ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Бухгалтерский учет. Аудит. Оценочная деятельность / Национальные стандарты бухгалтерского учета Республики Узбекистан / 15. НСБУ N 15 "Бухгалтерский баланс" /Национальный стандарт бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ) N 15 "Бухгалтерский баланс" (Утвержден Приказом министра финансов от 12.03.2003 г. N 45, зарегистрированным МЮ 20.03.2003 г. N 1226)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
УТВЕРЖДЕН
Приказом министра финансов
от 12.03.2003 г. N 45,
зарегистрированным МЮ
20.03.2003 г. N 1226
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
НСБУ N 15
Настоящий Национальный стандарт бухгалтерского учета (НСБУ) разработан на основе Закона Республики Узбекистан "О бухгалтерском учете" и является элементом нормативного регулирования бухгалтерского учета в Республике Узбекистан.
1. Целью настоящего стандарта является определение сущности и представления активов, собственного капитала и обязательств в бухгалтерском балансе. Стандарт содержит требования, предъявляемые к информации, подлежащей раскрытию при представлении бухгалтерского баланса как составной части финансовой отчетности. Эти требования могут быть дополнены в соответствии с требованиями раскрытия, существующими в других стандартах и охватывающими специфические проблемы бухгалтерского учета.
2. Бухгалтерский баланс является одной из составных частей финансовой отчетности, аккумулирует и раскрывает информацию об имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта.
3. Хозяйствующие субъекты (за исключением бюджетных организаций, банков и иных кредитных организаций) должны выполнять требования данного стандарта в процессе подготовки и раскрытия бухгалтерского баланса.
§ 2. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАСКРЫТИЯ
ИНФОРМАЦИИ
4. В бухгалтерском балансе вся информация должна быть раскрыта достоверно и понятна пользователям. При необходимости статьи, включаемые в бухгалтерский баланс, должны быть дополнены информацией, поясняющей их.
5. В адресной части бухгалтерского баланса должны быть указаны отчетная дата, наименование, отрасль, форма собственности, организационно-правовая форма и полный юридический адрес хозяйствующего субъекта, наименование органа, в ведении которого состоит хозяйствующий субъект, единица измерения, использованная при подготовке бухгалтерского баланса.
6. Бухгалтерский баланс должен раскрывать соответствующие данные на начало и на конец отчетного периода.
7. Не должно быть сальдирование статей текущих активов и текущих обязательств. Отдельные статьи бухгалтерского баланса не должны включаться или сальдироваться с другими статьями.
8. Долгосрочные и текущие активы, собственный капитал, долгосрочные и текущие обязательства в бухгалтерском балансе и их раскрытие представляют собой информацию, которая может помочь пользователям финансовой отчетности в анализе финансового состояния хозяйствующего субъекта.
9. В бухгалтерском балансе должны быть раскрыты общие суммы долгосрочных и текущих активов, собственного капитала, долгосрочных и текущих обязательств.
10. Понятия долгосрочного и текущего актива, собственного капитала, долгосрочного и текущего обязательства приведены в Концептуальной основе для подготовки и представления финансовой отчетности, утвержденной Министерством финансов Республики Узбекистан 26 июля 1998 года N 17-07/86 (per. N 475 от 14.08.98 г., "Бюллетень нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан", 1999 г., N 5) и Национальном стандарте бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ N 1) "Учетная политика и финансовая отчетность", утвержденном Министерством финансов Республики Узбекистан 26 июля 1998 года N 17-07/85 (per. N 474 от 14.08.98 г., "Бюллетень нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан", 1999 г., N 5).
11. В разделе "Долгосрочные активы" должны быть раскрыты стоимость основных средств и нематериальных активов, суммы долгосрочных инвестиций, оборудования к установке, капитальных вложений, долгосрочной дебиторской задолженности и долгосрочных отсроченных расходов.
12. Основные средства и нематериальные активы, согласно Национальному стандарту бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ N 5) "Основные средства" (рег. N 1299 от 20 января 2004 года) и Национальному стандарту бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ N 7) "Нематериальные активы" (рег. N 1485 от 27 июня 2005 года), должны быть раскрыты по первоначальной (восстановительной) стоимости, сумме износа (амортизация), остаточной стоимости.
13. Долгосрочные инвестиции, согласно Национальному стандарту бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ N 12) "Учет финансовых инвестиций", утвержденному Министерством финансов Республики Узбекистан 25 декабря 1998 года N 65 (per. N 596 от 16.01.99 г., "Бюллетень нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан", 1999 г., N 6), должны быть раскрыты по стоимости ценных бумаг, сумме инвестиций в дочерние хозяйственные общества, инвестиций в зависимые хозяйственные общества, инвестиций в предприятия с иностранным капиталом и прочих долгосрочных инвестиций.
14. В разделе "Текущие активы" должны быть раскрыты суммы товарно-материальных запасов, расходы будущих периодов, текущая часть отсроченных расходов, дебиторской задолженности, денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и прочих текущих активов.
15. В товарно-материальные запасы, согласно Национальному стандарту бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ N 4) "Товарно-материальные запасы", (рег. N 1595 от 17 июля 2006 года), включаются следующие, которые должны быть раскрыты отдельно:
а) производственные запасы, которые включают запасы сырья, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, топлива, тары, запчастей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, прочих материалов, предназначенных для использования в процессе производства или при выполнении работ и оказании услуг, животных на выращивании и откорме, расходы по заготовке и приобретению материалов, отклонения в стоимости материалов;
б) незавершенное производство, которое включает незавершенное основное производство, полуфабрикаты собственного производства, незавершенные вспомогательные и прочие производства, брак в производстве;
в) готовая продукция;
д) товары.
16. По дебиторским задолженностям должны быть раскрыты суммы задолженностей покупателей и заказчиков, задолженностей обособленных подразделений, задолженностей дочерних и зависимых хозяйственных обществ, авансов, выданных персоналу, авансов, выданных поставщикам и подрядчикам, авансовых платежей по налогам и сборам в бюджет, авансовых платежей в государственные целевые фонды и по страхованию, задолженностей учредителей по вкладам в уставный капитал, задолженностей персонала по прочим операциям и задолженностей прочих дебиторов.
17. По денежным средствам должны быть раскрыты суммы остатков наличных денежных средств в кассе, денежных средств на расчетном счете, денежных средств на валютном счете и прочих денежных средств (специальные счета в банке, денежные эквиваленты, денежные средства (переводы) в пути).
§ 5. СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ (ИСТОЧНИКИ
СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ)
18. В разделе "Собственный капитал" должна быть раскрыта информация по уставному капиталу, добавленному капиталу, резервному капиталу, выкупленным собственным акциям, нераспределенной прибыли (непокрытому убытку), целевому поступлению и резерву предстоящих расходов и платежей.
19. В разделе "Обязательства" должна быть раскрыта отдельно информация по долгосрочным и текущим обязательствам.
20. По долгосрочным обязательствам должны быть раскрыты суммы долгосрочной задолженности поставщикам и подрядчикам, долгосрочной задолженности обособленным подразделениям, долгосрочной задолженности дочерним и зависимым хозяйственным обществам, долгосрочных отсроченных доходов, долгосрочных отсроченных обязательств по налогам и обязательным платежам, прочих долгосрочных отсроченных обязательств, авансов, полученных от покупателей и заказчиков, долгосрочных банковских кредитов, долгосрочных займов и прочих долгосрочных кредиторских задолженностей.
Обобщение процентных ставок, условия погашения договорных обязательств, очередность погашения, условия обращения и суммы премий и дисконтов должны быть указаны в пояснительной записке в части бухгалтерского баланса.
21. По текущим обязательствам должны быть раскрыты суммы задолженностей поставщикам и подрядчикам, задолженностей обособленным подразделениям, задолженностей дочерним и зависимым хозяйственным обществам, отсроченных доходов, отсроченных обязательств по налогам и обязательным платежам, прочих отсроченных обязательств, полученных авансов, задолженностей по платежам в бюджет, задолженностей по страхованию, задолженностей по платежам в государственные целевые фонды, задолженностей учредителям, задолженностей по оплате труда, краткосрочных банковских кредитов, краткосрочных займов, текущей части долгосрочных обязательств и прочих кредиторских задолженностей.
22. Текущая доля долгосрочных обязательств может быть исключена из текущих обязательств, если предприятие намеревается рефинансировать обязательства на долгосрочной основе согласно кредитному соглашению. В этом случае должны быть раскрыты сумма обязательств и условия рефинансирования.
§ 7. ПОЯСНЕНИЯ В ЧАСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО
БАЛАНСА
23. Пояснения в части бухгалтерского баланса должны обеспечивать пользователей бухгалтерского баланса дополнительными данными, которые необходимы для реальной оценки имущественного и финансового положения предприятия, в том числе:
а) ограничения в правах собственности на активы;
б) выданные гарантии по обязательствам;
в) условные (непредвиденные) активы и обязательства, при возможности в количественном выражении;
г) средства, предназначенные для финансирования будущих долгосрочных инвестиций.
24. Пояснительная записка в части бухгалтерского баланса составляется в соответствии с требованиями, предусмотренными Национальным стандартом бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ N 1) "Учетная политика и финансовая отчетность", утвержденным Министерством финансов Республики Узбекистан 26 июля 1998 года N 17-07/86 (per. N 474 от 14.08.1998 г., "Бюллетень нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан", 1999 г., N5).