ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Основы государственно-правового устройства / Утратившие силу акты / Разработка, принятие и систематизация нормативно-правовых актов /Положение о порядке оценки воздействия разрабатываемых проектов и принятых нормативно-правовых актов на предпринимательскую деятельность через Единый портал интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан (Приложение к Постановлению КМ РУз от 02.12.2014 г. N 328)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Постановлению КМ РУз
от 02.12.2014 г. N 328
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке оценки воздействия разрабатываемых
проектов и принятых нормативно-правовых актов на
предпринимательскую деятельность через Единый портал
интерактивных государственных услуг
Республики Узбекистан
1. Настоящее Положение определяет порядок оценки воздействия разрабатываемых проектов и принятых нормативно-правовых актов на предпринимательскую деятельность путем их обсуждения на Едином портале интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан (далее - Единый портал).
2. В настоящем Положении используются следующие понятия:
график - план-график реализации всех этапов разработки, обсуждения и внесения (принятия) нормативно-правового акта, с установленными конкретными сроками их осуществления, утверждаемый разработчиками;
нормативно-правовой акт - законы Республики Узбекистан, указы, постановления и распоряжения Президента Республики Узбекистан, постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан, приказы и постановления министерств, государственных комитетов и ведомств, а также решения органов государственной власти на местах;
обсуждение нормативно-правового акта - размещение соответствующего проекта или принятого нормативно-правового акта и иной необходимой информации на Едином портале, а также обобщение и рассмотрение представленных предложений участников обсуждения для проведения оценки воздействия разрабатываемых проектов и принятых нормативно-правовых актов на предпринимательскую деятельность;
разработчики - органы государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах, осуществившие разработку соответствующего проекта или принятого нормативно-правового акта;
участники обсуждения - юридические и физические лица, представившие предложения по разработанным проектам или принятым нормативно-правовым актам, размещенным на Едином портале.
3. Целями оценки воздействия разрабатываемых проектов и принятых нормативно-правовых актов на предпринимательскую деятельность являются:
определение возможных (возникших) положительных и отрицательных последствий принятия нормативно-правового акта на основе анализа проблемы, цели ее регулирования и возможных способов решения;
выявление в разрабатываемом проекте и принятом нормативно-правовом акте положений, создающих условия для коррупции, совершения других правонарушений в системе государственной власти и управления, вводящих или способствующих введению избыточных административных и иных ограничений для субъектов предпринимательства;
выявление положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов у субъектов предпринимательства.
4. Обсуждению и оценке воздействия на предпринимательскую деятельность подлежат разрабатываемые проекты нормативно-правовых актов, предусматривающие:
а) введение новых ограничений, новых видов разрешительных процедур, лицензий либо распространение имеющихся ограничений, разрешительных процедур и лицензионных видов деятельности на более широкий круг субъектов предпринимательства;
б) введение дополнительных требований или условий для получения документов разрешительного характера либо лицензий;
в) введение требований (условий), которые могут повлечь значительные расходы у субъектов предпринимательства;
г) увеличение требований к минимальному размеру уставного капитала субъектов предпринимательства - юридических лиц;
д) влияние на права и законные интересы 30 и более процентов субъектов предпринимательства в соответствующей сфере;
е) сокращение (уменьшение) предоставленных прав либо установление дополнительных обязанностей субъектов предпринимательства;
ж) установление новых мер ответственности субъектов предпринимательской деятельности;
з) установление льгот по налогам и другим обязательным платежам, иных льгот, гарантий и преференций для субъектов предпринимательства, а также предоставление субъектам предпринимательства новых прав.
5. Оценка принятых нормативно-правовых актов может быть осуществлена в целях дальнейшего совершенствования регулируемых ими соответствующих направлений и вопросов, исключения возможных сдерживающих факторов развития предпринимательской деятельности, а также упрощения и сокращения разрешительных процедур для осуществления предпринимательской деятельности, по:
инициативе соответствующих разработчиков принятого нормативно-правового акта;
предложениям объединений субъектов предпринимательства;
предложениям государственных и иных уполномоченных органов по соответствующим направлениям и вопросам, отнесенным к их компетенции, а также по мотивированному коллективному обращению субъектов предпринимательства по регулируемым ими вопросам;
соответствующим поручениям палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан.
6. Оценке воздействия на предпринимательскую деятельность не подлежат проекты нормативно-правовых актов:
содержащие государственные секреты и иную охраняемую законом тайну;
принимаемые в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций или устранения их последствий;
направленные на реализацию программ социально-экономического развития;
по приведению положений действующего законодательства в соответствие с вновь принятыми нормативно-правовыми актами;
не соответствующие критериям, указанным в пункте 4 настоящего Положения.
7. Инициирование процесса обсуждения разрабатываемого проекта или принятого нормативно-правового акта с целью оценки его воздействия на осуществление предпринимательской деятельности, а также обобщение и рассмотрение предложений участников обсуждений осуществляются соответствующими разработчиками, на основании утвержденного ими графика, в соответствии со схемами согласно:
приложению 1 к настоящему Положению - по разрабатываемым проектам нормативно-правовых актов;
приложению 2 к настоящему Положению - по принятым нормативно-правовым актам.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА
8. Обсуждение разрабатываемого проекта нормативно-правового акта проводится до начала процедуры его согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами - в обязательном порядке, а принятого нормативно-правового акта - не ранее, чем через год после его вступления в силу.
9. Для проведения обсуждения разрабатываемого проекта или принятого нормативно-правового акта разработчик размещает на Едином портале уведомление о проведении обсуждения, график, проект или принятый нормативно-правовой акт, в отношении которого проводится оценка воздействия, а также опросный лист участников обсуждения.
Опросный лист участников обсуждения размещается по типовым формам согласно:
приложению 3 к настоящему Положению - для проекта нормативно-правового акта;
приложению 4 к настоящему Положению - для принятого нормативно-правового акта.
10. Уведомление о проведении обсуждения должно содержать:
а) для разрабатываемых проектов нормативно-правовых актов:
обоснование необходимости принятия проекта;
вид, наименование и планируемый срок вступления в силу проекта;
сведения о разработчике;
срок, в течение которого разработчиком принимаются предложения по проекту нормативно-правового акта, который не может составлять менее 15 дней со дня размещения уведомления на Едином портале;
б) для принятых нормативно-правовых актов:
описание проблемы (вопроса), на решение или изучение которой направлена оценка нормативно-правового акта;
сведения о разработчике;
срок, в течение которого разработчиком принимаются предложения по нормативно-правовому акту, который не может составлять менее 15 дней со дня размещения уведомления на Едином портале.
В уведомление также может включаться иная информация, относящаяся, по мнению разработчика, к сведениям о проекте и принятом нормативно-правовом акте.
И ОБОБЩЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
11. Предложения по обсуждаемому проекту и принятому нормативно-правовому акту представляются участниками обсуждения путем заполнения соответствующих опросных листов, размещенных на Едином портале в соответствии с пунктом 9 настоящего Положения.
12. Участники обсуждения могут также излагать свои обоснованные предложения в произвольной форме по вопросам, не предусмотренным в опросных листах.
13. Предложения участников обсуждения, не относящиеся к предмету обсуждения, необоснованные и неясно изложенные, а также представленные после срока, указанного в уведомлении, разработчиками не рассматриваются.
14. Разработчики осуществляют обобщение поступивших предложений участников обсуждения и размещают на Едином портале соответствующую информацию об их принятии, либо мотивированные причины - в случае отклонения.
15. Поступившие предложения, независимо от принятия или отклонения их разработчиками, должны оставаться размещенными на Едином портале и быть доступными для неограниченного ознакомления, включая министерств и ведомств, осуществляющих согласование проекта нормативно-правового акта.
IV. УЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННЫХ
ОБСУЖДЕНИЙ
16. Учет предложений участников обсуждений по проекту нормативно-правового акта осуществляется разработчиками путем его доработки в соответствии с принятыми предложениями и в сроки, установленные графиком. При этом срок доработки проекта не должен превышать 30 дней после окончания обсуждения.
17. Разработчики повторно, в порядке информации размещают, доработанный проект нормативно-правового акта на Едином портале.
При этом повторно размещенный на Едином портале проект должен сопровождаться соответствующей информацией со ссылками на пункты, доработанные или включенные в проект по итогам обсуждения, а также на представивших их участников обсуждений.
18. Доработанный проект нормативно-правового акта одновременно с повторным размещением его на Едином портале направляется для согласования в установленном порядке в заинтересованные министерства и ведомства.
19. Учет предложений участников обсуждений по принятым нормативно-правовым актам осуществляется путем разработки соответствующего проекта нормативно-правового акта, в том числе по внесению изменений и дополнений в обсуждаемый нормативно-правовой акт.
Разработка проекта нормативно-правового акта осуществляется в соответствии с принятыми предложениями и в сроки, предусмотренные утвержденным графиком. При этом срок разработки проекта не должен превышать 30 дней после окончания обсуждения.
20. Разработанный проект размещается на Едином портале для обсуждения и проведения иных процедур, предусмотренных настоящим Положением.
21. Проведенное обсуждение и его результаты в обязательном порядке отражаются в пояснительной записке к проекту нормативно-правового акта (справке юридической службы - при подготовке ведомственных нормативно-правовых актов, решений органов государственной власти на местах).
22. Сроки, указанные в пунктах 10, 16 и 19 настоящего Положения, могут быть изменены при разработке проектов нормативно-правовых актов с установленными конкретными сроками их внесения, принятия или вступления в силу.
При этом сроки, указанные в утвержденных графиках, должны соответствовать установленным конкретным срокам внесения, принятия или вступления в силу нормативно-правовых актов.
23. Материалы проведенного обсуждения разрабатываемых проектов и принятых нормативно-правовых актов, включая поступившие предложения по ним, должны храниться на Едином портале и быть доступны для неограниченного ознакомления в течение 3 лет после завершения обсуждения.
24. Руководитель разработчика несет персональную ответственность за размещение на Едином портале разрабатываемых проектов и принятых нормативно-правовых актов для проведения обсуждения, рассмотрение поступивших предложений участников обсуждений и размещение информации об их принятии либо отклонении в соответствии с требованиями настоящего Положения.
к Положению
СХЕМА
проведения обсуждения разрабатываемого
проекта нормативно-правового акта
Этапы |
Субъекты |
Мероприятия |
Сроки выполнения |
|||
|
||||||
1-й этап |
Разработчик |
Разработка проекта нормативно-правового акта.
|
в соответствии с графиком |
|||
|
||||||
2-й этап |
Разработчик |
Размещение на Едином портале: уведомления о проведении обсуждения; графика; проекта нормативно-правового акта; опросного листа участников обсуждения.
|
в однодневный срок после разработки проекта |
|||
|
||||||
3-й этап |
Участники обсуждения Разработчик |
Представление предложений по проекту нормативно-правового акта. Обобщение и рассмотрение поступивших предложений. Размещение на Едином портале информации о принятии предложений или мотивированных причин их отклонения.
|
в сроки, указанные в уведомлении об обсуждении в соответствии с графиком |
|||
|
||||||
4-й этап |
Разработчик |
Доработка проекта в соответствии с принятыми предложениями. Повторное размещение проекта на Едином портале и направление проекта для согласования в заинтересованные министерства и ведомства.
|
в соответствии с графиком, но не более 30 дней после проведения обсуждения |
|||
Примечание. При разработке проектов нормативно-правовых актов с установленными конкретными сроками их внесения, принятия или вступления в силу указанные сроки могут быть изменены.
к Положению
СХЕМА
проведения обсуждения принятого
нормативно-правового акта
Этапы |
Субъекты |
Мероприятия |
Сроки выполнения |
|||
|
||||||
1-й этап |
Разработчик |
Подготовка описания проблемы (вопроса), на решение (изучение) которой направлена оценка принятого нормативно-правового акта.
|
в соответствии с графиком |
|||
|
||||||
2-й этап |
Разработчик |
Размещение на Едином портале: уведомления о проведении обсуждения; графика; нормативно-правового акта; опросного листа участников обсуждения.
|
в однодневный срок после подготовки описания |
|||
|
||||||
3-й этап |
Участники обсуждения Разработчик |
Представление предложений по нормативно-правовому акту. Обобщение и рассмотрение поступивших предложений. Размещение на Едином портале информации о принятии предложений или мотивированных причин их отклонения.
|
в сроки, указанные в уведомлении об обсуждении в соответствии с графиком |
|||
|
||||||
4-й этап |
Разработчик |
Подготовка проекта нормативно-правового акта, в том числе по внесению изменений и дополнений в обсуждаемый нормативно-правовой акт в соответствии с принятыми предложениями. Размещение разработанного проекта на Едином портале для его обсуждения.
|
в соответствии с графиком, но не более 30 дней после проведения обсуждения |
|||
Примечание. При разработке проектов нормативно-правовых актов с установленными конкретными сроками их внесения, принятия или вступления в силу указанные сроки могут быть изменены.
к Положению
ОПРОСНЫЙ ЛИСТ
участников обсуждения разрабатываемых
проектов нормативно-правовых актов
Контактная информация:
Наименование организации
(Ф.И.О. физического лица): |
Сфера деятельности организации: |
Ф.И.О. контактного лица: |
Номер контактного телефона: |
Адрес электронной почты: |
1. На решение какой проблемы, на Ваш взгляд, направлен предлагаемый проект? Актуальна ли данная проблема сегодня?
|
|
2. Насколько корректно разработчик проекта нормативно-правового акта определил те факторы, которые обуславливают необходимость государственного вмешательства? Насколько цель предлагаемого регулирования соотносится с проблемой, на решение которой оно направлено? Достигнет ли, на Ваш взгляд, предлагаемое нормативно-правовое регулирование тех целей, на которые оно направлено?
|
|
3. Является ли выбранный вариант решения проблемы оптимальным (в т. ч. с точки зрения выгод и издержек для субъектов предпринимательства)? Существуют ли иные варианты достижения заявленных целей государственного регулирования? Если да, выделите те из них, которые, по Вашему мнению, были бы менее затратны и (или) более эффективны?
|
|
4. Какие, по Вашей оценке, субъекты предпринимательской деятельности будут затронуты предлагаемым регулированием (по видам субъектов, по отраслям, количество в Вашем городе или области, районе)?
|
|
5. Повлияет ли введение предлагаемого регулирования на конкурентную среду в отрасли, будет ли способствовать необоснованному изменению расстановки сил в отрасли? Если да, то как? Приведите, по возможности, количественные оценки.
|
|
6. Оцените, насколько полно и точно отражены обязанности, ответственность субъектов государственного регулирования, а также насколько понятно прописаны административные процедуры, реализуемые ответственными государственными органами, насколько точно и недвусмысленно прописаны властные функции и полномочия? Считаете ли Вы, что предлагаемые нормы не соответствуют или противоречат иным нормативно-правовым актам? Если да, укажите такие нормы и нормативно-правовые акты.
|
|
7. Существуют ли в предлагаемом проекте нормативно-правового акта положения, создающие условия для проявления коррупции, совершения других правонарушений в системе государственной власти и управления, а также вводящие или способствующие введению избыточных административных и иных ограничений для субъектов предпринимательства, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательства? Приведите обоснования по каждому указанному положению.
|
|
8. Какие, на Ваш взгляд, могут возникнуть проблемы и трудности с контролем за соблюдением требований и норм, вводимых данным нормативно-правовым актом? Предусмотрен ли в нем механизм защиты прав субъектов предпринимательства?
|
|
9. Требуется ли переходный период для вступления в силу предлагаемого регулирования (если да, какова его продолжительность), какие ограничения по срокам введения нового регулирования необходимо учесть?
|
|
10. Какие, на Ваш взгляд, целесообразно применить исключения по введению регулирования в отношении отдельных групп лиц? Приведите соответствующее обоснование.
|
|
11. Специальные вопросы, касающиеся конкретных положений и норм рассматриваемого проекта нормативно-правового акта, отношение к которым уполномоченному органу необходимо прояснить.
|
|
12. Иные предложения и замечания, которые, по Вашему мнению, целесообразно учесть в рамках оценки регулирующего воздействия.
|
|
к Положению
ОПРОСНЫЙ ЛИСТ
участников обсуждения принятых
нормативно-правовых актов
Контактная информация:
Наименование организации
(Ф.И.О. физического лица): |
Сфера деятельности организации: |
Ф.И.О. контактного лица: |
Номер контактного телефона: |
Адрес электронной почты: |
1. Насколько цель регулирования нормативно-правового акта соотносится с проблемой, на решение которой оно направлено? Достигло ли, на Ваш взгляд, нормативно-правовое регулирование тех целей, на которые оно направлено?
|
|
2. Является ли выбранный вариант решения проблемы оптимальным (в т. ч. с точки зрения выгод и издержек для общества в целом)? Существуют ли иные варианты достижения заявленных целей государственного регулирования? Если да, выделите те из них, которые, по Вашему мнению, были бы менее затратны и (или) более эффективны?
|
|
3. Повлияло ли введение регулирования на конкурентную среду в отрасли, способствовало ли необоснованному изменению расстановки сил в отрасли? Если да, то как? Приведите, по возможности, количественные оценки.
|
|
4. Оцените, насколько полно и точно отражены обязанности, ответственность субъектов государственного регулирования, а также насколько понятно прописаны административные процедуры, реализуемые ответственными государственными органами, насколько точно и недвусмысленно прописаны властные функции и полномочия?
|
|
5. Существуют ли в нормативно-правовом акте положения, создающие условия для проявления коррупции, совершения других правонарушений в системе государственной власти и управления, либо вводящие или способствующие введению избыточных административных и иных ограничений для субъектов предпринимательства, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательства? Приведите обоснования по каждому указанному Положению.
|
|
6. Какие, на Ваш взгляд, возникают проблемы и трудности с контролем за соблюдением требований и норм, предусмотренных данным нормативно-правовым актом?
|
|
7. Какие, на Ваш взгляд, целесообразно применить исключения по введению регулирования в отношении отдельных групп лиц? Приведите соответствующее обоснование.
|
|
8. Иные предложения и замечания, которые, по Вашему мнению, целесообразно учесть в рамках оценки регулирующего воздействия.
|
|
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
9 декабря 2014 г., N 49, ст. 581