ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Ценные бумаги. Рынок ценных бумаг / Рынок ценных бумаг / Общие вопросы /

Положение о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг (Утверждено Приказом гендиректора ЦККФРЦБ от 29.11.2008 г. N 2008-41, зарегистрированным МЮ 06.02.2009 г. N 1899)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

УТВЕРЖДЕНО

Приказом гендиректора ЦККФРЦБ

от 29.11.2008 г. N 2008-41,

зарегистрированным МЮ

06.02.2009 г. N 1899



ПОЛОЖЕНИЕ

о внутреннем контроле профессионального

участника рынка ценных бумаг


Настоящее Положение в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О рынке ценных бумаг", постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 июля 2008 года N 160 "О дополнительных мерах по развитию инфраструктуры рынка ценных бумаг" устанавливает порядок организации и осуществления внутреннего контроля профессионального участника рынка ценных бумаг.

Требования настоящего Положения распространяются на организации, осуществляющие профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг за исключением коммерческих банков и страховщиков.



I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:


профессиональный участник рынка ценных бумаг (далее - профессиональный участник) - юридическое лицо, которое осуществляет профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;


внутренний контроль профессионального участника рынка ценных бумаг (далее - внутренний контроль) - контроль за соответствием деятельности профессионального участника требованиям законодательства, внутренних документов профессионального участника, связанных с его профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг (далее - внутренние документы);


контролер профессионального участника (далее - контролер) - должностное лицо профессионального участника, ответственное за осуществление внутреннего контроля в соответствии с настоящим Положением;


уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг - Агентство по развитию рынка капитала Республики Узбекистан.


II. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ


2. Осуществление внутреннего контроля возлагается на контролера, который назначается уполномоченным органом управления профессионального участника.

Осуществление внутреннего контроля в организации, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в качестве инвестиционного консультанта, возлагается на руководителя организации.

3. Контролер подотчетен в своей деятельности наблюдательному совету профессионального участника. В случае отсутствия наблюдательного совета контроль за деятельностью контролера осуществляет исполнительный орган профессионального участника.


4. При совмещении профессиональным участником профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществление внутреннего контроля может быть возложено на нескольких контролеров.


5. Профессиональный участник для осуществления внутреннего контроля вправе формировать отдельное структурное подразделение под руководством контролера.


6. Контролер независим в своей деятельности от других структурных подразделений профессионального участника.


7. Должность контролера включается в штат работников профессионального участника. Работа в должности контролера должна быть основным местом работы для контролера. Контролер не вправе совмещать работу одновременно у двух и более профессиональных участников.


8. Профессиональный участник должен иметь Инструкцию (положение) о внутреннем контроле (далее - Инструкция), утвержденную его наблюдательным советом. В случае отсутствия наблюдательного совета Инструкция утверждается исполнительным органом профессионального участника.

9. Инструкция должна содержать:

порядок назначения и увольнения контролера;

описание функций контролера, его прав и обязанностей;

порядок и сроки рассмотрения поступающих жалоб, обращений и заявлений;

порядок действий контролера в случае выявления им нарушений законодательства и внутренние документы;

форму и сроки представления контролером отчетных документов;

порядок осуществления внутреннего контроля в филиалах профессионального участника (при наличии филиалов, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг);

ответственность контролера в случаях непредставления или несвоевременного представления отчетов контролера наблюдательному совету и исполнительному органу.

Инструкция может содержать иные положения, регламентирующие осуществление внутреннего контроля.


10. При наличии у профессионального участника филиала, осуществляющего профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, в штат работников филиала включается контролер филиала.

Функции контролера филиала может исполнять контролер головной организации профессионального участника либо руководитель филиала, если количество работников в штате филиала, выполняющих функции, непосредственно связанные с осуществлением филиалом профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, не более трех человек.

11. На контролера филиала распространяются нормы настоящего Положения с учетом следующих особенностей:

контролер филиала независим в своей деятельности от других работников филиала и подотчетен руководителю филиала и контролеру головной организации;

обо всех выявленных нарушениях законодательства и внутренних документов контролер филиала информирует контролера головной организации и руководителя филиала;

отчетные документы, касающиеся деятельности филиала, контролер филиала представляет контролеру головной организации и руководителю филиала в порядке, установленном настоящим Положением.


11-1. В случае выполнения функций контролера филиала руководителем филиала руководитель филиала:

подотчетен контролеру и руководителю головной организации;

обо всех выявленных нарушениях законодательства и внутренних документов информирует контролера и руководителя головной организации;

отчетные документы, касающиеся деятельности филиала, представляет контролеру и руководителю головной организации в порядке, установленном настоящим Положением.


III. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КОНТРОЛЕРУ


12. Лицо, назначаемое на должность контролера, должно соответствовать квалификационным требованиям, установленным уполномоченным государственным органом по регулированию рынка ценных бумаг.


13. Контролер профессионального участника не вправе исполнять должностные обязанности, не связанные с исполнением функций внутреннего контроля, кроме:

случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 2 настоящего Положения;

обязанностей, не связанных с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг;

обязанностей по организации и осуществлению внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

13-1. Контролер профессионального участника, фондовой биржи, фондового отдела другой биржи, владеющий квалификационным аттестатом I или II категории, должен иметь одно из нижеследующих:

высшее образование по финансово-экономической, юридической, математической специальности либо информационным технологиям;

как минимум пятилетний стаж работы из последних десяти лет в организациях, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, на фондовых биржах, фондовых отделах других бирж или в экономической, финансовой и юридической сферах деятельности, сфере информационных технологий либо работы в государственных органах управления по указанным направлениям.

14. Контролером не может быть лицо:

не имеющее действующего квалификационного аттестата специалиста рынка ценных бумаг;

не имеющее высшего образования по одной из следующих специальностей: финансово-экономическая, юридическая, математическая либо информационные технологии;

исполнявшее функции единоличного исполнительного органа, входившее в состав коллегиального исполнительного органа или являвшееся учредителем профессионального участника, фондовой биржи, кредитной, страховой или аудиторской организации в момент прекращения действия лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности у указанных организаций за нарушения лицензионных требований и условий, допущенных по вине этого лица, если с момента такого прекращения прошло менее трех лет;

имеющее непогашенную судимость за преступления в сфере экономики или за преступления против порядка управления;

исполнявшее функции единоличного исполнительного органа или входившее в состав коллегиального исполнительного органа юридического лица в момент, когда такое лицо было признано банкротом и с момента признания не истекло два года.


15. Профессиональный участник вправе устанавливать в Инструкции дополнительные требования к контролеру в соответствии с законодательством.



IV. ФУНКЦИИ КОНТРОЛЕРА


16. Контролер при осуществлении своей деятельности выполняет следующие функции:


а) обеспечивает соблюдение требований Инструкции;

б) контролирует соблюдение профессиональным участником требований законодательства о рынке ценных бумаг, внутренних правил профессионального участника;

в) рассматривает поступающие профессиональному участнику обращения, заявления и жалобы, связанные с осуществлением профессиональным участником профессиональной деятельности;

г) незамедлительно уведомляет руководителя профессионального участника о выявленном нарушении профессиональным участником законодательства и внутренних документов, устанавливает причины совершения нарушения и виновных в нем лиц;

д) контролирует устранение выявленных нарушений законодательства и внутренних документов и соблюдение мер по предупреждению аналогичных нарушений в дальнейшей деятельности профессионального участника;

е) представляет наблюдательному совету и исполнительному органу профессионального участника сведения в соответствии с их запросами;

ж) осуществляет иные функции по контролю за соблюдением профессиональным участником требований законодательства.


V. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КОНТРОЛЕРА


17. Контролер имеет право:

принимать участие в работе по разработке внутренних документов профессионального участника;

требовать представления документов профессионального участника и знакомиться с содержанием баз данных и регистров, связанных с осуществлением деятельности на рынке ценных бумаг;

требовать от работников профессионального участника, обязанности которых связаны с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, представления соответствующей информации, необходимой для осуществления функций контролера;

требовать от работников профессионального участника, обязанности которых связаны с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, представления письменных объяснений по вопросам, возникающим в процессе исполнения им своих обязанностей.

Контролер имеет и иные права, установленные Инструкцией.


18. Контролер обязан:

соблюдать требования законодательства, регулирующие деятельность контролера;

соблюдать требования внутренних документов профессионального участника о внутреннем контроле;

надлежащим образом выполнять свои функции;

обеспечивать сохранность и возврат полученных оригиналов документов и файлов профессионального участника и его работников;

консультировать работников профессионального участника по вопросам, связанным с организацией внутреннего контроля;

соблюдать служебную тайну в отношении полученной информации.

Контролер несет и иные обязанности, установленные Инструкцией.


19. В случае выявления контролером нарушений законодательства о рынке ценных бумаг контролер не позднее рабочего дня письменно информирует о выявленных нарушениях руководителя профессионального участника и уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг.

20. Требования контролера в пределах предоставленных ему настоящим Положением прав являются обязательными для всех сотрудников профессионального участника.



VI. ОТЧЕТНОСТЬ КОНТРОЛЕРА


21. Контролер при выполнении своих функций составляет:

отчет о проверке выявленного нарушения законодательства и внутренних документов (далее - отчет о проверке нарушения) - не позднее двух рабочих дней после выявления нарушения законодательства и внутренних документов;

квартальный отчет - по итогам каждого квартала в срок не позднее пятнадцати дней после окончания каждого квартала.

Отчеты представляются соответствующему органу управления профессионального участника, предусмотренному пунктом 3 настоящего Положения, не позднее рабочего дня, следующего за днем их составления.


22. Отчет о проверке нарушения должен содержать следующие сведения:

об основаниях проверки и сроках ее проведения;

о подтвержденных и иных обнаруженных в процессе проверки нарушениях законодательства и внутренних документах;

об установленных причинах совершения нарушения и виновных в нем лицах;

о предложениях и рекомендациях по устранению нарушения законодательства и внутренних документов и предупреждению аналогичных нарушений.

В случае повторного выявления контролером нарушения, которое было выявлено ранее, однако не было устранено, контролер вправе не составлять новый отчет о проверке нарушения. При этом информация о том, что выявленное ранее нарушение не устранено, должна быть включена в квартальный отчет контролера.

Сведения об однотипных нарушениях законодательства и внутренних документов (нарушениях одинаковых требований законодательства и внутренних документов, допущенных по одним и тем же причинам), а также о взаимосвязанных нарушениях законодательства и внутренних документов (если одно нарушение явилось следствием другого), выявленных в процессе проведения одной проверки, могут быть отражены в едином отчете о проверке нарушения.


23. Квартальный отчет должен содержать обобщенные сведения:

о проведенных за квартал проверках с указанием количества проведенных проверок, выявленных при проведении проверок нарушений, причинах допущения соответствующих нарушений и принятых мерах по их устранению и недопущению в дальнейшем;

о результатах рассмотрения обращений, заявлений и жалоб (о количестве рассмотренных обращений, заявлений и жалоб, о нарушениях, выявленных по итогам рассмотрения обращений, заявлений и жалоб, причинах допущения соответствующих нарушений, о принятых мерах по устранению и предупреждению аналогичных нарушений в дальнейшей деятельности профессионального участника);

рекомендации по предупреждению нарушений требований законодательства, внутренних документов в дальнейшей деятельности профессионального участника;

о выполнении ограничений на осуществляемые профессиональным участником операции, установленных законодательством;

о реализации мер, направленных на предотвращение неправомерного использования служебной информации, манипулирования ценами, конфликта интересов, и мер по снижению рисков, связанных с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг.

В квартальный отчет могут быть включены рекомендации по повышению квалификации работников, улучшению организации внутреннего контроля профессионального участника, а также иная информация.


24. Контролер организует учет и хранение отчетов путем формирования отдельной номенклатуры дел.


25. Отчеты и иные документы контролера являются документами строгой отчетности профессионального участника и подлежат хранению на протяжении не менее пяти лет, если более длительный срок не установлен Инструкцией.



VII. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ,

ЗАЯВЛЕНИЙ И ЖАЛОБ


26. Поступающие профессиональному участнику обращения, в том числе заявления и жалобы, направляются для рассмотрения контролеру и подлежат регистрации в соответствии с порядком регистрации входящих документов, установленным профессиональным участником.


27. Рассмотрение обращений осуществляется в соответствии с законодательством, с учетом особенностей, установленных настоящим Положением.


28. Письменный ответ заявителю о результатах рассмотрения обращения, заявления или жалобы должен содержать мотивированный ответ на каждый изложенный заявителем довод.


29. Ответ на обращение, заявление и жалобу подписывают руководитель профессионального участника и контролер.


30. Профессиональный участник несет ответственность за полноту и достоверность сведений, сообщаемых им заявителям.



VIII. ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ И РАБОТНИКОВ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧАСТНИКА


31. Руководитель профессионального участника:

оказывает содействие контролеру в выполнении им своих обязанностей;

организует устранение выявленных нарушений законодательства, внутренних документов, а также причин и условий, способствовавших совершению нарушения.


32. Работники профессионального участника (филиала профессионального участника):

оказывают содействие контролеру в выполнении им своих обязанностей;

незамедлительно доводят до сведения контролера о предполагаемых нарушениях законодательства, внутренних правил другими работниками профессионального участника или иными лицами;

уведомляют контролера о возникшем конфликте интересов, а также о сделках, в совершении которых они могут быть признаны заинтересованными лицами в соответствии с законодательством;

уведомляют контролера о клиентах, которые могут быть признаны их аффилированными лицами в соответствии с законодательством;

информируют контролера о клиентах, с которыми в течение продолжительного времени (более одной недели) невозможно установить связь по указанным клиентами данными.



IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ


33. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2009 г., N 6, ст. 66


































Время: 0.0045
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск