Внимание!

Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Банки. Кредитование. Валютное регулирование / Утратившие силу акты / Кредитование /

Положение о порядке организации среднесрочного и долгосрочного кредитования хозяйствующих субъектов банками на территории Республики Узбекистан (Зарегистрировано МЮ 08.02.2000 г. N 892, утверждено ЦБ 09.10.1999 г. N 330)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАРЕГИСТРИРОВАНО

МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

08.02.2000 г.

N 892


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

09.10.1999 г.

N 330




ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке организации среднесрочного и

долгосрочного кредитования хозяйствующих

субъектов банками на территории

Республики Узбекистан


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законами “О Центральном банке Республики Узбекистан”, “О банках и банковской деятельности”, “Об инвестиционной деятельности”, другими законодательными актами и регулирует процессы среднесрочного и долгосрочного кредитования хозяйствующих субъектов банками на территории Республики Узбекистан.


1.2. Среднесрочные и долгосрочные кредиты - это кредиты, предназначенные для финансирования капитальных вложений, связанных с затратами по строительству, реконструкции, техническому перевооружению объектов производственного и социального назначения, на приобретение техники, технологий и оборудования, формирование основного стада, многолетних насаждений, а также на другие инвестиционные цели.

Среднесрочный кредит - это ссуда, выдаваемая на срок свыше одного года до 5 лет включительно, долгосрочный кредит - это ссуда, предоставляемая на срок свыше 5 лет, но не свыше срока окупаемости.


1.3. Среднесрочному и долгосрочному кредитованию подлежат хозяйствующие субъекты - юридические лица и индивидуальные предприниматели, а также дехканские хозяйства без образования юридического лица, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством.


1.4. К кредитованию могут быть приняты объекты строительства, реконструкция и техническое перевооружение объектов производственного назначения при  выполнении следующих условий, в частности, объекты:

- обеспеченные утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документацией, согласованные и утвержденные в соответствии с действующим порядком;

- при наличии письменного разрешения Госархстройнадзора или его местных органов на ведение всех видов строительства независимо от его способа и форм собственности;

- обеспеченные контрактами на поставку технологического оборудования и сырья, а при наличии в проекте закупки импортного оборудования за свободно конвертируемую валюту - письмом Министерства макроэкономики и статистики Республики Узбекистан, подтверждающим включение предприятия-заемщика в прогноз импорта товаров (работ, услуг), согласованный в установленном порядке с Кабинетом Министров Республики Узбекистан и Республиканской комиссией по денежно-кредитной политике;

- обеспеченные контрактами на подрядные работы, с учетом инфляционных процессов;

- обеспеченные банковской экспертизой расчета экономической окупаемости, представленной заемщиком.

По проектам, включенным в инвестиционную программу, необходимо учесть все нормативно-правовые требования, предусмотренные в постановлении Кабинета Министров от 13 сентября 1999 года N 420 (приложения N 1 и N 2 постановления Кабинета Министров от 13 сентября 1999 года N 420).

Рекомендуется принять к кредитованию объекты строительства, обеспеченные собственными или иными источниками финансирования не менее 30% от стоимости кредитуемого объекта, за исключением объектов, кредитуемых по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан под гарантию Министерства финансов, а также за счет кредитных линий внебюджетных фондов.


1.5. Кредиты на строительство объектов предоставляются при отсутствии у хозяйствующего субъекта аналогичных кредитуемых объектов в незавершенном строительстве с просроченными сроками ввода и просроченной задолженностью по ранее выданным ссудам.


1.6. Банки сами в пределах этих правил регулируют отношения с заемщиками, обеспечивая более эффективное использование кредитных ресурсов или заемных средств, а также самостоятельно решают все вопросы, связанные с определением объекта кредитования, эффективностью мероприятий, осуществляемых с помощью кредита.


1.7. Основными видами обеспечения возвратности среднесрочного и долгосрочного кредита являются:

- гарантии правительства;

- залог имущества;

- гарантии банков, иных кредитных учреждений и страховых организаций;

- поручительства третьих лиц;

- страхование риска непогашения кредита заемщиком, подтвержденное страховым полисом (свидетельством), выданным страховыми компаниями, осуществляющими деятельность в соответствии с законодательством.



2. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ КРЕДИТА


2.1. Процесс оформления кредита включает в себя:

а) рассмотрение заявки на получение кредита и изучение  будущего заемщика с целью определения его правового статуса;

б) анализ финансового состояния и оценки кредитоспособности заемщика;

в) проведение комплексной экспертизы кредитуемого проекта;

г) оформление и заключение кредитного договора.

Срок рассмотрения кредитной заявки, указанной в пункте а), не должен превышать 3 банковских рабочих дня, в течение которых банк выдает заемщику письменное заключение по кредитной заявке.

Срок проведения работ, указанных в пунктах б) и в), не должен превышать 30 банковских рабочих дней, а при необходимости, когда в банк для кредитования представляется инвестиционный проект сметной стоимостью свыше 1 млн.сум. в ценах 1991 года, - 60 банковских рабочих дней, в течение которых банк выдает согласие заемщику о заключении с ним кредитного договора или решение об отказе в выдаче кредита с указанием причин в письменной форме.


2.2. Порядок оформления кредита начинается с рассмотрения заявки на получение кредита. В кредитной заявке указываются:

- основные данные о заемщике (организационно-правовая форма, учредители, основной вид деятельности и т.д.);

- испрашиваемая сумма, назначение ссуды и цель проекта;

- срок кредита;

- соотношение суммы актива и запрашиваемого кредита;

- срок окупаемости объекта  кредитования;

- сроки выдачи и погашения кредита и процентов по нему;

- сведения о ценности, которые будут заложены в качестве обеспечения кредита, если кредит выдается под залог ценности;

- сведения о заемных средствах;

- сведения об открытых счетах в других банках;

- сведения об участии в капитале других предприятий.


2.3. Если объектом кредитования являются строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов производственного назначения для анализа финансового состояния, оценки кредитоспособности и проведения комплексной экспертизы кредитуемого проекта, заемщик обязан представить в банк:

- утвержденное в установленном порядке технико-экономическое обоснование проекта и проектно-сметная документация;

- сводные сметно-финансовые расчеты стоимости строительства;

- адресный список стройки, с разбивкой по годам, утвержденный в установленном порядке;

- договоры подряда (контракты) на весь период строительства с указанием формы расчетов за выполненные работы;

- проект контракта на поставку технологического оборудования, а при наличии в проекте закупки импортного оборудования за свободно конвертируемую валюту - письмо Министерства макроэкономики и статистики Республики Узбекистан, подтверждающее включение предприятия заемщика в прогноз импорта товаров (работ, услуг), согласованный в установленном порядке с Кабинетом Министров Республики Узбекистан и Республиканской комиссией по денежно-кредитной политике;

- заключение государственной вневедомственной экспертизы Госкомархитектстроя и заключение государственной экологической экспертизы по проектной документации;

- финансовую отчетность (формы финансовой отчетности NN 1, 2, 2а, 5) заемщика за последние 3 года для определения его кредитоспособности (для юридических лиц);

- документы, подтверждающие обеспеченность кредита;

- документы, подтверждающие право на земельный участок под объектом, разрешение местных органов власти на строительство по вновь начинаемому строительству;

- при необходимости банк может потребовать другие документы, подтверждающие реализуемость инвестиционного проекта и платежеспособность заемщика.

Когда объектом кредитования является объект, не связанный со строительством, реконструкцией и техническим перевооружением предприятий, заемщик представляет в банк документы, указанные в Положении о порядке организации краткосрочного кредитования хозяйствующих субъектов банками на территории Республики Узбекистан Центрального банка от 26 декабря 1998 г. N 33  и зарегистрированном Министерством юстиции от 16 марта 1999 года N 675 .


2.4. Оценка кредитоспособности осуществляется в соответствии с порядком, установленным в Положении о порядке организации краткосрочного кредитования хозяйствующих субъектов банками на  территории Республики Узбекистан Центрального банка от 26 декабря 1998 года N 33 и зарегистрированном Министерством юстиции от 16 марта 1999 года N 675.

При этом заключение о кредитоспособности заемщика дается соответствующим подразделением банка на основе анализа изменения основных финансовых показателей в период как  минимум за последние три года путем рассмотрения финансового отчета предприятия.


2.5. Комплексная экспертиза кредитуемого проекта основывается на анализе представленных заемщиком данных:

- проведения технической экспертизы, то есть изучения технологии и технических характеристик оборудования, приборов и т.п., используемых в проекте;

- проведения маркетинговых исследований и информационного обеспечения, то есть изучения спроса и предложения на производимую продукцию, анализа конкурентов и факторов продвижения продукции проекта;

- проведения финансово-экономической экспертизы, то есть проведения анализа экономической целесообразности реализации проекта, проектирования потока денежных средств и предоставления рекомендаций по выбору приемлемой схемы финансирования;

- проведения оценки рисков и разработки факторов снижения рисков, влияющих на проект;

- проведения оценки основных фондов заемщика и залогового обеспечения, то есть оценки и анализа стоимости зданий, сооружений, оборудования и других объектов;

- правильности определения договорных цен на базе реальных индексов удорожания стоимости капитальных затрат;

- о наличии договоров с поставщиками оборудования, состояния проработки вопросов приобретения оборудования и материалов за пределами Узбекистана, подтвержденного соответствующими соглашениями, а также вопросов его оплаты в части изыскания средств в свободно конвертируемой валюте;

- увязки сроков поставки оборудования и их монтажа с графиками производства работ;

- изучения других факторов, влияющих на окупаемость проекта.


2.6. При кредитовании объектов строительства под правительственную гарантию, финансирование по договорам строительного подряда открывается только при представлении заемщиком в банк нотариально заверенной копии страхового полиса и договора об обязательном страховании рисков при строительстве объектов, заключенного между подрядной организацией.


2.7. Проанализировав весь пакет документов, кредитный (инвестиционный) отдел представляет заключение кредитному комитету банка для рассмотрения и вынесения решения о целесообразности кредитования или об отказе в выдаче кредита.

После положительного решения кредитного комитета банк заключает кредитный договор с заемщиком.

С дирекциями строящихся объектов (предприятий) заключение кредитных договоров не допускается.


2.8. Кредитный договор является основой взаимоотношений банка с заемщиком и действует с момента их подписания до полного погашения полученных кредитов, комиссий, процентов и пени по ним, если иное не предусмотрено самим договором.


2.9. Банк по согласованию с заемщиком вправе устанавливать льготный период кредитования с учетом сроков окупаемости и прогноза денежных потоков, который должен быть оговорен в кредитном договоре.



3. ЦЕНА КРЕДИТА


3.1. Цена кредита определяется на основе договора между банком и заемщиком и представляет собой проценты за кредит. По взаимному согласию сторон цена кредита может быть изменена в сторону увеличения или уменьшения в зависимости от состояния денежного рынка и инфляции.


3.2. Проценты за пользование среднесрочным и долгосрочным кредитами определяются банками с учетом продолжительности срока кредитования, предоставленных заемщиками гарантий своевременного возврата кредита, спроса и предложения кредитных ресурсов и их цены, а также наличия кредитного риска на основе договора.


3.3. Проценты за пользование кредита банками начисляются в порядке, определенном кредитным договором, и взыскиваются путем оформления мемориальных ордеров с основных депозитных счетов до востребования заемщика в размерах и с периодичностью согласно графику погашения основного долга и начисленных процентов, приложенному к кредитному договору.



4. ПОРЯДОК ВЫДАЧИ КРЕДИТА И ПОГАШЕНИЯ

ОСНОВНОГО ДОЛГА И ПРОЦЕНТОВ ПО НИМ


4.1. После заключения кредитного договора заемщику открывается ссудный счет. Все операции по ссудному счету осуществляются в соответствии с условиями договора.


4.2. Со ссудных счетов оплачиваются платежные документы за выполненные работы, включая предварительные платежи подрядным организациям в размере не менее 15 процентов годового объема, также приобретаемого оборудования и других затрат, включенных в смету данного строительства.

При участии собственных средств заказчика в финансировании строительства не допускается оплата за счет кредита  прочих затрат, связанных с содержанием дирекции строящегося предприятия, подготовкой кадров, арендой помещений и т.п.


4.3. Погашение кредитов и процентов по ним осуществляется на основе графика, составленного с учетом реального потока будущих поступлений денежных средств на банковский счет заемщика.

При необходимости по согласованию сторон могут быть внесены уточнения в график погашения кредита и процентов по нему.


4.4. Заемщик имеет право, если это предусмотрено договором или с согласия кредитора, на досрочное погашение всей суммы кредита и начисленных процентов по ним за фактически использованный период.


4.5. В случаях несвоевременного погашения кредита и выплаты процентов банк обязан принять меры в соответствии с действующим законодательством и настоящим Положением, в том числе путем:

- направления претензии;

- подачи искового заявления в хозяйственный суд.



5. КОНТРОЛЬ БАНКОВ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

И СВОЕВРЕМЕННОСТЬЮ ПОГАШЕНИЯ КРЕДИТОВ

И ПРОЦЕНТОВ ПО НИМ


5.1. Контроль за эффективным и целевым использованием кредитов осуществляется в следующих формах и направлениях:

а) контроль при перечислении со ссудного счета платежных документов на предмет их соответствия смете объекта и целевому назначению;

б) проверка целевого использования кредита с выходом на место строительства на условиях, указанных в кредитном договоре;

в) проведение контрольных обмеров выполненных работ и инвентаризация приобретенного оборудования в порядке и сроки, оговоренные в кредитном договоре.



6. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ОБМЕРОВ

СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ И ОБОРУДОВАНИЯ,

СДАННОГО В МОНТАЖ


6.1. Контрольные обмеры проводятся на месте производства работ на объектах, финансируемых за счет кредита банка.


6.2. Банки могут осуществлять контрольные обмеры по стройкам, финансируемым за счет других источников по заявкам заказчиков, на договорной и платной основе.


6.3. Проверка объемов и стоимости выполненных строительно-монтажных работ производится путем обмера их в натуре и сопоставления с данными учета объемов выполненных работ у  заказчика и подрядной организации и, соответственно, с проектно-сметной документацией.


6.4. До начала контрольных обмеров необходимо осуществить предварительную документальную проверку с целью выявления завышений, связанных с:

- неправильным применением или определением единичных расценок, размеров прочих и лимитированных затрат, норм накладных расходов;

- арифметическими ошибками;

- включением в стоимость выполненных работ затрат, не относящихся к строительно-монтажным работам (по приобретению оборудования, выслуге лет, командировкам, надбавкам за передвижной характер работ, разнице между отпускными и предельными ценами на материалы и конструкции и др.);

- выполнением работ и затрат на объектах, по которым отсутствует проектно-сметная документация;

- устранением дефектов оборудования.


6.5. Проверка объемов скрытых работ (засыпанные фундаменты, конструкции полов, автомобильные дороги, траншеи с уложенными в них трубопроводами и другие) производится по актам на скрытые работы. При отсутствии на стройке таких актов объем выполненных работ подсчитывается по рабочим чертежам, в необходимых случаях учреждения банка вправе требовать от генподрядчика осуществить работы по вскрытию скрытых работ.


6.6. Незаконченные части конструктивных элементов и видов работ, по которым не допускается раздельная оплата отдельных операций, входящих в состав единичных расценок, а также стоимость материалов и конструкций, завезенных на объект строительства и не вложенных в дело, относятся к завышениям стоимости выполненных работ.


6.7. По результатам контрольных обмеров составляются акты и ведомости перерасчета стоимости работ.


6.8. Акты контрольных обмеров, ведомости перерасчета стоимости работ и сводные ведомости к актам подписываются представителями банка, заказчика и подрядчика. Сводные ведомости оплаченных (предъявленных) работ подписываются до начала производства контрольного обмера.

При неявке для участия в контрольном обмере представителей заказчика или подрядчика обмер производится и акт подписывается одной из присутствующих сторон и представителем банка или только представителем банка (при неявке обеих сторон или отказе их от подписания акта).

Руководитель учреждения банка, принявший решение о проведении контрольных обмеров, рассматривает акты контрольных обмеров, возражения подрядчика и заказчика (если они имеются) и утверждает акты не позднее 10 рабочих дней после их подписания.

Имеющиеся возражения подрядчика (заказчика) представляются в течение 5 рабочих дней после подписания акта.

Направление подрядчиком (заказчиком) возражений по акту контрольного обмера в вышестоящее учреждение банка не является основанием приостановления применения санкций.


6.9. Финансирующий банк в установленном порядке на основании утвержденного акта контрольного обмера применяет санкции в размерах, оговоренных в кредитном договоре.

В случаях завышений объемов и стоимости выполненных работ, выявленных в результате контрольных обмеров и проверки расчетных документов, служащих основанием для получения средств, излишне полученные суммы взыскиваются с заемщика в порядке установленной очередности.


6.10. При отсутствии средств на депозитных счетах до востребования заемщика выявленные суммы завышений объемов и стоимости удерживаются банком при оплате очередных счетов за выполненные работы.


6.11. В случаях выявления завышений объемов и стоимости выполненных работ в результате контрольных обмеров и проверки расчетных документов, служащих основанием для получения средств со ссудного счета, заемщик уплачивает банку штраф в размере, оговоренном в кредитном договоре.

К завышениям, выявленным контрольным обмером, относятся (кроме указанных в пункте 6.4):

- включение в расчетные документы, предъявленные банку, работ и затрат, фактически не выполненных или ранее оплаченных;

- завышение объема выполненных работ в результате неправильного применения расценок, норм и цен;

- необоснованное увеличение стоимости монтажных работ за счет завышения количества единиц и веса оборудования;

- повторное предъявление к оплате отдельных элементов прямых затрат, накладных расходов, учтенных в составе комплексных норм, цен, расценок или входящих и оплаченных в составе процентных начислений (временные здания и сооружения, зимнее удорожание и др.);

- неполный или несвоевременный возврат подрядной организацией заказчику стоимости материалов и конструкций от разборки;

- включение в стоимость объекта при расчетах “под ключ” стоимости фактически неустановленного оборудования;

- другие завышения объемов и стоимости работ по договорной цене.


6.12. Банк в зависимости от характера нарушений:

- направляет органам статистической отчетности материалы о завышениях объемов и стоимости работ, а также искажениях отчетности;

- производит в установленном порядке перерасчет причитающихся сумм заработной платы в связи с завышениями объемов и стоимости работ и другими нарушениями в строительстве.

Если подрядчик обслуживается другим банком, то направляет последнему справку о выявленных завышениях в объеме выполненных работ. Обслуживающий банк производит соответствующий перерасчет причитающихся сумм заработной платы в сторону уменьшения расчетной базы.

С введением в действие настоящего Положения утрачивают силу "Правила организации долгосрочного кредитования хозяйствующих субъектов банками Республики Узбекистан" Центрального банка от 10 мая 1997 года N 330.



"Бюллетень нормативных актов министерств,

государственных комитетов и ведомств

Республики Узбекистан", 2000 г., N 3, стр. 94
























Время: 0.0472
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск