ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Оборона. Воинская обязанность и военная служба / Гражданская защита /

Закон Республики Узбекистан от 26.05.2000 г. N 80-II "О гражданской защите"

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

26.05.2000 г.

N 80-II



О ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЕ


Настоящий Закон определяет основные задачи в области гражданской защиты, правовые основы их осуществления, полномочия государственных органов, предприятий, учреждений, организаций (далее - организации), права и обязанности граждан Республики Узбекистан, а также силы и средства гражданской защиты.



I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

гражданская защита - государственная система мероприятий, проводимых в целях защиты населения, территорий, материальных и культурных ценностей Республики Узбекистан от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

служба гражданской защиты - совокупность функциональных подразделений, созданных для выполнения специальных мероприятий гражданской защиты, подготовки сил и средств, для обеспечения действий формирований гражданской защиты;

защитные сооружения - совокупность инженерных сооружений, специально предназначенных для защиты населения и производственного персонала от современных средств поражения;

силы гражданской защиты - воинские части гражданской защиты, территориальные, функциональные и объектовые формирования общего и специального назначения, создаваемые для проведения спасательных и других неотложных работ.



Статья 2. Задачи гражданской защиты

Задачами гражданской защиты являются:

- обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- подготовка объектов к действиям и способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- организация, развитие и поддержание в постоянной готовности систем управления, оповещения и связи;

- проведение комплекса мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования объектов народного хозяйства;

- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные места;

- обеспечение готовности военных формирований гражданской защиты;

- проведение мероприятий по обеспечению населения коллективными и индивидуальными средствами защиты;

- жизнеобеспечение населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- наблюдение и лабораторный  контроль за радиационной, химической и биологической обстановкой;

- проведение спасательных и других неотложных работ;

- восстановление и поддержание общественного порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- осуществление иных мероприятий по защите населения и территорий.



Статья 3. Законодательство о гражданской защите

Законодательство о гражданской защите состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о гражданской защите, то применяются правила международного договора.



Статья 4. Ответственность за нарушение

законодательства в области гражданской защиты

Лица, виновные в нарушении законодательства в области гражданской защиты, несут ответственность в установленном порядке.


Статья 5. Международное сотрудничество в области

гражданской защиты

Сотрудничество Республики Узбекистан с другими государствами и международными организациями в области гражданской защиты осуществляется органами государственной власти и управления в соответствии с международными договорами и законодательством.


II. РУКОВОДСТВО ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТОЙ,

ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И

ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ

Статья 6. Руководство гражданской защитой

Общее руководство гражданской защитой Республики Узбекистан осуществляет Кабинет Министров Республики Узбекистан.

Премьер-министр Республики Узбекистан является начальником гражданской защиты страны.

Управление гражданской защитой Республики Узбекистан возлагается на Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан.

Руководство гражданской защитой на территориях Республики Каракалпакстан, областей, районов и городов осуществляют соответственно Председатель Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимы областей, районов и городов, являющиеся по должности начальниками гражданской защиты.

Руководство гражданской защитой в министерствах, ведомствах и организациях осуществляют их руководители, являющиеся по должности начальниками гражданской защиты указанных органов и организаций.

Начальнику гражданской защиты в пределах его полномочий предоставляется право:

- вводить в действие соответствующие планы гражданской защиты;

- принимать решения об эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

- издавать директивы, приказы, решения и распоряжения по гражданской защите;

- привлекать к проведению мероприятий в области гражданской защиты силы и средства подведомственных территорий и организаций;

- осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.

Директивы, приказы, решения и распоряжения начальников гражданской защиты по вопросам защиты населения и территорий обязательны для исполнения всеми организациями, а также должностными лицами и гражданами.

Координация действий по защите населения и территорий от последствий применения современных средств поражения и осуществлению мероприятий в области гражданской защиты возлагается на начальников гражданской защиты соответствующих территорий, отраслей и организаций.



Статья 7. Полномочия Кабинета Министров Республики

Узбекистан в области гражданской защиты

Кабинет Министров Республики Узбекистан:

- обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской защиты;

- утверждает план гражданской защиты Республики Узбекистан;

- утверждает основные направления развития и совершенствования гражданской защиты, порядок их финансирования и материально-технического обеспечения;

- руководит разработкой и проведением мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования экономики государства в мирное и военное время;

- определяет порядок отнесения территорий к группам по гражданской защите в зависимости от количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также организаций к категориям по гражданской защите в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения ;

- определяет порядок перевода системы гражданской защиты на военное время, проведения эвакуационных мероприятий;

- определяет порядок создания защитных сооружений и иных объектов гражданской защиты, а также условия накопления, хранения и использования запасов индивидуальных средств защиты, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

- осуществляет контроль за деятельностью государственных органов и организаций в области гражданской защиты;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 8. Специально уполномоченный орган

государственного управления в области гражданской защиты

Специально уполномоченным органом государственного управления в области гражданской защиты является Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан.

Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан:

- разрабатывает основные направления развития и совершенствования гражданской защиты;

- принимает в пределах своей компетенции решения, обязательные для исполнения органами государственной власти и управления, организациями, должностными лицами и гражданами;

- разрабатывает проект плана гражданской защиты Республики Узбекистан;

- организует управление воинскими частями и формированиями гражданской защиты;

- формирует проект государственного заказа на поставку необходимых вооружений, техники, средств защиты и других материально-технических средств в интересах гражданской защиты;

- разрабатывает директивные документы по организации оповещения и приведению в готовность системы гражданской защиты;

- обеспечивает боевую и мобилизационную готовность сил и средств гражданской защиты;

- организует обучение личного состава и населения в области гражданской защиты;

- осуществляет государственный контроль за выполнением мероприятий по гражданской защите;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 9. Полномочия министерств и ведомств

в области гражданской защиты

Министерства и ведомства:

- разрабатывают соответствующие планы гражданской защиты и осуществляют руководство по их реализации;

- организуют подготовку и обучение работников способам защиты от современных средств поражения и действиям в условиях военного времени;

- осуществляют мероприятия по защите работников отрасли при угрозе и применении современных средств поражения;

- разрабатывают и осуществляют мероприятия по обеспечению устойчивости работы отрасли и объектов народного хозяйства в военное время;

- организуют разработку и реализацию планов эвакуации организаций в безопасные зоны;

- создают резервы материально-технических, медицинских и иных средств гражданской защиты и осуществляют контроль за их накоплением, хранением, обновлением и поддержанием в готовности к применению;

- представляют в установленном порядке информацию о состоянии гражданской защиты отрасли;

- взаимодействуют с органами государственной власти на местах в области гражданской защиты;

- создают и поддерживают в постоянной готовности системы оповещения, коллективные и индивидуальные средства защиты;

- контролируют состояние гражданской защиты;

- осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством.


Статья 10. Полномочия органов государственной

власти на местах в области гражданской защиты

Органы государственной власти на местах:

- разрабатывают планы гражданской защиты и осуществляют руководство по их реализации на соответствующей территории;

- организуют и контролируют выполнение мероприятий гражданской защиты организациями, органами самоуправления граждан, расположенными на соответствующей территории;

- обеспечивают подготовку и поддержание в готовности сил и средств гражданской защиты;

- организуют обучение руководителей организаций и населения способам защиты при применении современных средств поражения;

- определяют объемы и отвечают за накопление, хранение, обновление и поддержание в готовности имущества гражданской защиты, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных ресурсов, гарантирующих обеспечение жизнедеятельности населения в условиях применения современных средств поражения;

- организуют и проводят мероприятия по обеспечению устойчивого функционирования организаций, независимо от их ведомственной подчиненности в военное время;

- обеспечивают сбор и обмен информацией в области гражданской защиты, а также своевременное оповещение населения об угрозе применения или применении современных средств поражения;

- осуществляют мероприятия по подготовке и организации эвакуации и рассредоточения, размещения населения в безопасных зонах, развертыванию лечебных и других организаций;

- организуют и проводят спасательные и другие неотложные работы, обеспечивают поддержание общественного порядка на соответствующей территории;

- осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством.


Статья 11. Полномочия организаций в области

гражданской защиты

Организации в пределах своих полномочий:

- планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской защите;

- проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

- осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;

- создают необходимые условия работникам для выполнения ими обязанностей в области гражданской защиты;

- создают запасы материально-технических, медицинских и иных средств.

Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение, создают формирования гражданской защиты и поддерживают их в состоянии постоянной готовности. Порядок определения таких организаций устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 12. Участие органов самоуправления

граждан в области гражданской защиты

Органы самоуправления граждан:

- оказывают содействие в обучении граждан способам защиты при применении современных средств поражения;

- организуют оповещение граждан на соответствующей территории при угрозе возникновения опасностей, связанных с ведением военных действий или вследствие этих действий;

- осуществляют подготовку и выполнение мероприятий в области жизнеобеспечения населения;

- осуществляют иные меры в соответствии с законодательством.


III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ

ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ

Статья 13. Права граждан в области

гражданской защиты

Граждане имеют право:

- на защиту жизни, здоровья и имущества от военных действий;

- на безвозмездное пользование коллективными и индивидуальными средствами защиты;

- на получение информации о степени риска, которому они могут подвергнуться в местах военных действий, и мерах необходимой безопасности.

Граждане могут иметь и иные права в области гражданской защиты, предусмотренные законодательством.

Пострадавшим от военных действий создаются необходимые условия для жизнеобеспечения, предоставляется медицинская, материально-финансовая и иная помощь.



Статья 14. Обязанности граждан в области

гражданской защиты

Граждане обязаны:

- соблюдать настоящий 3акон, иные акты законодательства области гражданской защиты;

- принимать участие в выполнении мероприятий гражданской защиты и проходить соответствующую подготовку;

- знать сигналы гражданской защиты, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

- уметь оказывать первую медицинскую и иную помощь пострадавшим;

- содействовать государственным органам, а также организациям в решении задач в области гражданской защиты;

- бережно относиться к объектам и имуществу гражданской защиты.

Граждане могут нести и иные обязанности в области гражданской защиты, предусмотренные законодательством.



Статья 15. Права и обязанности иностранных граждан

и лиц без гражданства в области гражданской защиты

Граждане иностранных государств и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Узбекистан, имеют права и несут обязанности в области гражданской защиты наравне с гражданами Республики Узбекистан.


Статья 16. Подготовка населения и специалистов

в области гражданской защиты

Обучение населения в области гражданской защиты является всеобщим и обязательным в общеобразовательных школах, академических лицеях, профессиональных колледжах, высших учебных заведениях, на производстве и по месту жительства.

Подготовка и переподготовка руководителей и специалистов в области гражданской защиты осуществляются в учреждениях повышения квалификации, в специальных учебно-методических центрах, курсах, а также по месту работы.

Пропаганда знаний в области гражданской защиты обеспечивается государственными органами, а также соответствующими общественными объединениями по защите и спасению людей. Для пропаганды знаний могут использоваться средства массовой информации.



IV. СЛУЖБЫ И СИЛЫ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ

Статья 17. Службы гражданской защиты

Для обеспечения выполнения специальных мероприятий гражданской защиты и подготовки в этих целях сил и средств создаются республиканские, областные, районные, городские, а также объектовые службы гражданской защиты.

Перечень служб гражданской защиты, а также положения о них утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



Статья 18. Состав сил гражданской защиты

Силы гражданской защиты состоят из войск, формирований гражданской защиты.

Состав сил и средств, структура, а также иные вопросы функционирования формирований гражданской защиты определяются начальником гражданской защиты Республики Узбекистан.

Для решения задач гражданской защиты могут привлекаться также спасательные формирования, части и подразделения Вооруженных Сил Республики Узбекистан в порядке, установленном законодательством.


Статья 19. Войска гражданской защиты

Войска гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям составляют основу гражданской защиты Республики Узбекистан.

Основными задачами войск гражданской защиты в военное время являются:

- ведение инженерной, радиационной, химической и других видов разведки в очагах поражения и в зонах заражения;

- проведение спасательных и других неотложных работ;

- участие в проведении эвакуации населения и объектов народного хозяйства;

- участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения и выполнение иных задач гражданской защиты.

Деятельность войск гражданской защиты, их комплектование осуществляются в соответствии с законодательством.


Статья 20. Формирования гражданской защиты

Формирования гражданской защиты создаются для проведения спасательных и других неотложных работ по территориально-производственному принципу.

Формирования гражданской защиты подразделяются:

- по подчиненности - на территориальные (в областях, районах, городах) и объектовые (на объектах народного хозяйства);

- по предназначению - общего назначения (для ведения спасательных работ в очагах поражения) и формирования служб для выполнения специальных мероприятий (ведения разведки, оказания медицинской помощи, локализации и тушения пожаров, охраны общественного порядка и др.).

В формирования гражданской защиты зачисляются граждане Республики Узбекистан: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, лиц с инвалидностью I, II, III групп, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до трех лет.


V. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ.

ОБЪЕКТЫ И ИМУЩЕСТВО ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ

Статья 21. Финансирование гражданской защиты

Финансирование гражданской защиты в министерствах, ведомствах и подведомственных им бюджетных организациях, в областях, районах и городах осуществляется за счет средств соответственно республиканского или местного бюджета, а в организациях - за счет собственных средств.

Финансирование гражданской защиты может осуществляться за счет средств общественных фондов, добровольных взносов граждан и иных источников.



Статья 22. Основные фонды войск гражданской защиты

Жилые помещения и строения военных городков, объекты учебно-материальной базы, материальные и технические средства воинских частей гражданской защиты являются государственной собственностью и составляют основные фонды войск гражданской защиты. В отношении указанного и иного выделенного им имущества войска гражданской защиты пользуются правом оперативного управления.

Земельные участки, помещения, склады, другие объекты для размещения и постоянной деятельности войск гражданской защиты предоставляются им в постоянное или временное пользование соответствующими органами государственной власти и управления.

Статья 23. Объекты и имущество гражданской защиты

К объектам и имуществу гражданской защиты относятся:

- пункты управления органов государственной власти и управления с комплексом защитных сооружений и наземных зданий;

- отдельно стоящие и встроенные убежища, противорадиационные укрытия гражданской защиты;

- складские помещения для хранения имущества и техники;

- средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля;

- средства связи и оповещения;

- другие материально-технические средства, являющиеся государственной собственностью, а также созданные или закупленные за счет средств организаций для использования с целью гражданской защиты.

Для обеспечения мероприятий гражданской защиты органами государственной власти и управления, организациями создаются запасы имущества гражданской защиты.

В случае изменения структур правления и форм хозяйственной деятельности организаций за ними сохраняются целевое назначение объектов и имущества гражданской защиты, а также задания по их созданию и накоплению.

Порядок создания объектов и использования имущества гражданской защиты определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Президент

Республики Узбекистан                                               И. Каримов



"Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан"

2000 г. N 5-6, ст.151



































Время: 0.0053
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск