Внимание!

Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Основы государственно-правового устройства / Утратившие силу акты / Избирательная система. Выборы. Референдум /

Закон Республики Узбекистан от 28.12.1993 г. N 990-XII "О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан " (Старая редакция)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

28.12.1993 г.

N 990-XII



О ВЫБОРАХ В ОЛИЙ МАЖЛИС

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные принципы выборов в Олий Мажлис

Олий Мажлис состоит из двухсот пятидесяти депутатов, избираемых по территориальным одномандатным избирательным округам на многопартийной основе сроком на пять лет.

Депутаты Олий Мажлиса избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.



Статья 2. Всеобщее избирательное право

Выборы депутатов в Олий Мажлис являются всеобщими. Право избирать имеют граждане Республики Узбекистан, достигшие ко дню выборов 18 лет.

Правом быть избранным в Олий Мажлис обладают граждане Узбекистана, достигшие ко дню выборов 25 лет.

Не могут быть избранными и не участвуют в выборах граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Гражданин Республики Узбекистан не может быть одновременно депутатом более чем в двух представительных органах власти.



Статья 3. Равное избирательное право

Каждый гражданин-избиратель имеет один голос.

Граждане Республики Узбекистан независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий обладают равным избирательным правом.



Статья 4. Прямое избирательное право

Депутаты Олий Мажлиса избираются гражданами непосредственно.



Статья 5. Тайное голосование

Голосование на выборах депутатов Олий Мажлиса является свободным и тайным. Контроль за волеизъявлением голосующих не допускается.



Статья 6. Гласность при подготовке и проведении выборов

Подготовку и проведение выборов в Олий Мажлис осуществляют избирательные комиссии открыто и гласно.

Избирательные комиссии информируют граждан о своей работе, об образовании избирательных округов, участков, о составе избирательных комиссий, их местонахождении и времени работы, знакомят со списками избирателей, перечнем участвующих в выборах политических партий, сообщают сведения о кандидатах в депутаты, об итогах голосования и выборов.

Средства массовой информации Республики Узбекистан освещают ход подготовки и проведения выборов.

На всех мероприятиях по подготовке и проведению выборов, а также в помещениях для голосования в день выборов и при подсчете голосов имеют право участвовать по одному наблюдателю от политических партий, представительных органов власти, инициативных групп избирателей, выдвинувших кандидатов в депутаты, представители печати, телевидения и радио, наблюдатели от других государств, международных организаций и движений. Их полномочия должны быть подтверждены соответствующими документами.

Заинтересованные организации, инициативные группы избирателей заявляют о своих наблюдателях в окружные избирательные комиссии не менее чем за пятнадцать дней до выборов.

Окружная избирательная комиссия в течение пяти дней после получения заявления от заинтересованной организации, инициативной группы избирателей выдает для наблюдателя мандат, образец которого устанавливается Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан.

Наблюдатели имеют право:

присутствовать на собраниях по выдвижению кандидатов в депутаты, заседаниях окружных и участковых избирательных комиссий;

присутствовать на избирательном участке и наблюдать за ходом подготовительной работы, за размещением и опечатыванием избирательных ящиков для голосования, за выдачей гражданам избирательных бюллетеней;

присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола участковой избирательной комиссии;

запрашивать и получать заверенные соответствующей избирательной комиссией копии документов о результатах выборов;

сообщать о своих наблюдениях в вышестоящую комиссию, если есть основания считать, что на избирательном участке были допущены нарушения настоящего Закона.

Наблюдателям запрещается:

находится в кабине для голосования, когда избиратель делает свои отметки в избирательном бюллетене;

оказывать влияние на избирателей, распространять какие-либо агитационные материалы или литературу;

спрашивать у избирателей, за кого они проголосовали, или оказывать какую-либо помощь избирателям при внесении отметок в бюллетень;

вмешиваться в деятельность участковой избирательной комиссии, в том числе при опечатывании избирательных ящиков, их вскрытии, подсчете голосов

II. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА

И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

Статья 7. Образование избирательных округов

Для выборов в Олий Мажлис образуется двести пятьдесят территориальных избирательных округов. От каждого избирательного округа избирается один депутат.

Избирательные округа по выборам депутатов в Олий Мажлис образуются Центральной избирательной комиссией по представлению Председателя Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента. Границы избирательных округов определяются с учетом административно-территориального устройства Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента.

Избирательные округа образуются, как правило, с равной численностью избирателей на всей территории Республики Узбекистан. Норма избирателей на избирательный округ для каждых выборов устанавливается Олий Мажлисом.

Списки избирательных округов с указанием их границ и численности избирателей публикуются Центральной избирательной комиссией не позднее пятнадцати дней после назначения выборов.



Статья 8. Порядок и норма образования избирательных участков

Избирательные участки образуются с учетом границ районов, городов, районов в городах с целью создания максимальных удобств для избирателей. Избирательные участки образуются также в воинских частях и входят в избирательные округа по месту расположения частей. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов.

Избирательные участки могут быть образованы при представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, в санаториях, домах отдыха, в больницах и других стационарных лечебных учреждениях, в местах нахождения граждан, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах. Эти избирательные участки входят в избирательные округа по месту их нахождения. Вопрос о приписке к избирательному округу избирательных участков, образуемых за пределами Узбекистана, решается Центральной избирательной комиссией.

Избирательные участки образуются окружными избирательными комиссиями по представлению хокимов городов, районов. В воинских частях избирательные участки образуются окружными избирательными комиссиями по представлению командиров частей или войсковых соединений. При представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах избирательные участки образуются Центральной избирательной комиссией по представлению Министерства иностранных дел Республики Узбекистан.

Избирательные участки образуются не позднее чем на тридцатый день после назначения выборов. В воинских частях при представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, а также в отдаленных труднодоступных районах избирательные участки образуются в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до выборов.

Избирательные участки образуются, как правило, с числом не менее 20 и не более 3000 избирателей.

Помещения для организации голосования каждому избирательному участку выделяет хокимият района, города.

Окружная избирательная комиссия организует оповещение избирателей о границах каждого избирательного участка с указанием места нахождения участковой избирательной комиссии и помещения для голосования.



III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

Статья 9. Система избирательных комиссий

Для организации и проведения выборов в Олий Мажлис образуются:

- Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан;

- окружные избирательные комиссии по выборам в Олий Мажлис;

- участковые избирательные комиссии.

Статья 10. Образование Центральной избирательной комиссии

Республики Узбекистан

Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан образуется в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан.


Статья 11. Полномочия Центральной избирательной комиссии

Центральная избирательная комиссия:

1) осуществляет на всей территории республики контроль за исполнением настоящего Закона и обеспечивает его единообразное применение, в пределах своих полномочий издает инструкции и дает разъяснение по вопросам организации выборов;

2) образует избирательные округа, присваивает им наименования и номера;

3) образует окружные избирательные комиссии и публикует сведения о месте их нахождения;

4) направляет работу избирательных комиссий, определяет порядок внесения изменений в их состав, может самостоятельно или по представлению Генерального прокурора республики отменять решения окружных избирательных комиссий по выборам депутатов в Олий Мажлис в случаях, если эти решения противоречат настоящему Закону;

5) решает вопросы о приписке к избирательному округу избирательных участков, образуемых за пределами Республики Узбекистан;

6) принимает соответствующие документы от политических партий представительных органов власти, инициативных групп избирателей, выдвигающих кандидатов в депутаты;

7) регистрирует кандидатов в депутаты;

8) обеспечивает кандидатам в депутаты равные условия для участия в избирательной компании;

9) распределяет денежные средства по избирательным комиссиям, контролирует обеспечение избирательных комиссий помещениями, транспортом и средствами связи, рассматривает другие вопросы материально- технического обеспечения выборов;

10) устанавливает образцы и формы избирательных бюллетеней по выборам депутатов Олий Мажлиса, списков избирателей, подписных листов, протоколов избирательных комиссий, других избирательных документов, образцы избирательных ящиков и печатей избирательных комиссий, порядок хранения избирательных документов;

11) заслушивает сообщения представителей политических партий, министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан, местных органов государственной власти, других государственных органов и органов общественных объединений по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;

12) подводит итоги выборов в целом по республике, регистрирует избранных депутатов, публикует в печати сообщения об итогах выборов и списки избранных депутатов Олий Мажлиса;

13) выдает депутатам удостоверение и нагрудный знак депутата Олий Мажлиса;

14) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия избирательных комиссий и принимает по ним решения;

15) передает органам прокуратуры материалы о нарушениях Закона о выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан, которые влекут за собой уголовную ответственность;

16) обеспечивает передачу документации, связанной с проведением и организацией выборов, в архивы;

17) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Узбекистан.



Статья 12. Образование окружной избирательной комиссии

Окружная избирательная комиссия образуется Центральной избирательной комиссией не позднее чем на двадцатый день после назначения выборов в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и не менее шести других членов комиссии.



Статья 13. Полномочия окружной избирательной комиссии

Окружная избирательная комиссия:

1) осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона на территории избирательного округа;

2) образовывает избирательные участки, устанавливает их нумерацию по округу, публикует их списки с указанием адреса;

3) координирует деятельность участковых избирательных комиссий;

4) распределяет средства между участковыми избирательными комиссиями, контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, средствами связи и рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения выборов в избирательном округе;

4-1) принимает от уполномоченных представителей инициативных групп избирателей подписные листы по сбору подписей в поддержку кандидата в депутаты, проверяет правильность их составления;

4-2) выдает уполномоченным представителям инициативных групп избирателей датированную справку о получении подписных листов в поддержку кандидата в депутаты;

5) обеспечивает равные условия кандидатам в депутаты для участия в избирательной компании;

6) публикует сведения о зарегистрированных Центральной избирательной комиссией кандидатах в депутаты и выдает им соответствующие удостоверения;

7) содействует организации встреч кандидатов в депутаты с избирателями;

8) регистрирует доверенных лиц кандидатов в депутаты и выдает им соответствующие удостоверения;

9) заслушивает сообщения представителей политических партий, местных органов государственной власти, руководителей общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;

10) наблюдает за составлением списков избирателей и представлением их для всеобщего ознакомления;

11) утверждает текст избирательного бюллетеня по избирательному округу согласно утвержденному Центральной избирательной комиссией образцу, обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых избирательных комиссий;

12) устанавливает и передает в Центральную избирательную комиссию результаты выборов по избирательному округу;

13) организует проведение повторного голосования и повторных выборов, а также выборов депутатов вместо выбывших;

14) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения;

15) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Узбекистан.



Статья 14. Образование участковой избирательной комиссии

Участковая избирательная комиссия образуется окружной избирательной комиссией. Участковая избирательная комиссия образуется не позднее пятидесяти дней после назначения выборов в составе 5-19 членов, в том числе председателя, заместителя председателя и секретаря. Если комиссия образуется в составе до 7 человек, то избираются председатель и секретарь.

