язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Образование. Наука. Культура/ Образование/ Среднее образование/ Указ Президента Республики Узбекистан от 21.05.2004 г. N УП-3431 "О Государственной общенациональной программе развития школьного образования на 2004-2009 годы"

Вы можете получить доступ на один день к продукту Законодательство Руз.

УКАЗ

П Р Е З И Д Е Н Т А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

21.05.2004 г.

N УП-3431



О ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НА 2004-2009 ГОДЫ


В Узбекистане с первых дней независимости последовательно осуществляется политика по реформированию сферы образования как ключевого звена проводимого курса реформ и обновления общества, как необходимое и обязательное условие демократических преобразований в обществе, устойчивого развития экономики, интеграции республики в мировое сообщество.

Для достижения поставленной цели принята и успешно реализуется Национальная программа по подготовке кадров, направленная на обеспечение полного охвата выпускников 9-х классов системой профессионального образования, овладение учащимися, наряду с общим средним образованием, конкретной профессией. В соответствии с Программой создана сеть принципиально новых типов средних профессиональных учебных заведений. Построено 533 профессиональных колледжа и 54 академических лицея, оснащенных современным учебно-лабораторным оборудованием. Создана отечественная индустрия по строительству и оснащению колледжей и лицеев. Разработаны новые образовательные стандарты и учебные программы.

Сегодня Национальная программа по подготовке кадров является единым образовательным комплексом, охватывающим весь процесс непрерывного образования и воспитания молодого поколения, где каждому звену системы образования отводится особое место и ответственность, от состояния и уровня развития которых, их взаимной сопряженности зависит выполнение Программы в целом, достижение поставленных в ней задач.

Вместе с тем, как показывает анализ, самым слабым звеном в единой цепи непрерывного образования является отставание школьного образования как важнейшего начального этапа. И главное здесь - слабая материальная база школ, около 40% которых располагаются в приспособленных нетиповых помещениях, а из общего количества 9727 школ 684 находятся в аварийном состоянии. Многие школы не оборудованы централизованным отоплением, питьевой водой и природным газом. Свыше 28% учащихся обучаются в две-три смены. Степень оснащенности школ учебно-лабораторным оборудованием составляет 29%, а современной компьютерной техникой - около 15%. Только половина школ имеет спортивные залы, а их оснащенность спортивным оборудованием и инвентарем составляет 23%. Особенно плохо обстоит положение дел с материальной базой школ в сельской местности.

Слабым местом в школьном образовании остается сложившаяся система стимулирования труда учителей, прежде всего начальных классов, при которой талант, профессиональные качества педагогов все еще не становятся определяющими критериями при оплате их труда.

В целях ликвидации отставания школьного образования и устранения имеющихся серьезных проблемных вопросов, связанных с развитием материально-технической базы школ и формированием целостной единой системы непрерывного образования как важнейшего условия успешной реализации Национальной программы по подготовке кадров:


1. Принять к сведению, что Специальной комиссией и рабочими группами, образованными Распоряжением Президента Республики Узбекистан от 19 февраля 2004 года N Р-1910, с выездом в регионы республики проведена полная инвентаризация всех общеобразовательных школ, критически и детально изучено современное состояние их материально-технической базы, сделана паспортизация школ, разработаны критерии и определены, согласно приложениям N 1 и 2, конкретные типы и направления работ по их восстановлению.


2. Считать важнейшей задачей современного этапа реформирования системы образования в стране реализацию Государственной общенациональной программы развития школьного образования на 2004-2009 годы.

Одобрить основные принципы и целевые задачи Государственной общенациональной программы, предусматривающие кардинальное улучшение всей системы школьного образования; формирование учебно-материальной базы и образовательных стандартов, отвечающих самым высоким современным требованиям; создание равных условий для обучения детей, независимо от места их проживания, на основе постепенного и поэтапного стирания различий в материальной базе и оснащении сельских и городских школ; всемерное стимулирование труда учителей.

Определить основные направления реализации Государственной общенациональной программы развития школьного образования:

укрепление и развитие материально-технической базы общеобразовательных школ с разработкой типовых проектов и конкретных адресных программ сноса аварийных, капитальной реконструкции, капитального и текущего ремонта зданий школ;

оснащение школ современным учебным и лабораторным оборудованием, компьютерной техникой, учебниками и учебно-методическими материалами;

совершенствование применяемых в системе образования учебных стандартов и учебных программ;

обеспечение общеобразовательных школ, в первую очередь в сельской местности, квалифицированными педагогическими кадрами, повышение их качественного состава, создание эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей, усиление стимулирования их труда;

развитие спорта в общеобразовательных школах и укрепление их спортивной базы.


3. Возложить ответственность за выполнение всего комплекса работ по реализации Государственной общенациональной программы развития школьного образования на 2004-2009 годы на Специальную комиссию (Ш.М.Мирзиёев), Министерство народного образования Республики Узбекистан, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей, г. Ташкента, городов и районов.

Предусмотреть в целях координации работ по реализации Программы четкое определение по каждому отдельному городу и району фронта работ и сроки их осуществления, разработку карт дислокации школ, требующих сноса, капитальной реконструкции и капитального ремонта, и на этой основе подготовить конкретные программы проведения восстановительных работ по каждому объекту с тем, чтобы они не наносили ущерба учебному процессу в действующих школах.


4. Определить основными источниками финансирования Государственной общенациональной программы развития школьного образования на 2004-2009 годы бюджетные средства, собственные средства предприятий и организаций, спонсорские средства юридических и физических лиц, иностранные кредиты и гранты.


5. Установить, что средства хозяйствующих субъектов, направляемые на целевой основе в виде спонсорских средств для финансирования Программы развития школьного образования на 2004-2009 годы, исключаются из налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль.

Министерству экономики, Министерству финансов, Министерству внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан на постоянной основе проводить работу с международными финансовыми институтами и другими зарубежными донорами по привлечению на льготных условиях иностранных кредитов и грантов для реализации Программы развития школьного образования.

6. Министерству финансов Республики Узбекистан:

в месячный срок разработать и утвердить в установленном порядке Положение о порядке формирования и использования средств внебюджетного Фонда школьного образования, предусмотрев в нем механизм, при котором Министерство финансов при утверждении бюджета будет доводить отдельной строкой до каждой области объем средств, намеченный для реализации Программы, с одновременным доведением через Фонд этих средств до служб единого заказчика при хокимиятах областей и г. Ташкента;

в двухнедельный срок внести в Кабинет Министров предложения по созданию при Министерстве финансов исполнительной дирекции Фонда, образованию совета по управлению Фондом, а также созданию в структуре Главного управления финансирования социальной сферы отдела школьного образования, на который возложить функции финансового контроля за использованием средств внебюджетного Фонда школьного образования.


7. Госархитектстрою Республики Узбекистан в двухмесячный срок:

на основании проведенной инвентаризации школ систематизировать находящиеся в эксплуатации школы по типам, определить качественные и количественные критерии, по которым можно оценить современное состояние их материальной базы, обратив особое внимание на наличие необходимых коммуникаций, воды, тепла и школьной инфраструктуры;

по итогам систематизации разработать несколько вариантов типовых проектов и предельные нормативные затраты по восстановлению школ с учетом их привязки к условиям отдельной области, города, района, сельской местности по четырем направлениям - строительство новых школ взамен сносимых, капитальная реконструкция, капитальный ремонт и текущий ремонт. Главное требование при этом - в первую очередь обеспечение безопасности и соответствие требованиям учебного процесса, а также условий, при которых стоимость капитальной реконструкции и капитального ремонта не должна превышать стоимость строительства новых школ аналогичного типа;

организовать выставку макетов типовых проектов капитальной реконструкции школ, подготовить и издать альбомы с типовыми проектами и предельными нормативами затрат на капитальный и текущий ремонт для их практического использования.

Предоставить право Госархитектстрою для подготовки типовых проектов создавать рабочие группы из наиболее талантливых и одаренных проектировщиков и сметчиков.


8. Категорически запретить проведение работ по восстановлению школ без применения типовых проектов и предельных нормативных затрат, утвержденных Госархитектстроем Республики Узбекистан. Любое отклонение от типового проекта при привязке его к реальным условиям подлежит согласованию с Госархитектстроем.

Установить, что Госархитектстрой несет ответственность за соблюдение типовых проектов и утвержденных строительных норм и правил при проведении работ по восстановлению школ.

Специальной комиссии (Ш.М.Мирзиёев) совместно с Госархитектстроем в двухмесячный срок провести в областях республики семинары и совещания с заинтересованными структурами для доведения до конкретных исполнителей требований по повышению их ответственности за обязательное соблюдение требований типовых проектов с учетом условий города, села и горной местности.


9. Возложить функции заказчика по реализации Государственной общенациональной программы развития школьного образования на 2004-2009 годы на службы единого заказчика при Совете Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятах областей и г.Ташкента.

Госархитектстрою Республики Узбекистан закрепить за службами единого заказчика при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и г. Ташкента своих конкретных представителей, на которых возложить ответственность за обеспечение соответствия проводимых работ по реализации Программы развития школьного образования утвержденным типовым проектам, строительным нормам и качеству.


10. Специальной комиссии (Ш.М.Мирзиёев), строительному и социальному комплексам Кабинета Министров совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента:

в двухмесячный срок провести инвентаризацию существующих подрядных строительных организаций и объектов строительной индустрии, специализирующихся на реализации Программы развития школьного образования;

для реализации Программы использовать мощности предприятий строительной индустрии и подрядных организаций, задействованных при строительстве профессиональных колледжей и академических лицеев;

исходя из требований типовых проектов определить и утвердить в установленном порядке типовые строительные конструкции и узлы, которые будут использоваться при восстановлении школ, провести их экспертизу и испытания, после которых организовать их производство.


11. Министерству экономики Республики Узбекистан совместно с заинтересованными ведомствами, исходя из накопленного опыта по оснащению профессиональных колледжей и академических лицеев, в срок до 1 октября 2004 года:

объявить конкурс и организовать проведение выставок школьных парт, мебели для школ и другого учебного оборудования, производимых отечественными предприятиями;

с участием Министерства народного образования Республики Узбекистан разработать пятилетнюю Программу государственного заказа на производство конкретных видов школьного и учебного оборудования;

провести тендер среди отечественных производителей для размещения государственного заказа на производство школьного и учебного оборудования.


12.  Министерству народного образования Республики Узбекистан с участием Министерства высшего и среднего специального образования, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента в срок до 1 сентября 2004 года подготовить и внести в Кабинет Министров специальную программу по оснащению школ современным учебно-лабораторным оборудованием и компьютерной техникой на 2005 - 2009 годы.

При разработке указанной Программы предусмотреть:

обязательное применение методики и практики оснащения учебно-лабораторным оборудованием профессиональных колледжей и академических лицеев;

оснащение школ современной компьютерной техникой, создание специализированных классов (кабинетов физики, химии, биологии и др.) в сроки реализации Государственной общенациональной программы развития школьного образования в тесной увязке с источниками финансирования, наличием материальной базы по их ремонту, обеспеченностью школ соответствующими специалистами и преподавателями.


13. Правительственной комиссии по пересмотру и созданию новых учебных программ, учебников и учебных пособий для системы непрерывного образования (А.А.Азизходжаев) совместно с Агентством по печати и информации, Министерством народного образования Республики Узбекистан в срок до 1 сентября 2004 года разработать и внести на утверждение Кабинета Министров Программу по изданию учебников для общеобразовательных школ и учебно-методических пособий. При этом особое внимание обратить на соблюдение требований государственных образовательных стандартов.

14. Министерству финансов, Министерству труда и социальной защиты населения совместно с Министерством народного образования Республики Узбекистан:

в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения по пересмотру с 1 сентября 2004 года системы оплаты труда и тарифных ставок для учителей, предусматривающие создание эффективного механизма поощрения талантливых, преданных своей профессии, внесших конкретный вклад в учебный и воспитательный процесс учителей, в первую очередь учителей начальных классов;

организовать широкое обсуждение в средствах массовой информации, на специальных семинарах, конференциях и совещаниях учителей вопросы перевода системы оплаты труда учителей на отраслевую сетку и в срок до 1 октября 2004 года внести в Кабинет Министров конкретные предложения.


15. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухнедельный срок принять постановление правительства во исполнение настоящего Указа.

16. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева.



Президент

Республики Узбекистан                                                        И.Каримов



ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Указу Президента РУз

от 21.05.2004 г. N УП-3431



СОСТОЯНИЕ

материально-технической базы

общеобразовательных школ

республики

NN

Территории

Кол-во школ

Контингент учащихся

(тыс. чел.)

Количество школ в аварийном состоянии

Количество школ, подлежащих:

капитальной реконструкции

капитальному ремонту

текущему ремонту

ед.

в % к общему

ед.

в % к общему

ед.

в % к общему

ед.

в % к общему


Республика Узбекистан

9727

6177,4

684

7,0

1904

19,6

4178

43,0

2198

22,6

1

Республика Каракалпакстан

763

359,6

82

10,7

154

20,2

324

42,5

154

20,2

в том числе по областям:

2

Андижанская

744

557,1

37

5,0

159

21,4

396

53,2

80

10,8

3

Бухарская

538

342,3

6

1,1

59

11,0

137

25,5

317

58,9

4

Джизакская

542

265,9

62

11,4

135

24,9

260

48,0

44

8,1

5

Кашкадарьинская

1088

623,6

237

21,8

147

13,5

443

40,7

192

17,6

6

Навоийская

377

200,3

36

9,5

38

10,1

183

48,5

88

23,3

7

Наманганская

673

512,5

0

0,0

146

21,7

335

49,8

145

21,5

8

Самаркандская

1195

741,1

42

3,5

305

25,5

478

40,0

275

23,0

9

Сурхандарьинская

308

517,5

23

7,5

125

40,6

103

33,4

29

9,4

10

Сырдарьинская

824

152,8

108

13,1

82

10,0

367

44,5

232

28,2

11

Ташкентская

897

520,0

16

1,8

280

31,2

281

31,3

159

17,7

12

Ферганская

910

689,4

0

0,0

167

18,4

299

32,9

395

43,4

13

Хорезмская

536

342,4

28

5,2

78

14,6

313

58,4

86

16,0

14

Город Ташкент

332

352,9

7

2,1

29

8,7

259

78,0

2

0,6

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Указу Президента РУз

от 21.05.2004 г. N УП-3431



СОСТОЯНИЕ

оснащенности общеобразовательных школ

республики учебно-лабораторным

оборудованием


NN

Территории

Кол-во

школ

Кабинеты и лаборатории

Обес-

печен-

ность

учеб-

ника-

ми

Физики

Химии

Биологии

Информатики

Кол-

во

Уровень

оснащен-

ности

(%)

Кол-

во

Уровень

оснащен-

ности

(%)

Кол-

во

Уровень

оснащен-

ности

(%)

Кол-во

компью-

терных

класс-

комп-

лектов

Кол-во

рабо-

чих

мест

Уровень

оснащен-

ности

(%)


Республика Узбекистан

9727

6780

30,3

6324

29,5

5596

28,2

1431

14838

14,7

82,8

1

Республика Каракалпакстан

763

375

24,5

320

21,7

250

20

89

909

11,7

70,9

в том числе по областям:

2

Андижанская

744

642

34,0

612

32,0

448

32

148

1501

19,9

80,6

3

Бухарская

538

478

53,8

436

52,8

406

52,9

119

1220

22,1

91,1

4

Джизакская

542

388

30,00

335

28

317

31

82

841

15,1

85,8

5

Кашкадарьинская

1088

747

36,00

791

38

611

36

106

1048

9,7

83,9

6

Навоийская

377

151

29,10

16

27,4

99

25,7

84

847

22,3

86,8

7

Наманганская

673

478

34,80

491

35,7

400

29,1

162

1782

24,1

91,0

8

Самаркандская

1195

767

28,00

673

21

659

21

109

1110

9,1

66,2

9

Сурхандарьинская

824

416

31,10

444

34,1

302

27,2

83

930

10,1

74,9

10

Сырдарьинская

308

260

13,70

227

13

185

16,9

51

561

16,6

89,7

11

Ташкентская

897

601

29,20

576

27,2

563

28,8

110

1152

12,3

66,3

12

Ферганская

910

763

30,0

754

31,0

695

26

129

1312

14,2

89,7

13

Хорезмская

536

384

16,50

349

16,8

301

16,5

78

802

14,6

87,1

14

Город Ташкент

332

330

34,00

300

34

360

31

81

823

24,4

94,7

"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2004 г., N 21, ст. 250