ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Земля и иные природные ресурсы. Охрана окружающей среды / Законодательство о недрах / Общие положения /

Закон Республики Узбекистан от 23.09.1994 г. 2018-XII "О недрах" (Новая редакция, утверждена Законом РУз от 13.12.2002 г. N 444-II)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

23.09.1994 г.

N 2018-XII



О НЕДРАХ

(Новая редакция)


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель и основные задачи настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений, возникающих при владении, пользовании и распоряжении недрами (горные отношения).

Основными задачами настоящего Закона являются обеспечение рационального, комплексного использования недр для удовлетворения потребностей в минеральном сырье и других нужд, охраны недр, окружающей среды, безопасности ведения работ при пользовании недрами, а также охрана прав пользователей недр, защита интересов личности, общества и государства.



Статья 2. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:


охраняемые геологические объекты - научные и учебные полигоны, геологические заповедники, геологические заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости, представляющие историческую, научную, художественную и иную культурную ценность;

недра - часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии  ниже земной поверхности или дна водных объектов, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения;


геологическое изучение недр  - комплекс специальных исследовательских работ по выяснению особенностей геологического строения земной коры, включающий региональное геологическое изучение территории Республики Узбекистан, поиск, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых, определение количества и качества содержащихся в них запасов, их технологических свойств и экономической ценности, а также иных свойств недр;


общераспространенные полезные ископаемые - полезные ископаемые, используемые в их естественном состоянии или с незначительной обработкой и очисткой;


кондиции - совокупность обоснованных технико-экономическими расчетами требований к подсчету запасов полезных ископаемых в недрах (за исключением нефти, газа и газового конденсата), учитывающих  их технологические свойства, горногеологические и иные условия разработки месторождения, рыночную конъюнктуру на минеральное сырье и продукты его переработки, цены на энергоресурсы;

минеральное сырье - добытые и прошедшие первичную обработку полезные ископаемые;


промышленные подземные воды - подземные воды и подземные рассолы, содержащие в растворенном состоянии полезные ископаемые;


опытно-промышленная добыча - добыча полезных ископаемых, осуществляемая в процессе геологического изучения недр с целью разработки или совершенствования технологии обогащения и переработки полезных ископаемых, выбора рациональных способов и методов промышленной разработки месторождений полезных ископаемых, а также использования техногенных минеральных образований;


техногенные минеральные образования - отходы горнодобывающих и перерабатывающих производств, содержащие полезные компоненты, пригодные для использования;


полезный компонент - составная часть полезного ископаемого, извлечение которой с целью промышленного использования является технологически возможным и экономически целесообразным;


месторождение полезных ископаемых - участок недр, содержащий полезные ископаемые, которые в количественном и качественном отношении могут быть объектом разработки;


полезные ископаемые - содержащиеся в недрах природные минеральные образования неорганического и органического происхождения в твердом, жидком или газообразном состоянии, включая промышленные подземные воды, рассолы и рапу соляных озер;


добыча полезных ископаемых - комплекс работ, связанный с извлечением полезных ископаемых из недр на поверхность;


старательская добыча - непромышленная добыча драгоценных металлов на участках недр, в том числе россыпных месторождений золота, на основе предпринимательского риска.


Статья 3. Законодательство о недрах

Законодательство о недрах состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Отношения, связанные с использованием недр в Республике Каракалпакстан, регулируются также законодательством Республики Каракалпакстан.

Отношения, связанные с использованием и охраной земель, вод (за исключением промышленных подземных вод), растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о недрах, то применяются правила международного договора.



Статья 4. Собственность на недра

Недра являются собственностью Республики Узбекистан, подлежат рациональному использованию и охраняются государством.


Статья 5. Государственный фонд недр

Государственный фонд недр составляют используемые и неиспользуемые участки недр, а также техногенные минеральные образования.



Статья 6. Право собственности на добытые полезные

ископаемые, техногенные минеральные образования

Полезные ископаемые, добытые в установленном законодательством порядке, могут находиться в государственной собственности, собственности юридических и  физических лиц.

Право собственности на техногенные минеральные образования, полученные в процессе добычи полезных ископаемых и переработки минерального сырья, сохраняется за пользователем недр на срок пользования участком недр.



II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ГОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Статья 7. Государственное управление

в области горных отношений

Государственное управление в области горных отношений осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан, органами государственной власти на местах, а также специально уполномоченными государственными органами.

Специально уполномоченными государственными органами в области горных отношений являются Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, Государственный комитет Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам, Государственный комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан.


Статья 8. Полномочия Кабинета Министров

Республики Узбекистан в области горных отношений

К полномочиям Кабинета Министров Республики Узбекистан относятся:

утверждение долгосрочных и среднесрочных государственных программ развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы, охраны недр и осуществление контроля за их реализацией;

утверждение Положения о Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых при Государственном комитете Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам;

установление порядка предоставления участков недр в пользование, осуществления мониторинга недр, а также организация государственного учета участков недр, предоставленных в пользование;

установление порядка утверждения запасов полезных ископаемых и ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых, государственного кадастра месторождений, проявлений полезных ископаемых и техногенных минеральных образований;

установление порядка осуществления государственного контроля за геологическим изучением, использованием и охраной недр;

утверждение порядка осуществления старательской добычи драгоценных металлов.



Статья 8-1. Полномочия Государственного комитета

Республики Узбекистан по геологии и минеральным

ресурсам в области горных отношений

К полномочиям Государственного комитета Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам относятся:

реализация единой государственной политики в области горных отношений;

распоряжение государственным фондом недр;

утверждение и реализация ежегодных государственных программ развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы;

утверждение перечня общераспространенных полезных ископаемых;

установление порядка пользования участками недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые;

организация государственного контроля за геологическим изучением, использованием и охраной недр.



Статья 9. Полномочия  органов государственной

власти на местах в области горных отношений

К полномочиям органов государственной власти на местах относятся:

участие в разработке и реализации на соответствующей территории государственных программ развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы, охраны недр и  осуществление контроля за их выполнением;

согласование условий пользования недрами при добыче общераспространенных полезных ископаемых;

осуществление государственного контроля за использованием и охраной недр;

осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.


Статья 10. Ограничение пользования недрами

Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть ограничено в случаях, если такое пользование может создать угрозу жизни и здоровью населения, нанести ущерб окружающей среде.

Пользование недрами на охраняемых природных территориях производится в соответствии с законодательством.


Статья 11. Государственный учет участков недр,

предоставленных в пользование

Участки недр, предоставленные в пользование для геологического изучения, добычи полезных ископаемых, старательской добычи драгоценных металлов, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, для образования охраняемых геологических объектов, а также для сбора образцов камнесамоцветного сырья, палеонтологических остатков и других геологических коллекционных материалов, подлежат государственному учету.

Осуществление права пользования участками недр без его государственного учета не допускается, за исключением работ по геологическому изучению недр, проводимых по согласованию с государственным геологическим фондом.



Статья 12. Государственный учет работ

по геологическому изучению недр

Государственному учету подлежат работы по геологическому изучению недр.

Государственный учет работ по геологическому изучению недр осуществляется Государственным комитетом Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 13. Государственный реестр месторождений

и участков недр, перспективных на выявление

месторождений полезных ископаемых

Государственный реестр месторождений и участков недр, перспективных на выявление месторождений полезных ископаемых (далее - государственный реестр), ведется с целью определения перспектив освоения и дальнейшего развития минерально-сырьевой базы Республики Узбекистан.

По каждому месторождению, подготовленному к промышленному освоению, государственный реестр должен содержать сведения о результатах геолого-экономической оценки и условиях разработки месторождения, количестве и качестве извлекаемого минерального сырья и его стоимости с учетом конъюнктуры рынка.

По каждому участку недр, перспективному на выявление месторождения полезных ископаемых, государственный реестр должен содержать сведения о прогнозных ресурсах (запасах) полезных ископаемых, их предполагаемом качестве, возможных способах разработки потенциального месторождения, а также рекомендации по дальнейшему геологическому изучению участка недр.

Сведения, содержащиеся в государственном реестре, должны учитываться при подготовке условий публичных торгов, а также при предоставлении права пользования участками недр на основе прямых переговоров.

Порядок ведения государственного реестра и уполномоченный государственный орган по его ведению определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



Статья 14. Государственный кадастр месторождений,

проявлений полезных ископаемых и техногенных

минеральных образований

Государственный кадастр месторождений, проявлений полезных ископаемых и техногенных минеральных образований должен содержать сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, попутных полезных компонентов, горногеологические, горнотехнические, технологические, гидрогеологические и другие условия разработки месторождения и его геолого-экономическую оценку, а также сведения по каждому проявлению полезных ископаемых.

По техногенным минеральным образованиям государственный кадастр месторождений, проявлений полезных ископаемых и техногенных минеральных образований должен содержать по каждому складируемому объекту сведения, характеризующие тип или вид техногенных минеральных образований, их количественно-качественные показатели и горнотехнические условия хранения.

Государственный кадастр месторождений, проявлений полезных ископаемых и техногенных минеральных образований ведется Государственным комитетом Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам.



Статья 15. Государственный баланс

запасов полезных ископаемых

Государственный баланс запасов полезных ископаемых должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, степени промышленного освоения, добыче, потерях и обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых.

Государственный баланс запасов полезных ископаемых ведется Государственным комитетом Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам.

Статья 16. Утверждение запасов полезных

ископаемых и государственная экспертиза

геологических материалов

Месторождения полезных ископаемых могут передаваться в промышленное освоение только после утверждения их запасов в установленном законодательством порядке.

Утверждение запасов полезных ископаемых может осуществляться на всех стадиях геологического изучения месторождения на основе разведочных кондиций, определяющих промышленную ценность месторождения полезных ископаемых.

Государственная экспертиза геологических материалов проводится в случаях, предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Закона, а также по участкам недр, предоставляемым в пользование для строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и для хранения, захоронения отходов.

Утверждение разведочных кондиций, запасов полезных ископаемых и государственная экспертиза геологических материалов осуществляются Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых при Государственном комитете Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам.


Статья 17. Списание запасов полезных ископаемых

Добытые полезные ископаемые, а также запасы полезных ископаемых, утратившие промышленное значение, потерянные в процессе добычи, не подтвердившиеся при последующих геологоразведочных работах или разработке месторождения, подлежат списанию с баланса пользователя недр с внесением соответствующих изменений в государственный баланс запасов полезных ископаемых.

Списание с баланса пользователя недр запасов полезных ископаемых, утративших промышленное значение либо не подтвердившихся при последующих геологоразведочных работах или разработке месторождения, производится Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых при Государственном комитете Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам.

Списание с баланса пользователя недр, добытых и потерянных в процессе добычи полезных ископаемых, производится пользователем недр с согласия Инспекции по контролю за горно-геологической деятельностью при Государственном комитете Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам.


Статья 18. Мониторинг недр

Мониторинг недр представляет собой систему наблюдений за состоянием недр для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Порядок осуществления мониторинга недр устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


III. ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ

Статья 19. Виды пользования недрами

Видами пользования недрами являются:

геологическое изучение недр;

добыча полезных ископаемых;

старательская добыча;

использование техногенных минеральных образований;

строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для подземного хранения нефти, газа, газового конденсата (далее - углеводороды), других веществ и материалов, хранения и захоронения отходов;

образование охраняемых геологических объектов;

сбор образцов камнесамоцветного сырья, палеонтологических остатков и других геологических коллекционных материалов.



Статья 20. Пользователи недр

Пользователями недр могут быть юридические и физические лица.



Статья 21. Плата за пользование недрами

Пользование недрами является платным, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Пользователи недр, получившие разрешение на право пользования участками недр для поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, уплачивают подписной бонус и бонус коммерческого обнаружения. Бонус является разовым платежом, осуществляемым пользователем недр.

Бонусы не уплачивают органы государственного управления.

Подписным бонусом является разовый фиксированный платеж пользователя недр за право осуществления деятельности по поиску и разведке полезных ископаемых на основании соответствующего разрешения.

Минимальный размер подписного бонуса устанавливается в зависимости от вида полезного ископаемого в следующих размерах:

право поиска и разведки месторождений углеводородов - пятитысячекратный размер базовой расчетной величины;

право поиска и разведки золота - тысячекратный размер базовой расчетной величины;

право поиска и разведки месторождений драгоценных (кроме золота), редких и благородных металлов - пятисоткратный размер базовой расчетной величины;

право поиска и разведки месторождений рудных полезных ископаемых (за исключением права поиска и разведки месторождений золота, драгоценных, редких и благородных металлов) - двухсот пятидесятикратный размер базовой расчетной величины;

право поиска и разведки месторождений нерудных полезных ископаемых - пятидесятикратный размер базовой расчетной величины.

Подписной бонус уплачивается пользователем недр в налоговые органы по месту налогового учета не позднее тридцати дней со дня получения разрешения.

Бонус коммерческого обнаружения является платежом, уплачиваемым за каждое коммерческое обнаружение месторождений полезных ископаемых на участке недр, указанных в соответствующем разрешении, в том числе за обнаружение полезных ископаемых в ходе проведения дополнительной разведки месторождений, приводящей к увеличению первоначально установленных извлекаемых запасов. Бонус коммерческого обнаружения также уплачивается пользователями недр при получении права на добычу полезных ископаемых, если ранее по данному месторождению не был уплачен бонус коммерческого обнаружения.

Бонус коммерческого обнаружения не уплачивается при проведении разведки месторождений полезных ископаемых, не предусматривающей последующей их добычи.

Объектом для исчисления бонуса коммерческого обнаружения является объем извлекаемых запасов полезных ископаемых на месторождении, утвержденный уполномоченным государственным органом.

Базой для исчисления бонуса коммерческого обнаружения является стоимость объема извлекаемых запасов полезных ископаемых. Стоимость объема извлекаемых запасов полезных ископаемых рассчитывается:

для пользователей недр, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, - по декларированной цене, утвержденной на данный вид полезного ископаемого;

для других пользователей недр - по биржевой цене, установленной на международной бирже, в порядке, установленном законодательством, а при отсутствии цены на мировом рынке стоимость объема извлекаемых запасов полезных ископаемых - исходя из производственной себестоимости добычи, предусмотренной в технико-экономическом обосновании по промышленному освоению соответствующего месторождения, согласованного в установленном порядке, увеличенной на 20 процентов.

Бонус коммерческого обнаружения при выдаче разрешения на право добычи углеводородов, драгоценных и редких металлов, рудных и нерудных полезных ископаемых устанавливается в размере 0,1 процента к стоимости объема извлекаемых полезных ископаемых.

Порядок определения стоимости объема извлекаемых запасов полезных ископаемых и уплаты бонуса коммерческого обнаружения устанавливается законодательством.

Расчет бонуса коммерческого обнаружения представляется пользователями недр в налоговые органы по месту налогового учета не позднее двадцати пяти дней со дня получения разрешения на право пользования участками недр для добычи полезных ископаемых.

Уплата бонуса коммерческого обнаружения производится не позднее девяноста дней со дня получения разрешения на право пользования участками недр для добычи полезных ископаемых.

Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан предоставляется рассрочка по уплате бонуса коммерческого обнаружения до трех лет в случае, если сумма бонуса коммерческого обнаружения превышает годовую сумму налога за пользование недрами.

Государственный комитет Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам ежеквартально представляет в Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан информацию о пользователях недр, которым выданы разрешения на право пользования участками недр для добычи полезных ископаемых.

Сумма подписного бонуса и бонуса коммерческого обнаружения зачисляется в республиканский бюджет Республики Узбекистан.


Статья 22. Сроки пользования недрами

Недра могут предоставляться в срочное (временное) и бессрочное пользование.

Сроки пользования недрами исчисляются со дня предоставления права пользования участками недр.


Статья 23. Срочное пользование участками недр

Участки недр предоставляются в срочное пользование для:

геологического изучения на срок до пяти лет;

добычи полезных ископаемых и использования техногенных минеральных образований на определенный технико-экономическим обоснованием срок разработки месторождения полезных ископаемых или техногенных минеральных образований;

старательской добычи - сроком на три года;

сбора образцов камнесамоцветного сырья, палеонтологических остатков и других геологических коллекционных материалов на срок до двух лет.

Срок пользования недрами может быть продлен по заявлению пользователя недр, направленному в орган, выдавший разрешение на право пользования участком недр (далее - разрешение), не позднее чем за шесть месяцев до окончания срока пользования недрами, при выполнении пользователем недр установленных в разрешении условий и необходимости завершения работ по геологическому изучению недр, а также разработки месторождения полезных ископаемых, использования техногенных минеральных образований либо осуществления работ по ликвидации или консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Решение о продлении или об отказе в продлении срока пользования недрами принимается органом, выдавшим разрешение, в течение тридцати дней со дня поступления заявления пользователя недр.


Статья 24. Бессрочное пользование недрами

В бессрочное пользование могут предоставляться участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также образования охраняемых геологических объектов.


Статья 25. Основания возникновения права пользования

участками недр для геологического изучения за счет средств

Государственного бюджета и собственных средств организаций

в рамках государственных программ развития и воспроизводства

минерально-сырьевой базы

Основанием возникновения права пользования участками недр для геологического изучения за счет средств Государственного бюджета и собственных средств организаций в рамках государственных программ развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы является проектно-сметная документация на геологическое изучение недр, утвержденная в установленном порядке.

Экспертиза проектно-сметной документации на проведение геологоразведочных работ, предусмотренных в государственных программах развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы, осуществляется Государственным комитетом Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам.

Основанием для начала работ по геологическому изучению недр за счет средств Государственного бюджета и собственных средств организаций в рамках государственных программ развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы являются:

государственный учет работ по геологическому изучению недр;

положительное заключение государственной экологической экспертизы;

решение органов государственной власти на местах о предоставлении земельного участка или договор срочного пользования земельным участком.

Перечень работ по геологическому изучению недр, не требующих государственной экологической экспертизы, утверждается Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды.


Статья 26. Разрешение на право пользования

участками недр

Основанием возникновения права пользования участками недр для геологического изучения на условиях предпринимательского риска, добычи полезных ископаемых, использования техногенных минеральных образований и иных целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, является разрешение.

Разрешение удостоверяет право ее владельца на пользование участком недр в конкретных границах в течение установленного срока и определяет условия пользования участками недр.

Допускается выдача разрешений одновременно на несколько видов пользования недрами.

Разрешение должно содержать:

данные о владельце разрешения;

наименование участка недр;

целевое назначение работ, связанных с пользованием недрами;

предварительные параметры участка недр, предоставляемого в пользование;

сроки пользования недрами;

условия пользования участком недр.

Юридические и физические лица, финансировавшие работы по геологическому изучению недр, имеют в течение одного года с даты утверждения в установленном порядке запасов полезных ископаемых по выявленному месторождению исключительное право на получение разрешения для добычи полезных ископаемых на разведанном ими месторождении. После истечения срока предоставления исключительного права за ними сохраняется преимущественное право в публичных торгах на получение разрешения для добычи полезных ископаемых на разведанном ими месторождении.

Получение разрешния не требуется в случаях, предусмотренных статьей 31 настоящего Закона, а также при расчистке русел рек, каналов и коллекторов, не связанной с добычей полезных ископаемых.


Статья 27. Выдача разрешений

Разрешение выдается юридическому или физическому лицу органом, уполномоченным выдавать разрешения.

Выдача разрешений осуществляется по результатам публичных торгов или прямых переговоров юридических и физических лиц с органами, уполномоченными выдавать разрешения, в течение тридцати дней.

В случае, если право пользования участком недр предоставляется не имеющему статуса юридического лица объединению юридических лиц, разрешение выдается одному из участников такого объединения с указанием в нем на то, что данный участник выступает от имени этого объединения, а также с указанием всех других участников объединения.

Разрешения для геологического изучения, добычи полезных ископаемых, старательской добычи, использования техногенных минеральных образований, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования охраняемых геологических объектов и сбора образцов камнесамоцветного сырья, палеонтологических остатков и других геологических коллекционных материалов, за исключением разрешений, указанных в части пятой настоящей статьи, выдаются Государственным комитетом Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам.

Разрешения для строительства и эксплуатации подземных сооружений в целях хранения и захоронения отходов выдаются Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды по результатам прямых переговоров.



Статья 28. Горный отвод

В соответствии с разрешением для добычи полезных ископаемых, использования техногенных минеральных образований, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования охраняемых геологических объектов недра предоставляются в пользование в виде участков недр, ограниченных по площади и глубине (далее - горный отвод).

Хозяйственная и иная деятельность в границах горного отвода может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.

Горные отводы для разработки месторождений полезных ископаемых согласовываются с Государственным комитетом промышленной безопасности Республики Узбекистан в части обеспечения промышленной безопасности и предоставляются Инспекцией по контролю за горно-геологической деятельностью при Государственном комитете Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам.

Для пользования участками недр, предоставляемыми в соответствии с разрешением для опытно-промышленной добычи полезных ископаемых (за исключением опытно-промышленной добычи углеводородов), горный отвод не требуется.

На местах расположения месторождений полезных ископаемых отвод земельных участков выделяется в соответствии с горным отводом.

Порядок предоставления горных отводов определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 29. Изменение условий пользования участком недр

При выявлении неизвестных на момент выдачи разрешения данных о наличии новых видов полезных ископаемых или попутных полезных компонентов, а также о новых свойствах или качествах полезных ископаемых на разрабатываемом месторождении, пользователи недр обязаны направить геологические материалы в Государственную комиссию по запасам полезных ископаемых при Государственном комитете Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам для переутверждения запасов полезных ископаемых.

На основании решения Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых при Государственном комитете Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам орган, выдавший разрешение, может внести изменения в условия пользования участком недр.



Статья 30. Уступка права пользования участком недр

Владелец разрешения для добычи полезных ископаемых, использования техногенных минеральных образований по согласованию с органом, выдавшим разрешение, может уступить право пользования участком недр (полностью или частично) другому лицу в порядке, установленном законодательством, если это лицо принимает на себя обязательства по выполнению условий, установленных разрешением.


Статья 31. Пользование недрами для хозяйственных

и бытовых нужд

Землевладельцы и землепользователи имеют право без получения разрешения осуществлять в пределах предоставленных им земельных участков добычу общераспространенных полезных ископаемых, запасы которых не учтены государственным балансом запасов полезных ископаемых, и строительство подземных сооружений для собственных хозяйственных и бытовых нужд без применения взрывных работ на условиях, установленных законодательством.

В случаях нарушения землевладельцами и землепользователями законодательства добыча общераспространенных полезных ископаемых и строительство подземных сооружений могут быть запрещены в установленном порядке.



Статья 32. Права пользователей недр

Пользователи недр имеют право:

использовать результаты своей деятельности, включая полученную геологическую и иную информацию о недрах, а также добытые полезные ископаемые или их долю, которая по условиям разрешения находится в их распоряжении;

использовать техногенные минеральные образования, полученные в процессе добычи полезных ископаемых и переработки минерального сырья, если иное не установлено в разрешении;

принимать решения  по технологии ведения работ, связанных с пользованием участками недр;

вносить в установленном порядке изменения в технические проекты, планы развития горных работ, а также в проекты разработки и обустройства месторождений углеводородов;

применять в процессе разработки месторождений полезных ископаемых эксплуатационные кондиции;

проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр в границах горного отвода, предоставленного в соответствии с разрешением;

сооружать в границах горного отвода и в пределах предоставленных в установленном порядке земельных участков объекты производственной и социальной сферы, необходимые для осуществления работ, а также на договорной основе пользоваться объектами и коммуникациями общего пользования;

привлекать на договорной основе исполнителей отдельных видов или комплекса работ, связанных с пользованием участком недр;

ходатайствовать о пересмотре условий пользования участком недр в связи с изменением конъюнктуры на минеральное сырье и продукты его переработки, при которой добыча полезных ископаемых экономически нецелесообразна, а также при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых разрешение было выдано.

Пользователи недр могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.



Статья 33. Обязанности пользователей недр

Пользователи недр обязаны:

пользоваться участком недр в соответствии с целью, для которой он предоставлен;

соблюдать нормы и правила по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами и переработкой минерального сырья;

соблюдать требования технических проектов и планов развития горных работ, а также проектов разработки и обустройства месторождений полезных ископаемых;

вести геологическую, маркшейдерскую и иную документацию в процессе разработки месторождений полезных ископаемых, пользования недрами в иных целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, и обеспечивать ее сохранность;

вести учет количества и качества извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, попутных компонентов, а также продуктов переработки  минерального сырья и техногенных минеральных образований;

сохранять добываемые, но временно не используемые попутные полезные ископаемые и попутные полезные компоненты;

обеспечивать соблюдение нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и переработке минерального сырья;

не допускать выборочной отработки богатых участков месторождений полезных ископаемых;

представлять данные о состоянии и движении запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, попутных полезных компонентов, а также данные для ведения государственного кадастра месторождений, проявлений полезных ископаемых и техногенных минеральных образований в Государственный комитет Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам;

представлять в порядке, установленном законодательством, данные об объемах добытых полезных ископаемых;

обеспечивать безопасность работников (персонала) и населения в зоне влияния работ,  связанных с пользованием участками недр;

обеспечивать безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами, принятие мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, разработку планов ликвидации аварий;

соблюдать установленный порядок ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

обеспечивать проведение работ по планировке или террасированию откосов отвалов и бортов карьеров, а также противоэрозионных мероприятий;

осуществлять мероприятия по охране окружающей среды, а также приведению земельных участков и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.

Пользователи недр могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.



Статья 34. Основания ограничения, приостановления

и прекращения права пользования участками недр

Право пользования участками недр может быть ограничено, приостановлено или досрочно прекращено в случаях:

возникновения угрозы жизни или здоровью населения, окружающей среде в зоне влияния работ, связанных с пользованием участками недр;

если пользователь недр в течение одного года не приступил к пользованию участком недр;

систематического невнесения платежей за пользование недрами;

нарушения пользователем недр основных условий разрешения;

невыполнения положений, предусмотренных статьями 36, 37, 39, 40 и 40-1 настоящего Закона.

Право пользования участками недр прекращается в случаях:

истечения установленного срока пользования участком недр;

отказа пользователя от права пользования участком недр;

ликвидации юридического лица или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, которому участок недр был предоставлен в пользование.

Порядок ограничения, приостановления и прекращения права пользования участками недр устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


IV. РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

И ОХРАНА НЕДР

Статья 35. Основные требования по рациональному

использованию и охране недр

Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:

обеспечение полноты геологического изучения и комплексного использования недр;

недопущение самовольной добычи полезных ископаемых и застройки площадей их залегания;

осуществление государственного учета запасов полезных ископаемых;

утверждение запасов полезных ископаемых и проведение государственной экспертизы геологических материалов;

обеспечение наиболее полного извлечения из недр экономически рентабельных запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, попутных полезных компонентов;

охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

обеспечение сохранности запасов полезных ископаемых, консервируемых в недрах, горных выработок, скважин и подземных сооружений при ведении работ, связанных с пользованием недрами;

предотвращение загрязнения недр при подземном хранении углеводородов и продуктов их переработки, иных веществ и материалов, хранении  и захоронении отходов, сбросе сточных вод;

проведение в установленном порядке ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.



Статья 36. Основные требования к геологическому

изучению недр

Основными требованиями к геологическому изучению недр являются:

полнота геологического изучения недр, горнотехнических, гидрогеологических, геолого-экономических и других условий разработки разведуемых месторождений полезных ископаемых, участков недр, предоставляемых в пользование для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для хранения и захоронения отходов;

определение количества и качества запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, попутных компонентов;

исследование свойств вскрышных и вмещающих пород для использования их в производстве и рекультивации земель, а также радиационно-гигиеническая оценка полезных ископаемых;

ведение работ по геологическому изучению недр методами и способами, исключающими неоправданные потери полезных ископаемых и снижение их качества;

выбор участков под размещение извлекаемых из недр горных пород и полезных ископаемых, исключающий их вредное влияние на окружающую среду;

обеспечение сохранности разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений полезных ископаемых и в иных целях, а также ликвидация в установленном порядке горных выработок и скважин, не подлежащих использованию;

обеспечение сохранности геологической, маркшейдерской и иной документации, образцов горных пород и руд, керна, дубликатов проб полезных ископаемых, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении недр, разработке месторождений полезных ископаемых, а также при пользовании недрами в иных целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.


Статья 37. Основные требования к разработке

месторождений полезных ископаемых и

переработке минерального сырья

Разработка месторождений полезных ископаемых и переработка минерального сырья производятся в соответствии с утвержденными в установленном порядке техническими проектами и планами развития горных работ, проектами разработки и обустройства месторождений углеводородов, правилами технической эксплуатации и охраны недр.

В процессе разработки месторождений полезных ископаемых применяются разведочные кондиции. При изменении горногеологических и иных условий разработки месторождений, рыночной конъюнктуры на минеральное сырье и продукты его переработки,  цен на энергоресурсы могут применяться эксплуатационные кондиции, утверждаемые в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

При разработке месторождений полезных ископаемых должно обеспечиваться:

применение рациональных, экологически безопасных технологий добычи полезных ископаемых;

недопущение порчи разрабатываемых и смежных с ними месторождений полезных ископаемых и других участков недр в результате проведения горных работ, сохранение запасов полезных ископаемых,  консервируемых в недрах;

проведение инструментальных наблюдений за устойчивостью уступов и бортов карьеров, процессами сдвижения горных пород, деформациями земной поверхности, зданий и сооружений.

При переработке минерального сырья должны обеспечиваться:

соблюдение технологических схем переработки, обеспечивающих рациональное, комплексное извлечение полезных компонентов;

учет и контроль распределения полезных компонентов на различных стадиях переработки и степени их извлечения из минерального сырья;

изучение технологических свойств и состава минерального сырья, проведение опытно-технологических испытаний в целях совершенствования технологии его переработки;

наиболее полное использование продуктов и отходов переработки, а также сточных вод;

складирование, учет и сохранение временно не используемых продуктов и отходов производства, содержащих полезные компоненты.



Статья 38. Особые условия разработки мелких

коренных месторождений драгоценных металлов

В порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан, допускается совмещение разведки мелких коренных месторождений драгоценных металлов с их разработкой подземным способом.



Статья 38-1. Осуществление старательской добычи

драгоценных металлов

Участки недр предоставляются юридическим и физическим лицам с целью осуществления старательской добычи драгоценных металлов на основе предпринимательского риска.

Для осуществления деятельности по старательской добыче драгоценных металлов предоставляются участки недр, в том числе россыпные месторождения золота, размеры которых не превышают 5 гектаров, до безопасной (допустимой) глубины без проходки подземных горных выработок и без использования взрывчатых веществ.

При производстве работ пользователи недр имеют право применять исключительно измельчение руды и гравитационный метод извлечения драгоценных металлов.

Запрещается использование технологии извлечения драгоценных металлов с применением химических реагентов.



Статья 39. Основные требования при пользовании недрами

для строительства и эксплуатации подземных сооружений,

не связанных с добычей полезных ископаемых

Пользование недрами для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными в установленном порядке техническими проектами.

При эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, должно обеспечиваться обезвреживание или локализация в определенных границах отходов и сточных вод, а также должны приниматься меры по предотвращению их проникновения в горные выработки, на земную поверхность, в атмосферный воздух и водные объекты.



Статья 40. Основные требования по обеспечению

безопасного ведения работ, связанных с

пользованием недрами

Основными требованиями по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, являются:

допуск к работам лиц, имеющих специальную подготовку и квалификацию, а к руководству горными работами ­ лиц, имеющих соответствующее специальное образование;

обеспечение лиц, занятых на горных, буровых и иных работах, специальной одеждой, средствами индивидуальной и коллективной защиты;

применение машин, оборудования и материалов, соответствующих требованиям правил безопасности, санитарным нормам и правилам и экологическим нормативам;

соблюдение правил использования взрывчатых веществ и средств взрывания, а также их учета, хранения и расходования;

проведение комплекса геологических, маркшейдерских, иных работ и наблюдений, необходимых для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное пополнение технической документации и планов ликвидации аварий данными,  уточняющими границы зон безопасного ведения работ;

систематический контроль за состоянием рудничной атмосферы, содержанием в ней кислорода, вредных и взрывоопасных газов и пылей.

Запрещается ведение работ, связанных с пользованием недрами, если их состояние представляет опасность для жизни и здоровья людей.

Ответственность за обеспечение безопасных условий работ, связанных с пользованием недрами, несут руководители организаций, непосредственно осуществляющих эти работы.



Статья 40-1. Основные требования при добыче

общераспространенных полезных ископаемых

При добыче общераспространенных полезных ископаемых должны обеспечиваться условия пользования недрами, согласованные с органами государственной власти на местах, а также должны приниматься меры по предотвращению причинения вреда государству, окружающей среде и возникновению опасности для жизни и здоровья человека.

Пользование участками недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, осуществляется в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



Статья 41. Горноспасательные части и службы

по предупреждению и ликвидации открытых

нефтяных  и газовых фонтанов

Пользователи недр, ведущие подземные горные работы, должны обслуживаться горноспасательными частями, а ведущие буровые работы при поиске, разведке и разработке месторождений углеводородов службами по предупреждению и ликвидации открытых нефтяных и газовых фонтанов.

Положения о горноспасательных частях, а также о службах по предупреждению и ликвидации открытых нефтяных и газовых фонтанов утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



Статья 42. Условия застройки площадей

залегания полезных ископаемых

При выборе участков под размещение населенных пунктов, промышленных и других объектов необходимо заключение Государственного комитета Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.

Застройка площадей залегания месторождений полезных ископаемых, не переданных в промышленное освоение (за исключением месторождений общераспространенных полезных ископаемых), а также размещение в местах их залегания подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, допускаются в исключительных случаях по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области горных отношений с учетом обеспечения возможности извлечения из недр полезных ископаемых.


Статья 43. Охрана участков недр, представляющих

историческую, научную, художественную и иную

культурную ценность

Редкие естественные или искусственные геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и участки недр, представляющие историческую, научную, художественную и иную культурную ценность, могут быть объявлены в порядке, установленном законодательством, особо охраняемыми геологическими объектами.

В случае обнаружения при пользовании недрами объектов, указанных в части первой настоящей статьи, пользователи недр обязаны приостановить работы на соответствующем участке недр и уведомить об этом орган, выдавший разрешение, и органы государственной власти на местах.


Статья 44. Ликвидация и консервация предприятий по

добыче полезных ископаемых и подземных сооружений,

не связанных с добычей полезных ископаемых

Предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации в случаях:

истечения срока пользования недрами;

прекращения права пользования участками недр;

полной отработки экономически рентабельных запасов полезных ископаемых;

возникновения угрозы затопления или разрушения горных выработок, подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, предотвращение которых технически невозможно или экономически нецелесообразно;

утраты необходимости в использовании подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Ликвидация или консервация предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке техническим (технологическим) проектом.

При ликвидации или консервации предприятия по добыче полезных ископаемых или его части, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, горные выработки и скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, окружающей среды. В случае консервации предприятия по добыче полезных ископаемых или его части должны быть приняты меры, обеспечивающие также сохранность месторождения, горных выработок и скважин на все время консервации.

Пользователи недр в случае ликвидации или консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, обязаны пополнить геологическую, маркшейдерскую и иную документацию на момент завершения работ и передать ее в установленном порядке на хранение.

До завершения процесса ликвидации или консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, пользователь недр несет обязанности и ответственность по  пользованию недрами в соответствии с законодательством.



Статья 45. Геологическая и иная информация о недрах

Геологическая и иная информация о недрах, полученная за счет собственных средств пользователей недр, является их собственностью. Собственник геологической и иной информации о недрах определяет порядок и условия ее использования. Право собственности на геологическую и иную информацию о недрах охраняется в течение одного года с даты утверждения запасов полезных ископаемых по вновь выявленному месторождению.

Геологическая и иная информация о недрах, полученная за счет средств Государственного бюджета, а также собственных средств пользователей недр, в обязательном порядке и безвозмездно представляется по установленной форме в Государственный комитет Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам для учета, хранения и систематизации. Государственный комитет Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам обязан обеспечить конфиденциальность поступающей информации.

Порядок и условия реализации геологической и иной информации о недрах, полученной за счет средств Государственного бюджета, определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



Статья 46. Вознаграждение за выявление

месторождений полезных ископаемых

Лица, открывшие, разведавшие неизвестное ранее месторождение полезных ископаемых, имеющее промышленную ценность, а также выявившие дополнительные запасы полезных ископаемых или  новые полезные ископаемые и попутные полезные компоненты в ранее известном месторождении, существенно увеличивающие его промышленную ценность, имеют право на денежное вознаграждение в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 47. Гарантия прав пользователей недр

Вмешательство государственных органов в деятельность пользователей недр не допускается.

Нарушенные права пользователей недр подлежат восстановлению в порядке, предусмотренном законодательством. Убытки, понесенные пользователями недр из-за необоснованного ограничения, приостановления или прекращения права пользования участками недр, подлежат возмещению, включая упущенную выгоду, в порядке, установленном законодательством.



Статья 48. Возмещение причиненного вреда

Вред, причиненный пользователю недр другими лицами, подлежит возмещению в соответствии с законодательством.

Вред, причиненный государству в результате деятельности пользователя недр, виновного в выборочной отработке богатых участков месторождения полезных ископаемых, а также в иных действиях (бездействии), которые привели к порче месторождения или созданию условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования участком недр, подлежит возмещению за счет средств пользователя недр в соответствии с законодательством.

Вред, причиненный государству, а также окружающей среде, жизни и здоровью человека в результате пользования недрами в нарушение установленного порядка добычи общераспространенных полезных ископаемых, подлежит возмещению в соответствии с законодательством.


V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 49. Органы, осуществляющие государственный

контроль за геологическим изучением, использованием

и охраной недр

Государственный контроль за геологическим изучением, использованием и охраной недр осуществляется органами государственной власти на местах, а также специально уполномоченными государственными органами в области горных отношений в порядке, предусмотренном законодательством.


Статья 50. Производственный контроль

за использованием и охраной недр

Производственный контроль за использованием и охраной недр осуществляется геологическими, маркшейдерскими или техническими службами пользователей недр, а при отсутствии этих служб путем привлечения соответствующих специалистов.

Типовые положения о геологических и маркшейдерских службах утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 51. Разрешение споров

Споры в области горных отношений разрешаются  в порядке, установленном законодательством.


Статья 52. Ответственность за нарушение

законодательства о недрах

Лица, виновные в нарушении законодательства о недрах, несут ответственность в установленном порядке.


"Народное слово", 23 января 2003 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2003 г., N 1-2, ст. 1































Время: 0.1695
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск