ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Банки. Кредитование. Валютное регулирование / Банки и иные кредитные организации / Сотрудничество с международными финансовыми институтами /

Меморандум по вопросам экономической и финансовой политики на период с 1 января по 30 июня 2002 года в рамках Программы, осуществляемой под наблюдением сотрудников МВФ (SMP)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

МЕМОРАНДУМ

по вопросам экономической и финансовой политики

на период с 1 января по 30 июня 2002 года в рамках

Программы, осуществляемой под наблюдением

сотрудников МВФ (SMP)



I. ВВЕДЕНИЕ


1. С момента достижения независимости в 1991 году правительство Республики Узбекистан проводит политику постепенного перехода к рыночной экономике. Наши цели заключаются в стабилизации экономики и достижении максимальных темпов экономического роста при обеспечении социальной и политической стабильности. Эти задачи остаются основополагающими целями экономической политики правительства Республики Узбекистан. Тем не менее, ввиду сложной внешней обстановки, с которой Узбекистан столкнулся в последние два года, и особенно в связи с ухудшением положения в мировой экономике после террористических актов 11 сентября 2001 года, возникла необходимость ускорения экономических реформ.


2. После того, как в середине 2001 года был принят ряд мер по либерализации валютного регулирования, правительство на основе консультаций с сотрудниками МВФ разработало экономическую программу на вторую половину 2001 года. Цель этой программы заключается в том, чтобы укрепить меры макроэкономической политики и активизировать широкомасштабные структурные реформы.


3. Ухудшение международного экономического климата после 11 сентября 2001 года и в особенности дальнейшее падение цен на сырьевые товары и снижение поступлений от туризма имели отрицательные последствия для экономики Узбекистана. В результате некоторые из первоначальных целевых показателей, установленных на конец декабря 2001 года, потребовали пересмотра. Пересмотренные целевые показатели на конец декабря 2001 года, определенные в качестве предварительных условий вступления в силу изложенной ниже Программы мониторинга, были соблюдены.


4. Вместе с тем, мы признаем, события 11 сентября и последующий рост международного внимания к Центральноазиатскому региону предоставили нам уникальную возможность для активизации усилий по осуществлению рыночных реформ. Соответственно, на основе консультаций с сотрудниками МВФ нами была разработана основа макроэкономической и структурной политики на период с 1 января по 30 июня 2002 года. Наблюдение за реализацией программы будет осуществляться сотрудниками МВФ в соответствии с процедурами, принятыми в отношении программ мониторинга МВФ (SMP). Мы ожидаем, что успешная реализация МЭФП позволит летом 2002 года провести обсуждение программы, которая могла бы получить финансовую поддержку МВФ.



II. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

ПРАВИТЕЛЬСТВА НА ПЕРВОЕ

ПОЛУГОДИЕ 2002 ГОДА


Основные элементы программы


5. Главная цель программы заключается в поэтапном смягчении ограничений и положений, регулирующих экономическую деятельность, и в повышении на этой основе роли рыночных сил в процессе установления цен и распределения ресурсов. В качестве важного шага в этом направлении мы планируем поэтапно снимать все ограничения на доступ к иностранной валюте по счету текущих операций и достичь унификации обменных курсов к моменту завершения Программы мониторинга.

Меры валютной политики будут сопровождаться достаточно жесткими мерами макроэкономической политики и структурных реформ в других областях, в частности, с тем, чтобы избежать резких колебаний обменного курса.


6. В качестве первого шага по пути дальнейшей либерализации валютной системы мы отменили ряд положений валютного регулирования, которые в определенных случаях не позволяли хозяйствующим субъектам приобретать иностранную валюту на внебиржевом рынке. Мы уже сократили на 15 единиц количество наименований в списке потребительских товаров, под импорт которых выделение иностранной валюты не рекомендуется. Мы планируем сократить этот список еще на 20 наименований до конца марта и полностью отменить этот список к моменту завершения Программы мониторинга. Что касается доступа к наличной иностранной валюте для физических лиц, с 1 января 2002 года мы повысили разовый лимит обмена до 750 долларов США, а 1 апреля 2002 года повысим этот лимит до 1000 долларов США, сохранив при этом действующие требования о предъявлении необходимых документов. Мы намереваемся еще больше повысить этот лимит в течение второй половины года. Покупка наличной иностранной валюты в объемах, превышающих лимиты, будет разрешена в целях осуществления всех достоверных операций, если заявка на покупку дополнительной суммы подкрепляется соответствующей документацией. Ожидается, что в результате изложенных выше мер либерализации разница между внебиржевым обменным курсом и параллельным курсом будет существенно сокращена и к 31 марта 2002 года не будет превышать 50 процентов, а к 30 июня 2002 года не будет превышать 20 процентов. Мы намерены обеспечить это сокращение разницы на основе поэтапной либерализации доступа к иностранной валюте, а не за счет систематических официальных интервенций на параллельном рынке.


7. В целях содействия дальнейшему росту и сокращению бедности мы намереваемся осуществить ряд реформ в сельскохозяйственном секторе. В частности, мы планируем совершенствовать систему государственных закупок на хлопок-сырец и зерно, включая обязательные структуры севооборота и плановые показатели. Кроме того, государственные закупочные цены на хлопок урожая 2002 года установлены исходя из мирового уровня цен с учетом нормальных затрат на переработку, реализацию и транспортировку, и они будут пересмотрены исходя из динамики мировых цен на хлопок и внебиржевого курса валюты к 10 августа 2002 года. Государственные закупочные цены на зерно установлены исходя из уровня цен на региональных товарных биржах,  и они будут пересмотрены исходя из динамики мировых цен на зерно и внебиржевого курса валюты к 1 июня 2002 года. Кроме того, объем государственных закупок на уровне отдельных хозяйств (по хлопку-сырцу и зерну) будет определяться исходя не из запланированных объемов, а фактического объема производства. Закупки хлопка-волокна на государственные нужды из урожая 2002 года будут установлены на уровне 30 процентов от объема производства в хозяйствах по государственной закупочной цене, закупки еще 20 процентов объема производства будут осуществляться по договорным ценам, а остальные 50 процентов объема производства хозяйства будут вправе реализовывать по своему усмотрению. Закупки зерновых на государственные нужды из урожая 2002 года будут установлены на уровне 25 процентов от объема производства в хозяйствах по государственной закупочной цене, закупки еще 25 процентов объема производства в хозяйствах будут осуществляться по договорным ценам, а остальные 50 процентов объема производства хозяйства будут вправе реализовывать по своему усмотрению. В постановление Кабинета Министров № 477 от 19 декабря 2001 года о государственных закупках хлопка не позднее 1 августа 2002 года будут внесены соответствующие изменения, а в постановление Кабинета Министров № 27 от 19 января 2002 года соответствующие изменения будут внесены не позднее 1 мая 2002 года. (Описанная выше система государственных закупок не применяется в регионах, где осуществляются пилотные проекты развития сельских районов по линии Всемирного банка и Азиатского банка развития).


8. Мы также планируем реализовать ряд мер, направленных на повышение роли банковской системы в экономике. С этой целью будут отменены целевые кредиты, и в качестве промежуточного шага до перехода на более рыночные принципы распределения кредитных ресурсов вместо них будет внедрена система, в соответствии с которой все кредиты Центрального банка Узбекистана (ЦБУ) будут предоставляться на конкурсной основе через кредитные аукционы. С 1 января 2002 нами приняты все необходимые меры по недопущению любого необоснованного вмешательства государства в деятельность коммерческих банков, в том числе (I) предоставление конкретных займов и кредитов предприятиям и (II) прочие текущие и иные законные операции банков. При предоставлении временных субсидий этим предприятиям эти субсидии будут отражаться в бюджете. Мы также планируем ограничить объем выдачи государственных гарантий как по сумовым, так и по валютным займам согласно Закону о бюджете в рамках, утвержденных Парламентом. Кроме того, в соответствии с целью предоставления частным предпринимателям неограниченного доступа к наличным средствам на их банковских счетах, к 1 июня 2002 года будут внесены поправки в пункт 6 Указа Президента N УП-2564, отменяющие положение, ограничивающее частным предпринимателям возможность снятия наличной выручки с банковских счетов только 50 процентами от оборота за соответствующий квартал. Мы намереваемся отменить все оставшиеся ограничения в отношении снятия со счетов наличных средств физическими лицами и предприятиями (за исключением требований о добросовестном предоставлении коммерческими банками информации об особо крупных операциях) с 1 января 2003 года. В поддержку этих мер мы будем предпринимать соответствующие шаги по совершенствованию налогового администрирования в целях сведения к минимуму риска того, что отмена вышеупомянутых ограничений отрицательно отразится на соблюдении налогового законодательства.


9. Предусматривается ряд мер по укреплению роли ЦБУ и повышению степени прозрачности его деятельности. Прежде всего, в этой связи следует отметить, что ЦБУ планирует провести международный аудит своего балансового отчета за 2001 год. С этой целью ЦБУ объявил тендер с целью выбора внешнего аудитора и до 31 марта 2002 года планирует подписать контракт с выигравшей тендер компанией. Кроме того, в целях повышения прозрачности управления резервами ЦБУ переведет все золотовалютные резервы, в настоящее время находящиеся под управлением Национального банка внешнеэкономической деятельности (НБ ВЭД), на свои собственные счета (по мере истечения сроков соответствующих договоров) и примет на себя ответственность за управление этими резервами. Тем временем НБ ВЭД предоставил сотрудникам МВФ подробное заключение международных аудиторов в отношении счетов золотовалютных резервов, управление которыми от имени ЦБУ в настоящий момент осуществляет НБ ВЭД. Для расширения возможностей ЦБУ по проведению денежно-кредитной и валютной политики, основанной на рыночных принципах, в Совет по управлению Консолидированного стабилизационного фонда (КСФ) теперь входят исключительно сотрудники ЦБУ, а вопрос об упразднении КСФ будет обсуждаться ближе к концу года.


10. В области ценовой политики мы планируем постепенно сократить количество монополий и монопольных видов продукции, в отношении которых применяется регулирование цен. В первом полугодии 2002 года количество монополий и монопольных видов продукции предполагается сократить на 184 и 52, или на 25 процентов и 16 процентов соответственно. В связи с унификацией официального и внебиржевого обменных курсов в ноябре 2001 года в отношении социально значимых товаров был введен контроль за установлением торговых наценок. Мы намереваемся отменить регулирование в отношении этих торговых наценок к 31 декабря 2002 года и снять озабоченность относительно злоупотребления положением на рынке путем развития конкуренции и завершения перехода к конвертируемости по счету текущих операций.


11. Мы также планируем обеспечить дальнейший прогресс в области либерализации внешней торговли. В феврале 2001 года была упорядочена и рационализирована система импортных тарифов, и мы планируем принять дополнительные меры по совершенствованию и упрощению системы импортных тарифов в течение 2002 года. В целях дальнейшей либерализации внешней торговли мы постепенно сократим количество товаров, на экспорт которых существует запрет. С этой целью в период реализации МЭФП мы повысим степень прозрачности и усовершенствуем процедуры предварительной регистрации импортных контрактов и предпримем шаги по подготовке к переходу на систему контроля в соответствии с международно принятыми нормами, в частности, путем привлечения международной технической помощи для ускорения этого процесса. К концу 2002 года также планируется отменить систему предварительной регистрации импортных контрактов (за исключением контрактов на осуществление государственных закупок), а впоследствии осуществлять контроль за законностью импортных контрактов (в целях предотвращения бегства капитала, коррупции и других злоупотреблений).


12. Мы полностью признаем важность своевременного составления надежных макроэкономических статистических данных. С этой целью мы намереваемся выполнить рекомендации, предоставленные в рамках технической помощи по линии МВФ и других международных финансовых организаций. В частности, мы намереваемся реализовать на практике рекомендации по совершенствованию статистики национальных счетов, включая подготовку оценочных данных о дискретных поквартальных изменениях ВВП по видам экономической деятельности в постоянных ценах. Кроме того, в настоящий момент мы разрабатываем новый закон о статистике, в котором, в частности, будет содержаться положение о создании самостоятельного статистического ведомства. Этот законопроект будет представлен в парламент не позднее 1 мая 2002 года с тем, чтобы закон был принят до конца 2002 года.



МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

НА 2002 ГОД


13. По последнему официальному прогнозу, темпы роста реального ВВП в 2002 году составят чуть больше 5 процентов. Однако сложная внешняя обстановка в сочетании с вышеизложенными мерами политики может оказать временное негативное влияние на реальный сектор экономики. Соответственно мы допускаем вероятность некоторого снижения темпов роста реального ВВП, которые, по оценкам сотрудников МВФ, могут составить чуть выше 2 процентов в 2002 году. Мы приняли эти последние оценки с тем, чтобы они были положены в основу расчетов экономической программы. Аналогичным образом, вместо последнего официального прогноза роста потребительских цен на 14 процентов, в основу программы положена оценка сотрудников МВФ, в соответствии с которой рост потребительских цен может составить до 18 процентов. С учетом прогнозируемого сохранения низкого уровня цен на сырьевые товары и либерализации валютной системы ожидается, что дефицит по счету текущих операций платежного баланса, оцениваемый в 2001 году в размере 0,5 процента, увеличится примерно до 1 процента ВВП в 2002 году. Однако предполагается, что сальдо счета операций с капиталом станет положительным, а сокращение объема валовых международных резервов в течение 2002 года, как ожидается, будет ограничено суммой в 90 миллионов долларов США.


14. Девальвация обменного курса в течение 2001 года оказала давление на бюджет. Доходы в процентах ВВП составили меньше, чем предусматривалось в бюджете. Тем не менее ожидается, что дефицит бюджета в процентах ВВП за 2001 год будет несколько ниже, чем предусмотрено в бюджете, поскольку нам удалось проводить жесткую политику расходов. При сохранении валового объема кредитования по линии ЦБУ в пределах лимитов, предусмотренных в бюджете, чистый объем кредитов, предоставляемых ЦБУ бюджету, был выше, чем предполагалось. Мы твердо намерены сохранять жесткую налогово-бюджетную политику в 2002 году, однако сложности, связанные с девальвацией обменного курса, вызвали необходимость в увеличении бюджетного дефицита с примерно 1,5 процента в 2001 году до примерно 2 процентов ВВП, согласно определению официальных органов. В соответствии с определением, используемым сотрудниками МВФ, ожидается, что дефицит увеличится с 2,5 процента ВВП в 2001 году примерно до 3,5 процента ВВП в 2002 году. Все расходы, связанные с оказанием временной поддержки предприятиям, в соответствии с постановлением № 423 "О мерах государственной поддержки приоритетных отраслей экономики" от 25 октября 2001 года, будут учтены при исполнении консолидированного бюджета 2002 года. В целях сдерживания роста расходов мы планируем значительно ограничить повышение заработной платы и проводить эти повышения два раза в год, а не один раз в год. Первое повышение, запланированное на 1 апреля 2002 года, не будет превышать 15 процентов. На данный момент ожидается, что непрофинансированная часть бюджетного дефицита в размере около 0,5 процента ВВП будет покрыта за счет внешней помощи. Если эта помощь предоставлена не будет, для покрытия дефицита финансирования мы примем меры, направленные как на увеличение доходов, так и на сокращение расходов. Соответственно валовой объем кредитования правительства по линии ЦБУ в 2002 году будет ограничен 0,5 процента ВВП, а чистый кредит правительству по линии ЦБУ будет ограничен 1,4 процента ВВП с учетом кредитов, предусмотренных постановлением № 423.


15. Денежно-кредитная политика будет играть ключевую роль в сдерживании роста инфляции и предотвращении любых резких колебаний обменного курса в 2002 году. Для того, чтобы не допустить роста скорости обращения денежной массы, который отмечался в 2001 году, ЦБУ с 1 января 2002 года повысил свою месячную ставку рефинансирования с 2,0 процента до 2,5 процента и будет постоянно осуществлять контроль за политикой процентной ставки и корректировать свою ставку рефинансирования по мере необходимости в течение 2002 года с тем, чтобы она оставалась положительной в реальном выражении. Исходя из этого ожидается, что рост скорости обращения в течение года ограничится 4,5 процента. С учетом предусмотренного ужесточения условий предоставления кредитов (см. ниже) и повышения процентных ставок ожидается, что чистые международные резервы к концу 2002 года составят 1017 миллионов долларов США. Для достижения этих целей денежно-кредитной программы объем чистых внутренних активов (ЧВА) ЦБУ будет ограничен отрицательной величиной, не превышающей 400,8 миллиарда сумов на конец марта 2002 года, и отрицательной величиной, не превышающей 301,3 миллиарда сумов на конец июня 2002 года. Целевые показатели по ЧВА будут достигаться главным образом за счет ограничения объема кредитов, предоставляемых ЦБУ коммерческим банкам. Чистый объем кредитования правительства по линии ЦБУ будет ограничен на уровне, не превышающем 7,7 миллиарда сумов на конец марта 2002 года и не превышающем 22,9 миллиарда сумов на конец июня 2002 года. Мы также будем внимательно отслеживать динамику изменения резервных денег.



СТРАТЕГИЯ РЕФОРМ НА ПЕРИОД

ПОСЛЕ СЕРЕДИНЫ 2002 ГОДА


16. В предстоящий период после середины 2002 года мы намереваемся продолжать макроэкономические и структурные реформы, направленные на достижение в среднесрочной перспективе макроэкономической стабильности, устойчивого роста и сокращение бедности. В поддержку этих усилий и для обеспечения того, чтобы частный сектор (и особенно сектор предприятий МСБ) вносил вклад в реальный рост и создание рабочих мест, правительство будет поэтапно отменять существующие ограничения и регулирующие положения для улучшения условий экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Кроме того, в свете перспектив установления долгосрочной стабильности, экономического роста и развития в регионе мы намереваемся активизировать наше экономическое сотрудничество с другими странами региона.


17. Что касается внешнего сектора, мы предпримем дальнейшие усилия по либерализации внешней торговли в рамках программы финансового сотрудничества с МВФ. Таким образом, к началу такой программы мы отменим меру валютного регулирования, препятствующую доступу к внебиржевому рынку иностранной валюты, в случае, если на счетах хозяйствующих субъектов имеется иностранная валюта, свободная от обязательств, а также предпримем все остальные необходимые меры для принятия обязательств по разделам 2, 3 и 4 статьи VIII Статей Соглашения МВФ. Мы также намереваемся сократить норму обязательной продажи валютной выручки в рамках программы финансового сотрудничества с МВФ. В плане поддержки перехода к конвертируемости по счету текущих операций мы будем продолжать наши усилия по либерализации внешней торговли. Предусмотренные меры предполагают дальнейшую рационализацию системы импортных тарифов, упрощение таможенных процедур и постепенную отмену сохраняющихся запретов на экспорт. Ожидается, что наши усилия по либерализации внешнеторговой системы ускорят процесс обсуждения вопроса о вступлении Узбекистана в ВТО. Мы намереваемся проводить осторожную политику в области привлечения внешних займов, что в сочетании с надлежащей жесткой макроэкономической политикой должно привести к значительному сокращению коэффициента обслуживания внешнего долга и отношения объема внешнего долга к ВВП в среднесрочной перспективе.


18. В отношении структурных реформ во внутреннем секторе экономики мы будем продолжать реализацию программы приватизации на период 2001-2002 гг.. Мы также будем наращивать усилия по реализации инициированной в начале 2001 года программы демонополизации и реструктуризации предприятий в таких отраслях, как электроэнергетика, переработка хлопка, нефтегазовая отрасль, угольная, химическая промышленность, производство мебели и железнодорожный транспорт. В сельскохозяйственном секторе мы будем продолжать усилия по совершенствованию системы государственных закупок на хлопок и зерно и разрешим приватизацию контрольных пакетов акций хлопкозаводов и либерализацию процедур экспорта продукции этих хлопкозаводов.


19. Предполагается провести ряд реформ в сфере налогово-бюджетной политики. В этой связи мы в ближайшее время разработаем график реализации готовящегося в настоящее время проекта Всемирного банка по реформе управления государственными финансами. Мы ожидаем приступить к реализации мер по совершенствованию планирования финансовых потоков в 2002 году и в течение 2003-2005 гг. создать систему Казначейства, охватывающую как центральный, так и местные уровни госуправления. Эти меры будут иметь ключевое значение для повышения эффективности государственного сектора, совершенствования управления и повышения степени прозрачности. Кроме того, начиная с бюджета 2003 года правительство перестанет опираться в своих операциях финансирования на кредиты ЦБУ при условии наличия достаточной поддержки платежного баланса и бюджета со стороны международных финансовых организаций. Вместо этого оно будет в большей степени опираться на рынок казначейских обязательств и обеспечит предложение конкурентоспособных процентных ставок по этим финансовым инструментам. Мы также будем продолжать наши усилия по укреплению налогового и таможенного администрирования. Мы также намерены провести рационализацию сектора государственного управления и проводить жесткую политику заработной платы в отношении работников государственного сектора.


20. В отношении финансового сектора мы внимательно проанализируем балансы банков и предприятий на предмет оценки их уязвимости в условиях либерализации валютной системы. Если потребуется поддержка банков и предприятий, считающихся жизнеспособными, такая поддержка будет носить временный характер и будет прямо включена в бюджет. Мы также будем продолжать укреплять возможности ЦБУ по осуществлению банковского надзора в целях соблюдения всех мер пруденциального регулирования банковской системы. ЦБУ также обеспечит надлежащее и своевременное исполнение всех рекомендаций внешних и внутренних аудиторов руководством банка. Мы будем продолжать наши усилия по приватизации сохраняющихся государственных банков. Мы ожидаем, что Асакабанк будет приватизирован в 2003 году, после чего в 2004 году будет приватизирован НБ ВЭД. При этом мы признаем, что для обеспечения привлекательности этих банков для иностранных инвесторов может потребоваться дальнейшая реструктуризация их балансов. Что касается осуществления денежно-кредитной политики, ЦБУ будет развивать косвенные инструменты денежно-кредитной политики, в том числе более широко применять операции на открытом рынке с использованием казначейских обязательств или депозитных сертификатов ЦБУ.


21. Мы надеемся, что перечисленные выше меры на период после середины 2002 года могли бы быть положены в основу экономической программы, которая могла бы получить финансовую поддержку МВФ. Мы намерены выработать детали этой программы в консультациях с сотрудниками МВФ во втором квартале 2002 года и достичь договоренностей, которые позволят представить программу в Исполнительный совет МВФ в течение лета 2002 года.


22. ЦБУ будет проводить политику плавающего обменного курса. Вместе с тем дальнейшая резкая девальвация обменного курса, которая в долгосрочной перспективе принесет экономике пользу, в краткосрочном плане окажет негативное влияние на рост цен на импортные товары первой необходимости, рост инфляции и эффективность проведения программы защиты социально уязвимых слоев населения. Такая резкая девальвация негативно скажется на обслуживании внешнего долга, финансовом состоянии импортозависимых предприятий и в целом на государственном бюджете. Вместе с тем, резкое снижение мировых цен на основные экспортные товары Узбекистана окажет негативное влияние на показатели платежного баланса. Для решения этих проблем Узбекистан будет стремиться к привлечению внешней помощи. Мы понимаем, что в любой момент в течение периода реализации Программы мониторинга персонал МВФ будет готов представить информацию другим финансовым организациям и двусторонним кредиторам о выполнении правительством Программы мониторинга с тем, чтобы они могли принимать решения о потенциальном предоставлении финансовой помощи Узбекистану на более прочной основе.



III. КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ

ПРОГРАММЫ


23. Контроль за выполнением программы будет осуществляться в рамках проведения двух оценок реализации программы. Первая оценка состоится в конце апреля - начале мая 2002 года, когда миссия МВФ изучит положения о валютном регулировании, чтобы установить, какие изменения необходимы для принятия Узбекистаном обязательств по разделам 2, 3 и 4 Статьи VIII Статей Соглашения МВФ. Эта миссия также приступит к выработке программы, которая могла бы получить финансовую поддержку МВФ. Завершение обсуждения этой программы могло бы состояться во время второй оценки Программы мониторинга в конце июля начале августа 2002 года.


24. В целях повышения прозрачности наших намерений в области экономической политики мы планируем обеспечить публикацию настоящего Меморандума на веб-сайте МВФ и в средствах массовой информации Узбекистана.





ТАБЛИЦА 1.



УЗБЕКИСТАН: КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ

ПОКАЗАТЕЛИ НА ПЕРИОД С ДЕКАБРЯ 2001 ГОДА

ПО ИЮНЬ 2002 ГОДА


(в млрд. сумов, если не указано иначе)



31 декабря 2001 г.



31 марта

2002 г.

30 июня

2002 г.

Первоначаль

ные целевые показатели 1/


Пересмотрен

ные целевые показатели 2/


Факт, результата 2/


Целевые показатели


Целевые показатели


Чистые внутренние активы (ЧВА) ЦБУ 3/ 4/

-102,0


-400,9


-431,2


-400,7


-381,3


Чистые международные резервы (ЧМР) ЦБУ З/ 5/ (в млн. долларов США)

1092


1056


1099


1081


1081


Чистые кредитование правительства по линии ЦБУ 3/ 4/

41,6


-5,6


-14,9'


7,7


22,9


Общий дефицит (-) органов госуправления 6/

-65,0


-65.0


-57,2


-35.2


-78.5


Ненакопления просроченной задолженности по внешним платежам (в млн. долл. США) 7/

0


0

0

0

0

Резервные деньги 4/


308,4


320,6


320,1


338,0


357,7


Лимиты на новые нельготные внешние займы, привлекаемые или гарантированные правительством или ЦБУ






Нарастающим итогом с 1 января 2002 г. (в млн. долл. США)







а) Сроком свыше 1 года 8/





200


400


b). Сроком свыше 1 года, но не более 5 лет (включается в пункт "а" выше) 8/





100


200


с). Сроком до 1 года, за исключением обыкновенного кредитования импорта 8/




25

50

Источник: Органы госуправления Узбекистана и оценки персонала МВФ.


1/ В соответствии с программой, выработанной в консультации с сотрудниками МВФ в июле-августе 2001 года, с учетом переоценки исходя из обменных курсов и цен на золото по состоянию на 30 июня 2001 г.


2/ Показатель пересмотрен в соответствии со сноской 1, но с учетом переоценки исходя из обменных курсов и цен на золото по состоянию на 30 ноября 2001 г.


3/  С учетом переоценки исходя из обменных курсов и цен на золото по состоянию на 30 ноября 2002 г., за исключением случаев, оговоренных в сноске 2.


4/ Указанные целевые показатели являются верхними пределами.


5/ Указанные целевые показатели являются нижними пределами.


6/  За 2001 г. дефицит показан нарастающим итогом с января 2001 г. и основан на официальном определении дефицита органов госуправления (за исключением внебюджетных фондов), рассчитанного "над чертой". За 2002 год дефицит показан нарастающим итогом с января 2002 г. и основан на принятом в МВФ определении дефицита органов госуправления, рассчитанного "под чертой".


7/ Постоянный показатель.


8/  Исключая операции "своп" с золотом.





ТАБЛИЦА 2.



УЗБЕКИСТАН: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

И КОНТРОЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТРУКТУРНЫХ

ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПО ПРОГРАММЕ МОНИТОРИНГА

НА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2002 ГОДА



1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

ПРОГРАММЫ МОНИТОРИНГА



Меры на валютном рынке


* Отменить положения о валютном регулировании, запрещающие хозяйствующим субъектам пользоваться внебиржевым обменным курсом, если (I) они существуют менее шести месяцев (в этом случае коммерческие банки должны будут предоставлять информацию в ЦБУ о таких операциях на основе анализа документов, представленных клиентами); и (II) импорт ими оборудования и иных товаров, под который они стремятся приобрести иностранную валюту, не соответствует прогнозам, утвержденным Министерством макроэкономики и статистики.

* Сократить на 15 наименований список потребительских товаров (в настоящий момент в нем содержится 61 наименование), под импорт которых выделение иностранной валюты не рекомендуется.

* Повысить разовый лимит на приобретение иностранной валюты физическими лицами до 750 долларов в течение периода с 1 января по 31 марта 2002 года. Покупки сверх этого лимита будут разрешаться в отношении всех достоверных операций при условии предъявления соответствующих документов.

* Сократить до 50 процентов норму обязательной продажи валютной выручки от экспорта стратегических товаров, за исключением хлопковолокна.'



Прочие меры


* Выполнить пересмотренные целевые показатели на конец декабря 2001 года, приведенные в таблице 1

* С 1 января 2002 года повысить ставку рефинансирования ЦБУ с 2,0 процента как минимум до 2,5 процента в месяц.

* До конца января 2002 года объявить тендер на проведение международного аудита балансового отчета ЦБУ за 2001 год и до конца марта 2002 года подписать контракт с победителем тендера.

* Предоставить сотрудникам МВФ подробное заключение международных аудиторов об операциях Национального банка внешнеэкономической деятельности (НБ ВЭД за 1999 и 2000 годы в части счетов золотовалютных резервов, управление которыми осуществляет НБ ВЭД от имени ЦБУ.

* ЦБУ принять решение о постепенной передаче в ЦБУ золотовалютных резервов, находящихся под управлением НБ ВЭД по мере истечения срока договоров.

* Усовершенствовать систему государственных закупок (обязательные структуры севооборота и плановые показатели) на хлопок-сырец и зерно. Объемы обязательной продажи государству урожая 2002 года не будут превышать 50 процентов от фактического объема производства, за исключением регионов, где осуществляются пилотные проекты развития сельских районов по линии Азиатского банка развития и Всемирного банка. Каждое отдельное хозяйство будет самостоятельно отвечать за выполнение устанавливаемых закупочных квот на хлопок-сырец и зерно. Доля обязательной продажи государству будет постепенно сокращаться в последующие годы.

* Установить закупочные цены на хлопок-сырец на уровне около 33 процентов от цены Ливерпульской биржи (Liverpool Cotlook A index price) за тонну хлопковолокна за вычетом постоянных издержек, в состав которых входят переработка и доставка урожая 2002 года на рынки сбыта. Отпускная цена хозяйств будет фиксироваться заранее в сумах. Цена будет пересматриваться на момент обора урожая исходя из складывающегося внебиржевого обменного курса и, при необходимости, корректироваться.

