язык интерфейса

Нормативно-правовые акты

Нормативно-правовые акты/ Кодексы Республики Узбекистан/ Трудовой кодекс РУз/ Трудовой кодекс Республики Узбекистан (Утвержден Законом РУз от 21.12.1995 г.)

ТРУДОВОЙ КОДЕКС

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


Утвержден Законом Республики Узбекистан

от 21.12.1995 г. N 161-I


Введен в действие с 01.04.1996 г.

в соответствии с Постановлением Олий Мажлиса

Республики Узбекистан от 21.12.1995 г. N 162-I



См. текст документа

на узбекском языке



В настоящий Кодекс внесены изменения в соответствии с

Законом РУз от 27.12.1996 г. N 367-I,

Законом РУз от 01.05.1998 г. N 621-I,

Законом РУз от 29.08.1998 г. N 681-I,

Законом РУз от 25.12.1998 г. N 729-I,

Законом РУз от 14.04.1999 г. N 760-I,

Законом РУз от 15.04.1999 г. N 772-I,

Законом РУз от 20.08.1999 г. N 832-I,

Законом РУз от 12.05.2001 г. N 220-II,

Законом РУз от 30.08.2001 г. N 271-II,

Законом РУз от 07.12.2001 г. N 320-II,

Законом РУз от 30.08.2002 г. N 405-II,

Законом РУз от 23.09.2005 г. N ЗРУ-8,

Законом РУз от 22.12.2009 г. N ЗРУ-238,

Законом РУз от 24.12.2009 г. N ЗРУ-239,

Законом РУз от 22.12.2010 г. N ЗРУ-272,

Законом РУз от 10.09.2012 г. N ЗРУ-329,

Законом РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352,

Законом РУз от 07.10.2013 г. N ЗРУ-355,

Законом РУз от 20.01.2014 г. N ЗРУ-365,

Законом РУз от 20.08.2015 г. N ЗРУ-391,

Законом РУз от 25.04.2016 г. N ЗРУ-405,

Законом РУз от 26.12.2016 г. N ЗРУ-416,

Законом РУз от 14.09.2017 г. N ЗРУ-446,

Законом РУз от 16.10.2017 г. N ЗРУ-448,

Законом РУз от 03.01.2018 г. N ЗРУ-456,

Законом РУз от 18.04.2018 г. N ЗРУ-476



ОБЩАЯ ЧАСТЬ (Главы I-IV. Статьи 1-56)

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ (Главы V-XVI. Статьи 57-294)



ОБЩАЯ ЧАСТЬ


Глава I. Основные положения (Статьи 1-13)

Глава II. Субъекты трудовых отношений (Статьи 14-20)

Глава III. Представительство работников и работодателей

(Статьи 21-28)

Глава IV. Коллективные договоры и соглашения (Статьи 29-56)



ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Нормативные акты, регулирующие трудовые отношения

Статья 2. Задачи законодательства о труде

Статья 3. Сфера действия Трудового кодекса

Статья 4. Соотношение законодательного и договорного

регулирования трудовых отношений

Статья 5. Недействительность условий соглашений

и договоров о труде

Статья 6. Запрещение дискриминации в трудовых отношениях

Статья 7. Запрещение принудительного труда

Статья 8. Защита трудовых прав

Статья 9. Государственное управление в сфере труда.

Контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде

Статья 10. Соотношение международных договоров, конвенций

и законодательства о труде Республики Узбекистан

Статья 11. Применение законодательства о труде к лицам,

не являющимся гражданами Республики Узбекистан

Статья 12. Применение законодательства

о труде на иностранных предприятиях

Статья 13. Исчисление сроков, предусмотренных

настоящим Кодексом


Статья 1. Нормативные акты, регулирующие

трудовые отношения


Трудовые отношения в Республике Узбекистан регулируются законодательством о труде, коллективными соглашениями, а также коллективными договорами и иными локальными нормативными актами.*

Законодательство о труде состоит из настоящего Кодекса, законов Республики Узбекистан и постановлений Олий Мажлиса, указов Президента Республики Узбекистан, законов Республики Каракалпакстан и постановлений Жокаргы Кенеса, постановлений Правительства Республики Узбекистан и Правительства Республики Каракалпакстан, решений других представительных и исполнительных органов государственной власти, принимаемых в пределах их компетенции.


См. также папку "Основы трудового законодательства" Классификатора законодательства ИПС "Норма"


Законодательными и иными нормативными актами о труде регулируются трудовые отношения физических лиц, работающих по трудовому договору (контракту)** на предприятиях, в учреждениях, организациях всех форм собственности***, а также у отдельных граждан.


------------------------------------

*) - В дальнейшем "законодательные и иные нормативные акты о труде".

**) - В дальнейшем "трудовой договор".

***) - В дальнейшем "предприятия".



Статья 2. Задачи законодательства о труде


Законодательство о труде, учитывая интересы работников, работодателей, государства, обеспечивает эффективное функционирование рынка труда, справедливые и безопасные условия труда, охрану трудовых прав и здоровья работников, способствует росту производительности труда, улучшению качества работы, подъему на этой основе материального и культурного уровня жизни всего населения.



Статья 3. Сфера действия Трудового кодекса


Действие Трудового кодекса распространяется на всю территорию Республики Узбекистан.



Статья 4. Соотношение законодательного и договорного

регулирования трудовых отношений


Минимальный уровень трудовых прав и гарантий для работников устанавливается законодательными актами.

Дополнительные по сравнению с законодательными актами трудовые права и гарантии могут быть установлены иными нормативными актами, в том числе и договорного характера (коллективные соглашения, коллективные договоры, другие локальные акты), а также трудовыми договорами, заключенными между работником и работодателем.

Условия соглашений и договоров о труде не могут быть изменены в одностороннем порядке, если иное не предусмотрено законом. Вопросы, не урегулированные законодательными и иными нормативными актами о труде, решаются по соглашению сторон договоров о труде, а при недостижении соглашения между ними - в порядке, установленном для разрешения трудовых споров.


См. главу XV ТК; подраздел 2 раздела II, раздел III ГПК*



Статья 5. Недействительность условий соглашений

и договоров о труде


Условия соглашений и договоров о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательными и иными нормативными актами, недействительны.


См. также абзац первый пункта 45 Постановления Пленума ВС от 17.04.1998 г. N 12 "О применении судами законодательства, регулирующего прекращение трудового договора (контракта)"



Статья 6. Запрещение дискриминации

в трудовых отношениях


Все граждане имеют равные возможности в обладании и использовании трудовых прав. Установление каких-либо ограничений или предоставление преимуществ в области трудовых отношений в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда, недопустимо и является дискриминацией.

Не являются дискриминацией различия в сфере труда, обусловленные свойственными данному виду труда требованиями или особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной защите (женщины, несовершеннолетние, инвалиды и др.).

Лицо, считающее, что оно подверглось дискриминации в сфере труда, может обратиться в суд с заявлением об устранении дискриминации и возмещении нанесенного ему материального и морального вреда.


См. статьи 985, 1021, 1022 ГК; подраздел 2 раздела II, раздел III ГПК



Статья 7. Запрещение принудительного труда


Принудительный труд, т.е. принуждение к выполнению работы под угрозой применения какого-либо наказания (в том числе в качестве средства поддержания трудовой дисциплины), запрещается.


См. статью 51 КоАО


Не считается принудительным трудом работа, выполнение которой требуется:

на основании законодательных актов о военной или альтернативной службе;


См. часть пятую статьи 10, часть вторую статьи 35, части первую-третью, пятую статьи 40 Закона "О всеобщей воинской обязанности и военной службе"


в условиях чрезвычайного положения;


См. абзацы первый, шестой статьи 16 Закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"


вследствие вступившего в законную силу приговора суда;


См. статьи 26, 42, 88, 93 УИК


в других случаях, предусмотренных законом.


См. части четвертую-шестую статьи 346 КоАО



Статья 8. Защита трудовых прав


Каждому гарантируется защита трудовых прав, которая осуществляется органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, а также органами по рассмотрению трудовых споров.


См. статьи 9, 260 ТК; статьи 28, 31 Закона "Об охране труда" (Новая редакция); статьи 11, 12 Закона "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности"; пункты 1, 7, абзац первый, абзац пятый подпункта "б" пункта 8 Положения о Министерстве труда Республики Узбекистан, утвержденного Постановлением КМ от 20.04.2016 г. N 117



Статья 9. Государственное управление в сфере труда.

Контроль и надзор за соблюдением законодательства

о труде


Государственное управление в сфере труда осуществляет Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан и его территориальные органы. (Часть в редакции Закона РУз от 03.01.2018 г. N ЗРУ-456) (См. Предыдущую редакцию)


См. Постановление Президента от 06.04.2007 г. N ПП-616 "О мерах по повышению занятости и совершенствованию деятельности органов по труду и социальной защите населения"; пункт 3 Указа Президента от 22.02.2016 г. N УП-4782 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы социальной поддержки и медико-социальной помощи уязвимым слоям населения"; пункт 1 Положения о Министерстве труда Республики Узбекистан, утвержденного Постановлением КМ от 20.04.2016 г. N 117


Контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда осуществляют:

1) специально уполномоченные на то государственные органы и их инспекции;


См. абзацы первый, четвертый пункта 7, абзац первый, абзац пятый подпункта "б" пункта 8 Положения о Министерстве труда Республики Узбекистан, утвержденного Постановлением КМ от 20.04.2016 г. N 117; Постановление КМ от 19.02.2010 г. N 29 "Об организационных мерах по совершенствованию деятельности Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан по контролю и надзору за соблюдением законодательства о труде, занятости населения, социальной защите инвалидов и охране труда"


2) профессиональные союзы. (Пункт в редакции Закона РУз от 07.12.2001 г. N 320-II)


См. статьи 11, 12 Закона "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности"


Органы государственной власти и управления осуществляют контроль за соблюдением законодательства о труде в порядке, установленном законом.


См. часть вторую статьи 24, часть третью статьи 25 Закона "О государственной власти на местах"


Надзор за точным и единообразным исполнением законов о труде на территории Республики Узбекистан осуществляется Генеральным прокурором Республики Узбекистан и подчиненными ему прокурорами.


См. главу 1 раздела III Закона "О прокуратуре" (Новая редакция)



Статья 10. Соотношение международных договоров, конвенций

и законодательства о труде Республики Узбекистан


Если международным договором Республики Узбекистан или ратифицированной Узбекистаном конвенцией Международной Организации Труда установлены более льготные для работников правила по сравнению с законодательными или иными нормативными актами о труде Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора или конвенции.

Правила международных договоров Республики Узбекистан или ратифицированных Узбекистаном конвенций Международной Организации Труда применяются и в тех случаях, когда трудовые отношения прямо не урегулированы законодательством.


См. также в папке "Международные отношения" Классификатора законодательства ИПС "Норма" в подпапке "Международные документы универсального характера" подпапку "Конвенции и рекомендации Международной организации труда"



Статья 11. Применение законодательства о труде к лицам,

не являющимся гражданами Республики Узбекистан


Законодательство о труде распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих на территории Республики Узбекистан по трудовому договору, заключенному с работодателем.


См. статью 14, главу VI ТК



Статья 12. Применение законодательства о труде

на иностранных предприятиях


На предприятиях, принадлежащих полностью или частично иностранным юридическим и физическим лицам и расположенных на территории Республики Узбекистан, применяется законодательство о труде Республики Узбекистан.



Статья 13. Исчисление сроков, предусмотренных

настоящим Кодексом


Течение срока, с которым настоящий Кодекс связывает возникновение или прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено его начало.

Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующие числа последнего года, месяца, недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни.

Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день.




ГЛАВА II. СУБЪЕКТЫ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ


Статья 14. Работник как субъект трудовых отношений

Статья 15. Работодатель как субъект трудовых отношений

Статья 16. Основные трудовые права работника

Статья 17. Основные права работодателя

Статья 18. Особенности правового регулирования труда отдельных

категорий работников

Статья 19. Трудовой коллектив как субъект трудовых отношений

Статья 20. Представительные органы работников и работодателей

как субъекты трудовых отношений



Статья 14. Работник как субъект трудовых отношений


Субъектами трудовых отношений могут быть граждане Республики Узбекистан, а также иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие установленного возраста (статья 77) и заключившие трудовой договор с работодателем.


См. главу VI ТК



Статья 15. Работодатель как субъект трудовых отношений


Работодателями могут быть:

1) предприятия, в том числе их обособленные структурные подразделения, в лице их руководителей;

2) частные предприятия, собственник которых одновременно является их руководителем;

3) отдельные лица, достигшие восемнадцати лет, в случаях, предусмотренных законодательством;

4) индивидуальные предприниматели, осуществляющие найм работников в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан. (Пункт введен в соответствии с Законом РУз от 20.08.2015 г. N ЗРУ-391)


См. Положение о порядке осуществления индивидуальными предпринимателями предпринимательской деятельности с наймом работников, утвержденное Постановлением КМ от 31.07.2015 г. N 219



Статья 16. Основные трудовые права работника


В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан каждый имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые условия труда и на защиту от безработицы в порядке, установленном законом.


См. статью 37 Конституции


Каждый работник имеет право:

на вознаграждение за труд не ниже установленного законодательством размера по первому разряду Единой тарифной сетки по оплате труда; (Абзац в редакции Закона РУз от 30.04.2013 г. N ЗРУ-352)


См. статьи 154, 155 ТК; Динамику изменения минимального размера заработной платы, не облагаемого налогом дохода граждан, начального (нулевого) разряда по единой тарифной сетке и пенсии


на отдых, обеспечиваемый установлением предельной продолжительности рабочего времени, сокращенным рабочим днем для ряда профессий и работ, предоставлением еженедельных выходных дней, праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых отпусков;


См. статьи 115, 116, 129, 131, 133-138 ТК


на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;


См. статью 211 ТК


на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;


См. абзац шестой части первой статьи 58, статью 60, абзац четвертый части первой статьи 64, часть вторую статьи 77, абзац седьмой части третьей статьи 143, статьи 248, 256 ТК


на возмещение вреда, причиненного его здоровью или имуществу в связи с работой;


См. статью 185, § 2 главы XII ТК


на объединение в профессиональные союзы и другие организации, представляющие интересы работников и трудовых коллективов;


См. статью 21 ТК; статью 2 Закона "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности"


на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных, установленных законом, случаях;


См. главу XVI ТК; Закон "О государственном пенсионном обеспечении граждан"


на защиту, в том числе и судебную, трудовых прав и квалифицированную юридическую помощь;

отстаивать свои интересы в коллективных трудовых спорах.


См. статью 281 ТК



Статья 17. Основные права работодателя


Работодатель имеет право:

управлять предприятием и принимать самостоятельные решения в пределах своих полномочий;

заключать и прекращать индивидуальные трудовые договоры в соответствии с законодательством;


См. главу VI ТК


требовать от работника надлежащего выполнения работы, обусловленной трудовым договором;

создавать совместно с другими работодателями общественные объединения для защиты своих интересов и вступать в такие объединения.


См. статью 28 ТК



Статья 18. Особенности правового регулирования

труда отдельных категорий работников


Правовое регулирование труда отдельных категорий работников может иметь особенности, определяемые:

характером трудовой связи работника с предприятием;


См. по надомному труду: Постановление КМ от 01.07.2008 г. N 146 "О мерах по совершенствованию организации надомного труда и повышению ответственности руководителей органов государственной власти на местах и хозяйственного управления за выполнение параметров его развития"; Постановление КМ от 11.01.2006 г. N 4 "О реализации Указа Президента Республики Узбекистан от 5 января 2006 г. N УП-3706 "О мерах по стимулированию расширения кооперации между крупными промышленными предприятиями и производством услуг на базе развития надомного труда";

по совместительству: статьи 72, 80, 81, пункт пятый части второй статьи 100, абзац шестой части третьей статьи 143, статью 160 ТК;

по срочному трудовому договору: статьи 76, 104, 105, часть вторую статьи 237 ТК


условиями и характером труда работника;


См. статьи 117-119, часть третью статьи 124, часть первую статьи 125, часть вторую статьи 135, статьи 136-138, часть вторую статьи 214, статьи 217, 225, 241 ТК


природно-климатическими условиями;


См. абзац третий статьи 136, статью 138, части четвертую, пятую статьи 153 ТК


особым правовым режимом местности, где трудится работник;

иными объективными факторами.


См. часть вторую статьи 7 ТК


Особенности регулирования труда государственных служащих устанавливаются законом.


См. статью 276 ТК


Устанавливаемые особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников не могут снижать уровень трудовых прав и гарантий, предусмотренных настоящим Кодексом.



Статья 19. Трудовой коллектив как субъект

трудовых отношений


Трудовой коллектив предприятия составляют все его работники, участвующие своим трудом в его деятельности на основе трудового договора.

Права и обязанности трудового коллектива, его полномочия, порядок и формы их осуществления определяются законодательными и иными нормативными актами.


См. §§ 1, 2 главы IV ТК; Закон "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности"



Статья 20. Представительные органы работников

и работодателей как субъекты трудовых отношений


В качестве субъектов трудовых отношений могут выступать профессиональные союзы, их выборные органы на предприятии, иные избираемые работниками органы, представительные органы работодателей.


См. статьи 21, 22, 27, 28 ТК; Закон "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности"




ГЛАВА III. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО РАБОТНИКОВ

И РАБОТОДАТЕЛЕЙ


Статья 21. Представительство работников на предприятии

Статья 22. Профессиональные союзы

Статья 23. Права представительных органов работников

Статья 24. Обязанности работодателя по отношению к

представительным органам работников

Статья 25. Дополнительные трудовые гарантии для членов

представительных органов работников

Статья 26. Запрещение воспрепятствования деятельности

представительных органов работников

Статья 27. Представительство работодателей на предприятии

Статья 28. Представительные органы работодателей



Статья 21. Представительство работников на предприятии


Представительство интересов работников в трудовых отношениях и защиту таких интересов могут осуществлять профессиональные союзы и их выборные органы на предприятии или иные избираемые работниками органы, порядок избрания, сроки полномочий и количественный состав которых определяются собранием (конференцией) трудового коллектива. Работники сами определяют тот орган, которому они доверяют представительство и защиту своих интересов.

Все представительные органы действуют в пределах своих полномочий и пользуются равными правами при защите интересов работников.

Наличие иных представительных органов на предприятии не должно препятствовать деятельности профессиональных союзов по осуществлению своих функций.


См. статьи 22, 23 ТК; Закон "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности"


Интересы работников и работодателей не может представлять и защищать один и тот же представительный орган.

Деятельность представительных органов может быть прекращена по решению работников, их избравших, а также судом - в случае совершения ими действий, противоречащих законодательству.


См. статью 5 Закона "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности"; статью 22 Закона "Об общественных объединениях в Республике Узбекистан"



Статья 22. Профессиональные союзы


Права профессиональных союзов и их выборных органов во взаимоотношениях с государственными и хозяйственными органами, работодателями определяются законом, уставами, коллективными соглашениями и договорами.


См. главу II Закона "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности"



Статья 23. Права представительных органов работников


Представительные органы работников вправе:

вести переговоры, заключать коллективные договоры и соглашения, контролировать их выполнение, вносить работодателю предложения по подготовке нормативных актов о труде на предприятии;


См. статьи 29, 31, 35, 46, 47, 56 ТК


участвовать в рассмотрении вопросов социально-экономического развития предприятия;

защищать интересы работников в органах по рассмотрению трудовых споров;

обжаловать в суд решения работодателя и уполномоченных им лиц, если они противоречат законодательным или другим нормативным актам о труде либо иным образом нарушают права работников.


См. статью 268 ТК


Представительные органы могут совершать и иные действия, направленные на защиту интересов работников в социально-трудовых отношениях, если они не противоречат законодательству.

Осуществление прав представительными органами работников не должно снижать эффективность работы предприятия, нарушать установленный порядок и режим его работы.



Статья 24. Обязанности работодателя по отношению

к представительным органам работников


Работодатель обязан:

соблюдать права представительных органов работников, содействовать их деятельности;


См. статью 23 ТК


до принятия решений, затрагивающих интересы работников, проводить консультации с их представительными органами, а в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными актами о труде, - получать их согласие;


См. часть вторую статьи 89, статью 101, часть седьмую статьи 102, часть вторую статьи 117, статью 130, часть вторую статьи 137, часть первую статьи 144, часть вторую статьи 153, часть первую статьи 157, части третью, четвертую статьи 158, часть вторую статьи 159, статью 174, часть первую статьи 194, части третью, девятую статьи 203, часть первую статьи 216, часть четвертую статьи 236, часть четвертую статьи 262, часть первую статьи 265 ТК; части вторую, четвертую статьи 8, части первую-третью статьи 18 Закона "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности"


своевременно рассматривать предложения представительных органов работников и мотивированно сообщать им в письменной форме о принятых решениях;

беспрепятственно допускать членов представительных органов работников на предприятие, к рабочим местам работников, чьи интересы они представляют;

бесплатно предоставлять представительным органам работников необходимую информацию по вопросам труда, деятельности предприятия, другим социально-экономическим вопросам;

обеспечивать необходимые условия для выполнения представительными органами работников их функций;

выполнять другие, предусмотренные законодательными и иными нормативными актами о труде обязанности по отношению к представительным органам работников.


См. статью 17 Закона "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности"



Статья 25. Дополнительные трудовые гарантии

для членов представительных органов работников


Членам представительных органов работников гарантируется защита от преследований в какой-либо форме со стороны работодателя в связи с осуществлением ими представительской деятельности.

Наложение дисциплинарных взысканий, прекращение трудового договора по инициативе работодателя с работниками, избранными в состав представительных органов и не освобожденными от производственной работы, а также прекращение трудовых отношений по инициативе работодателя с работниками, избиравшимися в состав представительных органов в течение двух лет после окончания их выборных полномочий, не допускается без предварительного согласия местного органа по труду.


См. статьи 18, 20 Закона "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности"


Работникам, освобожденным от производственной работы вследствие избрания на выборные должности в представительных органах, предоставляется после окончания их выборных полномочий прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность).

При невозможности предоставления работникам, избиравшимся в представительные органы, соответствующей работы (должности) они пользуются льготами, предусмотренными законодательными актами или коллективными договорами, соглашениями.


См. статью 19 Закона "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности"



Статья 26. Запрещение воспрепятствования

деятельности представительных органов работников


Воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной деятельности представительных органов работников запрещается.


См. часть первую статьи 3, статью 17 Закона "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности"


Не допускается прекращение деятельности представительных органов работников по инициативе работодателя или уполномоченных им лиц.

Работодатель, уполномоченные им лица, совершившие действия, указанные в частях первой и второй настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с законодательством.


См. статью 49 КоАО



Статья 27. Представительство работодателей на предприятии


Представительство работодателей на предприятии осуществляют должностные лица администрации в пределах полномочий, предоставленных им законодательными и иными нормативными актами о труде, их уставами или положениями.



Статья 28. Представительные органы работодателей


Работодатели вправе объединяться в союзы, ассоциации и иные общественные объединения. Общественные объединения работодателей создаются и функционируют как общественные добровольные организации, ставящие своей целью содействие развитию и повышению эффективности экономики и предпринимательской инициативы, а также осуществление социального партнерства путем представления в органах государственной власти и управления, во взаимоотношениях с профсоюзами и иными представительными органами работников интересов предприятий и их собственников, защиты их прав в сфере хозяйственных и трудовых отношений.




ГЛАВА IV. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ


§ I. Общие положения (Статьи 29-34)

§ 2. Коллективный договор (Статьи 35-46)

§ 3. Коллективные соглашения (Статьи 47-56)



§ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 29. Понятие и цель коллективных договоров и соглашений

Статья 30. Основные принципы заключения коллективных

договоров и соглашений

Статья 31. Право на ведение переговоров

Статья 32. Порядок ведения переговоров

Статья 33. Разрешение разногласий, возникающих при переговорах

Статья 34. Ответственность за нарушение законодательства

о коллективных договорах и соглашениях



Статья 29. Понятие и цель коллективных

договоров и соглашений


Коллективный договор - нормативный акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии.

Коллективное соглашение - нормативный акт, содержащий обязательства по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников определенной профессии, отрасли, территории.

Коллективные договоры и соглашения заключаются в целях содействия договорному регулированию трудовых отношений и согласования социально-экономических интересов работников и работодателей.



Статья 30. Основные принципы заключения

коллективных договоров и соглашений


Основными принципами заключения коллективных договоров и соглашений являются:

соблюдение норм законодательства;

полномочность представителей сторон;

равноправие сторон;

свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров, соглашений;

добровольность принятия обязательств;

реальность обеспечения принимаемых обязательств;

...