В необходимых случаях численный состав участковой избирательной комиссии может быть увеличен или уменьшен.

При представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах функции председателя участковой избирательной комиссии осуществляет руководитель ведомства.



Статья 15. Полномочия участковой избирательной комиссии

Участковая избирательная комиссия:

1) составляет списки избирателей по участку;

2) проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений;

3) принимает избирательные конверты от избирателей, не имеющих возможности в день выборов находиться по месту своего жительства и участвовать в голосовании;

4) оповещает население о дне выборов и месте голосования;

5) обеспечивает подготовку помещений для голосования, избирательных ящиков и другого избирательного оборудования;

6) организует голосование на избирательном участке в день выборов;

7) производит подсчет голосов, поданных на избирательном участке;

8) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов, организации голосования и принимает по ним решения;

9) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Узбекистан.



Статья 16. Членство в избирательных комиссиях

Члены окружных избирательных комиссий утверждаются по рекомендации Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского Советов народных депутатов. Члены участковых избирательных комиссий утверждаются по представлению местных органов власти и органов самоуправления граждан.

Член комиссии может быть освобожден от исполнения своих обязанностей по личному заявлению, а также в случае лишения полномочий.

Право лишения члена комиссии полномочий принадлежит органу, образовавшему комиссию, при нарушении им требований настоящего Закона или систематическом игнорировании своих обязанностей.

В случае необходимости новый член избирательной комиссии назначается в порядке, установленном настоящим Законом.

Председатель, заместитель председателя, секретарь и другие члены избирательных комиссий не могут быть членами политических партий. Кандидаты в депутаты Олий Мажлиса не могут быть членами избирательных комиссий.

Одно и тоже лицо может быть членом только одной избирательной комиссии.



Статья 17. Организация работы и срок полномочий

избирательных комиссий

Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем принимает участие не менее двух третей состава комиссии на день заседания. Решение комиссии принимается открытым голосованием большинством голосов от общего состава комиссии. Члены комиссии, не согласные с его решением, вправе высказать особое мнение, которое в письменной форме прилагается к протоколу. В случае разделения голосов голос председательствующего является решающим.

Решение избирательной комиссии, принятое в пределах его полномочий, обязательно для исполнения нижестоящими избирательными комиссиями, а также всеми государственными органами, политическими партиями и другими общественными объединениями, трудовыми коллективами и воинскими частями, руководителями предприятий, учреждений и организаций.

Председатель, заместитель председателя, секретарь либо другой член избирательной комиссии по ее решению может освобождаться в период подготовки и проведения выборов от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение выборов.

Государственные органы и органы общественных объединений, предприятия, учреждения, организации, должностные лица обязаны содействовать избирательным комиссиям в осуществлении ими своих полномочий, предоставлять необходимые для их работы сведения.

Государственные органы, предприятия, учреждения, организации бесплатно предоставляют в распоряжение избирательных комиссий необходимые для подготовки и проведения выборов помещения и оборудование.

Избирательная комиссия имеет право обращаться по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, в государственные органы и органы общественных объединений, к предприятиям, учреждениям, организациям, должностным лицам, которые обязаны рассмотреть поставленный вопрос и дать избирательной комиссии ответ не позднее чем в трехдневный срок.

Полномочия Центральной избирательной комиссии прекращаются по решению Олий Мажлиса.

Окружные и участковые избирательные комиссии прекращают свою деятельность после регистрации Центральной избирательной комиссией депутатов, избранных по соответствующим избирательным округам.


Статья 18. Рассмотрение жалоб на решения избирательных комиссий

Решения избирательных комиссий могут быть обжалованы органами политических партий, представительными органами власти, выдвинувшими кандидатов в депутаты кандидатами в депутаты, доверенными лицами, наблюдателями и избирателями в вышестоящую избирательную комиссию или в суд в течение десяти дней после принятия решения. Решения Центральной избирательной комиссии могут быть обжалованы в Верховный суд Республики Узбекистан в течение десяти дней после принятия решения. Жалоба должна быть рассмотрена в течение трех дней после ее поступления, а если до дня выборов осталось менее шести дней - незамедлительно.



IV. НАЗНАЧЕНИЕ ВЫБОРОВ, ВЫДВИЖЕНИЕ

И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ

ОЛИЙ МАЖЛИСА

Статья 19. Назначение выборов депутатов Олий Мажлиса

Выборы депутатов назначаются Олий Мажлисом не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий депутатов Олий Мажлиса предыдущего созыва.

О дне выборов не позднее трех дней после их назначения сообщается в печати и других средствах массовой информации.



Статья 20. Право на выдвижение кандидатов

в депутаты Олий Мажлиса

Право на выдвижение кандидатов в депутаты Олий Мажлиса имеют политические партии, Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, областные и Ташкентский городской Советы народных депутатов, непосредственно граждане.

Политическая партия может выдвигать кандидатов в депутаты Олий Мажлиса при условии, что она зарегистрирована Министерством юстиции не позднее чем за 6 месяцев до дня назначения выборов и собрала не менее пятидесяти тысяч подписей избирателей, поддерживающих ее участие в выборах.

Бланки подписных листов установленного образца выдаются Центральной избирательной комиссией после назначения выборов.

В одном из административно-территориальных образований (Республика Каракалпакстан, область, город Ташкент) политическая партия может собрать не более восьми процентов подписей от пятидесяти тысяч избирателей.

В случае фальсификации подписей в подписных листах Центральная избирательная комиссия отказывает политической партии в праве участвовать в выборах


Статья 21. Документы, представляемые политическими партиями

для участия в выборах

Для выдвижения кандидатов в депутаты Олий Мажлиса политическая партия должна в двадцатидневный срок после назначения выборов представить в Центральную избирательную комиссию следующие документы:

заявление об участии в выборах, подписанное руководителем партии;

справку Министерства юстиции о том, что политическая партия зарегистрирована не позднее чем за шесть месяцев до дня назначения выборов;

подписные листы.

По представлению указанных документов Центральная избирательная комиссия выдает представителю политической партии датированную справку. На основании представленных документов Центральная избирательная комиссия в пятидневный срок принимает окончательное решение о допущении партии к участию в выборах. Список партий, участвующих в выборах, в порядке очередности поступления заявлений публикуется в республиканской печати.



Статья 22. Выдвижение кандидатов в депутаты Олий Мажлиса

политическими партиями и представительными органами власти

Выдвижение кандидатов в депутаты Олий Мажлиса начинается на двадцать пятый день после назначения выборов и заканчивается за сорок пять дней до выборов.

Выдвижение кандидатов в депутаты Олий Мажлиса осуществляется высшими органами политических партий и на сессиях Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского Советов народных депутатов.

Политические партии правомочны выдвинуть двести пятьдесят кандидатов в депутаты - одного кандидата в депутаты по каждому избирательному округу. Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, областные и Ташкентский городской Советы народных депутатов правомочны выдвинуть по одному кандидату в депутаты в каждом избирательном округе, расположенном на соответствующей территории. Одно и тоже лицо может быть представлено кандидатом в депутаты только по одному округу. Порядок подбора кандидатов в депутаты определяется самими политическими партиями и представительными органами власти.

Политические партии правомочны выдвинуть кандидатом в депутаты только членов своей партии или беспартийных, а представительные органы власти вправе выдвинуть кандидатами в депутаты лиц независимо от принадлежности к той или иной партии. О выдвижении кандидатов в депутаты составляется протокол.


Статья 22-1. Выдвижение кандидатов в депутаты Олий Мажлиса

непосредственно гражданами

Каждый гражданин или группа граждан Республики Узбекистан, обладающие избирательным правом, могут образовать инициативную группу избирателей в количестве не менее ста избирателей соответствующего округа для выдвижения кандидата в депутаты Олий Мажлиса.

Уполномоченный инициативной группы избирателей обращается с заявлением в соответствующую окружную избирательную комиссию с просьбой о регистрации группы. К заявлению прилагаются:

список членов инициативной группы избирателей с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта;

решение собрания инициативной группы избирателей о назначении уполномоченного представителя и доверенность, оформленная на него в установленном законом порядке;

решение и протокол собрания инициативной группы избирателей о выдвижении кандидата в депутаты, где указываются его фамилия, имя, отчество, дата рождения, профессия, должность (род занятий), место работы и жительства, партийность.

Окружная избирательная комиссия, установив соответствие представленных ей документов требованиям настоящего Закона, в течение пяти дней, а в случае проведения повторных выборов или выборов депутатов Олий Мажлиса вместо выбывших - в течение двух дней со дня их поступления, принимает решение о регистрации инициативной группы избирателей либо об отказе в регистрации.

После принятия решения о регистрации инициативной группы избирателей уполномоченному представителю выдается соответствующее регистрационное удостоверение и бланки подписных лисов установленного образца.

В случае отказа в регистрации инициативной группы избирателей окружная избирательная комиссия дает мотивированный ответ.

Инициативная группа избирателей вправе собирать подписи избирателей в поддержку кандидата в депутаты только после получения ее уполномоченным представителем регистрационного удостоверения.

Инициативная группа избирателей, выдвинувшая кандидата в депутаты, обязана собрать в его поддержку не менее восьми процентов подписей от общего числа избирателей округа при условии пропорционального распределения количества подписывающихся граждан по каждой махалле, кишлаку или аулу.

Форма подписных листов устанавливается Центральной избирательной комиссией. В подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, профессия, должность (род занятий), место работы и жительства, партийность кандидата в депутаты.

Избиратели вправе ставить подпись один раз в поддержку только одного кандидата. При этом избиратель указывает свою фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте восемнадцати лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта, а также дату внесения подписи.

Подписной лист заверяется членом инициативной группы избирателей, собравшим подписи, с указанием своей фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, серии и номера паспорт, а также уполномоченным представителем инициативной группы избирателей с указанием тех же данных.

Сбор подписей избирателей проводится по месту работы, службы, учебы, жительства, на предвыборных мероприятиях, а также в других местах, где агитация и сбор подписей не запрещены законодательными актами. Любые формы принуждения и подкупа избирателей со стороны лица, собирающего подписи, влекут установленную законом ответственность.

После окончания сбора подписей уполномоченный представитель инициативной группы избирателей передает подписные листы, сброшюрованные в отдельности по каждой махалле, кишлаку или аулу, в соответствующую окружную избирательную комиссию. Окружная избирательная комиссия проверяет правильность составления подписных листов и в пятидневный срок, а в случае проведения повторных выборов или выборов депутатов Олий Мажлиса вместо выбывших - в двухдневный срок, передает в Центральную избирательную комиссию соответствующий протокол.

Статья 22-2. Документы, представляемые в Центральную

избирательную комиссию для регистрации кандидатов в

депутаты Олий Мажлиса

Руководитель политической партии, представительного органа власти, уполномоченный инициативной группы избирателей обращаются с заявлением в Центральную избирательную комиссию с просьбой о регистрации кандидатов в депутаты. К заявлению прилагаются:

решение высшего органа политической партии, Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, областного, Ташкентского городского Советов народных депутатов, инициативной группы избирателей о выдвижении кандидатов в депутаты Олий Мажлиса;

протокол заседания высшего органа политической партии, сессии Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, областного, Ташкентского городского Советов народных депутатов, собрания инициативной группы избирателей о выдвижении кандидатов в депутаты Олий Мажлиса, в котором указывается фамилия, имя, отчество кандидата в депутаты, дата рождения, профессия, должность (род занятий), место работы и жительства, партийность, а также наименование и номер избирательного округа;

заявление кандидата в депутаты о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу;

заявление об освобождении от занимаемой должности для лиц, указанных в части второй статьи 23 настоящего Закона, в случае избрания их депутатами Олий Мажлиса.

Лицу, представившему документы, Центральная избирательная комиссия выдает справку, в которой указывается дата и время принятия документов.

Центральная избирательная комиссия в семидневный срок проверяет и дает заключение о соответствии представленных документов требованиям настоящего Закона.

О выявленных несоответствиях и отклонениях от требований настоящего Закона в представленных к регистрации документах Центральная избирательная комиссия в установленном порядке сообщает руководителям соответствующих политических партий, представительных органов власти и уполномоченным инициативных групп избирателей.

Статья 23. Требования, предъявляемые к кандидатам в депутаты

Олий Мажлиса

Не подлежат регистрации кандидатами в депутаты Олий Мажлиса:

- граждане, ранее судимые за умышленные преступления;

- граждане, которые последние пять лет до дня назначения выборов постоянно не проживали на территории Республики Узбекисьтан;

- военнослужащие Вооруженных Сил Республики Узбекистан, сотрудники Службы национальной безопасности, Министерства внутренних дел, других военизированных подразделений;

- профессиональные служители религиозных организаций и объединений.

Члены правительства, судьи, Генеральный прокурор и должностные лица органов прокуратуры, руководители министерств, ведомств и их заместители, должностные лица исполнительных органов власти (за исключением хокимов областей, районов и городов) регистрируются кандидатами в депутаты Олий Мажлиса при условии подачи ими заявления об освобождении от занимаемой должности в случае избрания депутатами.



Статья 24. Регистрация кандидатов в депутаты Олий Мажлиса

Прием документов от политических партий представительных органов власти, инициативных групп избирателей для регистрации кандидатов в депутаты Олий Мажлиса Центральная избирательная комиссия прекращает за семь дней до окончания срока регистрации.

Лицу, выдвинутому кандидатом в депутаты в соответствии с настоящим Законом, выдается регистрационное удостоверение.

Регистрация кандидатов в депутаты заканчивается за тридцать пять дней до выборов.

Соответствующая окружная избирательная комиссия в пятидневный срок после регистрации Центральной избирательной комиссией кандидатов в депутаты публикует в местной печати сообщение о регистрации, с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, партийности, занимаемой должности, места работы и жительства, а также наименования органа, выдвинувшего кандидата в депутаты.



V. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ. ГАРАНТИИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ

ОЛИЙ МАЖЛИСА

Статья 25. Предвыборная агитация

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов в депутаты Центральной избирательной комиссией.

Кандидатам в депутаты, политическим партиям предоставляется равное право использовать средства массовой информации в порядке, устанавливаемом Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан. Собрания избирателей организуются участковой избирательной комиссией совместно с хокимиятом района, города. Избирательные комиссии, хокимияты районов и городов предоставляют кандидатам в депутаты Олий Мажлиса оборудованные помещения для собраний. О времени и месте проведения собраний и встреч сообщается избирателям заблаговременно.

Государственные органы, общественные объединения, руководители предприятий, учреждений, организаций, органы самоуправления граждан обязаны оказывать кандидатам в депутаты содействие в организации встреч с избирателями, в получении необходимых справочных и информационных материалов.

Политическим партиям предоставляется право выступать с программой своей будущей деятельности. Программы партий и кандидатов в депутаты не должны быть направлены против суверенитета, целостности и безопасности республики, не должны посягать на здоровье и нравственность народа, содержать пропаганду войны, национальной ненависти, расовой и религиозной вражды, призывы к насильственному изменению конституционного строя, к действиям, ущемляющим конституционные права и свободы граждан.

Запрещается проведение агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (кроме информационных), а также выплатой денежных средств.

Агитация в день выборов не допускается.



Статья 26. Доверенные лица

Кандидат в депутаты Олий Мажлиса может иметь до пяти доверенных лиц. Доверенные лица ведут агитацию за избрание кандидата депутатом, представляют его интересы во взаимоотношениях с государственными органами и органами общественных объединений, избирателями, а также в избирательных комиссиях.

Кандидат в депутаты после регистрации определяет доверенных лиц по своему усмотрению и сообщает о них в окружную избирательную комиссию. Избирательная комиссия регистрирует доверенных лиц и выдает им удостоверения.

Кандидат в депутаты Олий Мажлиса в любое время до выборов может лишить своего доверенного лица полномочий и заменить его, уведомив об этом окружную избирательную комиссию. Доверенное лицо в любое время вправе сложить свои полномочия.

Доверенное лицо не может быть членом избирательной комиссии.



Статья 27. Освобождение кандидатов в депутаты Олий Мажлиса

от производственных или служебных обязанностей

для участия в предвыборных мероприятиях

Лицо, зарегистрированное кандидатом в депутаты Олий Мажлиса на время проведения встреч с избирателями, выступлений на предвыборных собраниях, по телевидению и радио, имеет право освобождаться от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение выборов.



Статья 28. Право кандидата в депутаты Олий Мажлиса

на бесплатный проезд

Кандидат в депутаты Олий Мажлиса после регистрации имеет право на бесплатный проезд на всех видах государственного пассажирского транспорта (за исключением городского пассажирского транспорта, такси и заказных рейсов других видов транспорта) в пределах соответствующего избирательного округа. Кандидат в депутаты, проживающий за пределами избирательного округа, пользуется таким же правом для проезда в избирательный округ и возвращения к месту жительства.


Статья 29. Лишение статуса кандидата в депутаты Олий Мажлиса.

Снятие кандидатом в депутаты своей кандидатуры

Политическая партия, представительный орган власти, инициативная группа избирателей имеют право не позднее чем за пять дней до выборов отменить свое решение о выдвижении того или иного лица кандидатом в депутаты, которое может быть лишено статуса кандидата в депутаты Центральной избирательной комиссией. Политическая партия, представительный орган власти до истечения срока выдвижения кандидатов в депутаты может внести в Центральную избирательную комиссию предложение о регистрации новой кандидатуры.

Зарегистрированные кандидаты в депутаты могут быть лишены своего статуса Центральной избирательной комиссией и в случае прекращения деятельности политической партии, выдвинувшей их кандидатами в депутаты Олий Мажлиса.

Кандидат в депутаты Олий Мажлиса может в любое время до выборов снять свою кандидатуру. Для этого он обращается с заявлением в Центральную избирательную комиссию.



VI. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

Статья 30. Составление списков избирателей

В список избирателей включаются фамилии граждан Республики Узбекистан, достигших ко дню или в день выборов 18 лет, постоянно или временно проживающих к моменту составления списка на территории данного избирательного участка.

Каждый избиратель может быть включен только в один список избирателей.

Список избирателей составляется по каждому избирательному участку участковой избирательной комиссией и подписывается ее председателем и секретарем. Для участия в работе по составлению списка участковая избирательная комиссия может привлекать представителей общественности.

Хокимияты районов и городов обеспечивают учет избирателей и передают участковым избирательным комиссиям сведения об избирателях, проживающих на соответствующей территории, необходимые для составления списков избирателей.

Списки избирателей-военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также членов семей военнослужащих и других избирателей, если они проживают в районах расположения воинских частей, составляются на основе данных, представляемых командирами воинских частей. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях.

Списки избирателей по избирательным участкам, образованным при представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, в санаториях и домах отдыха, в больницах и других стационарных лечебных учреждениях, составляются на основе данных, представляемых руководителями указанных учреждений (ведомств).

Фамилии избирателей указываются на списке избирателей в порядке, удобном для организации голосования.

В список вносятся фамилия, имя, отчество, дата рождения и адрес каждого избирателя.



Статья 31. Ознакомление граждан со списками избирателей

Списки избирателей представляются для всеобщего ознакомления за пятнадцать дней до выборов, а на избирательных участках, образованных при представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, в санаториях и домах отдыха, больницах и других стационарных лечебных учреждениях, в отдаленных и труднодоступных районах, - за семь дней до выборов. Участковая избирательная комиссия оповещает избирателя о месте и времени ознакомления со списком.

Гражданам обеспечивается возможность ознакомиться со списком избирателей в помещении участковой избирательной комиссии.



Статья 32. Оспаривание списков избирателей

Любой гражданин Республики Узбекистан может заявить в участковую избирательную комиссию об ошибке или неточности в списке избирателей. В течение двадцати четырех часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявления и либо устранить ошибку, либо выдать заявителю справку о мотивированном отклонении заявления.

Действия и решения избирательной комиссии могут быть обжалованы в суд в установленном Законом порядке.



Статья 33. Избирательный бюллетень

В избирательный бюллетень в алфавитном порядке вносятся фамилия, имя, отчество кандидата в депутаты с указанием года рождения, партийности, занимаемой должности (рода занятий) и органа, выдвинувшего его кандидатом в депутаты.

Бюллетени печатаются на государственном языке, а также по решению окружной избирательной комиссии на языках, которыми пользуются большинство населения избирательного округа.



Статья 34. Доставка избирательных бюллетеней

Участковые избирательные комиссии получают бюллетени от окружных комиссий не позднее трех дней до выборов. Выдачу и получение бюллетеней председатель либо заместитель председателя или секретарь соответствующих окружной и участковой комиссии подтверждают своей подписью.

Число избирательных бюллетеней, получаемых участковой избирательной комиссией, не может превышать число избирателей, включенных в списки избирателей по избирательному участку, более чем на полпроцента. В правом верхнем углу избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Не заверенные комиссией избирательные бюллетени при подсчете голосов не учитываются.


VII. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ

РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ

Статья 35. Помещение для голосования

Голосование проводится в специально отведенных помещениях, в которых должны быть оборудованы в достаточном количестве кабины или комнаты для тайного голосования, определены места выдачи избирательных бюллетеней и установлены избирательные ящики. Избирательные ящики устанавливаются таким образом, чтобы голосующие при подходе к ним обязательно проходили через кабины или комнаты для тайного голосования. В помещении для голосования не разрешается проводить никаких других политических акций. Ответственность за оборудование помещения и поддержание в них необходимого порядка несет участковая избирательная комиссия.



Статья 36. Время и место голосования

Голосование проводится в день выборов с 6 до 20 часов. О времени и месте голосования участковая избирательная комиссия оповещает избирателей не позднее чем за десять дней до выборов.

На избирательных участках, образованных при представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, в воинских частях, в санаториях, домах отдыха, больницах и других стационарных лечебных учреждениях, а также местах нахождения граждан, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным в любое время, если проголосовали все избиратели, включенные в список.



Статья 37. Начало голосования

В день выборов помещение для голосования открывается при наличии не менее двух третей членов участковой избирательной комиссии. Председатель в присутствии членов избирательной комиссии опечатывает избирательный ящик, распределяет между членами избирательной комиссии избирательные бюллетени, списки избирателей и объявляет начало выборов. Общее количество бюллетеней оформляется отдельным документом.



Статья 38. Установление личности избирателя

По прибытии в помещение для голосования избиратель предъявляет члену участковой избирательной комиссии документ, удостоверяющий его личность, и расписывается в списке избирателей. После этого ему выдается избирательный бюллетень.

Фамилии избирателей, по каким-либо причинам не включенные в список избирателей, на основании документа, удостоверяющего личность, гражданство и место жительства избирателя, включаются в приложение к списку избирателей.



Статья 39. Порядок голосования

Избирательный бюллетень заполняется голосующим в кабине или комнате для тайного голосования. При заполнении бюллетеня запрещается присутствие других лиц, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату другое лицо по своему усмотрению, кроме лиц, входящих в состав избирательной комиссии, наблюдателей и доверенных лиц.

При выборах избиратель вычеркивает в бюллетене фамилии кандидатов, против которых он голосует.

Заполненный бюллетень голосующий опускает в избирательный ящик.

По просьбе избирателя испорченный избирательный бюллетень может быть заменен новым. Испорченные избирательные бюллетени подлежат учету, погашению и хранятся отдельно.

Избиратель, не имеющий возможности в день выборов находиться по месту своего жительства, может затребовать у участковой избирательной комиссии по месту своего жительства избирательный лист, принять решение и оставить заполненный избирательный лист в закрытом конверте участковой комиссии. В получении избирательного листа избиратель расписывается в списке избирателей. Форму избирательного листа, порядок изготовления, сроки доставки избирательных листов на избирательные участки устанавливает Центральная избирательная комиссия.

В случаях, когда отдельные избиратели по состоянию здоровья или по другим причинам не могут прибыть в помещение для голосования, участковая избирательная комиссия, по их просьбе, поручает членам комиссии организовать голосование в месте пребывания этих избирателей.



Статья 40. Подсчет голосов на избирательном участке

По окончании голосования перед вскрытием избирательных ящиков в присутствии членов участковой комиссии в ящики опускаются закрытые конверты с избирательными листами. Все неиспользованные избирательные бюллетени подсчитываются и погашаются участковой избирательной комиссией.

Избирательные ящики вскрываются участковой избирательной комиссией после объявления председателем комиссии об окончании голосования. Вскрытие избирательных ящиков до окончания голосования запрещается.

Участковая избирательная комиссия устанавливает общее число избирателей на участке, число избирателей, получивших бюллетени.

Подсчет голосов на избирательном участке производится участковой избирательной комиссией отдельно по каждому кандидату.

На основании бюллетеней и избирательных листов, находившихся в избирательных ящиках, комиссия устанавливает:

общее число избирателей, принявших участие в голосовании;

число голосов, поданных за, и число голосов, поданных против каждого кандидата в депутаты;

число бюллетеней, листов, признанных недействительными.

По фамилиям граждан дополнительно вписанным избирателями в бюллетени и листы, голоса не подсчитываются.

Признаются недействительными избирательные бюллетени и листы неустановленного образца, а также бюллетени и листы, в которых при голосовании оставлены фамилии более одного кандидата. При возникновении сомнений в действительности избирательного бюллетеня, листа вопрос разрешается участковой избирательной комиссией путем голосования.

Результаты подсчета голосов рассматриваются на заседании участковой избирательной комиссии и заносятся в протокол. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем, другими членами комиссии и представляется в соответствующую окружную избирательную комиссию в установленном порядке.



Статья 41. Определение результатов выборов по округу

На основании протоколов участковых избирательных комиссий окружная избирательная комиссия определяет:

общее число избирателей по округу;

число избирателей, получивших избирательные бюллетени и листы;

число избирателей, принявших участие в голосовании;

число голосов, поданных за, и число голосов, поданных против каждого кандидата в депутаты;

число бюллетеней и листов, признанных недействительными.

Результаты выборов по округу устанавливаются на заседании избирательной комиссии и заносятся в протокол. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем, другими членами комиссии и представляется в Центральную избирательную комиссию в установленном порядке.



Статья 42. Определение результатов выборов

депутатов в Олий Мажлис

Центральная избирательная комиссия на основании поступивших к ней протоколов окружных избирательных комиссий определяет:

общее число избирателей по республике;

число избирателей, получивших избирательные бюллетени и листы;

число избирателей, принявших участие в голосовании;

число голосов, поданных за, и число голосов, поданных против каждого кандидата в депутаты;

число бюллетеней, признанных недействительными.

Избранным считается кандидат в депутаты Олий Мажлиса, получивший на выборах более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей.

Выборы в целом или по отдельным округам либо по отдельным избирательным участкам могут быть признаны недействительными из-за допущенных в ходе выборов нарушений, повлиявших на итоги голосования. Решение о признании выборов недействительными принимается Центральной избирательной комиссией и может быть обжаловано в Верховный суд Республики Узбекистан в течение десяти дней со дня опубликования итогов выборов.

В случае признания выборов по отдельным участкам недействительными по решению Центральной избирательной комиссии результаты голосования по таким участкам исключаются из общих результатов выборов, при условии, что без них выборы в целом могут быть признаны состоявшимися.

Центральная избирательная комиссия по итогам выборов составляет протокол и принимает решения.



Статья 43. Повторное голосование

Если по избирательному округу баллотировалось более двух кандидатов в депутаты Олий Мажлиса и не один из них не был избран, окружная избирательная комиссия принимает решения о проведении в округе повторного голосования по двум кандидатам в депутаты, получившим наибольшее число голосов, и информирует об этом Центральную избирательную комиссию и избирателей округа. Повторное голосование проводится в двухнедельный срок с соблюдением требований настоящего Закона.

Избранным считается кандидат в депутаты Олий Мажлиса, получивший при повторном голосовании наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к другому кандидату, при условии, что число голосов, поданных за этого кандидата, превышает число голосов, поданных против него.


Статья 44. Повторные выборы

Повторные выборы проводятся в следующих случаях:

а) если выборы по избирательному округу признаны несостоявшимися или недействительными;

б) если повторное голосование не позволило определить избранного депутата Олий Мажлиса;

в) если по избирательному округу баллотировалось не более двух кандидатов в депутаты Олий Мажлиса и ни один из них не был избран.

Повторные выборы проводятся окружной избирательной комиссией по поручению Центральной избирательной комиссии. При этом Центральная избирательная комиссия может принять решение о необходимости проведения повторных выборов окружной и участковыми избирательными комиссиями в новом составе. Голосование проводится на тех же избирательных участках и по спискам избирателей, составленным для проведения основных выборов.

Повторные выборы проводятся не позднее чем в месячный срок после основных выборов. Образование избирательных комиссий, регистрация кандидатов в депутаты и другие мероприятия проводятся в порядке, установленном настоящим Законом.



Статья 45. Проведение выборов депутатов Олий Мажлиса

вместо выбывших

В случае признания Олий Мажлисом полномочий отдельных депутатов недействительными, а также в случае отзыва депутата, досрочного прекращения депутатских полномочий по другим причинам в соответствующих избирательных округах проводятся новые выборы. Выборы назначаются Центральной избирательной комиссией не позднее чем за месяц до их проведения и организуются с соблюдением требований настоящего Закона. При этом окружная избирательная комиссия образуется за двадцать пять дней, а участковые - за пятнадцать дней до выборов. Регистрация кандидатов в депутаты заканчивается за пятнадцать дней до выборов.

В случае выбытия депутата Олий Мажлиса менее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий Олий Мажлиса выборы нового депутата вместо выбывшего могут не проводиться.



VIII. РЕГИСТРАЦИЯ ДЕПУТАТОВ

И ОПУБЛИКОВАНИЕ ИТОГОВ ВЫБОРОВ

Статья 46. Регистрация депутатов Олий Мажлиса

Центральная избирательная комиссия на основе поступивших протоколов окружных избирательных комиссий регистрирует избранных депутатов Олий Мажлиса и извещает об этом депутатов.

Избранные депутатами Олий Мажлиса лица, указанные в части второй статьи 23 настоящего Закона, обязаны в письменном виде сообщить в Центральную избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, несовместимых со статусом депутата Олий Мажлиса.


Статья 47. Опубликование итогов выборов депутатов

Олий Мажлиса

Сообщение об итогах выборов и список избранных депутатов Олий Мажлиса Центральная избирательная комиссия публикует в печати не позднее чем в десятидневный срок с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, партийности, занимаемой должности (рода занятий), места работы, жительства, номера и наименования избирательного округа.


IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 48. Удостоверение и нагрудный знак

депутата Олий Мажлиса

Депутату Олий Мажлиса Центральной избирательной комиссией выдаются удостоверение и нагрудный знак депутата Олий Мажлиса. Образцы удостоверения и нагрудного знака депутата Олий Мажлиса устанавливаются законодательством.


Статья 49. Финансирование выборов

Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов Олий Мажлиса, производятся за счет государственных средств Республики Узбекистан. Финансирование и иная материальная поддержка кандидатов в депутаты Олий Мажлиса за счет других средств запрещается.

Политические партии, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации и граждане Республики Узбекистан могут добровольно передавать свои средства для проведения выборов. Эти средства принимаются Центральной избирательной комиссией для их использования в ходе избирательной компании.



Статья 50. Ответственность за нарушение

Закона о выборах в Олий Мажлис

Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным путем осуществлению избирателями права избирать и быть избранными в Олий Мажлис, вести предвыборную агитацию, а также члены избирательных комиссий, другие должностные лица, представители политических партий, члены инициативных групп избирателей, совершившие подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения настоящего Закона, несут установленную ответственность в соответствии с законами Республики Узбекистан. К ответственности привлекаются также лица, опубликовавшие или иным способом распространившие ложные сведения о кандидате в депутаты.


Президент

Республики Узбекистан                                                        И. Каримов



"Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан",

1994 г., N 1, ст. 6












































Время: 0.0052
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск