ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Основы государственно-правового устройства / Органы самоуправления граждан /

Закон Республики Узбекистан от 02.09.1993 г. N 915-ХII "Об органах самоуправления граждан" (Новая редакция, утверждена Законом РУз от 22.04.2013 г. N ЗРУ-350)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

02.09.1993 г.

N 915-ХII



ОБ ОРГАНАХ

САМОУПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАН

                 

(Новая редакция)


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области деятельности органов самоуправления граждан.



Статья 2. Законодательство об органах

самоуправления граждан

Законодательство об органах самоуправления граждан состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Отношения в области деятельности органов самоуправления граждан в Республике Каракалпакстан регулируются также законодательством Республики Каракалпакстан.



Статья 3. Понятие самоуправления граждан

Самоуправление граждан - гарантируемая Конституцией и законами Республики Узбекистан самостоятельная деятельность граждан по решению вопросов местного значения исходя из своих интересов, исторических особенностей развития, а также национальных и духовных ценностей, местных обычаев и традиций.


Статья 4. Право граждан на самоуправление

Граждане реализуют свое конституционное право на самоуправление в поселках, кишлаках, аулах, а также в махаллях городов, поселков, кишлаков и аулов в соответствии с гарантиями избирательных прав граждан через сходы граждан (собрания представителей граждан).

Граждане независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения имеют равные права на самоуправление непосредственно или через своих выборных представителей.

Ограничение прав граждан на самоуправление запрещается.

Вмешательство государственных органов и их должностных лиц в деятельность органов самоуправления граждан не допускается.


Статья 5. Основные принципы деятельности

органов самоуправления граждан

Основными принципами деятельности органов самоуправления граждан являются законность, приоритет прав, свобод и законных интересов человека, демократизм, гласность, социальная справедливость, самостоятельность в решении вопросов местного значения, общественная взаимопомощь, социальное партнерство, учет местных обычаев и традиций.


Статья 6. Территории самоуправления граждан

Самоуправление граждан осуществляется на всей территории Республики Узбекистан. Территориальными единицами самоуправления граждан являются поселки, кишлаки, аулы, а также махалли городов, поселков, кишлаков и аулов (далее - соответствующая территория).

Образование, объединение, разделение и упразднение поселков, кишлаков, аулов, а также установление и изменение их границ, присвоение им наименований и переименование осуществляются в порядке, установленном законодательством.

Образование, объединение, разделение и упразднение махаллей городов, поселков, кишлаков и аулов, а также установление и изменение их границ, присвоение им наименований и переименование осуществляются органами государственной власти на местах на основании ходатайств органов самоуправления граждан в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 7. Государственная поддержка деятельности

органов самоуправления граждан

Государство создает необходимые условия для осуществления деятельности органов самоуправления граждан, оказывает им содействие в реализации полномочий, определенных законом.


Статья 8. Органы самоуправления граждан

Органами самоуправления граждан являются сходы граждан поселков, кишлаков и аулов, а также махаллей городов, поселков, кишлаков и аулов (далее - сход граждан).

Органы самоуправления граждан не входят в систему органов государственной власти и в соответствии с законом вправе самостоятельно решать вопросы местного значения исходя из интересов граждан, исторических особенностей развития, а также национальных ценностей, местных обычаев и традиций.

Органы самоуправления граждан пользуются правами юридического лица, имеют печать со своим наименованием, а также подлежат учету в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 9. Сход граждан

Сход граждан представляет интересы населения и принимает от его имени решения, действующие в пределах соответствующей территории.

В сходе граждан участвуют лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста и постоянно проживающие на соответствующей территории.

Органами схода граждан являются:

кенгаш схода граждан;

комиссии по основным направлениям деятельности схода граждан;

ревизионная комиссия.


Статья 10. Положение о сходе граждан

Сход граждан действует на основании утвержденного им положения. В положении о сходе граждан должны содержаться следующие сведения:

наименование схода граждан;

территория схода граждан;

полномочия схода граждан и его органов;

порядок созыва схода граждан (собрания представителей граждан);

порядок образования кенгаша схода граждан;

порядок избрания председателя схода граждан, его заместителей (консультантов председателя схода граждан по делам престарелых и ветеранов и по вопросам молодежи) и советников, а также избрания, утверждения и назначения иных должностных лиц органов схода граждан;

порядок образования, реорганизации и прекращения деятельности комиссий по основным направлениям деятельности схода граждан;

порядок образования и прекращения деятельности ревизионной комиссии схода граждан;

полномочия председателя схода граждан, его заместителей (консультантов председателя схода граждан по делам престарелых и ветеранов и по вопросам молодежи) и советников;

полномочия ответственного секретаря схода граждан;

экономическая основа деятельности схода граждан;

порядок реорганизации и прекращения деятельности схода граждан.

В положении о сходе граждан могут содержаться и иные сведения, не противоречащие законодательству.

Примерное положение о сходе граждан утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 10-1. Ограничение деятельности схода граждан

На период действия чрезвычайного положения указом Президента Республики Узбекистан о введении чрезвычайного положения может предусматриваться полное или частичное приостановление на территории, где введено чрезвычайное положение, полномочий схода граждан.



ГЛАВА 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ

САМОУПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАН

Статья 11. Полномочия схода граждан

Сход граждан:

избирает председателя схода граждан, его заместителей (консультантов председателя схода граждан по делам престарелых и ветеранов и по вопросам молодежи) и советников, председателей и членов комиссий по основным направлениям деятельности и ревизионной комиссии схода граждан;

определяет численный состав советников председателя схода граждан и аппарата кенгаша схода граждан, по представлению председателя схода граждан утверждает ответственного секретаря схода граждан;

определяет основные направления деятельности кенгаша схода граждан и комиссий по основным направлениям деятельности схода граждан;

утверждает программу деятельности и смету расходов схода граждан, планы мероприятий, направленных на обеспечение комплексного развития территории, благоустройство, озеленение и улучшение санитарного состояния в пределах соответствующей территории;

реализует меры по поддержке социально уязвимых слоев населения, обеспечивает целевое и эффективное использование централизованно выделяемых на эти цели государственных средств в порядке, определенном законодательством;

ежеквартально не менее одного раза заслушивает отчеты председателя схода граждан, его заместителей (консультантов председателя схода граждан по делам престарелых и ветеранов и по вопросам молодежи) и советников, председателей комиссий по основным направлениям деятельности и ревизионной комиссии схода граждан, а также руководителей образовательных учреждений на местах;

в установленном порядке заслушивает отчеты инспекторов по профилактике правонарушений опорных пунктов органов внутренних дел;

заслушивает информацию соответственно руководителей центральных районных (городских) многопрофильных поликлиник, к которым прикреплено население, семейных поликлиник и пунктов семейного врача об осуществлении профилактических осмотров и скрининговых программ, охране репродуктивного здоровья граждан, о состоянии формирования здорового образа жизни и правильного питания, распространении социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, факторах, влияющих на здоровье граждан, в том числе санитарно-эпидемиологическом благополучии соответствующей территории;

осуществляет общественный контроль за исполнением законов и иных актов законодательства на соответствующей территории, в том числе за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, качеством оказания коммунальных услуг организациями коммунального обслуживания, соблюдением правил застройки и содержания дворовых и придомовых территорий, а также эффективным использованием посевных площадей и охраной земель ;

представляет рекомендации по кандидатурам членов окружных избирательных комиссий по выборам в районный, городской Кенгаш народных депутатов;

представляет кандидатуры в члены участковой избирательной комиссии для обсуждения на заседаниях районных, городских Кенгашей народных депутатов;

представляет соответствующим окружным комиссиям по проведению референдума кандидатуры членов участковых комиссий по проведению референдума;

направляет наблюдателей от органа самоуправления граждан в избирательные комиссии;

дает рекомендации по проведению свадеб и иных обрядов;

ежеквартально заслушивает отчеты руководителей органов исполнительной власти Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, районов и городов по вопросам, входящим в сферу деятельности сходов граждан. Протоколы сходов граждан об отчетах направляются соответственно в Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, которые ведут их учет, осуществляют контроль за рассмотрением обращений сходов граждан;

заслушивает в пределах своей компетенции отчеты руководителей предприятий, учреждений и организаций, расположенных на соответствующей территории, по вопросам охраны окружающей среды, санитарного состояния, благоустройства и озеленения территории и по их результатам принимает решения;

формирует собственные средства, владеет, пользуется и распоряжается имуществом схода граждан, организует контроль за расходованием финансовых средств;

принимает решения о сборе средств с физических лиц на добровольной основе, использовании на договорной основе средств юридических лиц для развития социальной инфраструктуры, на благоустройство, озеленение и санитарную очистку соответствующей территории, оказание помощи малообеспеченным семьям в ремонте их жилых домов и квартир, а также в оплате коммунальных услуг;

содействует охране окружающей среды;

рассматривает вопросы создания гузаров;

вносит в соответствующие государственные органы районов, городов ходатайства об изменении границ административно-территориальных единиц, махаллей, о присвоении наименований и переименовании махаллей, улиц, площадей и других объектов;

учитывает каждое дехканское хозяйство в похозяйственной книге, в которую заносятся сведения о составе дехканского хозяйства, о его главе или лице, выполняющем его функции, а также об организационно-правовой форме дехканского хозяйства (с образованием или без образования юридического лица);

оказывает содействие на договорной основе в проведении мероприятий по обеспечению взимания коммунальных платежей, экономному использованию тепловой и электрической энергии, горячей и холодной воды, организации на добровольных началах работ по благоустройству и озеленению соответствующей территории, образцовому содержанию жилых домов и дворов;

оказывает совместно с органами государственного и хозяйственного управления, банками, негосударственными некоммерческими организациями и другими организациями дополнительную материальную помощь молодым людям - выходцам из малообеспеченных семей, в том числе при вступлении ими в брак и проведении свадебных мероприятий;

в установленном порядке выступает поручителем при получении кредитов субъектами предпринимательской деятельности, в том числе семейного предпринимательства, расположенными (проживающими) в пределах соответствующей территории;

решает вопросы об оказании материальной помощи малообеспеченным семьям и назначении пособий нуждающимся семьям с несовершеннолетними детьми, неработающим матерям, а также матерям, работающим в бюджетных организациях, и лицам, их заменяющим, имеющим детей в возрасте до двух лет, исходя из предусмотренных по территории схода граждан расходов, обеспечивает целевое и эффективное использование средств, централизованно выделяемых на цели государственной социальной поддержки семей;

участвует в выявлении на территории схода граждан лиц, притеснявших и совершивших насилие в отношении женщин и детей либо склонных к совершению подобных притеснения и насилия, а также в профилактической работе, проводимой с такими лицами.

Сход граждан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.


Статья 13. Полномочия кенгаша схода граждан

Для выполнения решений схода граждан и осуществления текущей деятельности органов самоуправления граждан в период между сходами граждан формируется кенгаш схода граждан.

В состав кенгаша схода граждан входят председатель схода граждан, его заместители (консультанты председателя схода граждан по делам престарелых и ветеранов и по вопросам молодежи) и советники, ответственный секретарь, женский активист махалли, а также инспекторы профилактики на местах и их помощники по охране общественного порядка, руководители образовательных учреждений, пунктов семейного врача и семейных поликлиник.

Кенгаш схода граждан:

созывает сход граждан (собрание представителей граждан);

координирует работу комиссий по основным направлениям деятельности схода граждан, проводит совместные мероприятия с благотворительными и другими организациями;

формирует аппарат кенгаша схода граждан по представлению председателя схода граждан;

содействует депутатам Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, областных, районных и городских Кенгашей народных депутатов в организации их встреч с избирателями, приема граждан, осуществлении ими других полномочий в своих избирательных округах;

содействует соответствующим государственным органам в проведении массово-политических, духовно-просветительских, культурных, спортивных и других мероприятий, а также мероприятий по организации, охране и использованию охраняемых природных территорий, в осуществлении контроля за санитарным и экологическим состоянием соответствующей территории, источников водоснабжения, жилищ, образовательных учреждений, соблюдением требований противопожарной безопасности, ветеринарных, ветеринарно-санитарных правил и норм, правил торговли и культуры обслуживания граждан;

принимает меры, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов женщин, повышение их роли в общественной жизни, формировании духовно-нравственной атмосферы в семье, воспитании молодого поколения;

принимает меры по пресечению деятельности незарегистрированных религиозных организаций, обеспечению соблюдения права граждан на свободу вероисповедания, недопущению принудительного насаждения религиозных взглядов, рассматривает иные вопросы, связанные с соблюдением законодательства о свободе совести и религиозных организациях;

взаимодействует с образовательными учреждениями по вопросам воспитания молодого поколения;

содействует осуществлению патронажа одиноких престарелых граждан, нуждающихся в постороннем уходе, за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, выделенных на эти цели;

содействует занятости граждан, проживающих на соответствующей территории, включая организацию надомного труда;

организует на добровольных началах участие жителей соответствующей территории в работе по благоустройству и озеленению, оборудованию детских, спортивных площадок, содержанию в исправном состоянии объектов материального культурного наследия, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию в исправном состоянии мест погребения, использует в этих целях выделяемые материальные и иные средства органа исполнительной власти района, города, собственные средства, организует общественную помощь (хашар), проводит смотры и конкурсы;

проводит мероприятия, направленные на экономное использование и снижение потерь тепловой и электрической энергии, горячей и холодной воды;

оказывает содействие развитию деятельности дехканских, фермерских хозяйств и владельцев приусадебных земель;

содействует правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности на соответствующей территории, в том числе в организации учета прибытия и убытия граждан, в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и защите их прав;

содействует органам внутренних дел на соответствующей территории в осуществлении контроля за использованием жилых помещений, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве частной собственности, в том числе за соблюдением паспортного режима, учета проживающих лиц и наличия соответствующих договоров;

содействует гражданам в эксплуатации жилищного фонда и обеспечении его сохранности;

содействует своевременному поступлению от населения налогов и других обязательных платежей;

организует и контролирует совместно с организациями коммунального обслуживания полноту и своевременность оплаты гражданами коммунальных услуг с осуществлением расчетов через банки. В установленном порядке использует средства, отчисляемые органу самоуправления граждан за обеспечение полноты оплаты населением коммунальных услуг, для оказания помощи малообеспеченным семьям в оплате коммунальных услуг, поощрения работников органа схода граждан, а также на проведение работ по благоустройству и озеленению;

содействует привлечению граждан на борьбу со стихийными бедствиями и на ликвидацию их последствий;

содействует привлечению граждан к проведению мероприятий по гражданской защите, в организации оповещения и вызова военнообязанных и призывников в отделы по делам обороны, обеспечивает ведение их персонально-первичного учета в сходах граждан, по согласованию с отделом по делам обороны утверждает работника по ведению воинского учета;

принимает решение о прогнозных объемах производимой продукции в разрезе всех дехканских хозяйств и приусадебных земельных участков на соответствующей территории;

выявляет совместно с финансовыми органами и органами здравоохранения малообеспеченные семьи, одиноких престарелых граждан, пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в социальной поддержке;

осуществляет совместно с центрами социальной адаптации мероприятия по социально-трудовой реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и предупреждению преступности.

Кенгаш схода граждан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.


Статья 14. Полномочия председателя схода граждан

Председатель схода граждан:

созывает сход граждан (собрание представителей граждан);

представляет сходу граждан для утверждения кандидатуры ответственного секретаря, председателей и членов комиссий по основным направлениям деятельности и ревизионной комиссии схода граждан, кенгашу схода граждан - кандидатуру работника по ведению воинского учета;

организует работу по осуществлению сходом граждан и его органами своих полномочий, а также исполнению решений;

представляет интересы схода граждан в государственных органах, в том числе суде, в отношениях с юридическими и физическими лицами, заключает от имени схода граждан договоры, включая трудовые;

распоряжается в соответствии с законодательством средствами схода граждан;

организует работу консультативных центров на соответствующей территории;

принимает меры по сохранности бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего к органу самоуправления граждан в порядке наследования, а также имущества одиноких лиц, временно отсутствующих в связи с нахождением в лечебных учреждениях, имущества детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в специализированных учебно-воспитательных учреждениях или под опекой и попечительством, переданных на воспитание в семью;

подает в суд заявление о признании гражданина ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами и психотропными веществами или признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия);

вносит в соответствующие государственные органы предложения об улучшении материальных и жилищно-бытовых условий малообеспеченных семей, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также граждан, пострадавших от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

вносит предложения в органы государственной власти на местах о создании новых и реконструкции действующих мест погребения;

организует общественную работу по защите прав несовершеннолетних, предоставляет в органы опеки и попечительства сведения о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, а также содействует устройству таких детей в соответствующие государственные учреждения;

определяет меры по защите женщин, подвергшихся притеснению и насилию и обратившихся в сход граждан, а также незамедлительно уведомляет о данных фактах соответствующие центры реабилитации и адаптации женщин и органы внутренних дел;

организует на соответствующей территории проведение массовых мероприятий, связанных с праздничными днями и знаменательными датами;

организует работу по пресечению деятельности незарегистрированных религиозных организаций, случаев принудительного насаждения религиозных взглядов, решает иные вопросы, связанные с соблюдением законодательства о свободе совести и религиозных организациях;

координирует деятельность ответственного секретаря, работника по ведению воинского учета;

осуществляет прием граждан, рассматривает их заявления, предложения и жалобы;

обеспечивает выдачу гражданам справок и документов об их семейном и имущественном положении, других документов, предусмотренных законодательством;

в установленном законом порядке вносит в соответствующие государственные органы и иные предприятия, учреждения и организации представления о привлечении к ответственности должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими решений органов самоуправления граждан и их должностных лиц, принятых в пределах их компетенции;

запрашивает и получает от соответствующих государственных органов информацию об охраняемых природных территориях, объектах материального культурного наследия.

Председатель схода граждан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Председатель схода граждан имеет удостоверение установленного образца. Образец удостоверения председателя схода граждан устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 15. Регистрация смерти и удостоверение

доверенностей председателем схода граждан

Председатель схода граждан может производить в установленном порядке регистрацию смерти.

Председатель схода граждан может удостоверять в установленном порядке доверенности на получение корреспонденции, в том числе денежной и посылочной, на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями, на получение вознаграждения авторов и изобретателей, пенсий, пособий и стипендий, а также сумм из банков.


Статья 16. Осуществление органами самоуправления

граждан общественного контроля

Общественный контроль осуществляется органами самоуправления граждан в форме:

изучения состояния исполнения законов и иных актов законодательства на соответствующей территории;

обращения в государственные органы для принятия соответствующих мер;

направления запросов по вопросам, входящим в компетенцию государственных органов и имеющим общественное значение.

Общественный контроль может осуществляться и в иных формах в соответствии с законодательством.

Общественный контроль может осуществляться в сотрудничестве со средствами массовой информации, негосударственными некоммерческими организациями и другими организациями.

Государственные органы обязаны содействовать органам самоуправления граждан в осуществлении общественного контроля и принимать своевременные меры по их обращениям в соответствии с законодательством.



Статья 17. Содействие органов самоуправления граждан

развитию предпринимательской деятельности

Органы самоуправления граждан в целях содействия развитию на соответствующей территории предпринимательской деятельности, в том числе семейного предпринимательства и ремесленнической деятельности, вправе создавать консультативные центры.

Консультативные центры не являются юридическими лицами. Расходы, связанные с деятельностью консультативных центров, покрываются за счет собственных средств органов самоуправления граждан, а также могут покрываться за счет благотворительных пожертвований юридических и физических лиц.

Государственные органы содействуют органам самоуправления граждан в организации деятельности консультативных центров, в установленном порядке предоставляют сходам граждан помещения для осуществления консультативными центрами своих функций. Образовательные учреждения, расположенные на соответствующей территории, по запросу схода граждан могут предоставлять консультативным центрам учебные помещения, свободные от учебного процесса, для проведения краткосрочных курсов.

Представители государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, а также граждане могут участвовать в работе консультативных центров, в частности преподавать на краткосрочных курсах, давать консультации по вопросам развития предпринимательской деятельности на соответствующей территории.

Консультативные центры:

организуют краткосрочные курсы по обучению граждан, проживающих на соответствующей территории, желающих организовать предпринимательскую деятельность, основам экономики, бухгалтерского учета, законодательства о предпринимательской деятельности и налогового законодательства, а также информируют их о льготах и преференциях субъектам предпринимательской деятельности, установленных законодательством;

совместно с центрами содействия занятости содействуют трудоустройству молодежи на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на соответствующей территории, их закреплению на этих предприятиях, в учреждениях и организациях, а также у ремесленников;

содействуют гражданам, проживающим на соответствующей территории, в организации предпринимательской деятельности, в том числе подготовке соответствующих документов для государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности;

содействуют субъектам предпринимательской деятельности, в том числе семейного предпринимательства и ремесленнической деятельности, на соответствующей территории в пользовании льготами, преференциями, установленными законодательством, подготовке соответствующих документов для получения кредита в целях развития предпринимательской деятельности.

Консультативные центры могут осуществлять и иную деятельность в соответствии с законодательством.

Положение о консультативном центре утверждается сходом граждан.


Статья 18. Комиссии по основным направлениям

деятельности и ревизионная комиссия схода граждан

В сходах граждан создаются следующие комиссии по основным направлениям деятельности схода граждан:

примирительная комиссия;

комиссия по вопросам просвещения и духовности;

комиссия по социальной поддержке;

комиссия по работе с женщинами;

комиссия по вопросам несовершеннолетних, молодежи и спорта;

комиссия по вопросам развития предпринимательской деятельности и семейного бизнеса;

комиссия по экологии и охране окружающей среды, благоустройству и озеленению;

комиссия по общественному контролю и защите прав потребителей.

В зависимости от актуальности проблем на соответствующей территории сходом граждан могут создаваться и другие комиссии по основным направлениям деятельности схода граждан.

Руководство комиссиями осуществляется, как правило, председателем схода граждан и его советниками.

Избрание членов комиссий осуществляется открытым или тайным голосованием с обеспечением установленных законом гарантий избирательных прав граждан. Лицо, выдвинутое в состав комиссии, считается избранным при условии, что за него проголосовало более половины присутствующих на сходе граждан (собрании представителей граждан).

Ревизионная комиссия создается для проверки финансово-хозяйственной деятельности схода граждан.

Ревизионная комиссия самостоятельна в своей деятельности и подотчетна только сходу граждан.

Члены ревизионной комиссии не могут одновременно являться членами другого органа схода граждан.

Комиссии по основным направлениям деятельности и ревизионная комиссия схода граждан осуществляют свою деятельность на основании положений, утверждаемых сходом граждан.

Типовые положения о комиссиях по основным направлениям деятельности и ревизионной комиссии схода граждан утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 19. Обязательность решений органов

самоуправления граждан и их должностных лиц

Решения органов самоуправления граждан и их должностных лиц, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения гражданами, проживающими на соответствующей территории, юридическими лицами, расположенными на соответствующей территории, а также их должностными лицами.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений органов самоуправления граждан и их должностных лиц влечет ответственность в соответствии с законом.

Решения органов самоуправления граждан и их должностных лиц могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.


ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАН

Статья 20. Координация деятельности органов

самоуправления граждан

Координация деятельности органов самоуправления граждан осуществляется Республиканским советом по координации деятельности органов самоуправления граждан (далее - Республиканский совет), а в Республике Каракалпакстан, областях, городе Ташкенте, районах и городах - территориальными советами по координации деятельности органов самоуправления граждан (далее - территориальный совет).

Премьер-министр Республики Узбекистан, Председатель Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, хокимы областей и города Ташкента, районов и городов председательствуют на общественных началах соответственно в Республиканском Совете, территориальных советах.

Первые заместители председателей Республиканского Совета и территориальных советов одновременно председательствуют соответственно в Республиканском правлении, отделах Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, подразделениях районов и городов общественного благотворительного фонда Узбекистана "Махалла".

Порядок формирования и полномочия соответствующих советов по координации деятельности органов самоуправления граждан определяются положениями, утверждаемыми Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 21. Порядок созыва схода граждан

(собрания представителей граждан)

Сход граждан созывается председателем, кенгашем схода граждан по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Сход граждан может быть созван по инициативе районного, городского Кенгаша народных депутатов, районного, городского территориального совета по координации деятельности органов самоуправления граждан или не менее одной трети граждан, достигших восемнадцатилетнего возраста и постоянно проживающих на соответствующей территории.

Сход граждан правомочен при явке более половины всех жителей, имеющих право участвовать в сходе граждан.

Для ведения схода граждан избирается президиум. Сход ведет председатель схода граждан или один из заместителей (консультантов председателя схода граждан по делам престарелых и ветеранов и по вопросам молодежи) председателя. Решения по всем вопросам принимаются открытым или тайным голосованием простым большинством голосов.

На сходе граждан ведется протокол с указанием даты его проведения, количества присутствующих граждан, повестки дня и принятых решений. Протокол и решение схода граждан подписываются председателем и ответственным секретарем схода граждан. В случае отсутствия председателя схода граждан протокол и решение схода граждан подписываются одним из советников председателя и ответственным секретарем.

При невозможности созыва схода граждан кенгаш схода граждан принимает решение о проведении собрания представителей граждан. На собрание представителей граждан делегируются представители граждан от дворов, жилых домов, улиц. Норму представительства устанавливает соответствующая комиссия по содействию организации и проведению выборов председателей сходов граждан.

Собрание представителей граждан правомочно при явке не менее двух третей представителей граждан от дворов, жилых домов, улиц и проводится в соответствии с требованиями, предъявляемыми настоящим Законом к порядку проведения сходов граждан.

На сходе граждан (собрании представителей граждан) вправе принимать участие с совещательным голосом по вопросам своей деятельности представители предприятий, учреждений и организаций, расположенных на соответствующей территории.


Статья 22. Порядок работы кенгаша схода граждан

Заседание кенгаша схода граждан проводится председателем схода граждан по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

Заседание кенгаша схода граждан считается правомочным, если в его работе принимают участие не менее двух третей его членов. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих членов кенгаша схода граждан.

Решение кенгаша схода граждан принимается открытым голосованием.


Статья 23. Избрание председателя схода граждан

Председатель схода граждан избирается сроком на три года.

Порядок избрания председателя схода граждан определяется законом.


Статья 24. Досрочное прекращение полномочий

председателя схода граждан

Полномочия председателя схода граждан прекращаются досрочно в случаях:

сложения им своих полномочий;

принятия решения сходом граждан (собранием представителей граждан) в случае совершения председателем схода граждан действий и проступков, грубо нарушающих общепринятые нормы морали, этики, порочащих статус председателя и наносящих ущерб престижу схода граждан, а также за систематическое, без уважительных причин невыполнение им своих обязанностей;

признания его в установленном порядке недееспособным;

вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

признания его безвестно отсутствующим либо объявления его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;

утраты им гражданства Республики Узбекистан;

его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение трех месяцев исполнять свои обязанности;

его смерти.



Статья 25. Организация деятельности органов

схода граждан

Организацию деятельности органов схода граждан осуществляют его кенгаш и председатель схода граждан.

Распределение обязанностей между заместителями (консультантами председателя схода граждан по делам престарелых и ветеранов и по вопросам молодежи) и советниками председателя схода граждан производится сходом граждан по представлению председателя.

Кенгаш схода граждан может иметь свой аппарат, численный состав которого устанавливается сходом граждан. Ответственный секретарь и работники аппарата кенгаша готовят материалы к проведению схода граждан (собрания представителей граждан), заседанию кенгаша схода граждан, обеспечивают своевременное доведение до исполнителей решений схода граждан, кенгаша схода граждан и председателя схода граждан, ведут делопроизводство.

Председатель, ответственный секретарь и работники аппарата кенгаша схода граждан могут содержаться за счет собственных средств схода граждан и местного бюджета в порядке, предусмотренном законодательством.


ГЛАВА 4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ

САМОУПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАН

Статья 26. Собственность органов

самоуправления граждан

Собственностью органов самоуправления граждан являются созданные, приобретенные ими или переданные им в установленном законом порядке объекты общественного, социально-бытового и иного назначения, а также транспортные средства, хозяйственный инвентарь и другое движимое и недвижимое имущество.

Собственность органов самоуправления граждан неприкосновенна и охраняется законом.

Органы самоуправления граждан вправе передавать объекты своей собственности во временное или постоянное пользование юридическим и физическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с этими объектами иные сделки в соответствии с законодательством.

Органы самоуправления граждан пользуются льготами и преференциями при оплате коммунальных услуг, налогов и других обязательных платежей в порядке, установленном законодательством.



Статья 27. Финансовая основа деятельности

органов самоуправления граждан

Финансовая основа деятельности органов самоуправления граждан складывается из собственных средств, средств местных бюджетов, благотворительных пожертвований юридических и физических лиц, а также иных средств, предусмотренных законодательством.

Органы самоуправления граждан самостоятельно распоряжаются финансовыми средствами на банковском счету в порядке, установленном законодательством. Финансовые средства органов самоуправления граждан изъятию не подлежат.

Кенгаш схода граждан ежеквартально отчитывается перед сходом граждан об использовании финансовых средств.


Статья 28. Налогообложение органов

самоуправления граждан

Органы самоуправления граждан уплачивают налоги и другие обязательные платежи в Государственный бюджет Республики Узбекистан и государственные целевые фонды в порядке, предусмотренном для негосударственных некоммерческих организаций.


ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 29. Учет и отчетность органов

самоуправления граждан

Органы самоуправления граждан ведут учет своей деятельности и представляют отчетность в органы государственной статистики и налоговой службы в порядке, установленном законодательством.


Статья 30. Обязательность рассмотрения обращений

органов самоуправления граждан и их должностных лиц

Обращения органов самоуправления граждан и их должностных лиц подлежат обязательному рассмотрению в установленный законом срок государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, их должностными лицами в пределах своей компетенции.



Статья 31. Реорганизация и прекращение деятельности

органов самоуправления граждан

Реорганизация и прекращение деятельности органов самоуправления граждан осуществляются по решению схода граждан при объединении, разделении, упразднении, изменении границ административно-территориальных единиц и махалли в соответствии с законодательством.


Статья 32. Разрешение споров

Споры в области деятельности органов самоуправления граждан разрешаются в порядке, предусмотренном законодательством.


Статья 33. Ответственность за нарушение законодательства

об органах самоуправления граждан

Лица, виновные в нарушении законодательства об органах самоуправления граждан, несут ответственность в установленном порядке.


"Народное слово", 23 апреля 2013 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

29 апреля 2013 года, N 17, ст. 219


"Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан",

2013 г., N 4, ст. 96













































Время: 0.1743
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск