ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Основы государственно-правового устройства / Избирательная система. Выборы. Референдум / Референдум /

Основные направления законодательной работы по итогам референдума Республики Узбекистан от 27 января 2002 года (Утверждены Постановлением Олий Мажлиса РУз от 04.04.2002 г. N 351-II)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

УТВЕРЖДЕНЫ

Постановлением Олий Мажлиса РУз

от 04.04.2002 г. N 351-II



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

законодательной работы по итогам

референдума Республики Узбекистан

от 27 января 2002 года



Идеи Президента Республики Узбекистан о необходимости создания двухпалатного парламента легли в основу приоритетных направлений реформирования институтов национальной государственности как составной части стратегии развития Республики Узбекистан в начале XXI века. Без кардинального улучшения работы органов государственной власти в соответствии с требованиями времени невозможно успешно решать задачи дальнейшего углубления реформ, либерализации всех сфер жизни общества. Сильная и справедливая власть, поддерживаемая народом, является одним из важнейших условий формирования демократического гражданского общества, государства с великим будущим.

На референдуме, проведенном 27 января 2002 года, народ Узбекистана проголосовал за создание в стране двухпалатного парламента и изменение конституционного срока полномочий Президента Республики Узбекистан с пятилетнего на семилетний. Эти решения связаны с дальнейшей интенсификацией процесса демократизации общественно-политической жизни.

Создание постоянно действующего двухпалатного законодательного органа является характерной тенденцией современного парламентаризма. В большинстве демократических стран мира действуют двухпалатные парламенты.

Последовательная реализация конституционного принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви является определяющим условием эффективного функционирования всех институтов государственной власти, устойчивого продвижения нашей страны по пути демократии и прогресса. Необходимым шагом в этом направлении, призванным обеспечить стабильность, успешную реализацию долгосрочных программ, предсказуемость общественной и государственной жизни, является установление оптимального конституционного срока полномочий главы государства.

Результаты референдума продемонстрировали высокую политическую сознательность и социально-правовую активность граждан, стремление народа к дальнейшему углублению широкомасштабных реформ, поддержку им демократических преобразований, осуществляемых в стране, курса на формирование гражданского общества.

Референдум показал, что в современном обществе Узбекистана достигнут высокий уровень согласия по принципиальным вопросам развития конституционного устройства государства, и дал импульс к дальнейшему реформированию всех ветвей государственной власти.

Для претворения в жизнь решений референдума необходимо, в первую очередь, отразить результаты всенародного голосования в Конституции и законодательстве Узбекистана. Итоги референдума требуют разработки новых и совершенствования действующих законов об институтах гражданского общества, законов, регулирующих систему организации государственной власти, то есть конституционный статус Олий Мажлиса Республики Узбекистан и его палат, Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров Республики Узбекистан, органов государственной власти на местах и судебной власти. Эти изменения в законодательстве Узбекистана требуют объективной последовательности в их принятии.

На начальном этапе необходимо определить основные направления и приоритеты стратегии законодательной работы. Нормативной основой, позволяющей взвешенно и обоснованно осуществлять дальнейшие преобразования, будет служить Конституционный закон об итогах референдума и основных принципах организации государственной власти в условиях осуществления демократических реформ. Данный правовой документ отражает и закрепляет в законодательной форме итоги референдума и становится основой для внесения изменений в Конституцию Республики Узбекистан, ставит принципиально иные требования к новым, отражающим в себе процесс изменений, законам, которые необходимо принять в дальнейшем.

В новых законах, регулирующих деятельность будущего Парламента Республики Узбекистан, следует определить правовой порядок:

- формирования парламента и его палат;

- взаимоотношения палат;

- образования и функционирования комитетов (комиссий) палат;

- законотворческой работы и парламентского контроля;

- участия политических партий и их фракции в работе парламента;

- деятельности членов нижней и верхней палат парламента;

- взаимодействия парламента с органами исполнительной и судебной власти;

- организационного и материально-технического обеспечения деятельности парламента, его палат, комитетов (комиссий), формирования аппарата парламента.

Реализуя итоги референдума относительно изменения конституционного срока полномочий главы государства, следует закрепить положение об избрании Президента Республики Узбекистан на семилетний срок в Конституции Республики Узбекистан. Изменение конституционного срока полномочий Президента Республики Узбекистан даст возможность главе государства:

- обеспечить сбалансированное и рациональное взаимодействие всех ветвей государственной власти;

- последовательно решать приоритетные задачи по защите конституционного строя, выполняя функции гаранта Конституции и соблюдения прав и свобод человека;

- сохранять и укреплять политическую стабильность, гражданский мир и межнациональное согласие;

- более эффективно использовать свои полномочия для осуществления диалога и консолидации всех политических сил и социальных групп общества;

- повысить эффективность исполнения законов и обеспечить действенный контроль за их соблюдением.

Соответствующие изменения будут внесены в законы о выборах. Совершенствование избирательного законодательства позволит:

- упрочить демократические и правовые основы формирования парламента, других выборных институтов государственной власти;

- активизировать участие граждан, всех институтов гражданского общества в проведении выборов;

- обеспечить развитие многопартийной системы;

- создать условия для широкого представительства населения и регионов соответственно в Законодательной палате и Сенате;

- обеспечить стабильность и преемственность всех ветвей государственной власти, их эффективное функционирование и конструктивное взаимодействие.

Требует дальнейшего законодательного уточнения правовой статус избирательных комиссий.

В законах о палатах парламента необходимо четко определить соответственно полномочия каждой из палат, их структуру и взаимоотношения, регламентировать согласительные процедуры, порядок прохождения законопроекта, взаимодействие палат с органами других ветвей государственной власти и иные вопросы их деятельности.

Значительную роль в функционировании Законодательной палаты будут играть депутатские фракции. В связи с этим необходимо в законе предусмотреть порядок образования фракций, формы их участия в деятельности парламента.

Особое внимание в законодательных актах, регламентирующих порядок подготовки и прохождения законопроектов, должно быть уделено процедурам, связанным с принятием, подписанием и опубликованием законов.

Законопроекты вносятся в Законодательную палату, которая будет рассматривать их, как правило, в нескольких чтениях. Закон, принятый Законодательной палатой, должен передаваться в Сенат. Члены Сената участвуют в законодательной деятельности с учетом, прежде всего, интересов страны и, вместе с тем, соответствующих регионов путем одобрения или отклонения законов, принятых нижней палатой. Закон, одобренный Сенатом, не позднее десяти дней направляется Президенту Республики Узбекистан для подписания.

При отклонении закона Сенатом, палаты могут образовывать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению в Законодательной палате, а затем в Сенате.

При несогласии Законодательной палаты с решением Сената, закон будет считаться принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Законодательной палаты. В этом случае закон направляется на подпись Президенту Республики Узбекистан Законодательной палатой.

Закон, направленный в установленном порядке Президенту Республики Узбекистан, не позднее тридцати дней подписывается и публикуется в установленном порядке.

Президент Республики Узбекистан вправе возвратить закон со своими возражениями в Олий Мажлис Республики Узбекистан для повторного обсуждения и голосования. В случае одобрения закона в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Законодательной палаты и членов Сената Президент Республики Узбекистан в течение четырнадцати дней подписывает закон.

Осуществление палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан законодательной власти основывается на инициативном и активном участии депутатов Законодательной палаты и членов Сената в законодательной деятельности и решении иных вопросов, отнесенных к их компетенции. Дальнейшей развитие парламентаризма в Узбекистане невозможно без усиления правовых гарантий демократичности законодательного процесса. Эти гарантии должны быть направлены на обеспечение участия политических партий и депутатских объединений на всех стадиях разработки и обсуждения законопроектов, что предполагает высокую степень гласности работы парламента, проведения публичных парламентских слушаний. Данные гарантии должны пронизывать всю систему актов, регулирующих деятельность палат парламента.

В целях создания четкого порядка созыва и проведения заседаний палат, их комитетов (комиссий), формирования органов государственной власти, урегулирования законодательной процедуры, порядка осуществления парламентского контроля, механизма реализации полномочий палат и их должностных лиц, а также других вопросов парламентской деятельности будущему парламенту необходимо принять регламенты нижней и верхней палат. Двухпалатному парламенту также следует разработать специальное положение об аппарате парламента, определив его полномочия и порядок деятельности.

Требуется еще более глубокое внедрение демократических стандартов и принципов в государственное управление и общественное строительство, обеспечение баланса законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, их независимости, создание на практике механизмов для выполнения каждой из ветвей власти возложенных на них задач  и обязанностей.

В законы о государственной власти на местах и об органах самоуправления граждан предстоит внести изменения и дополнения, предусматривающие расширение полномочий местных органов государственной власти и органов самоуправления граждан по решению различных вопросов на соответствующей территории. В связи с этим потребуется внесение в закон о Кабинете Министров изменений и дополнений, затрагивающих взаимоотношения правительства и органов управления на местах.

Важнейшей гарантией защиты прав граждан должно быть совершенствование процедуры рассмотрения обращении граждан и порядка обжалования в суд неправомерных действий и решений государственных органов и должностных лиц.

Необходимо продолжить начатую работу по совершенствованию законодательства по либерализации экономики, разгосударствлению и приватизации имущества, расширению места и влияния частной собственности в экономике, предоставлению еще больших свобод и льгот предпринимателям в малом и среднем бизнесе, созданию для них всех необходимых возможностей и стимулов.

Политико-правовым и институциональным проявлением развитости современного общества является общественный контроль за деятельностью органов государственной власти. В связи с этим предстоит совершенствовать законодательство, составляющее правовую основу функционирования институтов гражданского общества. В частности, значительную поддержку их развитию должно оказать принятие закона, предусматривающего гарантии и условия их деятельности, создание фондов, призванных поддерживать негосударственные, общественные структуры. Одновременно необходимо разработать другие экономические, организационные и правовые механизмы по стимулированию процесса создания негосударственных, общественных структур. Все это будет способствовать, во-первых - повышению общественно-правового сознания, развитию политической культуры, во-вторых - вовлечению граждан в управление государством и обществом.

Взвешенный и продуманный подход к реализации решений референдума требует разработки отдельных концепций по важнейшим законопроектам в области государственного строительства. Принятие перечисленных выше законодательных актов не означает завершения работы по реализации всех задач в области государственного строительства. Этот процесс рассчитан не только на ближайшее время, но и на отдаленную перспективу. Потребуется принятие и совершенствование целого ряда законов и подзаконных актов, регулирующих различные сферы общественных отношений, прямо или косвенно связанных с этими задачами.

Государственное строительство во всем мире является непрерывным процессом. Этот процесс должен претворяться в жизнь всеми государственными органами путем конструктивного взаимодействия между ветвями государственной власти и сохранения баланса между их полномочиями, создания необходимых условий для активного участия политических партий, средств массовой информации и других институтов и гражданского общества в решении важнейших вопросов общественной и государственной жизни.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2002 г., N 8, ст.52


















Время: 0.0085
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск