ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Отдельные отрасли экономики / Транспорт / Железнодорожный транспорт /

Правила перевозки по территории Республики Узбекистан взрывчатых материалов железнодорожным транспортом (Утверждены Постановлением от 25.05.2005 г. МВД N 5, Государственной инспекции "Саноатконтехназорат" N 80, зарегистрированным МЮ 08.07.2005 г. N 1493)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

УТВЕРЖДЕНЫ

Постановлением от 25.05.2005 г.

МВД N 5 и Госинспекции

"Саноатконтехназорат" N 80,

зарегистрированным МЮ

08.07.2005 г. N 1493



ПРАВИЛА

перевозки по территории Республики Узбекистан

взрывчатых материалов железнодорожным

транспортом


Настоящие Правила устанавливают порядок перевозки, специальные требования к технологическим перемещениям взрывчатых веществ, материалов и изделий с их применением, а также средств взрывания промышленного назначения (далее - ВМ) по территории Республики Узбекистан железнодорожным транспортом предприятиями, организациями и учреждениями, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, и определяют основные требования к организации, техническому обеспечению и безопасности перевозок.

Перевозка взрывчатых веществ и изделий военного назначения регламентируется специальными правилами и инструкциями.



ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. К перевозке железнодорожным транспортом допускаются только ВМ, включенные в Перечень ВМ, разрешенные к перевозке железнодорожным транспортом (приложение N 10 Правил перевозки опасных грузов, утвержденных на 15 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств 5 апреля 1996 года, далее - Правила перевозки опасных грузов по железной дороге).


2. Запрещается перевозка ВМ в составах:

имеющих пассажирские вагоны, другие взрывоопасные или горючие грузы;

со сжатыми и сжиженными газами, легковоспламеняющимися жидкостями;

легковоспламеняющимися твердыми веществами;

самовозгорающимися веществами и веществами, выделяющими воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой, а также влагой воздуха;

окисляющимися веществами и органическими пероксидами, ядовитыми веществами;

соединенных негабаритными грузами верхней третьей, нижней третьей и больших степеней, боковой четвертой и больших степеней негабаритности;

имеющих длину более вместимости приемо-отправочных путей на участках следования таких поездов.

Запрещается перевозка ВМ в пассажирских, почтово-багажных, людских поездах.


3. Не допускается постановка вагонов с ВМ в поезде ближних назначений, если по плану формирования для отправки этих вагонов предусмотрены более дальние поезда.


4. На каждый ВМ или группу ВМ грузоотправителем разрабатываются аварийные карточки (приложение N 1 к настоящим Правилам), в которых указываются свойства ВМ, их пожаро- и взрывоопасность, опасность для жизни людей, конкретные меры безопасности и предосторожности, действия при возникновении аварийной ситуации и порядок ликвидации ее последствий.

Включение новых ВМ в Перечень и предъявление их к перевозке без разработанных и утвержденных аварийных карточек не допускается.


5. Перевозка ВМ железнодорожным транспортом производится по транспортно-отправительским документам, оформленным в соответствии с требованиями Правил перевозки опасных грузов по железной дороге на основании разрешения на перевозку взрывчатых материалов, выдаваемого в соответствии с Положением о порядке прохождения субъектами предпринимательства разрешительных процедур в области оборота взрывчатых материалов, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 6 июня 2017 года N 360 (далее - разрешение на перевозку ВМ).

6. Перевозка ВМ по железным дорогам производится в специализированных вагонах и контейнерах, принадлежащих грузоотправителям (грузополучателям), или арендованных ими, только под вооруженной охраной подразделений Министерства внутренних дел Республики Узбекистан.

Маршрут перевозки ВМ должен разрабатываться грузополучателем (грузоотправителем) по согласованию с АО "Узбекистон темир йуллари" таким образом, чтобы по возможности избегать узловых станций и крупных населенных пунктов.

7. Перевозка отдельных видов ВМ должна осуществляться только в вагонах специальной конструкции и окраски в соответствии с Правилами перевозки опасных грузов по железной дороге.


8. Перевозка ВМ на открытом подвижном составе запрещается.

Грузоотправитель имеет право использовать для перевозки крытые вагоны при условии обязательной разработки и согласования с железной дорогой в установленном порядке способа размещения и крепления ВМ в крытом вагоне.

Вагоны должны иметь специальное оборудование для крепления грузов в соответствии с разработанными грузоотправителями схемами погрузки или техническими условиями Правил перевозок опасных грузов по железной дороге. Перевозка в этих вагонах каких-либо попутных грузов запрещается.

Возврат таких вагонов в порожнем состоянии осуществляется по полным перевозочным документам с опломбированными грузоотправителем дверями и закрутками на дверях и люках.


9. Конструкция и параметры специализированных контейнеров для перевозки ВМ должны соответствовать требованиям стандартов или технических условий на определенную продукцию, согласованных в установленном порядке. Пригодность контейнеров к перевозке конкретного ВМ как в техническом, так и в коммерческом отношении определяется грузоотправителем. Ответственность за техническое состояние специализированных контейнеров и вагонов несут их владельцы.


10. Перевозка ВМ в специализированных контейнерах осуществляется с погрузкой контейнеров в вагон только полными комплектами. Такие контейнеры при перевозке на открытом подвижном составе должны иметь внутренний объем не менее 5 куб.м.


11. Запрещается совместная перевозка ВМ в одном вагоне или в разных контейнерах, загруженных в один вагон, опасных грузов других классов.

Разрешается перевозка мелких партий ВМ от одного грузоотправителя нескольким грузополучателям с частичной выгрузкой и догрузкой в пути следования. Такая перевозка должна производиться с соблюдением следующих условий:

а) в один вагон могут быть загружены ВМ назначением на один и более регион, если станции назначения грузов расположены в попутном направлении. Догрузка такого вагона в пути следования может осуществляться лишь в местах выгрузки партий ВМ только назначением на те станции, на которые следуют оставшиеся в вагоне ВМ и только грузами, совместимыми с перевозимыми ВМ;

б) при погрузке грузоотправитель обязан разместить ВМ в таком порядке, чтобы была обеспечена равномерная загрузка вагона на всем пути следования. При этом междверное пространство загружается партиями, которые должны быть выгружены в первую очередь;

в) ВМ в вагоне должны быть уложены и закреплены так, чтобы имелась возможность проверки маркировки и количества мест каждой партии без перекладки грузовых мест, а выгрузка каждой партии могла производиться без перемещения других партий и без нарушения их крепления в вагоне;

г) погрузка, выгрузка и догрузка ВМ должны производиться только на подъездных путях, принадлежащих или арендуемых грузополучателем.

д) мелкие партии ВМ, перевозимые таким способом, должны сопровождаться на всем пути следования ответственным сотрудником предприятия, на которое возлагается обязанность непосредственно выдавать (принимать) ВМ грузополучателям (грузоотправителям). После частичной выгрузки (погрузки) вагон пломбируется указанными специалистами (ответственным лицом), для чего грузоотправитель обязан снабдить их его устройствами для пломбирования (пломбами, запорно-пломбировочными устройствами, тисками, съемниками и т. п.).


12. ВМ должны загружаться в железнодорожный подвижной состав, специализированные контейнеры грузоотправителя (грузополучателя) не более их грузоподъемности со строгим соблюдением технических норм их загрузки, разрабатываемых и утверждаемых в установленном порядке.

Схемы размещения и крепления ВМ в крытых вагонах, контейнерах, в том числе специализированных, а также контейнеров на подвижном составе разрабатываются грузоотправителями и утверждаются соответствующими министерствами - ведомствами и грузоотправителями по согласованию с АО "Узбекистон темир йуллари" в установленном порядке.

13. Руководители предприятий, учреждений, организаций-грузоотправителей (грузополучателей) обязаны обеспечить систематическое, не реже одного раза в полугодие инструктирование работников, причастных к погрузке, разгрузке и перевозкам ВМ, и контролировать выполнение ими настоящих Правил.


14. Начальники региональных железнодорожных узлов, главные ревизоры по безопасности движения поездов, начальники управлений (отделов) перевозок, грузового, локомотивного и вагонного хозяйств РЖУ, локомотивных и вагонных депо, обязаны каждое полугодие инструктировать работников железных дорог, связанных с перевозками ВМ по кругу их обязанностей, и контролировать выполнение ими настоящих Правил.



ГЛАВА II. ПОДГОТОВКА ГРУЗА К ПЕРЕВОЗКЕ,

УПАКОВКА И МАРКИРОВКА


15. До предъявления к перевозке грузоотправитель обязан убедиться в том, что ВМ соответствует стандарту или техническим условиям на него. Упаковка ВМ, а также транспортные пакеты, сформированные из отдельных грузовых мест, должна быть прочной, исправной, соответствовать стандарту или техническим условиям, обеспечивать их сохранность в соответствии с требованиями ГОСТ 26319-84 "Грузы опасные. Упаковка".

Находящиеся в таре ВМ должны быть уложены и закреплены в соответствии с требованиями ГОСТ, ОСТ и ТУ, чтобы исключалось их перемещение внутри упаковки, а грузовых мест - в транспортном пакете.


16. При подготовке к отправлению ВМ запрещается соединять в одном грузовом месте (таре), а также в транспортном пакете ВМ разных наименований, кроме случаев перевозки их в комплекте. Запрещается совместная упаковка ВМ с каким-либо другим грузом, в том числе и неопасным. Метод упаковки различных видов ВМ для конкретного ВМ определяется Правилами перевозки опасных грузов по железной дороге.


17. Каждая грузовая единица маркируется, согласно нормативно-технической документации на конкретный вид ВМ, транспортной маркировкой по ГОСТ 14192-77, а также должна иметь маркировку, характеризующую вид и степень опасности (далее - транспортную опасность) ВМ.

Маркировка, характеризующая транспортную опасность, наносится в соответствии с ГОСТ 19433-88 на упаковку, транспортный пакет, а также на контейнер или железнодорожное транспортное средство.

Маркировка на ВМ должна содержать основной и дополнительный знаки опасности согласно приложению N 2 к настоящим Правилам.

При экспортной отправке ВМ маркировка должна производиться согласно заказу-наряду, выдаваемому внешнеторговой организацией (условиям контракта), ГОСТ 19433-88, настоящим Правилам и должна соответствовать нормативным документам.

Допускается не наносить маркировку, характеризующую транспортную опасность ВМ, на транспортный пакет, если на его боковой и торцевой поверхностях четко видна маркировка, нанесенная на упаковку.


18. Тара, средства пакетирования или транспортные средства под ВМ должны иметь маркировку, характеризующую транспортную опасность этого ВМ.

Допускается маркировку, характеризующую транспортную опасность ВМ, наносить на крышку упаковки, если она не размещается на боковой и торцевой стенках. В этом случае в междверном проеме вагона вывешивается таблица с маркировкой, характеризующей транспортную опасность перевозимого ВМ.

На решетчатой цилиндрической таре указанную выше маркировку наносят на свободную от маркировки торцевую поверхность.


19. Порожнюю тару из-под взрывчатых материалов разрешается перевозить на общих основаниях как неопасные грузы при условии ее очистки и обеззараживания изнутри и снаружи, а также удаления знаков опасности. При этом в графе накладной "Наименование груза" грузоотправитель делает отметку: "Тара возвратная из-под (указывается наименование перевозившегося груза) очищена, безопасна".


20. Порожняя тара из-под взрывчатых материалов, перевозимых в специализированных вагонах или арендованных вагонах, перевозится в вагонах, предназначенных для данного груза, после выгрузки этого груза грузополучателем.

Перевозка такой тары в других вагонах запрещается.

Порожняя тара перевозится очищенной снаружи, с плотно закрытыми пробками на условиях, предъявляемых к перевезенному в ней грузу.

В графе накладной: "Наименование груза" отправитель обязан сделать отметку: "Тара возвратная из-под (указывается наименование перевозившегося груза)".

Очистка и промывка подвижного состава, принадлежащего грузоотправителям (грузополучателям) или арендованного ими, а также вагонов железных дорог после выгрузки производится средствами грузополучателя (грузоотправителя) взрывчатых материалов с соблюдением установленных экологических требований.


21. При транспортировании ВМ, упакованных в футляры, установленные на поддоны, знак опасности и условный номер наносят на футляры, а манипуляционные знаки по ГОСТ 14192-77 - на поддоны.

Допускается совмещение маркировки, характеризующей транспортную опасность, с транспортной маркировкой и маркировкой, характеризующей продукцию, на одном ярлыке. При этом размер ярлыка возрастет на величину, кратную числу знаков.

Способы и материалы для нанесения маркировки используются в соответствии с ГОСТ 14192-77. На крупногабаритную тару, контейнер и железнодорожное транспортное средство должен быть прикреплен съемный ярлык опасности, с нанесением на него знака опасности, с указанием в нем номера аварийной карточки и условного номера ВМ в треугольнике, или номера и наименования ВМ в прямоугольнике, который после разгрузки удаляется грузополучателем.



ГЛАВА III. ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЯВОК

НА ПЕРЕВОЗКУ И ПЕРЕВОЗОЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ


22. Грузополучатель не позднее чем за три дня до начала декады обязан подать начальнику Регионального железнодорожного узла через начальника станции декадную заявку на погрузку с разбивкой по дням декады с приложением разрешения на перевозку ВМ.

23. Уведомление о подаче вагонов под погрузку ВМ производится в соответствии с Правилами перевозки опасных грузов по железной дороге.

О подаче подвижного состава под погрузку ВМ Региональный железнодорожный узел обязан заблаговременно, не менее суток до начала движения письменно уведомить начальника железнодорожного участка и станции, а также Управление обеспечения общественной безопасности на транспорте Министерства внутренних дел Республики Узбекистан.

24. Грузоотправитель не позднее чем за 24 ч. до начала погрузки должен предъявить станции отправления накладную или комплект перевозочных документов на ВМ, заполненные в соответствии с разделом 6 Правил перевозки опасных грузов по железной дороге и настоящими Правилами. При перевозке ВМ повагонными отправками и мелкими партиями составляется накладная установленной формы или комплект перевозочных документов на каждый вагон и партию.


25. При оформлении перевозочных документов на перевозку ВМ в графе "Наименование груза" накладной грузоотправитель должен указать наименование груза или его условный номер, транспортное наименование груза, классификационный шифр, номер аварийной карточки.

При заполнении накладной на перевозку ВМ в верхней части ее лицевой стороны грузоотправитель обязан проставить штемпели красного цвета: "ВМ", "Прикрытие" с указанием следующих сведений:

а) "Не спускать с горки" (при необходимости);

б) "Выключить тормоз" - для вагонов с ВМ, перевозка которых в соответствии с настоящими Правилами должна осуществляться с выключенными автотормозами, а также при совместной перевозке таких ВМ в одном вагоне с грузами, не требующими выключения автотормозов.

При необходимости в накладной также проставляются штемпеля "В сопровождении специалиста", "Охрана" и другие.


26. Грузоотправители или работники организаций, ответственные за погрузку, размещение и крепление ВМ на подвижном составе в графе оборотной стороны накладной обязаны сделать запись нижеследующего содержания, заверив ее своей подписью с указанием должности и фамилии: "Настоящим удостоверяю, что содержимое партии груза, предъявляемое к перевозке по данной накладной, в полной мере соответствует указанным в накладной, наименованию, массе, надлежащим образом классифицировано, упаковано, маркировано, снабжено знаками опасности, размещено, закреплено и во всех отношениях находится в должном состоянии для перевозки железнодорожным транспортом в соответствии с Правилами перевозки опасных грузов по железной дороге".


27. При перевозке ВМ транспортами, а также группами вагонов в сопровождении специалистов грузоотправителя (грузополучателя) станция отправления составляет вагонный лист и дорожную ведомость установленной формы в соответствии с разделом 6 Правил перевозки опасных грузов по железной дороге. Работники станции, оформляющие перевозочные документы, проставляют в соответствующие графы вагонного листа и оборотной стороны дорожной ведомости указанные грузоотправителем в накладной штемпели и отметки, предусмотренные настоящими Правилами.

При этом штемпель "ВМ" и отметки о способах тушения загоревшихся ВМ проставляются в графе "Штемпели о категории опасности" дорожной ведомости. Штемпели "Не спускать с горки" и "Секция. Не расцеплять", а также отметку "С печным отоплением" проставляют в графе "Примечание" перечня вагонов, следующих по данной дорожной ведомости.


28. При перевозке мелких партий ВМ с частичной выгрузкой их в пути следования перевозочные документы станцией приема ВМ к перевозке, а в последующем - станцией частичной выгрузки ВМ помещаются в пакет, склеиваемый из дорожной ведомости на груз, следующий на первую по пути следования станцию назначения груза. На оборотную сторону этой дорожной ведомости переносятся штемпели и отметки, проставленные грузоотправителем. На дорожные ведомости на грузы, следующие в этом вагоне до других станций назначения, штемпели и отметки переносятся только в том случае, когда ведомости используются для конвертования документов. Вагонный лист остается на первой станции частичной выгрузки ВМ, которая после выгрузки (погрузки) ВМ должна составить новый лист.


29. Начальник станции, его заместитель или заведующий товарной конторой должны проверить в каждом случае наличие и правильность оформления перевозочных документов (накладной, декларации, дорожной ведомости и вагонного листа, разрешения на перевозку ВМ), и соответствие их требованиям настоящих Правил.


ГЛАВА IV. ПОДГОТОВКА И ПОДАЧА

ВАГОНОВ ПОД ПОГРУЗКУ


30. Погрузка ВМ должна производиться в исправные и чистые вагоны, которым до очередного периодического ремонта остается не менее 15 суток, оборудованные роликовыми колесными парами и композиционными тормозными колодками, имеющими толщину не менее 30 мм.

Допускается использовать для перевозки ВМ вагоны, имеющие переходные площадки или стояночные ручные тормоза.


31. Запрещается погрузка ВМ в вагоны без технического осмотра, а также без осмотра в коммерческом отношении и признания их годными под перевозку этих грузов. Осмотр вагонов осуществляется в порожнем состоянии в день начала погрузки.


32. Техническое обслуживание вагонов и определение пригодности их в техническом отношении под перевозку ВМ осуществляется в установленном порядке работниками вагонного хозяйства железных дорог.


33. Технический осмотр и определение пригодности ходовых частей, колесных пар, буксового узла, рамы вагона, тормозных и ударно-тяговых устройств подвижного состава, принадлежащего грузоотправителям (грузополучателям) или арендованного ими, производятся работниками вагонного хозяйства железных дорог по письменной заявке грузоотправителя, или регистрируемой телефонограммой.


34. Техническое состояние и пригодность под перевозку ВМ кузовов этих вагонов (пола, обшивки стен, крыши, дверей, крышек люков), плотность прилегания крышек, а также чистоту и состояние всего наружного и внутреннего оборудования определяет грузоотправитель.


35. Учет предъявления к техническому осмотру вагонов, подаваемых под погрузку ВМ, в том числе и вагонов, принадлежащих грузоотправителям (грузополучателям) или арендованных ими, производится в отдельной книге установленной формы. Об осмотре вагонов и определении пригодности их в техническом отношении для перевозки ВМ работники, производившие осмотр, должны сделать в этой книге соответствующие записи с указанием дополнительных данных о включении или выключении автотормозов, а также данных о дате и месте последнего периодического ремонта и удостоверить эти записи своей подписью.


36. Пригодность вагонов для перевозки ВМ в коммерческом отношении определяется грузоотправителем. Очистка и промывка подвижного состава, принадлежащего грузоотправителям (грузополучателям) или арендованного ими, а также вагонов железных дорог после выгрузки производится средствами грузополучателя (грузоотправителя) ВМ.


37. Перед погрузкой ВМ грузоотправитель обязан заделать щели и просветы в дверных и люковых проемах крытых вагонов. Боковые и потолочные люки таких вагонов предварительно плотно закрываются и закрепляются изнутри проволокой и бруском в соответствии с установленными требованиями.


38. При перевозке ВМ автотормоза у вагонов должны быть выключены, если такое указание имеется в накладной. Перед подачей вагонов под погрузку этих ВМ осмотрщик вагонов обязан перекрыть разобщительный кран, закрепить его в таком положении проволокой и опломбировать. Выключение автотормозов у указанных вагонов после их загрузки производится на сдаточном пути в порядке, установленном инструкцией по обслуживанию подъездного пути. На станциях, где маневры производятся только с включенными тормозами, у отправляемых со станции вагонов с ВМ тормоза выключаются после их постановки в состав отправляемого поезда и включения тормозов в этом поезде. У прибывших на станцию вагонов тормоза должны быть включены до их отцепки от поезда.


39. Порядок выключения автотормозов, извещения работников службы вагонного хозяйства о необходимости их выключения, а также дополнительные меры безопасности при производстве маневровой работы с такими вагонами на подъездных путях, обслуживаемых локомотивами железной дороги, устанавливается местной инструкцией, утверждаемой начальником Регионального железнодорожного узла.


40. Порядок подготовки и технического обслуживания вагонов, подаваемых под погрузку ВМ на станциях, на которых осмотрщиков вагонов не имеется, а также при выполнении сдвоенных операций устанавливается АО "Узбекистон темир йуллари" по каждому пункту погрузки ВМ.

41. Грузоотправители при отгрузке ВМ в специализированных, собственных или находящихся в аренде вагонах, контейнерах перед каждой погрузкой должны предъявлять работникам станции и вагонного депо свидетельства о технической исправности вагонов и контейнеров, включая их оборудование, гарантирующее безопасность перевозки конкретного взрывчатого материала.

Номер свидетельства работники вагонного хозяйства проставляют в книге установленной формы, а грузоотправитель на оборотной стороне накладной в графе должен произвести отметку: "Вагон в техническом и коммерческом отношении и оборудование его исправны и соответствуют установленным требованиям" по форме приложения N 3 к настоящим Правилам.


42. При составлении актов технического осмотра на новые собственные специализированные вагоны для ВМ и признании их годными для эксплуатации на путях железных дорог работники вагонной службы проверяют наличие разрешения на соответствие конструкции и технического исполнения вагона.



ГЛАВА V. ЗАВОЗ, ПОГРУЗКА,

ВЫГРУЗКА И ПЕРЕГРУЗКА ВМ


43. Погрузка (выгрузка) ВМ должна производиться только на железнодорожных подъездных путях, принадлежащих грузоотправителям (грузополучателям) или арендованных ими и имеющих соответствующие склады и другие обустройства, обеспечивающие своевременную погрузку или выгрузку указанных грузов и безопасность работ, оборудованных в соответствии с требованиями Единых правил безопасности при взрывных работах и Правил перевозки опасных грузов по железной дороге.


44. Погрузка и выгрузка вагонов с ВМ на подъездных путях предприятий, учреждений, организаций, а также на специально выделенных открытых площадках железнодорожных станций производится круглосуточно силами и средствами грузоотправителя (грузополучателя) в соответствии с требованиями Единых правил безопасности при взрывных работах и настоящих Правил. Порядок подачи и уборки вагонов на подъездные пути предприятий, учреждений, организаций устанавливается договором на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути, а при обслуживании его локомотивом железной дороги - договором на подачу и уборку вагонов.


45. Погрузка и выгрузка ВМ должны производиться под руководством специально выделенного ответственного представителя грузоотправителя или грузополучателя в присутствии представителя пожарной охраны Регионального железнодорожного узла и под вооруженной охраной органов внутренних дел. При этом указанный представитель обеспечивает организацию завоза и вывоза ВМ со специально выделенных открытых площадок железнодорожных станций, правильность погрузки, размещения и крепления ВМ вагонах согласно утвержденным способам (схемам), выполнение условий совместной погрузки ВМ и соблюдение мер безопасности при погрузочно-разгрузочных работах, охрану ВМ нарядами органов внутренних дел до момента передачи груженого вагона железной дороге или с момента приема от дороги вагона, прибывшего под выгрузку.


46. Грузоотправитель обязан заблаговременно подготовить к перевозке ВМ специальное оборудование вагонов, а также материалы для крепления ВМ и подготовки вагонов (доски, стойки и перегородки, щиты, решетки, мягкий подстилочный материал, войлок, брезент, крафт-бумагу, клей и др.).


47. До сдачи ВМ к отправлению, а также в процессе погрузки ВМ все грузовые места должны тщательно осматриваться грузоотправителем с целью проверки правильности упаковки, качества тары, наличия маркировки и правильности указания на ВМ и в перевозочных документах условного номера ВМ и массы груза, целости пломб и печатей, если груз опломбирован.

Все обнаруженные дефекты и неисправности, а также повреждения тары в процессе погрузки, выгрузки должны быть устранены в специально отведенных местах в возможно короткий срок.

Если при погрузке ВМ выявляются грузовые места, дефекты которых не могут быть устранены до погрузки, а также в случае россыпи, разлива, они не допускаются к перевозке и должны быть немедленно вывезены грузоотправителем с территории станции, в соответствии с предписаниями аварийной карточки на ВМ.


48. Завоз ВМ к месту погрузки производится в сроки, установленные начальником станции или его заместителем.

До завоза ВМ на станцию ответственный представитель грузоотправителя, выделенный для руководства указанными работами, должен получить от начальника станции, а при его отсутствии от заместителя начальника станции подтверждение о возможности и точном времени завоза ВМ в указанные сроки. Такое подтверждение начальником станции или его заместителем может быть дано при условии обязательного обеспечения подвижным составом всей намеченной к отправлению партии груза. Завоз груза на станцию ранее получения подтверждения запрещается.


49. До завоза ВМ к месту погрузки грузоотправитель обязан заранее доставить необходимые при погрузке инструменты и материалы, а также средства для ликвидации последствий в случае повреждения грузовых мест или аварийных ситуаций.


50. При завозе ВМ на станцию по частям одновременно с первой партией груза должны прибыть также рабочие-грузчики.


51. После погрузки ВМ прочно закрепляются в соответствии с действующими сетевыми или местными техническими условиями или чертежами (схемами) в установленном порядке.

Схемы размещения и крепления ВМ должны учитывать следующие общие положения:

а) грузовые места размещаются равномерно по всей поверхности пола, вплотную друг к другу;

б) ящики размещаются крышками вверх, бочки устанавливаются пробками вверх;

в) места с наиболее чувствительными к механическим воздействиям грузами должны располагаться так, чтобы их можно было загрузить в последнюю и выгрузить в первую очередь.

При наличии в технической документации на ВМ особых указаний по количеству и способу размещения ВМ при разработке схем необходимо руководствоваться этими указаниями.

Особое внимание надлежит обращать на надежность крепления верхних рядов ВМ во избежание сдвигов и падений отдельных мест при перевозке. Крепление ВМ в вагоне производится с большой осторожностью, с помощью инструментов, не дающих искры при работе (латунных, медных, бронзовых и т. п.); не допускаются толчки, удары и давление на тару.


52. После погрузки двери вагонов плотно закрываются, дверные накладки фиксируются запорно-пломбировочными устройствами или укрепляются проволочными закрутками с плашками, и вагон пломбируется пломбами грузоотправителя.

Вагон может быть опломбирован только после того, как ответственный руководитель погрузки удостоверится в том, что погрузка произведена согласно установленным требованиям и ВМ надежно закреплены. При погрузке, выгрузке, опломбировании вагонов, снятий с них пломб обязательно присутствие специалиста, сопровождающего транспорт.


53. О прибытии ВМ на станцию назначения, а также о подаче вагонов с ВМ под выгрузку на подъездные пути или специально выделенные места станция назначения заблаговременно уведомляет грузополучателя в установленном начальником станции порядке.

Грузополучатель обязан принять вагоны с ВМ не позднее, чем через 2 часа с момента прибытия их на станцию.


54. При прибытии ВМ на станцию назначения грузополучатель обязан:

к моменту подачи вагонов под выгрузку выслать рабочих-грузчиков с ответственным руководителем выгрузки, которые должны обеспечить выгрузку ВМ в установленные сроки;

принять меры охраны груза нарядом Управления обеспечения общественной безопасности на транспорте Министерства внутренних дел Республики Узбекистан;

вывезти ВМ со станции в течение 12 часов с момента подачи вагонов под выгрузку под сопровождением территориального органа внутренних дел;

при частичной выгрузке оставшаяся часть ВМ должна быть надежно закреплена от развала в освободившееся пространство по ярусам и по всей высоте погрузки одновременно щитами и распорными брусками согласно установленным требованиям, с принятием мер непрерывной охраны груза органами внутренних дел.

В случае когда погрузочно-разгрузочная площадка и склад ВМ находятся на территории земельного отвода предприятия, на котором ведутся взрывные работы, перевозка ВМ осуществляется в сопровождении ответственных работников предприятия, ведущего взрывные работы. Вопрос выделения вооруженной охраны предприятия или органов внутренних дел решается руководителем предприятия по согласованию с территориальным органом внутренних дел.


55. Количество вагонов, подаваемых под погрузку или выгрузку на специально выделенные места станций, не должно превышать вместимости пути или фронта погрузки. Остальные вагоны с ВМ из состава транспорта должны находиться на путях с учетом установленных требований.

Если путевые устройства станции допускают возможность производства указанных работ в двух и более пунктах, то погрузка, разгрузка или перегрузка могут производиться в этих пунктах одновременно при условии расположения их друг от друга на расстоянии не менее 200 м.


56. К погрузочно-разгрузочным работам допускаются специально обученные и прошедшие медицинское освидетельствование лица - представители грузоотправителя (грузополучателя).

Перед началом погрузки, выгрузки лица, назначенные для ее выполнения, должны быть проинструктированы и проверены руководителем работ в знании правил техники безопасности.


57. Места для погрузки, разгрузки и перегрузки ВМ на специально выделенных путях станций, а также места для стоянки вагонов с такими грузами вне поездов вне сформированных составов (за исключением сортировочных путей, на которых вагоны с ВМ могут находиться под накоплением) должны быть удалены от жилых и производственных строений, территорий тяговых подстанций, грузовых складов, общих мест погрузки, выгрузки и хранения грузов, от мест налива и слива опасных жидких грузов, от главных станционных путей на расстояние не менее 125 м.


58. На электрифицированных участках для погрузки, выгрузки и перегрузки ВМ выделяются, как правило, не электрифицированные пути. В тех случаях, когда выделение неэлектрифицированных путей невозможно, могут использоваться электрифицированные пути. Контактная сеть этих путей должна быть выделена в самостоятельную группу с электропитанием через отдельный секционный разъединитель, оборудованный дополнительным заземляющим ножом.


59. Погрузка и разгрузка электродетонаторов на электрифицированных путях, а также все погрузочно-разгрузочные работы на этих путях, осуществляемые с применением подъемных механизмов и приспособлений; работы, связанные с необходимостью приближения людей, грузов, механизмов, приспособлений к контактной сети на расстояние менее 2 м, должны производиться только после снятия напряжения в контактной сети. В этих случаях лицам, руководящим погрузкой или выгрузкой, запрещается приступать к работам до получения письменного уведомления от начальника станции или дежурного по станции о снятии напряжения и заземления провода.


60. Места, предназначенные для производства погрузочно-разгрузочных работ ВМ, должны иметь необходимые средства пожаротушения и устройства стационарного и переносного электрического освещения с арматурой и светильникам во взрывобезопасном исполнении. В исключительных случаях, в пунктах, где нет систематического отправления или поступления ВМ, допускается оснащение светильниками в открытом исполнении, которые должны находиться не ближе 100 метров от места погрузки, выгрузки и складирования таких грузов.


61. Стационарное или переносное электрическое освещение должно быть выполнено в соответствии с требованиями мер безопасности, устанавливаемых руководителями соответствующих предприятий, учреждений, организаций.

Для подхода автомобильного транспорта к местам погрузки и разгрузки должны быть удобные подъезды. Выбор указанных мест на станциях и прием их в эксплуатацию производятся в порядке, установленном законодательством.


62. При отсутствии места, отвечающего установленным настоящей главой требованиям, комиссия может устанавливать наиболее удобное для этих целей место с принятием дополнительных мер безопасности в зависимости от местных условий. Выбор места оформляется актом, подписываемым членами комиссии.


63. Установленные для погрузки, выгрузки и разгрузки ВМ места, а также пути для стояния вагонов с ВМ указываются в технико-распорядительном акте станции.


64. Погрузка и разгрузка ВМ на подъездных путях предприятий, учреждений, организаций, а также на специально выделенных местах станций, если эти места имеют необходимое освещение, производятся круглосуточно.

При отсутствии на специально выделенных местах станций фронтонов погрузки и разгрузки груза, имеющих достаточное освещение, погрузочно-разгрузочные работы с ВМ осуществляются лишь в светлое время суток. С наступлением темноты эти работы должны быть прекращены с принятием необходимых мер по непрерывной охране ВМ.


65. Погрузку, разгрузку и перегрузку всех ВМ из вагонов, бывших в крушении (аварии), или при наличии явных признаков нарушения порядка размещения груза в вагонах разрешается производить только в светлое время суток. Эти работы выполняются при повышенном электрическом освещении с арматурой и светильниками во взрывобезопасном исполнении. Достаточность такого освещения определяется ответственным представителем грузоотправителя (грузополучателя), специально выделяемым в соответствии для руководства указанными работами.


66. Погрузочные и подъемные средства всех видов (тачки, тележки, салазки, рольганги, транспортеры, лебедки, краны, аккумуляторные погрузчики и т. д.), применяемые при работах с ВМ, должны быть в полной исправности и иметь приспособления или устройства, предохраняющие груз от падения.

Лебедки подъема груза грузоподъемных машин, а у стреловых кранов - и лебедки подъема стрелы при работе с ВМ должны быть оборудованы двумя тормозами. Нагрузка на грузоподъемные машины, оборудованные таким образом, не должна превышать норм, предусмотренных технической документацией (формуляром, паспортом и инструкцией).

При наличии одного тормоза на лебедке подъема груза, а у стреловых кранов - и на лебедке подъема стрелы, нагрузка не должна превышать 75% грузоподъемности, разрешенной для данного грузоподъемного механизма.

Запрещается использование стреловых и других кранов при скорости ветра, превышающей 75% допускаемой для марки данного крана.


67. Погрузка, выгрузка и перегрузка ВМ производятся штатным и специально допущенным к производству работ с такими грузами подъемным такелажем и приспособлениями, не образующими при ударе искру.

Если при погрузке, выгрузке ВМ необходимо применение железных и стальных строп и других захватывающих приспособлений, то разрешается использовать штатные и установленные погрузочные приспособления, предусмотренные технической документацией для работы с этими грузами и имеющие необходимую изоляцию.

Пригодность и исправность погрузочных и подъемных средств, подлежащих использованию на погрузочно-разгрузочных работах с ВМ, перед началом этих работ проверяется ответственным работником, специально выделенным отправителем (грузополучателем).


68. Погрузочно-разгрузочные работы с ВМ проводятся с максимальной осторожностью. Места с грузом запрещается подвергать толчкам, ударам и тряске, их подъем и спуск должны производиться медленно и плавно. Переноска грузов на руках или носилках должна производиться с крайней осторожностью. Волочение тяжелых мест допускается в исключительных случаях только по ровному настилу из досок, с особой осторожностью. При гололедице, во избежание скольжения рабочих, территория у мест погрузки, разгрузки перегрузки ВМ должна быть посыпана песком и золой.


69. Передвижение вагонов с ВМ вдоль фронта погрузки-выгрузки запрещается.

Порядок передвижения на станционных путях и на подъездных путях вагонов с ВМ кабестанами, электрошпилями и другими механическими средствами устанавливается специальными инструкциями, утвержденными соответственно начальником регионального железнодорожного узла или руководителем предприятия, учреждения, организации, в ведении которого находится подъездной путь.


70. При производстве погрузочно-разгрузочных работ должны соблюдаться условия и меры пожарной и экологической безопасности, указанные в настоящих Правилах и других нормативных документах.



ГЛАВА VI. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЕЗДОВ

И МАНЕВРОВАЯ РАБОТА


71. ВМ должны перевозиться в грузовых поездах одиночными вагонами, группами вагонов и маршрутами с постановкой соответствующего прикрытия согласно минимальным нормам прикрытия вагонов с опасными грузами, сформированных в пределах норм и длины состава, предусмотренных графиком движения поездов. Разрешается включать вагоны с ВМ в тяжеловесные поезда.

ВМ должны перевозиться в приоритетном порядке с целью исключения простоев и задержек в пути следования. Порядок приоритетного пропуска специальных поездов устанавливается АО "Узбекистон темир йуллари".

72. Между сортировочными и участковыми станциями вагоны с ВМ могут следовать со всеми грузовыми поездами в соответствии с планом формирования.

Такие вагоны с промежуточных станций на ближайшие участковые или сортировочные станции и в обратном направлении могут следовать со сборными, вывозными поездами или диспетчерскими локомотивами, а между станциями узла и предузловыми станциями - с передаточными и вывозными поездами.


73. Сборный поезд, в состав которого включены вагоны с ВМ, должен обслуживаться составительской или кондукторской бригадой (сопровождающей поезд, работающей с диспетчерским локомотивом на участке или находящейся в штате промежуточной станции).


74. Дежурные по Региональному железнодорожному узлу, станционные и маневровые диспетчеры при планировании поездной работы обязаны обеспечивать первоочередное отправление поступающих на станцию вагонов с ВМ меньшим количеством поездов.


75. Вагоны с ВМ ставятся в поезд одной группой, при этом вагоны одного назначения не должны разъединяться на всем пути следования.


76. Для проезда сопровождающих груз сотрудников органов внутренних дел используется специально выделенный и оборудованный вагон. При этом сотрудники органов внутренних дел должны находиться от охраняемого вагона или группы вагонов не далее пятого вагона.


77. Вагоны с ВМ, подлежащие перевозке с выключенными автотормозами, ставятся в поезд в установленном порядке.

При сопровождении вагонов с ВМ специалистами грузоотправителя (грузополучателя) они ставятся в поезд одной группой. Прикрытие этих вагонов друг от друга или от других вагонов поезда может осуществляться вагонами с неопасными грузами, порожние вагоны или цистерны из-под неопасных грузов.


78. В тех случаях, когда прикрытие вагонов друг от друга осуществляется порожними вагонами от места погрузки до места назначения, то номера порожних вагонов вписываются в железнодорожную накладную согласно Правилам перевозки опасных грузов по железной дороге с оплатой их пробега грузоотправителем (грузополучателем).


79. Вагоны с ВМ при наличии в перевозочных документах штемпеля "Прикрытие" при постановке в поезда и производстве маневровой работы должны иметь прикрытие не менее минимальных норм в соответствии с таблицей N 1 Правил перевозки опасных грузов по железной дороге.


80. Дежурный по станции, маневровый диспетчер или дежурный по горке при необходимости производства маневров с вагонами, загруженными ВМ, обязан поставить об этом в известность составителя поездов, а последний - своего помощника и машиниста локомотива в порядке и средствами, установленными местной инструкцией о порядке работы с вагонами, загруженными ВМ.

После постановки на сортировочные пути эти вагоны должны немедленно ограждаться со стороны горки, полугорки или вытяжки двумя охранными тормозными башмаками, укладываемыми на оба рельса через 25 м друг от друга таким образом, чтобы общее расстояние от ограждаемых вагонов с ВМ до тормозного башмака, расположенного первым от сортировочного устройства, было не менее 50 м.


81. Последующие отцепы, направляемые на эти пути, должны быть остановлены до места расположения охранных тормозных башмаков с накоплением группы, состоящей не менее чем из 10 вагонов. Нормальный режим роспуска вагонов или их направление при маневрах толчками может восстанавливаться только в том случае, если вагоны с ВМ (или вагоны транспорта) прикрыты этой группой вагонов, предварительно соединенной с ними.

Если расстояние от вагонов с ВМ или вагонов транспорта до конца парковой тормозной позиции со стороны горки, полуторки или вытяжки менее 50 м, то последующие отцепы на эти пути должны направляться только посредством осаживания.


82. Вагоны с ВМ, не имеющие в перевозочных документах штемпель "Не спускать с горки", допускаются к роспуску с сортировочных горок и производству маневров толчками. Скорость соударения таких вагонов при сцеплении с другими вагонами не должна превышать 5 км/ч.

В процессе роспуска дежурный по горке (оператор распорядительного поста) или горочный составитель должен информировать операторов исполнительных постов, регулировщиков скорости движения вагонов, дежурных стрелочных постов об отцепах с вагонами, загруженными ВМ.

Все работники, участвующие в роспуске, при спуске с горки таких отцепов, а также при пропуске любого отцепа на пути, где имеются вагоны с ВМ, должны быть особенно внимательными, обеспечивать безопасность роспуска и сохранность подвижного состава.

Скорость надвига, а также сила торможения на тормозных позициях должны регулироваться с учетом создания необходимых интервалов между отцепами и безусловного соблюдения установленных скоростей при соударении этих вагонов с другими. Такой же порядок и меры безопасности должны соблюдаться с указанными вагонами и при производстве маневров толчками.


83. Не допускается передача машинистом управления локомотивом помощнику машиниста при производстве маневров с вагонами, загруженными ВМ.


84. Места стоянки, порядок закрепления и ограждения вагонов с ВМ вне поездов, кроме случаев нахождения их под накоплением на сортировочных путях, устанавливаются в соответствии с требованиями нормативных документов.


85. Подача, уборка вагонов с ВМ на подъездных путях производится, как правило, тепловозами или паровозами на жидком топливе.

Там, где подача, уборка вагонов производится паровозами на твердом топливе, они должны быть оборудованы искрогасительными устройствами и должны соблюдаться меры пожарной и экологической безопасности, установленные для каждого объекта комиссионным порядком.


86. Перед подачей вагонов под погрузку ВМ маневровый диспетчер (дежурный по станции) в порядке, установленном местной инструкцией о порядке работы с вагонами, загруженными ВМ, обязан убедиться в том, что вагоны осмотрены и признаны годными в техническом отношении для перевозки таких грузов.


87. Вагоны с ВМ при подаче (уборке) на подъездные пути предприятий и организаций должны иметь прикрытие в соответствии с нормами.

В местных инструкциях по обслуживанию подъездных путей, принимающих под выгрузку или отправляющих вагоны с ВМ, должны быть определены маршруты подачи и уборки таких вагонов, скорости передвижения маневровых составов с ними, порядок следования через переезды и охраны маршрутов, а также другие меры, необходимые для обеспечения безопасности в зависимости от местных условий.


88. В натурном листе на поезд, в составе которого имеются вагоны с ВМ, оператор станционного технологического центра или дежурный по станции в графе "Особые отметки" против номера каждого вагона с таким грузом на основании перевозочных документов обязан сделать отметки в установленном порядке.


89. Запрещается производить на вагонах с ВМ какие-либо меловые и иные отметки и надписи о станции погрузки и выгрузки, а также о характере груза.


90. На всех сортировочных и участковых станциях, станциях погрузки, выгрузки, перегрузки, а также на других станциях, где по усмотрению начальника Регионального железнодорожного узла это необходимо, должна разрабатываться местная инструкция о порядке работы с вагонами, загруженными ВМ, предусматривающая:

порядок приема, сквозного пропуска, подготовки к отправлению и отправления поездов, маневровую работу с вагонами, загруженными ВМ;

порядок документирования выдачи на маневры локомотивов с исправными искрогасительными и искроулавливающими устройствами;

порядок выключения автотормозов при маневровой работе;

порядок выполнения операций по техническому обслуживанию и коммерческому осмотру поездов и вагонов, загруженных ВМ;

порядок учета нахождения на станции вагонов с ВМ и их, идентификация, при необходимости, с аварийными карточками;

меры безопасности при экстремальных погодных условиях и осложнениях работы (туман, метель, ливень, ураганный ветер, снежные заносы, отказ технических средств и т. д.);

порядок информации работников станции о возникновении аварийных ситуаций и их действиях;

условное обозначение вагонов с ВМ в технических документах;

подача устных команд при производстве маневровой работы и другие необходимые сведения;

порядок производства маневров с вагонами с ВМ на сортировочных горках в случаях разрешения или запрещения роспуска с горок;

место отстоя вагонов с ВМ, находящимися вне поездов или под накоплением;

письменные наряды на производство работ с ВМ;

другие местные особенности, устанавливаемые железными дорогами.



ГЛАВА VII. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ,

УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ И РЕМОНТ

ВАГОНОВ В ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ


91. При предъявлении к техническому обслуживанию поездов (вагонов) с ВМ должны соблюдаться требования местной инструкции. Работники пункта технического обслуживания не должны приступать к ремонту вагонов в составах поездов с ВМ до получения данных о номерах вагонов с такими грузами и получения разрешения.


92. Учет предъявления к техническому обслуживанию поездов (вагонов) с ВМ производится согласно Правилам перевозки опасных грузов по железной дороге.

О результатах осмотра этих поездов (вагонов) работники пункта технического обслуживания должны сделать в указанной книге соответствующие отметки и удостоверить их своей подписью.


93. Разъединение вагонов в эшелонах (транспортах) в пути следования не разрешается.

При обнаружении смещения или нарушения крепления груза, других коммерческих или технических неисправностей вагонов (в том числе вагонов с ВМ) эшелон (транспорт) должен быть задержан для их устранения или замены неисправных вагонов на исправные.

В зависимости от характера неисправностей, условий и объема работы она может производиться с отцепкой и последующей подачей на отдельные специализированные для этих целей пути или без отцепки от состава.


94. Перегрузка производится в присутствии ответственных представителей грузоотправителя (грузополучателя) железнодорожной станции, утверждаемого приказом начальника железнодорожной станции с принятием мер по оцеплению места перегрузки сотрудниками органов внутренних дел, сопровождающих груз.

Специалисты обязаны проинструктировать причастных работников железной дороги о правилах ведения работ по выгрузке, погрузке (перегрузке) и креплению ВМ, а также о мерах личной безопасности при выполнении этих работ.


95. Грузоотправитель (грузополучатель), получив требование от начальника станции, обязан обеспечить немедленный выезд указанного специалиста.


96. По окончании ремонта или перегрузки груза вагоны должны быть включены в состав задержанного эшелона и отправлены по назначению.


97. При необходимости смены колесных пар и выкатки тележек у груженого вагона должен обеспечиваться плавный подъем кузова вагона, а при подъеме одной стороны вагона высота подъема, измеряемая у буферного бруса, не должна превышать 650 мм от первоначального положения.


98. Техническое обслуживание, устранение неисправностей и ремонт вагонов с ВМ должны производиться с соблюдением условий и мер пожарной и экологической безопасности.



ГЛАВА VIII. ОХРАНА И СОПРОВОЖДЕНИЕ


99. Перевозка вагонов с ВМ осуществляется под сопровождением Батальона сопровождения отдела охраны общественного порядка Управления обеспечения общественной безопасности на транспорте Министерства внутренних дел Республики Узбекистан (далее - батальон) на договорной основе.

Без указанного сопровождения вагоны к перевозке не принимаются.

При необходимости вагоны с ВМ сопровождаются ответственными специалистами, назначенными грузоотправителем (грузополучателем). Перевозка указанных грузов без охраны нарядами батальона в пути следования запрещается.


100. Батальон обеспечивает охрану вагонов с ВМ от станций отправления до станции назначения, а также с пункта пересечения государственной границы Республики Узбекистан до станции назначения. Технически неисправные вагоны, а также вагоны с истекшим сроком эксплуатации, под сопровождение не принимаются.

Сопровождение вагонов с ВМ обеспечивается нарядами батальона поэтапно со сменой на узловых сортировочных станциях АО "Узбекистон темир йуллари".

101. При обнаружении на станции вагона с ВМ без сопровождения батальона он должен быть немедленно взят под охрану и передан караулу или военизированной охране железной дороги в установленном порядке с немедленным извещением отдела обеспечения общественной безопасности на транспорте.

102. Приемка-передача вагонов в ВМ осуществляется старшим наряда батальона совместно с уполномоченными представителями АО "Узбекистон темир йуллари", грузоотправителя (грузополучателя) путем проверки технического и коммерческого состояния вагонов на предмет исключения условий, способствующих утерям и кражам грузов, наличия и целостности пломб и закруток с оформлением акта по приложению N 4 к настоящим Правилам.

Прием-передача вагонов с ВМ при их погрузке, разгрузке и перегрузке осуществляется в установленном порядке.


103. Сопровождение ВМ, требующих наблюдения в пути следования, обеспечиваются ответственными лицами (далее - специалисты), выделяемыми грузоотправителями или грузополучателями.

В качестве специалистов, выделяемых для сопровождения ВМ, должны назначаться работники грузоотправителя (грузополучателя), знающие свойства груза, меры безопасности при его перевозке, правила оказания первой медицинской помощи, имеющие навыки по устранению возможных неисправностей тары, соответствующих узлов специального подвижного состава и контейнеров и сдавшие зачеты по знанию требований настоящих Правил, Правил перевозки опасных грузов по железной дороге и инструкций, регламентирующей порядок сопровождения конкретного груза. Эти специалисты, а также охрана, сопровождающая ВМ, должны быть снабжены средствами индивидуальной защиты, оказания первой медицинской помощи, пожаротушения, сигнализации, электрическими аккумуляторными фонарями, комплектом инструментов, запасом прокладочного материала и принадлежностей для устранения неисправностей тары, собственного специального подвижного состава, контейнеров.

Перечень средств, приборов, инструмента, материала, принадлежностей и минимальное их количество устанавливаются грузоотправителем с учетом свойств конкретного груза и указываются в инструкции, регламентирующей порядок сопровождения ВМ.


104. При отправке грузополучателю сопроводительных или иных документов в пакете через старшего наряда батальона или начальника транспорта один из двух экземпляров описи вагонов вкладывается в пакет.

При отправке вагонов на одну станцию назначения, но в адреса разных грузополучателей описи вагонов составляют отдельно на вагоны каждого грузополучателя с указанием данных:

1) об особенностях охраны вагонов с ВМ в пути следования и на остановках, о мерах пожарной безопасности, порядке прикрытия вагонов с ВМ, действиях нарядов при отцепке охраняемых вагонов, мерах личной безопасности, недопустимости проезда посторонних лиц, правилах поведения при нахождении на железнодорожных путях и в вагонах;

2) о порядке допуска к охраняемым вагонам работников железной дороги для технического обслуживания, ремонта вагонов, производства маневровой работы и в других необходимых случаях;

3) о порядке действий в аварийных ситуациях. В командировочном удостоверении сопровождающих ВМ специалистов, удостоверении, начальника транспорта грузоотправитель делает отметку о проведенном инструктаже.


105. Грузоотправитель обязан ознакомить наряд батальона, начальника транспорта, сопровождающих ВМ специалистов с установленными соответствующей инструкцией сигналами и порядком их подачи в случае экстренной необходимости остановки поезда.


106. Вагоны с ВМ, прибывшие в пункт назначения, при сдаче груза грузополучателю должны быть осмотрены с целью установления исправности кузова, дверей, люков, запоров и пломб.

При входе в вагон грузополучатель совместно с представителем железной дороги и старшим наряда батальона обязан осмотреть его внутри и убедиться в целости тары и отсутствии рассыпанных (разлитых) ВМ.

В случае когда при погрузочно-разгрузочных работах будет обнаружено, что часть ВМ рассыпана (выпала из упаковки) или разлита, руководитель этих работ обязан руководствоваться мерами безопасности в соответствии с аварийной карточкой на данный груз.


107. Вагоны с ВМ по прибытии на станцию назначения охраняются нарядами батальона до момента приема от железной дороги этих вагонов грузополучателем.

После приема вагонов от железной дороги грузополучателем приемосдатчик или другой работник, уполномоченный приказом начальника станции, делает об этом отметку в акте приема-передачи (приложение N 4 к настоящим Правилам).


108. В случае завоза вагонов с ВМ непосредственно на подъездные пути склада ВМ грузополучателя вагоны с ВМ сдаются под охрану вооруженной охране склада, а при дальнейшей перевозке ВМ автомобильным транспортом со станции назначения до склада ВМ - наряду территориальных органов внутренних дел, обеспечивающих охрану и сопровождение груза со станции назначения до склада ВМ.


109. Оставление нарядом батальона по каким бы то ни было причинам вагонов с ВМ до момента передачи под охрану вооруженной охраны склада ВМ или территориальных органов внутренних дел категорически запрещается.



ГЛАВА IX. ПОРЯДОК ПРИЕМКИ ВАГОНОВ

С ВМ ОТ ГРУЗОПЕРЕВОЗЧИКА


110. При приемке вагоны с ВМ должны быть осмотрены уполномоченными представителями грузополучателя в присутствии приемосдатчика станции, старшего наряда охраны батальона с целью установления исправности кузова, дверей, люков, запоров, проволочных закруток с плашками и пломб.


111. Количество пломб и оттиск на них печати грузоотправителя и станции отправления на них должны соответствовать данным перевозочных документов (записи в железнодорожной накладной на вагон).


112. К пломбам грузоотправителя или станции отправления приравниваются исправные пломбы таможенных органов и пломбы железной дороги, если в целях пограничного и таможенного контроля, санитарных и других проведенных проверок в пути следования имело место вскрытие вагонов и, как следствие, замена первоначально наложенных пломб.

При этом к перевозочным документам должен быть приложен акт вскрытия вагона или сделана соответствующая отметка в железнодорожной накладной. Один экземпляр акта выдается грузополучателю на станции назначения вместе с грузом; в накладной сведения о старых пломбах должны быть вычеркнуты и внесены данные о вновь наложенных пломбах.


113. При отсутствии претензий к вагону он принимается грузополучателем от перевозчика с составлением приемо-сдаточного акта или с соответствующей отметкой в железнодорожной накладной.


114. После приемки вагона снятие пломб и вскрытие дверей вагона в присутствии лица, ответственного за приемку груза, и представителя станции грузополучателя производится приемка груза по количеству и качеству с составлением соответствующего акта.


115. После вскрытия вагона необходимо осмотреть его внутри и убедиться в целости тары и отсутствии рассыпанных ВМ. При обнаружении просыпки ВМ необходимо принять меры безопасности, предусмотренные аварийной карточкой на прибывший груз.


116. В случае прибытия ВМ в неисправных вагонах, в вагонах без пломб или с поврежденными пломбами количество мест, массу и состояние груза проверяет грузополучатель при выгрузке выгона или после размещения груза на своем складе с участием представителей железной дороги с составлением акта о фактическом наличии и соответствии количества мест и веса железнодорожной накладной, а при недостаче и (или) порче груза - с составлением коммерческого акта в установленном порядке.


117. При совпадении фактического количества мест записям в перевозочных документах приемка считается завершенной.

При этом составляется акт приемки с участием лица, ответственного за приемку, и старшего наряда батальона сопровождения.

В акте отражается количество отгруженных и фактических мест, состояние тары, наличие упаковочных ярлыков, просыпки ВМ и не полностью заполненных упаковочных мест с указанием их заводского номера и количества (веса) обнаруженной недостачи (излишков). Дефектные упаковочные места в последующем должны быть сохранены без изменений на складе ВМ до приезда представителя грузоотправителя или получения его решения о дальнейших действиях с ними.


118. При обнаружении при приемке несоответствия прибывшего груза данным перевозочных документов составляется акт о недостаче с участием уполномоченного представителя грузополучателя, представителя станции назначения и старшего наряда батальона. В акте указывается наименование прибывших ВМ и номер партии, номера железнодорожной накладной и вагона, запоров и пломб при приемке, количество отгруженных ВМ по данным перевозочных документов, фактическое количество прибывших мест и обнаруженное их несоответствие (недостача или излишки), его характер (по количеству упаковочных мест, внутритарная недостача, недостача в поврежденной таре), время начала приемки и обнаружения несоответствия.



ГЛАВА X. ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ

ПРОТИВ ПОЖАРА


119. Места на подъездных путях или станциях, специально выделенные для погрузки, выгрузки и перегрузки ВМ должны быть обеспечены грузоотправителем (грузополучателем) необходимыми средствами пожаротушения в зависимости от свойств ВМ, с которыми выполняются грузовые операции, в соответствии с аварийной карточкой. Средства пожаротушения должны быть заблаговременно подготовлены и доставлены на место погрузки (выгрузки) ВМ грузоотправителем (грузополучателем). Нормы средств пожаротушения и пожарного инструмента, необходимые для обеспечения мест погрузки, выгрузки и перегрузки ВМ, утверждаются начальником железнодорожной станции.


120. При производстве работ с вагонами, загруженными ВМ (техническое обслуживание и ремонт вагонов, погрузочно-разгрузочные и маневровые работы), запрещается:

1) пользоваться для освещения открытым огнем, а также керосиновыми и свечными фонарями. Для этих целей разрешается использовать только исправные аккумуляторные или батарейные электрические фонари;

2) производить работы по ремонту и обслуживанию с применением горящих факелов, концов, жаровен, газовой и электрической сварки;

3) курить на расстоянии ближе 100 м от места погрузки, выгрузки, перегрузки ВМ;

4) применять электрические аккумуляторные или батарейные фонари внутри вагона с ВМ.

Руководитель погрузочно-разгрузочных работ не должен допускать к работам с ВМ лиц, имеющих при себе спички, зажигалки и другие курительные принадлежности.


121. До начала погрузки (выгрузки) ВМ представители органов транспорта и руководитель погрузки (выгрузки) обязаны предусмотреть порядок рассредоточения имущества, быструю уборку вагонов и отвод автомобилей с ВМ в случае возникновения пожара и при угрозе взрыва на безопасное расстояние.

Порядок следования грузовых автомобилей с ВМ в пределах станции и подход их к месту погрузки (выгрузки) регулируется ответственным представителем грузоотправителя (грузополучателя).


122. При перевозке взрывчатых материалов автотормоза вагонов должны быть включены в соответствии с требованиями Правил перевозки опасных грузов по железной дороге.



ГЛАВА XI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


123. Лица, виновные в нарушении установленных настоящими Правилами требований, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством.


124. Настоящие Правила согласованы с Министерством по чрезвычайным ситуациям, Государственным таможенным комитетом, Государственным комитетом по охране природы, Государственным комитетом по геологии и минеральным ресурсам, Государственной инспекцией по надзору за безопасностью железнодорожных перевозок, ГАЖК "Узбекистон темир йуллари", НХК "Узбекнефтегаз", ГАК "Узавтойул", ГАК "Узбекэнерго", ОАО "Алмалыкский горно-металлургический комбинат", "Навоийский горно-металлургический комбинат", ОАО "Взрывпром":






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Правилам



АВАРИЙНАЯ КАРТОЧКА N



ПЕРЕЧЕНЬ ВЗРЫВЧАТЫХ МАТЕРИАЛОВ

        

    


Условный номер опасного груза (номер ООН)


  

Наименование груза

Степень опасности

по ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка"

по ГОСТ 12.1.Q07-76 "Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности"

    


   




         




ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА И ВИДЫ ОПАСНОСТИ


Требования по разработке аварийных карточек и порядок их заполнения изложены в Сборнике правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта, Аварийных карточек на опасные грузы, перевозимые по железным дорогам СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, принятых Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 2000 года.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Правилам




Знаки опасности и их описание


Знаки опасности в зависимости от подклассов ВМ выполняются на оранжевом фоне. Высота цифр составляет 30 мм, толщина - 5 мм. Надпись "Взрывается" при международных перевозках наносится на английском, французском или испанском языке.

Знаки опасности должны иметь форму квадрата, поставленного на угол. Размер стороны квадрата должен составлять для знаков опасности, наносимых на упаковку и (или) транспортный пакет - не менее 100 мм (допускается уменьшать размер стороны квадрата до 50 мм, если не позволяют габаритные размеры упаковки, а вместо надписи "Взрывается" допускается сокращенная надпись "Взрыв"), а на контейнер, железнодорожное транспортное средство - не менее 250 мм.

Рамка, наносимая черным цветом, должна располагаться на расстоянии 5 мм от кромки знака, наносимого на упаковку, транспортный пакет, и 15 мм от кромки знака, наносимого на контейнер или железнодорожное транспортное средство.

Условный номер ВМ наносится в равностороннем треугольнике, расположенном под знаком опасности. Длина стороны треугольника должна быть не менее 50, 80 или 150 мм при нанесении его на грузовую единицу и не менее 250 мм - при нанесении условного номера на контейнер и железнодорожное транспортное средство. Рамка, наносимая черным цветом, должна располагаться на расстоянии 5 мм от кромки треугольника при стороне 50 или 80 мм и 15 мм при стороне треугольника 150 или 200 мм.

Высота цифр условного номера ВМ должна быть 50 мм при стороне треугольника 150 или 200 мм. При небольших размерах грузовых мест размер стороны треугольника условного номера ВМ допускается уменьшать до 25 мм, а высоту цифр, определяющих условный номер груза - до 10 мм. Маркировка, характеризующая транспортную опасность груза, наносится на:

упаковку и (или) транспортный пакет - на контрастном фоне или ярлыке рядом с манипуляционными знаками по ГОСТ 14192-77 (раздел 3 Правил перевозок грузов по железной дороге);

контейнер - на дверь, боковые стенки и, если позволяет конструкция, на крышу, контейнеры-цистерны - с четырех сторон и сверху;

крытый вагон - в центре обеих дверей так, чтобы она была видна персоналу при проведении погрузочно-разгрузочных, маневровых, аварийно-восстановительных работ.







ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Правилам




РАЗРЕШЕНИЕ

о техническом состоянии кузова вагона (контейнера)

для перевозки взрывчатых материалов



Настоящее разрешение подтверждает, что вагон (контейнер)

   

       

по техническому состоянию кузова вагона (контейнера) (включая оборудование) гарантирует безопасную перевозку

    

     

    

(наименование перевозимого груза)

  

       

Срок действия разрешения до _______________________.


Место печати



Начальник службы, цеха (ответственный за обслуживание вагонов)







ПРИЛОЖЕНИЕ N 4

к Правилам



АКТ

приема-передачи груза ВМ под охрану

группы охраны (охраны и сопровождения) УВД

     

        



дата составления


место составления

     

         

      

Мы, нижеподписавшиеся,        от



(наименование предприятия-перевозчика)

ответственное лицо за перевозку ВМ



(должность, Ф.И.О.)

назначенное приказом по


N



(наименование предприятия)



от


с одной стороны и старший группы сопровождения и


          


охраны


, назначенный приказом

   

(должность, звание, Ф.И.О.)


по


N


от



(указывается орган внутренних дел)





         

с другой стороны составили настоящий приемо-сдаточный акт о том, что первый сдал, а второй принял под охрану и сопровождение груз ВМ для доставки от

(указывается пункт погрузки)

     

до



(указывается пункт разгрузки)

     

  

Груз ВМ размещен на _____ вагонах NN ______________________

При наружном осмотре вагонов, загруженных ВМ, установлено:


        

1.   Вагон N


      

(указывается состояние вагона)

      

      

        


имеет запирающиеся двери, закрытые на замок и опломбированные


         

     


пломбами с оттиском




(количество и вид пломб)

             

     

2.   Вагон N


      

(указывается состояние вагона)

      

      

        


имеет запирающиеся двери, закрытые на замок и опломбированные


         

     


пломбами с оттиском




(количество и вид пломб)

             

     

3.   Вагон N


      

(указывается состояние вагона)

      

      

        


имеет запирающиеся двери, закрытые на замок и опломбированные


         

     


пломбами с оттиском




(количество и вид пломб)

             


   

Ключи от замков находятся у



(указывается Ф.И.О.)

       


Знаки информации об опасности в комплекте и установлены на ___________

Противопожарный инвентарь: углекислотные огнетушители имеются на каждом вагоне в количестве _______________________________________________

    

Дополнительные замечания:

   

      



     

        


         



Акт составлен в 2 экземплярах - по одному каждой стороне.


Груз ВМ под охрану сдал:                   Груз ВМ под охрану принял:

         (______________)                                      (______________)



Отметки после доставки груза:

          

Груз ВМ доставлен



(дата разгрузки, раздельно указывается

        

состояние пломб, кузова, груза)

     

     


Представитель

грузоперевозчика предприятия ______________ (________________)

                                                                                                                                (подпись)

(печать)


Ответственное лицо за перевозку____________ (________________)

                                                                                                                                (подпись)


Представитель грузополучателя_____________ (________________)

                                                                                                                                (подпись)

(печать)


Старший группы сопровождения

и охраны внутренних дел___________________ (________________)

                                                                                                                                (подпись)



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2005 г., N 27, ст. 201





Время: 0.0051
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск