ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Труд и занятость населения / Охрана труда / Правила безопасности работ и охраны труда в различных сферах /

Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей (СанПиН РУз N 0204-06) (Утверждены Государственным санитарным врачом 26.05.2006 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

САНИТАРНЫЕ НОРМЫ, ПРАВИЛА И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ

НОРМАТИВЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН



УТВЕРЖДЕНЫ


ГЛАВНЫМ

ГОСУДАРСТВЕННЫМ

САНИТАРНЫМ ВРАЧОМ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Б.И. НИЯЗМАТОВЫМ

26.05.2006 г.




САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА

по гигиене труда водителей автомобилей


СанПиН РУз

N 0204-06


Несоблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов преследуется по закону.

Настоящие Санитарные правила устанавливаются в целях охраны здоровья трудящихся и населения Республики Узбекистан, регламентируют условия труда водителей автомобилей.

Настоящие Санитарные нормы и правила обязательны для соблюдения предприятиями, организациями и объединениями независимо от форм собственности и отдельными лицами.



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Настоящие Санитарные правила являются обязательными при проектировании, изготовлении, ремонте и эксплуатации автомобилей, автобусов, специальных транспортных средств и подвижных механизмов (далее автомобилей).


1.2. Санитарные правила являются обязательными для всех предприятий и организаций, имеющих автомобильный транспорт.


1.3. Ответственность за выполнение настоящих Правил возлагается на руководителей учреждений, проектирующих, изготовляющих ремонтирующих и эксплуатирующих автомобили.


1.4. Санитарные правила являются основой для разработки частных санитарных правил, положений и инструкций для отдельных отраслей промышленности, развивающих и дополняющих настоящие Правила в части санитарных требований к конкретным автомобилям и механизмам с учетом особенностей отрасли.


1.5. Все отступления от отдельных пунктов настоящих Правил должны быть согласованы в индивидуальном порядке с органами Госаннадзора.



2. ТРЕБОВАНИЯ К МИКРОКЛИМАТУ


2.1. Оборудование кабины автомобиля (вентиляция, отопление, теплоизоляция, кондиционирование) должно обеспечивать поддержание на рабочем месте водителя оптимальных или допустимых параметров микроклимата не позднее, чем через 30 минут после начала непрерывного движения автомобиля с перегретым двигателем. Нормативы параметров микроклимата приведены в таблицах 2.1, 2.2, 2.3.




ТАБЛИЦА 2.1



ОПТИМАЛЬНЫЕ НОРМЫ

температуры, относительной влажности

и скорости движения воздуха в кабинах

автомобилей

Сезон года

Типы автомобилей

Температура воздуха,

°С

Относительная влажность,

%

Скорость движения воздуха,

м/с, не более

1

2

3

4

5

Холодный период года

Легковые

Грузовые и автобусы

21-23

18-20

60-40

60-40

0,2

0,2

Теплый период года

Легковые

Грузовые и автобусы

24-26

23-25

60-40

60-40

0,2

0,2

  

  

  

ТАБЛИЦА 2.2



ДОПУСТИМЫЕ НОРМЫ

температуры, относительной влажности

и скорости движения воздуха в кабинах автомобилей

в холодный и переходный периоды года

  

Типы автомобилей

Температура воздуха,

°С

Относительная влажность,

%

Скорость движения воздуха,

м/с, не более

Легковые

Грузовые и автобусы

20-24

17-23

75

75

0,2

0,3

  



ТАБЛИЦА 2.3



ДОПУСТИМЫЕ НОРМЫ

температуры, относительной влажности

и скорости движения воздуха в кабинах автомобилей

в теплый период года

   

Типы автомобилей

Температура воздуха,

°С

Относительная влажность,

%

Скорость движения воздуха,

м/с, не более

1

2

3

4

Легковые, грузовые и автобусы

не более чем на 3° выше средней температуры наружного воздуха в 13 г самого жаркого месяца, но не более

при 28° не более 55

при 27° не более 60

при 25° не более 70

при 24° и ниже не более 75%

от 0,2 при минимальной температуре воздуха до 1,0 при максимальной температуре воздуха

Легковые

31°



Грузовые

30°



  


2.2. Перепад температуры воздуха в теплый период года не должен превышать 3°С. При этом абсолютные величины температуры воздуха на разных уровнях кабины должны находиться в пределах величин, приведенных в таблице 2.3.


2.3. Температура внутренних поверхностей кабины не должна отличаться от температуры воздуха в кабине не более чем на 3°С.


2.4. Кабины должны быть оборудованы средствами теплозащиты от солнечной радиации (защитные козырьки, специальное остекленение, жалюзи и т.п.), а также от работающего двигателя, обеспечивающими остаточную тепловую облученность водителя от стен кабины и двигателя - не более 35 Вт/кв. м, а от окон - не более 100 Вт/кв. м.


2.5. Системы вентиляции, отопления, кондиционирования воздуха должны обеспечивать организацию рассеянных воздушных потоков и возможность регулирования количества и направления поступающего в кабину воздуха с тем, чтобы в кабине водителя обеспечивались нормативные параметры микроклимата.


2.6. Системы вентиляции, отопления и кондиционирования должны устранять запотевание (обмерзание) стекол кабины.


2.7. Не допускается эксплуатация автомобиля, кабина которого не имеет предусмотренных технической документацией автомобиля уплотнителей или ковриков.



3. ТРЕБОВАНИЯ К ВОЗДУХУ РАБОЧЕЙ ЗОНЫ


3.1. Системы вентиляции и кондиционирования воздуха автомобиля должны обеспечивать поддержание на рабочем месте водителя концентрации вредных веществ в переделах допустимых величин, указанных в "Перечнях предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны", действующих на территории Республики Узбекистан.




ТАБЛИЦА 3.1



ПРЕДЕЛЬНО-ДОПУСТИМЫЕ КОНЦЕНТРАЦИИ

и основные характеристики химических веществ,

присутствующих в воздухе рабочей зоны водителя

   

Химическое вещество

ПДК

Агрегатное

состояние

Класс опасности

Методы контроля

Оксиды азота

5,0

п

III

МУ вып. I-XV N 1641-77 М. 1981 ст.64

Акролеин

0,2

п

II

ТУ-6 1971, МУ-18стр. 130

Бензин

100,0

п

IV


Лигроин

300,0

п

IV


Тетраэтилсвинец

0,005

п

I

Сб. МУ-81 стр.38

Свинец

0,01

а

I

М. 9, вып. N 9 стр.135

Метанол

5,0

п

III

ТУ и МУ сб. ч. 1-1987

Уайт-спирт

300,0

п

IV


Оксид углерода

20,0

п

IV

МУ, вып. I-XV N 1641-77 М. 1981

Серный ангидрид

1,0

а

II

МУ, вып. I-XV N 1641-77 М. 1981

Пыль растительная (х/б, древесная)

6,0

а

II

М. 1981 N 1719-75 стр.232

Формальдегид

0,5

п

II

МУ вып. 1-5 М. 1981 ст. 179

Алифатические предельные углеводороды

C1-C10

300,0

п

IV

МУ. вып. XX. М. 1984 стр. 110

  


32. Не допускается эксплуатация автомобиля в подземных выработках, карьерах и других закрытых пространствах, атмосфера которых содержит вредные вещества в концентрациях, превышающих ПДК для воздуха рабочей зоны, не оборудованных эффективными средствами очистки приточного воздуха до концентрации, не превышающих предельно допустимые.


3.3. Эксплуатация в подземных выработках и закрытых пространствах автомобилей, не оборудованных средствами снижения токсичности отработанных газов и применение в качестве топлива этилированного бензина, запрещается.



4. ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА,

ИНФРАЗВУКА И ВИБРАЦИИ


4.1. Уровни звука в кабине грузовых автомобилей не должны превышать 70 дБА

31,5

63

125

500

1000

2000

4000

8000

100

87

79

68

65

63

61

59

Уровни звука в кабине легковых автомобилей и автобусов не должны превышать 60 дБА

31,5

63

125

500

1000

2000

4000

8000

93

79

70

58

55

52

50

49

4.2. Уровни инфразвука в кабине автомобиля не должны превышать 110 дБлин.


4.3. Уровни общей и локальной вибрации на рабочем месте водителя не должны превышать величин, указанных в таблицах 4.1, 4.2, 4.3.




ТАБЛИЦА 4.1



САНИТАРНЫЕ НОРМЫ

общей вибрации для грузовых автомобилей

(пол, сидение)


Средне-

геометрические

частоты активных полос,

Гц

Допустимые значения виброускорения в активных полосах частот

м/с2

дБ

Xо   Yo

Xо   Yo

1,0

1,12

0,4

71

62

2,0

0,8

0,4

68

62

4,0

0,56

0,8

65

68

8,0

0,56

1,6

65

74

16,0

1,12

3,15

71

80

31,5

2,24

6,3

77

86

63,0

4,50

12,50

83

92

Корректированные и эквивалентные корректированные значения и их уровни

0,56

0,4

65

62


м/с*10-2

дБ

Xо   Yo

Xо   Yo

1,0

20,0

6,3

132

122

2,0

7,1

3,5

123

117

4,0

2,5

3,2

114

116

8,0

1,3

3,2

108

116

16,0

1,1

3,2

107

116

31,5

1,1

3,2

107

116

63,0

1,1

3,2

107

116

Корректированные и эквивалентные корректированные значения и их уровни

1,1

3,2

107

116

  



ТАБЛИЦА 4.2



САНИТАРНЫЕ НОРМЫ

общей вибрации для легковых автомобилей

и автобусов (пол, сидение)



Средне-

геометрические

частоты активных полос,

Гц

Допустимые значения по осям

Zо, Xо, Yo

виброускорения

виброскорости

м/с2

дБ

м/с2

дБ

2,0

0,4

62

3,5

117

4,0

0,28

59

1,3

108

8,0

0,28

59

0,63

102

16,0

0,56

65

0,56

101

31,5


1,12

71

0,56

101

63,0

2,25

11

0,56

101

Корректированные и эквивалентные корректированные значения и их уровни

0,28

59

0,56

101



ТАБЛИЦА 4.3



САНИТАРНЫЕ НОРМЫ

локальной вибрации для легковых,

грузовых автомобилей и автобусов

(руль, рычаги управления)

          

Средне-

геометрические

частоты активных полос,

Гц

Допустимые значения виброускорения и виброскорости по осям Zо, Xо, Yo

виброускорение

виброскорость

м/с2

ДБ

м/с2

ДБ

8

1,1

70

2,0

112

16

1,4

73

1,4

109

31,5

2,7

79

1,4

109

63

5,4

85

1,4

109

125

10,7

91

1,4

109

250

21,3

97

1,4

109

500

42,5

103

1,4

109

1000

85,0

109

1,4

109

Корректированные и эквивалентные корректированные значения и их уровни


2,0

76

2,0

112

  


5. ТРЕБОВАНИЯ К ОСВЕЩЕНИЮ

КАБИНЫ АВТОМОБИЛЯ


5.1. Освещенность кабины, создаваемая светильниками общего освещения, должна составлять не менее 10 лк на уровне щитка приборов.


5.2. Освещенность шкалы приборов должна быть не менее 12 лк.



6. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЖИМУ

ТРУДА И ОТДЫХА


6.1. Режим каждого водителя устанавливается по согласованию с администрацией и профсоюзной организацией и учитывается в графике и маршруте движения.


6.2. Внутрисменные регламентированные перерывы для отдыха устанавливаются с учетом тяжести и напряженности труда, видов перевозок и погодных условий. Первый перерыв устанавливается через 2-3 часа после начала движения и в дальнейшем не реже чем через каждые два часа продолжительностью по 10 мин.

Частота, организация и длительность внутрисменных перерывов устанавливается по согласованию с медицинскими работниками, обслуживающими организацию, указывается в путевом листе и контролируется службой безопасности движения организации.


6.3. Администрация автопредприятия обязана внедрять мероприятия, направленные на снижение нервно-психического напряжения и производственного утомления работающих (вводная гимнастика, физкультурная минутка физкультурная пауза, психологическая нагрузка и др.)


6.4. При диспетчерских пунктах или в местах, предусмотренных графиком или маршрутом движения, должны быть организованы условия для отдыха, выполнения комплекса физических упражнений, психологической разгрузки, приема пищи, обогрева или охлаждения в зависимости от сезона.


6.5. Перерыв для отдыха и питания устанавливается не позднее, чем через 4 часа после начала работы продолжительностью не более 45-60 мин. При продолжительности смены более 8 часов может быть предусмотрен второй перерыв, не превышающий в сумме с первым двух часов.


6.6. В случаях сменной организации труда водителей изменение смены допускается только после выходного дня.



7. ТРЕБОВАНИЯ ПО САНИТАРНО-БЫТОВОМУ

И МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМУ

ОБСЛУЖИВАНИЮ ВОДИТЕЛЕЙ


7.1. Автотранспортные предприятия должны быть обеспечены санитарно-бытовыми помещениями и устройствами и помещениями для лечебно-профилактических мероприятий в зависимости от характера и вида выполняемых работ, при этом следует учитывать, что в соответствии с санитарной характеристикой производственных процессов работа водителей при обслуживании движения транспортных средств относится к 2а группе, при выполнении текущих ремонтных работ к 1б группе.


7.2. На территории предприятия, организации размещаются гардеробные, душевые, умывальные, уборные, спортивно-оздоровительные комплексы, столовые, комнаты психологической разгрузки.


7.3. При диспетчерских пунктах или по маршруту движения размещаются комнаты отдыха, комнаты приема пищи, помещения для охлаждения или обогрева, душевые, умывальные, уборные, (в зависимости от количества обслуживаемых водителей).


7.4. Гардеробные должны быть оборудованы шкафами по два отделения - для домашней и рабочей одежды.


7.5. Отделка и оборудование санитарно-бытовых помещений выполняется в соответствии с требованиями КМК 2.09.04-98 "Административные и бытовые помещения".


7.6. Для соблюдения правил личной гигиены водитель должен иметь (с учетом специфики автомобиля, вида топлива, условий перевозок и т.п.) моющие средства, пригодные к употреблению на кожных покровах, щетку для мытья рук, полотенце, ветошь для вытирания рук от горюче-смазочных материалов.


7.7. На случай выполнения ремонтных работ в рейсе водитель должен быть обеспечен спецодеждой и дерматологическими защитными средствами, лежаком (работа без лежака на земле запрещается).


7.8. Для переливания топлива автомобили должны быть укомплектованы шлангом с сифоном-насосом, засасывать топливо ртом в шлаг для переливания запрещается.


7.9. Администрация предприятия обязана обеспечить регулярную химчистку, стирку, дезинфекцию, ремонт и поверку исправности средств индивидуальной защиты и спецодежды.


7.10. Водители, занятые междугородними перевозками при продолжительности рейса более одной смены, должны быть обеспечены администрацией:


а) рейсовыми чемоданами с набором посуды для принятия и приготовления пищи, портативной газовой плитой с запасным баллоном, средствами для мытья посуда, термосом не менее 2 л объемом;

б) картой-схемой маршрута движения с обозначением пунктов отдыха, пунктов питания, пунктов медицинского обслуживания.


7.11. Администрация организаций, имеющих транспорт, должна обеспечить прохождение водителям обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров согласно приказу Минздрава Республики Узбекистан от 06.06.2000 г. N 300.


7.12. С целью выявления больных водителей и водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, с последующим отстранением их от управления автомобилем, водители проходят ежедневные предрейсовые медицинские осмотры.


7.13. Администрация автотранспортного предприятия должна принимать меры по обеспечению рационального питания водителей; промежутки между приемами пищи не должны превышать 4-5 часов, обязателен прием пищи за 1,5-2 часа перед началом работы и через 1-1,5 часа после окончания работы, не менее чем за 2-2,5 часа перед сном.

Соотношение между белками, жирами и углеводами должно выражаться формулой 11:30:59% или 13:30:57. При организации обедов периодически следует отдавать предпочтение супам (в летнее время - холодным), ограничивать супы с макаронными изделиями, крупой и бобами. В состав мясных блюд включать говяжьи печень и почки. Необходимо вводить в рацион рыбные и молочные продукты. Оптимальное соотношение кальция, фосфора, магния 1:1,5:0,6.

Ежедневно рекомендуется выдавать водителям витамины: А - 2 мг, В1 - 3 мг, В2 - 3 мг, РР - 20 мг, С - 150 мг.

Суточная калорийность должна распределяться по отдельным приемам пищи в зависимости от смены:


а) дневная смена - завтрак перед работой 15-20%, обед - 30-35%, полдник - 20-25%, ужин - 20-25%;

б) вечерняя смена - поздний завтрак после работы 10-25%, поздний обед дома - 30-35%, ужин дома - 20-25%, прием пищи на работе - 15-20%;

в) ночная смена - прием пищи (из 3-х блюд) в первую половину смены (700-800 ккал).



8. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ


8.1. Внешний шум автомобиля должен соответствовать требованиям, изложенным в таблице 8.1.




ТАБЛИЦА 8.1



ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ

внешнего шума автомобилей разных типов

        

Типы автомобилей

Уровень шума

дБА

Легковые автомобили и автотранспортные средства, сконструированные на шасси легкового автомобиля

82

Грузовые и грузопассажирские автомобили, автомобили-тягачи; автомобили-фургоны с полной массой, кг.:


до 3500 включ.

84

св 3500 до 12000 включ.

89

св.12000 с двигателем мощностью:


до 162 кВт. включ.

89

св.162 кВт.

91

Автобусы полной массой, кг:


до 3500 включ.

84

св. 3500 с двигателем мощностью:


до 162 кВт включ.

89

св. 162 кВт.

91

  



ТАБЛИЦА 8.2



ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ

окиси углерода и углеводородов в отработавших

газах автомобилей с бензиновыми двигателями

Частота вращения коленвала

Предельно- допустимое содержание окиси водорода, объемная доля,

%

Предельно-допустимое содержание углеводородов, объемная доля, млн-1

для двигателей с числом цилиндров

до 4

более 4

п мин.*

1,5

1200

3000

п пов*

2,0

600

1000

   

* - значение частоты вращения двигателя устанавливают в технических условиях и инструкции по эксплуатации автомобилей.

   



ТАБЛИЦА 8.3



ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ

дымности отработанных газов автомобилей

с дизелями

   

АВТОМОБИЛИ

Дымность, % для режимов

свободного

ускорения

максимальной частоты вращения вала

КамАЗ, МАЗ, КрАЗ и их модификации

40

15

МАЗ, КрАЗ и их модификации с двигателями выпуска до 01.07.76.

60

15


8.2. Отработанные газы автомобилей должны соответствовать требованиям, изложенным в таблицах 8.2 и 8.3.


8.3. При проведении технических осмотров, после ремонта двигателя и при выходе автомобиля из ремонта проводится контроль состава отработанных газов.


8.4. При эксплуатации автомобиля не допускается:


а) разлив топлива при заправке автомобиля;

б) утечка масла и слив масла на линии;

в) мойка кузова, очистка кузова и салонов в неустановленных местах;

г) проведение ремонтных работ, связанных с загрязнением окружающей среды, атмосферы, почвы и воды открытых водоемов в неустановленных местах и помещениях.



9. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ

ТРЕБОВАНИЙ И НОРМ


9.1. Плановый контроль за состоянием рабочей среды в кабине водителя осуществляется санитарно-профилактическими лабораториями производственных объединений и организаций, имеющих автомобильный транспорт, по согласованию с территориальными органами государственного надзора.


9.2. Лабораторные и инструментальные исследования проводятся ежегодно при аттестации рабочего места водителя, а также при смене используемого топлива, при выходе машины из ремонта и т.п. случаях.


9.3. На рабочем месте водителя замеряются:

- метеофакторы (температура, относительная влажность, скорость движения воздуха);

- уровни шума (внешнего, внутреннего);

- уровни инфразвука в кабине;

- уровни вибрации (общей на рабочем месте, локальной на органах управления);

- освещенность (общая и на шкале приборов).


9.4. Контроль воздушной среды в кабине автомобиля проводится с учетом вида используемого топлива:


а) бензина А-72, А-76, А-93 и т.п. - определяются концентрации алифатических предельных углеродов C1 - С10, оксид углерода, оксиды азота, тетраэтилсвинец;

б) метилированный бензин и чистый метанол - углеводороды предельные алифатические C1 - С10; оксид углерода, оксиды азота, метанол, формальдегид;

в) дизельное топливо - углеводороды алифатические предельные C1 - С10, оксиды углерода, оксиды азота, акролеина;

г) газовое топливо - углеводороды алифатические предельные C1 - С10, оксиды углерода, оксиды азота, меркаптаны.


9.5. Контроль воздушной среды в кабине автомобиля должен включать в себя оценку запыленности.





















Время: 0.0055
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск