ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Образование. Наука. Культура / Культура / Общие положения /

Национальная программа повышения правовой культуры в обществе (Утверждена Постановлением ОМ РУз от 29.08.1997 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

УТВЕРЖДЕНА

Постановлением Олий Мажлиса РУз

от 29.08.1997 г.



НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

повышения правовой культуры в обществе



Узбекистан уверенно идет по пути построения демократического правового государства и формирования справедливого гражданского общества, занимает прочные позиции в мировом сообществе. Стабильность и порядок, межнациональное согласие и гражданская сплоченность снискали доверие и уважение к молодому государству.

В стране развернулись широкомасштабные реформы в сферах экономики, политики, государственного строительства, правовой системы и духовного преобразования общества. Создана законодательная база осуществляемых реформ. Последовательно укрепляются и совершенствуются правовые основы общественно-политической жизни.

Поступательное движение общества и успех реформ во многом зависят от уровня правосознания и правовой культуры народа. Политическая активность личности, ее истинно гражданская позиция, восприимчивость к демократическим преобразованиям являются важнейшими факторами достижения намеченных целей.

Высокая правовая культура - основа демократического общества и показатель зрелости правовой системы. Она является фактором, оказывающим активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе, способствующим консолидации граждан, всех социальных групп, поддерживающим и укрепляющим целостность общества, порядок в нем. Уважение к закону является одним из основных требований правового общества, эффективного функционирования политической и правовой систем.

Правовая культура - неотъемлемая составная часть общей культуры. В сознании людей должно укорениться убеждение, что культурным и образованным может считаться только тот, кто обладает правовыми знаниями и умеет применять их на практике.

Современное состояние развития общества и государства требует всемерного повышения правовой культуры, правовой грамотности всех участников правоотношений. Правовая культура как сплав правового знания, правового убеждения и активной практической деятельности призвана обеспечить успешное решение стоящих перед обществом и государством задач.

Исходя из необходимости обеспечения в стране прав и интересов человека, создания условий для демократизации общественной жизни и формирования основ правового государства принимается настоящая Национальная программа.



ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Целью Национальной программы является создание всеохватывающей постоянно действующей системы формирования правовой культуры с тем, чтобы все слои населения овладевали правовой грамотностью, достигли высокого уровня правосознания, могли применять правовые знания в повседневной жизни.

Основными задачами в достижении указанной цели являются:

совершенствование системы правового обучения и правового воспитания;

достижение уважительного отношения к закону и праву всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами;

повышение правовой грамотности населения;

обеспечение социально-правовой активности граждан.

Государственная политика в области формирования и повышения правовой культуры опирается на принципы: приоритетность прав и свобод человека; верховенство Конституции и закона; демократизм; социальная справедливость; научность;

непрерывность; преемственность и всеобщность правового воспитания; доступность правовой информации; единство и дифференцированный подход к правовому воспитанию и просвещению.

Приоритетными направлениями государственной политики по формированию высокой правовой культуры являются:

обеспечение повышения правовой культуры и социальной активности населения во взаимоотношениях гражданина, общества и государства;

усиление роли органов самоуправления граждан, общественных объединений, средств массовой информации в формировании правовой культуры населения;

обеспечение населения правовой информацией, государственная поддержка издания и распространения научно-популярной юридической литературы;

совершенствование средств и методов правового обучения и правового воспитания;

развитие современной системы юридического образования, подготовки и переподготовки кадров;

стимулирование исследования научных основ правовой культуры, организация социально-правовых исследований;

формирование правового сознания и правовой культуры населения на основе использования национальных традиций и мирового опыта.

Успешная реализация государственной политики по формированию правовой культуры населения предполагает, с одной стороны, создание условий, необходимых для усвоения каждым членом общества определенного минимума правовых знаний, с другой - дифференциацию правового просвещения с учетом особенностей различных социальных групп.



ПОВЫШЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И

СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ГРАЖДАНИНА,

ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА


Конституция Республики Узбекистан закрепляет правовые основы взаимной ответственности личности и государства. В отношениях "человек - государство" приоритет принадлежит человеку. Деятельность органов государственной власти должна быть подчинена защите, охране прав и свобод человека.

Права человека - ядро гуманистического, демократического правосознания. Уровень правосознания - это не только правовая информированность людей, знание ими законов. В первую очередь, это - готовность соблюдать и выполнять законы, законопослушание, уважение к праву и правосудию.

Развитое законодательство является важной предпосылкой повышения правовой культуры, обязательным условием становления правового государства. Необходимо последовательно приводить национальное законодательство в соответствие с международными нормами и стандартами в области прав человека. Законы должны быть жизненными, тесно связанными с практикой, исходить из нее. При этом законодательные акты должны иметь силу прямого действия. Исполнительные органы могут принимать подзаконные акты не в дополнение к законам, а только в их исполнение.

Важнейшим условием адекватного правового обеспечения демократических преобразований является системность законодательства. Законы должны быть строго взаимоувязаны, базироваться на Конституции и содействовать развитию национальной правовой системы.

Наряду с совершенствованием системы законодательства следует добиваться четкого и последовательного проведения законов в жизнь, обеспечения их строгого и неукоснительного соблюдения. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, ни один человек не могут быть освобождены от обязанности подчиняться закону.

Важное значение имеет создание действенного механизма реализации законов, как со стороны государства, так и в результате активизации деятельности общественных структур. Необходимо сформировать новые эффективные механизмы управления и контроля за соблюдением прав и свобод человека.

Наличие внутренне согласованной системы законодательства, отсутствие противоречий между различными правовыми актами, создание действенных механизмов, обеспечивающих неукоснительное соблюдение законов, необходимы для воспитания законопослушных граждан, формирования у каждого уважения к закону.

Одной из основополагающих задач проводимой в Узбекистане правовой реформы является обеспечение эффективной защиты, в первую очередь судебной, законных прав и интересов человека. Вера в торжество законности и справедливости должна основываться на твердом убеждении каждого, что никто не может безнаказанно нарушить закон, что любой человек вправе требовать восстановления нарушенного права и возмещения причиненного ему материального и морального вреда.

Повышение уровня правовой культуры населения во многом зависит от компетентности работников законодательной, исполнительной и судебной властей.

Уровень правовой культуры гражданского общества характеризуется наличием широкой сети общественных объединений, фондов, союзов, ассоциаций, органов самоуправления граждан и социальной активностью этих демократических структур в обеспечении прав конкретной личности и общества.

Важная роль в формировании правосознания и правовой культуры граждан принадлежит профессиональным союзам, молодежным и женским организациям. Они призваны более эффективно использовать различные формы правового обучения и правового воспитания, внести существенный вклад в усиление социально-правовой активности граждан.

Общественным объединениям следует уделять особое внимание оказанию реальной адресной правовой помощи различным социальным группам населения, созданию общественных юридических консультаций, изданию тематических сборников законодательных актов по правам человека, социальным вопросам, пенсионному обеспечению, брачно-семейным отношениям, выпуску юридических справочников, а также научно-популярной правовой литературы, предназначенной для работников различных профессий.

В реализации принципа всеобщности правового воспитания и доступности правовой информации неоценима роль органов самоуправления граждан, в том числе махалли, которые должны оказывать самое непосредственное и повседневное влияние на формирование правовой культуры и повышение правосознания населения.

Общество и государство содействуют функционированию национальных институтов по правам человека, различных общественных движений, правозащитных организаций, способствующих развитию правовой грамотности граждан, защите их прав и законных интересов.

В правовом просвещении народа должны занять достойное место юристы-профессионалы и их объединения. Демократическое общество нуждается в высококвалифицированных юристах. Использование их профессиональных качеств и знаний способно оказать огромное позитивное влияние на состояние правовой культуры и правосознания общества. Значительную роль в реализации задач настоящей Программы, защите прав и свобод граждан, а также обеспечении профессиональных интересов юристов сыграло бы создание ассоциации юристов Узбекистана, в состав которой могли бы войти юристы и различные профессиональные объединения юристов (союзы судей, адвокатов, ученых-правоведов и др.). Одной из важнейших задач ассоциации юристов должна быть консолидация сил профессионалов в деле правового просвещения населения.

Значительный вклад в дело повышения правовой культуры общества может внести создание неправительственного фонда поддержки правового воспитания.

Средства массовой информации должны стать последовательными проводниками правовых знаний и правовой культуры в массы. Все более очевидным становится необходимость активизации средств массовой информации, ибо они выступают тем демократическим институтом, через который формируются общественное мнение и правовая культура.



СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО ОБУЧЕНИЯ

И ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ


Общество и государство заинтересованы в воспитании социально активных и законопослушных граждан. Государство заботится о правовой культуре как составной части всей культурной жизни общества.

Целью правового обучения является предоставление каждому возможности получения правовых знаний, необходимых в практической деятельности в объеме не менее установленных государственными стандартами.

Воспитательная и учебная работа должна направляться на повышение уровня индивидуального правосознания личности до понимания наиболее общих юридических принципов и норм, отвечающих интересам человека, общества, государства.

Правовое обучение должно вестись непрерывно, начиная с самого раннего возраста. Необходимо, чтобы уже в дошкольных детских учреждениях ребенок узнавал о нормах поведения, получал первые понятия о нравственных и некоторых правовых нормах, чтобы по мере дальнейшей учебы эти знания расширялись и углублялись, приобретали четко выраженный правовой характер.

Обеспечение доступности правовой информации, предоставление каждому реальной возможности повысить свои правовые знания позволят гражданам должным образом осуществлять свои права и свободы, выполнять обязанности, осознанно и активно участвовать в политической жизни общества.

Необходимо преодолеть оставшуюся в наследие одностороннюю информационно-просветительскую направленность правового воспитания, теснее связывать его с задачами укрепления законности, охраны прав и свобод граждан.

Следует постоянно ориентироваться на то, что воспитание в духе права, законности не ограничивается правовым просвещением, формированием позитивного отношения к закону, праву, а находит свое завершение в социально-правовой активности личности, ее правовой культуре.

Совершенствование правового воспитания и правового обучения населения достигается выявлением неиспользованных механизмов и их интенсификацией, внедрением новых форм и средств воспитания и обучения, усилением материально-технической базы.

Основные меры активизации правового воспитания и обучения состоят в следующем:

государство, являясь основным организатором правового воспитания и обучения, постоянно совершенствует методы и средства воспитания и обучения, структуру учреждений, непосредственно занимающихся этой деятельностью, содействует формированию альтернативных систем правового воспитания и правового обучения;

обеспечение широкого сотрудничества государственных структур и общественных объединений в области повышения правовой культуры населения. Координация этой работы, определение неотложных и перспективных задач должны быть важнейшими направлениями деятельности Министерства юстиции Республики Узбекистан и общественных объединений юристов;

осуществление правового воспитания и обучения не только образовательно-воспитательными учреждениями, но и с участием работников правоохранительных органов, юридических служб государственных органов и предприятий (учреждений, организаций), а также органов государственной власти на местах;

разработка и утверждение нормативных и учебно-методических основ правового обучения и правового воспитания, учитывающих ведение этой работы в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах и введение в них новых учебных дисциплин;

определение количества учебных заведений, глубоко изучающих основы правовых дисциплин, и численности подготовки юридических кадров должно осуществляться с учетом экономической, социальной, демографической ситуации и иных факторов, обусловливающих потребности общества в соответствующих специалистах;

усиление государственной поддержки подготовки и издания учебников, учебных пособий и другой литературы;

совершенствование системы правового воспитания и обучения лиц, не имеющих отношения к образовательным и воспитательным учреждениям (рабочих, служащих, домохозяек, пенсионеров, военнослужащих и др.). К этому делу государство подключает юридические учебные заведения, правоохранительные органы, научно-исследовательские институты, ученых-юристов и других;

укрепление материально-технической базы учебных юридических заведений.

В условиях формирования гражданского общества, совершенствования политико-правовой системы в стране следует внедрять новые средства и методы повышения правовой культуры.

В целях совершенствования средств и методов формирования правовой культуры следует:

повышать уровень правовой работы с гражданами и обеспечивать надлежащее кадровое обеспечение правоохранительных органов и учебных заведений;

вырабатывать особые требования к уровню правовых знаний и правовой культуре должностных лиц. Это объясняется тем, что они призваны строго исполнять законы, обеспечивать действие права, формировать и осуществлять правовую политику.

К новым формам повышения правовой культуры в обществе относится распространение правовых знаний не только государственными институтами, но и общественными объединениями.

Особое внимание следует уделять организации правового обучения в сельской местности, городах, не имеющих юридических учебных заведений и научных учреждений правового профиля.

Повышению правовой культуры способствуют совершенствование системы распространения правовых знаний через средства массовой информации, издание общедоступной юридической литературы.



ПОВЫШЕНИЕ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ,

ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И ГРАЖДАН


Анализ практики применения законодательства наглядно показывает, что значительное число правонарушений, включая и случаи ущемления должностными лицами прав и законных интересов граждан, совершается из-за недостаточной правовой осведомленности, низкого уровня правовой культуры. По этой же причине граждане, права которых ущемлены, зачастую не используют предусмотренный законодательством механизм защиты нарушенного права, в том числе и возможность обжалования в суде неправомерных действий и решений должностных лиц.

Искоренение правового нигилизма, повышение уровня правовой культуры населения объективно требуют обеспечения доступности правовой информации. В этом плане необходимо значительно повысить оперативность издания актов законодательства, особенно ведомственных нормативных актов. Следует увеличить тираж выпускаемого Министерством юстиции "Бюллетеня нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств" и обеспечить на него свободную подписку. Значительный вклад в обеспечение доступности правовой информации должно внести издание тематических сборников нормативных актов по отдельным отраслям права либо рассчитанных на определенные группы населения.

Современное информационное обеспечение предполагает широкое использование компьютерных технологий. Необходимы разработка научно обоснованной единой справочной системы законодательства Республики Узбекистан и обеспечение свободного доступа абонентов к этой системе.

Важным направлением улучшения информированности и повышения уровня правовой культуры населения должно стать значительное увеличение выпуска популярной справочной литературы, рассчитанной как на самый широкий круг читателей, так и на отдельные слои населения, в том числе и на должностных лиц. Особое внимание следует обратить на необходимость выпуска комментариев и практических пособий, разъясняющих вопросы применения действующего законодательства и рассчитанных на работников государственных органов, а также на руководителей негосударственных организаций.

Большое значение в обеспечении правовой грамотности населения имеет деятельность средств массовой информации. Необходимо существенно повысить их внимание к правовой тематике, разъяснению на страницах периодических изданий, в телевизионных и радиопередачах тех юридических вопросов, которые возникают у населения.

В системе переподготовки и повышения квалификации государственных служащих целесообразно установить обязательное обучение основам правовых знаний с учетом специфики их деятельности.

Организация повышения квалификации различных категорий работников должна основываться на дифференцированном подходе. Нужно стремиться, прежде всего, к повышению профессиональной подготовленности человека. Люди различных специальностей должны получить правовые знания с таким расчетом, чтобы умело применять их в процессе работы. Квалификационные характеристики и требования, предъявляемые к руководителям государственных органов и их структурных подразделений, должны предусматривать необходимый уровень правовых знаний, прежде всего в области прав и свобод человека.

Повышению правовой грамотности населения будет способствовать организация встреч граждан с работниками правоохранительных органов, адвокатами, учеными-правоведами на предприятиях, в учреждениях, организациях, учебных заведениях, махаллях.



ПОДГОТОВКА, ПЕРЕПОДГОТОВКА И

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

ЮРИДИЧЕСКИХ КАДРОВ


Одним из направлений повышения правовой культуры в обществе является создание стройной, непрерывной, взаимосвязанной, отвечающей современным требованиям системы юридического образования.

Важнейшим направлением совершенствования подготовки и переподготовки кадров является организация образовательных комплексов, которые должны охватывать все стадии обучения.

Осуществление реформы юридического образования немыслимо без решения вопроса о том, какое количество специалистов в области правоведения и с какой специализацией необходимо сегодня и в перспективе. В связи с этим первостепенное значение имеет определение перечня должностей, замещаемых специалистами с высшим и средним специальным юридическим образованием. При разработке такого перечня важно установить реальные сроки и систему мер, направленных на подготовку юридических кадров соответствующей квалификации.

Необходимым условием реформирования системы подготовки юридических кадров является разработка научно обоснованных учебных программ и последовательное проведение специализации юридического образования.

Специализация подготовки юридических кадров предполагает, с одной стороны, углубленное изучение тех учебных дисциплин, по которым она проводится, с другой - определение перечня базовых юридических дисциплин, обязательных для всех учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров по специальности "правоведение". При отсутствии или неполном наборе этих обязательных дисциплин в учебном плане соответствующее учебное заведение должно быть лишено права подготовки юридических кадров.

В целях повышения качества организации правового обучения и правового воспитания населения, формирования у будущих юристов необходимых навыков в учебных планах юридических вузов следует предусмотреть проведение занятий по курсу научных основ и методики правового просвещения.

