ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности / Утратившие силу акты / Государственные кадастры /Положение о государственном контроле за использованием и охраной земель (Приложение N 2 к Постановлению КМ РУз от 16.02.2005 г. N 66)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Постановлению КМ РУз
от 16.02.2005 г. N 66
о государственном контроле за использованием
и охраной земель
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение определяет порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель юридическими и физическими лицами, а также правовые основы деятельности государственных органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель.
2. Основной задачей государственного контроля за использованием и охраной земель является обеспечение соблюдения юридическими и физическими лицами, органами государственного управления, органами государственной власти на местах требований земельного законодательства.
Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется на всей территории Республики Узбекистан.
3. Государственные органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, взаимодействуют с правоохранительными органами, органами государственного управления, органами самоуправления граждан и другими общественными объединениями и организациями, оказывают им методическую и иную помощь.
4. Государственные органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, в целях предотвращения нарушений проводят мероприятия по разъяснению земельного законодательства.
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ
5. Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется органами государственной власти на местах, а также специально уполномоченными государственными органами.
6. Органы государственной власти на местах заслушивают отчеты территориальных подразделений специально уполномоченных государственных органов по контролю за использованием и охраной земель о соблюдении земельного законодательства, создают комиссии по проверке рационального использования и охраны земель, осуществляют иные предусмотренные законодательством полномочия по данному вопросу.
7. Специально уполномоченными государственными органами по контролю за использованием и охраной земель являются:
Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру Республики Узбекистан (Госкомземгеодезкадастр);
Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды (Госкомэкологии).
Госкомземгеодезкадастр осуществляет государственный контроль за использованием и охраной земель по вопросам, не входящим в компетенцию Госкомэкологии.
Госкомэкологии осуществляет государственный контроль за загрязнением земель производственными и иными отходами, химическими и радиоактивными веществами, сточными водами, а также за использованием и охраной земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного назначения, земель водного фонда.
8. Государственный контроль за использованием и охраной земель от имени Госкомземгеодезкадастра осуществляется должностными лицами Госкомземгеодезкадастра, управлений по земельным ресурсам и государственному кадастру Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента, отделов по земельным ресурсам и государственному кадастру районов (городов).
9. Должностными лицами Госкомземгеодезкадастра по государственному контролю за использованием и охраной земель являются:
председатель Госкомземгеодезкадастра - главный государственный инспектор Республики Узбекистан по контролю за использованием и охраной земель;
заместитель председателя Госкомземгеодезкадастра - заместитель главного государственного инспектора Республики Узбекистан по контролю за использованием и охраной земель;
начальники управления по контролю за использованием и охраной земель и управления по землеустройству Госкомземгеодезкадастра - старшие государственные инспекторы Республики Узбекистан по контролю за использованием и охраной земель;
начальники управлений по земельным ресурсам и государственному кадастру Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента - главные государственные инспекторы Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента по контролю за использованием и охраной земель;
начальники отделов по земельным ресурсам и государственному кадастру районов (городов) - главные государственные инспекторы районов (городов) по контролю за использованием и охраной земель;
начальники отделов и специалисты управления по контролю за использованием и охраной земель и управления по землеустройству Госкомземгеодезкадастра, начальники и специалисты соответствующих секторов управлений по земельным ресурсам и государственному кадастру Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента, главные специалисты, а также ведущие специалисты отделов по земельным ресурсам и государственному кадастру районов (городов) - государственные инспектора по контролю за использованием и охраной земель.
10. Государственный контроль за использованием и охраной земель от имени Госкомэкологии осуществляется должностными лицами Госкомэкологии Республики, Комитета Республики Каракалпакстан по экологии и охране окружающей среды, управлений по экологии и охране окружающей среды областей и города Ташкента.
Должностными лицами органов Госкомэкологии, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель, являются главные государственные инспекторы по экологии и охране окружающей среды соответственно Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента и их заместители, старшие государственные инспекторы и государственные инспекторы Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, Комитета Республики Каракалпакстан по экологии и охране окружающей среды, управлений по экологии и охране окружающей среды областей и города Ташкента в соответствии с их полномочиями.
11. Решения государственных органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, принятые в пределах своей компетенции, являются обязательными для исполнения министерствами, государственными комитетами, ведомствами, юридическими и физическими лицами.
III. ФУНКЦИИ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ
12. В соответствии с возложенными на них задачами государственные органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, в установленном порядке выполняют следующие функции:
а) контроль за выполнением комплекса мероприятий по охране земель, заключающихся в:
рациональной организации территории;
восстановлении и повышении плодородия почв, а также других свойств земли;
защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, от других процессов разрушения;
защите от зарастания сельскохозяйственных угодий кустарниками и мелколесьем, сорняками и от других процессов ухудшения культур, технического состояния земель;
консервации деградированных сельскохозяйственных угодий, если иными способами невозможно восстановить плодородие почв;
рекультивации нарушенных земель, повышении их плодородия и других полезных свойств земель;
снятии, использовании и сохранении плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель;
б) контроль за отводом земель под водоохранные зоны и прибрежные полосы, а также за их целевым использованием;
в) контроль за приведением сельскохозяйственных и лесных угодий, других земель, предоставленных для разработки месторождений полезных ископаемых, строительных и иных работ, по миновании в них надобности, в состояние, пригодное для использования их по назначению;
г) контроль за выполнением сельскохозяйственными товаропроизводителями мероприятий по:
внедрению в соответствии с природно-экономическими условиями научно-обоснованных севооборотов, наиболее эффективной и рациональной системы земледелия;
обеспечению сохранения площадей пахотных земель;
производству комплексной реконструкции мелиоративно неблагополучных орошаемых земель, обводнению и улучшению сенокосов и пастбищ;
г-1) контроль за выполнением землевладельцами и землепользователями, арендаторами и собственниками земельных участков обязанностей и обязательств по:
рациональному использованию земель в соответствии с целевым назначением, повышению плодородия почвы, применению природоохранных технологий производства, не допущению ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;
соблюдению прав других землевладельцев, землепользователей, арендаторов и собственников земельных участков;
осуществлению мероприятий по предотвращению или максимально возможному ограничению отрицательных воздействий на сельскохозяйственные, лесные и другие угодья за пределами предоставленных (реализованных) в их владение, пользование и в собственность земельных участков при разработке месторождений полезных ископаемых, а также при проведении других работ;
своевременному представлению в органы государственной власти на местах установленных законодательством сведений об использовании земель;
принятию мер по недопущению самовольного захвата земель и (или) самовольной застройки, а также приостановлению незаконного строительства на самовольно захваченном земельном участке;
приведению сельскохозяйственных и лесных угодий, предоставленных для разработки месторождений полезных ископаемых, строительных и иных работ, по миновании в них надобности за свой счет в состояние, пригодное для использования в сельском, лесном или рыбном хозяйстве, а при производстве указанных работ на других землях - в состояние, пригодное для использования их по назначению;
д) обмер площадей сельскохозяйственных культур, предназначенных для производства сельскохозяйственной продукции для государственных нужд.
13. Государственные органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, в пределах своей компетенции имеют право:
осуществлять в установленном порядке проверки рационального использования и охраны земель;
давать обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами предписания по устранению нарушений земельного законодательства и по проведению мероприятий, связанных с рациональным использованием и охраной земель;
привлекать в установленном порядке виновных должностных лиц и граждан к административной ответственности, предъявлять иски по возмещению вреда, причиненного нарушением земельного законодательства, направлять представления в соответствующие предприятия, учреждения, организации и материалы в правоохранительные органы для привлечения виновных в нарушении земельного законодательства лиц к ответственности;
вносить предписания в органы государственной власти на местах о полном или частичном изъятии земельных участков в случаях, предусмотренных земельным законодательством, а также предложения об установлении обременения земельных участков.
IV. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ
14. Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется в порядке, определенном Законом Республики Узбекистан "О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов" и актов законодательства.
15. При выявлении нарушений земельного законодательства уполномоченные должностные лица государственных органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, определяют виды нарушений, ущерб, причиненный нарушением земельного законодательства, конкретных виновных лиц и оформляют материалы по правонарушениям в порядке, установленном законодательством.
V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ
16. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, несут ответственность за правильную организацию и осуществление своей деятельности в соответствии с законодательством.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
2005 г., N 7, ст. 59