ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебная власть. Правосудие / Судебная система / Высший хозяйственный суд / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции / По таможенным вопросам /

Постановление кассационной инстанции Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 15.05.2007 г. N 10-0614/16138

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

15.05.2007 г.

N 10-0614/16138


(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)




Закон устанавливает обязанность декларанта заявить таможенную стоимость товара и право таможенного органа по его контролю, в рамках реализации которого он имеет право принять окончательное решение об определении таможенной стоимости товара по избранному им методу


ООО "VODIY TEKSTIL" обратилось в хозяйственный суд с иском к УГТК по Ташкентской области о взыскании 78509143,94 сум уплаченных таможенных платежей.

Определением суда от 29.12.2006 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство финансов Республики Узбекистан.

Решением суда первой инстанции от 05.02.2007 г. исковые требования удовлетворены полностью за счет УГТК по Ташкентской области.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

УГТК по Ташкентской области подана кассационная жалоба об отмене решения и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, а прокуратурой г.Ташкента принесен протест об отмене решения и направлении дела на новое рассмотрение.

Судебная коллегия, обсудив доводы кассационной жалобы и протеста, считает решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

ООО "VODIY TEKSTIL" за период с февраля по октябрь 2006 г. осуществило ввоз на таможенную территорию Республики Узбекистан пальмовое масло производства Малайзии. При таможенном оформлении ввезенного товара декларантом была заявлена таможенному органу его таможенная стоимость в размере 0,42 доллара США за 1 кг. ООО "VODIY TEKSTIL" считая, что указанная таможенная стоимость товара должна была быть определена по первому методу, согласно которому стоимость пальмового масла составила бы 0,30 долларов США за 1 кг, а не по шестому резервному методу как это было сделано таможенным органом, ООО "VODIY TEKSTIL" предъявило исковое заявление в суд о возврате 78509143,94 сум уплаченных таможенных платежей, возникших из-за разницы таможенной стоимости.

Согласно статье 15 Закона Республики Узбекистан "О таможенном тарифе" начисление, уплата и взимание таможенной пошлины на товар производится на основе его таможенной стоимости в соответствии с Таможенным кодексом

Республики Узбекистан. Таможенная пошлина вносится в государственный бюджет Республики Узбекистан.

Согласно части первой статьи 18 Закона Республики Узбекистан "О таможенном тарифе" таможенной стоимостью ввозимого на таможенную территорию Республики Узбекистан товара является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы Республики Узбекистан, при условии, что:

данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, подтверждены документально и являются достоверными;

отсутствуют ограничения по распоряжению товарами или их использованию покупателем, за исключением ограничений, которые установлены законодательством;

продажа или цена не является предметом каких-либо условий или соображений, из-за которых таможенная стоимость оцениваемых товаров не может быть определена;

никакая часть выручки от какой-либо последующей перепродажи, распоряжения или использования товаров покупателем не перейдет прямо или косвенно продавцу, если только не может быть сделана надлежащая корректировка в соответствии с положениями части второй настоящей статьи;

покупатель и продавец не являются взаимозависимыми лицами, за исключением случаев, когда их взаимозависимость не повлияла на стоимость сделки, что должно быть доказано декларантом.

Согласно статье 23 Закона Республики Узбекистан "О таможенном тарифе" если таможенная стоимость товара не может быть определена методами, указанными в статьях 18-22 данного Закона, таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется на основании ценовой информации, имеющейся у таможенного органа. При этом таможенная стоимость товара не должна определяться на основе:

продажной цены аналогичного товара, произведенного в Республике Узбекистан;

наиболее высокой стоимости из двух и более альтернативных стоимостей;

цены товара на внутреннем рынке страны вывоза (экспорта);

цены товара, поставляемого из страны его вывоза (экспорта) в третьи страны;

минимальных таможенных стоимостей, а также произвольно установленных или фиктивных и достоверно не подтвержденных стоимостей товаров.

В соответствии с п.3 главы I Правил заявления и контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Узбекистан (зарегистрированы Министерством юстиции Республики Узбекистан N 899 от 22.02.2000 г.) определение таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется декларантом по методам, установленным статьями 18-23 Закона Республики Узбекистан "О таможенном тарифе" и Инструкции по определению таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Республики Узбекистан (зарегистрирована Министерством юстиции N 390 от 13.01.1998 г.)

Таможенный орган, производящий таможенное оформление ввозимого товара, осуществляет контроль за правильностью определения декларантом таможенной стоимости, включая правильность применения выбранного декларантом метода и возможность его применения, а также полноту (комплектность) представленных декларантом документов (обязательных и дополнительных) и их соответствие установленным требованиям.

Согласно п.1 главы II Правил заявления и контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Узбекистан, таможенная стоимость товаров заявляется (декларируется) декларантом таможенному органу по установленным формам ДТС-1 или ДТС-2 при заявлении тех таможенных режимов, в соответствии с которыми ввозимые товары облагаются таможенными пошлинами и/или налогами, рассчитываемыми на стоимостной основе.

Декларация таможенной стоимости является таможенным документом. За все сведения, указанные в декларации таможенной стоимости, и документах, представленных в подтверждение таможенной стоимости, декларант несет ответственность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

Согласно п.9 главы II Правил заявления и контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Узбекистан, таможенный орган, производящий таможенное оформление, может располагать информацией, отсутствующей у декларанта, в том числе справочными ценами на товары, обращающимися во внешней торговле, а также данными по идентичным или аналогичным товарам, таможенное оформление которых производилось ранее. При этом информация о таможенной стоимости по отдельной сделке может быть представлена декларанту только в обезличенном виде, обеспечивающем соблюдение конфиденциальности используемой информации (то есть без указания продавца, покупателя, декларанта и прочих данных, позволяющих идентифицировать сделку).

Согласно статье 14 Закона Республики Узбекистан "О таможенном тарифе", при осуществлении контроля за таможенной оценкой таможенный орган имеет право:

принимать решение о правильности таможенной стоимости, заявленной декларантом;

принимать решение о невозможности использования выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости в случае непредставления доказательств, подтверждающих достоверность использованных декларантом данных;

определять таможенную стоимость декларируемого товара, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости на основании имеющихся у него сведений (в том числе ценовой информации по идентичным или однородным товарам) с корректировкой, осуществляемой в соответствии с настоящим Законом, при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости, либо при наличии оснований полагать, что представленные декларантом сведения не являются достоверными и (или) достаточными.

Таможенный орган обязан по письменному запросу декларанта представить ему письменное разъяснение причин, по которым заявленная декларантом таможенная стоимость не принята таможенным органом.

В соответствии с п.5 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан N 416 от 30.09.2003 г. "О мерах по дальнейшему совершенствованию мониторинга экспортно-импортных операций", Государственному таможенному комитету и Министерству внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан для обеспечения информированности субъектов внешнеэкономической деятельности и эффективного осуществления таможенных процедур поручено ежемесячно публиковать в средствах массовой информации бюллетень ценовой информации на экспортируемые и импортируемые товары на основе данных Единой электронной информационной системы внешнеторговых операций, а также информации, полученной из альтернативных источников.

Согласно части второй статьи 13 Закона Республики Узбекистан "О таможенном тарифе", декларант обязан:

заявлять таможенному органу таможенную стоимость;

по требованию таможенного органа предоставлять сведения, относящиеся к определению таможенной стоимости.

Расходы, возникшие у декларанта в связи с уточнением заявленной им таможенной стоимости или предоставлением таможенному органу дополнительной информации, несет декларант. Увеличение срока таможенного оформления товара, обусловленное проведением таможенной оценки, не может быть использовано декларантом для получения фактической отсрочки уплаты таможенной пошлины.

В данном случае, таможенная стоимость пальмового масла по шестому резервному методу в размере 0,42 доллара США была заявлена самим декларантом, т. е. истцом. Следовательно, факт нарушения его прав, предусмотренных статьей 13 Закона Республики Узбекистан "О таможенном тарифе", отсутствует.

Кроме того, из анализа вышеприведенных норм материального права следует, что определение таможенной стоимости состоит из двух этапов: 1) ее заявления декларантом; 2) ее контроля таможенным органом.

Закон устанавливает обязанность декларанта заявить таможенную стоимость товара и право таможенного органа по его контролю, в рамках реализации которого он имеет право принять окончательное решение об определении таможенной стоимости товара по избранному им методу.

Таким образом, закон относит к исключительной прерогативе таможенного органа принятие окончательного решения об определении таможенной стоимости товара.

Согласно статье 13 Закона Республики Узбекистан "О таможенном тарифе" декларант имеет право его обжаловать.

При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, с отнесением судебных расходов за рассмотрение дела на ООО "VODIY TEKSTIL".



“Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан”,

2008 г., N 5











Время: 0.0055
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск