ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Прокуратура. Органы юстиции. Нотариат. Адвокатура. Юридическая служба / Утратившие силу акты / Органы юстиции /Положение о Министерстве юстиции Республики Узбекистан (Приложение N 2 к Постановлению КМ РУз от 12.11.1992 г. N 523)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Постановлению КМ РУз
от 12.11.1992 г. N 523
ПОЛОЖЕНИЕ
о Министерстве юстиции Республики Узбекистан
1. Министерство юстиции Республики Узбекистан (в дальнейшем именуется Министерством) - является республиканским органом исполнительной власти, подчиняется по роду своей деятельности непосредственно Президенту Республики Узбекистан и входит по своему статусу в состав Кабинета Министров.
В систему Министерства входят: Министерство юстиции Республики Каракалпакстан, управления юстиции хокимиятов областей и города Ташкента, учреждения нотариата, записи актов гражданского состояния (ЗАГСа), Ташкентский научно-исследовательский институт судебной экспертизы (ТашНИИСЭ), Институт исследования проблем законодательства, Ташкентский государственный юридический институт, Ташкентский юридический колледж, издательство, хозрасчетный центр правовой помощи "Адолат".
Министерство осуществляет организационное обеспечение судов (здесь и далее кроме Верховного суда Республики Узбекистан) и общее руководство адвокатурой в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан.
2. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией (Основным законом) и другими законодательными актами Республики Узбекистан, постановлениями Верховного Совета Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, решениями Правительства Республики Узбекистан, а также настоящим Положением.
3. На материально-техническое обеспечение органов, учреждений юстиции и судов, а также оплату труда работников системы юстиции и судов используются средства республиканского бюджета в пределах выделяемых Министерству ассигнований и Фонда развития учреждений юстиции и судов.
4. Министерство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим полным наименованием на узбекском и русском языках.
5. Министерство издает журнал "Хает ва конун" - "Жизнь и закон" на узбекском и русском языках,
II. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ МИНИСТЕРСТВА
6. Главными задачами Министерства являются:
а) координация и информационное обеспечение деятельности органов юстиции, судов, государственных органов и органов местного самоуправления республики в сфере правовой политики;
б) подготовка и правовая экспертиза проектов законодательных и нормативных актов по экономической реформе, участие в подготовке законодательных и иных нормативных актов республики, систематизация и кодификация законов Республики Узбекистан, указов Президента Республики Узбекистан, постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан;
контроль за неукоснительным выполнением законодательства Республики Узбекистан по соблюдению прав предпринимателей и владельцев частной собственности;
в) регистрация уставов общественных объединений граждан, а также осуществление контроля за соблюдением ими уставов;
государственная регистрация уставов хозяйственных объединений, акционерных обществ, бирж, предприятий, занимающихся аудиторской деятельностью, и осуществление контроля за соблюдением ими своих уставов;
г) правовая экспертиза и государственная регистрация предприятий с участием иностранного капитала;
д) государственная регистрация нормативных актов республиканских министерств, государственных комитетов и ведомств, имеющих общеобязательный характер;
е) лицензирование предпринимательской деятельности, связанной с оказанием помощи гражданам и юридическим лицам;
ж) оказание методической помощи юридическим службам республиканских министерств, государственных комитетов, ведомств, правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности этих органов, а также подведомственных им предприятий, учреждений и организаций республики;
з) защита прав и законных интересов Республики Узбекистан, представительство в судах других республик, иностранных государств при рассмотрении споров, в которых одной из сторон является Республика Узбекистан;
и) организационное обеспечение деятельности судов при строгом соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону;
к) определение потребностей и обеспечение правоохранительных органов и органов государственного управления Республики Узбекистан юридическими кадрами;
л) организация юридического всеобуча, совершенствование деятельности ТашНИИСЭ, института исследования проблем законодательства, Ташкентского государственного юридического института, Ташкентского юридического колледжа и других учебных заведений системы, содействие развитию правовой науки и использованию ее достижений в государственном, хозяйственном и культурном строительстве Республики Узбекистан;
м) проявление заботы о создании надлежащих условий труда и отдыха для работников системы Министерства;
н) государственная регистрация договоров о залоге.
7. В соответствии с возложенными на него задачами Министерство:
а) осуществляет руководство деятельностью республиканского координационного Совета по проведению правовой политики, разрабатывает с участием других правоохранительных органов и органов государственного управления долгосрочные планы организационных мероприятий по обеспечению в республике законодательного процесса, укреплению законности и правопорядка, а также комплексную государственную программу правового всеобуча и контролирует их исполнение;
б) истребует из всех государственных и иных органов данные правовой статистики, обеспечивает методическое руководство ведением и анализом статистической отчетности по этим вопросам, информирует Верховный Совет Республики Узбекистан и Президента Республики Узбекистан о состоянии правовой защищенности граждан и оказании им юридической помощи;
в) разрабатывает по поручениям Верховного Совета Республики Узбекистан, Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров при Президенте Республики Узбекистан и по собственной инициативе проекты законодательных и нормативно-правовых актов и вносит их на рассмотрение соответствующих органов, дает юридические заключения по проектам вышеуказанных документов, проводит работу по систематизации республиканского законодательства, подготавливает предложения по внесению в него изменений или дополнений;
г) поддерживает постоянные рабочие связи с Верховным Советом Республики Узбекистан и Комитетом конституционного надзора Республики Узбекистан, содействует прохождению законопроектов, внесенных на рассмотрение Верховного Совета Республики Узбекистан Президентом Республики Узбекистан, проводя в этих целях необходимую разъяснительную работу среди депутатов;
д) дает заключения о соответствии Конституции и иным законам Республики Узбекистан уставов общественных объединений, нормативно-правовых актов республиканских министерств, государственных комитетов и ведомств, затрагивающих права и законные интересы граждан и республики, на основании которых проводит их государственную регистрацию;
дает юридические заключения по документам международно-правового характера, где одной из сторон является Республики Узбекистан;
е) осуществляет осуществляет контроль за неукоснительным выполнением действующего законодательства Республики Узбекистан по соблюдению прав предпринимателей и владельцев частной собственности; принимает оперативные меры по обеспечению выполнения и предупреждения нарушений законодательства Республики Узбекистан;
ж) выдает лицензии (разрешения) на предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием правовой помощи гражданам и юридическим лицам;
з) осуществляет координацию правовой работы в народном хозяйстве, разрабатывает рекомендации по ее улучшению, проверяет и анализирует практику постановки, принимает меры к устранению выявленных недостатков и распространению положительного опыта работы юридических служб республиканских министерств, государственных комитетов, ведомств, предприятий, учреждений, организаций, осуществляет правовое обеспечение их внешнеэкономической деятельности, проявляет заботу о повышении квалификации юрисконсультов;
и) заключает в пределах своей компетенции договоры или соглашения о координации работы, правовой помощи и сотрудничестве с соответствующими юридическими органами других республик, иностранных государств, а также международными юридическими организациями;
к) осуществляет правовую, в том числе судебную, защиту прав и законных интересов Республики Узбекистан, Президента;
л) разрабатывает и вносит в соответствующие органы в установленном порядке предложения по вопросам организации (дислокации, структуры, штатов) судов, осуществляет в установленном порядке подготовку, подбор и представление на должности судей и проведения выборов народных заседателей судов республики;
принимает меры, направленные на укрепление независимости судей, создание надлежащих условий для осуществления правосудия, созывает в установленном порядке конференции судей судов Республики Узбекистан;
м) изучает и обобщает организационную деятельность судов республики, разрабатывает рекомендации по ее совершенствованию, организует и контролирует работу по исполнению решений, определений и постановлений судов по гражданским делам, приговоров, определений и постановлений судов по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также постановлений других органов, исполнение которых возложено на судебных исполнителей;
н) координирует и обобщает работу органов юстиции, судов и органов государственного управления по ведению правовой статистики, готовит соответствующие статистические обзоры;
о) организует и руководит деятельностью органов нотариата и ЗАГСа, проверяет, анализирует и обобщает их работу, принимает меры к повышению уровня правового обслуживания граждан; ведет статистику совершенных нотариальных действий и регистрации актов гражданского состояния;
п) осуществляет общее руководство деятельностью учреждений адвокатуры республики в пределах и порядке, установленных действующим законодательством; обеспечивает оказание гражданам и организациям юридической помощи через коллегии адвокатов;
р) координирует работу государственных органов и общественных организаций по пропаганде и разъяснению законодательства Республики Узбекистан, осуществляет руководство учебными заведениями системы, разрабатывает и проводит в жизнь техническую политику в области правовой информации, исследует проблемы реализации права, разрабатывает рекомендации по его совершенствованию, изучает общественное мнение по вопросам права и правосудия;
с) организует научно-исследовательскую работу в области криминологии, криминалистики и судебной экспертизы; руководит деятельностью ТашНИИСЭ, организует научно-практические конференции и совещания по вопросам развития правовой науки;
т) создает резерв, организует подготовку, осуществляет подбор и в установленном порядке участвует в расстановке кадров органов учреждений юстиции и судов, организует их переподготовку, руководит Институтом исследования проблем законодательства, обеспечивая эффективное обучение в Институте работников системы Министерства, депутатского корпуса, а также местных органов исполнительной власти и хозяйственных организаций;
у) определяет потребность государственных органов в юридических кадрах, организует и руководит работой по их подготовке в Ташкентском государственном юридическом институте, Ташкентском юридическом колледже и других учебных заведениях системы Министерства;
ф) разрабатывает планы и организует издание юридических учебников, учебных пособий для студентов и учащихся высших и средних учебных заведений республики, а также кодексов, сборников нормативных актов, научно-популярной и другой юридической литературы; принимает меры к обеспечению органов, учреждений юстиции и судов законодательными материалами;
х) организует рассмотрение писем, заявлений, жалоб граждан, предприятий, учреждений и организаций, связанных с организацией работы Министерства, подведомственных ему органов и судов, и принимает меры к устранению отмеченных в них недостатков;
ц) разрабатывает предложения о материальном и социальном обеспечении работников системы юстиции и судов; организует материально-техническое снабжение органов, учреждений юстиции и судов республики, принимает меры к осуществлению капитального строительства и ремонта зданий судов, нотариальных контор, отделов ЗАГСа и других учреждений юстиции; вносит соответствующие предложения в местные органы исполнительной власти и Кабинет Министров при Президенте Республики Узбекистан;
ч) осуществляет в установленном порядке финансирование подведомственных органов и судов республики; организует и контролирует в системе юстиции бухгалтерский учет и отчетность.
III. ПРАВА МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
8. Для выполнения возложенных на него задач Министерство юстиции имеет право:
а) выступать в судах других республик и иностранных государств в качестве представителя истца и ответчика по правовым спорам, касающимся прав и законных интересов Республики Узбекистан, знакомиться и получать от всех государственных органов и общественных организаций республики необходимые для этого справки и документы;
б) получать от министерств, государственных комитетов, ведомств, государственных служб, общественных организаций, научных учреждений и учебных заведений заключения по проектам законодательных актов, указов Президента, постановлений Кабинета Министров при Президенте Республики Узбекистан и по договоренности с руководителями указанных органов образовывает комиссии (рабочие группы) по подготовке данных проектов;
в) возбуждать вопросы о привлечении к дисциплинарной ответственности судей и передавать их на рассмотрение квалификационных коллегий судей судов республики;
г) решать вопросы о поощрении и дисциплинарной ответственности руководителей и специалистов органов, учреждений юстиции, судов;
д) вносить на рассмотрение Пленума Верховного Суда Республики Узбекистан предложения по вопросам применения законодательства;
е) проводить проверки неукоснительного выполнения законодательства Республики Узбекистан по соблюдению прав предпринимателей и владельцев частной собственности всеми министерствами, государственными комитетами, ведомствами, местными органами исполнительной власти, учреждениями, предприятиями и организациями всех форм собственности, должностными лицами и гражданами. Требовать представления ими соответствующих документов и сведений, вносить руководителям указанных органов и предприятий представления об устранении выявленных нарушений законодательства, причин нарушений и способствующих им условий, обязательные для исполнения в пятнадцатидневный срок, обращаться в вышестоящие или судебные органы для привлечения к установленной ответственности лиц, нарушающих действующее законодательство Республики Узбекистан по соблюдению прав предпринимателей и владельцев частной собственности;
ж) проверять состояние правовой работы и деятельности юридической службы министерств, государственных комитетов, ведомств, местных органов исполнительной власти, предприятий и организаций всех форм собственности, а также соблюдение уставов хозяйственных объединений, акционерных обществ, бирж, аудиторских фирм, зарегистрированных Министерством юстиции, требовать представления ими соответствующих документов и сведений, вносить руководителям указанных органов и предприятий предложения об устранении выявленных нарушений, обязательные для исполнения в месячный срок, обращаться в вышестоящие органы или в суд для привлечения к установленной ответственности должностных лиц за неисполнение действующего законодательства или возмещение причиненного по их вине материального ущерба государству или предприятию;
з) решать вопросы о соответствии действующему законодательству Республики Узбекистан и государственной регистрации уставов общественных объединений граждан, а также проектов нормативных актов республиканских министерств, государственных комитетов, ведомств и органов местного самоуправления, которыми регулируются правоотношения между гражданами и организациями, либо иным способом затрагиваются законные интересы определенных категорий населения или юридических лиц;
и) поддерживать в пределах своей компетенции прямые связи с юридическими органами других республик, иностранных государств и международными юридическими организациями.
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МИНИСТЕРСТВА
9. Министерство возглавляет министр, назначаемый и освобождаемый от должности в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан Президентом Республики Узбекистан с последующим представлением на утверждение Верховного Совета Республики Узбекистан.
Министр имеет заместителей, которые назначаются и освобождаются от должности Кабинетом Министров.
Министр руководит деятельностью Министерства, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций, распределяет обязанности между своими заместителями, устанавливает степень их ответственности за руководство отдельными участками деятельности Министерства и работу подведомственных органов.
10. Министр юстиции Республики Узбекистан:
а) издает приказы, распоряжения и инструкции по вопросам, относящимся к компетенции Министерства, обязательные для исполнения органами, учреждениями юстиции и судами, проверяет исполнение этих приказов, распоряжений и инструкций.
Инструкции и указания Министерства юстиции по вопросам совершения нотариальных действий, регистрации актов гражданского состояния, исполнения судебных решений, улучшения правовой работы и деятельности юридической службы в народном хозяйстве республики являются обязательными для всех министерств, ведомств, местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, кооперативов и граждан на территории Республики Узбекистан;
издает в необходимых случаях с руководителями других министерств, государственных комитетов и ведомств совместные приказы и инструкции;
б) подписывает в пределах своей компетенции от имени Республики Узбекистан договоры и соглашения по правовым вопросам с другими республиками и иностранными государствами;
в) устанавливает структуру и утверждает штатное расписание центрального аппарата Министерства в пределах численности работников и фонда заработной платы, установленных Кабинетом Министров при Президенте Республики Узбекистан;
г) утверждает положения об управлениях и отделах центрального аппарата Министерства, а также в установленном порядке положения (уставы) подведомственных учреждений;
д) утверждает смету расходов центрального аппарата Министерства, а также органов, учреждений юстиции и судов республики;
е) утверждает систему учреждений нотариата и ЗАГСа республики;
ж) вносит в соответствующие государственные органы предложения об образовании учреждений юстиции и судов республики и установлении численности их работников;
з) в установленном законом порядке решает вопросы, связанные с подбором, расстановкой судейских кадров, а также об отзыве и досрочном освобождении судей судов республики;
и) принимает на работу и освобождает от должности руководителей управлений и отделов, других работников центрального аппарата Министерства, руководителей подведомственных учреждений, входящих в систему юстиции;
к) вносит в Совет Министров Республики Каракалпакстан, областные и Ташкентский городской Советы народных депутатов представления о кандидатах на должности руководителей соответственно Министерства юстиции Республики Каракалпакстан, управлений юстиции хокимиятов областей и г. Ташкента;
л) вносит совместно с Председателем Верховного Суда Республики Узбекистан предложения о квалификационной аттестации судей судов республики и присвоении им квалификационных классов;
м) рассматривает вопросы о поощрении работников органов, учреждений юстиции и судов республики; возбуждает дисциплинарные производства в отношении председателей, заместителей председателей и судей судов республики, налагает дисциплинарные взыскания на работников Министерства, подведомственных учреждений, органов нотариата и ЗАГСа, а также судебных исполнителей.
11. В Министерстве образуется коллегия в составе министра (председатель), заместителей министра (по должности) и других работников Министерства; Кабинет Министров при Президенте Республики Узбекистан утверждает количественный и персональный состав коллегии по предложению министра, который организует и руководит ее заседаниями.
Коллегия Министерства рассматривает основные вопросы деятельности Министерства, заслушивает отчеты руководителей управлений и отделов Министерства, подведомственных органов и доклады председателей судов Республики Узбекистан по вопросам организации их работы, обсуждает вопросы подбора, расстановки, обучения и воспитания кадров, проверки исполнения решений, проекты важнейших приказов и других актов Министерства, а также итоги проверок состояния правовой работы и деятельности юридических служб министерств, государственных комитетов, ведомств, местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций и кооперативов с приглашением их руководителей. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами министра.