ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Гражданское и семейное законодательство / Разгосударствление и приватизация / Реализация государственной собственности (акций, долей и паев) /

Основные направления по углублению процессов разгосударствления, приватизации и поддержки предпринимательства в Республике Узбекистан (Приложение N 1 к Постановлению КМ Руз 04.12.1995 г. N 448)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

04.12.1995 г. N 448



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

по углублению процессов разгосударствления,

приватизации и поддержки предпринимательства

в Республике Узбекистан


I. АНАЛИЗ  РЕЗУЛЬТАТОВ  ХОДА  РЕАЛИЗАЦИИ

РАНЕЕ ПРИНЯТОЙ ПРОГРАММЫ УГЛУБЛЕНИЯ

ПРОЦЕССОВ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И

ПРИВАТИЗАЦИИ  ЗА 1994-1995 ГОДЫ


В 1995 году продолжалась реализация целей, поставленных Программой углубления процессов разгосударствления и приватизации в Республике Узбекистан на 1994-1995 гг. по расширению масштабов проведения разгосударствления и приватизации,  разукрупнению монополистических  производственно-хозяйственных  структур  и созданию конкурентной рыночной среды, обеспечению участия широких слоев населения республики, иностранных юридических и физических лиц в процессе приватизации государственной собственности. Особое внимание уделялось вопросам создания условий работы приватизированных предприятий, поддержке предпринимательства, дальнейшего расширения негосударственного сектора, формированию рынка ценных бумаг, привлечению иностранных инвесторов.

В результате создано акционерных обществ открытого типа на базе государственных предприятий более 3800 ед.. Образовано в республике дехканских и фермерских хозяйств более 17000, проведена работа по разукрупнению  акционерных  обществ  (Узбытсоюз, Узбексавдо, Узмонтажспецстрой и др.), ликвидации монопольных структур в торговле и бытовом обслуживании населения по опыту Шайхантаурского и Яккасарайского районов г. Ташкента, так 5230 объектов вышли из состава акционерных обществ, более 1 тысячи акционерных обществ преобразованы из закрытых АО в открытые.

Положено начало созданию инфраструктуры рынков недвижимости и ценных бумаг. Созданы Республиканская фондовая биржа, биржа недвижимости, Национальный депозитарий, инвестиционные фонды. Сформирована программа построения информационно-телекоммуникационной системы, формируется сеть брокерских контор и фондовых магазинов.

До конца 1995 года будут образованы территориальные филиалы Республиканской фондовой биржи, депозитария, Республиканской биржи недвижимости и Республиканской товарно-сырьевой биржи.

В октябре 1995 года фондовая биржа была принята в качестве члена в Федерацию Евро-Азиатских фондовых бирж, что дало возможность выхода ценных бумаг Узбекистана на рынки стран - членов Федерации.

На бирже недвижимости с начала года было проведено более 900 аукционов, конкурсов и биржевых торгов. Было продано 600 объектов незавершенного строительства, земельных участков под объекты сферы обслуживания и торговли - 2 тыс., для индивидуального жилищного строительства - 2 тыс., автозаправочных станций - 152 и автотранспортных средств - более 1 тыс. единиц.

На первом этапе создания рынка ценных бумаг объем ценных бумаг, предусмотренных на продажу широким слоям населения, юридическим лицам и иностранным инвесторам, образовывался за счет преобразования средних государственных предприятий в акционерные общества открытого типа.

Были осуществлены вложения иностранными инвесторами в ценные бумаги, проведена расконсервация государственной доли акций, т.е. начата реализация их на фондовой бирже и в фондовых магазинах. Доля государства и трудового коллектива во вновь образованных акционерных обществах на базе предприятий не превышает в сумме 49% от уставного капитала.

Создан в республике национальный инвестиционный фонд. Он уже осуществил выпуск первой эмиссии на сумму 4 млн. сум., который был размещен среди учредителей и населения. Зарегистрирован и осуществлен выпуск второй эмиссии на сумму 10 млн. сум. Через фондовые магазины, созданные при Инвестфонде, населению за наличный расчет реализовано 1160 акций на сумму 232 тыс. сум.

С момента создания Национальным депозитарием проделана определенная работа, в частности, размещена и зарегистрирована эмиссия 3352 акционерных обществ общим объемом уставного фонда 8 млрд. сум., из которых 4 млрд. сум. принято на хранение. Владельцами акций открыто 150 тыс. счетов, из которых 145 тыс. принадлежат физическим лицам. Владельцам акций выдано 965 тыс. сертификатов акций. Через биржевые торги Республиканской фондовой биржи было продано ценных бумаг на общую сумму более 700 млн. сум. Продано через фондовые магазины населению акций на 22 млн. сум. Организована опционная система продажи акции, в результате было получено средств на сумму 20.5 млн. сум.

В республике был проведен глубокий анализ факторов, сдерживающих дальнейшую активизацию рынка ценных бумаг, в результате приняты Указ Президента Республики Узбекистан от 12 июня 1995 г. N УП-1164 "О мерах по ускорению акционирования предприятий государственной собственности и совершенствованию рынка ценных бумаг" и постановление Кабинета Министров от 15 июня 1995 г. N 221 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества открытого типа".

Также начата целенаправленная политика по созданию благоприятного инвестиционного климата, где особое внимание уделено привлечению иностранного капитала под реализацию специальных инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики. В результате предпринятых мер значительно возрос интерес иностранных инвесторов к участию в процессах рыночных реформ в Узбекистане. В 1995 году общее число предприятий с иностранными инвестициями превысило 1500. Существенно увеличился объем произведенной продукции совместными предприятиями.

В развитие концепции "завод - махалля" зарождаются новые формы взаимодействия производства и махаллинских комитетов.



II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТЫ


Главными целями основных направлений по углублению процессов разгосударствления, приватизации и поддержки предпринимательства являются:

- создание новых рабочих мест для обеспечения занятости людей, высвобождаемых в связи с реформированием народного хозяйства;

- обеспечение условий для интенсивного развития рыночных отношений и рыночной инфраструктуры, развитие конкуренции;

- резкое увеличение объемов услуг, особенно наукоемких, связанных с банковской, аудиторской, консалтинговой, посреднической деятельностью;

- внедрение небольших гибких производств, малых и частных предприятий, обеспечивающих повышение эффективности хозяйствования, товарное насыщение внутреннего рынка и экспортоориентированность производства;

- формирование рыночного пространства во всех регионах республики.

Основными приоритетами дальнейшей реализации основных направлений по углублению процессов разгосударствления, приватизации  и поддержки предпринимательства являются:

- дальнейшее развитие разгосударствления и приватизации крупных и средних предприятий;

- предоставление широких возможностей для предпринимательства и его всемерной государственной поддержки;

- дальнейшее реформирование структуры управления отраслей народного хозяйства и приведение в соответствие условиям рыночной экономики;

- повышение роли территории в осуществлении процессов развития экономической реформы;

- коренное изменение экономических отношений в сельском хозяйстве;

- формирование проектов развития производства с участием иностранных инвесторов, увеличение экспортного потенциала;

- обеспечение прямого участия иностранных инвесторов в процессах разгосударствления и приватизации;

- обеспечение социальных гарантий и социальной поддержки населения в процессе разгосударствления и приватизации;

- содействие в создании инфраструктуры малого бизнеса и частного предпринимательства по следующим направлениям: развитие оптово- посреднических структур и филиалов ТСБ, развитие рынка агроуслуг, развитие рынка социально-бытовых услуг, создание торговых палат предпринимателей, бизнес-центров на селе;

- создание сети информационных и консалтинговых фирм;

- содействие в создании лизинговых предприятий и обеспечение их информацией о технике и оборудовании, а также технологиях как отечественных, так и зарубежных;

- дальнейшее формирование и развитие рынков недвижимости, ценных бумаг и депозитарной сети и ее инфраструктуры по следующим направлениям: создание инвестиционных институтов, инвестиционных компаний, инвестиционных фондов, трастовых компаний, фондовых магазинов и расширение сети брокерских контор, организация рынка ценных бумаг иностранных эмитентов на территории республики и реализация акций эмитентов Республики Узбекистан иностранным инвесторам, организация вторичного рынка ценных бумаг, создание расчетно-клирингового центра по операциям с ценными бумагами;

- создание кадастра земли, базы данных и организация учета наличия и движения государственного и негосударственного имущества на территории Республики Узбекистан.



III. СПОСОБЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПО УГЛУБЛЕНИЮ

ПРОЦЕССОВ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ,

ПРИВАТИЗАЦИИ И ПОДДЕРЖКИ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА


1. Совершенствование ранее принятой модели

приватизационного процесса в Республике Узбекистан


Одной из важнейших особенностей реформ в Узбекистане является применение секторного подхода к приватизации.

Для дальнейшей реализации и совершенствования секторного подхода к приватизации Госкомимуществом будет проводиться анализ действующей структуры в каждой отрасли, т.е. изучение финансово- хозяйственной деятельности отдельных предприятий в постприватизационный период и вновь образованных рыночных структур, их финансовое состояние, место и роль в отрасли и на рынке. На базе накопленной информации будет совершенствоваться ранее принятая отраслевая концепция приватизации, которая позволит производить дальнейшую перестройку отрасли, т.е. дальнейшее развитие ее внутренней рыночной инфраструктуры, прогнозирование функционирования отрасли в рыночных условиях, создание отраслевых структур управления на негосударственной основе (например: холдинговые компании или финансово-промышленные группы и т.д.), совершенствование нормативно-правовой базы, проведение идеологической работы среди населения с целью ускорения дальнейших преобразований экономики республики.

Будут углубляться региональные процессы приватизации на районно-городском уровне республики.

Для выполнения поставленной задачи предусматривается создать внутри структуры Госкомимущества аналитическое управление для проведения анализа и прогнозирования рыночных процессов и подготовки предложений методов регулирования конъюнктуры рынка.


2. Преобразование крупных и средних

государственных предприятий


Продолжится реализация целей, поставленных Программой углубления процессов разгосударствления и приватизации в Республике Узбекистан по расширению масштабов проведения разгосударствления и приватизации, разукрупнению монополистических  производственно-хозяйственных структур и созданию конкурентной рыночной среды, совершенствованию механизма приватизации, обеспечивающего участие в разгосударствлении широких слоев населения республики, иностранных юридических и физических лиц, достижению максимальной эффективности производства. Особое внимание будет уделено вопросам создания условий работы в постприватизационный период, поддержки предпринимательства, дальнейшего расширения негосударственного сектора, формирования рынка ценных бумаг, привлечения иностранных инвесторов.

Деятельность Госкомимущества Республики Узбекистан будет направлена на обеспечение дальнейших структурных изменений в экономике на основе преобразования в основном крупных и средних предприятий в акционерные общества открытого типа. Большое внимание будет уделено преобразованию крупных предприятий в акционерные общества открытого типа и привлечению иностранного капитала в эти акционерные общества путем продажи иностранным инвесторам пакета акций. Сформируется специальная база данных преобразованных предприятий, предлагаемых иностранным инвесторам, и организуется реклама за рубежом. Будут открыты представительства Республики Узбекистан за рубежом, призванные оказывать содействие рыночным структурам в осуществлении их деятельности на зарубежных рынках недвижимости и ценных бумаг, а также способствовать привлечению иностранных инвесторов в экономику Узбекистана.

Будет поэтапно осуществляться разукрупнение монопольных акционерных обществ путем выхода отдельных производств в строительстве, транспорте и промышленности.

Для обеспечения нормального функционирования акционерных обществ будет практиковаться делегирование прав управления трастовым компаниям, а также создаваться нормативно-правовая база, типовые положения, механизмы передачи управления от существующих органов трастам, оказываться содействие созданию банка и базы данных о специалистах, способных и желающих принять участие в работе трастовых компаний, практической организации трастовых компаний. Поощрять привлечение иностранных специалистов для участия в работе трастовых компаний, а также предусмотреть возможность передачи предприятий в трастовое управление на конкурсной основе иностранным компаниям - победителям конкурсов.


3. Развитие финансово-промышленных групп (ФПГ)


В целях восстановления на новой экономической основе эффективных хозяйственных связей, ранее разрушенных после распада СССР, поощрять создание ФПГ для выпуска сложной науко- и трудоемкой продукции путем кооперации смежных производств, включая в них зарубежные предприятия. С этой целью разработать нормативно-правовую базу для решения вопросов обмена сырьем, материалами и отдельными компонентами изделия по ценам себестоимости и распределения прибыли между участниками ФПГ. Содействовать созданию ФПГ в приоритетных отраслях экономики: самолето- и автомобилестроении, производстве средств электроники, изготовлении нетрадиционных источников энергии.

С целью интенсификации процессов приватизации осуществить комплекс мероприятий, предусматривающих свободный доступ юридических и физических лиц на фондовый рынок и рынок недвижимости стран СНГ. Продолжить политику упрощения таможенного, налогового, финансового законодательства в целях сближения позиций партнеров-стран СНГ.


4. Создание холдинговых компаний


Предусмотрено создание холдинговых компаний, которые являются объединением акционерных обществ, создаваемых путем приобретения их контрольных пакетов акций в целях достижения высокого уровня централизации финансовых ресурсов и максимальной прибыльности их использования, повышения эффективности управленческого, научно- технического и коммерческого обслуживания участников холдинга.

Экономической основой функционирования холдинга служит сочетание различных форм собственности: государственной, коллективной и частной, а также смешанного капитала.

Объединение в рамках холдинга хозяйствующих субъектов различных форм собственности осуществляется в целях максимизации прибыли (дохода), получаемой холдингом при сохранении хозяйственной, коммерческой и юридической независимости последних. Участниками холдинга могут быть организации и предприятия любой формы собственности, действующие на территории республики или за ее пределами, транснациональные компании, другие юридические и физические лица, объединяющиеся на добровольных началах.

Основными формами деятельности холдинга могут быть финансовая, производственная, учредительская, инвестиционная, инновационная и коммерческая, а также иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Республики Узбекистан.

В зависимости от форм деятельности холдинг может осуществлять следующие функции:

- облегчить перелив капитала из одних отраслей в другие;

- создать условия по обеспечению устойчивой доходности производства его участников;

- сконцентрировать финансовые ресурсы участников в размерах их взносов в уставный фонд, определить стратегию и оптимальные условия их эффективного использования;

- оказать услуги при изменении производственных программ, диверсификации рынков и проведении инвестиционной политики;

- проработать и изготовить проекты договоров, согласовать их с участниками и проконтролировать их заключение и исполнение;

- выпустить акции и другие ценные бумаги и реализовать их на внутреннем и внешнем рынках;

- обменять и совершать куплю-продажу акций и иных ценных бумаг других акционерных обществ;

- выступать посредником или доверенным лицом государственных органов в управлении государственным пакетом акций в акционерных обществах, имеющих государственную долю акций;

- произвести инвестирование в производственную, коммерческую и научно - техническую деятельность;

- предоставить финансовую помощь при необходимости санирования предприятий - участников;

- изучать и проанализировать сбалансированность производственных программ предприятий холдинга, рыночную конъюнктуру, осуществлять маркетинговую деятельность;

- сформировать стратегию и тактику в области научно-технических разработок, стандартизации, унификации продукции, экологии производства и социальных программ трудовых коллективов участников холдинга;

- обеспечить повышение рентабельности  производства, конкурентоспособности продукции и услуг на внутреннем и внешнем рынках;

- сформировать новые производственные, товарные, инжиниринговые, финансово-кредитные организационные структуры и их сочетания;

- предоставлять гарантии по техническому развитию предприятий, выбору направлений диверсификации производства;

- вести обязательную страховую деятельность;

- осуществлять внешнеэкономическую деятельность;

- выполнять иные виды деятельности, не противоречащие действующему законодательству.


5. Демонополизация и формирование благоприятной

конкурентной среды


В целях развития предпринимательства широко использовать антимонопольные принципы в процессе приватизации. Использовать возможности выделения объектов из состава крупных предприятий. Подходить индивидуально к приватизации крупных предприятий, выявляя возможности разделения их на параллельные независимые друг от друга конкурирующие производства и при этом не нарушая технологическую цепочку в производстве промышленной продукции. Практиковать в ходе приватизации крупных объектов передачу имущества в аренду с правом выкупа или без него отдельным цехам, участкам и формирование системы экономических отношений с другими структурными подразделениями предприятия.

Приватизация должна порождать конкурентную среду. Для этого нужно, чтобы в ходе ее решались жизненно важные для предпринимателя задачи доступа к материальным ресурсам, создания рыночной инфраструктуры, формирования рынков сбыта. С этой целью осуществлять в первоочередном порядке приватизацию складов, хранилищ и холодильников, грузового автотранспорта. Способствовать приобретению гражданами Узбекистана и юридическими лицами в собственность объектов складского хозяйства и магазинов за рубежом и в странах СНГ с целью развития экспорта, в первую очередь сельскохозяйственной и промышленной продукции.



6. Приватизация предприятий - банкротов


Для реализации этого процесса нужно способствовать созданию компаний, которые могли бы эффективно осуществлять санацию убыточных предприятий, а также ликвидацию их по решению хозяйственного суда. Чтобы исключить возможность извлечения прибыли за счет искусственного приведения предприятия к состоянию банкротства, необходимо установить критерии оценки банкротства, разработать законодательные меры ответственности за умышленное банкротство.


7. Формирование рынков недвижимости

и ценных бумаг


Продолжится формирование рынков недвижимости и ценных бумаг. Основной упор переносится на создание вторичных рынков. Ожидается развитие качественно новых процессов в образовании вторичных рынков недвижимости и ценных бумаг. Возрастет объем продаж недвижимости через биржу, аукционы, конкурсы. Расширится сеть брокерских контор. Продажа имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных предприятий, включая банкротов, будет осуществляться на аукционах. Продажа предприятий-должников будет проводиться на конкурсной основе. Получат развитие конкурсы по продаже объектов незавершенного строительства. Будет совершенствоваться система подготовки специалистов по оценке недвижимости.

Предусматривается введение в практику системы обязательной регистрации операций с недвижимостью в установленном порядке в едином государственном реестре недвижимости.

Ускорение темпов разгосударствления, создание акционерных обществ открытого типа обусловит массовое поступление акций предприятий на фондовый рынок. В связи с этим в целях развития вторичного рынка ценных бумаг и работы с множеством инвесторов инфраструктура фондового рынка должна быть представлена высокоспециализированными организациями, занимающимися вопросами заключения сделок, клиринга, передачи ценных бумаг и их хранения. Поэтому развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг будет осуществляться путем опережающего развития депозитарной, клиринговой и агентской сети, включая рекламные агентства, сети профессиональных регистраторов, осуществляющих услуги по ведению реестров.

Развитие сети инвестиционных институтов обеспечивается путем создания инвестиционных фондов, приватизационных инвестиционных фондов которым будет продано до 30% акций приватизированных предприятий, а также частных инвестиционных компаний, фондовых магазинов, консалтинговых фирм (инвестиционных консультантов). Получит развитие сеть институциональных инвесторов путем создания страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов. Образование этих структур направлено на создание условий свободы выбора мелким инвесторам, уменьшения степени их риска и потерь от возможных неэффективных вложений.

Создание Палаты биржевых брокеров, которая будет координировать деятельность брокерских контор и фондовых магазинов на фондовом рынке. Осуществлять их правовую защиту, выход с законодательной инициативой через Кабинет Министров в Олий Мажлис. Оказывать консультационные услуги экономического и правового характера и другие необходимые информационные услуги.

В целях нормализации работы рыночных структур фондового рынка и общего методологического подхода в финансовой работе необходимо совместно с Минфином и Минюстом разработать и утвердить нижеследующие положения:

- о бухгалтерском учете в акционерных обществах;

- о бухгалтерском учете финансовых операций с ценными бумагами на фондовом рынке;

- о бухгалтерском учете финансовых операций в инвестиционных фондах и биржах;

- разработать типовые стандарты аудиторских проверок.


8. Создание инфраструктуры малого бизнеса

и частного предпринимательства и меры

государственной поддержки


В целях организации и управления процессами ускоренного создания рыночной инфраструктуры и адаптирования ее к требованиям мировой экономики в регионах республики будут созданы департаменты предпринимательства, призванные осуществлять государственную поддержку рыночных преобразований, формирование эффективной системы развития рыночной инфраструктуры, координацию и развитие внутриреспубликанских и внешнеэкономических хозяйственных связей. Создаются территориальные агентства по страхованию и защите частного предпринимательства и малого бизнеса, осуществляющие оценку и экспертизу инвестиционных проектов, для получения кредитов, в том числе льготных, малым и частным предприятиям, с предоставлением на льготных условиях страховой защиты от предпринимательских рисков, страхование ответственности заемщиков за непогашенные кредиты, обеспечение страховой защиты иностранных инвестиций, направляемых на развитие частного предпринимательства и малого бизнеса.

Оказывается содействие созданию ассоциаций мелких производителей по видам деятельности, призванных осуществлять коллективную защиту своих интересов, распространение передовых методов ведения хозяйства. Продолжается развитие кредитных учреждений, расширение сети коммерческих специализированных банков, в том числе с участием иностранного капитала для осуществления инвестиционной деятельности в сфере малого и частного предпринимательства, расширяется деятельность торговых домов, инвестиционных компаний, инвестиционных посредников, фондовых магазинов, клиринговой и агентской сети. Оказывается содействие информационному обеспечению малых и частных предприятий, работе частных фирм, изучающих конъюнктуру рынка, предлагающих информационное обслуживание рыночных возможностей. Для реализации сельскохозяйственного сырья и переработанной продукции, своевременного обеспечения дехканских (фермерских) хозяйств высокосортными семенами сельхозкультур и посадочным материалом создается территориальная сеть биржевой торговли и оптовых ярмарок. Создаются агросервисные предприятия для оказания ремонтно-восстановительных, агрохимических, зооветеринарных и других видов услуг предпринимателям на селе.

Госкомимущество будет оказывать содействие через государственные органы в обеспечении субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства современным оборудованием и технологиями, в создании сети технопарков, лизинговых предприятий, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров, осуществляет меры по размещению производства и поставки специализированного оборудования и иных видов продукции для субъектов малого и частного предпринимательства, содействует в создании и организации их деятельности, специализированных оптовых рынков, ярмарок по продаже продукции субъектов малого и частного предпринимательства, в том числе путем предоставления зданий, сооружений, оборудования, производственных и служебных помещений, иного имущества, находящегося в государственной собственности.

В целях преимущественной передачи объектов государственной собственности на селе субъектам малого и частного предпринимательства, принадлежащих местным жителям, проводятся закрытые конкурсы по продаже государственного имущества при разгосударствлении и приватизации. Организуется продажа малым и частным предпринимателям законсервированных и неиспользуемых основных фондов и производственных мощностей, а также объектов социальной инфраструктуры.

Вводятся процедуры инвестиционной поддержки реструктуризации и реконструкции предприятий для обеспечения устойчивости хозяйствующих субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства в послеприватизационный период, предусматривающие оценку финансовых возможностей предприятий, разработку планов их технического, технологического и организационно-экономического преобразования с учетом требований рынка. Организуются постоянно действующие выставки оборудования и мини-технологий, включая зарубежные, для последующего внедрения в производство.

Осуществляются меры по расширению участия субъектов малого и частного предпринимательства в экспортно-импортных операциях, а также по участию этих субъектов в реализации программ и проектов в области внешнеэкономической деятельности, международных выставках и ярмарках. В частное и малое предпринимательство привлекается иностранный капитал на основе инвестиционных проектов, организации рекламы за рубежом. Привлекаются иностранные инвестиции в процесс разгосударствления и приватизации на открытой тендерной основе и через специальные инвестиционные торги, а также посредством других институтов и механизмов. Осуществляются пилотные проекты в рамках программ технической помощи с привлечением иностранных инвесторов, создается новая научно-техническая инфраструктура, включая вспомогательные, функциональные, научно-производственные, обслуживающие науку и научное производство фирмы, компании, центры.



9. Ускорение привлечения иностранных инвестиций

в процесс приватизации


С целью широкого привлечения иностранных инвестиций на территории Республики Узбекистан, активного участия иностранных инвесторов в процессе разгосударствления и приватизации, создания на этой основе современной структуры народного хозяйства необходимо осуществить ряд мероприятий, в частности:

- разработать и утвердить Инвестиционную программу Республики Узбекистан;

- разработать порядок регулирования деятельности иностранных инвесторов на национальном рынке ценных бумаг;

- утвердить положение о проведении инвестиционных торгов;

- разработать и утвердить порядок инвалютной оценки стоимости объекта, предусмотренного на продажу иностранным инвесторам.

Для достижения намеченных целей использовать нижеследующие методы привлечения иностранного капитала:

- размещение капитала с привлечением частных фирм путем переговоров, нацеленных на привлечение лучшего из возможных потенциальных иностранных инвесторов;

- создание акционерных обществ на базе государственных предприятий с участием иностранного инвестора, который может провести техническую реорганизацию и перевооружение данного предприятия, а также передать свой опыт в области управления;

- открытое размещение акций, доступное для иностранных инвесторов.



10. Реформирование сельского хозяйства и земельные

отношения при приватизации


Будет углубляться реформирование сельского хозяйства путем приватизации и разгосударствления совхозов и колхозов в другие формы хозяйствования с выдачей государственного ордера на право собственности. Развитие получит аукционная и конкурсная продажа имущества. Приоритетное развитие получит создание малого бизнеса в перерабатывающей отрасли АПК.

Продолжается продажа земельных участков под приватизируемые объекты торговли и сферы обслуживания. Выделяются земельные участки в городах для передачи иностранным юридическим лицам в долгосрочную аренду. Организуются аукционы  и конкурсы по  передаче сельскохозяйственных земель в бессрочное пользование с правом наследования. В соответствии с Законом Республики Узбекистан "О недрах" вводится система экономической оценки недр, прорабатываются вопросы выдачи концессий на разработку недр.

Совершенствуется система кадастра земли, будет создан новый орган управления по земельным отношениям и кадастру, который будет обеспечивать необходимой информацией для определения реальной рыночной стоимости земельных участков, предусмотренных на продажу.



11. Развитие нормативно-правовых основ

приватизации


Развитие нормативно-правовых основ приватизации должно осуществляться с учетом следующих требований:

- всемерное соблюдение норм и основ международного законодательства стран с развитой рыночной экономикой, что обеспечит иностранным инвесторам благоприятный климат;

- учет поэтапного перехода к рынку, особенностей периода формирования рыночной экономики. Необходимо, чтобы разрабатываемое законодательство учитывало уровень сознания населения республики, подготовленность его к предстоящим преобразованиям, воспринимало их как необходимые;

- по защите прав новых собственников, начиная с момента выдачи документа, удостоверяющего его право на имущество.

Должен быть четко проработан законодательный механизм, запрещающий без разрешения собственника вторжение в сферу его собственности, и механизм судебной защиты прав собственника. Наряду с этим должны быть созданы нормы ответственности собственников за ущерб, причиненный другим членам общества в результате неправильного использования им собственности.


12. Меры социальной защиты населения


С целью перехода от системы социальной защиты к принципиально новой системе, предусматривающей четкое разграничение вопросов социальных гарантий и социальной поддержки, вносятся соответствующие изменения в действующее законодательство. При этом устанавливается, что социальные гарантии, дифференцированные по уровням (предприятие, территория, республика), предоставляются всем гражданам, включая и занятых в малом и частном предпринимательстве, в необходимом минимуме. Состав, структура и размеры социальных гарантий определяются законами Республики Узбекистан. Социальная поддержка, также дифференцированная по уровням, предоставляется: во-первых, на определенный срок; во-вторых, полностью увязывается с состоянием соответствующего бюджета; в-третьих, зависит от условий, сложившихся на том или ином этапе экономической реформы. Социальная поддержка может осуществляться как законодательными актами, так и решениями местных органов государственной власти и управления, собственников и руководителей предприятий. Обеспечивается эффективный контроль за исполнением субъектами малого и частного предпринимательства социальных гарантий, предусмотренных Законом Республики Узбекистан "О предприятиях". Особое внимание уделяется вопросам обязательного медицинского страхования. Разрабатывается и вносится в Олий Мажлис проект Закона Республики Узбекистан "Об обязательном медицинском страховании". Пересматривается структура расходов на здравоохранение в государственном бюджете с учетом поступления средств от приватизации объектов здравоохранения и, соответственно, рассматриваются возможности льготного выделения кредитов на их развитие. Особое внимание уделяется проблемам занятости населения на селе. Разрабатывается и вносится на рассмотрение Олий Мажлиса проект новой редакции Закона Республики Узбекистан "О занятости населения", предусматривающий обеспечение социальных гарантий работников, высвобождаемых в результате реструктуризации производства, возможность введения сокращенной продолжительности рабочего времени на определенных территориях, в зависимости от состояния занятости населения, частичного компенсирования Фондом поддержки частного предпринимательства, малого бизнеса издержек работодателям по организации новых рабочих мест и создания учебных структур переобучения лиц, подлежащих высвобождению. Будет разработан Закон "О государственных служащих".



13. Телекоммуникационная система


С целью создания современной компьютеризированной сети, предполагающей выход на европейские и мировые рынки недвижимости и ценных бумаг, а также в целях привлечения иностранных инвесторов ведется последовательное внедрение телекоммуникационной системы.

Для реализации этих целей предусмотрено формирование Узбекской общегосударственной информационно-телекомуникационной системы, которая должна связать с помощью электронной связи все области республики, крупные города, районы. Эта система будет давать исчерпывающую информацию по первому требованию пользователя. Данная система должна обеспечить ликвидный рынок ценных бумаг, позволит эмитентам в короткие сроки привлечь необходимые средства для развития эффективного производства, а инвесторам выгодно вложить свои средства.



14. Рекламно-информационная и издательская

деятельность


В целях содействия развитию предпринимательства в республике необходимо осуществить ряд мероприятий, направленных на системное комплексное решение проблем, связанных с вопросами маркетингового информационного обеспечения предпринимателей, перестройкой работы имеющихся научно-исследовательских учреждений и специализированных подразделений, занимающихся изучением конъюнктуры рынка и спроса населения, расширением и координацией работы частных фирм, предлагающих информационное обслуживание по вопросам изучения рыночных возможностей, создания межотраслевых банков данных. К ним также относятся:

- оказание содействия в создании специализированных консультационных фирм и информационных систем. Информационная система должна включать в себя общереспубликанские, межрегиональные и локальные информационные системы, базирующиеся на использовании современных систем обработки и передачи информации, обеспечивающих ее оперативность и достоверность. Система должна выполнять нижеследующие функции;

- подготовку и выдачу информации о банковско-кредитной сфере, финансовых институтах, состоянии рынка ценных бумаг и недвижимости, котировках акций, курсе иностранной валюты и т.д. Требования к этим информационным системам аналогичны требованиям к системе товарной информации;

- сбор информации о хозяйствующих субъектах. Данная система должна давать возможность как проводить анализ динамики предпринимательской деятельности и формирования новых предприятий, так и выдавать необходимые сведения о кредитных контрагентах, включая и иностранные фирмы.
































Время: 0.0455
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск