ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Земля и иные природные ресурсы. Охрана окружающей среды / Законодательство о растительном мире / Общие положения /Концепция развития Ботанического сада Института генофонда растительного и животного мира Академии наук Республики Узбекистан на период 2014-2017 годы (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 01.08.2014 г. N 211)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Постановлению КМ РУз
от 01.08.2014 г. N 211
КОНЦЕПЦИЯ
развития Ботанического сада Института генофонда
растительного и животного мира Академии наук
Республики Узбекистан на период
2014-2017 годы
Ботанический сад Института генофонда растительного и животного мира Академии наук Республики Узбекистан (далее - Ботанический сад) - старейший из ботанических садов Узбекистана начал свою деятельность в 1920 году и, являясь самым большим ботаническим садом в центральноазиатском регионе, занимает площадь 66 га и расположен в северо-восточной части г. Ташкента.
Дендрарий сада состоит из экспозиций дендрофлор Восточной Азии, Северной Америки, Центральной Азии, дальнего Востока, Европы, Крыма и Кавказа.
Коллекцию Ботанического сада представляют более 4500 видов, форм, разновидностей и сортов деревьев, кустарников, полукустарников, лиан, травянистых и водных растений.
Богатая история, разнообразие растительного мира и накопленный научно-исследовательский опыт в Ботаническом саду Института генофонда растительного и животного мира Академии наук Республики Узбекистан создают все предпосылки для его дальнейшего комплексного развития как современного научно-исследовательского, культурно-просветительского государственного учреждения и экологического туристического объекта.
Основной целью Концепции является создание основ развития Ботанического сада в качестве многофункционального ведущего образовательного, научно-исследовательского и культурно-просветительского учреждения, в равной органично и рационально сочетающего во всех направлениях своей деятельности и развития как многовековые национальные традиции, так и достижения передового мирового опыта.
Базовые положения настоящей Концепции определяют следующие основные направления развития Ботанического сада:
совершенствование инфраструктуры и материально-технической базы;
развитие научно-исследовательской и селекционной деятельности;
сохранение и обогащение генофонда растительного мира;
развитие образовательной и эколого-культурно-просветительской деятельности;
активное внедрение и широкое применение информационно-коммуникационных технологий, в том числе в интересах развития рекламно-туристической деятельности.
II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РАЗВИТИЮ БОТАНИЧЕСКОГО САДА
и материально-технической базы
Развитие научно-исследовательской, рекреационной и просветительско-осведомительной и туристической деятельности в Ботаническом саду в первую очередь требует проведения реконструкции действующих и строительства новых объектов инфраструктуры, а также обновление парка техники Ботанического сада.
Развитие инфраструктуры Ботанического сада предусматривает:
проведение реконструкции входной зоны и объектов по основной магистральной оси Ботанического сада;
строительство визит-центра Ботанического сада;
строительство образцовой экспозиции, отражающей природно-культурное наследие и богатство Узбекистана;
строительство современного научного комплекса, включающего в себя гербарий и зоологические коллекции для развития флористических и фаунистических исследований, а также лабораторию молекулярной биологии и биотехнологий;
строительство зеленого театра для проведения культурных мероприятий научно-просветительского характера;
модернизацию дорожной сети сада;
реконструкцию систем коммунального хозяйства (сети электро-, газо- и водоснабжения), орошения и водоотведения, включая систему ручьев и озер;
благоустройство каждой экспозиционной зоны с учетом их тематической направленности;
реконструкцию оранжерейного и тепличного комплекса.
2.2. Развитие научно-исследовательской
и селекционной деятельности
Со дня своего основания Ботанический сад функционирует как научно-исследовательское учреждение, в котором обобщены результаты интродукции и акклиматизации растений из различных флор в новых почвенно-климатических условиях.
Наращивание научного потенциала Ботанического сада с целью достижения более высокого уровня научных исследований, в том числе по инновационным направлениям, требует принятия мер, обеспечивающих:
развитие структуры и расширение состава научных отделов, с созданием новых специализированных подразделений (отделы и лаборатории) по современным направлениям исследований;
совершенствование лабораторной и информационной инфраструктуры для обеспечения современного уровня научных исследований;
формирование научно обоснованной системы для непрерывно цветущих растений и организация питомников на площади 0,1 га;
ведение постоянного мониторинга за вредителями и болезнями растительного мира - защита растений по всей и территории Ботанического сада;
осуществление мер по переходу на современные технологии выращивания посадочного материала ценных и редких пород растений с закрытой корневой системой, устойчивого в местных условиях и имеющего существенные преимущества по сравнению с привозным, для создания лесонасаждений и других объектов озеленения, а также реализации населению.
Для выполнения на современном научно-методическом уровне исследований в области биоразнообразия растительного мира требуется также укрепить приборную базу молекулярно-биохимических и интродукционных исследований. Прежде всего, необходимо приобрести комплект электрофоретических приборов для паспортизации коллекционных фондов, обновить оборудование для биотехнологических исследований (автоклав, ламинар-боксы), весовое хозяйство, спектральные приборы (спектрофотометры, фотоколориметр, микроскопы), современные компьютерные системы фитомониторинга, метеонаблюдения, а также другое крайне необходимое лабораторное оборудование.
2.3. Сохранение и обогащение генофонда
растительного мира
Предусматриваются разработка новых и пополнение имеющихся экспозиций Ботанического сада (многообразие которых на территории является одним из примечательных особенностей Ташкентского Ботанического сада), в том числе путем:
проведения инвентаризации растительного разнообразия;
создания базы данных растительного разнообразия Ботанического сада;
регулярного осуществления мер по сохранению и пополнению, научному и практическому использованию биологического разнообразия местных и инорайонных растительных ресурсов, представленных в коллекциях Ботанического сада;
расширения коллекции краснокнижных, исчезающих и эндемичных видов флоры Узбекистана;
превращения Ботанического сада в уникальный природно-растительный комплекс национального значения и выход на мировой уровень;
сохранения и обогащения генофонда сада посредством индексного обмена семян с зарубежными ботаническими садами, а также выдача сертификатов для привозных семян, успешно прошедших интродукцию под контролем карантинной инспекции.
2.4. Развитие образовательной и культурно-
просветительской деятельности
Ботанические сады, как уникальные комплексы ресурсов, выходят далеко за рамки узкоспециального образования в рамках университетов, играя важную социально-экологическую роль в своих регионах и в стране в целом как генные банки и источники ценных ресурсов растений для целей устойчивого развития.
Следует подчеркнуть, что главная особенность, отличающая образовательный процесс в Ботаническом саде, заключается в том, что обучение неразрывно сопряжено с практическим использованием генетических ресурсов, а также с полевыми исследованиями и земляными работами. В этом проявляется исключительная роль Ботанического сада как ресурса, предоставляющего одинаковую возможность для приобретения практических навыков работы с растениями и в лаборатории, и в естественных условиях на природе.
Образовательная программа Ботанического сада исходит из приоритетных установок государственных программ, направленных на улучшение качества всех уровней образования, расширение доступа к различным формам образования, повышение профессиональной компетенции научно-педагогических кадров и выпускников учебных заведений.
Образовательная программа Ботанического сада разделяется на следующие виды:
дошкольное образование;
общеобразовательное школьное образование;
среднее специальное, профессиональное и высшее образование;
культурная и просветительская деятельность.
Дошкольное образование предусматривает создание экологической студии детского художественного творчества "Нихол - Росток" и организацию занятий: "Экологическая школа" для детей дошкольного возраста.
Общеобразовательное школьное образование предусматривает разработку мультимедийных образовательных ресурсов для школьников, проведение уроков в Ботаническом саду, осуществление внеклассной научно-практической и исследовательской деятельности с непосредственным участием школьников.
Среднее специальное, профессиональное и высшее образование предполагает разработку мультимедийных образовательных ресурсов для учащихся колледжей и студентов ВУЗов, прохождение производственной, преддипломной практики, подготовку дипломных, выпускных квалификационных работ бакалавров и магистерских диссертаций, а также организацию учебных курсов в Ботаническом саду.
Культурная и просветительская деятельность охватывает широкий спектр мероприятий, в том числе:
разработку, издание, изготовление и публикацию наглядных информационных материалов о Ботаническом саде;
организацию экскурсий, выездных программ, выставок, публичных лекций, ТВ передач, публикаций СМИ;
организацию и проведение мероприятий, связанных со всемирно отмечаемыми праздниками, посвященными проблемам защиты окружающей среды, охраны природы, таких как "Всемирный день земли", "Всемирный день воды", "Всемирный день окружающей среды", "Всемирный день биологического разнообразия" и др.
2.5. Внедрение и широкое применение информационно-
коммуникационных технологий, включая развитие
рекламно-туристической деятельности
В целях повышения эффективности деятельности Ботанического сада, расширения доступа к информационным ресурсам и более эффективного охвата целевой аудитории просветительской деятельностью, а также развития рекламно-туристического потенциала Ботанического сада будут предприняты комплексные меры по активному внедрению и широкому применению современных информационно-коммуникационных технологий.
Внедрение и широкое применение информационно-коммуникационных технологий, исходя из их функций, будет осуществляться:
путем предоставления информационно-обучающих ресурсов (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, информационные системы);
в интерактивной форме (веб-сайт, электронная почта, электронные телеконференции);
через поисковые ресурсы (каталоги, поисковые системы).
Мероприятия по развитию информационно-коммуникационных технологий в Ботаническом саду включают в себя следующие основные направления:
создание веб-сайта Ботанического сада в глобальной сети Интернет;
размещение подробной информации о Ботаническом саде в популярных электронных поисковых системах (Google и др.);
подготовка и размещение в общеобразовательной сети "ZiyoNet" статей, посвященных истории генофонда растительного мира Ботанического сада;
создание мобильных приложений для платформ iOS и Android (приложение с фотоинформацией о Ботаническом саде);
организация услуг аудио-гида по всей территории Ботанического сада;
создание электронной карты - путеводителя, с предоставлением необходимой обзорной информации об уникальном растительном мире Ботанического сада, включая применение информационных электронных дисплеев по всей территории Ботанического сада;
обеспечение широкополосным Интернетом административно-управленческих зданий Ботанического сада.
III. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Реализация Концепции осуществляется посредством полного и своевременного исполнения Плана мероприятий.
Координация и контроль за своевременной и качественной реализацией органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах и другими организациями Плана мероприятий, утвержденного настоящим постановлением, в полном объеме и в установленные сроки осуществляется Академией наук, которая:
ежегодно вносит в Министерство экономики и Министерство финансов Республики Узбекистан предложения по соответствующим проектам для включения в Инвестиционную программу Республики Узбекистан;
совместно с ответственными исполнителями изучает и подготавливает предложения по уточнению и корректировке мероприятий настоящей Программы с учетом наличия материально-технических ресурсов, технологических мощностей и других аналогичных факторов;
осуществляет мониторинг за целевым и эффективным использованием финансовых средств и материальных ресурсов, выделенных на реализацию настоящей Концепцией;
вносит предложения по совершенствованию механизма, способов и условий реализации Плана мероприятий, а также настоящей Концепции;
ежеквартально представляет в Кабинет Министров информацию о ходе выполнения Плана мероприятий по реализации Концепции.
Ответственные исполнители обеспечивают:
своевременное и качественное выполнение мероприятий в соответствии с установленными сроками и объемами работ;
целенаправленное и эффективное использование финансовых средств, предназначенных на реализацию мероприятий;
ежегодное представление в Академию наук плана работ по реализации мероприятий на следующий год;
на ежеквартальной основе представление в Академию наук информации о ходе реализации Концепции и Плана мероприятий;
ежегодно, в установленном порядке, внесение в Министерство экономики и Министерство финансов Республики Узбекистан (совместно с Академией наук или с одновременным уведомлением Академию наук об этом) обоснованных предложений о потребности в финансовых средствах на следующий год для реализации мероприятий, финансируемых за счет средств государственного бюджета;
на постоянной основе ведение мониторинга возможных рисков, которые могут повлиять на достижение поставленных целей и задач, для своевременного принятия необходимых мер по их устранению.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
11 августа 2014 г., N 32, ст. 400