* В отношении урожая 2002 года ввести закупочные цены на зерно на уровне мировых (складывающихся на региональных товарных биржах) с учетом транспортных расходов. Цена будет фиксироваться заранее в сумах. Цена будет пересматриваться на момент сбора урожая исходя из складывающегося, внебиржевого обменного курса.

* Начиная с урожая 2002 года предоставить всем частным покупателям хлопка и зерна, участвующим в аукционах высоколиквидных товаров, право экспортировать эту продукцию при соблюдении порядка децентрализованных экспортных поставок.

* С 1 января 2002 года принять все необходимые меры по недопущению любого необоснованного вмешательства государства в деятельность коммерческих банков, в том числе (I) предоставление конкретных займов и кредитов предприятиям и (II) прочие текущие и иные законные операции банков.



2. МЕРЫ,  ПОДЛЕЖАЩИЕ ВЫПОЛНЕНИЮ

ДО 31 МАРТА 2002 ГОДА



Меры на валютном рынке


* Сократить на 20 наименований список потребительских товаров, под импорт которых не рекомендуется выделение иностранной валюты.

* Увеличить разовый лимит на приобретение иностранной валюты физическими лицами до 1000 долларов в течение периода с 1 апреля по 30 июня 2002 года. Покупка иностранной валюты сверх этого лимита будет разрешаться в отношении всех достоверных сделок при условии предъявления соответствующих документов.

* Разница между внебиржевым и параллельным обменным курсом не должна превышать 50 процентов.



Прочие меры


* Завершить разработку проекта закона о статистике и представить его в парламент к 1 мая 2002 года.



3. МЕРЫ,  ПОДЛЕЖАЩИЕ ВЫПОЛНЕНИЮ

ДО 30 ИЮНЯ 2002 ГОДА



Меры на валютном рынке


* Отменить все ограничения на доступ к иностранной валюте (в т.ч. наличной) по достоверным текущим международным операциям, включая отмену списка потребительских товаров, под импорт которых не рекомендуется выделение иностранной валюты.

* Разница между внебиржевым и параллельным обменным курсом не должна превышать 20 процентов.

* В Совет по управлению Консолидированного стабилизационного фонда (КСФ) будут входить исключительно сотрудники ЦБУ.



Прочие меры


* Сократить количество товаров, подлежащих запрету для экспорта, на три наименования.

* Сократить количество монополий и монопольных видов продукции, включенных в перечень товаров, цены на которые устанавливаются административно, на 184 и 52, соответственно.

* Внести поправки в пункт 6  Указа Президента № УП-2564, отменяющие положение, ограничивающее частным предпринимателям возможность снятия наличной выручки с банковских счетов только 50 процентами от оборота за соответствующий квартал.

* Внедрить рекомендации миссий Статистического управления МВФ и других международных организаций по совершенствованию составления национальных счетов, в том числе по подготовке оценочных данных о дискретных поквартальных изменениях ВВП по видам экономической деятельности в постоянных ценах.





ПРИЛОЖЕНИЕ


ТЕХНИЧЕСКИЙ МЕМОРАНДУМ


Ход реализации Узбекистаном Программы мониторинга будет оцениваться сотрудниками МВФ на основе соблюдения количественных и структурных контрольных показателей. В настоящем Приложении и приведенных в нем таблицах определяются количественные контрольные показатели, ориентировочные целевые показатели, а также требования по контролю за выполнением программы.



I. ДЕНЕЖНЫЕ АГРЕГАТЫ


Определения


1. Чистые международные резервы (ЧМР) Центрального банка Узбекистана (ЦБУ) определяются как разница между валовыми резервами ЦБУ и резервными обязательствами ЦБУ. Валовые международные резервы определяются как суммарные авуары золота ЦБУ, за исключением золота, с которым произведены операции "валютный своп", авуары в СДР, резервная позиция в МВФ и авуары в конвертируемых валютах в форме денежных средств, долговых инструментов, депозитов в иностранных банках и всех прочих валютных активов согласно определению, содержащемуся в Форме предоставления данных о международных резервах, разработанной Статистическим управлением МВФ. Из них исключаются форвардные позиции и суммы, использованные в качестве залогового обеспечения или в рамках операций "своп", или обремененные каким-либо иным образом, взносы в капитал международных финансовых организаций, долгосрочные (свыше одного года) активы ЦБУ, а также любые активы в неконвертируемых валютах. Для целей настоящей программы официальные резервные обязательства в конвертируемых валютах определяются как непогашенный кредит от МВФ и обязательства ЦБУ перед нерезидентами в конвертируемых валютах со сроком погашения до одного года включительно. В официальные резервные обязательства также включается непогашенный остаток по кредиту "Сосьете Женераль", привлеченному Национальным банком внешнеэкономической деятельности в апреле-мае 1999 года, поступления по которому были переданы ЦБУ. Для целей настоящей программы все резервные активы и обязательства будут оцениваться по обменному курсу 683,41 сума за доллар США, 1,26608 доллара США за один СДР и кросс-курсам, складывающимся на 31 декабря 2001 года; авуары золота оцениваются по цене 274,7 доллара США за тройскую унцию.




ТАБЛИЦА 1.




НИЖНИЕ ПРЕДЕЛЫ ОБЪЕМА ЧИСТЫХ

МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕЗЕРВОВ ЦБУ


(объем на конец периода)

(в миллионах долларов США)

31 марта 2002 года

30 июня 2002 года

1081

1081

2. Чистые внутренние активы ЦБУ определяются как резервные деньги минус чистые международные резервы ЦБУ. В объем резервных денег ЦБУ включаются деньги в обращении, депозиты коммерческих банков в ЦБУ (обязательные резервы банков, остатки на корреспондентских счетах коммерческих банков в ЦБУ, а также депозиты в конвертируемых валютах). Чистые внутренние активы состоят из чистого кредита сектору государственного управления (включая все внебюджетные фонды), чистого кредита банкам и всех прочих чистых активов. Чистый кредит сектору государственного управления, выделенный Центральным банком, определяется как совокупный валовой кредит ЦБУ за вычетом совокупных обязательств этих организаций перед сектором государственного управления (при этом из этих обязательств исключаются внебюджетные счета бюджетных организаций).




ТАБЛИЦА 2.




ВЕРХНИЕ ПРЕДЕЛЫ ОБЪЕМА ЧИСТОГО

КРЕДИТА СЕКТОРУ ГОСУДАРСТВЕННОГО

УПРАВЛЕНИЯ, ВЫДЕЛЕННОГО

ЦЕНТРАЛЬНЫМ БАНКОМ

УЗБЕКИСТАНА


(объем на конец периода)

(в миллиардах сумов)

31 марта 2002 года

30 июня 2002 года

7,7

22,9


ТАБЛИЦА 3.




ВЕРХНИЕ ПРЕДЕЛЫ ЧИСТЫХ

ВНУТРЕННИХ АКТИВОВ ЦБУ

(объем на конец периода)

(в миллиардах сумов)

31 марта 2002 года

30 июня 2002 года

-400,7

-381,3


ТАБЛИЦА 4.


ВЕРХНИЕ ПРЕДЕЛЫ ПОКАЗАТЕЛЯ

РЕЗЕРВНЫХ ДЕНЕГ.

(объем на конец периода)

(в миллиардах сумов)

31 марта 2002 года

30 июня 2002 года

338,0

357,7

II. ПОКАЗАТЕЛИ НАЛОГОВО-

БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ


Определения


3. В соответствии с пришлым определением в состав сектора государственного управления включаются республиканские и местные органы государственного управления, но не входят государственные предприятия. В его состав входят организации государственного бюджета, в том числе республиканского и местного бюджетов а также все другие бюджетные организации, финансируемые из государственного бюджета, все внебюджетные фонды на всех уровнях сектора государственного управления, включая Пенсионный фонд, Фонд занятости, Дорожный фонд и Приватизационный фонд. Общий кассовый дефицит сектора государственного управления определяется со стороны финансирования как сумма следующих компонентов: (I) изменения чистых требований к сектору государственного управления со стороны банковской системы; (II) изменения в объеме чистых требований к сектору государственного управления со стороны внутренних небанковских учреждений и домашних хозяйств; (III) использование поступлений от приватизации государственного имущества и (IV) чистое внешнее финансирование сектора государственного управления.


(I) Изменения в объеме чистого кредита, предоставленного банковской системой сектору государственного управления, определяются как изменение в объеме требований ЦБУ, государственных банков и коммерческих банков (включая Сберегательный банк) к сектору государственного управления за вычетом изменений объема консолидированных обязательств этих организаций перед сектором государственного управления (за исключением остатков на внебюджетных счетах бюджетных организаций), при этом объемы валютных депозитов корректируются с учетом переоценки исходя из движения обменного курса.


(II) По принятому определению, изменение в объеме чистых требований внутренних небанковских учреждений и домашних хозяйств к сектору государственного управления включает чистый объем продаж казначейских обязательств, облигаций или других государственных ценных бумаг небанковским учреждениям и домашним хозяйствам (в том числе нерезидентам и финансовым учреждениям-нерезидентам, если таковые имеются) и изменение в объеме любых других обязательств сектора государственного управления перед внутренними небанковскими учреждениями, в том числе государственными предприятиями и открытыми акционерными обществами, а также домашними хозяйствами.


(III) Поступления от приватизации государственного имущества определяются как сумма всех чистых поступлений от продажи государственного имущества, перечисляемых в республиканский и местные бюджеты.


(IV) Чистое внешнее финансирование сектора государственного управления определяется как разница между валовым объемом фактически полученного внешнего финансирования и объемом погашения государственного долга иностранным финансовым и нефинансовым учреждениям в течение периода мониторинга. Внешнее финансирование сектора государственного управления определяется как увеличение объема требований к сектору госуправления со стороны иностранных финансовых и нефинансовых учреждений и домашних хозяйств, за исключением МВФ, средств, предоставляемых в качестве бюджетной поддержки, проектного финансирования и на другие цели. Государственные гарантии в отношении займов организациям, не входящим в сектор государственного управления, не учитываются как внешнее финансирование, а платежи из консолидированного бюджета на покрытие дефолтов по таким займам не включаются в погашение долга сектора государственного управления (которое должно учитываться как расходы сектора государственного управления на субсидии предприятиям).


4. Ежемесячные данные о чистых требованиях национальной банковской системы к сектору государственного управления берутся из балансовых отчетов ЦБУ и коммерческих банков. Министерство финансов предоставляет и информацию о суммах депозитов сектора государственного управления за границей, если таковые имеются; фактически полученных сектором государственного управления средств в рамках внешних займов; чистых объемах размещения казначейских обязательств и других ценных бумаг; а также заимствованиях из небанковского сектора. Минфин также предоставляет подробные ежемесячные данные о (1) доходах, расходах и кредитных операциях государственного и местных бюджетов, а также всех бюджетных и внебюджетных фондов; (2) квазифискальных операциях; (3) оценках сумм просроченной задолженности по выплате заработной платы и пенсий и по другим внутренним расходам, если таковые имеются; и (4) оценках сумм задолженности по налогам и другим платежам, причитающимся сектору государственного управления.




ТАБЛИЦА 5.


МАКСИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ СОВОКУПНОГО

КАССОВОГО ДЕФИЦИТА КОНСОЛИДИРОВАННОГО

БЮДЖЕТА СЕКТОРА ГОСУДАРСТВЕННОГО

УПРАВЛЕНИЯ.

(в миллиардах сумов)

Совокупный дефицит с конца 2001 года по:

31 марта 2002 года

30 июня 2002 года

-35,2

-78,5


III. ВНЕШНИЙ ДОЛГ


7. Лимиты в отношении внешнего долга касаются привлечения или гарантирования нельготного краткосрочного внешнего долга (с первоначальным сроком погашения менее одного года, за исключением обычного кредитования импорта и резервных обязательств ЦБУ); а также привлечения или гарантирования нельготного среднесрочного и долгосрочного внешнего долга (с первоначальным сроком погашения в один год и более). Из этих лимитов в отношении внешнего долга исключаются: (I) средства МВФ, (II) привлечение или гарантирование нового внешнего долга, представляющего собой реструктуризацию или рефинансирование имеющегося долга на условиях, которые являются более благоприятными для дебитора и (III) долг, привлеченный или гарантированный на условиях, которые считаются льготными


8. В целях программы долг считается льготным, если доля грантового элемента составляет не менее 35 процентов, при этом эта доля рассчитывается с использованием установленных в отношении каждой валюты учетных ставок, основанных на публикуемых ОЭСР Справочных коммерческих процентных ставок (СКПС) плюс величина маржи, которая зависит от сроков погашения долга. Меньшая доля грантового элемента учитывается только в отношении новых займов, призванных заменить старый долг, изначально привлеченный на менее благоприятных условиях. В отношении долга со сроком погашения не менее 15 лет будет использоваться среднее значение СКПС за последние 10 лет, а в отношении долговых обязательств с меньшим сроком будет использоваться среднее значение СКПС за предшествующие шесть месяцев.




ТАБЛИЦА 6


ВЕРХНИЙ ПРЕДЕЛ ОБЪЕМА ВНОВЬ

ПРИВЛЕКАЕМОГО ВНЕШНЕГО ДОЛГА

СО СРОКОМ ПОГАШЕНИЯ СВЫШЕ 1 ГОДА.

(в млн. долларах США)

Нарастающим итогом с конца 2001 года по:

31 марта 2002 года

30 июня 2002 года

200

400


ТАБЛИЦА 7.

ВЕРХНИЙ ПРЕДЕЛ ОБЪЕМА ВНОВЬ

ПРИВЛЕКАЕМОГО ВНЕШНЕГО ДОЛГА

СО СРОКОМ ПОГАШЕНИЯ СВЫШЕ 1 ГОДА.

И НЕ БОЛЕЕ 5 ЛЕТ (ТАКЖЕ ВКЛЮЧЕНО В

ТАБЛИЦУ 6 ВЫШЕ)

(в млн. долларах США)

Нарастающим итогом с конца 2001 года по:

31 марта 2002 года

30 июня 2002 года

100

200


ТАБЛИЦА 8.

ВЕРХНИЙ ПРЕДЕЛ ОБЪЕМА ВНОВЬ

ПРИВЛЕКАЕМОГО ВНЕШНЕГО ДОЛГА

СО СРОКОМ ПОГАШЕНИЯ ДО 1 ГОДА.

ВКЛЮЧИТЕЛЬНО, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ

ОБЫЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ ИМПОРТА

(в млн. долларах США)

Нарастающим итогом с конца 2001 года по:

31 марта 2002 года

30 июня 2002 года

25

50

9. За термином "долг" закрепляется значение, определенное в пункте 9 Руководства по критериям реализации программы в отношении внешнего долга (Решение № 12274-00/85 от 24 августа 2000 г.). Под этим термином понимается текущее и безусловное обязательство, возникшее в соответствии с договором на основе предоставления стоимости в форме активов (включая денежные средства) или услуг и в соответствии с которым дебитор должен осуществить один платеж или несколько платежей в форме активов (включая денежные средства) или услуг в какой-то момент (какие-то моменты) в будущем; эти платежи будут представлять собой выполнение обязательств в отношении основной суммы и/ или процентов, возникающих по договору. Долги могут иметь различные формы, основными из которых являются: (I) кредиты, т е. предоставление кредитором денежных средств дебитору, при этом дебитор принимает на себя обязательство о возврате этих средств в будущем (включая депозиты, облигации, долговые обязательства, коммерческие кредиты и кредиты покупателю) и операции "своп" по временному обмену активами, которые эквивалентны кредитам, полностью обеспеченным залогом, в рамках которых дебитор должен вернуть средства, как правило, с уплатой процентов, путем выкупа залогового обеспечения у покупателя в будущем (например соглашения "репо" и официальные свопы); (II) кредиты поставщиков, т.е договоры, в соответствии с которыми поставщик предоставляет дебитору отсрочку платежа до какого-то момента после даты поставки товаров или оказания услуг, и (III) договоры аренды, т.е. договоренности о предоставлении имущества, которое арендатор имеет право использовать в течение срока, как правило, не превышающего общий расчетный срок службы этого имущества, при этом право собственности на это имущество остается за арендодателем. В данном Руководстве долг определяется как приведенная стоимость (на начало действия договора аренды) всех лизинговых платежей, которые предполагается осуществить в течение периода действия такого договора, за исключением тех платежей, которые покрывают эксплуатацию, ремонт и обслуживание соответствующего имущества.


В соответствии с приведенным выше определением долга в понятие долга включаются просроченная задолженность, пени и назначенная судом компенсация за убытки, возникшие в результате неосуществлении платежа по договорному обязательству, которое является долгом Неосуществление платежа по обязательству, которое не считается долгом, в соответствии с данным определением (например, оплата в момент доставки), не приводит к образованию долга.



IV. ПРОСРОЧЕННАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ

ПО ВНЕШНИМ ПЛАТЕЖАМ


10. Просроченная задолженность по внешним платежам состоит из общей суммы просроченных обязательств по обслуживанию долга (процентов и основной суммы) по государственному и гарантированному государством долгу, исключая просроченную задолженность по обязательствам по обслуживанию внешнего долга, сумма и/или сроки погашения которого являются предметом спора и переговоров. В рамках Программы мониторинга ненакопление просроченной задолженности по внешним платежам является постоянным количественным контрольным показателем. По состоянию на 15 декабря 2001 года просроченная задолженность по внешним платежам, отвечающая вышеуказанному определению, отсутствовала




V. КУРСОВАЯ РАЗНИЦА НА РЫНКЕ

ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ


11. Разница между внебиржевым обменным курсом и обменным курсом параллельною рынка определяется исходя из курса, по которому банки/участники рынка готовы покупать доллары США за сумы на соответствующие даты и выражается в сумах за один доллар США. Разница между внебиржевым обменным курсом и обменным курсом параллельного рынка определяется как доля в процентах, на которую курс параллельного рынка превышает внебиржевой курс.
































Время: 0.0194
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск