимающих монопольное положение  на товарных  рынках Республики  Узбекистан, и это означает  признание  их  монополистами  на  республиканском  и   местном товарных рынках.


3.3.  Порядок  формирования  и  ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов -  монополистов осуществляется  в соответствии с Положением   о   Государственном   реестре   хозяйствующих    субъектов, занимающих  монопольное   положение  на   товарных  рынках    Республики Узбекистан,  утвержденным  постановлением  Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 марта 1993 г. N 160.


3.4. Решение  о признании  хозяйствующего субъекта  монополистом сообщается     Госкомпрогнозстату     Республики     Узбекистан,     его территориальным  органам,  заинтересованным  министерствам и ведомствам, хозяйствующим субъектам  - монополистам  после включения  хозяйствующего субъекта  Министерством  финансов  Республики  Узбекистан и его местными органами   в   Государственный   реестр   хозяйствующих   субъектов    - монополистов Республики Узбекистан.


3.5.  По  признании  хозяйствующего  субъекта  монополистом   на республиканском  и   местном  товарных   рынках  Министерство   финансов Республики Узбекистан и его местные органы осуществляют  государственное регулирование деятельности  предприятий -  монополистов в  установленном порядке.


3.6.    Госкомпрогнозстат    Республики    Узбекистан    и   его территориальные  органы  ведут  статистическое  наблюдение  за процессом демонополизации  хозяйствующих  субъектов,  включенных в государственный реестр хозяйствующих субъектов - монополистов.



4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ,

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ

СУБЪЕКТОВ


4.1.  За  непредставление  Министерству  финансов (его местным органам) в установленный срок  информации, сведений, документов и  копий с  них,   необходимых  для   определения  границ   товарных  рынков    и доминирующего  положения  хозяйствующих  субъектов,  либо  представление заведомо    недостоверных    (ложных)    сведений,    должностные   лица государственных  органов   управления,  хозяйствующие   субъекты   несут ответственность   в   соответствии   с   действующим   законодательством Республики Узбекистан.






ПРИЛОЖЕНИЕ

к Положению



РАСЧЕТ

доминирующего положения на республиканском

(местном) товарном рынке

_______________________________________________________

(наименование хозяйствующего субъекта, хс)

ЗА "___"_______________ 199 Г.


N

Наименование товара (работ,

услуг) в хозяйствующих

субъектов участников рынка

Кл. изм. в

натураль.

показат.

Объем реализации продукции

одного технологического

назначения

Объем ввоза

аналогичн.

товаров в

республику

(область)

всего

в том числе ХС

1

2

3

4

5

6

    

Продолжение таблицы


Объем вывоза аналогичных

товаров за пределы

республики (область)

Остатки

товаров в

товаропровод

ящей сети в

оптовых

предпри.

Объем

республикан-

ского

(местного)

товарного

рынка

(гр.4+гр.6-гр.7+гр.9)

Рыночная

доля ХС на

рынке

%

(гр.5+гр.8)/

гр.10 х 100

Предельная

величина

доли на

рынке, устан.

Минфином

%

Наличие

доминиру-

ющего

положения

на

республик.

(местном

рынке)

(гр.11-гр.12)

всего

в том числе ХС

7

8

9

10

11

12

13

   

Примечание.

В графах 4 и 5 объем реализации равен объему Государственных нужд, по бартеру, через биржу в прочие поставки.

В графах 7 и 8 показывается объем вывоза продукции в пределах установленных квот.


















Время: 0.2323
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск