Внимание!

Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Статистика. Отчетность / Утратившие силу документы / Общие положения /

Государственная программа перехода Республики Узбекистан на принятую в международной практике систему учета и статистики (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 24.08.1994 г. N 433)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 24.08.1994 г. N 433



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

перехода Республики Узбекистан на принятую

в международной практике систему учета

и статистики


   

Радикальные   изменения   в   экономической   жизни   Республики Узбекистан,  переход  к  рыночным  взаимоотношениям,  а также стремление республики  к  интеграции  с  мировым экономическим сообществом вызывают необходимость  кардинальных  изменений  в  организации   государственной статистики и учета.

Широкий выход Узбекистана в различные международные  организации и необходимость в связи с этим сопоставимости отечественных  показателей с    зарубежными    требуют    обеспечения    прежде    всего   единства методологических  принципов  учета  и  статистики  с принятыми в мировой практике.  В  современных  условиях  переходного  периода  к  рынку  для эффективного  государственного  регулирования  экономического   процесса особенно важной становится  проблема внедрения международных  стандартов в статистику и учет республики.

Существующая  система   учета  и   статистики  формировалась   в условиях   действия    административно-командных   методов    управления экономикой, находилась  в прямой  зависимости от  методологических основ централизованного планирования, основывалась на сплошном  статистическом наблюдении. Состав  системы показателей сложился с учетом  необходимости обеспечения  управленческой  функции  министерств  и  ведомств.  Он   не соответствует   нарождающейся   в   Узбекистане   рыночной    экономике. Отсутствие  в  этой  системе  целого  ряда  показателей, характеризующих финансовое  состояние   государства,  денежное   обращение  и    кредит, функционирование рыночных структур предпринимательской и  посреднической деятельности,    недостаточная    гибкость    методов    статистического наблюдения  затрудняет  анализ  взаимосвязей  процессов   осуществляемой экономической   и   политической   реформы,   создает   препятствия  для эффективного   проведения   социальной    политики   и    экономического регулирования.

Сохраняется  существенный  отрыв  системы  учета и статистики от мировой  практики,   что  создает   серьезные  трудности   для  развития внешнеэкономических связей Узбекистана,  интеграции его в  международное сообщество. Все это требует существенной перестройки учета и  статистики в  Узбекистане  и   приведения  их  в   соответствие  с   международными правилами.

Международная система учета и статистики базируется на  реальном представлении  о  современном  мировом  экономическом  развитии  и   его объективных закономерностях и тенденциях.

Значительная   сложность   и   масштабность   проблемы  перехода республики  на  международные  стандарты   в  учете  и  статистике,   ее многоцелевая  направленность  требуют  государственного  подхода  к   ее решению.

Предлагаемая   Государственная   программа   содержит   комплекс мероприятий  по  пересмотру  всей  системы  учета  и  статистики  РУз  в переходный период  - от системы  показателей баланса  народного хозяйства (БНХ)   к   системе   национальных   счетов   (СНС)   в  соответствии  с международными  правилами  при  максимальном  использовании накопленного отечественного и зарубежного опыта.



1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


Главной   целью   программы   является   создание   условий  для эффективного  государственного   регулирования  экономики   республики, объективного анализа роли  и значения ее  различных сфер деятельности  в мировом сообществе, на  основе системы информации,  адекватной структуре рыночной экономики, своевременного выявления тенденций,  прогнозирования их развития и оценки последствий управленческих решений.

В Государственной программе предусматривается решение  следующих задач:

-   пересмотр    общеметодологических   основ    государственной статистики и  учета и  приведение ее  в общепринятую  в мировой практике систему учета и статистики;

-   приведение   в   соответствие   с   международными   нормами национальных   макроэкономических    показателей,    создание    системы национальных  счетов  Республики  Узбекистан,  в  том  числе  разработка счетов по отраслям и секторам национальной экономики;

-  интеграция  показателей  БНХ  с  показателями СНС, разработка межотраслевых балансов (МОБ) по схеме СНС;

-  определение  состава,  экономического  содержания  и  методов расчета  системы  показателей,  характеризующих  состояние  национальной экономики  и   позволяющих  повысить   аналитическую  направленность   и оперативность сбора,  обработки статистических  данных, базирующихся  на новой    информационной    технологии    на    основе   технологического переоснащения органов статистики и учета;

- разработка и интеграция в единую статистическую систему  новых форм   первичного   учета   бухгалтерской,   банковской,   финансовой  и таможенной отчетности в соответствии с международными правилами;

- совершенствование системы показателей финансовой, бюджетной  и банковской статистики, составление платежного баланса;

-  реорганизация  в  соответствии  с  международными   правилами статистики цен, населения и труда, внешней торговли;

-  определение  состава  показателей,  периодичности  и  порядка представления данных в органы международной статистики;

-  создание  Единого  государственного  регистра  предприятий  и организаций всех форм собственности и хозяйствования (ЕГРПО);

-  разработка  и  внедрение   единой  системы  классификации   и кодирования в соответствии с международными стандартами;

-  создание  системы  каталогизации  и  штрихового   кодирования продукции;

- подготовка и переподготовка кадров статистики и учета.



2. СОЗДАНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ

НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ В РЕСПУБЛИКЕ

УЗБЕКИСТАН


При  создании   СНС  РУз   определяются  концептуальные   основы построения СНС (резиденты, институционная единица, границы  национальной экономики,  сектора  и  подсектора  экономики,  свод  показателей   СНС, система счетов и балансирующие статьи и т.д.). В методологическом  плане предусматриваются:  определение  методики  составления  показателей СНС, разработка счетов для основных  секторов и отраслей экономики,  создание информационной  базы  для  составления  национальных  счетов,  таблиц  и макроэкономических показателей для анализа и прогнозирования.

Внедрение СНС  следует начинать с составления сводных счетов  на макроэкономическом  уровне,  кроме  финансового  счета.  При составлении основных  сводных   счетов  применяется   метод  переходных   ключей  от показателей  БНХ  к  СНС  с  использованием  существующей информационной базы.

Это  вытекает  из  потребности  сохранения  на переходный период привычных информационных  характеристик развития  народного хозяйства  и отсутствия  адекватной  СНС  информационной  базы.  С  учетом   реальной обстановки избран  путь интеграции  показателей СНС  с показателями БНХ, предполагающий  формирование  СНС  параллельно  с  использованием  БНХ и постепенную гармонизацию понятий и классификаций.

В  условиях  Республики  Узбекистан  интеграцию  СНС-БНХ следует проводить в несколько этапов.

На первом этапе необходимо  осуществить интеграцию счетов СНС  и балансов производства, потребления  и накопления валового  национального дохода (ВНД), учет которых в обеих системах различен.

Конечным результатом первого этапа  интеграции СНС и БНХ  должно быть  формирование   системы  макроэкономических   показателей,   дающих обобщающую характеристику  важнейших социально-экономических  процессов, согласно определениям БНХ и СНС.

Следующий этап - внедрение СНС-БНХ в практику, разработка  схемы счетов СНС отдельных секторов и отраслей экономики.

Проведение  и  реализация  этих  мероприятий  позволит  получить информацию  о  производстве  продукции  и  оказании  услуг, образовании, распределении   и   перераспределении   доходов,   движении    капитала, использование  ресурсов  на  потребление  и  накопление, необходимую для анализа  экономических  процессов,   разработки  прогнозов  и   принятия решений по развитию экономики Республики.

Переход   к   системе   национального   счетоводства   потребует последовательного   пересмотра   первичной   статистической  информации, бухгалтерского, финансового и банковского учета.


2.1. Разработка системы счетов по отраслям и секторам

национальной экономики


В СНС  предусмотрено  использование двух  типов  классификаций - по  отраслям  и  по  секторам.  Группировка  по  отраслям   обеспечивает характеристику  отраслевой  структуры  экономики,  позволяет  установить вклад каждой отрасли  в создание ВВП,  проследить межотраслевые связи  и пропорции.  Группировка   по  секторам   экономики,  сформированным   в зависимости  от   функций,  выполняемых   хозяйственными  единицами    в экономическом  процессе,  позволяет  анализировать  процессы  в  области распределения  и  перераспределения  доходов, финансирования инвестиций. Так  счета   для  сектора   "домашнее  хозяйство"   обеспечат   данными, необходимыми  для  анализа  важнейших  аспектов  социальных  процессов и уровня жизни (распределение доходов,  потребление, сбережение и др.),  а также  роли  сектора  "домашнее  хозяйство"  в  создании и использовании валового внутреннего продукта.


2.2. Разработка межотраслевых балансов по схеме

системы национальных счетов


Существенным этапом  интеграции БНХ  и СНС  является составление межотраслевого  баланса  с  выделением  блоков  отраслей - материального производства  и  сферы   оказания  нематериальных  услуг,   определяемых согласно методологии СНС (по сокращенной схеме).

МОБ  по  СНС  является  обобщением основных показателей развития народного хозяйства.  Его построение  опирается на  результаты обработки статинформации  по  всем  сферам  деятельности, что определяет специфику этапов разработки.

Переход  к  системе  МОБ  по  СНС  целесообразно осуществить в 2 этапа.

Первый этап - проведение экспериментальных расчетов  укрупненных МОБ  с   использованием  переходных   ключей  от   БНХ  к   СНС.   Здесь отрабатываются состав,  методы расчета  и формы  получения информации  о доходах   организаций   и   учреждений   непроизводственной   сферы,   о результатах  хозяйственной  деятельности  организаций,  не учитываемых  в системе БНХ.

Второй этап  - проведение  подготовительных работ  по разработке развернутых  МОБ  с  учетом  перестройки  всей  системы статистической и бухгалтерской отчетности в соответствии с международными требованиями.



2.3.  Проведение работ в области международных

экономических сопоставлений валового

внутреннего продукта (ВВП)


В    области    международных    экономических     сопоставлений предусматривается:

- оценка    уровня    общеэкономического    развития    Республики Узбекистан;

- определение реальных паритетов покупательной способности валют;

- сравнение эффективности национальных экономик;

- сравнение уровня жизни населения;

- изучение  финансовых  возможностей  Республики  Узбекистан   для определения размера взносов в бюджеты международных организаций;

- анализ   конъюнктуры   рынка   (емкости   рынков,  покупательная способность валют в сравнении с официальными валютными курсами);

- изучение международной экономической интеграции.

Работы  в  области  международных  экономических   сопоставлений следует  проводить  совместно  с  экспертами статистического отдела ООН, статистическим  департаментом  ОЭСР,  Всемирного  банка и Международного валютного фонда.



3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ

ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


3.1. Перестройка бухгалтерского и банковского учета


Целью   совершенствования    бухгалтерского    учета    является разработка  "Плана   счетов",  отвечающего   требованиям   международных стандартов,  и  внедрение  его  в  практику  предприятий  и организаций. Структура и содержание "Плана счетов" должны:

- давать обобщающую характеристику  наличия и движения  основных и оборотных средств, материальных активов, долгосрочных вложений фондов  и резервов предприятия;

- собирать в  обобщенном виде  информацию о  затратах предприятия, связанных  с  осуществлением  уставной  деятельности и социально-бытовым обслуживанием работников;

- отражать наличие  и движение  денежных средств  в национальной и иностранной валюте, находящихся на  расчетных, валютных и других  счетах в банках на территории страны и за рубежом, ценных бумагах;

- обобщать информацию  о формировании  и использовании  финансовых результатов  деятельности  предприятия  и  состоянии средств, полученных извне  на  финансирование  хозяйственной  деятельности  (кредиты  банка, иные средства финансирования целевых мероприятий) и др.

Комплексная    оценка    результатов     финансово-хозяйственной деятельности, единые  подходы к  отражению однородных  фактов на  счетах бухгалтерского  учета  обеспечат  условия  для создания системы сквозных показателей,  позволяющих  оценивать  финансовое  состояние   Республики Узбекистан.

Кроме того, предусматривается пересмотр плана счетов  банковского учета  с  целью   создания  единого  регистра   классификаций  учета   и отчетности,  ориентированного  не   только  на  реализацию   контрольных функций  учета,  но  и  отражение  в  нем  активных и пассивных операций банковской  системы  в  зависимости  от  экономических функций субъектов денежного     оборота     (предприятий,     населения,      государства,  кредитно-финансовой  системы),  операций  с  внешним  миром  и характера ликвидности  финансовых  инструментов  денежного  рынка.  Новая  система банковского  учета  должна  управлять  денежной  массой в соответствии с целями  денежно-кредитной  политики,  формировать  показатели   денежной статистики  и  финансового  счета  СНС  по  данным  сводного банковского учета.



3.2. Приведение финансовой, бюджетной и банковской статистики

в соответствие международным стандартам


В  целях  усиления   регулирующих  функций   финансово-кредитной политики   государства   предусматривается   формирование    показателей денежной и  финансовой статистики  по критериям  воздействия на рыночные спрос  и  предложение,  группировка  активных  и  пассивных  операций  и финансовых  инструментов  по   критериям  ликвидности,  включение   этих показателей  в   систему  интегрированного   описания  всего    процесса создания, распределения и перераспределения ВВП.

Новая   система   показателей   позволит   оценить   воздействие составных  элементов  денежной  массы,  процентной политики Центрального банка, системы  экономических нормативов  регулирования, устанавливаемых Центральным  банком  для  коммерческих  банков,  внутреннего  и внешнего долга,  платежного  баланса  страны  на  формирование макроэкономических пропорций в народном хозяйстве республики.

Система  показателей  денежной  статистики  будет  сопоставима с классификациями,  принятыми   в  международной   практике,  и   улучшит обеспечение оперативной информацией процесс принятия решений.



3.3. Организация работ по составлению платежного баланса


Процесс  интеграции  республики  в  мировую экономику и усиление роли  финансовых  механизмов   взаимодействия  с  зарубежными   странами диктует  необходимость  построения  в  предельно сжатые сроки платежного баланса  Узбекистана,  отражающего  итоги  внешних торговых и финансовых операций.  Без  составления  платежного  баланса  невозможно  построение целостной  системы  национальных  счетов,  увязка  показателей  развития внутренней  экономики   и  внешнеэкономических   процессов.   Показатели платежного   баланса   включены   в   качестве   необходимых  в  перечни информации, требуемой многими международными организациями.

Построение платежного баланса предполагает координацию  действий центральных  экономических  ведомств,  а  также перестройку существующей системы сбора  и обработки  информации, что  требует значительных затрат времени.  Государственная  программа  предусматривает  на  первом  этапе построение   платежного   баланса   на   основе   использования  методов экспертных оценок и расчетных данных. В дальнейшем  методика  построения будет все больше ориентирована на первичную информацию.

Работы  по  построению  платежного  баланса  Узбекистана   будут вестись  во   взаимодействии  с   экспертами  международных   финансовых организаций, прежде всего Международного валютного фонда.



3.4. Совершенствование статистики цен


Статистика  цен  является  важнейшим  элементом  информационного обеспечения  экономических  исследований  в  области рыночной экономики. Достоверность  оценок  уровней  цен  и  динамики  их  индексов  является необходимым   условием   для   выработки   и   проведения    эффективной экономической политики.

Намечены конкретные мероприятия по развитию и  совершенствованию существующей  методологии  расчета  уровней  и  индексов  цен  во   всех отраслях и секторах народного хозяйства, на все виды продуктов и  услуг, как производственно-технического, так и потребительского назначения.

Предусмотрено   обеспечение    методологического    соответствия расчетов  динамики  цен  показателям,  разработанным ООН и международным валютным фондом.  Это даст  возможность учитывать  фактическое изменение цен на всю  продукцию, включая вновь  появляющуюся на рынке.  Исключение индекса  цен  предполагается   осуществлять  на  основе   предварительно сформированных  наборов  товаров   -  представителей.  Для   обеспечения репрезентативности рассчитываемых  индексов цен  предусматривается также разработка  методики   проведения  и   осуществления  серии   выборочных исследований.



3.5. Приведение в соответствие международным нормам

статистики населения и труда


Внедрение в практику  Узбекистана международных норм  статистики населения и труда, охватывая целый ряд мероприятий, имеет целью  решение задачи  двоякого  значения.  С  одной  стороны,  оно позволит привести в соответствие международным стандартам систему показателей и получить  во многом  качественно  новую  информацию,  характеризующую  рынок   труда, уровень и динамику  доходов, зарплаты, занятости,  безработицы, издержек на  рабочую  силу.  Эта  информация  необходима  для  анализа и прогноза ситуации  на   рынке  труда   и  разработки   мероприятий  социально-экономической  политики.  С  другой  стороны,  решит вопросы обеспечения международной  сопоставимости  информации  о  развитии   демографических процессов, трудовой статистики  и представления статистических  данных в НОТ, ВОЗ и другие международные организации.

За основу разработки  соответствующих методических документов  и классификаций принимаются  методологические документы  НОТ (резолюции  и конвенция  по  статистики  труда  НОТ)  с  учетом  опыта их практической реализации  статистическими  службами  ОЭСР,  Евростатом,  национальными статистическими организациями США, Франции,  ФРГ и Статкомитетом СНГ,  а также рекомендации ВОЗ (в частности, по  учету показателей  младенческой смертности и причин смертей).

В  программе  предусмотрены  также  мероприятия  по  переходу  к регистрации  домашних  хозяйств  при  проведении  переписей  населения и бюджетных  обследований,  что  обеспечивает  выполнение требований СНС и приведение  методологии  учета  инвалидов  в  соответствие рекомендациям ВОЗ.



3.6. Совершенствование статистики внешней торговли

с учетом международных требований


Целью  совершенствования  статистики  внешней  торговли является улучшение  сопоставимости  национальных   и  международных   показателей развития  внешней  торговли,  служащих  базой  для  последующего анализа основных тенденций  ее динамики  и обоснованного  прогнозирования темпов роста экспорта и импорта.

Намечены  меры  по  созданию  системы  показателей  о   движении валютных средств, индексах цен и физического объема экспорта и  импорта, соотношении внешнеторговых  и внутренних  цен по  экспортной и импортной продукции, формированию таможенной статистики.

Методологические   положения   таможенной   статистики   внешней торговли разрабатываются  на основе  материалов, используемых  в странах Европейского  Сообщества  и  статистическом  бюро  ЕС  (Евростат),   что обеспечит  сопоставимость  и  сравнимость  данных  по  внешней  торговле Узбекистана с данными основных внешнеторговых партнеров Узбекистана.

Особое   место   отводится   мероприятиям,   проведение  которых необходимо  для  формирования  статистических  данных и анализа развития взаимной торговли РУз с другими странами.



3.7. Развитие и применение единой системы классификации

и кодирования информации


Развитие  и  применение  в  государственной  статистике и других сферах  управления  РУз  Единой  системы  классификации  и   кодирования технико-экономической  и  социальной  информации  (ЕСКК)   предполагает внедрение  и  ведение  существующих  классификаторов,  и  вместе  с тем, адаптацию к  отечественным условиям  международных стандартов  в области классификации и кодирования.

На  первом  этапе  проводятся  подготовительные работы в области классификации,  обеспечивающие  внедрение   в  статистическую   практику международной  системы  национального  счетоводства  и  представление  в международные органы статистической информации.

Создаются    методологические    и    организационные     основы функционирования  и  развития  ЕСКК,  определяющие  порядок  разработки, внедрения и ведения  классификаторов, придания государственного  статуса действующим  классификаторам,   в  том   числе  построенным   на  основе международных стандартов (таких  как Гармонизированная система  описания и  кодирования  товаров  внешней  торговли,  системы  обозначений единиц измерения,   валют   и   стран   мира).   Для  обеспечения  актуализации классификаторов предусмотрено закрепление  их ведения за  министерствами и  ведомствами,  а  также  организация  автоматизированного ведения этих классификаторов     на     базе     информационно-вычислительной    сети Госкомпрогнозстата РУз.

В  качестве  работ  первого  этапа предусмотрены также пересмотр классификатора отраслей народного хозяйства с целью  его гармонизации  с международной   стандартной   отраслевой   классификацией   всех   видов экономической   деятельности,    разработка    классификатора    органов государственного   и   хозяйственного   управления   с   учетом    новых организационных  структур  и  пересмотр  классификатора  предприятий   и организаций  с  включением   в  него  дополнительных   классификационных признаков,  таких  как  формы  собственности  и  организационно-правовые формы предприятия в соответствии с законодательством РУз.

На  следующем  этапе,   с  использованием  практического   опыта функционирования  новой  системы  учета  и статистики, предусматривается дальнейшее развитие ЕСКК,  включающее разработку классификатора  занятий на  основе   международной  классификации,   пересмотр   классификаторов управленческой    документации,    специальностей    по     образованию, промышленной и сельскохозяйственной  продукции. В качестве  обобщающих и наиболее   масштабных   работ   по   развитию   ЕСКК  намечен  пересмотр существующего   классификатора   технико-экономических   и    социальных показателей.


3.8. Формирование единого Государственного регистра

предприятий и организаций всех форм

собственности и хозяйствования


С целью создания  Единого государственного регистра  предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (ЕГРПО)  является полный   учет всех   юридических   лиц,    прошедших государственную    регистрацию    в    соответствии    с     действующим законодательством РУз.  Формирование ЕГРПО  осуществляется организациями государственной статистики на основе  их взаимодействия на всех  уровнях с  органами,  осуществляющими  государственную  регистрацию,  и органами государственного управления  при обязательном  использовании ими  единых классификационных кодов.

Первый этап  работ по  созданию ЕРГПО  предполагает разработку и утверждение  Положения  о  регистре,  составляющего его правовую основу, показателей,        методов        их        исчисления,       комплекса инструктивно-методологических         материалов,         обеспечивающих функционирование        регистра,        а        также        принципов информационно-технологического    взаимодействия    с     международными регистрами  (реестрами).  Формирование  регистра  осуществляется  в  ГВЦ Госкомпрогнозстата.

На  втором  этапе  работ предполагается  создание ЕГРПО в полном объеме на уровне республика - область - район на базе нового программного обеспечения и единой СУБД.



4. СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ

КАТАЛОГИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ


Создание Государственной системы каталогизации   продукции исходит   из   необходимости   выполнения   мероприятий, связанных с расширением функций  Государственного центра  стандартизации, метрологии и сертификации (Узгосстандарт) с целью:

-   обеспечения   государственных   организаций    аналитической информацией о производимой в стране продукции и ее характеристиках;

-    контроля    за    соблюдением    обязательного   требования государственных стандартов;

- обеспечение потребителей  достоверной информацией об  основных характеристиках   продукции,   ее   изготовителе,   наличии  сертификата соответствия,  нормативном  документе,  по  которому  она  поставляется. Также предусматриваются  мероприятия по  технологии организации  (сбора, обработки   и доведения    до    потребителей    информации),   создание информационно-программного обеспечения  системы каталогизации  продукции, унификации форм  представляемой информации  и разработки  единой системы классификации   и    кодирования   информации    о   продукции    и    о предприятиях-производителях.



5. ПРИМЕНЕНИЕ ШТРИХОВОГО КОДИРОВАНИЯ


Внедрение   системы   штрихового   кодирования    автоматической идентификации   в    международной   практике    обеспечивает    высокую эффективность использования вычислительной техники при обработке  данных в торговле,  банковском деле,  здравоохранении, на  транспорте и  других отраслях.  Штриховые  коды  (ШК)  обязательно  должны  проставляться  на товарах, поставляемых в зарубежные страны.

Целью  Программы  является  обеспечение  комплексного применения штрихового  кодирования  на  всех  уровнях структуры народного хозяйства Республики  Узбекистан  -  государственном,  отраслевом,  и  на   уровне предприятий (организаций).

При  разработке   системы  штрихового   кодирования   необходимо учитывать реальную практику методического и информационного  обеспечения применения  штриховых  кодов  в  СНГ  и  ряде  зарубежных стран, а также работы  крупных  научных   центров  (Внешнеэкономическая  Ассоциация   в области         автоматической         идентификации          (ЮНИСКАН), Научно-исследовательский  институт  микроэлектроники  и   информационно- измерительной техники).

Данный  раздел  Программы  отражает  мероприятия  по  созданию в республике  материально-технической  базы   для  применения   штрихового кодирования  прежде  всего  на  предприятиях - производителях продукции, ориентированной на экспорт.



6. ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ

В ОБЛАСТИ СТАТИСТИКИ И УЧЕТА В СООТВЕТСТВИИ

С ТРЕБОВАНИЯМИ ПРОГРАММЫ


В программе предполагается проведение мероприятий по:

- разработке и  внедрению типовых  учебных планов  и программ  для высших  и  средних  специальных   учебных  заведений  экономического   и статистического   профиля,    институтов   и    факультетов    повышения квалификации,  учебных   центров,  в   которых  должны   быть   отражены основные   методологические   принципы,    принятые   в    международной статистике;

- подготовке и  изданию учебно-методической  литературы в  области статистики и учета для всех уровней учебных заведений;

- подготовке кадров  органов статистики  и учета  в соответствии с требованиями Программы;

- переподготовке преподавательских кадров учебных заведений;

- корректировке тематики диссертационных работ с целью  подготовки научных кадров высшей квалификации;

- укреплению  материально-технической   базы  учебных   заведений, особенно современной системой ЭВМ и оргтехникой;

- стажировке специалистов в области  учета и статистики в  учебных заведениях и национальных международных статистических службах.



7. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

В ОБЛАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


На   Госкомпрогнозстат   РУз   возлагаются   функции    головной организации по систематизации публикаций и представлению  статистической информации  в   соответствии  с   обязательствами  РУз   перед  странами международного сообщества.

Госкомпрогнозстат РУз,  исходя из  членства Узбекистана  в ООН и ее   специализированных    организаций,   совместно    с    центральными экономическими ведомствами республики обеспечивает:

- участие  в  работе  регулярных  сессий  статистических   органов системы ООН и в проектах, осуществляемых в рамках этих органов;

- предоставление  статистических  данных  по вопросам, поступающим из статистических организаций ООН;

- участие  в   совещаниях  рабочих   групп,  групп   экспертов   в семинарах, проводимых в рамках проектов статистических органов.

Основными целями  международного сотрудничества  в этой  области являются:

- получение   технической   помощи   со   стороны    международных организаций,  разрабатывающих  международные   статистические  нормы   и стандарты;

- подготовка  кадров,  необходимых  для  практической   реализации программы, включая стажировку специалистов за рубежом;

- обмен  опытом  в  области  методологии  и  практики статистики с национальными  статистическими  службами   развитых  стран  с   рыночной экономикой.

Программой    предусматривается    установление    двустороннего сотрудничества  со  статистическими  службами  государств, которые также занимаются проблемами перевода статистики на международные стандарты,  а также углубление и расширение сотрудничества со статистическими службами развитых стран.



8. ЭТАПЫ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Учитывая   многоцелевое   направление,   новизну   и   сложность государственной программы предусматривается поэтапная ее реализация.

На  первом  этапе  1994-1995  гг.  проводятся  подготовительно - изыскательские  работы.  Определяется  состав  и изучается методология и методики  расчета  показателей,  приводятся  в  соответствие  с  мировой практикой методики расчетов действующих показателей, осваиваются  методы ведения  национального  счетоводства,   формируются  требования  к   его информационному обеспечению, реформируется банковский учет и  финансовая статистика,   разрабатывается   план    счетов   бухгалтерского    учета финансово-хозяйственной   деятельности    предприятий    и    проводятся мероприятия по  его применению  в практике.  Решаются задачи обеспечения обязательств   Республики   Узбекистан   о   представлении   необходимой статистической  информации  в  международные  организации.  Одновременно проводятся экспериментальные расчеты  показателей денежной и  финансовой статистики,   осуществляется   экспертный   расчет   платежного  баланса Республики Узбекистан за 1992-1993 гг.

Проводится  необходимая  международная  экспертиза,   выявляются потребности в программно-математическом  обеспечении, ведутся работы  по пересмотру классификаторов и  созданию ЕГРПО. Осуществляется  разработка основных   проектных   решений   по   созданию   системы  каталогизации. Организуется  обучение  специалистов  и преподавателей. Пересматриваются программы  высших  и  средних  учебных заведений, готовящих экономистов, статистиков, бухгалтеров; формируются  планы и программы  переподготовки работников   учета   и    статистики.   Осуществляются    первоочередные научно-исследовательские работы прикладного характера.

В 1995 году намечается завершение работ по формированию  системы социально-экономических   показателей   статистики,   решение   вопросов распределения функций между государственной и ведомственной  статистикой и учетом, выполнение расчетов по Республике Узбекистан за 1990-1993  гг. сводных  национальных   счетов  производства,   использования   доходов, капитальных затрат, товаров  и услуг, экспериментальных  расчетов счетов "остального мира", платежного баланса, подготовки статистических  данных за 1990-1993 гг., направляемых для опубликования в официальных  изданиях международных организаций. Проводятся экспериментальные расчеты  счетов по  отраслям  и  секторам  экономики. Намечается завершение актуализации основных классификаторов,  подготавливаются инструкции  и инструментарии по  их  ведению.  Уточняются  показатели  статистики  внешней торговли и таможенной статистики,  разрабатываются методики  расчетов индексов  цен потребительского, производственного секторов, экспорта и импорта.

На  втором  этапе  начиная  с  1996  г. осуществляется внедрение разработанных и прошедших международную экспертизу систем показателей  в различные  отрасли  и  сферы  деятельности, экспериментальные расчеты на макроуровне  сменяются  обработкой  на  основе  первичной  информации, проводятся  расчеты  укрупненного  отчетного  межотраслевого  баланса по схеме СНС, обобщающего основные показатели развития народного  хозяйства и опирающегося на обработку статинформации по всем сферам деятельности.



АДРЕСНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА

Государственной программы


Ответственными  за  выполнение   намечаемых  в   Государственной программе  мер  по   переходу  Республики  Узбекистан   на  принятую   в международной  практике  систему  учета  и статистики являются следующие министерства, ведомства и научные организации Республики Узбекистан:


Государственный комитет по прогнозированию и статистике.


Министерство финансов.


Центральный банк.


Государственный центр стандартизации, метрологии и

сертификации.


Национальный банк внешнеэкономической деятельности.


Государственно-акционерная ассоциация "Савдо" ("Узбексавдо").


Министерство высшего и среднего специального образования.


Узбекская республиканская акционерная ассоциация оптовой и

биржевой торговли.


Министерство здравоохранения.


Министерство социального обеспечения.


Министерство юстиции.


Министерство внутренних дел.


Министерство связи.


Министерство сельского хозяйства.


Министерство внешних экономических связей.


Министерство труда.


Государственный налоговый комитет.


Государственный комитет по архитектуре и строительству.


Центральный союз акционерных обществ потребительской кооперации


Узбекистана ("Узбекбирлашув").


Академия наук Республики Узбекистан.


Министерство иностранных дел.


Академия сельскохозяйственных наук.


Государственный комитет по науке и технике.


Ташкентский финансовый институт.


Научно-исследовательский институт экономики и развития

производительных сил Госкомпрогнозстата.


Ташкентский государственный экономический университет.


Институт экономики Академии наук.


Институт кибернетики Академии наук.


Институт финансов и цен Минфина.


Ассоциация бухгалтеров Узбекистана.


Учебно-консалтинговый центр рыночных отношений


Госкомпрогнозстата.


Министерства   и   ведомства   разрабатывают   подробные   планы выполнения  намеченных   в  Программе   соответствующих  мероприятий   с определением конкретных сроков и исполнителей.

Для  осуществления   контроля  за   ходом  реализации    заданий Государственной  программы  образуется   межведомственная  комиссия   из полномочных представителей министерств, ведомств и научных  организаций. Комиссия  систематически  заслушивает  информацию  исполнителей  о  ходе выполнения  Государственной  программы  и  представляет  в Правительство Узбекистана информацию по этому вопросу.



Мероприятия по переходу Республики Узбекистан

на принятые в международной практике систему

учета и статистики

Мероприятия

Ответственные сроки

Исполнители и соисполнители

Результат

1

2

3

4

1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

1. Разработка системы статистических показателей с учетом международных требований, стандартов и правил и развития производительных сил Госкомпрогнозстата (НИИЭиРПС), отраслевые министерства, ведомства

1994 г.

Госкомпрогнозстат, Минфин, Центральный банк, Научно-исследовательский институт экономики

Система

показателей

2. Определение порядка взаимодействия Госкомпрогнозстата с министерствами и ведомствами в новых условиях хозяйствования

1994 г.

Госкомпрогнозстат, Минфин, Центральный банк, Государственный налоговый комитет и др.

Методическое указание

3. Разработка методологии и методики применения несплошных методов статистического наблюдения: разработка плана проведения переписей, цензов, систематических выборочных обследований; совершенствования программ обследования бюджетов населения

1994-

1995 гг.

Госкомпрогнозстат, Минфин, Центральный банк, Государственный налоговый комитет и др.

Методика, план проведения мероприятий

4. Изучение международного и зарубежного опыта по применению метода непрерывной инвентаризации основных фондов, возможности его использования в республике в условиях рынка

1995 г.

Минфин, Госкомпрогнозстат, НИИЭиРПС, Институт экономики АН Республики Узбекистан (ИЗАН)


5. Разработка:

- системы показателей первичного учета, обеспечивающих формирование и интеграцию бухгалтерских и статистических показателей в соответствии с требованиями национального счетоводства;

- стандартов по разделам первичного учета, содержащих макеты форм, методические рекомендации и требования к его организации

1994-

1995 гг.

Минфин, Госкомпрогнозстат, Главный вычислительный центр Госкомпрогнозстата (ГЕЦ)

Система показателей, макеты форм, методические рекомендации к его организации

6. Определение системы показателей, обеспечение статистических публикаций и представление информации в международные организации в соответствии с соглашениями и конвенциями

1994 г.

далее ежегодно

Госкомпрогнозстат,

Минфин, Центральный банк

Система показателей, статсборник

7. Пересмотр статистической отчетности с учетом новой системы показателей, интеграции форм отчетностатистической документации по отраслям экономики

1994 г.

далее ежегодно

Госкомпрогнозстат, Минфин, министерства и ведомства

Макеты форм статотчетности

8. Разработка основных положений функционирования, пересмотр и организация введения унифицированных систем документации (УСД)

1994 г.

Узгосстандарт, Госкомпрогнозстат, Минфин, Центральный банк, Минтруд, МВЭС, Пенсионный фонд

Положение по ведению УСД

9. Совершенствование работ электронно-вычислительных комплексов в соответствии с изменениями состава и методологии расчета статистических показателей

1994-

1995 гг.

ГВЦ


2. СОЗДАНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

2.1. Разработка системы национальных счетов (СНС) по

отраслям и секторам экономики

1. Проведение экспериментальных расчетов на уровне Республики Узбекистан за 1991-1992 годы счетов внутренней экономики за 1991-1992 гг.

1994 г.

Госкомпрогнозстат,

НИИЭиРПС

Сводные экономические

счета Республики

Узбекистан

2. Расчет показателя СНС "Валовая добавленная стоимость" по:

- Республике Узбекистан за 1991-1992 г.

- территориям

1994 г.


Госкомпрогнозстат, НИИЭиРПС, ИЗ АН Территориальные органы  Госкомпрогнозстата


3. Разработка системы математического, программного и информационного обеспечения для построения и ведения СНС на уровне республики и территорий

1994-

1995 гг.

Госкомпрогнозстат, Институт Кибернетики Академии наук Республики Узбекистан (ИК АН), ГВЦ

Инструментарий

4. Проведение экспертизы методологии и расчетов внутренней экономики (кроме финансовых) экспертами международных организаций

1994 г.

Госкомпрогнозстат,

НИИЭиРПС


5. Построение счетов по Республике Узбекистан за 1992 год в разрезе отраслей и секторов экономики

1994 г.

Госкомпрогнозстат,

НИИЭиРПС, ГВЦ, ИЗАН,

ИК АН

Система

счетов, Методика

расчетов

6. Проведение экспериментальных расчетов ВВП с квартальной периодичностью

1994 г.

Госкомпрогнозстат

Методика

расчетов

7. Экспертный расчет финан

сового счета

1996 г.

Минфин, Центральный банк


8. Разработка методики построения финансового счета и ее апробация

1996 г.

Минфин, Центральный банк, Госкомпрогнозстат

Методика

расчета

9. Разработка методологии построения и экспериментальный расчет по счету сектора "остального мира" за 1991-1992 годы

1994-

1995 гг.

Госкомпрогнозстат, Центральный банк,  Минфин, МВЭС, Государственный налоговый комитет, НИИЭиРПС

Методика

расчета

10.Проведение международной экспертизы расчета счета "остального мира"

1996 г.

Госкомпрогнозстат, Центральный банк, Минфин, МВЭС, Государственный налоговый комитет, НИИЭиРПС


11.Разработка методики составления и экспериментальный расчет бланковых таблиц национального богатства (таблицы активов и пассивов), а также включения вступительных и заключительных остатков по активным и пассивным операциям финансового счета:

- для экономики в целом;

- для секторов

1994-

1995 гг.

Минфин, Центральный банк, Госкомпрогнозстат

Методика

расчета

12.Разработка методики и экспериментальные расчеты отдельных счетов на уровне территории

1995 г.

Госкомпрогнозстат, НИИЭРПС, областные управления Госкомпрогнозстата, ИКАН

Методика

расчета

2.2. Разработка межотраслевых балансов по схеме СНС

1. Проведение научно-исследовательских работ по информационному и методическому обеспечению межотраслевых балансов БНХ и СНС

1994-

1995гг.

Госкомпрогнозстат, НИИЭиРПС, ГВЦ, ИЗАН

Методические

рекомендации

2. Разработка методики проведения несплошных наблюдений затрат на производство для межотраслевого баланса

1994-

1995 гг.

Госкомпрогнозстат,

НИИЭиРПС, ГВЦ, ИЗАН


3. Разработка информационного, методического и программного обеспечения расчетов межотраслевых балансов

1995 г.

Госкомпрогностат,

ГВЦ

Макеты форм ИО и программное обеспечение

4. Проведение единовременного обследования затрат на производство продукции и услуг во всех отраслях экономики и разработка межотраслевых балансов за 1995 год

1996 г.

Госкомпрогнозстат, ГВЦ, областные управления Госкомпрогнозстата, министерства и ведомства

МОБ за

1995 г.

2.2. Проведение работ в области международных экономических

сопоставлений валового внутреннего продукта

1. Подготовка методики получения и исчисления данных для расчета валового внутреннего продукта в соответствии с Программой Международных сопоставлений ООН

1994 г.

Госкомпрогнозстат, ГВЦ, НИИЭиРПС, Узнацбанк, Минфин,

МВЭС, ИЗАН

Расчет ВВП

2. Подбор идентичных или аналогичных потребительских товаров и услуг представителей, инвестиционных товаров-представителей, строительных объектов-представителей (совместно с экспертами) и организация получения соответствующей информации

1994 г.

Госкомпрогнозстат,

ГВЦ, МВЭС

Перечень

товаров-представителей

3. Сбор информации об элементах валового внутреннего продукта в соответствии с программой международных сопоставлений

1994 г.

Госкомпрогнозстат,

ГВЦ, МВЭС, Минфин


4. Согласование товаров(услуг, объектов)-представителей и цен на них с зарубежными аналогами стран-партнеров путем двусторонних встреч экспертов

1994 г.

Госкомпрогнозстат,

МВЭС


5. Согласование исходных данных о валовом внутреннем продукте, методах расчета результатов с делегациями стран-партнеров

1995 г.

Госкомпрогнозстат,

МВЭС


6. Получение результатов сопоставления Республика Узбекистан - Турция, их анализ и обобщение

1995 г.

Госкомпрогнозстат


3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ

3.1. Перестройка бухгалтерского и банковского учета

1. Внедрение плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкции по его применению

1994 г.

Минфин


2. Внедрение специальных стандартов по учету, раскрывающих порядок применения плана счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению

1994 г

.  Минфин


3. Проведение анализа сопоставимости регистров банковского бухгалтерского учета с международными классификациями

1994 г.

Центральный банк


4. Разработка инструкции по бухгалтерскому учету и отчетности по исполнению Республиканского бюджета и бюджетов областей и Республики Каракалпакстан в соответствии с международной практикой системы учета и статистики и требованиями международных организаций о предоставлении им определенного перечня показателей, характеризующих финансовое состояние Республики Узбекистан

1994 г.

Минфин

Инструкция

5. Разработка временной методики перехода от отечественных классификаций банковского учета к международным

1994 г.

Центральный банк

Методика

расчета

6. Разработка нового плана счетов банковского учета,  соответствующего международной практике

1994 г.

Центральный банк

План

счетов

7. Проведение международной экспертизы нового плана счетов банковского учета

1994 г.

Центральный банк


8. Внедрение нового плана счетов в практику бухгалтерского банковского учета

1994-

1995 гг.

Центральный банк


3.2. Приведение финансовой, бюджетной и банковской

статики в соответствие международным стандартам

1. Определение системы статистических показателей, характеризующих управляющее воздействие Центрального банка на рыночный спрос и предложение (агрегаты денежной массы, резервные требования Центрального банка к депозитам коммерческих банков, экономические нормативы ликвидности,  устанавливаемые Центральным банком для коммерческих банков, процентные ставки Центрального банка)

1994г.

Центральный банк

Система

показателей

2. Определение системы показателей денежной статистики и банковской отчетности, соответствующей международным требованиям (консолидированный баланс банковской системы, консолидированный счет эксплуатации, консолидированный счет прибылей и убытков, денежный обзор по методологии МВФ, финансовый обзор по методологии МВФ, банковский обзор по методологии МВФ, агрегаты денежной массы и ее кредитные вложения по методологии МВФ, кредитование государственного долга по методологии МВФ, наличная денежная эмиссия, финансовые инструменты денежного рынка, валютные курсы)

1994 г.


Центральный банк,

Госкомпрогнозстат,

Минфин

Система

показателей

3. Приведение в соответствие с потребностями практики денежно-кредитного регулирования и международными классификациями отчетности по кредитным ресурсам и вложениям

1994 г.

Центральный банк,

Госкомпрогнозстат


4. Разработка методики расчета государственного внутреннего и внешнего долга

1994 г.

Минфин, Центральный банк, Госкомпрогнозстат

Методика

расчета

5. Приведение баланса Центрального банка, балансов коммерческих банков и небанковских финансовых организаций в соответствие действующей международной практике и их публикации

1994 г.

Центральный банк


6. Разработка методики и проведение экспериментальных расчетов по информации 1992-1993гг.:

- системы статистических показателей, характеризующих влияние Центрального банка на рыночные спрос и предложение;

- системы статистических показателей денежной и банковской статистики;

- показателей статистики государственного долга.

1994 г.

Минфин,

Центральный банк,

Госкомпрогнозстат

Методика

расчета

7. Проведение международной экспертизы методики и экспериментальных расчетов показателей, характеризующих влияние Центрального банка на рыночные спрос и предложение, показателей финансовой, бюджетной и банковской статистики, государственного долга

1994 г.

Центральный банк,

Госкомпрогнозстат,

Минфин


8. Определение состава показателей финансовой банковской отчетности, порядка ее представления и публикации, разработка методических указаний

1994 г.

Центральный банк,

Госкомпрогнозстат,

Минифин

Система

показателей

9. Введение в практику государственной финансовой, бюджетной и банковской статистики, подготовку отчетности и публикацию показателей, отвечающих международным требованиям, начиная с периода 1993 г.

1994-

1995 гг.

Центральный банк,

Госкомпрогнозстат,

Минфин


3.3. Организация работ по составлению платежного баланса

1. Определение основных требований к информационной базе, необходимой для построения платежного баланса по методологии Международного валютного фонда

1994 г.

Госкомпрогнозстат,

МВЭС, Минфин,

Государственный

налоговый комитет,

Центральный банк


2. Разработка методики (инструментария, форм отчетности) построения платежного баланса по текущим операциям, проведения экспериментального расчета по данным за 1993 г.

1994 г.

Госкомпрогнозстат,

МВЭС, Государственный налоговый комитет, Центральный банк, Минфин

Методика

расчета,

инструментарий

3. Проведение международной экспертизы балансов текущих операций

1994 г.

Госкомпрогнозстат, МВЭС, Государственный налоговый комитет, Центральный банк, Минфин


4. Разработка методики построения платежного баланса по торговым и неторговым операциям. Проведение экспериментального расчета

1994 г.

Госкомпрогнозстат, МВЭС, Минфин

Методика

расчета,

5. Разработка методики (инструментария, форм отчетности) построения баланса движения капиталов

1994 г.

Центральный банк,

Госкомпрогнозстат

Методика

расчета,

инструментарий

6. Проведение экспериментального расчета показателей и составление финансовых ведомостей баланса между-

народного движения капитала

1995 г.

Госкомпрогнозстат, МВЭС, Минфин Государственный налоговый комитет, Центральный банк


7. Проведение международной экспертизы платежного баланса международного движения капитала

1995 г.

Госкомпрогнозстат, МВЭС, Центральный банк, Минфин


8. Проведение экспериментального расчета составления платежного баланса Узбекистана по полной Схеме

1995 г.

Госкомпрогнозстат,

МВЭС, Центральный

банк, Минфин


9. Проведение международной экспертизы (МВФ) платежного баланса по полной схеме

1995г.

Госкомпрогнозстат,

МВЭС, Центральный

банк, Минфин


3.4. Совершенствование статистики цен

3.4.1. Статистика цен потребительского сектора

1. Подготовка методологии и методики расчетов изменения уровня розничных цен и их динамики с учетом всех каналов реализации, используемых для исчисления индексов розничных цен на товары народного потребления

1994 г.

Госкомпрогнозстат, Минфин, Узбексавдо, Узбекбирлашув

Методика

расчета

2. Разработка методики спроса и экспериментальное обследование семей о местах покупки ими товаров

1994 г.

Госкомпрогнозстат, Бюро социологических обследований ГВЦ

Методика

3. Подготовка методики исчисления индексов цен на бытовые услуги населения

1994 г.

Госкомпрогнозстат,

Минфин, Узбытсоюз

Методика

4. Разработка методических рекомендаций по определению сезонной составляющей в индексах потребительских цен

1994 г.

Госкомпрогнозстат, Институт финансов и цен Минфина (ИФиЦ)

Методическая

рекомендация

5. Отбор городов и сельских населенных пунктов и регистрация цен, в которых обеспечивается репрезентативность информации о ценах для каждой территории

1994 г.

Госкомпрогнозстат,

ИФиЦ


6. Проведение выборочного обследования и отбор магазинов, в которых должна осуществляться регистрация цен на товары.

1994 г.

Госкомпрогнозстат,

Узбексавдо,

Узбекбирлашув, ГВЦ


7. Совершенствование методики исчисления и экспериментальные расчеты индексов потребительских цен

1994 г.

Госкомпрогнозстат,

ГВЦ

Методика

8. Совершенствование методики статистического наблюдения за изменением тарифов на транспорте и в связи

1994 г.

Госкомпрогнозстат, Минфин, Средазжелдор, "Узбекистон хаво йуллари", Минсвязи,

Узавтотранс, ГВЦ


9. Проведение расчетов индексов розничных цен с учетом изменения методики расчетов

1994 г.

и последующие

годы

Госкомпрогнозстат,

ГВЦ


10.Расчет индексов цен на платные услуги населению с учетом внесенных методологических изменений

1994г.

и последующие

годы

Госкомпрогнозстат,

ГВЦ


3.4.2. Статистика цен производственного сектора

11.Отбор предприятий-изготовителей и набор товаров-представителей для регистрации оптовых цен

1994 г.

Госкомпрогнозстат


12.Подготовка методики формирования индексов  цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию

1994 г.

Госкомпрогнозстат

Методика

13.Подготовка методики наблюдений за изменением цен на продукцию, реализуемую фермерскими хозяйствами

1994 г.

Госкомпрогнозстат

Методика

14.Подготовка предложений по учету динамики цен на импортную продукцию при построении индексов цен потребителей

1994 г.

Госкомпрогнозстат,

МВЭС


15.Подготовка предложений по учету динамики цен на экспортную продукцию

1994 г.

Госкомпрогнозстат,

МВЭС


16.Разработка инструментария и обеспечение расчетов индексов цен на экспортную продукцию

1994 г.

Госкомпрогнозстат,

МВЭС, ГВЦ

Инструментарий

17.Подготовка рекомендаций по организации и проведению регистрации оптовых цен потребителей в условиях рыночного ценообразования

1994 г.

Госкомпрогнозстат


18.Разработка методики наблюдения за уровнем и динамикой цен на биржах

1994-

1995гг.

Госкомпрогнозстат

Методика

19.Разработка и внедрение АРМ для расчетов системы индексов цен

1994-

1995 гг.

Госкомпрогнозстат,

ГВЦ

АРМ

20.Подготовка методики формирования индексов цен на СМР и наблюдения за ценами на продукцию строительства

1994 г.

Госкомпрогнозстат

Методика

3.5. Приведение в соответствие международным

нормам статистики населения и труда

3.5.1. Статистика населения

1. Переход к учету младенческой смертности на основе определений, рекомендованных ВОЗ

1994 г.

Минздрав,

Госкомпрогнозстат


2. Переход к разработке данных о причинах смерти населения на основе международной классификации болезней, рекомендованной ВОЗ

1994-

1995 гг.

Минздрав,

Госкомпрогнозстат


3. Переход к статистическому учету и регистрации рождений и смертей на основе медицинских документов

1994 г.

Госкомпрогнозстат,

Минздрав, Минюст


4. Переход к учету домохозяйств (наряду с семьей) при переписях населения согласно требованиям СНС

1994 г.

Госкомпрогнозстат,

ГВЦ


5. Подготовка предложений по созданию подушного регистра населения: определение состава работ, разработка основных положений автоматизированного подушного регистра, проведение опытных работ по формированию баз данных

1994 г.

Госкомпрогнозстат совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами


3.5.2. Статистика труда

6. Разработка методики определения показателей рабочей силы, занятости, безработицы в соответствии с рекомендациями МОТ

1994-

1995 гг.

Минтруд,

Госкомпрогнозстат

Методика

7. Разработка методики проведения выборочного обследования семей (домашних хозяйств) для изучения проблем занятости с учетом рекомендации МОТ

1994 г.

Минтруд,

Госкомпрогнозстат

Методика

8. Проведение выборочных обследований семей (домашних хозяйств) по изучению  проблем занятости

1994 г.

и последующие

годы

Госкомпрогнозстат, местные статистические органы


9. Подготовка методики и форм учета и отчетности о несчастных случаях на производстве в соответствии с рекомендациями МОТ

1994 г.

Минтруд, Госкомпрогнозстат, Совет федерации профсоюзов Узбекистана

Методика формы учета и отчетности

10.Корректировка форм учета и отчетности в соответствии с новыми определениями занятости и безработицы

1994 г.

Минтруд, Госкомпрогнозстат, ИЗАН

Форм учета и отчетности

11.Разработка методики и определение издержек на рабочую силу с учетом рекомендации МОТ

1994 г.

Минтруд,

Госкомпрогнозстат

Методика

12.Проведение обследования заработной платы работников в отдельных отраслях экономики в соответствии с рекомендациями МОТ

1994 г.

и последующие

годы

Госкомпрогнозстат,

Минтруд

Отчет об

обследовании

13.Проведение статистического изучения образовательного уровня и классификационного состояния рабочей силы

1994 г.

Госкомпрогнозстат


14.Корректировка методических указаний и форм статистической отчетности в соответствии с новой классификацией занятий

1994 г.

Госкомпрогнозстат,

Минтруд


3.5.3. Бюджетные обследования домашних хозяйств

15.Создание выборочной сети  домашних хозяйств, разработка и апробация программы бюджетных обследований домашних хозяйств

1994 г.

Госкомпрогнозстат


16.Проведение обследований бюджетов домашних хозяйств

1994 г.

и последующие

годы

Госкомпрогнозстат


17.Разработка методики и проведение учета инвалидов в соответствии с рекомендациями ВОЗ

1994 г.

и последующие

годы

Минздрав, Госкомпрогнозстат, Минсобес, Общество инвалидов

Методика


3.6. Уточнение показателей статистики внешней

торговли с учетом международных требований

1. Разработка методики расчетов индексов средних цен и физического объема экспорта и импорта товаров на базе товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности

1994 г.

Госкомпрогнозстат,

МВЭС,

Методика

расчета

2. Определение методов расчетов соотношения внешнеторговых и внутренних цен на экспортную и импортную продукцию

1994 г.

Госкомпрогнозстат,

МВЭС


3. Разработка методики статистического наблюдения за поступлением и движением средств в иностранной валюте

1994 г.

Госкомпрогнозстат, МВЭС, Центральный банк, Государственный налоговый комитет

Методика

4. Внедрение в практику статистического наблюдения экспортного потенциала товаров и услуг

1994 г.

Госкомпрогнозстат,

МВЭС


5. Разработка предложений по использованию участниками внешнеэкономической деятельности международных стандартов, регламентирующих торговлю ввозимыми товарами, услугами

1994 г


Госкомпрогнозстат,

МВЭС,

Государствен-

ный налоговый комитет



6. Внедрение в статистическую практику разработки данных о:

- движении средств в иностранной валюте по видам деятельности, включая непроизводственную сферу;

- индексах цен и физического объема экспорта и импорта по товарам и странам

1994 г.

и последующие

годы

Госкомпрогнозстат, Узнацбанк, Государственный налоговый комитет


7. Проведение комплекса работ по формированию таможенной статистики внешней торговли

1994 г.

и последующие годы

Государственный налоговый комитет,  Госкомпрогнозстат


8. Подготовка предложений по координации действий таможенных и статистических органов по сбору, обработке и публикации данных по внешней торговле

1994 г.

и последующие

годы

Государственный налоговый комитет, Госкомпрогнозстат


3.7. Развитие и применение единой системы классификации

и кодирования информации

1. Разработка основных положений функционирования и развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и методологических положений о порядке разработки и совершенствования республиканских классификаторов

1994-

1995 гг.

Узгосстандарт


2. Разработка положений о внедрении классификаторов на базе информационно- вычислительной сети Госкомпрогнозстата

1994 г.

и последующие

годы

Узгосстандарт,

Госкомпрогнозстат,

ГВЦ


3. Пересмотр классификатора отраслей народного хозяйства с целью гармонизации его с международной стандартной отраслевой классификацией (МСОК)

1994 г.

и последующие

годы

Узгосстандрат,

ГВЦ

Классификатор

отраслей народного хозяйства

4. Пересмотр классификатора предприятий и организаций

1994 г.

ГВЦ

Узгосстандарт,

Классифи-

катор

5. Разработка классификатора органов государственного и хозяйственного управления

1994 г.

и последующие

годы

Узгосстандарт, ГВЦ

Классификатор

6. Разработка и внедрение интегрированного классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг на базе отечественных и международных классификаций

1994 г.

и последующие

годы

Узгосстандарт,

ГВЦ

Классификатор

7. Разработка классификатора специальностей по образованию

1995 г.

Узгосстандарт,

Минвуз

Классификатор

8. Пересмотр классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции с учетом международных стандартов

1995 г.

Узгосстандарт,

Государственный

налоговый комитет,

министерства, ведомства, Узбексавдо, Минсельхоз

Классификатор


9. Разработка классификатора технико-экономических и социальных показателей

1995 г.

Узгосстандарт, Центральный банк, Госкомпрогнозстат,  Минсельхоз, Минвуз, Узпрмгражденстрой, Узбексавдо, МВЭС и  др.

Классификатор

10.Разработка классификатора  хозяйственных, банковских и финансовых операций

1995 г.

Узгосстандарт,  Центральный банк, Госкомпрогнозстат,  Минфин

Классификатор

3.8. Формирование единого Государственного регистра

предприятий и организаций всех форм собственности

хозяйствования (ЕГРПО)

1. Разработка комплекса нормативно-методических материалов по созданию ЕГРПО, определение состава регистрируемых и наблюдаемых показателей, а также методов их исчисления

1994 г.

Госкомпрогнозстат,

ГВЦ


2. Осуществление комплекса работ по созданию и введению в действие ЕГРПО

1995 г.

Госкомпрогнозстат и его территориальные органы


2.1.Разработка технического задания и рабочего проекта ЕГРПО на базе автоматизированной системы (АС) управления банком данных с учетом пересмотренных классификаторов на международных принципах

1994-

1995 гг.

Госкомпрогнозстат, ГВЦ

Техническое

задание

2.2.Обеспечение закупки, поставки и ввода в действие технических средств в СУБД в соответствии с проектом технического обеспечения

1995 г.

Госкомпрогнозстат,

ГВЦ


2.3.Проведение опытной эксплуатации АС ведения ЕГРПО на базе ряда областей и входящих в них районов (городов)

1994-

1995 гг.

Госкомпрогнозстат,

ГВЦ


2.4.Организация промышленного внедрения АС ведения ЕГРПО

1995 г.

Госкомпрогнозстат и его территориальные органы, ГВЦ


2.5.Ввод в действие АС ведения ЕГРПО и организация работ по использованию в национальной экономике

1995 г.

и последующие

годы

Госкомпрогнозстат,

ГВЦ


4.СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ

КАТАЛОГИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

1. Изучение зарубежного опыта создания и применения системы каталогизации

1994 г.

Узгосстандарт


2. Разработка правовых основ Государственной системы каталогизации (ГСК) и включение их в проекты законов о стандартизации и другие правовые акты, а также в стандарты Государственной системы стандартизации

1994 г.

Узгосстандарт

Проекты

законов

3. Разработка порядка информационного взаимодействия Государственной системы каталогизации с Единым государственным регистром предприятий и организаций на республиканском и территориальном уровнях управления

1994 г

Узгосстандарт

Инструктивные материалы

4. Разработка предложений по созданию Государственной системы каталогизации

1994 г.

Узгосстандарт


5. Ввод в действие первой очереди ГСК

1996 г.

Узгосстандарт


5.ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ШТРИХОВОГО

КОДИРОВАНИЯ

1. Подготовка предложений по обеспечению применения штрихового кодирования (ШК)

1994 г.

Узгосстандарт


2. Подготовка специалистов по системе автоматической идентификации (штрихового кодирования)

1995 г.

и последующие

годы

ГКНТ, АН

Республики Узбекистан,

Минвуз


3. Применение штрихового кодирования во внешней торговле

1995-

1996 гг.

МВЭС


4. Применение ШК в торговле и материально-техническом обеспечении

1995-

1996 гг.

МВЭС


5. Применение ШК в банковском деле

1995-

1996 гг.

Центральный банк


6. Применение ШК в производстве и технологических процессах

1995-

1996 гг.

Министерства и ведомства


7. Применение ШК в медицине

1995-1996 гг.

Минздрав


8. Применение ШК в сельском хозяйстве

1995-1996 гг

Минсельхоз


6. ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ СТАТИСТИКИ И

УЧЕТА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ МЕЖДУНАРОДНЫХ

СТАНДАРТОВ

1. Определение потребности национальной экономики в переподготовке специалистов по бухгалтерскому учету и статистики в соответствии с международными стандартами

1994 г.

Минвуз,

Министерства и

ведомства

План подготовки

кадров на

1995-

1996 гг.

2. Определение потребности и источников финансирования научно-исследовательского и учебно-методического обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов учета и статистики по международной методологии

1994 г.

Минвуз, АН

Республики

Узбекистан,

НИИЭиПРС


3. Разработка и внедрение новых типовых учебных планов в высших и средних специальных учебных заведениях экономических и инженерно-экономических специальностей с учетом

курсов "Национальное счетоводство", "Финансовый учет", "Банковский учет", "Управленческий учет", "Основы аудита" и др., обеспечивающих подготовку  специалистов, владеющих  международной методологией статистики и учета

1994 г.

Минвуз, Ташкентский финансовый институт (ТФИ), Ташкентский государственный экономический университет

Учебные

планы

4. Создание типовых учебных планов и программ по переподготовке и повышению квалификации практических работников учета и статистики других предприятий и организаций, преподавателей вузов, техникумов и учебных центров

1994 г.

Минвуз, ТИФ,

ТГЭУ и центры

по подготовке

и переподготовке

кадров

Учебные

планы и

программы

5. Разработка программ производственной практики студентов экономических и инженерно-экономических вузов и техникумов, специализирующихся по бухгалтерскому учету и статистике

1994 г.

Минвуз

Программы

6. Разработка классификационных характеристик (КХ) специалистов по бухгалтерскому учету, аудиту и статистике

1994 г.

Минвуз


7. Разработка Фондов комплексных контрольных и классификационных заданий для оценки знаний специалистов-выпускников высших учебных заведений по специальностям "статистика", "бухгалтерский учет и аудит" с позиций международных стандартов

1994 г.

Минвуз


8. Формирование перспективного плана издания учебников и учебных пособий по статистике, бухгалтерскому учету и аудиту

1994 г.

и последующие

годы

Минвуз,

Госкомпечать

План издания учебников

9. Предусмотреть в тематике диссертационных, курсовых работ высших и средних специальных учебных заведений экономических и инженерно-экономических специальностей разработку методологических проблем национального счетоводства, финансового, банковского учета и аудита

1994 г.

и последующие

годы

АН

Республики

Узбекистан,

Минвуз, НИИЭиПРС


10.Организация консультаций иностранных специалистов по подготовке специалистов по статистике и учета по международной методологии

1994-

1996 гг.

Минвуз,

Госкомпрогнозстат


11.Подготовка и издание учебников, учебных пособий и другой учебно-методической литературы по статистике и бухгалтерскому учету, новым системам классификации и кодирования для высших и средних специальных учебных заведений экономических и  инженерно-экономических специальностей

1994-

1996гг.

Минвуз, Ан

Республики

Узбекистан,

Госкомпечать


12.Организация переподготовки и повышения квалификации работников в области учета и статистики

1994г.

и последующие годы

Госкомпрогнозстат,

Минфин, Центральный

банк и др.





ПЕРЕЧЕНЬ

законодательных и нормативных актов, необходимых

для выполнения Мероприятий по переходу на

принятую в международной практике систему

учета и статистики

Законы

Исполнители

О бухгалтерском учете

Минфин

О Едином государственном регистре предприятий и организаций

Государственный налоговый комитет, Госкомпрогнозстат

О стандартизации

Узгосстандарт

Ведомственные и межведомственные акты

Положение о внесении изменений в план счетов и ведение нового плана счетов банковского учета

Центральный банк

Положение о бухгалтерском учете

Минфин

Положение о взаимодействии Единого государственного регистра предприятий и организаций с другими информационными системами

Госкомпрогнозстат


















Время: 0.0306
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск