язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Бухгалтерский учет. Аудит. Оценочная деятельность/ Аудит/ Национальные стандарты аудита Республики Узбекистан/ 25. НСАД N 25. Проверка соблюдения нормативно-правовых актов при проведении аудиторской проверки/ Национальный стандарт аудиторской деятельности Республики Узбекистан (НСАД) N 25 "Проверка соблюдения нормативно-правовых актов при проведении аудиторской проверки" (Утвержден Приказом министра финансов от 27.01.2003 г. N 14, зарегистрированным МЮ 28.02.2003 г. N 1223)

Вы можете получить доступ на один день к продукту Законодательство Руз.

УТВЕРЖДЕН

Приказом министра финансов

от 27.01.2003 г. N 14,

зарегистрированным МЮ

28.02.2003 г. N 1223



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

аудиторской деятельности Республики Узбекистан


НСАД N 25


Проверка соблюдения нормативно-правовых актов

при проведении аудиторской проверки


Настоящий Национальный стандарт аудиторской деятельности (НСАД) разработан на основании статьи 21 Закона Республики Узбекистан "Об аудиторской деятельности" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2000 г., N 5-6, ст. 149), пункта 3 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 сентября 2000 года N 365 "О совершенствовании аудиторской деятельности и повышении роли аудиторских проверок" (СП Республики Узбекистан, 2000 г., N 9, ст. 62) и является элементом нормативного регулирования аудиторской деятельности в Республике Узбекистан.



§ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Целью настоящего стандарта является установление норм и правил, которыми аудиторская организация должна руководствоваться в ходе проведения аудиторской проверки при изучении вопросов соблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы осуществления финансово-хозяйственных операций (далее нормативно-правовые акты).


2. Требования данного стандарта являются обязательными для всех аудиторских организаций при проведении аудиторской проверки.



§ 2. НЕСОБЛЮДЕНИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ

СУБЪЕКТОМ НОРМАТИВНО-

ПРАВОВЫХ АКТОВ


3. Несоблюдение нормативно-правовых актов может повлиять на достоверность финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.


4. Термин - несоблюдение нормативно  правовых актов, используемый в данном стандарте, относится к действиям руководства и персонала хозяйствующего субъекта, которые не соответствуют требованиям нормативно-правовых актов и могут привести к существенным искажениям финансовой отчетности.


5. Аудиторская организация выявляет те случаи несоблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов, которые оказывают существенное влияние на финансовые результаты деятельности и привели к существенным искажениям финансовой отчетности.



§ 3. ПРОВЕРКА АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

СОБЛЮДЕНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ

АКТОВ


6. Аудиторская организация при проведении аудиторской проверки должна изучить, соблюдаются ли хозяйствующим субъектом при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности нормативно-правовые акты.


7. Информация, содержащаяся в финансовой отчетности и иной финансовой документации, будет достоверной только тогда, когда финансово-хозяйственная деятельность хозяйствующего субъекта осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами.


8. Аудиторская организация при составлении аудиторского заключения должна быть уверена, что все факты несоблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов, которые привели к искажению финансовой отчетности и иной финансовой информации, обнаружены.


9. При проведении аудиторских проверок всегда существует риск необнаружения фактов несоблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов. Риск возникает вследствие влияния следующих факторов:

наличие нормативных актов, регулирующих отдельные аспекты деятельности хозяйствующего субъекта, которые не оказывают непосредственного влияния на ведение бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;

ограничения, присущие системам внутреннего учета и контроля, которые не могут отразить всю фактическую деятельность хозяйствующего субъекта;

многие доказательства, получаемые аудитором, носят не доказательный, а информативный характер;

возможное наличие разного разного толкования норм нормативно  правовых актов;

возможное наличие противоречивости в нормативно-правовых актах.


10. В случаях необходимости аудиторская организация вправе в установленном порядке привлечь к проверке юристов.


11. Аудиторская организация после ознакомления с деятельностью хозяйствующего субъекта составляет перечень нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность соответствующего хозяйствующего субъекта и в ходе аудиторской проверки руководствуется нормами этих актов.


12. Аудитору при изучении нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность хозяйствующего субъекта, необходимо:

узнать у руководства хозяйствующего субъекта, существуют ли нормативно-правовые акты, непосредственно регулирующие деятельность хозяйствующего субъекта и отрасли, к которой он относится, а также оценить информированность руководства;

получить у руководства хозяйствующего субъекта сведения о процедурах, применяемых хозяйствующим субъектом для обеспечения соблюдения нормативно-правовых актов, и оценить эти процедуры;

получить письменную информацию у руководства хозяйствующего субъекта о том, соблюдает ли хозяйствующий субъект требования нормативно-правовых актов, проверить достоверность этой информации.



§ 4. ДЕЙСТВИЯ АУДИТОРА ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ

ФАКТОВ НЕСОБЛЮДЕНИЯ НОРМАТИВНО-

ПРАВОВЫХ АКТОВ


13. При обнаружении фактов несоблюдения хозяйствующим субъектом требований нормативно-правовых актов аудиторская организация в письменной форме уведомляет руководство хозяйствующего субъекта о:

влиянии выявленных фактов несоблюдения нормативно-правовых актов на достоверность финансовой отчетности;

возможных последствиях в случае, если хозяйствующий субъект не предпримет меры по устранению фактов несоблюдения нормативно-правовых актов.

Уведомление составляется в двух экземплярах, и на остающемся у аудиторской организации экземпляре должно расписаться руководство хозяйствующего субъекта в подтверждение получения одного экземпляра уведомления.


14. Аудиторская организация после выдачи уведомления также должна все выявленные факты несоблюдения нормативно-правовых актов, существенно влияющие на достоверность финансовой отчетности, обсудить с руководством хозяйствующего субъекта и составить протоколы этих обсуждений для включения в рабочую документацию.


15. В случае непредставления руководством хозяйствующего субъекта удовлетворительной информации по выявленным фактам несоблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов аудитору необходимо узнать мнение юридической службы или юриста хозяйствующего субъекта (при их наличии) по этому поводу.

При этом аудитор должен оценить осведомленность юридической службы или юриста о выявленных фактах несоблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов и сделать соответствующую запись в аудиторском отчете.


16. Все выявленные факты несоблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов аудитор должен обсудить также с юридической службой или юристом своей организации (при их наличии). Юридическая служба или юрист аудиторской организации обязаны соблюдать конфиденциальность информации.


17. В случае если нарушение нормативно-правовых актов, выявленное аудитором, не было обнаружено системой внутреннего контроля хозяйствующего субъекта или не было включено в сведения, представленные руководством, аудитор повторно проверяет систему внутреннего контроля хозяйствующего субъекта, оценивает ее эффективность, а также степень достоверности представляемых руководством сведений и делает соответствующую запись в аудиторском отчете.


18. При проверке соблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов аудитору необходимо руководствоваться также Национальным стандартом аудиторской деятельности Республики Узбекистан (НСАД N 24) "Действия аудиторской организации при выявлении искажений финансовой отчетности", утвержденным приказом Министерства финансов Республики Узбекистан от 31.05.2001 г., N 49 (peг. N 1045 от 30.06.2001 г., Бюллетень нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан, 2001 г., N 12).



§ 5. СООБЩЕНИЕ АУДИТОРОМ О ФАКТАХ

НЕСОБЛЮДЕНИЯ НОРМАТИВНО-

ПРАВОВЫХ АКТОВ


19. Аудиторская организация должна немедленно сообщить в письменной форме руководству или высшему органу управления хозяйствующего субъекта, когда обнаружены такие факты несоблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов, которые могут повлечь взыскание штрафных санкций, угрозу обращения взыскания на имущество, прекращения либо приостановления деятельности хозяйствующего субъекта.


20. Выявленные факты несоблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов, которые влияют на достоверность финансовой отчетности, должны быть отражены в аудиторском отчете.


21. Аудиторская организация, выражая в аудиторском отчете мнение о несоблюдении хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов, должна использовать следующую формулировку: "по нашему мнению, в данной ситуации руководство (персонал) хозяйствующего субъекта не соблюдало статью (пункт, часть и т.д.) "___" Закона (Положения, Инструкции и т.д.) "__________".


22. Если руководство хозяйствующего субъекта не принимает меры по устранению фактов несоблюдения нормативно-правовых актов, которые аудиторская организация считает необходимым устранить, аудиторская организация составляет отрицательное аудиторское заключение.


23. Если аудиторская организация приходит к мнению, что имеются факты несоблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов, влияющие на финансовую отчетность, но хозяйствующий субъект препятствует в получении соответствующих аудиторских доказательств, она отказывается от составления аудиторского заключения.