ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности / Утратившие силу акты / Государственный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов /Положение о механизме осуществления мониторинга за пресечением необоснованного вмешательства хозяйственных объединений в оперативную деятельность предприятий (Утверждено Постановлением от 26.05.2003 г. МЮ N 05-20-196, ГКИ N 01/06-02, Госдемонополизации N 3, зарегистрированным МЮ 26.05.2003 г. N 1243)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением от 26.05.2003 г.
Министерства юстиции N 05-20-196,
Государственного комитета по управлению
государственным имуществом и поддержки
предпринимательства N 01/06-02,
Государственного комитета по
демонополизации и развитию
конкуренции N 3,
зарегистрированным МЮ
26.05.2003 г. N 1243
о механизме осуществления мониторинга
за пресечением необоснованного вмешательства
хозяйственных объединений в оперативную
деятельность предприятий
Настоящее положение разработано в соответствии с Распоряжением Президента Республики Узбекистан от 13 февраля 2003 г. N Р-1708 "О мероприятиях по реализации Указа Президента Республики Узбекистан от 24 января 2003 г. N УП-3202 "О мерах по кардинальному увеличению доли и значения частного сектора в экономике Узбекистана", а также протокола заседания Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 февраля 2003 г. N 1 "Об итогах социально-экономического развития за 2002 год и основных направлениях углубления экономических реформ в 2003 году" и определяет порядок осуществления постоянного мониторинга (далее - мониторинг) за пресечением необоснованного вмешательства хозяйственных объединений в оперативную деятельность входящих в их состав предприятий.
1. Мониторинг проводится с целью выявления фактов необоснованного вмешательства хозяйственных объединений в оперативную деятельность входящих в их состав предприятий, принятия по ним соответствующих мер и создания системы, направленной на предотвращение такого вмешательства.
2. Под хозяйственными объединениями в настоящем Положении понимаются объединения юридических лиц (корпорации, концерны, ассоциации, компании, союзы и др.)
3. Объектом мониторинга являются все хозяйственные объединения и входящие в их составы предприятия не зависимо от организационно-правовой формы.
4. Под вмешательством хозяйственных объединений в оперативную деятельность предприятий понимаются незаконные действия/бездействия (требование, поручение, приказ и др.), в том числе:
1) назначение или наем членов наблюдательного совета, членов исполнительного органа предприятия в противоречие установленным законодательством Республики Узбекистан нормам и положениям уставов предприятий;
2) указание предприятию о приоритетном заключении договоров, первоочередной поставке товаров определенному кругу потребителей;
3) указания или рекомендации по использованию конкретного поставщика товара или услуги (пользование услугами определенного хозяйственным объединением аудитора, поставщика сырья и т.п.);
4) указания или рекомендации по перечислению средств со счетов предприятий в качестве благотворительности и спонсорства;
5) вмешательство в ценообразование (установление цен, надбавок и т.п. при свободном ценообразовании);
6) вмешательство в производственные процессы (установление объемов производства продукции, используемые технологии, запрещение производства определенных товаров, распределение лимитов);
7) другие незаконные действия.
Не является вмешательством в оперативную деятельность:
по инициативе и согласию предприятий оказание содействия хозяйственным объединениям в привлечении инвесторов, реализации готовой продукции, обеспечении материально-техническими и финансовыми ресурсами, поиске рынка сбыта готовой продукции и других услуг, содействующее эффективной деятельности предприятия.
1) вмешательство в кадровые вопросы (назначение, согласование руководящего состава, утверждение штатного расписания и т.п.);
2) вмешательство в финансово-хозяйственную деятельность, в том числе в распределение прибыли, получение кредитов, распоряжение валютной выручкой;
3) создание неравных условий ведения хозяйственной деятельности путем создания дискриминирующих или привилегированных условий для деятельности отдельных предприятий;
4) введение ограничения на создание новых предприятий в какой-либо сфере деятельности;
5) установление иных дискриминирующих или привилегированных условий для деятельности отдельных предприятий.
6. Основными задачами мониторинга являются:
выявление и устранение фактов вмешательства хозяйственных объединений в оперативную деятельность входящих в их состав предприятий;
обеспечение совместно с уполномоченными государственными органами единого методологического подхода к созданию механизмов пресечения необоснованного вмешательства хозяйственных объединений в оперативную деятельность предприятий;
содействие формированию рыночных отношений между хозяйственными объединениями и предприятиями (соблюдение прав заинтересованных сторон, оказание содействия в привлечении инвесторов, как местных, так и иностранных. Обеспечение гарантий для инвесторов в том, что управление их инвестициями будет безопасным и эффективным, а процесс управления будет прозрачным и поддающимся соответствующему учету);
свод и обобщение поступающей информации о фактах вмешательства, писем и телефонных звонков акционеров (участников), органов управления акционерных обществ и иных предприятий;
формирование централизованной базы данных по выявленным фактам вмешательства и принятым по ним мерам в соответствии с законодательством;
обеспечение гласности в работе, информирование граждан через средства массовой информации о ходе реализации мер по пресечению вмешательства, а также информирование о принятых мерах в отношении хозяйственных объединений и их должностных лиц.
7. Мониторинг необоснованного вмешательства хозяйственных объединений в оперативную деятельность предприятий осуществляется Госкомимуществом Республики Узбекистан.
О ФАКТАХ НЕОБОСНОВАННОГО
ВМЕШАТЕЛЬСТВА
8. Для осуществления мониторинга за недопущением необоснованного вмешательства хозяйственных объединений в оперативную деятельность предприятий в Госкомимуществе Республики Узбекистан создается централизованная база данных.
9. Источниками информации для централизованной базы данных являются сведения, поступающие:
по итогам проводимых территориальными управлениями Госкомимущества опросов, в соответствии с настоящим Положением;
по телефонам доверия, установленным в соответствии с настоящим Положением;
по итогам проведения проверок уполномоченными государственными органами;
источником информации для централизованной базы данных также являются жалобы, письма, поступающие в уполномоченные государственные органы от физических и юридических лиц;
другие источники, не противоречащие действующему законодательству;
10. Опросы проводятся путем направления предприятиям вопросников-анкет (раз в полугодие), в которых должны содержаться запросы, об имевших место признаках вмешательства (краткое его описание), дата и номер документа подтверждающего вмешательство в оперативную деятельность предприятия.
Вопросники-анкеты также должны содержать ряд вопросов, касающихся взаимоотношений между хозяйственным объединением и входящим в его состав предприятием, решения кадровых вопросов в нарушение законодательства и Устава предприятия. При этом перечень вопросов может меняться в зависимости от ситуации.
Вопросники-анкеты заполняются представителями исполнительного органа предприятия, членами наблюдательного совета.
Вопросники-анкеты аккумулируются в территориальных управлениях Госкомимущества по месту нахождения предприятий.
11. Устанавливаются "телефоны доверия" в центральном аппарате и территориальных управлениях Госкомимущества, в Центре по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг для получения сигналов о фактах вмешательства хозяйственных объединений в оперативную деятельность предприятий.
12. Информация, полученная в ходе опроса и по телефонам доверия, является конфиденциальной и используется в целях, предусмотренных настоящим Положением.
13. Территориальные управления Госкомимущества:
создают базу данных по предприятиям в отраслевом разрезе, которая должна содержать как минимум информацию согласно приложению;
ежемесячно, не позднее 7 числа месяца, следующего за отчетным, поступающая информация обобщается и представляется в Госкомимущество в бумажном и электронном виде.
14. В целях обеспечения эффективности принимаемых мер по осуществлению мониторинга, Госкомимущество:
вырабатывает предложений по совершенствованию механизма осуществления мониторинга;
осуществляет изучение законодательства, регламентирующего деятельность хозяйственных объединений, внесение предложений по его совершенствованию;
осуществляет свод и обобщение поступающей информации от территориальных управлений, писем и телефонных звонков, поступающих от предприятий.
организует информационную и разъяснительную работу среди предприятий, входящих в составы хозяйственных объединений.
ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, направляет письменную информацию о выявленных фактах необоснованного вмешательства хозяйственных объединений в оперативную деятельность предприятий, с приложением, в случае наличия, копии соответствующих документов, в Министерство юстиции и Комитет по демонополизации и развитию конкуренции для принятия ими мер установленных законодательством.
Передача информации фиксируется в централизованной базе данных с целью осуществления мониторинга принятия мер по выявленным фактам,
15. Централизованная база данных должна содержать уникальные коды, позволяющие идентифицировать хозяйственные объединения и входящие в их составы предприятия.
В этих целях используется информация Государственного комитета по статистике о предприятиях на территории Республики Узбекистан, в том числе входящих в состав различных министерств, ведомств, ассоциаций, агентств, компаний и других организаций, с указанием кода предприятий и организаций (ОКПО), кода формы собственности (КФС), отрасли (ОКОНХ) и кода территориального расположения (СОАТО). Также указывается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
16. База данных должна отражать как минимум следующие данные:
наименование предприятия и его месторасположение (коды ОКПО, КФС, СОАТО);
отраслевая принадлежность предприятия (код ОКОНХ);
описание, дата и номер документа, являющегося вмешательством в оперативную деятельность предприятия;
дата направления и представления предприятием в территориальное управление Госкомимущества заполненного вопросника-анкеты;
источник и краткое содержание сведений, сигнализирующих о фактах необоснованного вмешательства хозяйственных объединений в оперативную деятельность входящих в их состав предприятий;
принятые меры по установленным фактам необоснованного вмешательства хозяйственных объединений;
и иные данные, не противоречащие действующему законодательству.
III. МЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ
ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ФАКТОВ НЕОБОСНОВАННОГО
ВМЕШАТЕЛЬСТВА
17. Государственный Комитет Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции, при получении информации о наличии вмешательства со стороны хозяйственных объединений в оперативную деятельность входящих в их состав предприятий, в соответствии с Порядком возбуждения и рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 25.06.1997 г. N 321, возбуждает и рассматривает дело по факту нарушения законодательства Республики Узбекистан.
18. В случае, если в ходе рассмотрения дела факт необоснованного вмешательства находит подтверждение, принимается решение о направлении в адрес хозяйственного объединения предписания об отмене принятого документа и прекращении вмешательства в оперативную деятельность предприятия.
Предписание в адрес хозяйственного объединения направляется с указанием срока устранения нарушения.
В случае невыполнения направленного предписания антимонопольный орган вправе применить штрафные санкции согласно статье 18 Закона Республики Узбекистан "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
19. В соответствии с постановлением Кабинета Министров от 17 февраля 2000 года N 57 Министерство юстиции вправе:
проводить проверки неукоснительного выполнения законодательства Республики Узбекистан по невмешательству в оперативную деятельность предприятий хозяйственными объединениями;
вносить руководителям указанных органов представления об устранении выявленных нарушений законодательства, причин нарушения и способствующих условий, обязательные для исполнения в установленные сроки;
письменно объявлять должностным лицам предостережения о недопустимости нарушения законодательства.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 марта 1994 года N 153 Министерство юстиции Республики Узбекистан в качестве регистрирующего органа осуществляет контроль за соблюдением хозяйственными объединениями своих учредительных договоров и уставов. В случае несоблюдения учредительных документов хозяйственными объединениями (вмешательство в хозяйственную деятельность предприятий и др.) Министерство юстиции вправе взыскать с хозяйственного объединения в установленном порядке штраф в размере до 100 минимальных размеров заработной платы.
В случае если хозяйственные объединения после взыскания с них штрафа продолжают нарушать действующее законодательство и выходят за пределы полномочий, установленных учредительными документами, регистрирующий орган вправе обратиться в хозяйственный суд с иском об их ликвидации.
20. Госкомимущество, Министерство юстиции и Комитет по демонополизации и развитию конкуренции взаимодействуют по вопросам пресечения фактов необоснованного вмешательства хозяйственных объединений в оперативную деятельность предприятий и могут обмениваться информацией.
21. За причинение вреда вследствие непредставления информации о фактах незаконного вмешательства в оперативную деятельность предприятий, виновные лица несут гражданскую и иную ответственность в установленном законодательством порядке.
22. Предприятия в случае вмешательства в их оперативную деятельность хозяйственными объединениями имеют право обратиться в судебные органы в установленном законодательством порядке.
к Положению
Мониторинг
за пресечением вмешательства хозяйственных
объединений в оперативную деятельность
входящих и их состав предприятий
по _________________ области
N п/п |
Отрасль |
Наименование предприятия |
Источник, предоставивший информацию (телефонный звонок, опросный лист, письма и. т.д.) |
Документ, содержащий элементы администрирования, регламентирующих деятельность предприятий (название, N и дата принятия) |
Содержание поручении, рекомендаций, подлежащих исполнению органами управления предприятий |
Нормативно- правовой акт имеющий элементы администри рования (наименование, N и дата принятия) |
Приме чание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |