ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
2014 год /Собрание законодательства РУз N 50
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
N 50
9 декабря 2014 года подписан Закон "Об инвестиционной деятельности" в новой редакции, утвержденной Законом N ЗРУ-380. Он вступил в силу с момента его официального опубликования - 10 декабря 2014 года.
В новой редакции Закона расширен перечень форм осуществления инвестиций путем включения права собственности на объекты интеллектуальной собственности.
Кроме того, Закон дополнен нормой, определяющей не только понятие "инвестиционный проект", но и сами процедуры, включенные в него.
Перечень прав инвесторов дополнен правами самостоятельно и свободно распоряжаться доходом, полученным в результате инвестиционной деятельности, после уплаты налогов и других обязательных платежей, а также получать адекватную компенсацию в случае реквизиции его инвестиций и иных активов и возмещение убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) и решений органов госуправления, власти на местах и их должностных лиц.
Участник инвестиционной деятельности обязан использовать средства по целевому назначению.
Также в Законе нашли отражение стимулирование государством инвестиционной деятельности и нецентрализованные инвестиции. Под последними подразумеваются собственные средства инвестора; кредиты банков, в том числе полученные от иностранных банков без гарантии Республики Узбекистан; прямые иностранные инвестиции. Нецентрализованные инвестиции могут осуществляться и из иных источников, не противоречащих законодательству. Управление ими инвестор осуществляет самостоятельно.
Согласно новой редакции Закона инвестиционная программа Узбекистана, включающая инвестиционные проекты, осуществляемые в приоритетных направлениях социально-экономического развития страны, должна утверждаться Президентом. Напомним, что ранее инвестиционную программу утверждал Кабинет Министров.
* * *
Законом "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" от 11.12.2014 г. N ЗРУ-381 внесены изменения в:
Закон "О нормативно-правовых актах" (от 14.12.2000 г. N 160-II), который дополнен еще одним требованием, предъявляемым к содержанию нормативно-правового акта. В нем должен быть указан срок вступления его (или его частей) в силу;
Таможенный кодекс. Скорректированы условия выдачи таможенным органом разрешения на переработку товаров предприятиями с госдолей в уставном фонде (уставном капитале). Оно выдается по письменному обращению заявителя при условии, что:
технико-экономическое обоснование процесса переработки согласовано с уполномоченным органом, за исключением случаев, установленных законодательством;
есть заключение уполномоченного органа о том, что переработка товаров вне таможенной территории не наносит ущерба экономическим интересам Узбекистана;
Закон "О сертификации продукции и услуг" (от 28.12.1993 г. N 1006-XII). Скорректированы полномочия агентства "Узстандарт". Кроме того, согласно внесенным изменениям, в объекты сертификации включена программная и другая научно-техническая продукция. Услуги и системы качества теперь исключены из объектов сертификации. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, ранее проводимый экспертами-аудиторами по качеству в установленном Узстандартом порядке, теперь осуществляется органами по сертификации, выдавшими сертификат соответствия, или инспекционными органами по сертификации;
Закон "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" (от 25.05.2000 г. N 69-II). Скорректирована среднегодовая численность работников предприятий: легкой, пищевой и промышленности строительных материалов - не более 200 человек; металлообработки и приборостроения, деревообрабатывающей и мебельной промышленности, а также прочей промышленно-производственной сферы - не более 100 человек.
Закон дополнен нормой, предусматривающей гарантии от неблагоприятного изменения законодательства для субъектов предпринимательской деятельности. В Законе нашло отражение еще одно ранее принятое требование. К субъектам предпринимательской деятельности не применяются меры ответственности за нарушение требований нормативно-правовых актов и иных актов, принятых министерствами, государственными комитетами и ведомствами, органами госвласти на местах, регламентирующих вопросы взаимоотношений с субъектами предпринимательской деятельности, не опубликованных на их официальных веб-сайтах;
Закон "О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности" (от 20.12.2012 г. N ЗРУ-341). С 3 до 1 дня сокращен срок письменного извещения предпринимателя о решении уполномоченного органа о прекращении действия документа разрешительного характера с указанием причин и конкретных норм законодательства.
Также Законом N ЗРУ-381 введена административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства об обращениях юридических лиц: в ранее действующие статьи Уголовного кодекса и Кодекса об административной ответственности (КоАО) внесены дополнения. Вместе с тем в ряде статей КоАО подверглось корректировке понятие "воспрепятствование" законной предпринимательской деятельности и увеличены санкции.
Законом внесены изменения и дополнения и в другие законодательные акты.
Закон вступил в силу с момента его официального опубликования - 12 декабря 2014 года.
* * *
В связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2015 год Указом Президента от 9 декабря 2014 года N УП-4677 внесены изменения в некоторые документы, которые вступят в силу с 1 января 2015 года.
Изменениями в Указ Президента "О создании акционерного коммерческого банка "Микрокредитбанк" от 5 мая 2006 года N УП-3750 на три года продлен срок льгот этому банку.
Банк освобожден от уплаты:
налогов на прибыль и имущество;
таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) за ввозимое банковское оборудование и технологии;
налога на добавленную стоимость при реализации взысканного в пользу банка имущества.
Высвобождающиеся средства носят целевой характер и должны быть направлены на укрепление материально-технической базы АКБ "Микрокредитбанка".
Изменениями в Указ Президента "О дополнительных мерах по вовлечению выпускников образовательных учреждений в предпринимательскую деятельность" от 28 июля 2010 года N УП-4232 отмечено, что при заключении микрофирмами и малыми предприятиями трудовых договоров с выпускниками профессиональных колледжей, академических лицеев и высших образовательных учреждений республики предельный норматив среднегодовой численности занятых работников, установленный законодательством, может превышать не более чем на 50% (ранее 20%). При этом за ними сохраняются льготы, гарантии и права, предусмотренные микрофирмам и малым предприятиям.
В Указе Президента "О дополнительных мерах по формированию максимально благоприятной деловой среды для дальнейшего развития малого бизнеса и частного предпринимательства" от 24 августа 2011 года N УП-4354 скорректирована норма, предоставляющая льготу по освобождению от обязательной продажи 50% валютной выручки.
В Указе Президента "О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата и деловой среды в Республике Узбекистан" от 7 апреля 2014 года N УП-4609 скорректирована норма в отношении вновь созданных субъектов малого предпринимательства. Согласно ей вновь созданные субъекты малого предпринимательства (за исключением организаций розничной торговли) уплачивают ЕНП и ЕСП без учета установленных минимальных размеров указанных платежей в течение 6 месяцев с даты их госрегистрации, а в случае строительства ими в указанный период объектов для собственных нужд - до истечения 6 месяцев с даты утверждения акта приемки законченного объекта, но не более одного года с даты их госрегистрации.
* * *
4 декабря 2014 года вышло Постановление Президента Республики Узбекистан "О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2015 год" (N ПП-2270).
Для предпринимателей "главный документ страны" интересен в первую очередь в связи с тем, что он устанавливает ставки налогов и платежей на предстоящий год.
Отметим те налоги и обязательные платежи, ставки которых в 2015 не изменились.
НДС - 20%;
Единый налоговый платеж, за исключением строительных организаций. Для строительных организаций предусмотрено снижение ставки на 1 процентный пункт - с 6% до 5%;
Обязательные отчисления во внебюджетный Пенсионный фонд - 1,6%;
Обязательные отчисления в Республиканский дорожный фонд - 1,4%;
Обязательные отчисления в Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев и медицинских учреждений при Министерстве финансов - 0,5%;
Единый социальный платеж для предприятий, кроме микрофирм, малых предприятий и фермерских хозяйств. С 2015 года им предусмотрено снижение ставки до 15%;
Фиксированный налог по отдельным видам предпринимательской деятельности с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
Фиксированный налог с индивидуальных предпринимателей, кроме парикмахерских услуг. Они с 2015 года отдельной строкой не выделяются, а включаются в бытовые услуги и облагаются по ставкам для бытовых услуг, что означает снижение ставки для "парикмахеров" на 0,5 МРЗП в месяц;
Налог на доходы, выплачиваемые в виде дивидендов и процентов резидентам Узбекистана -10%;
Налог на имущество юридических лиц - 4%;
Единый земельный налог-6%;
Налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры - 8% (предельная ставка);
Сбор за право розничной торговли отдельными видами товаров (предельная ставка);
Сбор за право оказания платных услуг по временному хранению автотранспортных средств (предельная ставка);
Налог за пользование недрами;
Ставки бонусов: подписного и коммерческого обнаружения;
Ставка налога на сверхприбыль. При этом увеличились цены отсечения при расчете налога;
Ставки сборов и отчислений в Республиканский дорожный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан.
Сохранился также порядок, согласно которому налогообложение доходов от сдачи имущества в аренду, осуществляется исходя из суммы арендной платы не ниже рассчитанной исходя минимальных ставок: для юрлиц - арендной платы за пользование государственным имуществом, для физлиц - установленных законодательством.
Минимальные ставки арендной платы, установленные для физических лиц, сдающих имущество в аренду (недвижимое имущество и транспортные средства) не изменились и приведены в приложении 26 к Постановлению N ПП-2270 от 04.12.2014 г.
Постановлением Президента N ПП-2270 внесены изменения в Порядок осуществления хозяйствующими субъектами обязательной продажи выручки в иностранной валюте от 29.06.2000 г. N 245.
По действующему законодательству валютная выручка, поступающая от экспорта микрофирмами и малыми предприятиями товаров собственного производства, была освобождена от обязательной продажи. Исключение составляли лишь предприятия, осуществляющие экспорт и транзит природного газа.
Внесенными дополнениями расширен перечень таких товаров. С 1 января 2015 года предприятия малого бизнеса, обязаны продавать поступающую валютную выручку, в случае если они экспортируют следующие виды продукции:
При экспорте сельхозпродукции и дикорастущих растений предприятия обязаны будут продавать 25% валютной выручки, а при вывозе (транзите) остальных товаров, указанных в приведенной выше таблице в пунктах 2-5, в соответствии с п. 10 Порядка - 50%.
* * *
Во исполнение Постановления Президента от 15 июля 2013 года N ПП-2003 "Об утверждении планов разработки нормативно-правовых и иных актов, направленных на реализацию отсылочных норм законов" Постановлением Кабинета Министров от 5 декабря 2014 года N 335 утвержден Перечень объектов, в отношении которых вследствие их исторической, художественной или иной культурной ценности применение залога и ипотеки не допускается.
Перечень включает в себя 3846 археологических объектов, 2055 объектов архитектуры и культурного наследия, 572 памятников и монументов, 14 заслуживающих внимания мест по всей территории Республики Узбекистан (с указанием их названия, периода создания и места расположения).
Документ принят на государственном языке.
* * *
Приказом начальника Узбекского агентства автомобильного и речного транспорта (зарегистрирован Министерством юстиции 09.12.2014 г. N 2630) утверждена Инструкция о порядке оценки тендерных предложений.
Инструкция определяет порядок оценки тендерных предложений по тендерам, проводимым в соответствии с Положением об организации и проведении открытых тендеров на размещение пригородных, междугородных (внутриобластных, межобластных) и международных пассажирских маршрутов (утверждено Постановлением Кабинета Министров от 29.07.1999 г. N 368).
Установлено, что тендерные предложения должны быть рассмотрены и оценены каждым членом комиссии по следующим показателям:
предлагаемый уровень тарифа за 1 пассажира/км (каждый пункт уменьшения тарифа по сравнению с тарифом, предлагаемым комиссией, оценивается по 5 балльной системе с учетом повышающего коэффициента);
марка (класс) и год выпуска транспортного средства (оценивается по дифференцированным баллам). Комиссия самостоятельно определяет марку (класс) транспортного средства, требуемого для перевозки, и дифференцированные баллы;
пассажировместимость, т.е. общее количество сидячих и стоячих мест (оценивается по дифференцированным баллам исходя из общего количества мест).
предлагаемый вариант режим работы автобусов (каждый пункт увеличения режима работы оценивается по 5 балльной системе с учетом повышающего коэффициента);
предлагаемое количество рейсов на маршрутах (каждый рейс, превышающий требуемое количество рейсов, оценивается по 5 балльной системе с учетом повышающего коэффициента);
план мероприятий по обеспечению безопасности движения и пожарной безопасности при работе на маршрутах (оценивается по 5 балльной системе). При этом перевозчик получает 5 баллов при выполнении следующих обязательных условий (в совокупности):
проведение ежедневного предрейсового техосмотра транспортных средств;
проведение ежедневного медосмотра водителей;
обучение водителей Правилам дорожного движения (утверждены Постановлением Кабинета Министров от 11.12.2000 г. N 472) по 30 часовой программе.
Комиссия с учетом точных требований к маршрутам вправе предложить дополнительные требования по оценке тендерных предложений участников.
Документ принят на государственном языке.
Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования в Собрании законодательства Республики Узбекистан N 50 от 15 декабря 2014 года.
* * *
Совместным постановлением Министерства финансов и Государственного налогового комитета (зарегистрировано МЮ 9.12.2014 г. N 2632) с 1 января 2015 года устанавливаются новые минимальные оптово-отпускные и розничные цены на алкогольную продукцию.
Алкогольная продукция должна реализовываться по следующим ценам:
Наименование товара |
Минимальная оптово-отпускная цена производителя (сум.)
|
Минимальная розничная цена (сум.) |
||
до 31.12.2014 г.
|
с 1.01.2015 г. |
до 31.12.2014 г. |
с 1.01.2015 г. |
|
Вино (1 л) |
3 300 |
3 800 |
4 000 |
4 600 |
Водка и прочий алкоголь (1 л) |
7 800 |
9 000 |
9 500 |
10 900 |
Коньяк 1 (л) |
9 400 |
11 100 |
11 400 |
13 400 |
Напомним, продажа алкогольной продукции (кроме пива) по ценам ниже минимальной розничной цены, установленной законодательством, запрещена (абзац тринадцатый пункта 15 Правил розничной торговли алкогольной продукцией, утвержденных Постановлением Президента от 16.03.2007 г. N ПП-605; абзац пятнадцатый пункта 60 Правил розничной торговли в Республике Узбекистан, утвержденных Постановлением КМ от 13.02.2003 г. N 75).
За нарушение этих правил предусмотрена административная ответственность по статье 186-1 Кодекса об административной ответственности в виде штрафа от 50 до 100 МРЗП.
* * *
Совместным постановлением Министерства юстиции, Государственного комитета по статистике (зарегистрировано Министерством юстиции 10.12.2014 г. N 2633) утверждена Инструкция о порядке включения в наименования юридических лиц официального названия государства, а также слов, производных от него.
Согласно Постановлению Кабинета Министров от 11.10.2014 г. N 286 "О мерах по упорядочению использования в наименованиях и символиках юридических лиц указаний на официальное название государства" указания на официальные названия "Ўзбекистон Республикаси" и "Ўзбекистон", а также производные от них слова* вправе использовать в своих наименованиях:
юридические лица, создаваемые или организация деятельности которых осуществляется в соответствии с законами, постановлениями палат Олий Мажлиса, решениями Президента и Кабинета Министров, если их наименования прямо предусмотрены в соответствующих актах;
государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, создаваемые государственными органами и организациями республиканского значения;
хозяйственные общества, в уставном фонде (уставном капитале) которых государственная доля превышает 50%;
объединения юридических лиц республиканского значения**;
республиканские негосударственные некоммерческие организации, а также их обособленные подразделения, в наименованиях которых указывается полное наименование головной организации;
предприятия с иностранными инвестициями.
Предприятия с иностранными инвестициями вправе использовать в своих наименованиях официальные названия государства и производные слова на основе обращений органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, представленных в соответствующие органы юстиции. Для остальных юридических лиц, указанных выше, такое обращение не требуется.
Официальные названия государства и производные слова прибавляются в зарезервированное фирменное наименование коммерческой организации, если иное не предусмотрено законами, решениями палат Олий Мажлиса, Президента и Кабинета Министров. Резервирование фирменного наименования в централизованной базе данных фирменных наименований через сеть Интернет осуществляется по электронной заявке регистрирующего органа в соответствии с Инструкцией о порядке функционирования электронной системы резервирования и централизованной базы данных фирменных наименований (рег. N 2251 от 02.08.2011 г.). Требование о резервировании фирменного наименования не распространяется в отношении банков, кредитных бюро, государственных учреждений, создаваемых государственными органами и организациями республиканского значения, объединений юридических лиц республиканского значения, республиканских негосударственных некоммерческих организаций, а также их обособленных подразделений, в наименованиях которых указывается полное наименование головной организации.
В Инструкции подробно прописаны порядок и сроки обращения в регистрирущие органы и рассмотрения ими представленных документов для использования официальных названий государства и производных слов в фирменных наименованиях.
Также Инструкция предусматривает порядок изменения наименований юридических лиц, в наименованиях которых содержатся официальные названия государства и производные слова. Это осуществляется на основании решения уполномоченного органа (учредителей).
Определено, что наименования юридических лиц, содержащие официальные названия государства и производные слова, не допускается использовать и подлежат изменению в случаях, когда:
государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, созданные государственными органами и организациями республиканского значения, преобразовываются на другие организационно-правовые формы, не имеющие права использовать официальные названия государства и производные слова;
государственная доля в уставном фонде (уставном капитале) хозяйственных обществ становится менее 50%;
место расположения членов объединений юридических лиц республиканского значения приходится на одно административно-территориальное формирование;
предприятия с иностранными инвестициями перестают отвечать требованиям указов Президента N УП-1652 от 30.11.1996 г. и N УП-3090 от 11.06.2002 г.
Документ принят на государственном языке.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования в Собрании законодательства Республики Узбекистан N 50 от 15 декабря 2014 года.
----------------------------------------------
*) Слова, производные от официальных названий "Ўзбекистон Республикаси" и "Ўзбекистон" - слова, составленные посредством аффикса "Ўз" и слова "Ўзбек" (например, "Ўзэкспорт", "Ўзбек-Туркман Капитал", "Uz-Ros Import", "Uzbekwest" и т.п.);
**) Объединения юридических лиц республиканского значения - некоммерческие объединения коммерческих организаций, расположенных на двух или более административно-территориальных формированиях (в Республике Каракалпакстан, г.Ташкенте, областях).