ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Охрана правопорядка. Безопасность. Административная и уголовная ответственность / Чрезвычайные ситуации /

Концепция по обеспечению устойчивого функционирования подземных и наземных водотоков при возникновении чрезвычайных ситуаций в городе Ташкенте (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 11.02.2015 г. N 21)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 11.02.2015 г. N 21



КОНЦЕПЦИЯ

по обеспечению устойчивого функционирования

подземных и наземных водотоков при возникновении

чрезвычайных ситуаций в городе Ташкенте


Настоящая Концепция обеспечения устойчивого функционирования подземных и наземных водотоков при возникновении чрезвычайных ситуаций в городе Ташкенте определяет цели, задачи, пути решения проблем ирригационно-дренажного хозяйства г. Ташкента в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 июня 2014 года N 431-ф.



I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ


1. Целью Концепции является определение основных направлений дальнейшего совершенствования работоспособности системы ирригационно-дренажного хозяйства г. Ташкента путем строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов, внедрения современных экономичных и энергосберегающих технологий, эффективного и рационального использования сырьевых и финансовых ресурсов, повышения эффективности работы организаций сферы ирригационно-дренажного хозяйства.


2. Основными задачами Концепции являются:

повсеместное применение современных средств регулирования и управления технологическим электрическим оборудованием (преобразователи и регуляторы частоты тока) для снижения расхода электрической энергии;

выполнение комплекса мероприятий по очистке, текущему и капитальному ремонту ирригационных коллекторных сетей;

разработка целенаправленных мероприятий по систематизации, упорядочению и улучшению технического состояния ирригационной лотковой сети с учетом систематизации и создания комплексной взаимоувязанной системы, предусмотрев организованный сбор и сброс ливнестоков;

усиление контроля за соблюдением санитарно-защитных зон, строительство которых осуществляется в непосредственной близости ливнеотводящих ирригационных систем, дренажных и сбросных сооружений, а также оросительных и сбросных коллекторов;

обеспечение бесперебойного функционирования системы ирригационно-дренажного хозяйства г. Ташкента путем модернизации, реконструкции и нового строительства объектов данного направления с заменой физически и морально устаревшего насосного оборудования, изношенных магистральных и распределительных сетей водотока;

недопущение сброса ливнестоков в канализационную сеть города Ташкента;

проведение систематического усовершенствования нормативно-правовой базы в сфере градостроительства;

проведение детального изучения и анализа реализации раздела генерального плана г. Ташкента "Схема инженерной подготовки территории и прогнозные решения", внесение соответствующих корректировок в данный раздел генерального плана;

применение современных строительных и изоляционных материалов и конструкций, в том числе изоляционных материалов;

своевременное и широкое оповещение населения о надвигающихся угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с ливневыми и паводковыми водами;

укрепление материально-технической базы организаций сферы ирригационно-дренажного хозяйства, управления по чрезвычайным ситуациям г. Ташкента;

подготовка, повышение квалификации специалистов в области ирригационно-дренажного хозяйства, в том числе инженеров-проектировщиков.



II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ

СИСТЕМЫ ИРРИГАЦИОННО-ДРЕНАЖНОГО ХОЗЯЙСТВА

Г. ТАШКЕНТА


Система ирригационно-дренажного хозяйства г. Ташкента формировалась с 1960 года.

В период эксплуатации соответствующими организациями-балансодержателями проводились ремонтно-восстановительные работы по объектам ирригационно-дренажной системы не должным образом.

В настоящее время пропускная способность ливневых стоков данной системы составляет 521,9 куб. м/сек.

При этом по причине выпадения 30 мая 2014 года интенсивных атмосферных осадков в районах города, которые составили от 20 до 25 мм, а в Юнусабадском районе до 30 мм продолжительностью с 13 часов 45 минут до 16 часов 05 минут действующая система была не в состоянии обеспечить рациональный пропуск ливневых стоков.

Ливни такой высокой интенсивности как 30 мая 2014 года повторяются один раз в 5 - 7 лет. Последний раз подобное явление отмечалось в мае-июне 1998 года и в июне 2010 года.

В результате чего, в целях осуществления мер по обеспечению безаварийного пропуска ливневых стоков, а также предупреждению разрушений инженерных сооружений, коммуникаций и размыва городского ландшафта, распоряжением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 июня 2014 года N 431-ф создана Рабочая группа.

Рабочей группой по результатам изучения и инвентаризации наземных (ирригационных лотков, коллекторов, канализационных и дренажных систем, каналов) и подземных (метрополитен, автомобильные и пешеходные тоннели) водотоков выявлено, что пропускная способность некоторых ирригационных и коллекторных сооружений не позволяет пропускать пиковые нагрузки от ливневых осадков.

В результате проведенных изучений установлено:


1. Общая площадь г. Ташкента, попавшая под осадки, составляет 32 068,1 га, из них на площади 15 776,0 га (49,2%) водоотвод ливневых и сбросных вод организован через коллекторы, а на площади 16 292,1 га (50,8%) отсутствуют коллекторы, обеспечивающие организованный сбор и отвод ливневых и сбросных вод.


2. Интенсивность ливневых осадков составила 952,5 куб.м/сек., из них 521,9 куб.м/сек. (54,8%) ливневых и сбросных вод были пропущены через существующие коллектора, а 430,6 куб.м/сек. (45,2%) образовали подтопление территорий на уязвимых участках.


3. Из 119 подтопленных объектов наиболее пострадавшими по площади охвата территории и объему копившихся дождевых вод оказались 23 участка, расположенных на самых низких уровнях по рельефу, в Юнусабадском (9), Шайхантахурском (7), Учтепинском (1), Мирабадском (3) и Яшнабадском (3) районах г. Ташкента.


4. Основными причинами сложившейся ситуации в связи с несвоевременным отводом ливневых и сбросных вод на подтопленных территориях явились:

расположение на территориях коллекторных сетей, которые подверглись подтоплению, на самых низких участках по рельефу местности, и они сгруппированы в основном на дорожных перекрестках, пешеходных тоннелях, подземных переходах;

неохваченность коллекторными сетями территорий, которые в связи с этими были подвержены подтоплению при пиковом количестве атмосферных осадков, исключая объемы ливневых вод, отводимых естественным путем (рельеф, поглощение почвой);

несвоевременное и некачественное выполнение очистки, текущего и капитального ремонта ирригационных коллекторных сетей эксплуатирующими организациями;

неудовлетворительное техническое состояние сооружений мелкой ливнеотводящей сети и коллекторов второго порядка.


5. Существующее состояние коллекторной и ирригационной сети при интенсивных ливневых осадках представляет постоянную угрозу для инженерных коммуникаций, жилых домов, зданий и сооружений, находящихся в зоне подтопления, в том числе подземных (метрополитен, пешеходные тоннели и другие). Указанная угроза может привести к человеческим жертвам, нанести ущерб существующим сооружениям и объектам г. Ташкента.



III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ


В настоящее время обеспечение нормального функционирования, эксплуатации системы ирригационно-дренажного хозяйства, строительства, осуществление реконструкции, капитального и текущего ремонта объектов данной сферы регулируется соответствующими законодательными актами.

В ходе реализации настоящей Концепции предусматриваются:

а) создание научно-исследовательской группы с участием квалифицированных специалистов министерств, ведомств, специализированных проектных институтов с возложением на них задач по проведению анализа и инвентаризации нормативно-правовых документов, с определением перечня действующих нормативно-правовых документов в сфере ирригационно-дренажного хозяйства;

б) совершенствование нормативно-правовой базы с учетом результатов анализа законодательной базы, в частности:

подготовка предложений о внесении изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты, а также разработке новых;

пересмотр действующей нормативно-правовой базы проектирования, строительства и приемки в эксплуатацию объектов и сооружений;

принятие решения о дальнейшем применении нормативно-правовых актов по результатам дифференцированного анализа на предмет их соответствия современным требованиям и критериям;

в) приведение в соответствие межведомственных и ведомственных актов с внесением соответствующих дополнений и изменений, вытекающих из законодательных актов;

г) систематический пересмотр нормативно-правовой базы в ходе проектирования, строительства объектов ирригационно-дренажного хозяйства с учетом внесения изменений и дополнений;

д) переход на применение строительных материалов по термоизоляции трубопроводных сетей, ограждающих конструкций зданий и сооружений, соответствующих современным требованиям, влияющих на уменьшение уровня эксплуатационных расходов.



IV. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ УСТОЙЧИВОСТИ И БЕЗОПАСНОГО

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ВОДОТОКА


1. Мероприятия по инженерной подготовке устанавливаются с учетом прогноза изменения инженерно-геологических условий, характера использования и планировочной организации территории.


2. При проведении вертикальной планировки проектные отметки территории назначаются исходя из условий максимального сохранения естественного рельефа, почвенного покрова и существующих древесных насаждений, отвода поверхностных вод со скоростями, исключающими возможность эрозии почвы, минимального объема земляных работ с учетом использования вытесняемых грунтов на площадке строительства.


3. Нанесение на генеральный план г. Ташкента существующей системы водоотведения, в том числе магистральных водоотводов, боковых отводов и периферийных ливнестоков, с указанием расчетных диаметров труб, их серии и материалов в зависимости от рельефа местности и топографии, а также исходных данных Гидрометцентра по максимальному удельному количеству выпадающих осадков.


4. Принятие мер по поэтапному восстановлению, упорядочению технического состояния ирригационных водотоков, сбросных коллекторов и каналов, проходящих по территории города, включая систематизацию, упорядочение и улучшение технического состояния ирригационной лотковой сети, с учетом создания комплексной взаимоувязанной системы, предусмотрев организованный сбор и сброс ливнестоков.


5. Усиление контроля за соблюдением санитарно-защитных зон ответственными органами хокимията г. Ташкента, службами эксплуатации при строительстве объектов, которые строятся в непосредственной близости ливнеотводящих ирригационных систем, дренажных и сбросных сооружений, а также оросительных и сбросных коллекторов.


6. На участках залегания торфа, подлежащих застройке, наряду с понижением уровня грунтовых вод предусматривается пригрузка их поверхности минеральными грунтами, а при соответствующем обосновании допускается выторфовывание. Толщина слоя пригрузки минеральными грунтами устанавливается с учетом последующей осадки торфа и обеспечения необходимого уклона территории для устройства поверхностного стока.

На проезжих частях улиц толщина слоя минеральных грунтов устанавливается в зависимости от интенсивности движения транспорта.


7. Разработка отраслевой схемы ирригационно-лотковой системы города с учетом предотвращения проникновения ливнестоков в подземные сооружения и устройством, при необходимости, подпорных стен вокруг них.


8. Разработка проектов технической реконструкции ливнесборников и насосных установок с расчетом пропускной мощности.


9. Осуществление осмотра, ремонта и очистки ирригационной сети, дренажных и сбросных сооружений и технического оборудования по ликвидации возможных аварий.


10. Поддержание чистоты водного бассейна территории г. Ташкента, а также приема дождевого, талого и поливомоечного стока по всей ирригационной и сбросной сети, приведение в порядок водоохранных зон в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов.


11. Проведение детального изучения и анализа реализации раздела генерального плана г. Ташкента "Схема инженерной подготовки территории и прогнозные решения".

На основе утвержденной Схемы инженерной подготовки территории и прогнозных решений разработка "Отраслевой схемы по защите от селевых паводков", с выделением этапов реализации и определением решений по:

а) основным ирригационным и сбросным каналам;

б) ливнестокам;

в) защите от селевых потоков;

г) водозаборным сооружениям;

д) участкам, требующим применения дренажа, с указанием типа дренажа (вертикальный, горизонтальный);

е) регулированию естественных водотоков.


12. На основе Схемы инженерной подготовки территории и прогнозных решений институту "ТошкентбошпланЛИТИ" разработать предпроектные документации (ПТЭО/ПТЭР) по строительству новых и реконструкции существующих ирригационных систем водостоков города, на основании задания на проектирование, выданного заказчиком.


13. Согласование разработанных предпроектных документаций (ПТЭО/ПТЭР) со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами в установленном порядке.


14. На основании утвержденных параметров проектов (ПТЭО/ПТЭР) осуществление поэтапной (порайонной, зональной и др.) разработки проектной документации, имея в виду следующую очередность: магистральные водоотводы, боковые отводы и периферийные ливнестоки (вдоль дорожной сети непрерывного движения, магистрали городского и районного значения, а также внутриквартального значения), с утверждением по мере готовности этапов в установленном порядке.



V. УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ

БАЗЫ УПРАВЛЕНИЯ ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ

СИТУАЦИЯМ Г. ТАШКЕНТА


1. В настоящее время на балансе Управления по чрезвычайным ситуациям г. Ташкента имеется всего 3 переносных мотопомпы, предназначенных для откачки воды из малообъемных мест скопления воды, и одна моторная резиновая лодка.


2. В период ликвидации последствий затопления отдельных территорий, отсутствует возможность одновременного охвата всех потенциально низовых точек (29 мест) для откачки и перенаправления воды с территорий затопления.


3. В целях максимальной мобилизации внутренних ресурсов Управления по чрезвычайным ситуациям г. Ташкента в период возникновения ситуаций, связанных с затоплением, предусматриваются меры по укреплению материально-технической базы Управления по чрезвычайным ситуациям г. Ташкента, а также создание единого гаражного хозяйства для дислокации техники и оборудования.


4. Материально-техническая база Управления по чрезвычайным ситуациям г. Ташкента формируется следующей автомобильной и специальной техникой, оборудованием, средствами малой механизации и инвентарем:

автомобилем на базе марки "МАН" (с прицепом), непосредственно обеспечивающим управление силами и средствами (ППУ) в период возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с затоплением территорий;

автомобилями марки ВАЗ-21214 и оснащение их видеопередачей и другими принадлежностями для непосредственной передачи информации (видео-онлайн) в передвижной пункт управления (ППУ);

мотопомпами, моторными резиновыми и металлическими лодками, палатками, резиновыми сапогами, специальными спасательными жилетами, мобильными системами освещения, специальными водооткачивающими механизмами большой мощности и другие.


5. Нормативы оснащения материально-технической базы Управления по чрезвычайным ситуациям г. Ташкента устанавливаются Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан, которые по мере необходимости могут быть обновлены.



VI. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЛЕЖАЩЕГО СОДЕРЖАНИЯ

ОБЪЕКТОВ ИРРИГАЦИОННО-ДРЕНАЖНОГО ХОЗЯЙСТВА

Г. ТАШКЕНТА


1. Обеспечение надлежащего содержания объектов ирригационно-дренажного хозяйства г. Ташкента осуществляется путем:

проведения районными управлениями благоустройства инвентаризации всех имеющихся объектов системы ирригационно-дренажного хозяйства, в том числе непосредственно расположенных на внутриквартальных и внутримахаллинских территориях;

принятия отдельного решения хокимията г. Ташкента о перераспределении балансодержателей ирригационно-дренажного хозяйства, коллекторов, водоприемников и каналов г. Ташкента, с уточнением территориальной ответственности между Главным управлением благоустройства г. Ташкента и районных управлений благоустройства;

внесения балансодержателем соответствующих изменений в кадастровые документы после перераспределения и принятия на баланс отдельных объектов ирригационно-дренажного хозяйства;


2. Балансодержатели объектов системы ирригационно-дренажного хозяйства обеспечивают надежное содержание объектов и их бесперебойное функционирование, своевременное проведение ремонтных и профилактических работ для стабильного пропуска ливневых стоков.



VII. ФИНАНСИРОВАНИЕ РАБОТ НА ОБЪЕКТАХ

СИСТЕМЫ ИРРИГАЦИОННО-ДРЕНАЖНОГО ХОЗЯЙСТВА

Г. ТАШКЕНТА


1. При планировании основных мероприятий на последующий календарный год балансодержатель систем ирригационно-дренажного хозяйства, после тщательного изучения существующего состояния объектов, вносит в Главное управление благоустройства г. Ташкента предложения о проведении соответствующих работ по содержанию, реконструкции, капитальному и текущему ремонту объектов ирригационно-дренажного хозяйства г. Ташкента.


2. Главное управление благоустройства г. Ташкента на ежегодной основе осуществляет сбор, изучение, анализ и актуальность поступивших предложений от балансодержателей объектов системы ирригационно-дренажного хозяйства.

После изучения и согласования Главное управление благоустройства г. Ташкента вносит в Главное управление финансов г. Ташкента обоснованные расчеты с приложением необходимых аналитических материалов, дефектных актов.


3. Главное управление финансов г. Ташкента изучает поступившие от Главного управления благоустройства г. Ташкента аналитические материалы и вносит соответствующие предложения в хокимият г. Ташкента с указанием источников финансирования, объемов средств финансирования по соответствующим видам работ с учетом селе-паводкового периода.


4. Главное контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Республики Узбекистан по завершении предусмотренных работ проводит тщательный итоговый надзор и проверку объемов выполненных работ на предмет их соответствия требованиям проектно-сметной документации.



VIII. СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ

И ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ УГРОЗЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

ПОДТОПЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ЛИВНЕВЫМИ

И ПАВОДКОВЫМИ ВОДАМИ


1. Целью информирования и своевременного оповещения населения при угрозе возникновения подтопления территорий является максимальное предотвращение числа человеческих жертв и минимизация нанесения экономического ущерба городской инфраструктуре.


2. Существующая система оповещения населения столицы при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с подтоплением, введена в эксплуатацию в 70-х годах прошлого столетия и не позволяет на должном уровне охватить все население города в передаче информации.


3. Для полного охвата информирования и оповещения населения при угрозе возникновения ситуаций, связанных с подтоплением, предусматривается создание Центра управления кризисными ситуациями (ЦУКС) г. Ташкента с поэтапным оснащением передовыми информационно-коммуникационными технологиями.


4. Задачами создаваемого Центра управления кризисными ситуациями (ЦУКС) г. Ташкента являются:

управление силами и средствами при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

координация и обеспечение взаимодействия служб гражданской защиты и территориальной подсистемы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях;

сбор, анализ и мониторинг выполняемых мероприятий на местах ликвидации чрезвычайных ситуаций и передача соответствующей распорядительной информации;

информирование и оповещение населения при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с ливневыми и паводковыми водами.



IX. ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗАХ,

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ

ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ  ИРРИГАЦИОННО-

ДРЕНАЖНОГО ХОЗЯЙСТВА Г. ТАШКЕНТА


1. Надежная эксплуатация системы ирригационно-дренажного хозяйства, проведение соответствующих проектных и технических работ должна подкрепляться высококвалифицированными кадрами.


2. Министерству по чрезвычайным ситуациям совместно с Министерством водного хозяйства Республики Узбекистан и хокимиятом г. Ташкента необходимо в установленном порядке предусмотреть мероприятия по:

совершенствованию квалификации технических работников эксплуатирующих организаций путем подготовки высококвалифицированных специалистов;

организации стажировки работников организаций ирригационно-дренажного хозяйства за рубежом, изучение ими передового международного опыта с использованием полученных знаний на практике;

организации в учебных заведениях республики курсов по повышению квалификации работников для организаций ирригационно-дренажного хозяйства.



X. МЕРОПРИЯТИЯ ПО МОНИТОРИНГУ

ПРОЯВЛЕНИЯ ОПАСНЫХ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ

И ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ


1. Мероприятия по мониторингу проявления опасных гидрометеорологических и геологических процессов должны быть нацелены на выявление зон риска и своевременное выполнение в них защитных инженерно-профилактических мероприятий.


2. В этой связи Узгидрометцентру и Госкомгеологии Республики Узбекистан необходимо:

продолжить активную работу по предоставлению в городскую противопаводковую комиссию сведений о находящихся в опасных зонах объектах, населенных пунктах и других сооружениях для организации временной эвакуации или отселения проживающих там людей с целью проведения в них защитных инженерно-профилактических мероприятий;

организовать непрерывный мониторинг за гидрометеорологической ситуацией и геологическими процессами в зонах риска и обеспечить немедленное предоставление информации о новых объектах, оказавшихся в зоне воздействия ливневых вод;

совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан своевременную выдачу и контроль за исполнением соответствующих уведомлений и предписаний хокимиятам г. Ташкента и районов, руководителям предприятий, организаций и гражданам, чьи объекты и хозяйства находятся в зонах риска подтопления.



XI. МОНИТОРИНГ ЗА ХОДОМ ВЫПОЛНЕНИЯ

НАСТОЯЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ


1. Хокимият г. Ташкента ежеквартально до 10 числа месяца за отчетным периодом представляет в Кабинет Министров Республики Узбекистан информацию о выполненных работах в рамках настоящей Концепции.


2. В случае выявления проблемных вопросов в ходе реализации настоящей Концепции хокимият г. Ташкента совместно с Управлением по чрезвычайным ситуациям г. Ташкента вносит на рассмотрение в городскую противопаводковую комиссию предложения по устранению недостатков и путей их решения.


3. При необходимости принятия решений по устранению проблемных вопросов на правительственном уровне хокимият г. Ташкента совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан вносит их в установленном порядке на рассмотрение в Кабинет Министров Республики Узбекистан.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

16 февраля 2015 г., N 6, ст. 66



















Время: 0.2102
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск