язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Отдельные отрасли экономики/ Топливно-энергетический комплекс/ Электроэнергетика. Теплоэнергетика/ Правила производства, передачи и распределения электрической энергии (Утверждены Приказом начальника инспекции "Узгосэнергонадзор" от 26.12.2005 г. N 232, зарегистрированным МЮ 18.02.2006 г. N 1546)

Вы можете получить доступ на один день к продукту Законодательство Руз.

УТВЕРЖДЕНЫ

Приказом начальника

инспекции "Узгосэнергонадзор"

от 26.12. 2005 г. N 232,

зарегистрированным МЮ

18.02.2006 г. N 1546



ПРАВИЛА

производства, передачи и распределения

электрической энергии

Настоящие Правила в соответствии с законами Республики Узбекистан "О рациональном использовании энергии" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., N 4-5, ст. 118) и "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2009 г., N 40, ст. 431) устанавливают единый порядок процесса производства, передачи, распределения и сбыта электрической энергии, а также определяют взаимоотношения хозяйствующих субъектов, участвующих в этом процессе.


ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ


1. В настоящих Правилах использованы следующие термины и определения:


электроэнергетика - сфера производства, передачи, распределения, сбыта и потребления электрической энергии;

единая электроэнергетическая система - совокупность предприятий по производству электрической энергии, магистральных электрических сетей, территориальных электрических сетей и оперативно-диспетчерское управление ими;


электрическая сеть - совокупность объектов электросетевого хозяйства, предназначенных для передачи или распределения электрической энергии;


транзит электрической энергии - передача электрической энергии по электрическим сетям одного государства, произведенной на территории другого и предназначенной для территории третьего государства;

электроустановка - совокупность машин, аппаратов, линий электропередачи и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другой вид энергии;


электрическая станция - электроустановка, предназначенная для производства электрической энергии, содержащая строительную часть, оборудование для преобразования энергии и необходимое вспомогательное оборудование;


блок-станции - электрические станции потребителей, подключенные непосредственно или через электрические сети потребителей в единую электроэнергетическую систему и входящие в систему оперативно-диспетчерского управления;


энергопредприятия - предприятия (предприятия по производству электрической энергии, предприятие магистральных электрических сетей, предприятия территориальных электрических сетей, блок-станции, а также юридические лица, объекты электросетевого хозяйства которых используются в качестве магистральных электрических сетей), участвующие в процессе производства, передачи, распределения и сбыта электрической энергии (мощности);


единый закупщик электрической энергии - подразделение специально уполномоченного органа в области электроэнергетики, которому предоставлено право заключения договоров на закупку электрической энергии у предприятий по производству электрической энергии, на продажу электрической энергии предприятиям территориальных электрических сетей, на передачу электрической энергии с предприятием магистральных электрических сетей;


расчетный период - период времени (месяц), за который должен быть определен расход (объем) потребления электрической энергии (мощности), произведены взаиморасчеты между потребителем и предприятием территориальных электрических сетей за потребленную электрическую энергию (мощность);


расчетный прибор учета электрической энергии - прибор учета электрической энергии, на основании показаний которого определяется объем потребленной электрической энергии, подлежащий оплате;

расчетный учет электрической энергии - система измерений фактических объемов электрической энергии (мощности) при ее производстве, передаче, распределении и потреблении, основанная на показаниях расчетных приборов учета для осуществления взаиморасчетов за электрическую энергию (мощность);


комплекс расчетного учета электрической энергии - измерительный комплекс или их совокупность, предназначенный для осуществления взаиморасчетов за электрическую энергию (мощность), а также измерительный комплекс учета электрической энергии составляет совокупность устройств одного присоединения, соединенных между собой по установленной схеме и предназначенных для измерения и учета электрической энергии (измерительные трансформаторы тока и напряжения, счетчики, телеметрические датчики, информационно-измерительные системы и их линии связи и другие);


точка расчетного учета электрической энергии - точка объекта электроэнергетики, в которой устанавливается комплекс расчетного учета электрической энергии. Расположение точек расчетного учета электрической энергии оговаривается в договорах между взаимодействующими энергопредприятиями (как правило, на границе раздела по балансовой принадлежности);


сбор данных расчетного учета электрической энергии - процесс получения и обработки данных за расчетный период (календарный месяц) от точек расчетного учета электрической энергии, необходимых для осуществления взаиморасчетов между энергопредприятиями по договорам купли-продажи и передачи электрической энергии (мощности).


ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


2. Действия энергопредприятий, участвующих в процессе производства, передачи и распределения электрической энергии, должны быть направлены на:

рациональное использование национальных энергетических ресурсов, эффективное использование энергии и производственного потенциала. При проектировании, строительстве, расширении, реконструкции и эксплуатации систем энергоснабжения вопрос рационального использования энергии должен составлять обязательную часть этих работ;

снижение расходов энергии и топлива за счет повышения эффективности производства и оптимизации режимов передачи и распределения электрической энергии;

организацию расчетного учета электрической энергии;

организацию оперативно-диспетчерского управления;

обеспечение безопасности работ в электроустановках производящих, передающих и распределяющих электрическую энергию.

3. Проектирование вновь сооружаемых и реконструируемых электроустановок хозяйствующих субъектов, участвующих в процессе производства, передачи и распределения электрической энергии, должно выполняться в соответствии с требованиями Правил устройств электроустановок, градостроительными нормами и правилами, а также другими нормативными актами.

4. Эксплуатация, ремонт, наладочные и другие работы в электроустановках должны производиться в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Республики Узбекистан (рег. N 1405 от 10 сентября 2004 года - Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., N 36 (120), ст. 405), Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок, Правил организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и Правил пожарной безопасности для энергетических предприятий (рег. N 1341 от 22 апреля 2004 года - Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., N 16, ст. 194).

5. Электроустановки хозяйствующих субъектов, участвующих в процессе производства, передачи и распределения электрической энергии, должны пройти испытания в соответствии с требованиями Правил и норм испытаний электрооборудования.

6. Весь объем производимой, передаваемой, распределяемой и потребляемой электрической энергии подлежит обязательному учету. Учет осуществляется в соответствии с установленными государственными стандартами и нормами точности измерений.

7. Метрологический контроль за средствами учета электрической энергии осуществляется органами государственной метрологической службы и метрологической службой юридического лица.

8. Контроль качества электрической энергии осуществляется испытательной лабораторией, аккредитованной агентством "Узстандарт".


10. При производстве, передаче и распределении электрической энергии (мощности) энергопредприятия обязаны осуществлять технические и организационные мероприятия, обеспечивающие экологическую безопасность в соответствии с требованиями законов Республики Узбекистан "Об охране природы", "О воде и водоиспользовании", "Об охране атмосферного воздуха", "Об отходах" и иных законодательных актов Республики Узбекистан.

11. Взаимоотношения предприятия территориальных электрических сетей с потребителями определяются Правилами пользования электрической энергией, утвержденными постановлением Кабинета Министров от 12 января 2018 года N 22, и заключенными между ними договорами.


ГЛАВА II. ПРОИЗВОДСТВО, ПЕРЕДАЧА

И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

§ 1. Производство электрической энергии


12. Ресурс электрической энергии Республики Узбекистан складывается из собственного производства электрической энергии и импорта из электроэнергетических систем других государств.

14. Объем производства и величина потребления электрической энергии в целом по республике формируется в соответствии с балансом производства и потребления электроэнергии, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

15. Формирование стратегического резерва топлива, его накопление и порядок хранения определяются постановлением Кабинетом Министров от 26 июня 2003 г. N 287-56 "О мерах по формированию государственного стратегического резерва Республики Узбекистан".


16. Электрические станции подлежат энергетическому надзору инспекцией "Узгосэнергонадзор", являющейся органом государственного надзора в области электроэнергетики и осуществляющей надзор за реализацией мер по обеспечению безопасности при производстве, передаче и потреблении электрической энергии, а также за рациональным ее использованием.


§ 2. Передача и распределение электрической энергии

в электрических сетях

17. Передача и распределение электрической энергии по электрическим сетям осуществляется для энергоснабжения потребителей.

18. Закупка электрической энергии у предприятий по производству электрической энергии в целях ее дальнейшей передачи по магистральным электрическим сетям и продажи предприятиям территориальных электрических сетей осуществляется единым закупщиком электрической энергии в соответствии с заключенными договорами.

19. Объемы закупки и продажи электрической энергии определяются по данным расчетного учета электрической энергии (мощности).

20. Передача электрической энергии осуществляется предприятием магистральных электрических сетей по договору, заключенному с единым закупщиком электрической энергии.

21. Объем электрической энергии, подлежащий оплате в расчетном периоде предприятию магистральных электрических сетей за ее передачу, слагается из общего объема электрической энергии, закупленной единым закупщиком электрической энергии у предприятий по производству электрической энергии и блок-станций, импорта и транзита из электроэнергетических систем других государств за вычетом объема электрической энергии, поступившего от предприятий по производству электрической энергии непосредственно в сети потребителей и предприятий территориальных электрических сетей.

22. Расход электрической энергии на ее передачу по сетям предприятия магистральных электрических сетей за расчетный период определяется от общего объема электрической энергии, закупленной единым закупщиком электрической энергии у предприятий по производству электрической энергии и блок-станций, а также импорта из электроэнергетических систем других государств за вычетом объема электрической энергии, проданной единым закупщиком электрической энергии предприятиям территориальных электрических сетей, и экспорта. Расход электрической энергии на ее передачу по магистральным электрическим сетям покрывается за счет покупки предприятием магистральных электрических сетей электрической энергии у единого закупщика электрической энергии.

Расчет технологических потерь электрической энергии при ее передаче и распределении по электрическим сетям производится согласно Инструкции о порядке расчета нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче и распределении по электрическим сетям (рег. N 2871 от 31 марта 2017 года).

23. Тарифы на закупку электрической энергии от предприятий по производству электрической энергии и блок-станций, продажу электрической энергии предприятиям территориальных электрических сетей, а также на оплату передачи электрической энергии и расхода электрической энергии на ее передачу предприятием магистральных электрических сетей утверждаются в соответствии с законодательством.

24. При выявлении искажений в определенных объемах закупки, продажи и передачи электрической энергии за предыдущий расчетный период производятся соответствующие корректировки, проводимые по действующим тарифам текущего расчетного периода.

25. Электрические сети подлежат энергетическому надзору со стороны инспекции "Узгосэнергонадзор".



§ 3. Оперативно-диспетчерское управление


26. Неразрывность процесса производства, передачи, распределения и потребления электрической энергии поддерживается единым оперативно-диспетчерским управлением (далее - ОДУ), осуществляемым системным оператором, задачей которого является обеспечение надежного функционирования единой электроэнергетической системы, поддержание баланса производства и потребления электрической энергии, предотвращение возникновения аварийного режима, а также его устранение, восстановление системной надежности после устранения аварийного режима, обеспечение устойчивого и надежного энергоснабжения потребителей и выбор оптимального режима, обеспечивающего минимальный уровень технологического расхода в процессе производства, передачи и распределения электрической энергии.

27. Оперативные распоряжения режимного характера диспетчерских управлений, служб и пунктов являются обязательными для всех энергопредприятий, подключенных к единой электроэнергетической системе.

28. Согласованная работа энергопредприятий единой электроэнергетической системы осуществляется на основе круглосуточного централизованного ОДУ.

29. ОДУ осуществляется по иерархической структуре, предусматривающей распределение функций оперативного контроля и управления между отдельными уровнями, а также подчиненность нижестоящих уровней управления вышестоящим.

30. Оперативные распоряжения вышестоящей диспетчерской службы, независимо от их ведомственной принадлежности, обязательны для выполнения нижестоящими диспетчерскими подразделениями всех энергопредприятий, участвующих в процессе производства, передачи, распределения и потребления электрической энергии (мощности).

31. Невыполнение оперативных распоряжений при осуществлении ОДУ единой электроэнергетической системой, приведшее к нанесению материального ущерба, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

32. Энергопредприятия, участвующие в процессе производства, передачи и распределения электрической энергии (мощности) обязаны предоставлять в вышестоящую диспетчерскую службу техническую информацию, необходимую для ОДУ единой электроэнергетической системой.

33. Руководство и работники диспетчерской службы в соответствии с законодательством несут ответственность за обеспечение:

надежности и экономичности работы единой электроэнергетической системы;

своевременной разработки надежных оперативных схем основной сети единой электроэнергетической системы;

устойчивой работы единой электроэнергетической системы;

выполнения требований по качеству электрической энергии;

норматива расхода электроэнергии на ее передачу и исключения сверхнормативных расходов из-за необоснованного отклонения от утвержденного оптимального режима.

ГЛАВА IV. РАСЧЕТНЫЙ УЧЕТ

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

§ 1. Основные требования к системам

расчетного учета электрической энергии

48. Расчетный учет электрической энергии (мощности) и сбор данных по указанному учету должны выполняться во всех энергопредприятиях в установленном порядке.

49. Расчетный учет электрической энергии (мощности) на энергопредприятиях, участвующих в процессе производства, передачи, распределения и сбыта электрической энергии, основывается на следующих принципах:

возможность измерения объемов приема и отдачи электрической энергии в кWh и кVArh и мощности в kW в каждой точке расчетного учета электрической энергии (мощности) в электрических сетях 500 kV - 6 kV и в цепях низкого напряжения;

комплексы расчетного учета электрической энергии должны быть зарегистрированными, метрологически аттестованными и разрешенными к применению агентством "Узстандарт";

точность элементов комплекса расчетного учета электрической энергии (мощности) и подлежащие измерению параметры в каждой точке коммерческого учета электроэнергии (мощности) должны определяться в соответствии с напряжением и мощностью подключенного оборудования;

оборудование комплексов расчетного учета электрической энергии (мощности) должно обеспечивать точность измерений в пределах, установленных в таблицах 1 и 2 приложения к настоящим Правилам;

расчетные приборы учета электрической энергии должны соответствовать требованиям стандарта Международной электротехнической комиссии (далее - МЭК), Стандарта 60687 (класс 0,2S), 60687 (класс 0,5S) или ГОСТ 30206-94 (МЭК 987-92), 61035 (класс 1,0) или ГОСТ 30207 (МЭК 1036-90), МЭК Стандарта 61268 (класс 2,0);

расчетные приборы учета электрической энергии должны устанавливаться в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок, иметь сертификат соответствия Республики Узбекистан;

цепи комплексов расчетного учета электрической энергии, ячейки и камеры трансформаторов напряжения и их предохранителей, автоматические выключатели цепей напряжения, испытательные блоки и все промежуточные клеммники цепей учета должны быть защищены от постороннего доступа и опломбированы пломбами с участием представителей взаимодействующих сторон;

эксплуатация комплексов расчетного учета электрической энергии должна осуществляться в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О метрологии" и иными актами законодательства Республики Узбекистан;

готовность к работе комплексов расчетного учета электрической энергии должна составлять не менее 99% в год;

комплексы расчетного учета электрической энергии подлежат государственному метрологическому контролю и надзору. Межповерочный интервал устанавливается государственной метрологической службой.

50. Каждое энергопредприятие должно обеспечить возможность установки и технического обслуживания комплексов расчетного учета электрической энергии в точках коммерческого учета электроэнергии (мощности).

51. Ответственность за техническое состояние и метрологическое обеспечение комплексов расчетного учета электрической энергии возлагается на метрологическую службу энергопредприятия.

52. Установка и техническое обслуживание комплексов расчетного учета электрической энергии должны осуществляться организациями, уполномоченными на осуществление данного вида деятельности в соответствии с законодательством.

53. Расходы, связанные с установкой комплекса расчетного учета электрической энергии, независимо от его фактического месторасположения, относятся на энергопредприятие или потребителя, включающего комплекс коммерческого учета в свой баланс.


§ 2. Учет межгосударственных перетоков

электрической энергии

54. Межгосударственные перетоки электрической энергии осуществляются по межгосударственным линиям электропередачи в соответствии с Положением о порядке осуществления таможенного контроля и таможенного оформления электроэнергии, перемещаемой по линиям электропередачи через таможенную границу Республики Узбекистан (рег. N 1433 от 17 декабря 2004 года).

55. Учет межгосударственных перетоков электроэнергии производится в целях формирования баланса производства и потребления электрической энергии, проведения финансовых расчетов, определения технологического расхода электроэнергии при этих перетоках, а также оптимизации режимов работы электрических сетей.

56. Технические требования к перетокам электрической энергии (мощности) по межгосударственным линиям электропередачи, а также другие вопросы, связанные с расчетным учетом электрической энергии, оговариваются в договорах на основе межправительственных соглашений.

57. Системы расчетного учета электрической энергии на линиях межгосударственных перетоков электроэнергии должны выполняться в соответствии с требованиями параграфа 1 настоящей главы.

58. Системы расчетного учета электрической энергии, установленные на межгосударственных линиях электропередачи, должны подвергаться периодической проверке совместно представителями взаимодействующих сторон. Сроки и порядок проверки определяются договором сторон.

59. По магистральным электрическим сетям единой электроэнергетической системы могут осуществляться межгосударственные транзитные перетоки электрической энергии. Порядок и условия транзитных перетоков электрической энергии определяются договорами на основе межправительственных соглашений и норм международного права.


§ 3. Автоматизация расчетного учета

электрической энергии

60. В целях автоматизации расчетного учета электрической энергии на энергопредприятиях должны внедряться Автоматизированные системы контроля и учета потребления электрической энергии, обеспечивающие решение следующих задач:

сбор данных расчетного учета электрической энергии для проведения взаиморасчетов между энергопредприятиями (в том числе по дифференцированным тарифам), передача информации на верхний уровень управления;

формирование баланса производства и потребления электрической энергии по отдельным электрическим сетям, узлам и в целом по единой электроэнергетической системе;

оперативный контроль и анализ режимов потребления мощности и электрической энергии основными потребителями;

формирование статистической отчетности;

оптимальное управление нагрузкой потребителей;

автоматизация финансово-банковских операций и расчетов с потребителями;

контроль достоверности показаний приборов учета электрической энергии.

61. Автоматизированные системы контроля и учета потребления электрической энергии на энергопредприятиях должны выполняться в соответствии с проектом, на базе серийно выпускаемых технических средств и программного обеспечения, в соответствии с требованиями, установленными законодательством.

62. Автоматизированные системы контроля и учета потребления электрической энергии на энергопредприятиях должны выполняться монтажной организацией, имеющей метрологическую службу, аккредитованную агентством "Узстандарт".

63. Устройства Автоматизированных систем контроля и учета потребления электрической энергии должны обеспечивать одновременность снятия показаний со всех контролируемых расчетных приборов учета электрической энергии. Расчетные приборы учета электрической энергии должны быть оснащены встроенной системой точного астрономического времени с индикацией года, месяца, числа, часа минут и секунд с автоматической его коррекцией по сигналам точного времени.

Автоматизированные системы контроля и учета потребления электрической энергии должны быть обеспечены комплексной защитой от искажения показаний и несанкционированного доступа к информации, предусматривающей при этом минимизацию влияния человеческого фактора.

Устройства Автоматизированных систем контроля и учета потребления электрической энергии должны обеспечивать хранение необходимой информации по объектам электроэнергетики:

до 45 суток - с круглосуточным дежурством и дежурствам "на дому";

до 80 суток - с обслуживанием оперативно-выездными бригадами (далее - ОВБ).

При перерыве основного питания Автоматизированных систем контроля и учета потребления электрической энергии должно быть предусмотрено резервное питание, обеспечивающее сохранность накопленных данных и ход часов.

64. При вводе в эксплуатацию Автоматизированные системы контроля и учета потребления электрической энергии должны пройти метрологическую аттестацию в установленном порядке.

65. Система сбора и передачи информации в Автоматизированные системы контроля и учета потребления электрической энергии должна иметь иерархическую структуру, совпадающую со структурой диспетчерского управления и максимально использовать эксплуатируемые средства связи, коммутируемые и выделенные каналы связи, а также обеспечивать работоспособность при использовании современных средств телекоммуникации.

66. Автоматизированные системы контроля и учета потребления электрической энергии, после сдачи по акту в эксплуатацию должны быть приняты на баланс соответствующего энергопредприятия.

67. Эксплуатационное обслуживание Автоматизированных систем учета и контроля потребления электрической энергии должно производиться организацией, имеющей соответствующих специалистов.


ГЛАВА V. КООРДИНАЦИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ


68. Обслуживание электроустановок должно осуществляться лицами электротехнического персонала в соответствии с "Правилами организации работ с персоналом на предприятиях энергетического производства" (рег. N 1178 от 4 октября 2003 года - Бюллетень нормативных актов, 2002 г., N 19).

69. Все виды работ должны производиться:

в электроустановках, производящих, передающих, преобразующих и распределяющих электрическую энергию в соответствии с Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Республики Узбекистан (рег. N 1405 от 10 сентября 2004 года) (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., N 36, ст. 405) и Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок (рег. N 1614 от 18 августа 2006 года) (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., N 33, ст. 337);

в электроустановках, потребляющих электрическую энергию в соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей (рег. N 1383 от 9 июля 2004 года) (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., N 27, ст. 317) и Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (рег. N 1400 от 20 августа 2004 года) (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., N 33, ст. 379).

70. На предприятиях для персонала, участвующего в работах (испытаниях) на оборудовании, находящемся под напряжением, ответственным за электрохозяйство должны быть разработаны и утверждены руководителем системы мер безопасности, предназначенные для защиты персонала от опасных производственных факторов, в том числе проекты производства работ (далее - ППР), технологические карты, программы.

Принимаемые меры безопасности должны соответствовать требованиям ПТБ, инструкциям по проведению переключений и ведению оперативных переговоров и других нормативных документов.


71. Система обеспечения мер безопасности должна определять соответствующие организационные и технические мероприятия, обеспечивающие здоровье и безопасность всех, кто принимает участие в работе (испытаниях) в электроустановках.

72. Система обеспечения мер безопасности должна включать положения, определяющие порядок подачи заявок на подключение к электрической сети, регистрации необходимого объема работы, испытаний и соответствующих мер безопасности в точках подключения. Мероприятия по обеспечению мер безопасности должны проводиться по распоряжениям (либо с разрешения) диспетчерской службы, в управлении (в ведении) которой находятся присоединения и на которых должны производиться работы.

73. После подписания договора на подключение к электрической сети, а также до пуска нового присоединения копия мероприятий по безопасности предварительно должна быть передана каждым потребителем тем субъектам, с которыми они имеют общую точку подключения. Перед подключением предприятие территориальных электрических сетей должно рассмотреть и согласовать мероприятия по безопасности потребителей в части производства отключений и заземлений. Любое изменение, внесенное в указанные мероприятия одной из сторон, должно быть немедленно сообщено заинтересованным субъектам.

74. В точках подключения заинтересованные стороны совместно принимают единую систему обеспечения мер безопасности. Принятая система безопасности должна обеспечить:

безопасную работу (испытания) на оборудовании или в электроустановках высокого напряжения по обе стороны эксплуатационной границы;

отделение и заземление электрооборудования другой стороны.


75. Предприятие территориальных электрических сетей и потребитель должны назначить лиц, ответственных за безопасное проведение и координацию работ, а также за выполнение мероприятий по обеспечению безопасности.

76. На всех объектах единой электроэнергетической системы ответственными за безопасность работ могут назначаться только лица, прошедшие специальную подготовку и проверку знаний. Обучение и тренировка по технике безопасности должны быть постоянными и многоуровневыми. Организации должны обеспечить подготовку указанного персонала и проверку его знаний по технике безопасности в соответствии с Правилами организации работ с персоналом на предприятиях энергетического производства.

77. Установленные меры безопасности, предписанные требованиями законодательства, должны распространяться как на работы (испытания), производимые внутри каждой организации, так и на работы (испытания), производимые по обе стороны точки подключения.


78. Установленные меры безопасности должны определять операции по переключениям, отделению, заземлению, допуску и производству работ, а также операции, выполняемые после окончания работ (испытаний) по подготовке к включению оборудования в работу.


79. Все работы по переключениям должны производиться в последовательности, указанной в программах или бланках переключений, включающих согласование о точках отделения и заземления оборудования. Для восстановления первоначальной схемы соответствующего оборудования вышеуказанная последовательность действий производится в обратном порядке.


80. Для отключения электрической сети или электроустановки лица, ответственные за безопасное проведение работ с обеих сторон, приходят к соглашению о том, где необходимо осуществить отключения. Это соглашение оформляется заявкой письменно, до разрешения которой работы не проводятся.

81. Произвести отключения стороны обязаны в соответствии с соглашением о мерах безопасности.

Подтверждение о выполнении отключения производится обеими сторонами письменно либо телефонограммой, за подписью уполномоченных лиц, списки которых должны иметься у обеих сторон.


82. После подтверждения факта отключения обеими сторонами лица, ответственные за безопасное проведение работ, делают запрос о месте наложения заземления оперативным персоналом, ответственным за безопасное проведение работ.


83. Лица, ответственные за безопасное проведение работ с обеих сторон, должны осуществить заземление и подтвердить его успешное выполнение. Подтверждение о заземлении производится письменно обеими сторонами либо телефонограммой, за подписью уполномоченных лиц, списки которых должны иметься у обеих сторон.


84. Все действия, предпринимаемые лицами, ответственными за безопасное проведение работ, должны быть согласованы между собой. Обе стороны должны провести идентификацию установки, на которой произведены мероприятия по безопасности.


85. Все стороны перед началом работы должны провести инструктаж персонала об особенностях работы на данном объекте и о возможной опасности. При необходимости следует предусмотреть средства индивидуальной защиты.


86. Лицо, ответственное за безопасное проведение работ, должно выдавать разрешение на проведение работ (испытаний) только после выполнения мероприятий, обеспечивающих безопасное проведение работ.


87. После завершения работ (испытаний) лица, ответственные за их выполнение, сообщают лицам, ответственным за безопасность работ, что работы (испытания) завершены и персонал выведен с рабочего места. Сообщение должно быть оформлено письменно либо телефонограммой, за подписью уполномоченных лиц, списки которых должны иметься у обеих сторон.


88. Последовательность коммутации и отмены мер безопасности выполняется в соответствии с согласованным планом, по командам соответствующих диспетчерских служб.


89. Предприятие территориальных электрических сетей и потребители должны устанавливать и согласовывать графики выполнения организационных и технических мероприятий, обеспечивающих безопасное проведение работ и вести каждый свою документацию, необходимую для координации вопросов безопасности в соответствии с требованиями настоящей главы, включая хронологическую запись всех сообщений, относящихся к ним, а также детальную информацию о принятых мерах безопасности по проведению работ (испытаний) и в дальнейшем хранить ее в архиве.

90. Предприятие территориальных электрических сетей и потребители должны обмениваться схемами электроустановок, содержащими достаточную информацию для эксплуатационного персонала.

91. Электроустановки, предназначенные для производства электрической и тепловой энергии, распределительная сеть и система любого пользователя должны быть укомплектованы защитными средствами в соответствии с требованиями Правил применения и испытания средств защиты, используемых в электроустановках.

92. Все электрооборудование должно соответствовать рабочей частоте, номинальным напряжению и току, а также токам короткого замыкания (далее - КЗ) распределительной сети, к которой оно подключено, с учетом возможностей стойкости КЗ и режимов коммутации.


93. Электрооборудование, линии электропередачи и подземные кабели должны эксплуатироваться в пределах номинальных, соответствующих стандартам, показателей по нагреву и соответствовать эксплуатационным параметрам распределительной сети в рамках системы управления безопасностью.



ГЛАВА VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ


94. Настоящие Правила согласованы с Государственным комитетом Республики Узбекистан по архитектуре и строительству, Государственным комитетом Республики Узбекистан по демонополизации, поддержке конкуренции и предпринимательства, Государственным комитетом по охране природы Республики Узбекистан, Агентством "Узкоммунхизмат", Государственной инспекцией "Саноатконтехназорат", Государственно-акционерной компанией "Узбекэнерго", Открытым акционерным обществом "Узбекуголь", Национальной холдинговой компанией "Узбекнефтегаз".






ПРИЛОЖЕНИЕ

к Правилам



Класс точности оборудования систем учета

    

Таблица 1.

        

Класс точности для присоединений

     

  

Тип

оборудования

   

  

500 kV и выше,

генераторы от 200 МW

и выше

   

   

220-110 kV,

генераторы от 50

до 200 МW

    

  

35-6 kV,

генераторы

до 50 МW

     

   

низкого

напряжения

          

Трансформаторы тока


0,2*


0,5

0,5

0,5

Трансформаторы напряжения


0,2•


0,5

0,5

-

Прибор учета активной энергии


0,2•


0,5

1

1

Прибор учета реактивной энергии


0,5

1

1

1

          


Допустимые погрешности

    

Таблица 2.

  

Пределы погрешностей систем учета

 

    

Ток в процентном отношении от номинального

  

Cos ?

   

Номинальные данные присоединений

 

500 kV и выше,

генераторы

200 МW и выше

    

220-110 kV,

генераторы от

50 до 200 МW

  

35-6 kV,

генераторы до

50 МW

Низкого напряжения

     

Активная энергия

   

20 - 120%

1

± 0,5%·


± 1,1%

±1,6%

± 1,5%

5 - 20%

1

± 0,7%·


± 1,1%

± 1,6%

± 2,5%

1 - 5%

1

± 1,5%·


± 1,5%*

± 2,1%·

± 2,5%·

20 - 120%

от 0,5 инд.

до 0,5 емк.

   

± 0,8%·

± 1,1%

± 1,6%

± 2,5%

       

Реактивная энергия

    

10 - 120%

0

± 4,0%

± 4,0%

± 4,0%

± 4,0%

10 - 120%

от 0,866 инд.

до 0,866 емк.

     

± 5,0%

± 5,0%

± 5,0%

± 5,0%

      


Погрешность регистрации расчетного учета электроэнергии не должна превышать 0,5 погрешности установленного счетчика


----------------------------------------------

*) Требования относятся к оборудованию, вводимому после 01.01.2008 г.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2006 г., N 8, ст. 57