Составной частью обеспечения подготовки квалифицированных юридических кадров должно стать совершенствование системы приема абитуриентов в юридические учебные заведения. Учитывая, что при отборе абитуриентов в юридические учебные заведения необходимо выявить их способности к анализу, логическому мышлению, критическому разбору нестандартных ситуаций, выработке собственных выводов, умению 1 аргументировать свою позицию, определить уровень овладения ими устной и письменной речью, следует предусмотреть, наряду с проведением тестирования, сдачу ими творческого экзамена, позволяющего определить наличие у поступающего соответствующих способностей.

Совершенствование юридического образования объективно требует реформирования процесса обучения, активного использования в процессе подготовки юридических кадров прогрессивных средств и методов обучения, усиления связи учебного процесса с практикой. Необходимо, чтобы юрист не только обладал определенной суммой знаний, но и умел применять эти знания на практике.

Существенное внимание в процессе обучения должно уделяться изучению правового механизма обеспечения прав и свобод человека, вопросам становления в Узбекистане демократического правового государства и формирования гражданского общества, правовому обеспечению экономических реформ.

Окончание учебного заведения и сдачу государственных экзаменов следует рассматривать как подтверждение того, что выпускник прошел соответствующий курс обучения и обладает определенными знаниями. Возможность работать по специальности должна предоставляться только после прохождения выпускниками стажировки и сдачи квалификационного экзамена, свидетельствующего об умении применять полученные знания в процессе работы.

Улучшение качества подготовки научных и педагогических кадров является отправным моментом, основополагающим условием обеспечения современного высокого уровня юридического образования. Несбалансированность в подготовке научных и педагогических кадров привела к тому, что в республике ощущается острая нехватка научных и педагогических работников по ряду отраслей права (финансовому, трудовому, международному, праву социального обеспечения и др.).

Значительный дефицит соответствующих специалистов существенно затрудняет подготовку квалифицированных юридических кадров, а следовательно, и решение целого ряда практических задач, в том числе связанных с правовым обеспечением рыночных реформ. Необходимо определять приоритетные направления подготовки научных и педагогических кадров именно по тем отраслям права, где испытывается дефицит специалистов.

Обязательным этапом непрерывной системы юридического образования должна стать переподготовка и повышение квалификации. В целях усиления связи процесса обучения и проведения научных исследований с практикой в качестве одной из форм повышения квалификации следует предусмотреть обязательное прохождение научными и педагогическими работниками, в зависимости от их специализации, стажировки в судах, прокуратуре, органах внутренних дел, иных правоохранительных органах, а также на предприятиях, в адвокатских бюро, коллегиях и фирмах.



ИССЛЕДОВАНИЕ НАУЧНЫХ ОСНОВ

ПОВЫШЕНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ


Исследование философских, социальных, экономических, психологических и юридических проблем сущности, содержания, структуры и проявления правовой культуры, выявление способов ее формирования и дальнейшего повышения должны рассматриваться как приоритетные направления научных исследований.

Особую актуальность представляет проведение научных исследований по проблемам: взаимосвязь общей и правовой культуры личности; правовая культура и правовое поведение;

роль права в формировании общественного сознания; правовое воспитание и социальная активность населения; формы и методы воздействия на правосознание; психологические аспекты правосознания; социальные отклонения и деформации правосознания; правовая культура различных слоев и социальных групп населения.

Для выявления реальной картины состояния правовой культуры в обществе в целом и правовой культуры различных слоев населения необходимо развивать социологическую базу исследований проблем правовой культуры, практиковать проведение опросов и других методов выявления общественного мнения о праве, его социальной ценности и регулирующей функции.

Особое внимание должно уделяться исследованию педагогических проблем формирования правовой культуры. Министерствам народного образования, высшего и среднего специального образования с участием заинтересованных организаций следует разработать научно обоснованную методику правового воспитания молодежи.

Важно значительно расширить издание и использование с учетом особенностей Республики Узбекистан результатов научных исследований повышения правовой культуры в зарубежных странах, содействовать обмену научной информацией по данной проблеме.

Существенный вклад в активизацию научных исследований по вопросам повышения правовой культуры населения, распространения научных знаний должны внести проведение научно-практических конференций, семинаров, увеличение выпуска научной, научно-популярной и справочной литературы.





























Время: 0.0067
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск