язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Жилые и нежилые помещения. Коммунальное хозяйство/ Утратившие силу акты/ Коммунальное хозяйство/ Правила оказания услуг по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов (Приложение N 3 к Постановлению КМ РУз от 15.07.2014 г. N 194)

ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Постановлению КМ РУз

от 15.07.2014 г. N 194



ПРАВИЛА

оказания услуг по сбору и вывозу твердых

и жидких бытовых отходов


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящие Правила определяют порядок оказания услуг по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов.


2. В настоящих Правилах применяются следующие основные понятия:


Потребитель - юридическое или физическое лицо, заключившее с Исполнителем в установленном порядке договор оказания услуг по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов;


Исполнитель - юридическое лицо, оказывающее Потребителям услуги по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов на основании заключенного договора;


твердые бытовые отходы - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности физических и деятельности юридических лиц (отходы пищевых продуктов, стекла, резины, бумаги, текстильных изделий, упаковочных материалов, предметы домашнего обихода, утратившие свои потребительские свойства, смет, отходы, образующиеся в результате использования бытовых печей и отопительных котлов на твердом топливе);


жидкие бытовые отходы - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности физических и деятельности юридических лиц (сточные воды, различные виды жидких нечистот, которые скапливаются в выгребных ямах и септиках, помойные отходы от производственных процессов, фекальные отходы нецентрализованной канализации);


строительные отходы - отходы, образующиеся при производстве строительных работ, реконструкции, ремонта и сноса жилых домов, административных зданий, квартир многоквартирного дома;


объекты благоустройства - улицы, переулки, дороги, центральные площади, тротуары, мосты, тоннели, пешеходные, подземные переходы, набережные, объекты, используемые для удовлетворения культурно-бытовых нужд и отдыха населения (парки культуры и отдыха, сады, бульвары, скверы), сети ирригационных лотков;


смёт - продукт разрушения и истирания дорожных покрытий, пыль, земля, брошенные предметы, опавшая листва, отходы из урн, осадок из водосточных колодцев;


услуга по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов - комплекс услуг по санитарной очистке, включающий сбор, хранение, транспортировку, размещение, утилизацию, обезвреживание, обеззараживание и захоронение твердых бытовых отходов на полигонах, а также удаление, транспортировку и захоронение жидких бытовых отходов в соответствии с санитарными и экологическими требованиями;


утилизация отходов - извлечение из отходов ценных компонентов или использование отходов в качестве вторичного сырья, топлива, удобрений и в других целях;


переработка отходов - осуществление технологических операций, связанных с изменением физических, химических или биологических свойств отходов в целях подготовки их к экологически безопасному хранению, транспортированию, или утилизации;


опасные отходы - отходы, содержащие в своем составе вещества, которые обладают хотя бы одним из опасных свойств (токсичностью, инфекционностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью, радиоактивностью) и присутствуют в таком количестве и в таком виде, что представляют собой непосредственную или потенциальную опасность для жизни и здоровья граждан, окружающей среды как самостоятельно, так и при контакте с другими веществами;


"сигнальный" метод - сбор твердых и жидких бытовых отходов в индивидуальном секторе с объездом пункта мусоросборной автомашины и оповещение путем подачи звукового сигнала.


3. Настоящие Правила действуют на всей территории Республики Узбекистан и обязательны для всех специализированных организаций санитарной очистки независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности и их Потребителей.


4. Настоящие Правила не распространяются на отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с отходами лечебно-профилактических учреждений, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты, которые регулируются законодательством.


5. Оказание услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов осуществляется:

в городах - специализированными организациями санитарной очистки;

в районных центрах, городских поселках и сельских населенных пунктах - районными управлениями благоустройства или специализированными организациями санитарной очистки.


6. Качество оказываемых услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов должно отвечать требованиям настоящих Правил, санитарным, экологическим и иным обязательным требованиям, установленным законодательством, а также договора об оказании услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов.



II. ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ПО ВЫВОЗУ ТВЕРДЫХ

И ЖИДКИХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ


7. Оказание услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов осуществляется в соответствии с настоящими Правилами и договором.

В случае необходимости, городские и районные управления благоустройства для вывоза отходов и смета, образовавшегося при содержании и эксплуатации объектов благоустройства, могут заключать отдельные договоры со специализированными организациями санитарной очистки.


8. Собственники (юридические и физические лица) недвижимого имущества, эксплуатация которого приводит к образованию твердых бытовых отходов, и находящегося в зоне обслуживания специализированных организаций санитарной очистки, обязаны заключать с ней договор на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов.

В случае, если у собственника (юридических и физических лиц) недвижимого имущества имеется специальное автотранспортное средство, предназначенное для вывоза твердых бытовых отходов, собственник заключает договор на размещение и захоронение твердых бытовых отходов на специализированных полигонах.


9. Объем вывозимых твердых бытовых отходов определяется по утвержденным нормативам образования твердых и бытовых отходов (далее - нормы накопления).

Нормы накопления твердых и жидких бытовых отходов разрабатываются специализированными организациями санитарной очистки по заказу Исполнителя на договорной основе с проведением хронометражных исследований Агентством "Узкоммунхизмат", с привлечением специализированных организаций, согласовываются специальными уполномоченными государственными органами в области обращения с отходами и утверждаются Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента.

Норма накопления - величина переменная и должна периодически пересматриваться в зависимости от социально-экономической ситуации, изменений демографического характера и степени благоустройства обслуживаемых объектов, не менее одного раза в пять лет.


10. Нормы накопления твердых бытовых отходов определяются по многоквартирным и индивидуальным жилым домам - на одного человека в сутки, в зависимости от степени благоустройства дома (наличие отопления, газоснабжения, горячего и холодного водоснабжения и канализации).


11. Количество жидких отходов определяется исходя из нормы накопления и числа жителей, проживающих в домах без систем канализации.

Нормы накопления жидких отходов устанавливаются в зависимости от степени проницаемости выгребов, коэффициента фильтрации грунта, уровня грунтовых вод и потребления воды на душу физических лиц.


12. Периодичность вывоза твердых и жидких бытовых отходов устанавливается органами государственной власти на местах, исходя из местных климатических условий с учетом обеспечения санитарного состояния города, населенного пункта и условиями предотвращения развития болезнетворных бактерий, а также в соответствии с санитарными нормами и правилами не должен превышать предельных сроков хранения бытовых отходов. Минимальная периодичность вывоза твердых бытовых отходов - ежедневно с мусоросборочных пунктов, один раз в три дня при "сигнальном" методе в индивидуальном секторе.


13. График работы Исполнителя (день, время), устанавливается в соответствии с условиями заключенного договора с Потребителем, а на объектах общего пользования - в соответствии с решением органов государственной власти на местах, и не должен превышать предельных сроков хранения бытовых отходов, согласно установленным санитарным нормам и правилам.


14. Исполнитель, оказывающий услуги по вывозу твердых и жидких бытовых отходов по заявке, за отдельную плату может осуществлять вывоз:

крупных и габаритных отходов (мебель, холодильники, велосипеды, газовые плиты, детские коляски);

навоза от скота, строительных отходов, грунта;

отходов, образующихся при агротехнических работах (ветки, стволы, пни и сучья деревьев).


15. Отходы, указанные в пункте 14, должны складироваться во временных, специально отведенных местах, определенных товариществами частных собственников жилья, органами самоуправления граждан, профессиональными управляющими организациями.


16. В период осеннего массового листопада сжигание опавших листьев категорически запрещается, они вывозятся вместе с уличным придомовым смётом из специально отведенных мест.


17. Исполнитель обязан заключить договор на оказание услуг по вывозу бытовых отходов и предоставить Потребителю соответствующие услуги.


18. Исполнитель обязан обеспечить Потребителя в доступной форме, в том числе через сеть Интернет (специальные сайты коммунальной сферы, сайты органов государственной власти на местах) информацией о настоящих Правилах, оказываемых услугах, тарифах на них, условиях оплаты, режиме предоставления услуг.

Полезная для Потребителя информация должна быть удобно размещена Исполнителем, товариществом частных собственников жилья и профессиональной управляющей организацией на стенде, доске объявлений и содержать:

настоящие правила;

образец договора на оказание услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов;

состав услуг, форма их предоставления;

действующие тарифы на предоставляемые услуги;

образцы квитанций об оплате и другие платежные документы;

сведения о предельных сроках вывоза твердых и жидких бытовых отходов.



III. ХРАНЕНИЕ И УТИЛИЗАЦИЯ ТВЕРДЫХ

И ЖИДКИХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ


19. Место для захоронения отходов (за исключением опасных отходов) определяется органами государственной власти на местах и выделяется на основании решения соответствующего органа государственной власти на местах.


20. Исполнитель осуществляет хранение отходов в соответствии с санитарными нормами и правилами, требованиями экологической безопасности и способами, обеспечивающими рациональное использование отходов или передачу их другим лицам.


21. Исполнителю запрещается хранение и захоронение отходов на землях населенных пунктов, природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, в пределах водоохранных зон и зон санитарной охраны водных объектов, в других местах, где может возникнуть угроза жизни и здоровью граждан, а также в особо охраняемых природных территориях и объектах.


22. Органы государственной власти на местах, Исполнитель обязаны:

принимать меры по разработке и внедрению технологий по утилизации твердых и жидких бытовых отходов, собственниками которых они являются;

не допускать смешивание отходов, указанных в пункте 24, за исключением случаев, предусмотренных технологией производства;

не допускать хранение, переработку, утилизацию и захоронение отходов в несанкционированных местах или объектах;

осуществлять контроль за санитарным и экологическим состоянием собственных объектов размещения отходов;

проводить работы по рекультивации нарушенных земельных участков при обращении с твердыми и жидкими бытовыми отходами;

осуществлять комплекс мер для максимальной утилизации отходов, реализации или передачи их другим юридическим и физическим лицам, занимающимся сбором, хранением и утилизацией отходов, а также обеспечивать экологически безопасное захоронение отходов, не подлежащих утилизации.

Промышленные предприятия (отечественные производители) обязаны принимать от Потребителей, морально устаревшую и вышедшую из строя продукцию собственного производства для последующей утилизации за счет производителя, разработав специальный механизм приема продукции.


23. Исполнитель имеет право осуществлять комплекс мер для максимальной утилизации твердых и жидких бытовых отходов, реализации, или передачи их другим юридическим и физическим лицам, занимающимся сбором, хранением и утилизацией твердых и жидких отходов.



IV. ТРЕБОВАНИЯ К СБОРУ, СОРТИРОВКЕ

И ХРАНЕНИЮ ТВЕРДЫХ И ЖИДКИХ

БЫТОВЫХ ОТХОДОВ


24. Потребители обязаны осуществлять первичную сортировку твердых бытовых отходов в отдельных одноразовых пакетах, разделяя их на следующие виды:


1) пластмассовые (пакеты, посуда, тара, игрушки, бутылки):

твердая пластмасса - пластмассовая мебель, резиновая обувь;

мягкая пластмасса - флаконы из под шампуня, посуда и т. д.;


2) металлические отходы (отходы различной бытовой продукции и посуды, тары, изготовленных из металла, в том числе консервные банки);

отходы из черного металла (решетки, ограждения, обрезки труб, арматура, части от бытовых предметов и хозяйственного инвентаря);

отходы из цветного металла (алюминиевые проволоки, медные проволоки, посуда из алюминия, домашняя утварь);

стекло (отходы различной бытовой продукции и посуды, тары, бутылки изготовленные из стекла);


3) бумажные отходы (отходы из бумаги, картона, другой продукции, приравненной к бумажной продукции), обрезки и обрывки хлопчатобумажной ткани, ветошь;


4) биоотходы и прочие отходы, не подлежащие переработке и утилизации (отходы продуктов питания, используемых ежедневно, в том числе остатки и кожура различной пищевой, фруктовой, бахчевой и овощной продукции).


Мусоросборочные пункты должны быть оборудованы специальными контейнерами для раздельного сбора твердых бытовых отходов, с отличительными цветами и знаками (с надписями, согласно вышеуказанным видам).

На контейнеры наносится информация способом, обеспечивающим ее механическую стойкость: вид отходов, инвентарный номер контейнера, владелец контейнера.

Срок службы (использования) контейнеров устанавливается заводом изготовителем. В зависимости от морфологического состава твердых бытовых отходов и фактического технического состояния контейнеров (механические и другие повреждения) они должны быть заменены на исправные, отвечающие санитарным требованиям.

На мусоросборочном пункте размещается информация: наименование (номер мусоросборочного пункта), наименование организации, эксплуатирующей мусоросборочный пункт, график вывоза отходов.


25. Потребители ртутьсодержащих ламп, использующие их для освещения, осуществляют накопление отработавших ресурс ртутьсодержащих ламп отдельно от других видов отходов, в специально отведенном месте.

Накопление отработавших ресурс ртутьсодержащих ламп осуществляется в специальной таре, исключающей повреждение ламп и попадание содержащихся в них ртутных веществ в воздух, источники водоснабжения, почву и продукты питания, затем складируются в специально для этого установленные контейнеры в пунктах приема бытовых отходов Исполнителя. При сигнальном методе вывоза бытовых отходов Исполнителем осуществляется сбор ртутьсодержащих ламп с обеспечением отдельного и безопасного размещения в специальном автотранспорте.

Транспортировка отработавших ресурс ртутьсодержащих ламп, накопленных в мусоросборочных пунктах, до утилизации осуществляется Исполнителем и организацией по утилизации.


26. Потребители в многоквартирных домах размещают пакеты по видам твердых бытовых отходов в соответствующие контейнеры при складировании отходов на мусоросборочных пунктах. Потребители в индивидуальных жилых домах отсортированные твердые бытовые отходы хранят в своих домах и размещают их в специальное автотранспортное средство Исполнителя при его прибытии по графику "сигнальный метод".

Запрещается Потребителям выбрасывать твердые бытовые отходы на улицу, в водные артерии, арыки и неустановленные места для сбора и захоронения твердых бытовых отходов, а также из движущихся автотранспортных средств на тротуары и проезжую часть улиц.


27. Ответственность за санитарное состояние и содержание мусоросборочных пунктов несет Исполнитель, органы самоуправления граждан, товарищества частных собственников жилья и профессиональная управляющая организация.


28. Исполнитель должен обеспечивать вывоз отсортированных твердых бытовых отходов, отмеченных в пункте 24 настоящих Правил, с раздельным складированием в специальный автотранспорт, а также сдачу отсортированных твердых бытовых отходов специализированным предприятиям по приему вторичного сырья в установленном порядке.


29. Запрещается организовывать в квартирах многоквартирного дома места сбора и хранения твердых бытовых отходов.

В случае выявления факта организации сбора и хранения твердых бытовых отходов в квартирах многоквартирного дома, товарищества частных собственников жилья и профессиональная управляющая организация обязаны в течение двух часов уведомить инспектора по профилактике, с последующим оформлением акта нарушения, установления виновных лиц и наложение штрафа на граждан в порядке, установленном законодательством.


V. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЫВОЗА

ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ


30. Исполнители закрепляют специальные автотранспортные средства за территориями и по согласованию с органами самоуправления граждан устанавливают сроки вывоза отходов согласно разработанному ежедневному графику, с учетом последовательного охвата территорий населенных пунктов.


31. Органы самоуправления граждан устанавливают общественный контроль и учет выполнения графика вывоза твердых бытовых отходов, за своевременным прибытием на определенную территорию специального автотранспортного средства и вывозом твердых отходов.


32. В случае несоблюдения графика вывоза твердых бытовых отходов Исполнителем Потребитель вправе подать заявку в диспетчерскую службу Исполнителя, которая в оперативном порядке должна принять меры по вывозу твердых бытовых отходов.



VI. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ

С ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ


33. Отношения по управлению в области обращения с твердыми бытовыми отходами определяют взаимодействие органов государственной власти на местах, Исполнителей, Потребителей и лиц, участвующих в сборе и вывозе отходов, в целях обеспечения требований Закона об отходах.


34. Органы государственной власти на местах осуществляют следующие функции:

содействуют созданию предприятий по сбору и утилизации отходов разных форм собственности;

определяют места для организации мусоросборочных пунктов, осуществляют строительство мусоросборочных пунктов за счет государственных бюджетных средств и иных источников, определяют условия их передачи обслуживающей организации или передают в аренду управляющим организациям для оказания услуг по сбору и утилизации отходов;

осуществляют контроль за соблюдением требований настоящих Правил;

утверждают нормы накопления твердых бытовых отходов, разрабатываемые специализированными организациями санитарной очистки на основе хронометражных исследований;

организуют разработку и реализацию схемы санитарной очистки территории города, районных центров, городских поселков, сельских населенных пунктов от твердых бытовых отходов;

организуют на территории города, районных центров, городских поселков, сельских населенных пунктов учет образования и движения отходов, образующихся у Потребителей;

решают вопросы размещения объектов и субъектов обращения с отходами на соответствующей территории;

с целью организации деятельности по обращению с отходами взаимодействуют с Потребителями, Исполнителями в соответствии с законодательством и настоящими Правилами;

разрабатывают организацию комплексных целевых программ в сфере организации сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых и жидких отходов;

организуют мероприятия по охране окружающей среды в местах сбора твердых бытовых и жидких отходов;

проводят с Потребителями и Исполнителями разъяснительную работу по организации надлежащего сбора и вывоза отходов;

создают условия для развития предпринимательской деятельности в области обращения с отходами;

осуществляют иные функции в области обращения с отходами в соответствии с законодательством.



VII. СОЗДАНИЕ МУСОРОСБОРОЧНОГО

ПУНКТА И ЕГО ЭКСПЛУАТАЦИЯ


35. Органы государственной власти на местах при содействии органов самоуправления граждан по обращению ТЧСЖ (профессиональной управляющей организации) решают вопросы размещения объектов обращения с отходами (мусоросборочного пункта) на соответствующей территории.


36. Размещение мусоросборочного пункта осуществляется созданием комиссии с участием Исполнителя в установленном порядке.


37. Предварительное согласование мест расположения намеченных к строительству сооружений производится с учетом утвержденной градостроительной документации о планировании и развитии территорий регионов Республики Узбекистан и населенных пунктов.


38. Площадь мусоросборочного пункта и количество контейнеров размещаемых на ней определяется в соответствии с санитарными правилами и нормами (с учетом количества жителей, норм накопления и сортировки отходов).


39. Мусоросборочные пункты и контейнеры должны принадлежать Исполнителю, который обязан обеспечить их содержание, оплату коммунальных платежей, производить текущий и капитальный ремонт.


40. Расстояние мусоросборочных пунктов и контейнеров от окон и входов жилых помещений устанавливается в соответствии с санитарными правилами и нормами.



VIII. РАСЧЕТ ЗА ОКАЗЫВАЕМЫЕ УСЛУГИ


41. Юридические лица обязаны производить предоплату в размере не менее 15 процентов от стоимости оказываемых услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, а полный расчет за оказанные услуги - в течение 30 дней после окончания календарного месяца.


42. Оплата физическими лицами полученных услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов осуществляется на основании утвержденных тарифов и квитанций установленного образца не позднее 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата.

Потребители (физические лица) освобождаются от перерасчета за оплаченные авансом обязательные платежи на период, не превышающий двенадцати месяцев со дня оплаты, в случае увеличения в этот период соответствующих тарифов.

Начисление платы производится по тарифу на услуги вывоза твердых и жидких бытовых отходов, действовавшему в соответствующие периоды оказания услуги вывоза твердых бытовых отходов.

Оплата Потребителями полученных услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов осуществляется по выбору без ограничения через любые банковские учреждения и кассы по приему платежей в наличной и безналичной формах, в том числе по пластиковым карточкам.


43. Оплата услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов (где отсутствует централизованная канализация) производится по тарифам, устанавливаемым Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента по согласованию с органами ценового регулирования.


44. Исполнитель производит перерасчет размера оплаты услуг по вывозу твердых бытовых и жидких отходов при наличии подтверждающих документов в случаях:

допущения арифметической ошибки при расчетах;

неоказания услуг или оказания услуг Потребителю ненадлежащего качества.


45. При предоставлении услуг по вывозу твердых бытовых отходов ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за услуги подлежит уменьшению на соответствующий период.


46. По результатам оценки качества предоставляемых услуг составляется акт, подтверждающий факт непредоставления услуг, предоставления услуг ненадлежащего качества, который подписывается Потребителем, представителем Исполнителя, а также представителем органа самоуправления граждан или товарищества частных собственников жилья.

Акт о непредоставлении или предоставлении услуг ненадлежащего качества является основанием для пересчета размера платы за услуги по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, уплаты Исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств.

В случае причинения Исполнителем вреда жизни, здоровью и имуществу Потребителя составляется акт, подписываемый представителем Исполнителя и Потребителя, в котором фиксируется факт причинения ущерба.

Акт является действительным при наличии подписи Потребителя, представителей Исполнителя и органа самоуправления граждан или товарищества частных собственников жилья.

В случае неявки представителя Исполнителя, достаточно подписи представителя органа самоуправления граждан или товарищества частных собственников жилья.

В случае отказа от подписи акта представителем Исполнителя, он обязан письменно мотивировать причины отказа от подписи данного акта. В противном случае Потребитель вправе прекратить оплату за услуги вывоза твердых бытовых отходов до принятия судебного решения.


47. При выявлении людей, прописанных с Потребителем совместно, о которых не был своевременно уведомлен Исполнитель, производится полный расчет оплаты за услуги по вывозу твердых бытовых отходов с момента фактического проживания, подтвержденного соответствующими документами. В случае, если не имеются подтверждающие документы - за прошедшие 3 месяца.



IX. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЯ


48. Потребитель имеет право:

на получение услуги согласно договору в необходимом объеме, установленного качества, безопасной для его жизни и здоровья, не причиняющей вреда его имуществу;

на получение услуги в соответствии с предусмотренными договорами условиями и сроками вывоза твердых и жидких бытовых отходов;

производить предоплату на период, не превышающий 12 месяцев, без последующего перерасчета при увеличении соответствующих тарифов;

получать от Исполнителя информацию об объеме и качестве услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, условиях их предоставления, изменении размеров платы за услуги и порядке оплаты;

подавать жалобы Исполнителю в письменной или устной форме в случае некачественного выполнения Исполнителем договорных обязательств и требовать от Исполнителя составления акта, подтверждающего факт недопоставки услуги, и устранения выявленных недостатков в установленные сроки;

требовать безвозмездного устранения недостатков при оказании услуг по вине Исполнителя и выплаты неустойки (штрафа или пени) в размерах, оговоренных в договоре;

в соответствии с настоящими Правилами или договором, на полное или частичное освобождение от обязанностей по оплате услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов за период документально подтвержденного временного отсутствия по месту постоянного жительства, или за период непредоставления услуг в установленном договором порядке;

при заключении договора устанавливать сроки оказания услуги, исходя из необходимости своевременного удаления твердых и жидких бытовых отходов, которые не должны превышать предельных сроков, установленных санитарными нормами и правилами;

обратиться в суд в связи с некачественным оказанием услуги по вывозу твердых и жидких бытовых отходов и потребовать возмещения убытков, если Исполнитель не приступает своевременно к исполнению договора или оказывает некачественную услугу.

Потребитель может иметь и иные права в соответствии с законодательством.


49. Потребитель обязан:

заключить договор на оказание услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов и выполнять его условия;

осуществлять первичную сортировку твердых бытовых отходов в отдельных одноразовых пакетах, разделяя их на соответствующие типы;

при контейнерной системе сбора - размещать пакеты по типам твердых бытовых отходов в соответствующие контейнеры при складировании отходов на мусоросборочных пунктах;

при "сигнальном методе" сбора - хранить отсортированные твердые бытовые отходы в своих домах и размещать их в специальное автотранспортное средство Исполнителя при его прибытии по графику;

не выбрасывать твердые бытовые отходы на улицу, в водные артерии, арыки и неустановленные места для сбора и захоронения отходов, а также из движущихся автотранспортных средств на тротуары и проезжую часть улиц;

обеспечить Исполнителю свободный доступ к месту погрузки твердых бытовых отходов на специальные автотранспортные средства;

при обнаружении неисправностей мусоросборочных контейнеров, мусоросборочных пунктов, мусоросборочных камер и иного оборудования, немедленно сообщать о них Исполнителю.

Потребитель несет и иные обязанности в соответствии с законодательством.



X. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЯ


50. Исполнитель имеет право принимать меры к Потребителю за несоблюдение им договорных обязательств, а также требовать оплаты неустойки (штрафа или пени), установленных законодательством или договором.

Исполнитель может иметь и иные права, в соответствии с законодательством.


51. Исполнитель обязан:

осуществлять вывоз твердых и жидких бытовых отходов в установленные сроки;

оказывать Потребителям услуги по вывозу твердых и жидких бытовых отходов надлежащего качества в соответствии с требованиями, установленными законодательством, настоящими Правилами и договором;

выполнять заявки Потребителей в сроки, установленные законодательством или договором;

внедрить систему электронной оплаты за услуги вывоза твердых и жидких бытовых отходов и отслеживания состояние лицевого счета в режиме реального времени;

вести учет обращений (заявлений, предложений, жалоб) Потребителей на режим и качество предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, учет их исполнения;

осуществлять строительство мусоросборочных пунктов в необходимых количествах, обеспечивающих полный охват населения и в соответствии с требованиями законодательства;

проводить надзор за состоянием мусоросборочных пунктов и контейнеров, обеспечить их соответствующее состояние;

обеспечить необходимым количеством контейнеров для сбора твердых бытовых отходов;

вести планомерную работу по противодействию массовому скоплению отходов и развитию бактерий и иных вредных веществ, опасных для жизни, здоровья населения и окружающей среды (путем дезинфекции или промывки контейнеров, мусоросборочных пунктов и т. п.);

обеспечить сдачу отсортированных твердых бытовых отходов, указанных в пункте 24 настоящих Правил, специализированным предприятиям по приему вторичного сырья в установленном порядке;

сообщать Потребителю об изменениях порядка оказания услуг и тарифов на услуги по вывозу твердых и жидких бытовых отходов путем вывешивания объявлений на абонентских пунктах Исполнителя и через средства массовой информации за пятнадцать дней до вступления их в силу;

предпринимать меры по предупреждению и устранению нарушений качества предоставляемых услуг Потребителю;

бесплатно предоставлять Потребителю сведения о состоянии расчетов по оплате за услуги вывоза бытовых отходов, а также справки об отсутствии задолженности по уплате за оказанные услуги.

Исполнитель несет и иные обязанности в соответствии с законодательством.

Исполнитель обязан принимать все меры по взысканию задолженности у потребителей за услуги в пределах исковой давности.


52. Исполнитель на основании заключенного договора осуществляет следующие функции:

информирует Потребителей об оказываемых услугах;

обеспечивает выполнение графика сбора и вывоза твердых бытовых отходов;

ведет в соответствии с порядком, установленным законодательством, учет образовавшихся отходов;

обеспечивает надлежащее санитарное состояние закрепленной территории и специальных мест временного хранения отходов на придомовой территории многоквартирных домов;

обеспечивает сортировку, безопасное и раздельное хранение отходов, сбор и вывоз отходов в места их утилизации и (или) переработки или захоронения;

обеспечивает наличие соответствующих договоров с Потребителями;

осуществляет иные функции в области обращения с отходами в соответствии с законодательством.



XI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ


53. Потребитель несет ответственность за:

невыполнение или ненадлежащее выполнение договорных обязательств;

своевременную оплату за услуги по вывозу твердых и жидких бытовых отходов;

правильность и своевременность предоставления данных о фактическом количестве проживающих людей в квартире или индивидуальном жилом доме;

нарушение порядка накопления твердых и жидких бытовых отходов в строго отведенных местах, предусмотренных условиями договора.



ХII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИСПОЛНИТЕЛЯ


54. Исполнитель несет ответственность за:

невыполнение или ненадлежащее выполнение договорных обязательств;

нарушение сроков оказания услуги по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов и сроков устранения недостатков, обнаруженных в оказании данных услуг;

несвоевременную оплату штрафа за нарушение сроков оказания услуги и сроков устранения недостатков;

техническое состояние охраняемых и неохраняемых мусоросборочных пунктов с контейнерами, находящихся в его эксплуатации;

вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу Потребителя вследствие не предоставления или некачественного предоставления услуг.



ХIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


55. Споры по разногласиям между сторонами решаются в установленном законодательством порядке.


56. Лица, виновные в нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

29 июля 2014 г., N 30, ст. 368


"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",

2014 г., N 7, ст. 72