Внимание!

Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Гражданское и семейное законодательство / Утратившие силу акты / Разгосударствление и приватизация /

Государственная программа по углублению процессов разгосударствления и приватизации в Республике Узбекистан (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 29.03.1994 г. N 171)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлеиию КМ РУз

от 29.03. 1994 г. N 171



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

по углублению процессов разгосударствления и

приватизации в Республике Узбекистан


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИОРИТЕТЫ


Ключевым  направлением перехода  к социально-ориентированной рыночной экономике и новым формам хозяйствования является разгосударствление и приватизация государственной собственности.

Наряду со стабилизацией экономики и либерализацией хозяйственной жизни, приватизация позволяет  создать действенные условия  эффективного хозяйствования и обеспечить социально-политическую стабильность общества. Однако  при  всей  важности  этот  процесс  не  может  быть реализован в короткие сроки и происходит в несколько этапов.

Первый  этап  приватизации,   проведенный  в  1992-1993   годах, характеризуется   преобразованием   в   различные   формы  собственности предприятий  местной  промышленности,  торговли,  транспорта,   бытового обслуживания   населения,   общественного   питания,   потребкооперации, перерабатывающих   отраслей   агропромышленного   комплекса,   а   также завершением  приватизации  государственного  и  ведомственного жилищного фонда в республике.

В  республике  за  прошедшие  годы  изменили форму собственности более 49  тыс. объектов,  из них  44,1 %  стали акционерными,  17,6 %  - коллективными, 37,0 % - частными, 1,3  % - переданы в аренду. В  местной промышленности,  в  системе  торговли,  общественного питания и бытового обслуживания населения процесс приватизации в основном завершен.

Завершается разгосударствление заготовительной и перерабатывающей отраслей, в  которых  на  сегодняшний  день  приватизировано  около 96,7 процентов от общего количества предприятий.

Таким образом,  первый этап  - "малая  приватизация" в республике осуществлен   и   созданы  условия   к   переходу   ко   второму   этапу разгосударствления   и    приватизации    государственного    имущества, предусматривающего   преобразование   средних   и   крупных  предприятий различных отраслей народного хозяйства.

Государственная     программа     по     углублению    процессов разгосударствления   и   приватизации   государственной    собственности Республики  Узбекистан  разработана  в  соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 15 марта 1994 года "О приоритетных направлениях дальнейшего  развития  процесса  разгосударствления  и  приватизации   в Республике Узбекистан", требованиями законодательных и нормативных актов по  созданию  и  развитию  многоукладной  экономики  с  учетом  опыта  и результатов проведения  разгосударствления и  приватизации в  предыдущие годы  и  определяет  цели,  приоритеты, последовательность второго этапа преобразования  государственной  собственности  Республики  Узбекистан в различные формы негосударственной собственности.

Основными целями второго этапа (1994-1995 г.г.) являются:

- расширение   масштабов   проведения   разгосударствления   и приватизации в отраслях народного хозяйства;

- разукрупнение монополистических производственно-хозяйственных структур и создание конкурентной рыночной среды;

- обеспечение  участия  широких  слоев  населения   республики, иностранных  физических  и  юридических  лиц  в  процессе   приватизации государственной собственности;

- достижение максимальной эффективности производства;

- удовлетворение  потребностей населения  республики посредством сокращения дефицита продовольствия и товаров народного потребления.

Приоритетными направлениями являются:

- широкое  вовлечение населения  в процесс  экономических реформ посредством  развития  рынка  ценных  бумаг  и  образования  акционерных обществ  открытого  типа  с   одновременным  сокращением  доли   акций, принадлежащих государству;

- формирование рынка недвижимости, в том числе путем продажи  на конкурсной  основе  в  первую  очередь  объектов  торгового,   бытового, коммунального обслуживания, а также строительства;

- создание рынка средств производства через вовлечение в процесс приватизации  предприятий  оптовой  торговли,  а  также развитие системы товарно-сырьевых бирж;

- демонополизация сложившихся производственных и  управленческих структур,  сокращение  числа  предприятий,  на  которые распространяются ограничения на приватизацию;

- привлечение  иностранных  инвестиций  в  экономику республики через проведение  тендеров и  аукционов, инвестиционных  торгов, а также прямой продажи имущества;

- поддержка  государством  послеприватизационной   деятельности предприятий.

Все объекты государственной собственности подразделяются на  две группы:

- объекты, подлежащие разгосударствлению и приватизации;

- объекты, приватизация которых запрещена.

Основаниями для включения объекта в одну из этих групп являются:

- отраслевая принадлежность объектов;

- социально-экономическая  значимость  выпускаемой   продукции, выполняемых работ и услуг;

- целесообразность сохранения государственной собственности.

Не  подлежат  приватизации  объекты исключительной собственности Республики  Узбекистан  -  земля  (за  исключением  случаев  оговоренных законодательными  актами),  ее  недра,  воды,  воздушное   пространство, растительный  и  животный  мир,  памятники  истории и культуры, средства госбюджета, республиканские страховые фонды, предприятия и имущественные фонды,   обеспечивающие   суверенитет   республики,   ее   социальное  и экономическое  развитие,  и   учреждения,  полностью  финансируемые   из госбюджета.

Реестр объектов,  подлежащих разгосударствлению  и приватизации, ежегодно утверждается правительством Узбекистана и доводится до сведения населения.

Неуклонное  выполнение   задач  настоящей   Программы   является решающим  фактором  экономических  реформ  на  1994-1995 гг. и обеспечит условия для  формирования многоукладной  экономики и  реального рынка  в республике.



II. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОУКЛАДНОЙ ЭКОНОМИКИ


2.1. Основные формы и принципы разгосударствления

и приватизации


Магистральным  направлением   дальнейшего  развития   реформ   в Узбекистане    является    преобразование    отношений    собственности, преодоление  бесхозности,  ничейного  характера  и  обретение  реального хозяина.

В   процессе   разгосударствления   формируется    многоукладная экономика, в которой сочетаются все виды собственности - государственная, коммунальная, общественная  (в  том  числе  религиозных  организаций)  и иностранная.

В  процессах приватизации  доминируют  принципы   экономической целесообразности   и   эффективности,   не   допускается   искусственное форсирование или замедление реформирования.

Основным направлением приватизации на новом этапе  экономической реформы является преобразование объектов государственной  собственности. Для  мелких   объектов  рекомендуется   преимущественно  частная   форма собственности и  общество с  ограниченной ответственностью,  для средних - общество  с  ограниченной  ответственностью  и  акционерное  общество открытого  типа,  для  крупных  -  акционерное  общество открытого типа. Выбор  рекомендуемой   формы  собственности   для  них    осуществляется Госкомимуществом  с  учетом  масштабов  производства, специфики отрасли, численности  работающих,  стоимости  основных  фондов,  связей c другими объектами в процессе кооперации производства и разделения труда.

Преобразованию  подлежат  также  существующие органы отраслевого управления  республиканского  уровня   и  их  региональные   (областные) звенья. Республиканские отраслевые, государственные и  негосударственные концерны,  их  региональные  подразделения как командно-административные структуры должны  быть преобразованы  в союзы  и ассоциации, формируемые на добровольной основе  с правом выхода  из них каждого  члена союза или ассоциации.  Союз  или  ассоциация  могут  формироваться как акционерное общество открытого  типа либо  как исполнительный  орган, обслуживающий потребности своих  учредителей, или  как холдинг,  если его  создание не приводит к образованию новой монополии.

Условия  приватизации  объектов  также  зависят  от  масштаба  и специфики  их  деятельности.  Объекты,  входящие  в  основном  в   сферу торговли, общественного питания,  коммунального и бытового  обслуживания населения, продаются, как правило, на аукционе или на конкурсной основе. То  же  самое  относится  к  мелким  и некоторым средним объектам других отраслей,  к  объектам  незавершенного  строительства  независимо  от их размеров,  если  у  балансодержателей  нет  или недостаточно средств для завершения строительства.

При продаже объектов по конкурсу основным критерием  определения победителя являются предлагаемые  новым собственником наиболее  выгодные условия приобретения, к которым относятся:

- сохранение  и  увеличение  объемов  основного   производства, освоение новых видов товаров (работ, услуг);

- сохранение или увеличение числа рабочих мест;

- развитие инфраструктуры;

- другие условия согласно представленному бизнес-плану.

С  учетом   особенностей  отдельных   отраслей,  их   вкладов  в экономический    потенциал    республики    и    выполнения    госзаказа предусматривается:

-   распределение   уставных    капиталов   в   каждом    случае Госкомимуществом, причем администрации  передается не более  5 процентов акций,  под  администрацией  понимается  руководитель,  его заместители, главные специалисты, в том числе на уровне хозрасчетных подразделений;

- продажа основной  части акций на  фондовой бирже, в  том числе иностранным покупателям;

- непредоставление  привилегий  по  выкупу государственной доли акций акционерам ранее созданного на базе этого предприятия общества;

- продажа  акций  государственным  юридическим  лицам  из числа предприятий смежников и имеющих прямые связи.

В отдельных  случаях Госкомимущество  может продать  иностранным покупателям 100 процентов уставного капитала.

Государственная доля акций и акции, не выкупленные на  свободной распродаже,  направляются  в  специально  созданные  (в виде акционерных обществ) имущественные фонды.

Предусматривается   в   1994    году   создание   условий    для функционирования сети холдингов, инвестиционных  фондов и компаний с  их разветвленной   инфраструктурой,   доверенных   товариществ   и   других негосударственных посредников.

Холдинговые  компании  создаются  путем  объединений акционерных обществ, предприятий коллективных форм собственности, частных,  семейных обществ  с  ограниченной  ответственностью,  коммерческих,   совместных, малых и других предприятий  и организаций различных форм  собственности, независимо от ведомственной принадлежности.

Предложения  о   создании  холдинговых   компаний  вносятся    в Государственный   комитет    Республики   Узбекистан    по    управлению государственным имуществом и поддержки предпринимательства.

Вопросы,  связанные  с  функционированием  холдинговых  компаний, регулируются  Положением,  утверждаемым  Кабинетом  Министров Республики Узбекистан.

Создаваемая   сеть   консалтинговых   фирм   будет  осуществлять подготовку  предприятий  к   приватизации,  ознакомление   потенциальных инвесторов  с   условиями  их   функционирования,  подготовку   проектов юридических и финансовых контрактов с покупателями.

В  целях   укрепления  экономической   базы  общества    слепых, инвалидов, народно-художественных  промыслов предусматривается  льготная или  безвозмездная  передача  в  уставный  капитал  акционерных компаний государственной доли в имуществе преобразованных ими предприятий.

Для   стимулирования    участия   иностранных    инвесторов    в широкомасштабной  приватизации  предусматривается   продажа  им   акций, активов обанкротившихся предприятий на конкурентных торгах, недвижимости на  аукционах,  участие  в  тендерах,  аукционах,  прямое инвестирование госпредприятий, предоставление  концессий, строительство  предприятий со 100 процентным участием иностранного капитала и т.д.



2.2. Порядок оценки приватизируемых объектов


Преобразование  государственных  предприятий  и  организаций   в другие формы собственности осуществляется в соответствии с  утвержденным Госкомимуществом Регламентом, в котором определены также порядок  оценки имущества  приватизируемых  объектов.   Их  оценку  производит   рабочая комиссия  предприятий,   на  которую   возлагается  ответственность   за подготовку всего пакета документов по преобразованию.

Экспертное   заключение   по    материалам   рабочей    комиссии предприятия дают консалтинговые или аудиторские службы, имеющие лицензию на  такую  деятельность.  Эти  службы  наравне с рабочей комиссией несут ответственность за достоверность и качество используемых ими данных  при оценке имущества.



2.3. Привлечение иностранных инвестиций


Участие  иностранных  юридических  и  физических  лиц в процессе приватизации  в   Республике  Узбекистан   предусматривается  в    целях повышения   уровня    технической   и    технологической    оснащенности преобразуемых   предприятий,   введения   на   предприятии   новых  форм менеджмента,   совершенствования    управленческих    навыков,    обмена "ноу-хау", доступа к внешним рынкам, а также получения путем  совершения сделок  наличной  валюты,  усиления  международных  связей  и  развития, объединения производственных мощностей в транснациональном масштабе.

Предусматривается  проведение   инвалютной  приватизации   путем продажи  части  акций  приватизируемых  предприятий  во  всех   отраслях народного хозяйства.

При привлечении иностранных инвестиций за государством  остаются контрольные   пакеты    акций    предприятий    топливно-энергетического комплекса, предприятий  по добыче  и переработке  руд цветных  металлов, драгоценных  и  полудрагоценных  камней,  радиоактивных и редкоземельных элементов.  В  этих  сферах  возможно  также  заключение   концессионных договоров.

Предусматриваются следующие методы приватизации для  иностранных инвесторов:

а) путем продажи:

-  акций  иностранному  инвестору  в  ходе  конкурентных, в т.ч. инвестиционных  торгов  (тендеров),  аукционов,  на  фондовых  биржах, а также в ходе прямых переговоров;

-  полностью  или  части  акций  предприятий,  одному или группе иностранных инвесторов, что позволит создавать совместные или  полностью на базе иностранного капитала предприятия;

-  активов  ликвидированных  (обанкротившихся)  предприятий   на открытых  конкурентных  торгах  с  заранее  установленными критериями на аукционе;

-  недвижимости  на  аукционах  и  прямой  продажи на конкурсной основе;

- конкурсной продажи  объектов государственной собственности  по инвестиционным проектам;

б) методом:

- введения  новых  инвестиций  в  государственные предприятия с увеличением  уставного  капитала  и  преобразованием  госпредприятия   в государственно-акционерную форму собственности и продажи части акций  на приращенный уставный капитал иностранному инвестору;

- концессионных   договоров   с   иностранными    инвесторами, позволяющих оставить  собственность за  государством при  передаче права на   эксплуатацию   и   пользование   (предпочтительно   применение  для предприятий  добывающего  комплекса,  электроэнергетики,  водоснабжения, коммунального хозяйства);

- размещения  и  обмена  акций приватизируемых госпредприятий в инвестиционных  фондах,  страховых  компаниях,  инвестиционных   банках, созданных с участием иностранного капитала;

- приватизации   "под   ключ"   -   строительство  иностранным инвестором нового предприятия  при сохранении собственности  государства на  землю  или  достройка  незавершенного  строения  до потребительского уровня с сохранением собственности государства на часть строения.

Земельные  участки,  на   которых  находятся   приватизированные объекты  сферы  услуг,  будут  продаваться  в полную собственность или в долгосрочную аренду иностранным юридическим и физическим лицам.

Решение о  форме привлечения  иностранных инвесторов  в процессы приватизации государственной собственности принимается  Госкомимуществом Республики  Узбекистан  по  представлению  органов  государственного   и хозяйственного управления.

Для  осуществления   мероприятий  по   привлечению   иностранных инвесторов в процессы  приватизации государственной собственности  будет создана  сеть  независимых  консалтинговых,  аудиторских  фирм, а также будут привлекаться аналогичные иностранные фирмы.

В  целях   активного  привлечения   иностранных  инвестиций    в экономику  республики  рекомендуется  создание  международных  агентств, функциями которых являются:

- издание, распространение и реклама буклетов о  законодательной и  нормативной  базе  экономических  реформ  в  Узбекистане,  о  целях и задачах приватизации государственной собственности, о  приватизированных и  намеченных  к  приватизации  предприятиях  с указанием предполагаемых долей  трудового  коллектива,  государства,  внутренних  и   иностранных инвесторов  в  имуществе  предприятия,  о  требованиях к инвестиционному проекту   потенциального   инвестора,   об   условиях   продажи    акций приватизируемых предприятий на аукционной (конкурсной) основе и др.;

- представление   по   запросам   иностранных    потенциальных инвесторов необходимой информации о ходе приватизации в Узбекистане;

- формирование   банка  данных   о  потенциальных   иностранных партнерах;

- координация   деятельности  управлений   и  отделов   внешних экономических связей отраслевых министерств и ведомств.



2.4. Земельные отношения при приватизации


При разгосударствлении и приватизации в части продажи  земельных участков, на  которых размещены  объекты торговли  и сферы обслуживания, Госкомимущество строго  руководствуется законодательными  и нормативными актами  Республики  Узбекистан.  При  оценке  земли  учитываются  данные Земельного кадастра.

Реализация  объектов  сферы  услуг  осуществляются на конкурсной основе  в   частную  собственность.   При  определении   стартовой  цены продаваемого по  конкурсу объекта  торговли и  сферы обслуживания  в эту цену  включается  и  цена   земельного  участка,  которая  является   ее неотъемлемой  частью  на  весь  период  проведения  торга  (аукциона или конкурса) по продаже объекта.

Не подлежат  продаже земли  общего пользования  (площади, улицы, проезды,  дороги,  парки,  скверы,  бульвары,  пляжи,  водоемы),   земли памятников   природы,    национальных   и    дендрологических    парков, заповедников,  ботанических  садов,  а  также  земли  оздоровительного и историко-культурного назначения и др.

Продажа земельных участков, цены и условия их продажи,  перечень зон,  не   подлежащих  продаже   на  право   владения,  пользования    и распоряжения,   определяются   в   порядке,   устанавливаемом  Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Право распоряжения земельным участком фиксируется в документе  о праве собственности.

Приступать  к  пользованию  предоставленным  земельным  участком разрешается  после  установления  соответствующими   землеустроительными организациями  границ  участка  в  натуре  и выдачи документов на основе ордера, удостоверяющего право пользования землей.



III. СПОСОБЫ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ


Способы   разгосударствления    и   приватизации    определяются Госкомимуществом и его территориальными подразделениями.


3.1. Все государственные предприятия по способам приватизации разделяются на две группы:

- первая группа включает в себя мелкие предприятия всех отраслей экономики   с   численностью   до   150   человек,   подлежащие  продаже преимущественно на  аукционах, конкурсах или биржевых  торгах. Решение о выборе   метода   приватизации,   принятое   Госкомимуществом,  является обязательным для выполнения подведомственными организациями;

-  вторая  группа  включает  в  себя  все остальные предприятия, которые  могут  быть  приватизированы  любым  способом,  предусмотренным пунктом 3.2. Программы.

Госкомимущество  вправе   вносить  изменения   и  дополнения   в отраслевые и местные программы до опубликования информационного сообщения о продаже объекта приватизации.


3.2.   Предусматривается   использование   следующих    способов приватизации:

- преобразование   государственных   предприятий   в  открытые акционерные общества и реализация их акций в установленном порядке;

- продажа предприятий, не являющихся акционерными обществами, по конкурсу и на аукционе;

- продажа  имущества  (активов)  действующих,  ликвидируемых  и ликвидированных  предприятий,  а   также  незавершенных   строительством объектов на биржевых торгах, аукционах и по конкурсу;

- продажа  долей  (паев,  акций), находящихся в государственной собственности,  на  аукционе,  по  конкурсу,  в том числе с ограниченным составом участников.


3.3.  Продажа  акций   акционерного  общества  открытого   типа, созданного в процессе приватизации

При формировании уставного капитала акционерных обществ открытого типа,  в  которых  государство  сохраняет  свою  долю,  предусматриваются преимущественно следующие четыре пакета акций:

государства;

трудового коллектива;

иностранного партнера;

для  свободной  реализации  на  фондовых  биржах и рынках ценных бумаг, в том числе за рубежом.

Доли   пакетов   акций   государства   и   трудовых  коллективов устанавливаются Госкомимуществом.

Любые   акции,   приобретенные   или   безвозмездно   полученные гражданами или юридическими лицами, могут продаваться собственниками без ограничения в рамках законодательства.

Дополнительная   (вторичная)   эмиссия   и   размещение    акций осуществляется  акционерным  обществом  в  соответствии  с   действующим законодательством.


3.4. Продажа предприятий, не являющихся акционерными обществами, по конкурсу и на аукционе

Продажей  по  конкурсу  является  приобретение  физическими  или юридическими  лицами  в  частную  собственность  объектов приватизации в случаях, когда от покупателей требуется выполнение каких-либо условий по отношению  к  объекту  приватизации.  Условия конкурса устанавливаются в соответствии    с    порядком    разгосударствления    и    приватизации государственных предприятий в Республике Узбекистан по конкурсу.


3.4.1. Физическим и  юридическим лицам, ставшим  собственниками приватизированных  государственных  предприятий  на аукционе (конкурсе), предоставляется право  на заключение  долгосрочных (на  срок до  10 лет) договоров аренды занимаемых этими предприятиями государственных  нежилых помещений, зданий,  строений, не  вошедших в  состав приобретенного  ими имущества.  Изменение  условий  договора  аренды  указанных   помещений, зданий, строений, по сравнению с ранее заключенными, допускается  только по соглашению сторон, если иное не предусмотрено условиями договора.

Собственники  приватизированных   объектов  торговли   и   сферы обслуживания имеют  право приобретать  в собственность  занимаемые этими предприятиями земельные участки.


3.4.2. Продажа имущества (активов) предприятий и организаций,  в том  числе  ликвидируемых  и  ликвидированных  предприятий проводится на аукционе и торгах на Республиканской бирже недвижимости и ее филиалах  в соответствии с Положением, утверждаемым Госкомимуществом.


3.4.3. Продажа  имущества (активов)  действующих государственных предприятий осуществляется исключительно с разрешения Госкомимущества  в установленном им порядке.


3.4.4. Приватизация   активов    объектов,   не    завершенных строительством, осуществляется:

- путем  продажи  активов  этих  объектов  на  биржевых торгах, аукционах или по конкурсу;

- путем  учреждения  открытого  акционерного  общества со 100 - процентным  государственным  капиталом  с  последующей  продажей  акций. Распределение денежных доходов от продажи активов объектов, незавершенных строительством,    осуществляется     по    Положению,     утвержденному Госкомимуществом.



IV. МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА


Для    обеспечения    устойчивой     работы    предприятий     в послеприватизационный период государство разрабатывает комплекс мер:

- создает специальные инвестиционные фонды и банки;

- аккумулирует и использует средства от приватизации на поддержку программ развития приватизационных предприятий;

- направляет дивиденды по акциям, принадлежащим государству,  на их техническое перевооружение и обновление основных фондов;

- определяет    приоритетные   отрасли   народного   хозяйства, разгосударствления   которых   производится   при   режиме   наибольшего благоприятствования;

- создает  условия  для  образования  межнациональных компаний, объединений, структур с устойчивыми хозяйственными связями;

- определяет  и устанавливает  различные льготы  в виде снижения или  отмены  таможенных  пошлин  и  некоторых  видов налогов, уменьшения объемов квотирования и лицензирования и т.д.;

- гарантирует правовую и экономическую защиту предпринимателей.



4.2. Использование дивидендов по акциям, принадлежащим

государству


В  1994  году  дивиденды,  полученные  по  акциям,  принадлежащим государству,  на  договорной  основе  направляются  Госкомимуществом  на развитие и техническое перевооружение созданных акционерных обществ.

В  случае  использования  этих  средств  не  по  назначению, они изымаются у предприятий в установленном порядке.



4.3. Создание финансово-промышленных групп


Государством всячески поддерживается образование различного рода финансово-промышленных   групп,   объединений,   корпораций.    Подобные структуры должны усилить интеграционные  процессы стран  СНГ и  мирового сообщества,  предоставить  весь комплекс деловых  услуг, необходимых для хозяйственных связей, придать  им устойчивость и  долгосрочность, решить вопросы взаиморасчетов на клиринговой основе.



4.4. Поддержка приоритетных отраслей народного хозяйства


По отраслям топливно-энергетического, химического, горнодобывающего,  хлопкоперерабатывающего комплексов утверждаются специальные программы  разгосударствления  с привлечением значительных инвестиционных средств, в том числе валютных. Для иностранных инвестиций этих  отраслей  устанавливается  льготный  режим,  государство выступает гарантом при привлечении инвесторов.



V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕГИОНАЛЬНЫМ И ОТРАСЛЕВЫМ ПРОГРАММАМ ПРИВАТИЗАЦИИ


Общие  требования  к   региональным  и  отраслевым (областным, городским, районным) программам  исходят из Государственной  программы и заключаются в следующем:


5.1.  Региональные  и  отраслевые  программы приватизации должны разрабатываться  с  учетом   приоритетных  направлений   республиканской программы приватизации.


5.2. В региональные  и отраслевые программы  приватизации должны быть в  обязательном порядке  включены мероприятия  по охране окружающей среды,  т.е.  предприятия,  которые  наносят экологический вред региону, приватизируются лишь после создания и задействования защитных сооружений, возможна и ликвидация данного предприятия и продажа имущества по  частям с  аукционных  торгов  либо  реализация  на конкурсной основе, с учетом требования по экологии.


5.3.  Реализация  основных  положений  региональной и отраслевой программ приватизации должна осуществляться оперативно и качественно  на основе  регламента  ответственности  подразделений  и  должностных  лиц, отвечающих  по  закону  за  процесс  разгосударствления и приватизации в регионе или отрасли.

Региональные программы приватизации разрабатываются  хокимиятами ежегодно  совместно  с  территориальными  управлениями Госкомимущества и должны быть направлены на:

- создание новых субъектов рыночной инфраструктуры и  воспитание предпринимателей нового типа;

- насыщение местного рынка товарами и услугами;

-  решение  проблем,  связанных  с  жизнеобеспечением  региона  и интересами территории.

Местные  программы  приватизации  должны  учитывать   социально- экономическую специфику данного региона в народном хозяйстве  республики и обеспечивать  социальную защиту  всех слоев  населения, проживающих  в регионе  при   осуществлении  самого   процесса  разгосударствления    и приватизации.

Обсуждение местной программы приватизации должно быть  массовым, проект  ее   должен  быть   опубликован  в   органах  местной    печати, транслироваться по местным каналам радио и телевидения.

Региональные и отраслевые программы приватизации должны включать перечни  конкретных  объектов,  подлежащих  преобразованию,  и  прогнозы получаемых средств от их приватизации.

При разработке отраслевых программ необходимо предусмотреть:

- проведение   качественного    и   количественного    анализа существующего  положения  и  определение  стратегии  и тактики в условиях перехода к рыночным отношениям;

- перечень   предприятий,   подлежащих   разгосударствлению  и приватизации;

- подготовку   предложений   по   реформированию    действующих акционерных обществ закрытого типа в акционерные общества открытого типа;

- использование   типового    устава   акционерных    обществ, предусмотрев, при  этом вопросы  перехода на  экономические и договорные методы управления;

- уделение    особого    внимания    возможности   реализации государственного имущества иностранным  партнерам и инвесторам  с учетом интересов региона и республики в целом.

Решение  о   выходе  предприятий   из  состава   объединений   и структурных  подразделений   из  состава   предприятий  в   процессе  их приватизации  принимается  в  соответствии  с  положением,  утвержденным Кабинетом Министров республики.

Решение  о  выделении   структурных  подразделений  из   состава предприятий  не  должно  нарушать  единства  технологического комплекса, сложившихся между ними хозяйственных связей.



ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ


1. Промышленность


Крупные  предприятия  приватизируются  в  основном в акционерные общества открытого типа.

Средние  и   мелкие  предприятия   приватизируются  в    частную собственность, в общества с ограниченной ответственностью,  предлагаются иностранным   инвесторам    для   создания    совместных    предприятий, акционируются.

Предприятия  химической  промышленности,  имеющие  приоритет   в производстве  продукции,  жизненно   важной  для  регионов   республики, преобразуются в акционерные общества открытого типа либо реализуются на конкурсной  основе  юридическим   или  физическим  лицам,   предложившим наиболее приемлемые варианты развития данного производства или повышения его эффективности.

Исходя  из  специфических  особенностей  предприятий  Минэнерго, Средазугля,   Госкомгеологии,   требований   к   ним   по  стабильному  и бесперебойному обеспечению народного хозяйства  топливно-энергетическими и минеральными  ресурсами, необходимости  контроля за  запасами добычи и переработки  целесообразно   на  данном   этапе  разработать   для  них специальные программы, сохранить контрольный пакет акций за государством, приватизировав подразделения вспомогательного и подсобного производства.

Для    химических    и    хлопкоперерабатывающих     предприятий разрабатываются специальные программы приватизации.



2. Строительный комплекс, транспорт, связь


Преобразование   государственных    предприятий    строительного комплекса,  транспорта   и  связи   осуществляется  преимущественно    в акционерные  общества  открытого  типа  с  распространением акций членам трудового коллектива, негосударственными физическим и юридическим лицам, иностранными   фирмами   и   компаниями.   Распределение   акций   между акционерами, определение контрольного пакета акций определяется органами Госкомимущества Республики Узбекистан.

Объекты    незавершенного    строительства,    независимо     от ведомственной принадлежности, наряду  с прочим имуществом,  выставляются на аукцион или конкурс.

С учетом целесообразности и соблюдения антимонопольной политики, предусматривается уменьшение государственной  доли акций и  их свободная продажа через фондовую биржу.



3. Социальная сфера


Основными  формами  преобразования  объектов  социальной сферы и услуг   являются   частная   собственность   общества   с   ограниченной ответственностью и акционерные общества открытого типа.

При  приватизации  объектов  торговли  и  быта предусматривается преобразование акционерных обществ  закрытого типа в  общества открытого типа, а также реализация их на конкурсной основе в частную собственность с продажей земельных участков, на которых эти объекты размещены.



4. Аграрно-промышленный комплекс


Форма   преобразования    в    аграрно-промышленном    комплексе определяется  правом  собственности  на   землю,  которая  остается   за государством.  Земля  выделяется   по  договору  арендным   коллективам, ассоциациям,  дехканским  (фермерским)  хозяйствам,  гражданам  - членам садово-виноградарских хозяйств во  временное или постоянное  пользование с правом собственности на произведенную продукцию согласно действующему законодательству.

Разгосударствление и приватизация  в аграрном секторе  экономики будут продолжены по следующим направлениям:

-  восстановление  в  колхозах  изначальной  природы кооперации. Члены  коллектива  выступают   собственниками  средств  производства   и производимой  продукции.   Разрабатывается  положение   по   определению (перераспределению  паев,   акций)  доли   в  имуществе   каждого  члена коллектива;

- преобразование совхозов в коллективные хозяйства,  акционерные общества и другие организационно-правовые формы с выкупом имущества  или передачи собственности коллективу на безвозмездной основе;

-  развитие  дехканских  (фермерских)  хозяйств  в  интеграции с крупными  хозяйствами  (колхозами,  совхозами)  и  создание на их основе многоукладных   хозяйств   в   виде   ассоциации   дехканских  арендных, кооперативных и других форм хозяйствования;

- преобразование  государственных перерабатывающих  предприятий, работающих  на  сельскохозяйственном   сырье,  в  акционерные   общества открытого типа.



VI. СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ СЕТИ ИНСТИТУТОВ

РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ


Обеспечение  свойственного  цивилизованной  рыночной   экономике динамизма,  мобильности,  высокой  эффективности  обеспечивается   сетью институтов  рыночной  инфраструктуры.   Их  задачей  является   быстрое, надежное, удобное и недорогое  по стоимости обеспечение массовых  услуг, в  которых  нуждаются  все  участники  рынка:  продавцы,  покупатели   и посредники. Сюда относятся  купля-продажа товаров, акций,  недвижимости, инвестирование объектов, их кредитное обслуживание, организация  выпуска в обращение  и движения  ценных бумаг.  Для удовлетворения нарождающихся потребностей в перечисленных  выше операциях будут  создаваться быстрыми темпами биржи фондовая, недвижимость, инвестиционные фонды,  предприятия оптовой  торговли   средствами  производства,   приватизационный   банк, универсальная информационно-телекоммуникационная система.



6.1. Формирование универсальной

информационно-телекоммуникационной системы

и депозитария


В создании  рыночной экономики  одно из  первостепенных значений приобретает финансовый  рынок. Для  обеспечения структурной  перестройки экономики,  личного  участия  граждан  в  этом  процессе необходим новый механизм мобилизации свободных средств населения и предприятий.

Организация локальных региональных рынков ценных бумаг в  единую систему, координация  их структур  в рамках  этой системы,  установление единых правил регистрации, торговли ценными бумагами, учета и отчетности требуют создания  единого информационного  пространства, обеспечивающего каждому  инвестору  приобретение  необходимых  ему  ценных  бумаг любого эмитента в республике.

Все это предполагает, в конечном счете, стабилизацию цен на  рынке ценных бумаг, равновесие спроса и предложения.

Необходимо присутствие на рынке ценных бумаг общереспубликанской интегрированной системы фондов и  биржи недвижимости с их  разветвленной региональной  инфраструктурой  с  процессами  выпуска  ценных  бумаг под контролем государства.

Для реализации этих  целей, предотвращения возможных  негативных явлений  на  рынке  ценных  бумаг  предусмотрено  формирование Узбекской общегосударственной информационно-телекоммуникационной фондовой  системы (УОТС) при  Госкомимуществе. Система  должна обеспечить  ликвидный рынок ценных бумаг, позволить эмитентам в короткие сроки привлечь  необходимые средства  для  развития  эффективного производства, а инвесторам выгодно вложить свои средства. Участники фондового рынка получат соответствующие доходы от сочетания интересов эмитентов и инвесторов.

Эта глобальная информационная система должна связать с  помощью электронной  связи  области  республики,  крупные  города,  районы  дать исчерпывающую  информацию  об  эмитентах,  ценах и объемах купли-продажи финансовых активов в момент свершения сделок.

Разработка и введение в строй механизма будет производиться в два этапа:

На  первом  этапе  должно  быть  обеспечено  создание  механизма первичного  размещения  ценных  бумаг,  произведено надлежащее оснащение электронными  комплексами  на  республиканском  и  региональном уровнях, обеспечивающих движение ценных бумаг с помощью электронно-вычислительной сети и депозитариев.

На втором этапе обеспечивается формирование механизма вторичного рынка ценных бумаг, для чего необходимо:

-  утверждение  соответствующим  законодательным или нормативным актом унифицированных правил  фондовых операций, на  которых оформляется единый механизм фондового обращения ценных бумаг;

- дооснащение  всех уровней  системами локальных  вычислительных сетей и телекоммуникационным оборудованием;

- организация   электронных    торгов   на   региональных    и республиканской биржах и аукционах;

- обработка системы  взаимодействия региональных депозитариев  с центральным республиканским;

- проработка  механизма  контроля  ведения бухгалтерского учета инвестиционными фондами;

- разработка на основе учетных данных депозитария информационно- справочной аналитической системы.

Создание сети депозитариев позволит в кратчайшие сроки:

- обеспечить  безналичную эмиссию  акций и  других ценных бумаг, что даст значительную экономию средств акционируемых предприятий;

- заложить единую информационную базу об объемах эмиссии  ценных бумаг, их  обращении, обеспечить  государственные органы  информационно- справочными материалами для контроля за состоянием и тенденциями развития фондового рынка;

- организовать   ведение   реестров   акционеров   на   единой технологической основе;

- обеспечить  первичное размещение  акций и  создать условия для оперативного функционирования вторичного рынка;

- обеспечить  на  фондовой  бирже  и  при внебиржевых операциях выполнение международных  рекомендаций о  завершении сверочных  операций при купле-продаже акций не позднее следующего за днем заключения  сделки рабочего дня;

- при  размещении  эмиссии  ценных  бумаг  в  безналичной форме стопроцентно гарантировать их защиту от подделки и утраты, контролировать полную  защиту  от   появления  на  фондовом   рынке  необеспеченных   и незарегистрированных акций;

- создать  за  счет  имеющейся  технологии  простой  и надежный механизм выполнения поручений по реализации прав, вытекающих из владения ценными бумагами (продажа, дарение, залог, наследование и т.д.).

Положение о депозитарии утверждается Госкомимуществом  совместно с Минфином Республики.



6.2. Республиканская фондовая биржа


Республиканская фондовая биржа  образуется в целях  практической реализации  мер   по  формированию   рыночных  отношений,    дальнейшего углубления   экономических    реформ,   обеспечения    защиты    частной собственности, стимулирования предпринимательства, создания  возможности юридическим и физическим лицам, а также иностранным инвесторам принимать непосредственное  участие  в   процессе  приватизации   государственного имущества.

Главными задачами бирж являются:

-  обеспечение  необходимых  условий  обращения  ценных   бумаг, определение их  рыночных цен  и надлежащее  распространение информации о них, поддержание высокого уровня профессионализма участников рынка ценных бумаг;

-  предоставление  юридическим  и  физическим  лицам возможности привлекать  с  помощью  ценных  бумаг  необходимые  денежные  средства и регулировать их оборачиваемость.

Биржа в своей  деятельности руководствуется законами  Республики Узбекистан, уставом и другими нормативными документами.



6.3. Республиканская биржа торговли недвижимостью


Республиканская биржа недвижимости  образуется в целях  создания открытого  рынка  недвижимости,  стимулирования  предпринимательства   и конкуренции,  совершенствования  и   ускорения  процесса   приватизации, предоставления  возможности  юридическим  и  физическим  лицам,  а также иностранным  инвесторам  принимать  непосредственное  участие в процессе приватизации имущества.

Главными задачами бирж являются:

- организация  условий  для  выгодных  коммерческих  сделок   с физическими  и  юридическим  лицами,  находящимися  во  всех   регионах республики и  за ее  пределами, путем  организации торгов недвижимостью, определение рыночных цен и надлежащее распространение информации о них.

Биржа в своей  деятельности руководствуется законами  Республики Узбекистан, уставом и другими нормативными актами.



6.4. Узбекский приватизационный банк


В целях  финансовой поддержки  предпринимателей, преобразованных и приватизированных предприятий, Госкомимуществом создается международный приватизационный   банк    (Узприватбанк)   с    использованием    части аккумулированных средств от приватизации, а также средств  международных иностранных и внутриреспубликанских юридических и физических лиц.

Предусматривать, что "Узприватбанк":

- занимается инвестиционно- кредитной деятельностью  в отношении субъектов приватизированной собственности, в том числе объектов, частично или полностью принадлежащих иностранным инвесторам;

- регулирует    вложения    капитала   (часть    средств    от разгосударствления и приватизации, доходов от свободной реализации акций, дивидендов  по  акциям,  принадлежащим  государству,  арендная  плата за пользование  государственным имуществом)  по  направлениям  и  объектам, утвержденным в установленном  порядке в программе  (задании) структурной перестройки народного хозяйства;

- осуществляется кредитование приватизированных предприятий  под залог застрахованного имущества или другие гарантии;

- аккумулирует и использует их целевые средства, поступающие  от международных  фондов  и  иностранных  инвесторов,  на  приватизацию   и поддержку предпринимательства;

- привлекает   иностранные    инвестиции   для   вложения    в приватизированные объекты, дающие  быструю отдачу, способствующие  росту экспортного   потенциала    Узбекистана,   созданию    импортозамещающих производств;

- аккумулирует  долю  средств,  образующихся  за  счет   выкупа предприятий и предназначенных для поддержки предприятий, и использует их по целевому назначению;

- сотрудничает с Мировым банком, Европейским банком реконструкции и развития,  Международным валютным  фондом и  другими организациями  по вопросам приватизации и поддержки предпринимательства.



6.5. Инвестиционные фонды и рынок ценных бумаг


Массовая  приватизация  создает  возможность  обеспечения  права собственности всем  гражданам Республики  Узбекистан путем  приобретения акций предприятий.

Для  обеспечения  участниками  приватизации  свободы  выбора   и уменьшения  риска  потерь  от  возможных  неэффективных  вложений  своих средств в акции  формируется система инвестиционных  фондов, работающих на коммерческой основе,  как посредников между  акционерными обществами, предлагающими  свои  акции  к  свободной  реализации,  и  потенциальными инвесторами.

Деятельность  инвестиционных  фондов  осуществляется  на  основе лицензии.

Учреждение  и  деятельность  инвестиционных  фондов регулируется специальным   Положением   об   инвестиционных   фондах,    утверждаемым Правительством Республики Узбекистан.

Учредителями    инвестиционных     фондов    могут     выступать государственные структуры и  негосударственные юридические и  физические лица.

Операции по  купле-продаже акций  инвестиционных фондов  и акций приватизируемых предприятий налогообложению не подлежат.

Инвестиционные  фонды  всех  типов  не  имеют  права  обменивать выпущенные ими акции на  долю государственных  акций, держателем которых является Госкомимущество.  Негосударственные инвестиционные  фонды могут приобретать  государственные   акции  за   национальную  или    свободно конвертируемую валюту.



VII. АДРЕСНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ


Особенности   адресной   социальной   защиты   различных   слоев населения в процессе экономических реформ заключается в следующем:


1. Обеспечении социальной  справедливости, которая достигается с  помощью распределительного  процесса.  Разработке  различных  программ поддержки наиболее нуждающихся и уязвимых слоев населения, которые  поддерживаются за счет средств бюджета.

Государством  дотируются  важнейшие  продовольственные   товары, товары для детей и престарелых.


2. Комплексе    мер    по    социальной    защите   населения,  предусматривающем  на  начальном  этапе  приватизации  временные (сроком три-пять  лет)   ограничения  по   увольнению  беременных,    инвалидов, сохранении   профиля   предприятия   по   выпуску   товаров    народного потребления,   обеспечении   выплаты   зарплаты   на   уровне   не  ниже минимального, устанавливаемого  указом Президента  Республики Узбекистан и др.

Разработке  специальных  программ  по  созданию   дополнительных рабочих мест, а также по переподготовке кадров.


3. Адресной направленности, выраженной  при приватизации  жилья. Бесплатном  получении  его  теми,   чей  заработок  лимитирован   единой тарифной   сеткой   окладов:   учителя,   работники   науки,   культуры, здравоохранения и других бюджетных организаций.


4. Преимущественном праве трудовых коллективов на:

- льготные пакеты акций;

- безвозмездную  передачу  основных  фондов  с высокой степенью износа;

-  возможность  бесплатно  пользоваться  (без выкупа) объектами социальной   инфраструктуры   на    предприятии   (столовые,    душевые, гардеробные, медпункты, профилактории и т.п.);

- скидку  с  выкупной  стоимости  имущества  в  объеме средств, затраченных предприятием из фонда развития производства на  приобретение основных фондов;

- продажу  земельных  участков  под  объектами торговли и сферы услуг;

- получение земельных наделов для личного подсобного  хозяйства;

- в  сельском   хозяйстве  возможность  льготной   приватизации имущества совхозов, ферм, садов, виноградников и т.д.

Имущественные  споры  между   собственниками  осуществляются   в порядке  и  на  условиях,  установленных законодательными и нормативными актами Республики Узбекистан.



VIII. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ

И НОРМАТИВНЫХ АКТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ

ПРОЦЕСС ПРИВАТИЗАЦИИ


В соответствии с разделами I-VII настоящей Программы вносятся  в установленном порядке  изменения и  дополнения в  ряд законодательных  и нормативных   актов,   регулирующих   процессы   разгосударствления    и приватизации.

В частности  требуют изменения  и доработки  следующие законы  и положения:

"О  разгосударствлении и приватизации", "Об аренде", "О собственности",  "О предприятиях",  "Об иностранных инвестициях", "Об ограничении монополистической деятельности", "О хозяйственных обществах и  товариществах",  "О залоге", "О ценных  бумагах и фондовой бирже", необходимо  введение  новых  законов,  среди  которых  "О банкротстве" и другие.

Разрабатываются и утверждаются  положения и нормативные  акты по углублению  процессов  разгосударствления  и  приватизации в республике, системной основе по направлениям.


8.1.  Подготовка  нормативной  базы  для  реализации структурной политики при приватизации государственных предприятий.

Соответствующими документами регламентируются:

государственный  реестр  предприятий,  подлежащих  приватизации, преобразование  республиканских  и  региональных  структур  управления в ассоциации и другие формы хозяйственных объединений, приведение  уставов ассоциаций и  союзов в  соответствии с  законами Республики  Узбекистан, перечень  государственных  предприятий и  организаций, финансируемых  из средств    бюджета    Республики    Узбекистан,    порядок   ограничения монополистической  деятельности  в  отраслях  народного  хозяйства  и  в области ценообразования.

Утверждаются   региональные   программы   приватизации,  система оптовой торговли, единая система государственных кадастров, положение  о холдинговых  компаниях,   порядок  перераспределения   паев  и    акций, определения реальных собственников.


8.2.  Меры  по  преобразованию  государственных  предприятий   в акционерные общества открытого типа определяют порядок разгосударствления и  приватизации  объектов   государственной  собственности,  выпуска   и реализации  акций   предприятий,  порядок   списания  основных   фондов, преобразования закрытых акционерных  обществ в общества  открытого типа, выхода из состава хозяйственных обществ и товариществ отдельных объектов и предприятий, типовой устав акционерного общества открытого типа.


8.3. Меры по  развитию рынка ценных  бумаг и организации  рынков недвижимости и средств производства предусматривают разработку:

- положений о биржах (фондовой, товарно-сырьевой, недвижимости), инвестиционных  фондах,  конкурсах  по  продаже  объектов незавершенного строительства;

- программы создания Республиканской телекоммуникационной системы информации;

- Закона о банкротстве.


8.4. Привлечение иностранных инвестиций к процессу приватизации. Для достижения успеха в этом  деле вводится упрощенный порядок въезда  и передвижения по территории Узбекистана иностранных граждан,  регистрации предприятий с иностранными инвестициями, упорядочивается налогообложение иностранных   юридических   и   физических   лиц,   открываются  широкие возможности для  их участия  в приватизации,  совершенствуется Закон "Об иностранных инвестициях".


8.5. Особенности   приватизации   предприятий,    отличающихся отраслевой  спецификой,   учитываются  соответствующими   программами   и методиками, закрепленными решениями Кабинета Министров.


8.6. Меры  по социальной  защите населения  определяют механизм защиты  прав   акционеров  и   частных  накоплений,   систему  мер    по постприватизационной поддержке предприятий.


8.7. Пропаганда идеи реформирования реализуется через специально разработанные программы,  доводимые средствами  информации до  местного населения  и  зарубежных  инвесторов,   о  реформах  и   широкомасштабной приватизации.



IX. РЕКЛАМНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОЦЕССА ПРИВАТИЗАЦИИ


Все средства и органы информации совместно с Госкомимуществом  и его  территориальными  управлениями  обеспечивают всестороннее освещение программы массовой приватизации, решая следующие задачи:


1. Обеспечение   широкой   общественной   поддержки    решений Правительства  Республики   Узбекистан  по   приватизации  и   программе экономических реформ в целом.


2. Просвещение граждан в области их прав как держателей акций и всеобщего  значения  приватизации  для  Узбекистана  при  его переходе к рыночной экономике.


3. Информация на местах  о деятельности структур и  организаций, поддерживающих Государственную программу по приватизации.


4. Разъяснение населению форм участия в программе  приватизации, механизмов  проведения  этого  процесса,  требований,  предъявляемых   к гражданам для участия в процессе, мерах социальной защиты.


5. Содействие инициативам по организации связей с общественностью на  региональном  уровне,  направленным  на  поддержку приватизированных объектов.


6. Систематическая  информация в  местной и  зарубежной прессе о ходе преобразований, о роли приватизации  в центре и на местах,  порядке приобретения акций приватизируемых предприятий, об инвестиционных фондах, биржах  торговли  недвижимостью,  фондовых   биржах,  месте  и   времени проведения  конкурсов  и  аукционов  и  о  предприятиях,  которые на них выставляются.

Все средства массовой информации, получающие дотации из бюджетов всех уровней, обязаны бесплатно публиковать на сумму до 20 процентов  от размера   предоставляемых   им   дотаций   информационные   сообщения  о приватизируемых объектах всех уровней собственности.

Настоящая  программа  подлежит  обязательному  исполнению  всеми органами управления и власти.

В  процессе  реализации  программы  в  нее  могут  быть  внесены изменения и дополнения.

























Время: 0.0272
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск